Технология проведения мозгового штурма. Где применяется метод мозгового штурма

Подготовка мозгового штурма

  1. Сформируйте группу генераторов идей (как правило, 5-10 человек). Это должны быть творческие люди, обладающие подвижным, активным умом.
  2. Сформируйте экспертную группу, которой предстоит подвергнуть анализу все выдвинутые идеи и отобрать лучшие. На практике нередко сами генераторы, завершив выдвижение идей, выступают как эксперты. В рекламных агентствах в роли эксперта выступает креативный директор.
  3. За день-два до штурма разошлите участникам оповещение о штурме с кратким описанием темы и задачи (бриф). Возможно, кто-то придёт с готовыми идеями.
  4. Подготовьте всё необходимое для записи идей и демонстрации списка. Варианты:
    • Доска и мел
    • Листы бумаги на планшетах и фломастеры
    • Разноцветные стикеры
    • Ноутбук в связке с проектором
  5. Назначьте ведущего мозгового штурма. В большинстве случаев ведущий известен изначально, он и организует брейнсторминг.
  6. Выберите одного или двух секретерей, которые будут фиксировать все идеи.
  7. Назначьте продолжительность первого этапа. Обычно около часа, в креативных агентствах, конечно, дольше. Ведь генерация идей - их основная работа.

    Участники должны знать, что время ограничено, и им необходимо выдать как можно больше идей в сжатые сроки. Это активизирует, заставляет выложиться. Чёткий тайминг - такое же обязательное условие для участников штурма, как длина дистанции для бегунов.

  8. Поставьте задачу. Что конкретно нужно получить в результате мозговой атаки? Запишите задачу так, чтобы она всё время была на виду. Формулировка задачи и полезная информация содержатся также в брифе, который роздан в печатном виде.

    Участники должны чётко представлять, зачем они собрались и какую проблему собираются решить. В мозговой атаке приветствуется сумятица идей, но не сумятица задач.

Как минимум, каждую идею желательно протестировать по краткому вопроснику типа:

  • Решение в рамках закона?
  • Идея реализуема до 10 июня?
  • Разумны ли предполагаемые затраты?
  • Каким образом данная идея, если её реализовать, провалится?

Когда есть бриф, общий критерий такой: идея по брифу или не по брифу? Решающее слово в оценке идей принадлежит креативному директору.

Развивайте идеи. Группируйте их в тренды. Пытайтесь «поженить» элементы разных гипотез. Иногда самые лучшие идеи получаются в результате объединения двух менее ярких предложений. Креативность превосходно проявляет себя не только при создании новых идей, но и в работе с уже имеющимися.

Используйте морфологический метод: не поленитесь начертить таблицу по типу таблицы футбольного чемпионата, где каждой команде,.. - то есть идее - предстоит «сыграть» с каждой.

Помечайте идеи вашего списка:

  • + + очень хорошая, оригинальная идея
  • + неплохая идея
  • 0 не удалось найти конструктива

Отбросьте явно банальные, тупиковые, неплодотворные идеи.

Считается, что лишь 10-15% идей оказываются приемлемыми, зато среди них встречаются весьма оригинальные. Ценно, если «выжившие» идеи выстраиваются в логичную цепь - рекламную кампанию.

Ведущий мозговой атаки:

  1. Ведущий (фасилитатор, модератор) поочередно даёт слово генераторам идей, чтобы они не галдели все одновременно. Следит, чтобы все участники штурма имели равную возможность высказаться. Ведущий может вносить свои идеи наравне со всеми.
  2. Корректно, но решительно пресекает критику идей, которая почти всегда непроизвольно возникает, особенно поначалу.

    Типичные фразы idea killers (убийц идей), и как на них нужно отвечать:

    • - Из этого ничего не выйдет. - «Конечно, если не развивать эту идею, из неё ничего не получится».
    • - Это не работает - «Но идея ведь неплохая?»
    • - Это чересчур - «И что?»
    • - Клиент никогда это не одобрит - «А что если одобрит?»
    • - Ну и что в этом оригинального? - «То, что это раньше никто не предлагал».
    • - Кто угодно может придумать такое - «Точно!»
  3. Ведущий обеспечивает непрерывность выдвижения идей. Он всеми мерами не допускает зажима «плохих» идей, снимает боязнь участников «ляпнуть что-нибудь не то».

    Доброжелательность ведущего стимулирует рождение новых идей у членов группы. Но он не должен слишком хвалить даже явно удачные гипотезы, чтобы не нарушить равенство участников штурма.

  4. Ведущий следит за регламентом. Напоминает, сколько времени осталось до конца сеанса. Тактично останавливает креатора, который высказывает свою идею дольше полуминуты. Мозговой штурм - это интенсивный, быстро протекающий творческий процесс.

Искусство ведущего мозговой атаки заключается в умении раскрепостить мышление членов творческой группы, вдохновить их на свободное самовыражение.

Приемы управления брейнстормингом

Для «разогрева» генераторов:

  1. Вбрасывается посторонняя, но животрепещущая тема. Например, пиво, оно какое? - Холодное! - Светлое! - Белопенное! - Наше всё! Ведущий ставит в пример самые оригинальные эпитеты.
  2. У ведущего наготове 300 рублей и он начинает выдавать по червонцу за любую реплику участника. Этот прием - только для разогрева! В штурме поощрять идеи бонусами вредно.
  3. Генераторам идей раздаются беджи, на которых они пишут придуманные тут же псевдонимы - имена исторических личностей, героев фильмов, названия растений. Затем все по очереди обращаются друг к другу на «ты» с любым вопросом. Просто для того, чтобы создать атмосферу «одного круга», где нет ни старших, ни младших, ни начальников, ни подчинённых, ни опытных, ни новичков. Есть «другие» люди, которые могут говорить любые глупости, потому что это не Сидоров выдвигает «такую дурацкую» идею, а «Архимед». Сам выбор псевдонимов - веселая процедура, создающая творческий настрой.
  4. Перед атакой ведущий мотивирует креаторов. Подчёркивает, как важно утереть нос конкурентам и выиграть тендер. Выражает надежду, что, быть может, именно сегодня группа найдет рекламную идею, которая возьмёт «Золотого льва» в Каннах.

