Государства закавказья. Кавказ делится на три региона: Прикавказье, Северный Кавказ и Закавказье

Модели стран региона, несмотря на их географическую близость и общее историческое прошлое, имеют в настоящее время больше отличий, чем совпадений, главным образом из-за разницы стратегических интересов, что обусловливает политическую и этническую конфликтность и политизацию внешнеэкономических связей. Страны оказались даже более дистанцированными друг от друга в экономическом отношении, чем в советское время.

Свое влияние на экономические модели оказывают и цивилизационные различия. экономический азия кооперация

Наличие в каждой из стран больших анклавных этно-конфессиональных групп стало в последние десятилетия одним из главных факторов военно-политических конфликтов в регионе, вплоть до образования новых независимых государств, высокой нагрузки на бюджет военных расходов (главными поставщиками вооружения для Грузии и Азербайджана являются страны-члены НАТО, для Армении, Абхазии, Северной Осетии - Россия), роста миграционных потоков из региона.

Высокая степень интегрированности экономик Закавказья в советский период в единую общесоюзную экономику, превалирующее значение связей с Россией и общесоветским рынком усугубило их кризис после распада СССР. Сложившаяся в советский период отраслевая структура хозяйства, относительно высокий уровень подготовки рабочей силы и развитая сфера услуг оказали благоприятное влияние на формирование новых, рыночных моделей экономического развития. Странам Закавказья удалось преодолеть спад, связанный с распадом СССР, и в прошлое десятилетие, вплоть до начала мирового экономического кризиса, темпы их экономического роста были весьма высокими - более 10% в Грузии и Армении, более 25%- в Азербайджане.

Общим для моделей всех стран региона является сохранение в экономике государственного монополизма и монополизма частных компаний, возникшего в результате первичного передела государственной собственности, и как следствие - недостаточное развитие сектора мелкого и среднего предпринимательства. Однако в целом влияние политического авторитаризма на характер экономических моделей стран менее выражено, чем в Центральной Азии. Оно более отчетливо проявляется в азербайджанской модели, сохраняющей значительное участие государства в экономике, в формировании экономических моделей Абхазии и Южной Осетии, более либеральными являются модели Грузии и Армении. Наличие больших нефтегазовых ресурсов в Азербайджане сдерживает здесь процессы приватизации, но при этом ускоряет привлечение иностранного капитала. Поэтому в Азербайджане по сравнению с другими кавказскими странами проведение реформ шло поэтапно, в значительной мере используя участие иностранного капитала (особенно турецкого), охватывая прежде всего легкую промышленность и торговлю. По индексу экономической свободы, рассчитанному в 2013г., Грузия заняла 21-е, Армения- 38-е, а Азербайджан- 88-е место из 177 стран.

Значительное влияние на отраслевую структуру моделей оказывает наличие природных ресурсов. Фактически все запасы нефти и газа сосредоточены в Азербайджане, благодаря чему Азербайджан стал наиболее динамично развивающейся страной в регионе и наиболее привлекательным объектом иностранных инвестиций. Рост мировых цен на энергоресурсы обеспечил Азербайджану рост ВВП с 2000г. по 2011г. в 12 раз, на его долю в 2011г. пришлось более 72% ВВП региона при доле населения в 53%. Азербайджан занимает первое место и по уровню подушевого ВНД (около 9 тыс. долл.), в Армении этот показатель составляет 6400 долл., в Грузии- 5310долл.

За счет нефтегазовой отрасли в Азербайджане доля промышленности поднялась до 67%, хотя при этом при этом доля обрабатывающих отраслей не превышает 6%,. В Армении и Грузии доля обрабатывающей промышленности в ВВП выше вдвое. Рост добычи нефти и газа в Азербайджане резко понизили долю сельского хозяйства (с 17% в 2000г. до 6% в 2011г.), но в Армении она остается высокой - 21%, а снижение ее в Грузии (с 22% до 9%) объясняется в значительной мере ростом услуг по транспортировке азербайджанских энергоресурсов в Турцию и далее в Европу.

Сохранявшиеся в регионе традиции индивидуального ведения сельского хозяйства, несмотря на формальное его ведение в советское время в рамках колхозов, обеспечили быстрое проведение работ по созданию хозяйств фермерского типа. Наиболее быстрыми темпами этот процесс прошел в Армении, более медленными - в Азербайджане и Грузии, где значительное место в сельскохозяйственной структуре занимали виноградники, чайные плантации, находившиеся в руках крупных совхозов и колхозов.

Довольно значительное место в экономиках закавказских стран занимает теневой бизнес, хотя его доля быстро сокращается. Достаточно высок уровень нелегальной торговли между странами региона и в международных связях. В Азербайджане стали утверждаться формы исламского бизнеса, особенно в банковской сфере, появились благотворительные фонды в виде вакфов, создаваемые на основе пожертвований членов мусульманской общины.

Характерной чертой экономических моделей региона продолжает оставаться коррупция. По индексу восприятия коррупции за 2012г. Азербайджан занял 139-е место, Армения-105-е место, а Грузия -51-е место (в ней произошло радикальное снижение уровня коррупционности, главным образом, было образом за счет правоохранительной сферы).

Экономические модели всех стран региона, включая Абхазию и Южную Осетию, во многом ориентированы на использование иностранных инвестиций. Если до середины 2000-х гг. основной приток прямых иностранных инвестиций приходился на долю Азербайджана (более 70%), то уже в 2010г. в общей сумме накопленных в регионе ПИИ в размере 27 млрд. долл. на долю Азербайджана пришлось 41%, а второе место заняла Грузия - 40%. Позиции иностранного капитала наиболее сильны в отраслях, ориентированных на обеспечение экспорта. Для всех стран региона, кроме Азербайджана, имеющего за счет экспорта энергоресурсов положительное сальдо внешнеторгового баланса, остро стоит проблема внешнего долга. В 2010г. в Армении он составил 65% от ВВП, в Грузии - больше 80%.

