Монастырь ясная гора. Ясная гора Территория и строения

Начинается в Кракове, а заканчивается в Ченстохове. Это большой промышленный город с 250-тысячным населением и металлургическим заводом, нарочно построенным здесь во времена Берута. Первое упоминание поселении в здешних краях относится к 1220 году, но статус города Ченстохова получила лишь в 70- годы XIV века в царствование Казимира Великого. После разделов Польши город оказался в пределах Великого Герцогства Варшавского, а с 1815 по 1915 год был включён в Царство Польское. Наверное поэтому Ченстохова чем-то неуловимо напоминает наши областные города.

В центре города на высоком холме стоит главная польская святыня. Ради неё сюда приходят (именно приходят!) сотни тысяч людей со всех концов Польши. Во время традиционного августовского паломничества в день Успения Богородицы здесь собирается около 200 тысяч человек. В 1991 году, когда здесь побывал Папа Римский Иоанн Павел II, в Ченстохову пришло более миллиона паломников.
Эта святыня – монастырь ордена паулинов Ясна Гура.

Мы оказались в Ясной Гуре под вечер. Позади была с её . Поставили машину на платной стоянке у монастыря и направились внутрь, пройдя сквозь череду стоящих друг за другом ворот. Первые из них именуются по знатному роду магнатов Любомирских.

Следующие ворота названы в честь Богородицы Королевы Польши. Они увенчаны скульптурным образом Ченстоховской иконы Божьей Матери.

Третьи – это ворота Девы Марии Скорбящей, а четвёртые зовутся Ягеллоньскими – в честь знаменитой польской королевской династии.
Пройдя ворота, оказываешься на главном детинце (дворе) монастыря. Он невелик по размерам. На него выходят многочисленные каплицы костела. Чтобы было легче ориентироваться в довольно запутанном монастырском ансамбле, приведу схему из Вики.

A Брама Любомирских
B Брама Богородицы Королевы Польши
C Брама Богородицы Скорбящей
D Брама Ягеллоньска
E Зал Девы Марии
F Королевский бастион (бастион Потоцких)
G памятник Августину Кордецкому
H Сокровищница
I Алтарь перед Щитом
J Бастион Святой Троицы (бастион Шанявских)
K Памятник Иоанну Павлу II
L Бастион Морштынув
M Брама Иоанна Павла II (въездные ворота)
N Бастион Св. Варвары (бастион Любомирских)
O Дома музыкантов
P Сенакль (Пиршественный зал)
R Сад отдохновения
S Часовня Яблоновских (часовня Сердца Иисуса)
T Часовня Деннхофов (часовня Павла I Отшельника)
U Вход на башню
V Часовня св. Антония
W Королевские покои
X Базилика
Y Ризница
Z Часовня Ченстоховской Божьей Матери
a Рыцарский зал
b Монастырский сад
c Трапезная и библиотека
d, e Монастырь
f Колодец
g Музей 600-летия
h Арсенал
i Хозяйственный двор
j Главный двор
k Памятник кардиналу Стефану Вышиньскому

Итак, по порядку слева направо находятся: вход на башню, оформленный в виде каплицы и украшенный солнечными часами; посередине стоит каплица Деннхофов, освящённая во имя св. Павла Отшельника, а крайняя справа – это каплица Яблоновских во имя Святого Сердца Иисуса.

Через арку можно пройти ко входу на колокольню. 106-метровая башня буквально взлетает в небо. На нее ведут 519 ступеней. Колокольню построили в 1714 году в стиле барокко. В 1906 году после реконструкции изящная стройная башня достигла своей нынешней высоты. Есть здесь и часы с карильоном из 36 колоколов, каждую четверть часа исполняющим гимн Деве Марии. На шпиле башни укрепленоизваяние ворона с куском хлеба в клюве – символ ордена паулинов. Мне его разглядеть не удалось 🙂