Для активизации процесса генерации (по Майклу Михалко, Юдит Рич и др.):

  1. «Национальные» решения. Как бы решил задачу английский лорд? Предложите изящное французское решение, расточительное американское. Что бы сказал горячий испанский мачо? Как бы решили вопрос трудолюбивые китайцы?
  2. Метод эмпатии. Эмпатия - вживание, представление себя на месте другого. Участник штурма должен сказать себе: «Я и есть объект, о котором идёт речь». Так, например, если придумывается реклама пива, креатор говорит: «Я - пиво. Я стою на полке в магазине. Я холодный, золотистый, прозрачный, хмелистый. Что мне сделать, чтобы вон тот мужик обратил на меня внимание? Что будет, если я вдруг начну медленно поворачиваться? Или позвякивать?»
  3. Прямая аналогия. Рекламируемый объект сравнивается с аналогичным объектом в природе, технике и т. д. К примеру, для повышения заметности этикетки можно рассмотреть окраску цветов, бабочек.
  4. Символическая аналогия. Суть задачи или её возможные решения предлагается сформулировать в виде метафор, например, для пива, - «глоток чистой прохлады», «хранитель традиции», «послание в бутылке от самой природы». Красивая метафора может натолкнуть на красивую идею.
  5. Фантастическая аналогия. Участники штурма формулируют главное неустранимое препятствие, которое мешает решению задачи, а затем - на время - «отменяют» его! Допускают существование вечно свежего пива, исчезновение гравитации, вмешательство сказочных гномов.
  6. В шкуре потребителя. Ведущий назначает участников представителями целевой аудитории, например, в случае пива - футбольными болельщиками. При перемене точки зрения на объект приходят новые решения.
  7. Будьте проще. Участники максимально упрощают свои идеи и выражают их минимальным количеством слов. Меньше слов - виднее суть.
  8. Будьте как дети. Исследуйте проблему так, как бы это делал ребенок. Задайте очевидные вопросы. Найдите ответы, которые удовлетворили бы ребёнка.
  9. Вперёд, в будущее! Думайте о том, что будет, а не о том, что есть сегодня. Не ограничивайтесь действительностью. Нафантазируйте будущее!
  10. Что подскажут фигуры? Выберите какую–нибудь фигуру, например, треугольник, и старайтесь определить связь между ним и вашей задачей. То же - с объёмными фигурами (шар, куб, пирамида...), цветами спектра, цифрами и прочими семантически богатыми объектами.
  11. Мудрость великих. Обратитесь к сборникам афоризмов. Афоризмы лучше брать такие, которые содержат ключевые слова по вашей теме.
  12. Ассоциации. Генераторы называют первое слово, которое им пришло на ум при оглашении темы штурма. Или используется «Словарь ассоциаций». Пусть ассоциации свободно развиваются.
  13. Метод от противного. Великие озарения могут наступить, если вместо размышлений о том, как сделать что-то, попробовать решить вопрос, как этого не делать.
  14. Нарисуйте идею. Ведущий просит участников оформить следующее предложение в форме рисунка. И пусть все пытаются истолковать нарисованное.
  15. Интерпретируйте меня! «Как вы поняли слова N.?», - спрашивает ведущий у одного, другого. Затем спрашивает N.: «Насколько верно мы изложили вашу мысль?» Нередко интерпретации хорошо развивают первоначальную идею, что признаёт и автор.
  16. Грудью на амбразуру. Если уровень идей снизился и стали поступать только банальные, практичные предложения без «изюминки», ведущий сам начинает вносить эксцентричные идеи. Или предлагает 5-10 минут генерировать только фантастические идеи.
  17. Активная пауза. Услышав ценное, перспективное, с его точки зрения, высказывание, ведущий объявляет: «Давайте 3-4 минуты помолчим, и потом каждый выразит свое отношение к тому, что сейчас прозвучало». В тишине происходит интенсивная индивидуальная работа, как правило, развивающая высказанную идею.
  18. Время от времени полезно пользоваться групповой саморефлексией, т. е. переосмыслением способов взаимодействия участников. Вопросы: «Как мы работаем? Что нам мешает? Что получается хорошо?» и т. п. Нередко при этом сама группа находит способы улучшения взаимодействия.
  19. Правда - в ногах. Часть мозгового штурма участники проводят стоя. Это встряхивает, не позволяет генераторам откинуться на спинку стула и витать мыслями в областях, не связанных с обсуждаемым вопросом. Либо же генераторы меряют аудиторию шагами, поскольку некоторым в движении лучше думается.
  20. Оживите вещь. Неодушевленный предмет может стать более вдохновляющим, если вообразить его человеком или животным. Придайте ему черты индивидуальности. Как он будет себя вести? Какой у него будет голос? Где он будет жить?
  21. Думайте глобально. Поднимитесь выше предмета штурма. Какие наиболее общие тенденции и концепции можно связать с вашей темой? Нельзя ли из них извлечь пользу для вашей задачи?
  22. Метод контрольных вопросов. Включает в себя ряд вышеизложенных приёмов. Даёт новое направление мыслям участников, позволяет проскочить период «зацикливания» на круге схожих идей. Контрольные вопросы «подогревают» генерацию, служат «крючком», при помощи которого извлекаются идеи.
  23. Стоп, машина! Ведущий берет паузу и перечисляет сходные идеи из числа выдвинутых, там самым давая понять, что данное направление хорошо разработано и желательно поискать на новых путях.

Любая «хитрость» ведущего, направляющая креативность, не ограничивая ее, - хороша. Впрочем, креативность является настолько естественным, спонтанным процессом, что задача ведущего порой сводится к тому, чтобы просто не мешать ей.

Сеансы воображения должны быть счастливыми часами. Мозговой штурм - это когда мы думаем свободно и продуктивно в обстановке комфорта и удовольствия.

Разновидности мозгового штурма

Индивидуальный мозговой штурм

Все роли - генератора, секретаря, ведущего, оценщика идей - берёт на себя один человек. Фиксация на бумаге, компьютере, диктофоне. Оценка идей отложена.

Креативные приёмы «штурмовика»-одиночки:

  • Читая текст, выхватывайте произвольные слова. Не наталкивает ли значение случайного слова на новую идею? Текст подойдёт любой, хоть телефонная книга, но лучше лексически богатый. Руководитель агентства BrandAid Валентин Перция, когда придумывал названия брендов, пролистывал насквозь толстые словари. По его словам, если держать в голове задачу, за два дня такого погружения набираются сотни ассоциаций.
  • Ещё эффективнее генерировать идеи, отталкиваясь от изображений в журналах и фотостоках в интернете. Ведь картинки сами по себе детальны и многозначны.
  • Развивайте найденные образы методом контрольных вопросов, одной их его компактных версий.

Обратный мозговой штурм

Цель его - максимально выявить недостатки рекламируемого объекта. Генераторы в режиме мозгового штурма составляют список имеющихся или потенциальных дефектов, ограничений, противоречий объекта или идеи. Негативные стороны объекта или идеи усугубляются до крайности. После такого жесткого тестирования идет поиск путей по устранению недостатков.

Мозговой штурм с оценкой идей

Введение критики идей. Фазы «мечтателя» и «реалиста» многократно гибко чередуются. Используется для решения сверхсрочных задач. Высокие требования к участникам: квалификация, собранность, умение пользоваться методикой мозгового штурма.

  • Генерация идей (может происходить индивидуально и заранее)
  • Ознакомление группы с идеями, комментарии авторов
  • Выбор нескольких (3-5) лучших вариантов, фиксация их достоинств и недостатков
  • Обсуждение каждой идеи с мини-штурмами
  • Сужение списка лучших вариантов, ранжирование идей

Недостатки: нагрузочность, конфликтность. Достоинство: более целенаправленный поиск, снижен риск проскочить мимо сильного решения.

