Природные условия и ресурсы западной европы. Природно-ресурсный потенциал восточной европы

Македонию, Албанию, а также Литву, Латвию и Эстонию.

Страны этого региона имеют немало общего в историческом и социально-экономическом развитии. После Второй мировой войны их объединила принадлежность к социалистической системе хозяйства, что обусловливало устойчивые экономические связи друг с другом и СССР. Большинство из них входило в Совет экономической взаимопомощи (СЭВ) и политический блок Варшавского договора.

В настоящее время в этих странах происходит радикальные экономические преобразования, в результате которых расширились их связи с Западной .

До последнего времени остается крайне напряженной политическая обстановка в странах Восточной Европы. В результате военных действий в значительной степени пострадало стран - бывших республик Югославии.

Страны Восточной Европы представляют собой единый территориальный массив, протянувшийся от Балтики до Черного и . Главными особенностями экономико- стран Восточной Европы являются:

  • приморское положение большинства государств;
  • возможность выхода в море по Дунайскому водному пути для стран, не имеющих прямого выхода к морю (Венгрии, Словакии);
  • соседское положение стран по отношению друг к другу;
  • транзитное положение на пути между странами Западной Европы и странами .

Все эти особенности создают хорошие предпосылки для развития интеграционных процессов.
природные предпосылки для развития хозяйства стран Восточной Европы также достаточно благоприятны, хотя и имеет место определенный дефицит природных ресурсов.

Уровень достаточно высок и составляет 50 - 60%.

Хозяйство стран Восточной Европы не представляет единого целого. Различаются не только уровни развития и структура, но и направления решения экономических вопросов и размещение по территории.
Энергетика стран этого региона ориентированна в основном на уголь, что связанно с наличием крупных бассейнов. Для региона характерно также развитие гидро- и (АЭС «Козлодуй» в Болгарии и ГЭС «Железные ворота» на Дунае).

Ориентируется на собственное сырьё, черная - на привозное. Поэтому предприятия расположены в крупных транспортных узлах и портах.

В странах Восточной Европы достаточно разнообразно. - в Польше, Румынии. Электротехника - в Венгрии, Болгарии, Латвии. Наиболее широкий набор отраслей в Чехии.

Не получила широкого развития. Наиболее известна фармацевтическая

Европа представляет собой регион, богатый самыми разнообразными природными ресурсами. Они распределены по ее территории неодинаково. Каждая страна обладает своими запасами, на чем частично и строится ее экономика.

Общие сведения

Несмотря на многообразие природных ресурсов Зарубежной Европы, они значительно истощаются. Это объясняется несколькими факторами:

  • данный регион является самым густонаселенным на планете, что приводит к массивному потреблению ресурсов;
  • Европа начала использовать их раньше других регионов;
  • территория Европы относительно небольшая и восполнение ресурсов происходит медленно.

Общая оценка обеспеченности Зарубежной Европы включает количество полезных ископаемых, лесные, водные и энергетические ресурсы. В каждом регионе преобладают свои ресурсы.

Полезные ископаемые

Характеристика минеральных ресурсов европейской территории неоднозначна. С одной стороны, они достаточно разнообразны, здесь представлены практически все виды полезных ископаемых. С другой, количество их незначительно и ежегодно уменьшается, не успевая восстанавливаться.

Ниже представлены минеральные природные ресурсы Зарубежной Европы в таблице.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Ресурс

Процент от мирового запаса

Остальные полезные ископаемые добываются в совсем небольшом объеме. Распределение полезных ископаемых по территории Европы неравномерно:

  • каменный уголь добывают в основном на территории Германии и Польши;
  • бурым углем богаты Германия и Болгария;
  • соли калия добываются в Германии и Франции;
  • урановая руда производится Францией и Испанией;
  • медью богаты Болгария, Польша, Финляндия;
  • нефть находится в основном в Великобритании, Норвегии и Дании;
  • запасы газа велики в Великобритании, Норвегии, Нидерландах.

Как видно, наиболее обеспеченными странами являются Германия и Великобритания.

Рис. 1. Каменноугольный бассейн в Германии

Вода

Водные ресурсы - одни из самых значимых в экономике любой страны. Вода используется во всех отраслях производства, в сельском хозяйстве, в жизни людей.

Водные ресурсы определяются общим количеством пресной воды, которая имеется на территории региона. Под пресной водой понимают реки и озера, водохранилища. Зарубежная Европа богата и реками, и озерами, но они имеют сравнительно небольшие размеры. Европейские реки располагаются на равнинах и в горах. Горные водоемы обеспечивают гидроэнергетические ресурсы региона.