К закавказским республикам СНГ относят две пограничные с Россией Азербайджан и Грузию, а также Армению, которые в советский период составляли один Закавказский экономический район.

Площадь трех республик - 186,1 тыс. км 2 , население - 17,3 млн чел.

Самой крупной республикой по площади и населению является Азербайджан, самой маленькой - Армения.

Условия развития хозяйства. Экономико-географическое положение закавказских республик в настоящее время ухудшилось. Несколько точек военных действий в этом регионе нанесли непоправимый вред всему хозяйственному комплексу. Сейчас нет прямого железнодорожного сообщения из Грузии в Россию через Абхазию, сложность связей Азербайджана с Нахичеванской Республикой, входящей в состав Азербайджана, вызвана армяно-азербайджанским конфликтом из-за Нагорного Карабаха.

Из полезных ископаемых здесь встречаются уголь, нефть, газ, алуниты, соли. Из метаморфических и магматических можно выделить руды железа, марганца, меди, молибдена, полиметаллические, а также залежи мрамора, туфа, пемзы, мышьяковых и баритовых руд.

Агроклиматический потенциал территории довольно высок, что наряду с высотной поясностью обусловливает значительное разнообразие условий для выращивания сельскохозяйственных культур и разведения животных.

Население. Численность населения закавказских республик постоянно увеличивается. В Азербайджане самые высокие темпы роста (до 1 % в год), в Грузии примерно 0,01 %, а в Армении 0,1 %. Значительный естественный прирост за счет высокой рождаемости характерен только для Азербайджана 9 %о. Данный показатель оказывается почти нулевым в Грузии (0,1 %о). В Армении он чуть более 3%о.

Территория выделяется высокой плотностью населения, причем в Армении она достигает максимальных величин в СНГ (128чел/км 2 ).

В Грузии доля городского населения 56 %, Азербайджане 54 , в Армении - 68 %.

Основные титульные народы Закавказья относятся к разным языковым семьям. Грузины являются представителями картвельской языковой семьи картвельской группы, армяне составляют также собственную группу в индоевропейской языковой семье, азербайджанцы относятся к тюркской группе алтайской языковой семьи. Большинство грузинского населения - христиане, азербайджанцы являются приверженцами ислама шиитского толка, армяне - христианам и монофиситами.

Хозяйство. Сильнейший экономический кризис, охвативший после распада СССР все постсоветское пространство, в максимальной степени проявился в республиках Закавказья.

Промышленность. Сейчас, как и везде в СНГ, в республиках Закавказья на первый план вышли отрасли, имеющие собственное ресурсное обеспечение.

Азербайджан наращивает объемы добычи нефти и газа, привлекая для этого значительные иностранные инвестиции.

Грузия в настоящее время выделяется как крупный экспортер марганцевой руды, а также пытается восстановить связи с Россией с точки зрения продажи на наш рынок вина и цитрусовых.

Армения, испытывающая самые серьезные энергетические трудности, вынуждена была вновь пустить закрытую после Спитакского землетрясения (1988г.) атомную электростанцию. Это позволило в какой-то мере восстановить выплавку меди и молибдена.

Сельское хозяйство. В Грузии, где значительная часть равнинных пространств располагается во влажном субтропическом климате, развитие получило выращивание чая, цитрусовых, табака, в долинах Куры и Алазани значительные площади заняты под виноградники. Из полевых культур выращивают пшеницу, ячмень, кукурузу. В горных районах выпасают овец.

В Азербайджане климат гораздо суше, что приводит к использованию в земледелии дополнительного орошения для выращивания хлопчатника, овощей, зерновых культур. В северных и западных районах так же как и в Грузии, выращивают виноград. Значительные территории полупустынных пастбищ используются для выпаса тонкорунных и каракульских овец.

Армения отличается от двух других республик более суровыми климатическими условиями. Виноград здесь на зиму приходится укрывать от сильных морозов, но, в связи с сухостью климата, гроздья летом набирают много сахара, что позволяет вырабатывать коньяки. В Араратской долине выращивают овощи, зерновые, по склонам много персиковых и абрикосовых садов.

Транспорт. Сложный рельеф затрудняет развитие транспортных магистралей на территории республик Закавказья. Но все-таки по показателю густоты железных и автомобильных дорог их можно поставить в середину списка стран СНГ. Среди железнодорожных магистралей можно выделить транскавказскую.

История Закавказья в древности — одна из интереснейших страниц в мировой культуре. Именно здесь возникло древнейшее государственное образование на территории Закавказья —Урартское царство.

Позднее здесь же сформировались своеобразные цивилизации Колхиды, Иберии, Армении, Кавказской Албании.
Истоки интенсивного развития закавказских культур восходят к VI- V тыс. до н. э., когда в долинах Куры и Аракса существовали небольшие поселения оседлых земледельцев и скотоводов. Их обитатели жили в глинобитных домах, имевших круглый план, пользовались кремневыми, каменными и костяными орудиями. Позднее появляются медные изделия. Дальнейший культурно-хозяйственный прогресс отмечается в III тыс. до н. э., когда на Армянском нагорье и в Закавказье распространяется культура раннебронзового века, получившая название куро-аракской.