Мозговая осада

Доказано, что и без явной критики при подаче идей действует механизм «скрытой критики», а именно: нередко новое предложение (которое потом может быть признано неудачным) «забивает» высказанную ранее хорошую идею. Для устранения этого недостатка была предложена «мозговая осада», в которой каждую выдвинутую идею надо развивать до предела. Мозговая осада увеличивает затраты времени на поиск идей, хотя обещает более зрелые результаты.

Метод «635»

Шесть человек выдвигают по три идеи за пять минут. Затем листки с их мнениями передвигаются, например, по часовой стрелке. За следующие пять минут каждый участник должен ознакомиться со всеми предложениями своего соседа и детализировать их. Так поступают до тех пор, пока каждый не поработал над всеми идеями группы. Через полчаса готовы 18 проработанных предложений. Следуют обсуждение, усовершенствование и выбор наилучших вариантов.

Высказывания идут в соответствии с иерархией. Первым свою идею вносит «юнга», последним - «капитан». Недостаток: после своей очереди новую идею высказать нельзя.

Мозговой штурм онлайн

Online brainstorming базируется на многопользовательских интернет-сервисах: форуме, чате, блоге, ICQ, Skype. Устраняется «боязнь оценки», т. к. генераторы идей могут быть анонимными. Можно привлечь экстра-специалистов из любых точек мира (или напрячь лучшие умы рекламного холдинга, не срывая их с мест). Правда, теряется будоражащая психологическая атмосфера совместного поиска.

Ноу-хау мозговой атаки

  1. Не становитесь рабами цифр, которые диктуют, сколько «должно быть» людей в группе. Нам известны результативные штурмы с потоком студентов - это больше сотни голов. Правда, преследовалась и педагогическая цель: показать метод в действии.

    С другой стороны, в креативных агентствах часто «штурмуют» в парах, составленных из копирайтера и дизайнера. Законная модель - индивидуальный мозговой штурм.

    Классический состав - малая группа, т. е. около семи человек. Это «критическая масса участников», с такой группой удобно работать.

  2. Там, где штурмы организуются регулярно, группа генераторов состоит из постоянного ядра и временных членов. Ядро креативных людей складывается постепенно при решении различных задач методом мозгового штурма.
  3. Иногда полезно включить в группу генераторов «посторонних», как то: сотрудников смежных отделов и других компаний, врача, повара, водителя, курьера. Таким образом вы привлекаете носителей нетрадиционных идей. Смешанная группа из участников разного возраста и пола работает наилучшим образом.
  4. Включайте в группу генераторов красивых, умных, обаятельных женщин. Женщины весьма практично и оригинально мыслят, кроме того, они очень стимулируют интеллектуальную активность мужчин.
  5. На время штурма участники снимают с себя должностные полномочия. Руководителю, если он «штурмует» вместе с командой, не следует садиться во главе стола.
  6. Создайте удобную обстановку. Помещение выберите по возможности нейтральное (не кабинет директора) и не шумное. Лучше сесть так, чтобы все друг друга видели. Советуют:
    • Проводить штурм при свечах
    • Проводить штурм ночью, после 24:00:-)
    • Перед штурмом всем участникам принять по 30 грамм хорошего коньяка:-))
  7. Запаситесь кофе, чаем, баранками. Установлено, что цитрусовые, особенно грейпфрут, стимулируют работу мозга. Запах грейпфрута рекомендуют вдыхать перед мозговым штурмом.
  8. Чтобы целиком погрузиться в процесс генерации, на время штурма стоит отключить мобильные телефоны, запретить кому бы то ни было беспокоить участников.
  9. Некоторые советуют дать фоном негромкую, но не успокаивающую, а бодрую музыку. Это раскрепощает участников, динамизирует работу.
  10. Перед штурмом ведущий представляет новичков. Дает им лестную характеристику. Знакомит новичков с правилами мозгового штурма.
  11. Начиная штурм, ведущий знакомит группу с готовыми решениями похожей задачи. Например, показывает лучшие рекламные ролики конкурентов, сделанные для сходного продукта.
  12. Хорошо иметь образец рекламируемого продукта, а не только фото. Отлично, если образец можно повертеть в руках, пиво попробовать, туалетную воду понюхать, Hummer"ом порулить... :-)
  13. Часто рекомендуют записывать весь штурм на магнитофон или видеокамеру. Однако на практике редко у кого доходят руки до расшифровки записей, поскольку это дьявольски трудоёмко. Пусть вас успокоит сознание того, что взрывная идея и так не потеряется!
  14. Иногда генераторам полезно в ходе штурма листать иллюстрированные журналы, чтобы черпать из рисунков и фотографий ассоциативные идеи.
  15. Сложите в коробку - «чемодан чепухи» - самые разные предметы: карандаши, оловянных солдатиков, шахматные фигуры, клубок ниток, забавные рисунки - всё, что найдётся в офисе. Приглашая участников на штурм, попросите их принести разные предметы для чемодана чепухи. Когда потребуются новые идеи, достаньте из коробки что попадаётся под руку, установите связи между случайным предметом и задачей.
  16. Перелистайте журналы, газеты. Проведете параллели между заголовками новостей и проблемой.
  17. В разнообразии рождается новизна. Участники предпринимают вылазку из комнаты на 15-30 минут с тем, чтобы найти вовне принести в группу новые идеи.
  18. Вовлечённый человек продолжает думать над задачей и после штурма. Список идей раздаётся участникам, чтобы они могли пополнить его предложениями, возникшими после сессии.
  19. Полезно на следующий день провести повторный мозговой штурм. Замечено, что качество идей, предложенных креаторами на второй день, выше, чем в первый.
  20. В промежутке между штурмами поговорите с вашими друзьями или членами семьи. Прислушайтесь к тому, что они скажут. Позвольте им направить вас в новом направлении.
  21. Худшее, что может сделать ведущий - это превратить штурм в игру «Я выиграл, ты проиграл». Описаны случаи, когда ведущий премировал участников за лучшие идеи. Люди начинали бояться «перехвата» своей хорошей идеи и вообще переставали их высказывать.
  22. Ведущий и на этапе анализа бережно хранит атмосферу сотрудничества. Конструктивную критику он предваряет словами: «Что мне больше всего нравится в этой идее, так это... Не станет ли она лучше, если?..»

Что может и чего не может мозговой штурм

Метод мозгового штурма эффективен:

  • При решении задач, которые не имеют однозначного решения, и задач, где решения требуются нетрадиционные. Таковы все задачи по созданию рекламного креатива.
  • Когда необходимо быстро найти выход из критической ситуации.
  • Везде, где нужно получить много идей за короткое время. Методика мозгового штурма универсальна.

Несовершенство метода заключается в том, что поиск идей идёт случайным образом, наобум. Вы никогда не останетесь совсем без идей. Но нет гарантии, что среди ваших решений окажется действительно превосходное.

Метод мозгового штурма - эффективная помощь в генерации идей. Но он не замещает целиком творческий процесс.