Общий объем европейских озер составляет 857 куб. км. Больше всего озер располагается в северной части Европы - Финляндии, Норвегии. В горных районах тоже есть озера округлой формы, образовавшиеся в результате схода ледников.

В Европе располагается около 2,5 тысяч водохранилищ. Больше всего их в южной части региона.

Проблемы с обеспечением пресной водой имеются на средиземноморской территории. Жарким летом здесь часто наблюдается засуха.

Рис. 2. Речная сеть Европы

Лес

Лесные ресурсы Европы достаточно велики. Около 33% площади территории покрыто разнообразными лесами. На сегодняшний день отмечается прирост их количества. В основном в Европе распространены хвойные породы деревьев.

Лес - это наибольший природно-ресурсный потенциал Зарубежной Европы. Деревообрабатывающая промышленность предоставляет 3,7 млн. трудовых мест и вносит 9% вклад в экономику региона.

Наибольшая площадь лесных насаждений приходится на Северную Европу - Финляндию и Норвегию. Меньше всего лесов располагается на островных государствах.

Рис. 3. Карта лесных ресурсов Европы

Земля

Земельные ресурсы - это основа для образования других, для деятельности человека. Земля имеет наибольшее значение в экономике. Сельское хозяйство - это основной вид промышленности для населения Зарубежной Европы. Под эти нужды отдано почти 50% территории. Наиболее благоприятная почва для земледелия представлена в южных регионах. Животноводством занимаются в горах. В северных странах агроклиматические условия не слишком благоприятны для сельского хозяйства.

Для постройки жилья и других зданий отдано только 5% европейской земли.

Почвенные ресурсы активно используются для постройки коммуникаций, сельского хозяйства. Это пагубным образом влияет на растительный и животный мир.

Рекреационные ресурсы

Природные условия Зарубежной Европы обуславливают то, что она является главным центром туризма в мире. Ежегодно сюда приезжает 2/3 всех туристов. В основном их привлекают достопримечательности различных европейских стран. Туризм представляет собой одну из главных отраслей экономики.

Главные рекреационные районы Европы - это горы и морские побережья. Наиболее благоприятные природные зоны находятся в Средиземноморье. В местных морях активно практикуются круизные путешествия. В горах люди занимаются лыжным спортом и альпинизмом.

В Зарубежной Европы наиболее посещаемыми странами являются Франция и Италия.

Что мы узнали?

Из-за активного использования природных ресурсов в Европе происходит постепенное их истощение. На сегодняшний день этот регион наиболее богат залежами полезных ископаемых и лесами. Еще одной значимой статьей экономики является туризм. Проблемой европейских стран является дефицит пресной воды.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4.3 . Всего получено оценок: 113.

(менее 1000 долл. США).

За почти полувековой послевоенный период в странах ЦВЕ сформировался особый тип экономики, сложились новые отраслевая и территориальная структуры хозяйства.

Сельское хозяйство стран ЦВЕ находится в очень сложном положении. С одной стороны, регион обладает благоприятными агроклиматическими ресурсами для разнообразного и , богатыми традициями земледелия. С другой - вступление в ЕС неизбежно приведет к разорению огромной массы как коллективных, так и частных хозяйств, которые не выдержат конкуренции с более сильными западными производителями. Значительное сокращение производства сельхозпродукции после окончательной интеграции в ЕС рассматривается в странах региона как фатальная неизбежность в условиях капиталистического перепроизводства. В связи с этим комиссии Евросоюза разрабатывают пакеты программ по социальной поддержке разорившихся крестьян, оценивают возможности качественной реструктуризации и модернизации сельскохозяйственного производства в случае, если это будет нужно для общего продовольственного рынка ЕС. Особенно острые проблемы возникли в странах с малоэффективным сельским хозяйством: , Румынии, большинстве стран бывшей Югославии. Несколько лучше ситуация в , и Словении.

В структуре растениеводства выделяется производство зерна картофеля, сахарной свеклы, овощей, фруктов. Польша - традиционно крупнейший в регионе производитель пшеницы и ржи. Ее часто называют «картофельным полем» Европы, так как до последнего времени здесь выращивалось картофеля столько же, сколько во всей . Главными производителями здесь даже в советское время были частники.

В Венгрии и выращивают кукурузу и фасоль. Много подсолнечника - это характерный элемент ландшафтов Средне- и Нижнедунайских равнин (Венгрия, Сербия, Румыния и Болгария). Болгария - страна разнообразного овощеводства (перец, томаты, лук и др.).