Процесс разложения первобытных отношений получил интенсивное развитие среди племен, обитавших в районе оз. Ван и носивших наименование урартов. Восемь стран под общим наименованием Уруатри упоминаются в этом районе в ассирийских источниках уже в XIII в. до н. э. В документах времени правления ассирийского царя Ашшурнасирпала II вместо многочисленных мелких владений упоминается страна, носящая имя Урарту. Другое государственное объединение урартских племен сложилось к юго-западу от оз. Урмия и носило название Муцацир. Здесь располагался общеурартский культовый центр.

Первым правителем объединенного Урарту стал царь Арам (864— 845 гг. до н. э.). Урартский правитель Сардури (835—825 гг. до н. э.) уже официально оформил свои амбиции. Он принял пышный титул, заимствованный у ассирийских царей. Это был прямой вызов могуществу Ассирии. Столицей Урартского государства стал город Тушпа в районе оз. Ван, вокруг которого возводятся мощные каменные стены.
Активной деятельностью отмечено правление урартского царя Ишпуини (825—810 гг. до н. э.) Если надписи Сардури писались по-ассирийски, то теперь официальные тексты составляются на урартском языке, для чего была использована чуть измененная ассирийская клинопись. Молодое государство все явственнее утверждало свою самостоятельность. Границы владений правителя Тушпы расширяются до оз. Урмия, и второе урартское образование— Муцацир — становится одним из зависимых владений.
Упрочилось влияние древнего религиозного центра урартских племен Муцацира, где располагался главный храм верховного бога урартского пантеона— Халди. Интенсивная строительная деятельность охватывает почти всю территорию государства. О ней сообщают многочисленные надписи Ишпуини, они повествуют и о многочисленных походах.
Подлинным создателем урартского могущества был царь Менуа… Военные походы Менуа шли в двух направлениях — на юг, в сторону Сирии, где его войска захватили левобережье Евфрата, и на север, в сторону Закавказья. При этом особое внимание уделялось организации подчиняемых территорий. Видимо, в ряде случаев сохранялась власть местных царьков, но одновременно назначались и представители центральной власти — начальники областей. Ко времени Менуа относится, очевидно, и административная реформа — разделение Урартского государства на области, управляемые представителями центрального правительства…
… Аргишти II (713 — 685 гг. до н. э.) направил свои походы на восток, достигая побережья Каспийского моря. Здесь продолжалась традиционная политика урартских царей — побежденные области не разорялись, подчинялись на условиях выплаты дани. Аргишти II проводил ирригационные работы и в центральных областях Урартской державы— около оз. Ван. Это стабильное положение продолжалось и при Русе II (685—645 гг. до н. э.).
Однако угроза урартскому могуществу крылась в новой силе—в скифских кочевых племенах, проникших в Переднюю Азию и создавших в 670-х гг. до н. э. собственное «царство». Скифы нанесли поражение союзникам Урарту—киммерийцам. Видимо, одновременно пострадал и ряд районов Урарту.
Урарту заметно ослабевает и сдает свои прежде прочные позиции на международной арене. Строительная деятельность продолжается в Ванском районе и в Закавказье, но масштабы ее сокращаются. В начале VI в. до н. э. Урарту попадает в вассальную зависимость от нового могущественного государства древнего Востока — Мидии, а к 590 г. до н. э. прекращает свое существование как независимое государство.

История Урарту — это история урбанизации Закавказья. Территория городов обычно достаточно велика— от 200 до 300 га (Аргиштихинили даже 400—500 га. Города, как правило, создавались у подножия высоких холмов, вершины которых занимали цитадели. Планировка некоторых урартских городов имела регулярный характер, например, в Зернакитепе. Видимо прямоугольная система планирования существовала и в Тейшебаини. Строители городов стремились к тому, чтобы границы городской застройки совпадали с естественными препятствиями (река, отвесные склоны холмов и т. д.). Оборонительные системы городов состояли из одной, чаще двух, а иногда и трех линий стен. Городские стены толщиной 3,5—4 м обычно были снабжены контрфорсами и массивными выступающими квадратными башнями.

Урартские дворцы были двух типов. Основу композиции дворца в Еребуни составляют два двора, вокруг которых находятся помещения различного назначения. Один из дворов окружен колоннадой, и вокруг него сгруппированы все важнейшие помещения дворца. Ядром дворцов второго типа являются колонные залы. Дворцовый комплекс западной цитадели Аргиштихинили делился на две части: парадно-жилую и хозяйственную. Центром парадной части являлся большой колонный зал (два ряда по десять колонн). Очень разнообразна храмовая архитектура Урарту. Храм бога Халди в Еребуни состоит из основного продолговатого зала с колонным портиком перед ним и двух квадратных помещений, одно из которых — башенное. Этот тип близок хуррито-митаннийским сооружениям. Наиболее распространен, однако, другой тип храма: квадратное в плане однокомнатное здание, возведенное на платформе, с угловыми выступами и шатрообразным перекрестием.

Монументальное искусство Урарту представлено каменными рельефами, круглой скульптурой, а также стенными росписями. Каменная скульптура делится на две четко различимые группы. К одной относятся памятники собственно урартской скульптуры, связанные с традициями искусства древнего Переднего Востока. Правда, находки этой скульптуры очень редки. Сохранилась, в частности, поврежденная статуя из серого базальта, найденная в Ване и изображающая, видимо, одного из первых урартских царей. Гораздо чаще встречается народная скульптура «традиционно-условного стиля»продолжающая традиции скульптуры эпохи бронзы. Монументальные рельефы лучше всего известны по находкам в Адылджевазе, где, видимо, была представлена процессия богов.

Наиболее изучена урартская настенная живопись. Живописные панно располагались в виде часто чередующихся горизонтальных полос— орнаментальных и изобразительных. Урартские росписи входят в общий круг переднеазиатской древней монументальной живописи. Для них характерны большая условность и каноничность, сказывающиеся в применении определенных стереотипов при изображении живых существ и растений, использование определенного, строго ограниченного набора тем (преобладают изображения божеств, царей, ритуальных сцен), очень сильная символичность, связывающая воедино как изобразительные, так и орнаментальные мотивы.