Иногда в жизни любого человека случаются такие моменты, когда для того чтобы ответить на вопрос, необходимо применение мозгового штурма. Он может быть как коллективным, так и одиночным, здесь все зависит от ваших возможностей и ситуации.

Что такое мозговой штурм?

Для начала давайте разберемся, что же это такое. Мозговой штурм - это разновидность активного мышления, к примеру, обдумывание удивившей нас мысли, попытка сделать выводы, написание статьи и многое другое. Вы должны понимать, что большую часть своей жизни практически все люди мыслят пассивно. Мини-моделью мозгового штурма можно считать решение какой-либо геометрической задачки. Этот способ мышления был предложен американцем Осборном Алексом еще в 40-е годы прошлого столетия. Основной его идеей является отделение генерации идеи от критики.

Для чего он нужен?

Если вам надоела неопределенность, бессмыслица и внутренняя пустота, значит, пришло время изменить себя, а поможет вам в этом мозговой штурм. Это значит, что ваши мысли должны обновиться: отключите телефон, телевизор, компьютер, уединитесь на несколько часов и приготовьте чистую тетрадку с ручкой. После этого задайтесь вопросом, например, "в чем смысл вашей жизни?" Постоянно думайте, что самое главное жизни? В чем ее смысл? Каково ваше предназначение и на чем нужно сосредоточить максимум своих усилий? В этом списке может быть еще очень много вопросов, вы сами можете решить, какие будут тут находиться, а какие нет.

Организация мозгового штурма

Если вы поставили перед собой какую-либо задачу, но не можете решить ее, то вам поможет этот метод. Это значит, что вы не должны ограничивать свое пространство и время, а должны попытаться мыслить не как всегда. Самый доступный - это индивидуальный способ его проведения, с помощью которого вы сэкономите не только свое время, но также и время других людей. Однако более эффективным считается В нем обычно участвуют от 5 до 10 человек.

Но с чего следует начинать, если вы не знаете, что такое мозговой штурм? Он состоит из трех главных составляющих, а именно:

  • Вопросы организации и постановка проблемы.

Необходимо собрать людей (для группового мозгового штурма) и определиться с тем, какая задача стоит перед вами. Также нужно выбрать модератора, который будет записывать все возникающие идеи и следить за процессом решения проблемы. Хорошо, если это будет энергичный и активный человек.

  • Собственно мозговой штурм.

Это непосредственно предложения различных методов решения поставленной задачи, количество которых не ограничивается.

Для начала нужно удалить все повторяющиеся и не относящиеся в данной теме варианты. Самые подходящие идеи подвергаются доработке.

Вы должны понять, что мозговой штурм - это очень эффективный способ решения самых сложных задач. К процессу нахождения ответа на вопрос нужно относиться с такой ответственностью, как будто от того, найдете вы его или нет, зависит ваша жизнь. Записывать нужно абсолютно все идеи, мысли, слова и понятия, которые появляются у вас в голове, чтобы потом было из чего выбирать.

brainstorming ) - оперативный метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения, в том числе самых фантастических. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные, которые могут быть использованы на практике. Является методом экспертного оценивания .

Этапы и правила мозгового штурма

Правильно организованный мозговой штурм включает три обязательных этапа. Этапы отличаются организацией и правилами их проведения:

  1. Постановка проблемы . Предварительный этап. В начале второго этапа проблема должна быть четко сформулирована. Происходит отбор участников штурма, определение ведущего и распределение прочих ролей участников в зависимости от поставленной проблемы и выбранного способа проведения штурма.
  2. Генерация идей . Основной этап, от которого во многом зависит успех (см. ниже) всего мозгового штурма. Поэтому очень важно соблюдать правила для этого этапа:
    • Главное - количество идей . Не делайте никаких ограничений.
    • Полный запрет на критику и любую (в том числе положительную) оценку высказываемых идей, так как оценка отвлекает от основной задачи и сбивает творческий настрой.
    • Необычные и даже абсурдные идеи приветствуются.
    • Комбинируйте и улучшайте любые идеи.
  3. Группировка, отбор и оценка идей . Этот этап часто забывают, но именно он позволяет выделить наиболее ценные идеи и дать окончательный результат мозгового штурма. На этом этапе, в отличие от второго, оценка не ограничивается, а наоборот, приветствуется. Методы анализа и оценки идей могут быть очень разными. Успешность этого этапа напрямую зависит от того, насколько "одинаково" участники понимают критерии отбора и оценки идей.

Мозговые атаки

Для проведения мозговой атаки обычно создают две группы:

  • участники, предлагающие новые варианты решения задачи;
  • члены комиссии, обрабатывающие предложенные решения.

Различают индивидуальные и коллективные мозговые атаки.

В мозговом штурме участвует коллектив из нескольких специалистов и ведущий. Перед самим сеансом мозгового штурма ведущий производит четкую постановку задачи, подлежащей решению. В ходе мозгового штурма участники высказывают свои идеи, направленные на решение поставленной задачи, причём как логичные, так и абсурдные .

В процессе мозгового штурма, как правило, вначале решения не отличаются высокой оригинальностью, но по прошествии некоторого времени типовые, шаблонные решения исчерпываются, и у участников начинают возникать необычные идеи. Ведущий записывает или как-то иначе регистрирует все идеи, возникшие в ходе мозгового штурма.

Затем, когда все идеи высказаны, производится их анализ , развитие и отбор . В итоге находится максимально эффективное и часто нетривиальное решение задачи.

Успех

Успех мозгового штурма сильно зависит от психологической атмосферы и активности обсуждения, поэтому роль ведущего в мозговом штурме очень важна. Именно он может «вывести из тупика» и вдохнуть свежие силы в процесс.

Изобретателем метода мозгового штурма считается Алекс Осборн.

Одним из продолжений метода мозгового штурма является метод синектики .

Ссылки

  • Творческая мысль на коротком поводке Койн, Клиффорд, Дай / Harvard Business Review Russia / апрель 2008 - в частности, чем может быть плох мозговой штурм
  • То, чего не пишут о мозговом штурме. Недокументированные особенности самой раскрученной креативной методики Соколов Александр Борисович, TREKO.RU

Wikimedia Foundation . 2010 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Мозговой штурм" в других словарях:

    мозговой штурм - (ITIL Service Design) (ITIL Service Operation) Техника, помогающая команде генерировать идеи. Идеи не анализируются во время проведения самого мозгового штурма, это происходит позже. Мозговой штурм часто используется в управлении проблемами для… … Справочник технического переводчика

    Сущ., кол во синонимов: 3 брейнсторминг (3) мозговая атака (3) мозголомка … Словарь синонимов

    Мозговая атака см. МЕТОД ДЕЛЬФИ. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б.. Современный экономический словарь. 2 е изд., испр. М.: ИНФРА М. 479 с.. 1999 … Экономический словарь