В регионе многовековые традиции производства алкогольных напитков. Однако сегодня из-за усиливающегося давления конкурентов виноградарство и виноделие переживают нелучшие времена. С советских времен в России хорошо известны болгарские сухие и полусухие вина, венгерский «Токай». В Балканских странах популярна крепкая сливовая водка. Чехия славится своим великолепным пивом, которое варят в Пльзене, среди ценителей этого напитка особой популярностью пользуются темные сорта.

Из отметим разведение крупного рогатого скота (мясомолочное направление), свиноводство, птицеводство, на юге - овцеводство. Польша выделяется как производитель говядины, Прибалтийские республики известны своими высококачественными молочными продуктами, Венгрия - продуктами из свинины и курами.

Следуя опыту Советского Союза, страны ЦВЕ делают упор на приоритетное развитие базовых отраслей промышленности, энергетики. В результате был создан весьма крупный промышленный потенциал. В рамках СЭВ сложилось разделение труда, при котором СССР выполнял роль своеобразного «сырьевого придатка» стран ЦВЕ, те, в свою очередь, поставляли в нашу страну в основном готовую промышленную продукцию. В последнее десятилетие XX в. происходило сокращение промышленного производства, в особенности энергоемкой и металлоемкой продукции.

В период социалистического строительства для обслуживания прежде всего нужд развивающейся промышленности была создана мощная топливно-энергетическая база. В одних странах, например в Польше, Чехии, Словакии и Румынии, она работает в основном на базе местных ресурсов. В других - на импортном сырье, как в Венгрии и . Яркая черта энергетики стран региона - высокая доля угля в энергобалансе. Страны ЦВЕ - мировые лидеры по добыче бурого угля, который сжигается на ТЭС, сооруженных вблизи месторождений. Наиболее крупные территориально-производственные комплексы на базе бурого угля - Верхнесилезский, Белхатувский в Польше, Северо-Чешский в Чехии, Белградский и Косовский в Сербии. Добыча каменного угля ведется прежде всего в Польше (более 130 млн тонн в год в 1990-х гг.). Энергетика, ориентированная на уголь, приводит к серьезным . Принятие программ по минимизации загрязнений от ТЭС на угле было одним из условий вступления этих стран в Европейский союз.

На Балканах, в республиках бывшей Югославии и в Албании, в производстве электроэнергии велика доля ГЭС. В Румынии используется местная нефть - геополитически значимый ресурс страны, а также газ.

В Венгрии, Чехии, Словакии, Словении и Болгарии действуют атомные электростанции, построенные советскими специалистами, а в бывшей Югославии - американскими. Ряд стран региона к концу социалистического периода значительную часть своей электроэнергии получал на АЭС. Так, в Болгарии АЭС производила 30% электроэнергии страны, в Венгрии - 22%, в Чехословакии - 21%.

Черная металлургия традиционно развивалась в Польше и Чехии, цветная - в Польше и . В рамках программ СЭВ в странах ЦВЕ были построены новые металлургические заводы. Все заводы по производству чугуна и стали были ориентированы на импорт руды из СССР. Самый мощный из них - комбинат Нова-Гута в Польше. После развала СЭВ производство чугуна и стали в регионе сократилось. В 1981 г. активисты-экологи Кракова развернули кампанию за модернизацию металлургического комбината в Нова-Гуте, являющегося крупнейшим в регионе загрязнителем.

Предприятия цветной металлургии базируются прежде всего на местных ресурсах. Польша входит в десятку крупнейших в мире производителей меди, выплавка которой в 1990-х гг. достигала 400 тыс. тонн. Благодаря своим ресурсам цветная металлургия активно развивалась на Балканах. На базе месторождений бокситов работают алюминиевые заводы в Задоре (Хорватия), Мостаре (), Кидри- чево (Словения), Подгорицах (). Крупные алюминиевые заводы действуют в Секешфехерваре (Венгрия) и Слатине (Румыния). В начале 1980-х гг. под давлением экологов и общественности был закрыт алюминиевый завод в Скавине (Польша), крайне неблагоприятно влиявший на окружающую среду.

В социалистический период главной отраслью промышленности большинства стран ЦВЕ (кроме Албании) стало машиностроение. Однако в целом оно развито качественно слабее, чем на западе Европы. Большая часть выпускаемой продукции неконкурентоспособна. Это связано, в частности, с тем, что в отличие от Запада здесь воздействие конкуренции было минимальным. Около половины Продукции производилось на экспорт, значительная часть которого предназначалась для «неприхотливого» потребителя - СССР. Например, венгерские «Икарусы», которые никогда бы не купила ни одна западноевропейская страна, успешно покупались или поставлялись по бартеру в нашу страну и до сих пор колесят по дорогам России.