Большого мастерства урарты достигли в прикладном искусстве, особенно в производстве художественных произведений из бронзы. Это достигалось, в частности, благодаря высокому техническому уровню урартской металлообработки.

Произведения урартской торевтики были чрезвычайно популярны. Их находки зафиксированы в Малой Азии (в частности, в Гордионе), на ряде островов Эгейского моря (Родос, Самос), в материковой Греции (Дельфы, Олимпия), даже в Этрурии. Яркими образцами искусства Урарту являются парадные щиты, шлемы, колчаны, служившие приношениями в храмы. Они были украшены рельефными сценами (изображения всадников, боевых колесниц, иногда встречаются и сакральные сцены). При раскопках найдено и большое количество золотых и серебряных украшений высокого художественного уровня.
Урартская культура сыграла исключительную роль в последующих судьбах культуры всего Переднего Востока. Наибольшие ее достижения были восприняты Мидией, затем Ахеменидским Ираном и широко распространились по всему Переднему и Среднему Востоку.

В после урартское время завершается становление классового общества и государственности еще в трех закавказских центрах: Колхиде, Иберии и Албании. Здесь, так же как и в историческом наследнике Урарту — древнеармянском царстве, к местным и древневосточным культурным традициям добавляется позднее мощный импульс, идущий со стороны античной цивилизации. Эта общая закономерность исторического и культурного развития осуществлялась в сложной политической ситуации образования и распада новых государств, военных походов и дипломатических союзов.

Таким образом, в общих чертах периодизация цивилизаций Закавказья в настоящее время выглядит следующим образом: в первые века I тыс. до н. э. здесь существует один центр государственности и классового общества — Урарту, затем в зону становления государственности включается черноморское побережье Закавказья — древняя Колхида в эллинистическое время— остальные районы этого региона— Иберия (современная Восточная Грузия) и Кавказская Албания (области совр. Азербайджана и часть Дагестана).

Значительная часть бывших урартских владений вошла в состав Мидийской державы, а затем империи Ахеменидов. Они были включены в состав нескольких сатрапий, выплачивали центральному правительству налог, поставляя вооруженные контингенты в ахеменидскую армию. В рамках таких сатрапий в VI—Vвв. до н. э. происходит формирование древнеармянской народности, постепенно включившей в свой состав потомков урартов и некоторых других племенных групп. Ахемениды широко привлекали к управлению местную знать. Вскоре правителями одной из сатрапий стали представители древнеармянской знати — Ервандиды (Оронтиды в греческой передаче). Культура и быт сатрапа и его окружения следовали ахеменидским образцам. Древнеиранские религиозные представления, и в частности, видимо, зороастризм, оказывают значительное влияние на древнюю Армению. Однако массовая, народная культура во многом продолжает урартские традиции.

Столицей владений Ервандидов стал Армавир, расположенный на территории более раннего урартского центра. Сравнительно недолгой независимости Армении пришел конец в 220 г. до н. э. Во в. до н. э., в период ослабления Селевкидского государства, в областях к западу от оз. Ван образуется независимое государство Софена, во главе которого встал Зариадр (арм. Зарех), между Ваном и Севаном складывается другое государство, официально именовавшееся Арменией. Ее первым царем стал Арташес (греч. Артаксий), основатель новой династии — Арташесидов. Сам Арташес I (189—161 гг. до н. э.) уделял много внимания благоустройству нового государства, при нем, в частности, была основана неподалеку от Армавира новая столица — Арташат.
Около 95 г. до н. э. парфяне способствовали вступлению на трон Арташесидов Тиграна II, однако он оказался умелым и дальновидным политиком и вскоре сам потеснил парфян. Начинается недолгий «взлет» древнеармянского царства к юго-западу от оз. Ван, в предгорьях Армянского Тавра, основал новую столицу — Тигранокерт. Однако Тигран II вынужден был уступить римскому натиску, и в 66 г. до н. э. в Арташате был подписан мирный договор с Помпеем.
Со второй половины II в. н. э. Армения становится практически независимой. Сменившие Парфию Сасаниды пытались подчинить Армению, но встретили твердый отпор. Государство с древними традициями стремилось утвердить и идеологическую независимость, с чем было, в частности, связано принятие при Тиридате III (287—330 гг.) в качестве государственной религии христианства, начавшего распространяться в Закавказье со II в. н. э…

Армения в последние века до н. э. и первые века н. э. была страной высокой культуры. Подъем градостроительства, естественно, способствовал и развитию архитектуры. Заимствовались передовые эллинистические и римские строительные приемы, типы построек. Широко известен храм в Гарни, недавно полностью восстановленный… Храм, видимо, был возведен в 1 в. н. э. и посвящен богу Михру. Очень интересна и баня Гарни, пол одного из помещений которой был украшен мозаикой.
Скульптура Армении характеризуется большим разнообразием. Здесь найдены и великолепные привозные произведения эллинистического ваяния, и очень простые, схематичные статуи — продолжение предшествующей народной традиции. Но наиболее популярным было художественное течение, представлявшее собой органичное слияние эллинских и местных художественных принципов.

Ярким явлением была армянская коропластика. Найденные в Армавире и Арташате терракотовые статуэтки представляют собой женские и мужские фигурки, изображения всадников, музыкантов и т. д. Коропластика Армении напоминает коропластику Месопотамии парфянского времени, однако отличается рядом своеобразных и самобытных черт. Высоким был уровень металлообработки и связанных с ней отраслей искусства: торевтики и ювелирного дела.