    мозговой штурм - «МОЗГОВОЙ ШТУРМ» предложенный А. Осборном в 40 х гг. 20 в. способ организации групповой генерации идей, на основе которого позже возникли остальные методы группового творческого мышления. Данный метод, в первую очередь, преследует … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    МОЗГОВОЙ ШТУРМ - МОЗГОВОЙ ШТУРМ. То же, что мозговая атака … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Мозговой штурм - Подход к решению проблем, при котором люди собираются вместе и спонтанно выдвигают всевозможные предложения о способах решения проблемы. Важно, чтобы на этой стадии ни одно предложение не подвергалось критической оценке, иначе может нарушиться… … Большая психологическая энциклопедия

    мозговой штурм - метод быстрого поиска решений, основанный на их генерации в процессе мозговой атаки, проводимой группой специалистов, и отбора лучшего решения, исходя из экспертных оценок. Дельфийский метод используется для экспертного прогнозирования путем… … Словарь экономических терминов

    МОЗГОВОЙ ШТУРМ - (от англ. brain storming штурм мозга) метод интенсификации процесса группового поиска решения проблем. Он предусматривает стимуляцию творческой активности и продуктивности исходя из предложения, что при обычных приемах обсуждения и решения… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Мозговой штурм - метод обучения, одна из современных форм групповых занятий в средних и высших учебных заведениях. Задача М.ш. поиск или выработка оптимального решения поставленной задачи. Предварительным этапом М.ш. является ситуационный анализ. М.ш.… … Педагогический терминологический словарь

    МОЗГОВОЙ ШТУРМ - подход к решению проблем, при котором люди собираются вместе и спонтанно выдвигают всевозможные предположения о способах решения проблемы … Словарь по профориентации и психологической поддержке

«Цель метода обратного мозгового штурма заключается в составлении наиболее полного списка недостатков рассматриваемого объекта или идеи, на которые обрушивается ничем не ограниченная критика»

В результате обратного мозгового штурма составляется максимально полный список недостатков, дефектов и потенциальных проблем у рассматриваемого объекта, прогнозируются недостатки и трудности эксплуатации на 10-20 лет вперед, чтобы полученный список недостатков обеспечил наиболее длительную конкурентоспособность объектов.

2.Теневой мозговой штурм

Далеко не каждый человек может заниматься творческой деятельностью в присутствии и при активном вмешательстве посторонних лиц. В связи с этим при проведении мозгового штурма на деловом совещании бывает целесообразно для части генераторов идей обеспечить условия одновременного присутствия и отсутствия. Разрешить эти противоречия возможно с помощью теневого мозгового штурма.

Сеанс проводится двумя подгруппами генераторов идей. Одна из них — собственно генераторы – называют идеи вслух при соблюдении условий критики. Другая подгруппа – теневая следит за ходом работы генераторов, но не принимает в обсуждении непосредственного участия. Каждый ее участник записывает свои идеи, возникающие под воздействием обсуждения, проводимого активной подгруппой.

Перечень выдвинутых генераторами идей и списки решений, предложенных всеми участниками теневой подгруппы, передаются после завершения сеанса в группу экспертов, в задачу которых входит не только оценка идей, но и их развитие, комбинирование, т.е. творческий процесс в этой группе переходит в новую фазу.

3. Комбинированный мозговой штурм

Вышеописанные методы прямого (или теневого) и обратного мозгового штурма могут быть совместно использованы в различных комбинациях.

Двойной прямой мозговой штурм заключается в том, что после проведения прямого мозгового штурма делается перерыв в течение 2-3 дней, после чего он повторяется еще раз. Во время перерыва у участвующих в деловом совещании специалистов включается в работу мощный аппарат решения творческих задач – подсознание человека, синтезирующее неожиданные фундаментальные идеи.

Обратно – прямой мозговой штурм, как правило, используется для прогноза развития мозгового штурма. Сначала с помощью обратного мозгового штурма выявляют все недостатки и слабые плохо проработанные или недостаточно обоснованные стороны существующего объекта, идеи и выделяют среди них главные. Затем проводят обратный мозговой штурм с целью устранения выявленных главных недостатков и разрабатывают проект принципиально нового решения. С целью увеличения времени для прогнозирования этот цикл стоит повторить.

4. Брейнрайтинг

Эта методика основана на технике мозговой атаки, но участники группы выражают свои предложения не вслух, а в письменной форме. Они пишут свои идеи на листках бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи, которая вносится в полученный листок. Группа обмениваются листками с течение 15 минут.

5. Письменный метод.

Вариация предыдущего метода Письменный метод чаще всего используется при большой удаленности участников группы. Все возможные варианты решения, идеи фиксируются в письменном виде и передаются ведущему данного мероприятия. Эффективность этого метода в том, что есть возможность привлечь самых высококвалифицированных специалистов из одной или нескольких стран.

К недостаткам этого метода можно отнести длительность самого процесса.

6. Массовый метод

Главная характерная черта этого метода заключается в том, что вся глобальная проблема разбивается на составные части и по каждой части проводится «мозговой штурм». Затем проводится сбор руководителей всех групп, принимавших участие в решении проблемы, на котором обсуждаются все выявленные идеи и варианты решения проблемы.

При возникновении сложных и массовых проблем часто используется «массовый метод» как разновидность «мозгового штурма».

7. Метод «конференции идей»

Данная разновидность «мозгового штурма» отличается тем, что на ней разрешена положительная критика. Таким образом, обстановка менее формализована, а значит, общение протекает естественнее.

Метод «корабельного совета» является разновидностью метода «мозговой штурм». Его главное и единственное отличие – это строгая последовательность высказывания своего мнения. К недостаткам метода относят тот факт, что после прохождения своей очереди и уже высказанного мнения участник не имеет права голоса и не может добавить свои новые мысли и идеи. Таким образом, потери при использовании данного метода могут быть очень существенными для организации.

9. Метод «с оценкой идей»

Метод «с оценкой идей» по своей сути является суммой нескольких методов: обратного, двойного и индивидуального. Такое сложение свойств и качеств трех методов позволяет решить сверхсрочные проблемы. Метод «с оценкой идей» может состоять из нескольких этапов, которые зависят от самой поставленной перед участниками задачи:

Генерации идеи;

Выяснения участниками всех сторон каждой идеи, сбора комментариев и самостоятельных оценочных балов по каждой идее;

Отбора лучших вариантов, при этом обязательно указание положительных и отрицательных сторон каждого варианта;

Обсуждения каждого варианта с использованием «мозгового мини-штурма»;

Отбора из лучшего списка самых жизнестойких вариантов;

Проведения презентаций каждого варианта;

Коллективного ранжирования всех оставшихся вариантов.

Использование этого метода возможно только в том случае, когда есть возможность собрать высококвалифицированную команду с опытом, знаниями и навыками по определенным специальностям, другими словами, к участникам предъявляются повышенные требования.

10. Двойной метод

Двойной метод как разновидность метода «мозгового штурма» отличается от всех остальных методов тем, что содержит дополнительный этап обязательной критики каждой идеи. В зависимости от поставленной задачи, перечень этапов может быть разным, например таким:

«мозговой штурм»;

Обсуждение каждого выдвинутого варианта;

Выдвижение новых идей на основании изученных выше двух этапов.