Автомобилестроение ни по количественным, ни по качественным показателям не сопоставимо с западноевропейским. На сегодняшний день на европейском рынке удержалась чешская «Шкода», предприятия компании находятся в городах Пльзень и Млада-Болеслав. Большинство же автомобильных заводов либо свернули производство нерентабельной продукции, либо были обанкрочены, а их производственные фонды куплены западными компаниями и модернизируются. В наследие от социалистического периода здесь остались заводы по производству тяжеловозов и грузовиков «Татра» в Остраве (Чехия), железнодорожных вагонов и локомотивов в Чехии, Польше и (Рижский вагоностроительный завод), микроавтобусов «РАФ» (Латвия, Рига), мотокаров в Болгарии, экскаваторов в . Польша и Хорватия выпускали морские пассажирские и рыболовецкие суда. Судостроительные верфи в Гданьске получили всемирную известность, но не благодаря выпускаемым судам, а потому что здесь родился независимый профсоюз «Солидарность» во главе с Лехом Валенсой, поднявший на борьбу с советской системой уже в начале 1980-х гг.

Еще одна отрасль, унаследованная от социалистического периода, - химическая промышленность. На базе собственных ресурсов развивались производство минеральных удобрений и коксохимия в Польше, Чехословакии и Румынии. Нефтеперерабатывающие заводы и нефтехимические предприятия размещаются на пересечении магистральных нефтепроводов с реками (Плоцк в Польше, Братислава в Словакии, Сасхоломбатга в Венгрии, Панчево в Сербии и Черногории). При их строительстве прежде всего ориентировались на советскую Нефть, доставляемую сюда по построенному в 1964 г. нефтепроводу «Дружба». Некоторые предприятия нефтепереработки и нефтехимии строились в портах (Гданьск в Польше, Бургас в Болгарии), что после развала социалистической интеграции и частичной переориентации на поставки нефти из стран ОПЕК оказалось более выгодно. Нефте- и газопереработка в Румынии исторически и по сей день базируется на трансильванских месторождениях в центре страны. «На плаву» в странах ЦВЕ остался и ряд фармацевтических предприятий. Россиянам известны компании «КРРА» (Словения), «Гедеон Рихтер» (Венгрия), «Польфа Краков» (Польша).

Относительно неплохо представлена легкая промышленность. Страны ЦВЕ производят хлопчатобумажные, шерстяные и льняные ткани. Старейший район текстильной промышленности в Центрально-Восточной Европе - Лодзинский в Польше. На производстве три- котажа специализируется бывшая Югославия.

Особо выделяется среди отраслей производство обуви. С советских времен в России известна польская, чешская, румынская и югославская обувь - продукция заводов в Радоме и Халмеке (Польша), Злине (бывший Готвальдов, Чехия), Тимишоара и Клуж-Напока (Румыния), в Борово и Загребе (Хорватия). Чехия знаменита своим стеклом и художественной керамикой.

Третичный сектор в ЦВЕ развит слабее, чем в Западной Европе. Для большинства стран ЦВЕ важная отрасль специализации хозяйства - туризм. В советское время озеро Балатон в Венгрии, курорт Дубровник, Варна в Болгарии пользовались большой популярностью среди тех, кто выезжал из нашей страны по туристическим путевкам за границу Главные туристские пляжные районы сформировались вдоль Адриатического и , а горно-туристские районы - в Карпатах и Судетах. Развитие туризма в приморских странах бывшей Югославии, особенно в и Черногории, затормозилось в период острого политического кризиса и войн на Балканах в 1990-х гг. Несмотря на дешевизну и благоприятный климат, пустеют многие пляжи Болгарии и Румынии. Албания планирует найти свою нишу в туриндустрии стран ЦВЕ прежде всего на базе использования живописных приморских ландшафтов.

Больше всего туристов принимают Венгрия (более 10 млн) и Чехия (8-10 млн). Именно в этих странах, обладающих богатейшим культурно-историческим наследием, создана лучшая в регионе инфраструктура туризма. Ежегодные доходы от туристского бизнеса в Венгрии в 2001 г. составили 3,5 млрд долл., в Чехии превысили 2 млрд долл.