Менее известна духовная жизнь Армении античного времени. Можно предполагать, что в этот период существовала значительная разница между характером культуры царского двора и верхушки господствующего класса, с одной стороны, и культурой основной части населения Армении — с другой. Если первые оказались весьма восприимчивыми к эллинистическим и парфянским культурным влияниям, то вторые оставались верными местным вековым традициям. В духовной культуре народа, видимо, важную роль играл героический, отголоски которого сохранились у Мовсеса Хоренаци и в эпическом цикле о Давиде Сасунском.
Религия Армении характеризовалась синкретизмом, в ней слились воедино древние местные культы и иранские влияния.
Важнейшее место в пантеоне занимали божества Михр, Анаит и Вахагн. Цари стремились создать и широко распространить культ династии, который должен был служить средством объединения населения под властью армянских владык.

Особое место в истории Закавказья занимала Колхида. История Колхиды в древности освещена античными письменными источниками, значительную информацию дают археологические исследования (особо необходимо отметить работы О. Д. Лордкипанидзе и Г. А. Лордкипанидзе), в последнее время сделаны и эпиграфические находки. В отличие от других областей этого региона она была более тесно связана с миром средиземноморских культур и в VI в. до н. э. стала объектом греческой колонизации.

Проблема греческой колонизации в Колхиде — одна из наиболее дискуссионных в современной науке. Некоторые ученые доказывали, что «модель» греческой колонизации в этом районе ничем не отличается, например, от северо-причерноморской, где греки создали свои полисы и освоили обширную сельскохозяйственную территорию. Согласно другой точке зрения, греки, осевшие здесь, не создавали своих полисов, а поселялись в местных городах. В последние годы всё большим признанием пользуется третья точка зрения: греки создавали свои полисы на восточном побережье Черного моря, но их основной экономической базой было не сельское хозяйство (как у большинства «колониальных» полисов), а посредническая торговля.

Основным препятствием для широкой экспансии греков послужило то обстоятельство, что к моменту их прибытия в Колхиду здесь уже сложилось местное государственное образование. Одной из важнейших предпосылок возникновения его явилось бурное развитие производительных сил в эпоху раннего железного века. Колхида стала одним из важнейших центров металлургии железа. Резкая социальная дифференциация в Колхиде выявляется на материалах погребений. Так, только одна женская могила V в. до н. э. содержала свыше 1600 золотых изделий, включая великолепные диадемы с изображением львов, терзающих быка и газель.

Поселения городского типа складываются и в материковой части, вдали от побережья (Вани и др.). Основой расцвета Колхиды были разнообразные ремесла и развитая торговля. Особенным совершенством отличались изделия местных мастеров из железа и золота. Недаром в античном мире утвердилось представление о Колхиде как о стране «золотого руна»; приключения аргонавтов, прибывших за ним в Колхиду,— одна из популярнейших тем греческого эпоса.
На вывоз производились лен и пенька, и, как специально отмечали античные географы, в частности Страбон, страна была «замечательна всем необходимым для кораблестроения».

Торговля была не только местной, но и транзитной, и считалось, что в Диоскуриаде сходились для торговли представители 70 племен и народностей. С этим обстоятельством было связано и раннее развитие денежного обращения. На побережье были широко распространены монеты различных греческих городов, а во внутренних районах Колхиды преобладали монеты местного выпуска, названные современными исследователями «колхидками». На этих монетах на одной стороне изображен бюст правителя, а на другой — голова быка. Выпуск «колхидок» в V — первой половине III в. до н. э. свидетельствует о развитых товарно-денежных отношениях и, по мнению ряда ученых, о существовании самостоятельного колхидского государства.

Наиболее примечательной чертой культуры древней Колхиды было взаимодействие коренной и греческой традиций. В прибрежных центрах, а, возможно, также и в Вани работали греческие мастера-ремесленники из Синопа, Гераклеи и других центров. При раскопках в Вани обнаружено много греческих амфор и иные привозные изделия. В Колхиду поступали и высокохудожественные произведения античного искусства: расписная керамика, мраморная скульптура и т. д…
Колхида была центром своеобразной области искусства. Здесь зафиксировано наличие каменной и бронзовой скульптуры, найдены небольшие статуэтки, в том числе и серебряные, встречаются памятники коропластики, торевтики, глиптики. Для всех сфер искусства характерно слияние местных и греческих художественных традиций.

По мере распространения влияния Рима на востоке в орбиту его воздействия попадает и Колхида. Вскоре Колхида включается в состав римской провинции Каппадокия.
В III—IV вв. н. э. Западная Грузия в античных источниках именуется Лазикой, хотя местные жители называли свою страну Эгриси. Столицей был Археополь. С начала IV в. здесь распространяется христианство.

Важным и своеобразным государственным образованием Закавказья античной эпохи была Иберия. Иберией греко-римские авторы называли Восточногрузинское царство античной эпохи (III в. до н. э.— III—IVвв. н. э.). Средневековые грузинские источники име-нуют его Картли. Иберия занимала главным образом нынешнюю Восточную и Южную Грузию.
Однако с течением времени она смогла овладеть и некоторыми районами Колхиды. История Иберии известна нам по сообщениям античных авторов, немногочисленным надписям. Но в последние десятилетия проводились широкие по масштабам археологические работы, давшие новый богатейший материал, который активно изучается (очень интересными в этой связи представляются исследования Г. А. Меликишвили, О. Д. Лордкипанидзе, А. В. Бохочадзе, Ю. М. Гагошидзе).
В эллинистическую эпоху происходило формирование и укрепление государства в Иберии. Интересный храмовый комплекс того времени (II—I вв. до н. э.) исследован в местности, называемой Дедоплис-Миндори. Раскопками выявлена грандиозная система одновременных построек, представляющих собой прямоугольник площадью около 6 га, обнесенный стеной…
Исследователи (в частности, руководитель раскопок Ю. М. Гагошидзе) считают, что данный обширный храмовый комплекс был посвящен богам маздеистского круга, в значительной мере слившимся с древними местными грузинскими астральными божествами, и что главный храм был посвящен божеству типа авестийской Ардвисуры Анахиты.