11. Индивидуальный мозговой штурм

Все роли (фасилитатора, фиксатора, генератора и оценщика идей) выполняет один человек. Длительность сеанса — 3-10 минут. Фиксация с помощью ручки, ПК или (самое эффективное) — диктофон. Оценка идей должна быть отложена. Помогает проведение разминки. К их оценке автору следует приступить не сразу, а через некоторое время, например через неделю.

Для успешного применения индивидуального мозгового штурма необходимо научиться задавать самому себе вопросы с возможными альтернативными ответами.

Недостаток — отсутствие синергического эффекта. Преимущество — оперативность и экономия на людях.

12. Мозговой штурм на доске

В специальном помещении, где проводится деловое совещание, необходимо повесить на стену специальную доску, чтобы сотрудники размещали на ней листки с записями тех творческих идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. Эту доску следует повесить на самом видном месте. В центре ее должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая разрешения проблема.

13. Мозговой штурм в стиле «соло»

Этой технологией можно пользоваться как при коллективной работе, так и индивидуальной. Если кто-то из специалистов хочет воспользоваться техникой мозговой атаки самостоятельно, то лучше создать для своих идей специальную картотеку. Занесения в картотеку заслуживают абсолютно все идеи – удачные, не очень удачные, а то и вовсе кажущиеся абсурдными или пустыми. Затем необходимо рассортировать все свои идеи, что-то добавить, улучшить и подвести итоги, выбрав те мысли, которые будут оптимально способствовать достижению поставленной цели, решению проблемы.

14. Визуальный мозговой штурм

Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка сделанная в момент рождения идеи позволит не только зафиксировать удачную мысль, но и не потерять темп в процессе размышления.

Основные принципы визуальной мозговой атаки:

  • Скорость и гибкость мышления
  • Отсутствие преждевременной критики
  • Быстрая реакция

15. Мозговой штурм по-японски

В основе данной техники, разработанной японцами Кобаяси и Кавакита, лежит осознание необходимости единого для всех участников группы подхода к определению и решению проблемы. Этой технику еще иногда называют «Рисовым градом».

1) Определение проблемы

  • Руководитель группы перечисляет все понятия, относящиеся к теме (например, продажа, затраты, дистрибьюторские услуги, конкуренция).
  • Каждый из участников записывает на карточках факторы, связанные с рассматриваемой проблематикой, — один факт на одну карточку. Факты должны быть значимыми и иметь непосредственное отношение к исследуемой теме.
  • Ведущий собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
  • Участники группы выбирают те карточки, которые связаны с предложенным их вниманию высказыванием. Из этих карточек составляется набор.
  • Ведущий зачитывает содержание одной из карточек.
  • Группа дает набору название, отражающее, по общему мнению, сущность всех представленных в наборе фактов. Название должно отвечать следующим требованиям: его смысл должен быть производным от набора фактов, оно не должно быть слишком общим, оно не должно быть простым перечислением фактов из набора. Давая набору название, группа суммирует все имеющиеся в распоряжении факты и затем извлекает из них суть проблемы.
  • Участники группы объединяют в наборы остальные факты — каждый под своим названием. Затем все наборы складываются в один, которому группа дает название, отражающее сущность заключительного набора.

Этот заключительный комплексный набор будет максимально приближен к сущности проблемы и ее определению. Возможно, следует переставить ключевые слова, чтобы возникло ясное и четкое определение проблемы.

Когда в группе появляется общее понимание задачи, происходит сближение позиций участников; все присутствующие соглашаются с определением проблемы; в процессе совместного обсуждения участники группы начинают ощущать «чувство локтя».

2) Решение проблемы

  • Каждый участник записывает свои решения по решению проблемы на отдельных карточках — по одному варианту на каждой карточке, количество вариантов не ограничено.
  • Лидер группы собирает и перераспределяет карточки так, чтобы никому не достались прежние.
  • Участники выбирают карточки, связанные с этим вариантом решения. Когда все предложения отобраны, они группируются.
  • Ведущий зачитывает один из вариантов.
  • Набору дается название. В ходе дальнейшего обсуждения оставшиеся предложения также объединяются в наборы вариантов решения проблемы, а из них уже составляется окончательный набор. В этом наборе должна быть заключена сущность всех предложенных решений.

Название заключительного набора должно выражать сущность всех предложений. Ведущий задает группе вопрос: «Что объединяет все предложенные идеи?» Поиски ответа вызовут множество мыслей, и ведущий сможет выбрать и сгруппировать самые интересные из них.

Существует также японская (кольцевая) система принятия решений —«кингисё», суть которой состоит в том, что на рассмотрение готовится проект новшества. Он передается для обсуждения лицам по списку, составленному руководителем. Каждый должен рассмотреть предлагаемое решение и дать свои замечания в письменном виде. После этого проводится совещание. Как правило, приглашаются те специалисты, чье мнение руководителю не совсем ясно. Эксперты выбирают свое решение в соответствии с индивидуальными предпочтениями. И если они не совпадают, то возникает вектор предпочтений, который определяют с помощью одного из следующих принципов:

б) диктатора — за основу берется мнение одного лица.

Этот принцип характерен для военных организаций, а так же для принятия решений в чрезвычайных обстоятельствах;

в) принцип Курно используется в том случае, когда коалиций нет, т.е. предлагается число решений, равное числу экспертов.

г) принцип Пярето используется при принятии решений, когда все эксперты образуют единое целое, одну коалицию.

д) принцип Эджворта используется в том случае, если группа состоит из нескольких коалиций, каждой из которых невыгодно отменять свое решение.

16. Многоступенчатая (каскадная) мозговая атака

В данном случае все участники заседаний (собраний) делятся на две группы: «группу генерации идей» и «группу оценки». Желательно, чтобы «группа генерации идей» состояла из равных по рангам людей. В эту группу включают широко эрудированных мозговая атака сотрудников, склонных к фантазии, но ясно представляющих суть стоящей перед ними задачи. Большое значение имеет приблизительное равенство членов группы по темпераментам. Оптимальное число членов «группы генерации идей», нацеленных на решение проблемы средней сложности, 10 человек.

В «группу оценки» включают людей с критическим складом ума. Здесь обязательно присутствие начальства, имеющего определенные полномочия. Это необходимо для того, чтобы положительная оценка той или иной идеи имела под собой реальную почву для ее реализации.

Обе группы должны иметь руководителей, роль которых необычайно велика. Это дирижер «синтетического мозга». От его эрудиции, такта, умения «завести» членов группы зависит очень многое. Следует отметить, что проблема подбора обеих групп является очень важной и сложной. Сформулируем основные этапы многоступенчатой мозговой атаки.

Этап 1 «Разведка» . Проводится первый мозговой штурм, на котором «группой генерации идей» выдвигаются первые идеи. Этот этап рассматривается как этап генерации идей.