В транспортной инфраструктуре в отличие от западноевропейской сохраняется высокая доля железнодорожного транспорта в общем объеме грузоперевозок. Хотя густота железнодорожной сети здесь меньше, чем на Западе, грузов по железным дорогам перевозится больше. Дороги в основном электрифицированы.

Последние десятилетия последовательно улучшалась сеть автомобильных дорог. Ведется строительство скоростных автомагистралей европейского класса, в частности от Балтики до Босфора по маршруту Гданьск - - - Белград - София - Стамбул.

Традиционно весомую роль играет водный транспорт, как морской, так и внутренний, речной. Внешняя торговля ведется через порты Гданьск - Гдыня и Щецин в Польше, Констанца-Аджиджа в Румынии, Варна и Бургос в Болгарии, Риека в Хорватии. В сети внутреннего водного транспорта Европы одно из ключевых звеньев - водный путь Рейн - Майн - Дунай. Его развитию содействовало строительство в 1970-х гг. двух гидроузлов с крупнейшими в Зарубежной Европе шлюзами и мощными гидроэлектростанциями «Железные ворота I и II» в районе ущелья Катаракты между отрогами Южных Карпат с севера (Румыния) и Восточно-Сербскими горами с юга. Эксплуатация водных путей, к сожалению, осложняется частыми конфликтами между придунайскими странами на экономической и экологической почве. Вот уже более 10 лет идет тяжба между Венгрией и Словакией по поводу строительства гидрокомплекса Габчиково- Надьмарош.

Территориальная структура хозяйства в странах ЦВЕ в целом относительно менее зрелая, чем в странах Западной Европы, и имеет несколько общих черт:

  • большой отрыв столиц по общему экономическому потенциалу от других городов;
  • сильные внутренние различия территорий по уровню экономического развития;
  • меньшая насыщенность территории транспортной инфраструктурой.

Наиболее сложную ТСХ имеют Польша, Венгрия и Чехия.

Восточная Европа как историко-географический регион включает: Польшу, Чехию, Словакию, Венгрию, Румынию, Болгарию, страны, образовавшиеся в результате распада бывшей Югославии (Словению, Хорватию, Сербию, Боснию, Герцеговину, Черногорию, Македонию), Албанию, Латвию, Литву, Эстонию.

Существует также мнение, что страны этого региона нужно отнести либо к Центральной, либо к Средней Европе, так как Восточной Европой правильнее назвать Украину, Беларусь, Молдову и европейскую часть России.

Но название «Восточная Европа» закрепилось за странами этого региона и признано во всем мире.


Географическое положение. Природные ресурсы

Страны В. Европы представляют собой единый природно-территориальный массив, протянувшийся от Балтики до Черного и Адриатического морей. В основе региона и примыкающих к нему стран - древняя докембрийская платформа, перекрытая чехлом осадочных пород, а также область аль-пийской складчатости.

Важной особенностью всех стран региона является их транзитное положение между странами Западной Европы и СНГ.

Страны В. Европы отличаются друг от друга по географическому положению, конфигурации, размерам территории, богатству природными ресурсами.

Из запасов природных ресурсов выделяются: уголь (Польша, Чехия), нефть и природный газ (Румыния), железные руды (страны бывшей Югославии, Румыния, Словакия), бокситы (Венгрия), хромиты (Албания).

В целом нужно сказать, что регион испытывает дефицит в ресурсах, а кроме того, он является ярким примером "некомплектности" набора полезных ископаемых. Так, в Польше велики запасы каменного угля, медных руд, серы, но почти нет нефти, газа, железной руды. В Болгарии, наоборот, нет каменного угля, хотя значительны запасы лигнитоа, медных руд, полиметаллов.

Население

Численность населения региона - около 130 млн. чел., но демографическая ситуация, непростая во всей Европе, в Восточной Европе самая тревожная. Несмотря на проводимую а течение нескольких десятилетий активную демографическую политику, естественный прирост населения очень маленький (менее 2%) и продолжает уменьшаться. В Болгарии и Венгрии даже наблюдается естественная убыль населения. Главной причиной этого является нарушение половозрастной структуры населения в результате Второй Мировой войны.

В некоторых странах естественный прирост выше, чем в среднем по региону (Босния и Герцеговина, Македония), и самый большой он в Албании - 20%.

Самая большая страна региона - Польша (около 40 млн. чел.), самая маленькая - Эстония (около 1,5 млн. чел.).

Население Восточной Европы отличается сложным этническим составом, но можно отметить преобладание славянских народов. Из других народов наиболее многочисленны румыны, албанцы, венгры, литовцы. Наиболее однородным национальным составом отличаются Польша, Венгрия, Албания. Литва.