Согласно древнегрузинской исторической традиции, сохранившейся у Леонтия Мровели, первый царь Иберии — Парнаваз — начал строить свою резиденцию на горе Армази, где воздвиг также «идола» (т. е. статую) в свою честь. Согласно той же традиции, последующие цари продолжали здесь строительство. Гора превратилась в акрополь. Грузинская традиция согласуется с данными таких античных авторов, как Страбон и Плиний Младший. Этот город локализуется на холме Багинети. Археологические раскопки обнаружили оборонительные стены, дворцовые и общественные сооружения, гробницы. Археологи вскрыли руины еще целого ряда городов Иберии (в Саркине, Дзалиси, Урбниси и др.). Существовали и так называемые пещерные города, например Уплисцихе.

Здания дворцового типа открыты в Багинети, Армазисхави, Дзалиси. В нескольких местах обнаружены термы с типично римским устройством. Архитектура Иберии достигла очень высокого уровня развития. Уже в ранних центрах (например, в Самадло) применялся такой сложный прием, как террасирование склонов холма…

Особое внимание привлекают мозаики, среди которых наиболее интересны панно из Дзалиси. В термах представлены растительные сюжеты, изображения рыбы, дельфина, раковины. В дворцовом же помещении — великолепные по качеству мозаичные сцены с изображением Диониса и Ариадны, раз-личных персонажей дионисийского круга, богатый растительный и геометрический орнамент, пояснительные надписи.

Дионис и дионисийский культ были весьма популярны в Иберии. Об этом свидетельствуют многие находки произведений искусства. В Иберии развивались также торевтика, глиптика, ювелирное дело.

Кавказская Албания располагалась дальше от центров греко-римского мира, нежели другие области Закавказья, и поэтому в трудах античных авторов ее история и культура нашли слабое освещение. Почти полностью отсутствуют и эпиграфические материалы. В силу этого особое значение приобретают археологические находки. Среди довольно многочисленных исследований по истории Кавказской Албании особое место занимают труды К. В. Тревер, И. Г. Алиева, И. А. Бабаева, Дж. А. Халилова

…Формирование государственности и классового общества на территории Кавказской Албании завершается в эллинистическую эпоху. Албания менее других стран Закавказья была задета римской экспансией, хотя римляне проникали сюда и в I в. до н. э. (походы Помпея), и позднее. Одним из свидетельств этого является составленная от имени центуриона XII легиона латинская надпись конца I в. н. э., найденная в горах Гобустана, неподалеку от Баку. Позднее в Кавказской Албании власть захватила династия Аршакидов. Албания в той или иной степени была вовлечена в римско-парфянское противоборство в Закавказье.

Предпосылки для возникновения городов в Албании сложились к середине I тыс. до н. э. В I в. н. э. крупнейшим городским центром и столицей страны стала Кабала, общая площадь города достигала 50 га. Кроме того, городские центры античного времени зафиксированы в Шемахе, Мингечауре, Тазакенте и в северной части страны, на территории Дагестана (Дербент и др.).

… В Албании развивалось сельское хозяйство, ремесло, торговля. Средством обра-щения служила местная монета — подражание драхмам Александра Македонского… Популярным видом искусства являлась скульптура. Найден ряд очень условно выполненных статуй, несомненно восходящих по своим приемам к древним прототипам. По всей видимости, они носят культовый характер. Довольно широко распространены мелкие бронзовые скульптуры. Необычайно изящна фигурная керамика. Гончары древности придавали сосудам антропоморфные и зооморфные формы в виде козла, петуха, оленя, быка и т. д. Антропоморфные сосуды встречаются только в районе Шемахи. Параллельно развивалась и коропластика. Наиболее популярными были изображения обнаженных женщин. При раскопках Кабалы найдена большая коллекция глиняных булл с изображениями как эллинистического (Геракл), так и местного типа (всадники, различные животные). Из Римской империи в Кавказскую Албанию проникали стекло, бронзовые сосуды, украшения и т. д.

Значительную роль в жизни Албании играла религия. Верховная триада богов включала, по свидетельству Страбона, Селену, Гелиоса и Зевса (Страбон называет греческие эквиваленты местных божеств). Верховный жрец — второе лицо в государстве после царя, «он стоит во главе большой и густонаселенной священной обла сти, а также распоряжается рабами храма».

Древние цивилизации Закавказья, при всем своеобразии каждой из них, обладали и рядом сходных черт, порожденных как близостью социально-экономического строя, так и общностью исторических судеб и длительными взаимными контактами. Они прошли долгий путь исторического развития, взаимодействуя сначала с древневосточными цивилизациями, затем с эллинистическим миром и, наконец, с Римской империей и Парфянским (а затем Сасанидским) Ираном. История возложила на них огромной важности— они служили цивилизациям Переднего Востока надежным щитом с севера, прикрывая их от многочисленных воинственных кочевых племен, обитавших степях за Кавказским хребтом и неоднократно совершавших походы на юг.