Этап 2 «Контрадиктация». На этом этапе участники продолжают выдвигать идеи, но на высказывания по поводу проблемы накладывается одно ограничение: ту же задачу нужно решить, не прибегая к уже высказанным предложениям. Одобряются и поддерживаются идеи, противоположные ранее высказанным.

В результате реализации такого подхода составляются два противоположных списка предложений к решению проблемы. В сумме они содержат максимум предложений и контрпредложений. Наибольший эффект получается, когда участниками мозгового штурма на первой и второй стадиях будут разные люди: подчеркивая необходимость «не трогать» ранее полученные предложения, которые представляются как тупиковые, ведущий не запрещает их использовать.

Этап 3 «Синтез». На этом этапе к обсуждению подключается «группа оценки». Она совмещает в одной системе предложения, высказанные в ходе первого и второго обсуждения, и вырабатывает решения.

Этап 4 «Прогноз». На основе «синтетического» списка идей предлагается прогнозировать возможности и трудности, вытекающие из решения.

Этап 5 «Генерализация». Смысл этого этапа заключается в обобщении полученных идей, сведение их многообразия к небольшому числу принципов.

Этап 6 «Деструкция» . Данный этап проводится с целью проверки полученных результатов «на прочность». Его задача — «разгромить» предложения с различных позиций: логической, фактической, социальной. Критика при этом допустима только в отношении сформулированных идей, но не друг друга. Для повышения эффективности этого этапа необходимо сформировать разнокачественный в интеллектуальном и профессиональном отношении состав группы; обеспечить административную и юридическую независимость ее членов от организаторов разработки; не называть авторов идей.

После проведения всех этапов принимается окончательное решение. Следует, однако, отметить, что методика не заменяет ни таланта, ни знаний, ни опыта людей, она только приумножает их мысли. Атмосфера эмоциональной приподнятости, которая создается при коллективном мышлении, способствует вскрытию глубинных творческих резервов человеческой личности.

17. Прогрессирующий мозговой штурм.

В нем несколько коротких фаз генерирования идей (5-10 минут) чередуются с такими же короткими фазами оценки предложений.

18. Деструктивно-конструктивный мозговой штурм.

Говорят, что этот вариант предложила компания General Electric. Здесь фаза генерации идейразбивается на две:

  • Для начала высказываются все отрицательные идеи, которые препятствуют решению.
  • А затем участники вносят конструктивные предложения.

19. Попеременный мозговой штурм.

В этом случае этапы коллективного и индивидуального генерирования идей попеременно сменяют друг друга.

20. Метод прямого мозгового штурма.

В отличие от классического метода мозгового штурма процесс формулировки проблемы (целей, ограничений и т.д.) проходит также с помощью метода мозгового штурма, причем с тем же самым составом участников.

21. Фрирайтинг

(англ. free writing ) или вольное писательство — техника и методика письма, помогающая найти неординарные решения и идеи, сходная с методом мозгового штурма. Это механическое записывание всех возникающих в голове мыслей в течение определенного времени (обычно 10-20 минут). Текст пишут без редактирования, изменений, не беспокоясь о грамматике или стиле.

Такой метод письма помогает справиться с тупиковой ситуацией, апатией или творческим кризисом. Чаще всего эту технику используют для решения бизнес-задач, генерации идей, написания статей и книг. Фрирайтинг не имеет ничего общего с автоматическим письмом.

Знаете что такое «мозговой штурм»?

Конечно! Кто не знает?

В чем суть этого метода?

Собираются несколько человек и придумывают что-то новое.

Получается?

Во время Второй мировой войны английский офицер А. Осборн как-то раз собрал на палубе весь экипаж и предложил каждому высказаться по поводу жизненно важной проблемы: как можно защитить корабль от немецких торпед? В ряду прочих матросами была выдвинута свежая гипотеза, что, если выстроиться всем у борта и дружно подуть на торпеду, - может быть, она свернет в сторону. Смешно? Глупо?.. Но Осборн запатентовал изобретение, состоящее в том, что в борт корабля монтируется небольшой дополнительный винт, который гонит вдоль борта струю воды. Тем самым заметно снижается уязвимость судна - торпеда может изменить курс и скользнуть вдоль борта...

Психолог А. Осборн считается отцом классического мозгового штурма - brainstorming"a. В 1953 г. вышла его книга "Управляемое воображение".

Что же такое мозговой штурм (МШ)? Предлагаю вашему вниманию несколько определений:

МШ (англ. brainstorming) - один из наиболее популярных методов стимулирования творческой активности. Позволяет найти решение сложных проблем путем применения специальных правил обсуждения. Широко используется во многих организациях для поиска нетрадиционных решений самых разнообразных задач.

МШ - групповое коллективное продуцирование новых идей. Метод построен на вольном высказывании ассоциаций. Смысл в том, чтобы коллективно генерировать идеи, которые не пришли бы в голову отдельному человеку. Слово за слово, образ за образ... Один высказывает, другой подхватывает, третий завершает.

МШ дает возможность объединить в процессе поиска решений очень разных людей; если группе удается найти решение, то ее участники становятся стойкими приверженцами его реализации. В настоящее время метод мозгового штурма может быть эффективно использован организациями для улучшения качества работы в командах.

МШ – техника, поощряющая выдвижение как можно большего количества идей, непредвзятое отношение к высказываниям коллег, стремление к компромиссу.

МШ – наиболее известная, но далеко не самая удачная попытка создания творческой методики (правда, с весьма эффектным названием). Различными исследователями неоднократно предпринимались попытки создать более совершенные модификации МШ.

Классическая техника мозгового штурма, предложенная Осборном, основывается на двух основных принципах - «отсрочка вынесения приговора идее» и «из количества рождается качество». Задачей мозгового штурма является исключение оценочного компонента на начальных стадиях создания идей, что предполагает применение нескольких правил:

  • Приветствуется свободный полет фантазии - люди должны попытаться максимально раскрепостить свое воображение. Разрешено высказывать любые, даже самые абсурдные или фантастические идеи. Не существует идей настолько несуразных либо непрактичных, чтобы их нельзя было высказать вслух.
  • Идей должно быть много - каждого участника сессии просят представить максимально возможное количество идей.
  • Критика исключается - на стадии генерации идей высказывание любой критики в адрес авторов идей (как своих, так и чужих) не допускается. Работающие в интерактивных группах должны быть свободны от опасений, что их будут оценивать по предлагаемым ими идеям.
  • Комбинирование и совершенствование предложенных идей - участников просят развивать идеи, предложенные другими, например, комбинируя элементы двух или трех предложенных идей.
  • На завершающем этапе производится отбор лучшего решения, исходя из экспертных оценок.

Согласитесь, уважаемый коллега – принципы просты. Почему же, зачастую мы не получаем ожидаемого результата?

Во-первых, видимая простота метода, породила легкость отношения к нему: "Подъезжай часикам к девяти, поштормим".

Во-вторых, на данный момент, при обилии информации по этой теме в интернет, трудно найти подробно прописанную технологию реализации МШ.

В-третьих, простота метода именно видимая, МШ требует («если Вас интересует результат») тщательной реализации.