Восточная Европа всегда была ареной национальных и этнических конфликтов. После распада социалистической системы положение осложнилось, особенно на территории самой многонациональной страны региона - Югославии, где конфликт перерос в межнациональную войну.

Наиболее урбанизированная страна В. Европы -Чехия (3/4 населения живет в городах). В регионе достаточно много городских агломераций, крупнейшие из них - Верхне-Силезская (в Польше) и Будапештская (в Венгрии). Но для большинства стран характерны исторически сформировавшиеся небольшие города и села, а для стран Балтии - хутора.

Хозяйство

Страны Восточной Европы сегодня не характеризуются ярко выраженным социально-экономическим единством. Но в целом можно сказать, что _. во 2-й половине XX в. в экономике стран В. Европы произошли большие изменения. Во-первых, более высокими темпами развивались отрасли промышленности - к 80-м гадам В. Европа превратилась в один из самых промышленных регионов мира, во-вторых, ранее очень отсталые регионы также стали развиваться в промышленном отношении (Например, Словакия в бывшей ЧСФР, Молдова в Румынии, северо-восток Польши). Такие результаты стали возможны благодаря проведению региональной политики.

Энергетика

Вследствие дефицита запасов нефти эта область ориентирована на уголь, большая часть электроэнергии вырабатывается на ТЭС (более 60%), но важное место также принадлежит ГЭС и АЭС. В регионе построена одна из крупнейших АЭС - «Козлодуй» в Болгарии.

Металлургия

В послевоенное время отрасль активно росла и развивалась во всех странах региона, причем цветная металлургия опирается в основном на собственное сырье, черная - на импортное.

Машиностроение

Отрасль также представлена во всех странах, но наиболее развита в Чехии (в первую очередь станкостроение, выпуск бытовых приборов и вычислительной техники); Польша и Румыния выделяются выпуском металлоемких машин и конструкций, Венгрия, Болгария, Латвия - электротехнической промышленностью; кроме того, в Польше, Эстонии развито судостроение.

Химическая промышленность

Химическая промышленность региона сильно отстает от западноевропейской вследствие отсутствия сырья для самых передовых отраслей химии - нефти. Но все же можно отметить фармацевтику Польши и Венгрии, стекольную промышленность Чехии.

Сельское хозяйство региона

В основном обеспечивает потребности населения в продовольствии. В структуре хозяйства стран Восточной Европы произошли, под воздействием НТР, значительные изменения: возникли АПК, происходила специализация с/х производства. Наиболее отчетливо она проявилась в зерновом хозяйстве и в производстве овощей, фруктов, винограда.

Структура хозяйства региона неоднородна: в Чехии, Словакии, Венгрии, Польше, странах Балтии доля животноводства превышает долю растениеводства, в остальных - соотношение пока обратное.

Вследствие разнообразия почвенно-климатических условий можно выделить несколько зон растениеводства: повсеместно выращивается пшеница, но на севере (Польша, Эстония, Латвия, Литва) важную роль играют рожь и картофель, в центральной части субрегиона культивируются овощеводство и садоводство, а «южные» страны специализируются на субтропических культурах.

Главные культуры, выращиваемые в регионе, - пшеница, кукуруза, овощи, фрукты.

Основные пшенично-кукурузные районы В. Европы сформировались в пределах Средне- и Нижнедунайской низменностей и Дунайской холмистой равнины (Венгрия, Румыния, Югославия, Болгария).

Наибольших успехов в зерноводстве добилась Венгрия.

Овощи, фрукты, виноград возделываются в субрегионе почти повсеместно, но есть районы, где они в первую очередь определяют специализацию сельского хозяйства. Свою специализацию эти страны и районы имеют также по ассортименту продукции. Например, Венгрия славится зимними сортами яблок, виноградом, луком; Болгария - масличными культурами; Чехия - хмелем и т.д.

Животноводство. Северные и центральные страны региона специализируются на молочном и мясо-молочном скотоводстве и на свиноводстве, а южные - на горно-пастбищном мясном и шерстяном животноводстве.

Транспорт

В Восточной Европе, лежащей на пересечении путей, издавна соединявших восточные и западные части Евразии, транспортная система формируется на протяжении многих веков. Сейчас по объему перевозок лидирует железнодорожный транспорт, НО интенсивно развиваются также автомобильный, морской. Наличие крупнейших портов способствует развитию внешних экономических связей, судостроения, судоремонта, рыболовства.