Подвергаясь постоянному давлению как с юга, так и с севера, народы Закавказья тем не менее смогли создать, сохранить и развить свои глубоко своеобразные цивилизации, в которых органически слились как древнейшие культурные традиции, так и внешние влияния, которые были освоены и переработаны таким образом, что стали важным составным элементом в общей сокровищнице мировой культуры.
Жизненность культурных традиций— одна из самых поразительных и ярких особенностей цивилизаций, сложившихся в древности в Закавказье.

Регион в Азии, расположенный к югу от Главного, или Водораздельного, хребта Большого Кавказа . К Закавказью относятся большая часть южного склона Большого Кавказа , Колхидская низменность и Куринская впадина, Карабахские горы, Армянское нагорье, Талышские горы с Ленкоранской низменностью.

В пределах расположены Грузия, Азербайджан, Армения , а также частично признанные Абхазия и Южная Осетия, непризнанная Нагорно-Карабахская Республика. Граничит на севере с Российской Федерацией, на юге с Турцией и Ираном. В последние годы в международных документах для обозначения Закавказья получил распространение термин «Южный Кавказ ».

Климат.

и природа обеих частей Закавказья весьма различны. Восточное Закавказье отличается континентальным климатом при небольшом количестве осадков; Западное Закавказье наоборот, имеет климат морской и орошается весьма обильно. Многие местности Восточного Закавказья нуждаются в искусственном орошении, в Западном же Закавказье, напротив, некоторые места страдают от избытка влаги.

История.

Закавказье - отдельный от Кавказа геополитический регион, с глубокой древности представлявший связующее звено между странами Востока и Запада и находившийся на перекрёстке торговых путей между Ближним и Средним Востоком и Европой, миграционных волн, армий завоевателей, стремившихся овладеть древними и средневековыми государствами Закавказья . Широки были торговые и культурные связи этих государств между собой и с сопредельными странами Европы и Востока - Ираном, Индией, Китаем и др. Здесь в IX-VI веках до н.э. находилось одно из древнейших государств мира - Урарту, позднее Армения , охватывавшее в период своего могущества всё Армянское нагорье, а ближе к нашей эре - Колхидское царство, Кавказская Албания (Агванк), Армения . От древних цивилизаций остались шедевры архитектуры , выдающиеся литературные памятники .

Наличие плодородных земель, водных ресурсов и мягкого климата способствовало созданию развитого сельского хозяйства - орошаемого земледелия, пастбищного животноводства. Торговля приводила к развитию ремёсел, строительству городов, развитию транспорта. С другой стороны, богатые земли постоянно привлекали внимание сильных и воинственных соседей - вначале это была Римская империя, затем - Византия, арабы. В XIII-XV веках - татаро-монголы и Тамерлан. Затем Закавказье стало объектом соперничества между Персией (Ираном) и Османской империей (Турцией). Средневековье было временем бесконечных войн, феодальных распрей и опустошительных походов чужеземных завоевателей. Особенно жестоко южные соседи обходились с христианами - грузинами и армянами. Несколько легче было народам, принявшим ислам.

Дальнейшее развитие событий могло привести к фактически полному физическому истреблению христианских народов Закавказья . В этих условиях вхождение в состав России в начале XIX века способствовало выживанию закавказских народов, приобщению их к ценностям европейской цивилизации.

Советский период истории Закавказья ознаменовался значительным подъёмом промышленности в регионе, укреплением хозяйственных связей внутри СССР, выравниванием уровня социально-экономического развития закавказских республик, повышением образовательного уровня населения, созданием многочисленной национальной интеллигенции. В то же время, уровень развития производительных сил оставался недостаточным для полного использования людских ресурсов, особенно в сельской местности, что приводило к оттоку населения в города и за пределы Закавказья .

Либерализация политической жизни и развитие гласности в конце 1980-х - начале 1990-х годов привели к резкому подъёму национализма, к которому руководство республик оказалось не готовым. Началась цепная реакция, которая в итоге привела к принятию решений о выходе из состава СССР. События в Закавказье сыграли немаловажную роль в развале Советского Союза. Произошел ряд кровопролитный конфликтов между Азербайджаном, Арменией и Нагорным Карабахом, Грузией и Абхазией, Грузией и Южной Осетией.

Закавказье после распада СССР.

На данный момент в Азербайджане существенная часть валютных доходов поступает в республику от многочисленных граждан Азербайджана, занимающихся экономической деятельностью в России. Построен основной экспортный трубопровод Баку - Тбилиси - Джейхан, который обеспечит Азербайджану альтернативный выход на мировые рынки сбыта углеводородов.

Армения испытывает трудности при сообщении с внешним миром, будучи блокированной двумя соседними странами - Азербайджаном и Турцией. Страна с начала 1990-х находится в состоянии войны. Грузии приходится решать целый клубок взаимосвязанных проблем - проблемы с экономикой, курортное черноморское побережье Абхазии недоступно, во внутренней Грузии социальную напряжённость усиливает присутствие нескольких сот тысяч беженцев из Абхазии и Южной Осетии.

Влияние Закавказья на искусство.

В конце III - начале IV в. в западном Закавказье - Армении и Грузии - сложились феодальные отношения, чему способствовало принятие христианства в самом начале IV в. Находясь в политической зависимости от византийской империи и иранского государства Сасанидов, народы Закавказья воспринимали прогрессивные элементы их культуры. Наряду с этим яркая, самобытно складывающаяся культура каждого из этих народов сама оказывала воздействие на развитие архитектуры . Особенно большой вклад в мировую архитектуру был сделан в IV-VII в. в период формирования восточной школы византийской архитектуры , испытавшей тогда сильное влияние закавказского зодчества . В эту эпоху архитектура Армении и Грузии развивалась сходными путями.