В Ясной Гуре находится важнейшая святыня Польши – Ченстоховская икона Богородицы. По цвету лика её часто зовут “Чёрной Мадонной”. По преданию, образ написал сам евангелист Лука. Его кисти принадлежат примерно 70 Богородичных икон. Особо знамениты и почитаемы те, что были написаны Лукою на столешнице, за которой принимало трапезу Святое Семейство. Одна из этих икон находится в Москве – это чудотворная .
Евангелист Лука написал Ченстоховскую икону Девы Марии в Сионской горнице. В 66-67 годах во время нашествия римлян под предводительством Веспасиана и Тита, христиане спрятали икону вместе с другими святынями в пещерах близ Пеллы. Спустя почти 300 лет, в326 году Императрица Елена, мать Константина, получила икону в дар от иерусалимских христиан, когда ездила на поклонение святым местам и обрела Крест Господень. С тех пор на протяжении 500 лет икона находилась в Константинополе.

Князь Галицко-Волынский Лев, сын Даниила Галицкого, с величайшим почтением перенёс икону в Червоную Русь (Западную Украину) в замок Белз. Но это далеко не единственное объяснение явления иконы на славянских землях. Одно из древних сказаний гласит, что икону принесли с собою просветители славян равноапостольные Кирилл и Мефодий. Существует и упоминание о том, что греческую царевну Анну благословили на брак с князем Владимиром образом Девы Марии.

Икона прославилась многими чудесами. Одно из них случилось во время татаро-монгольского нашествия. Жители Белза, уповая на заступничество небесное, перенесли икону на крепостную стену. Одна из татарских стрел вонзилась в лик Царицы Небесной и из раны потекла кровь. На татар нашло помрачение, они начали убивать друг друга, оставшиеся в ужасе бежали из-под городских стен.

Когда прервался род князей Галицких и Червоная Русь оказалась под властью Польши, замок Белз достался князю Владиславу Опольскому. В 1382 году князь Владислав вывез икону на запад и по пути остановился в деревне Ченстохова, поместив икону на ночь в сельском костёле. Однако утром, когда князь хотел отправиться в путь, икону оказалось невозможно сдвинуть с места. Люди сочли, что Дева Мария указывает место, где надлежит оставить образ. Владислав подарил икону, церковь и землю монахам-паулинам, которые обосновались в Ченстохове. Сам же князь обосновался неподалёку в .
В 1430 году отряд чешских, моравских и силезских протестантов захватил и разграбил монастырь. Согласно одной из версий они попытались разрубить образ саблями, но святотатец, дважды ударивший икону, замахнувшись в третий раз, упал замертво. По другой версии гуситам удалось разграбить монастырские сокровища. Один из них решил захватить и икону. Однако лошади не смогли сдвинуть возок с добычей. В гневе один из разбойников сбросил икону с возка, а другой ударил её мечом. В тот же миг их настигла небесная кара: первого разорвало на части, у второго отсохла рука, прочие же были поражены слепотою. С тех пор на щеке Богородицы сохраняются рубцы. Видны они и на позднем списке иконы.

Святыня находится в часовне Чудотворного Образа Девы Марии, стоящей к северу от собора. Скромная каплица времён Владислава Опольского несколько раз перестраивалась, пока её не превратили в величественный храм. Сама Ченстоховская икона помещена в алтарь из серебра и чёрного дерева, поднесённый в дар Великим Канцлером Оссолиньским в 1650 году. Особая серебряная завеса, которой закрывают икону на ночь, создана в 1673 году.

У иконы было очень много людей. И это вечером обычного буднего дня! Я снимал икону издалека – не хотелось мешать молящимся, которые пришли прикоснуться к святыне. Однако фотографировать в самой часовне разрешено. На фото икона видна в виде сияющего пятна, при входе заметны электрические табло с запретом на использование вспышки. Если в православных храмах принято прикладываться к иконам и мощам, то здесь почитание святыне выражают иначе. Икона помещена на высоте 3 метров. Под алтарём сделан круговой проход, по которому верующие на коленях обходят икону.

В крипте часовни Чудотворного Образа Девы Марии похоронен приор (настоятель) Ясной Гуры Августин Кордецкий.