Внутрирегиональные различия

Страны Восточной Европы условно можно подразделить на 3 группы по общности их ЭГП, ресурсам, уровню развития.

1. Северная группа: Польша, Латвия, Литва, Эстония. Для этих стран пока характерна низкая степень интеграции, но есть общие задачи в развитии морского хозяйства.

2. Центральная группа: Чехия, Словакия, Венгрия. Хозяйство первых двух стран носит ярко выраженный индустриальный характер. Чехия занимает первое место в регионе по объему промышленной продукции на душу населения.

3. Южная группа: Румыния, Болгария, страны бывшей Югославии, Албания. В прошлом - это наиболее отсталые страны, и сейчас, несмотря на большие изменения в их хозяйстве, страны этой группы отстают от стран 1-й и 2-й групп по большинству показателей.

Регион Центрально-Восточной Европы (ЦВЕ) охватывает 15 постсоциалистических стран: Эстония, Латвия, Литва, Польша, Чешская Республика (В состав Чешской Республики входит территория исторических областей Чехии, Моравии и небольшая часть Силезии), Словакия, Венгрия, Румыния, Болгария, Федерация Сербии и Черногории (Союзная Республика Югославия), Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина, Македония, Албания. Площадь региона, представляющего единый территориальный массив,- свыше 1.3 млн.км.кв. с населением 130 млн. чел. (1998г.). Из составляющих его стран в группу более крупных европейских государств входят лишь Польша и Румыния; остальные страны относительно небольших размеров (территория от 20 до 110 тыс.км.кв. при населении от 2 до 10 млн. человек).

Этот регион Европы прошел сложный путь политического и социально-экономического развития в условиях драматической для населяющих его народов борьбы крупнейших европейских держав за сферы влияния на континенте. Эта борьба велась с особой силой в XIX-XX вв. между Австро-Венгрией, Германией, Россией, Турцией, а также Францией и Великобританией. В ходе этой борьбы и усилившихся национально-освободительных движений местного населения формировались и разрушались прежние государства. После Первой мировой войны распалась Австро-Венгерская империя, на карте Европы вновь появилась Польша, образовались Чехословакия и Югославия, более чем удвоилась территория Румынии.

Последующие изменения в политической карте ЦВЕ явились результатом победы над фашистскими Германией и Италией в годы Второй мировой войны. Главнее из них: возвращение Польше ее западных и северных земель с широким выходом к Балтийскому морю, Югославии - Юлийской Крайны и полуострова Истрия, населенных в основном словенцами и хорватами.

В процессе перехода стран ЦВЕ от централизованно планируемой экономики к рыночной (конец 80-х - начало 90-х годов) в них резко обострились политические, социально-экономические и национально-этнические противоречия. В результате произошел распад по этническому признаку Чехословакии на два государства- Чешскую Республику и Словацкую Республику, а Югославии- на пять государств: Союзную Республику Югославия, республики Хорватия, Словения, Македония, Босния и Герцеговина.

Страны ЦВЕ расположены между странами Западной Европы и республиками, входившими (до 1992 г.) в СССР. С этим связан ряд общих особенностей их политического и социально-экономического развития на этапе перехода к рыночному хозяйству. Они находятся в процессе глубокой структурной экономической перестройки, коренных изменений характера и направленности внешнеэкономических связей.

Государства ЦВЕ стремятся к расширению своего участия в общеевропейской экономической интеграции, в первую очередь в области транспорта, энергетики, экологии, использования рекреационных ресурсов. Регион имеет выходы к Балтийскому, Черному и Адриатическому морям, через него протекает на большом протяжении судоходный Дунай; территория региона может широко использоваться для транзита грузов и пассажиров между Западной Европой, странами СНГ и Азией. Например, с завершением в 1993 году канала Бамберг (на реке Майн) - Регенсбург (на реке Дунай) открывается возможность сквозных трансъевропейских водных перевозок между Северным и Черным морями (от Роттердама в устье Рейна до Сулины в устье Дуная водный путь в 3400 км.). Это важное звено в развитии единой европейской сети внутренних водных магистралей. Другой пример расширяющегося использования географического положения стран ЦВЕ - транзитные пересылки по трубопроводам природного газа и нефти из России и других прикаспийских государств в страны Западной и Южной Европы. Страны ЦВЕ подписали в 1994 году договор Европейской энергетической хартии, заложивший экономические механизмы глобального энергетического пространства всей Европы.