Цель предлагаемой Вашему вниманию «инструменталки» ознакомится с пошаговой технологией МШ, рассмотреть особенности её реализации, понять, что необходимо делать для гарантированного получения результата, в чем могут лежать причины неэффективности, оценить применимость данного метода в рамках вашей организации.

Итак: фанфары, фейерверки, радостные улыбки! Мы приступаем!

ПРИНЦИПЫ МШ:

Количество переходит в качество. Чем больше идей - тем выше вероятность правильного решения. Не спешите с критикой. Мы склонны оценивать идеи инстинктивно и немедленно, и часто – неправильно. Стоит не торопясь обдумать все предложения.

ПЛАН ДЕЙСТВИЙ:

1. Определите задачу. Сформулируйте вашу проблему как можно точнее, если проблема сложная, разбейте её на простые задачи

2. Подберите участников МШ Оптимальное количество 6-12 человек. Это должны быть люди:

  • имеющие гибкий, быстрый ум;
  • положительный настрой;
  • замотивированные на улучшение положения дел;
  • осознающие необходимость в свежих творческих идеях.

Следует пригласить одного человека способного в силу своего положения принимать решения и осуществлять задуманное.

3. Выберите лидера. Человек, обладающий опытом налаживания контактов в коллективе и достаточным красноречием (способный перефразировать высказываемые предложения и найти приемлемые аналогии). Важно, чтобы лидер МШ имел возможность при необходимости корректировать высказывания влиятельного лица, так как ничего не довлеет над подчиненным так, как мнение руководства.

4. Создайте благоприятную атмосферу:

  • удобная комната;
  • возможность перерывов.

5. Выберите «дежурного». Участник, фиксирующий все высказываемые предложения и замечания. Если идеи не записываются - они забываются. Вносите в список все возникающие идеи, даже если некоторые из них будут во многом повторять одна другую.

6. Если уж идти – так до конца.

  • Сразу после МШ организуйте обед или даже вечеринку, дабы отпраздновать достигнутый успех.
  • Можно написать благодарственные письма всем участникам и наблюдателям МШ, отметив вклад каждого в разрешение нелегкой задачи.
  • Полезно – попросить каждого из участников МШ написать какая из идей, по их мнению, достойна воплощения, и что для этого надо предпринять.

7. Оцените идеи. Если вы попытаетесь оценить идею сразу, вы не сможете ни оценить её по достоинству, ни увидеть её недостатки. Не спешите с оценками, оценивайте идеи лишь в конце МШ (ведущий может квалифицировать идеи самостоятельно или пригласить группу к участию в оценке). Прежде чем отказаться от какой бы то ни было идеи, найдите, по крайней мере, три резонных довода, почему это стоит сделать!

ОБЯЗАННОСТИ ЛИДЕРА

Хорошая подготовка к МШ включает следующие параметры:

  • составление плана МШ и ознакомление с ним участников МШ;
  • ознакомление участников МШ с методиками инициации и развития творческого потенциала, использование творческих приемов, способствующих рождению новых идей;
  • создание непринужденной атмосферы (возможны шутки, анекдоты, забавные случаи из жизни и т.п.) Все участники должны быть равноправны;
  • сосредоточенность на поставленной задаче, готовность управлять процессом выдвижения идей (важно направлять ход мыслей);
  • чёткость в формулировке предлагаемых решений и в ходе МШ, подведение промежуточных итогов;
  • поощрение проявлений инициативы. Чем более странной выглядит идея, тем лучше;
  • помощь участникам МШ в изменении привычного взгляда на вещи (по иному расставить акценты, задавать наводящие вопросы, разбудить воображение). Иногда работа в группе может застопориться из-за того, что её члены слишком сосредоточены на самой проблеме и на традиционных путях её решения («рабы привычки»). Если в группе таких людей большинство, лидер должен попытаться радикально изменить их взгляд на проблему. В некоторых случаях удается устранить такую «зацикленность» задавая абстрактные вопросы, например:
  1. Что привлекает внимание людей?
  2. Что их удивляет?
  3. Что их шокирует?
  4. Что приносит им наслаждение?
  5. Кто их интересует?
  6. Что их интересует?
  7. Кем они восхищаются?

Используются все доступные способы для того, чтобы наглядно представить стоящую перед вами задачу (рисунки, диаграммы, графики, использование различных цветов, иллюстрации мыслей и предложений группы…). Задача - выработать в сжатые сроки как можно больше идей;

  • Обязательно подчеркивание вклада каждого участника в решение общей задачи.

РАЗНОВИДНОСТИ МШ

BREINWRITING. Участники группы пишут свои идеи на листах бумаги и затем обмениваются ими друг с другом. Идея соседа становится стимулом для новой идеи. Принципы МШ остаются теми же.

МШ НА ДОСКЕ. Вывешивается специальная доска, на которую сотрудники размещают записи тех идей, которые придут им в голову в течение рабочего дня. В центре доски должна быть написана – большими яркими (разноцветными) буквами – требующая решения задача. Любой, у кого возникнет интересная мысль, может приколоть на доску листок с зафиксированной на нем идеей.

Преимущества:

  • Проблема всегда перед глазами, и мысли о ней будут постоянно вертеться в умах всех заинтересованных в её решении лиц.
  • Рождается множество ассоциаций. Знакомясь с идеями, приколотыми к доске на листах, работник, скорее всего, придумает что-то свое.
  • Время размышления не ограничено одним – двумя часами занятия в группе МШ.

Если листов с идеями немного или их нет – это говорит о том, что следует найти способы побудить своих сотрудников относиться к работе более творчески.

СОЛО. Для проведения МШ самостоятельно лучше завести для своих идей специальную картотеку. Важно «увековечивать» абсолютно все идеи – удачные и не очень, кажущиеся абсурдными и пустыми. Если идея появилась – запишите её.

ВИЗУАЛЬНЫЙ МШ. Фиксация идей с помощью рисунков. Как правило, идеи появляются быстро, одна за другой, и зарисовка поможет вам не только зафиксировать удачную идею, но и не потерять темп в процессе размышлений.

Преимущества:

  • Скорость и гибкость мышления
  • Отсутствие преждевременной критики

Если коротко и сухо описать данный метод, то это, уважаемый коллега, всё. На деле же происходит (или не происходит - это зависит от организации) масса интересного, т.к. эмоциональная включенность, целеустремленный поиск лучшего решения, доверие коллег позволяют ощутить драйв совместного творчества. А удовлетворение от найденного решения с лихвой возмещает все энергетические и временные затраты.

Список литературы:

1. Г.С. Альтшуллер «Введение в ТРИЗ. Основные понятия и подходы» Версия 3.0 электронная книга «Официальный Фонд Г.С. Альтшуллера»

2. Ю.Г. Тамберг «Как научить ребенка думать» Феникс Ростор-на-Дону 2007

3. под редакцией Н.Ю. Хрящевой «Психогимнастика в тренинге» Ювента Институт Тренинга Санкт-Петербург 1999