Об этом человеке, которого почитают в Польше, как национального героя, следует сказать несколько слов. Клеменс – таково его мирское имя – родился в 1603 году в семье богатых и влиятельных горожан. Его отец некоторое время был бургомистром. Клеменс с детства хорошо учился и 1633 году закончил иезуитский коллегиум в Познани. Он принял постриг в ордене паулинов и получил монашеское имя Августин. 40 лет, вплоть до самой смерти он провёл в лоне ордена. Его главная заслуга – это оборона Ясной Гуры во время “потопа”, как с лёгкой руки Генрика Сенкевича именуют шведское нашествие середины XVII века. Целью Августина Кордецкого стало сохранение святынь Ясной Гуры от грабежа и опустошения шведскими войсками. Вначале он прячет образ Ченстоховской Божьей Матери и заменяет его списком. Затем Кордецкий пишет послание шведскому королю Карлу Х Густаву о том, что он согласен сдать Ясногурскую крепость в обмен на гарантии целостности святыни. Августин не получил этих гарантий и решил защищать Ясну Гуру силой оружия. Августин Кордецкий командовал обороной в течение всей осады, длившейся с 18 ноября по 26 декабря 1655 года. Историки считают, что Кордецкий послал письмо королю с целью выиграть время и подготовиться к обороне. Полякам удалось отстоять Ясногурский монастырь, несмотря на более чем десятикратное превосходство шведов. В армии шведского генерала Миллера было 3 тыс. солдат, а монастырь защищали 170 солдат, 20 шляхтичей и 70 монахов. Шведы отступили, после этого в страну вернулся король Ян Казимир. Осада Ясной Гуры изменила ход войны и, в итоге, привела к изгнанию шведских завоевателей из Польши.

Историю осады, написанную Августином Кордецким в 1658 году, Генрик Сенкевич использовал в своём знаменитом романе “Потоп”.

Януарий Суходольский. Оборона Ясной Гуры в 1655 году.

В 1656 году король Ян Казимир издал манифест по случаю окончания войны со шведами, в котором назвал Ченстоховскую икону “Королевой Польши”. А в 1717 году Ченстоховскую икону Божьей Матери короновали как Королеву Польши. На главы Девы Марии и младенца Иисуса возложили короны, присланные Папой Климентом XI.

После часовни Чудотворного образа Богородицы сам собор во имя Святого Креста и Рождества Богородицы уже не производит особого впечатления. Тем не менее это древний, построенный в XV веке, величественный храм. После пожара 1690 года Карл Данкварт украсил интерьеры собора в стиле барокко.

Итальянец Джакомо Буччини в 1728 году создал главный алтарь.

В монастыре можно посмотреть не только часовню и собор, но и многое другое. Например, ренессансный Рыцарский зал, расположенный за каплицей Чудотворного образа Девы Марии. на его стенах изображены важнейшие события в истории монастыря.

В монастыре есть несколько музейных экспозиций. В бывшем арсенале представлена иконопись и религиозная живопись с XIV по XX вв.
Рядом с собором устроена сокровищница. В ней хранятся не только чаши, реликварии и монстрации, но и множество светских украшений, пожертвованных паломниками: часы, кольца, ожерелья. А стены каплицы Ченстоховской Божьей Матери увешаны вотивными дарами: серебряными позолоченными сердечками, ручками, ножками и т.п. Их жертвуют исцелившиеся у иконы по молитвам Девы Марии. Вход в монастырские музеи бесплатный, но, к сожалению, фотографировать в арсенале и сокровищнице запрещено.
Монастырь окружен бастионами, возведенными в начале XVII в. Они не похожи на привычные русскому взгляду стены и башни. Тем не менее эти бастионы стали непреодолимой твердыней на пути шведов во время “потопа”. Однако 100 с лишним лет спустя, в 1772 году, последний польский король Станислав Август Понятовский приказал сдать Ясну Гуру русской армии. Наши войска ещё дважды были в монастыре: в 1813 году русская армия заняла монастырь во время заграничного похода против Наполеона. Настоятель преподнёс русскому фельдмаршалу Фабиану Остен-Сакену список Ченстоховской иконы, которую затем поместили в Казанский собор в Петербурге. Позже список оказался в Музее истории религии и атеизма. А в январе 1945 года стремительная атака советских танкистов вынудила гитлеровцев оставить Ченстохову, не только не взорвав Ясну Гуру, но бросив награбленные ценности.
Обходя монастырь по бастионам, обращаешь внимание на скульптурные композиции с изображением Страстей Господних. Часть из них мы не увидели из-за ремонта.
“Повинен смерти”.