Планы
Первый вопрос: почему Кавказ? Почему Чечня и Дагестан? Ведь страшно, новости, террористы, взрывы...
А что мы знаем о Кавказе? Представьте, что о Москве или Питере в новостях были бы только убийства, ограбления, дтп , бытовуха , а о жизни ни слова. Нам бы казалось , что жить в этих городах страшно. Но на самом деле так и есть: в Москве опасней, чем на Кавказе.
Кавказ нас никогда не пугал. Просто руки не доходили как следует съездить туда.

В феврале у нас родилась долгожданная дочка Нина. С четырехмесячны м м ладенцем, конечно, стоило ехать в более удобные для путешествий места. Но тут Анин отпуск по уходу за ребенком совпал с катастрофическим падением рубля, так что о Европе на месяц (а меньше неинтересно ) не могло быть и речи. Все это заставило нас внимательно посмотреть на восток и на Кавказ, куда мы собственно и так часто заглядывались. Сначала были планы поехать на Тянь-Шань на Иссык-куль , но мы испугались высокогорной акклиматизации для младенца и дикой жары. Это как-нибудь в другой раз.

На Кавказе мы уже бывали неоднократно. Кирилл в детстве часто бывал в Приэльбрусье , мы уже ездили в Армению, Грузию и Абхазию, бывали в Осетии и Адыгее. Это путешествие должно было восполнить общее представление у нас о Кавказе и Закавказье.

Постепенно сложился набросок маршрута. Ингушетия, Чечня, Дагестан, Азербайджан. В этих краях довольно мало художественных памятников, это мы планировали с лихвой возместить в Армении. В Армении мы уже путешествовали 12 лет назад . Сейчас хотели подробно посмотреть Тавуш, Гехаркуник , Вайоц-Дзор и Сюник . Грузию предполагалось проехать туда - обратно транзитом, только заехать к святой Нине в Бодбе .

Некоторые выводы и впечатления
Путешествовать с тремя детьми, один из которых младенец - достаточно хлопотное занятие. Когда мы ездили на Балканы с двухмесячной Ксеней, с нами было несколько подростков, которые всегда могли подхватить плачущего ребенка на руки и освободить взрослых для готовки, сборов и т.д . Сейчас же мы были одни, на плечи взрослых и детей легло гораздо больше забот, чем в прошлых поездках. Да и хозяйство наше походное разрослось : Саня переехал в собственную палатку, Кирилл на Рождество подарил мне полевую декатлоновскую кухню. Все это нужно ставить, собирать и разбирать потом, время разворачивания лагеря увеличилось. Саша каждый день ставил свою палатку, кухню и надувал все три матраса. Ксеня ставила стол, кресла, разносила все вещи, помогала на кухне. Дети по очереди дежурили и мыли посуду каждый день сами. Казалось бы, чем заниматься взрослым, все уже сделано, но не тут-то было. Раньше у нас всегда получалось после укладывания детей на сон посидеть в тишине вдвоем поговорить за чаем или вином , обсудить прожитый день и планы на грядущий. Теперь после укладывания детей мы занимались стиркой. Тоже объединяет, но не так весло. Уставали порядочно, что уж там. Нина выбрала себе специфический режим, поднимала нас каждый день в 6 утра. Это очень удобно в поездке по жарким странам, мы успевали выехать до лютого солнца, но и ложиться приходилось рано, иначе потом не встать вместе с младшим жаворонком. Вывод прост - дети при кочевой жизни должны помогать наравне со взрослыми, иначе поездка не будет никому в радость, а для этого нужно их правильно организовывать, что опять же требует от родителей сил, сил и еще раз сил. Боюсь, как бы этот абзац нe выглядел слишком безрадостно. Все не так плохо, но нужно заранее правильно настроиться и осознать свои реальные возможности, чтобы потом не разочаровываться. Мы, например, их переоценили. Оказалось, что с младенцем мы не можем далеко уходить от машины: в эргорюкзаке она долго не сидит, а коляска по горам не ездит. Отпали так сильно нами любимые вылазки в горы с ночевкой , рюкзаки провозили просто так. Но зато компенсировали детям это жизнью на море и на Севане. Так что нужно заранее готовиться к плохим сценариям. Мы очень жалели Ниночку и постоянно все подстраивались под нее , поэтому она поездку перенесла прекрасно. Никаких болезней, скандалов и проблем. На втором ряду в кресле весь месяц лежало безоговорочное счастье, расцветающее улыбкой при первой же возможности.

Это все было об особенностях поездок с тремя детьми, один из которых еще не сидит даже. Теперь о Кавказе.

Первое общее впечатление трудно поддается формулированию. Едешь много дней по совершенно непохожим друг на друга ущельям, гуляешь по аулам, встречаешь и храмы, и мечети, разговариваешь с людьми и поражаешься, что все это невероятное многообразие и часто даже совершенно несовместимая и противоположная друг другу реальность, все это - Россия . Но это единение, конечно, добыто потом и кровью многих поколений русских людей, о чем свидетельствуют сами Кавказские горы: нет места, в котором не шли бы сражения во время Чеченских войн или Кавказских девятнадцатого века. Это край героев. Для русского уха многие названия сел имеют призвук горя. В каждом селе, даже в высокогорных заброшенных аулах, стоят памятники погибшим в Великой Отечественной войне, даже дети наши замолкали у списков погибших и поражались, придавленные осознанной правдой. Будь то Дагестан, Чечня или Азербайджан - везде герои той войны.

Красоту гор не опишешь, можно попробовать передать на снимках, но лучше увидеть своими глазами. Кавказ удивителен и разнообразен, он не уступает Альпам ни на йоту, но привлекает не так много путешественников. Тут есть, что открывать , чем любоваться в одиночестве.
Множество границ и ужасные дороги придают путешествию по Кавказу привкус экспедиции.