При оценке природных ресурсов, особенностей расселения и порайонных различий в хозяйственной деятельности на современной территории стран ЦВЕ нужно представлять себе важнейшие структурно-морфологические черты ее рельефа. Регион охватывает: часть Европейской равнины на севере (Прибалтика, Польша), герцинские среднегорья и холмистые возвышенности (Чешская Республика), часть Альпийско-Карпатской Европы со складчатыми горами высотой до 2.5 - 3 тыс. м. и невысокими аккумулятивными равнинами - Средне- и Нижнее-Дунайской (Словения, Венгрия, Словакия, Румыния, север Хорватии, Сербии и Болгарии), южноевропейские Динарский и Родопско-Македонский массивы высотой до 2 - 2.5 тыс. м. с межгорными котловинами и предгорными равнинами (большая часть Хорватии и Сербии, Босния и Герцеговина, Черногория, Македония, Албания и юг Болгарии).

Особенностями геологической и тектонической структур обусловлены состав и характер географического распространения полезных ископаемых стран. Наибольшее хозяйственное значение имеют крупные (в масштабах Европы) залежи: каменного угля (Верхнесилезский бассейн на юге Польши и сопредельный с ним Остравско-Карвинский на северо-востоке Чешской Республики), бурого угля (Сербия, Польша, Чехия), нефти и природного газа (Румыния, Албания), горючих сланцев (Эстония), каменной соли (Польша, Румыния), фосфоритов (Эстония), природной серы (Польша), свинцово-цинковых руд (Польша, Сербия), бокситов (Хорватия, Босния и Герцеговина, Венгрия), хромитов и никеля (Албания); в ряде стран имеются месторождения урановых руд промышленного значения.

В целом страны ЦВЕ недостаточно обеспечены первичными энергоресурсами. До 9/10 запасов каменного угля региона (около 70 млрд. т.) приходится на одну Польшу. В ЦВЕ находится свыше 1/3 общеевропейских запасов бурого угля; они более рассредоточены по странам региона, но все же больше половины залегает в Сербии и Польше. Ни одна страна (исключая Албанию) не имеет достаточных запасов нефти и природного газа. Даже более обеспеченная ими Румыния вынуждена частично покрывать свои потребности в них за счет импорта. Из суммарного гидропотенциала ЦВЕ в 182 млрд. кВт/ч около половины приходится на республики бывшей Югославии (в первую очередь на Сербию, Боснию и Герцеговину) и более 20 % на Румынию. Регион богат целебными минеральными источниками, часть которых эффективно используется (особенно в Чешской Республике).

Страны ЦВЕ сильно различаются по размерам, составу и качеству лесных ресурсов. На юге региона в горных районах Балканского полуострова, а также в Карпатах характерна повышенная лесистость с преобладанием хвойных пород и бука, в то время как в преимущественно равнинных и сильно распаханных Польше и Венгрии обеспеченность лесом намного меньше. В Польше и Чехии значительная часть продуктивных лесов представлена искусственными насаждениями, это прежде всего сосны.

Однако из основных богатств ЦВЕ - ее почвенно-климатические ресурсы. Здесь находятся крупные ареалы естественно плодородных почв, большей частью черноземного типа. Это прежде всего Нижнее- и Среднедунайская равнины, а также Верхнефракийская низменность. Из-за экстенсивности сельского хозяйства до Второй мировой войны здесь собирали около 10 - 15 ц. с га. Зерновых культур. В

80-х годах урожайность достигла уже 35 - 45 ц. с га., но была все еще ниже, чем сборы в некоторых западноевропейских странах с менее богатыми гумусом землями.

По почвенно-климатическим условиям и другим природным ресурсам страны ЦВЕ могут быть условно разделены на две группы: северную (страны Прибалтики, Польша, Чешская Республика, Словакия) и южную (остальные страны). Эти различия, состоящие в более высоких температурах в вегетационный период и более плодородных почвах в южной группе стран, создают объективную основу специализации и взаимодополняемости обеих групп стран в сельскохозяйственном производстве. В то время как большая часть территории северной группы стран находится в зоне достаточного увлажнения, в южной - в вегетационный период часто возникают условия засушливости, вызывающие необходимость искусственного орошения (В Нижнедунайской и Среднедунайской низменностях во второй половине XX века возник один из самых в Европе ареалов орошаемого земледелия). Вместе с тем климатические условия южной группы стран в сочетании с целебными минеральными источниками и широкими выходами к теплым морям создают важные предпосылки для организации отдыха жителей не только этих стран, но и северной части региона, а также туристов из других, прежде всего европейских, государств.