Плат Вероники.

Иисус второй раз упал под крестом.

Воздвиженье креста.

Оплакивание Христа.
Мы покидали это удивительное место в сумерках. Вечерние тени окутали собор и только на западе светилась ускользающая полоска зари.
Сторожа на стоянке уже не было, так что парковка для нас оказалась бесплатной. За целый день мы так и не удосужились поесть. Поиски съестного в городе как-то не увенчались успехом 🙁 В итоге уже на А1 остановились у своеобразного кафе. Пардон за качество, снимал мыльницей с кривой подпорки без штатива. Обедоужин в этом самолетике обошелся нам в 80 pln, что немало для польской придорожной едальни. Однако но он того стоил!
А вот ночлег в “Заязде Гуральском” неподалеку от Томашува Мазовецкого оказался самым худшим за все время наших мотаний по Польше. Даже тесная и холодная комната в Сандомеже оказалась лучше – там, по крайней мере, было тихо. Не рекомендую категорически, несмотря на пафосный интерьер.
Ни камин в ресторане…
ни лебеди (а, быть может, змеи) из полотенец…
не компенсируют неудобств: кухонного чада в номере и полного отсутствия звукоизоляции! Особенно, когда в 3 часа ночи в ресторан внизу вваливается подвыпившая компания.
Наутро мы отправились в Варшаву, заскочив по дороге в Вилянув. По случаю приближающегося дня Всех Святых дворец был закрыт. Так что нам осталось лишь наслаждаться красотой барочной архитектуры времён Яна Собесского и Станислава Костки Потоцкого.

шуршать опавшей листвой в осеннем парке…
да “охотиться” на белок… Ох и шустрые оказались зверюшки, совсем не хотели позировать 🙂

Наши впечатления о Варшаве можно найти и . И не забудьте познакомиться с небольшим городом , он находится недалеко от Варшавы. В статье о мы расссказали о том, как в Польше отмечают .

Город Ченстохова знаменит чудотворной Ченстоховской иконой Божией Матери, хранящейся в Ясногорском монастыре. Полное название монастыря - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской. Он принадлежит ордену паулинов. Ясная Гора – главный объект религиозного паломничества в Польше.

В 1382 году польский князь Владислав Опольский пригласил в Польшу из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова.

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 метра. 106-метровая колокольня монастыря возвышается над городом Ченстохова и видна приблизительно с 10-километрового расстояния от храма. Территория монастыря занимает площадь 5 гектар. Монастырские здания окружены с трёх сторон парком, в то время как с четвёртой стороны к ним ведёт большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками. Здание имеет четырёхугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы.

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и др.

Паломничества в Ясногорский монастырь проводятся с XV века. Чаще всего организованные группы паломников собираются в соседних с Ченстоховой городах и затем идут в Ясную Гору пешком.

Ченстохова (польск. Częstochowa) – город на юге Польши в Верхней Силезии, в Силезском воеводстве, на реке Варта. Основан в XI веке, получил статус города в 1370–1377 году. Население 248032 человек (2004). Город знаменит чудотворной Ченстоховской иконой Божией Матери, хранящейся в Ясногорском монастыре.

Ченстоховская икона Божией Матери – чудотворная икона Богородицы, одна из самых известных и почитаемых святынь Польши и центральной Европы. Из-за темного оттенка лика также известна как «Черная Мадонна». Ченстоховская икона выполнена на деревянной панели размерами 122,2x82,2x3,5 см, относится к типу Одигитрия. Отрок-Христос сидит на руках Богородицы, правой рукой Он благословляет, а левой – держит книгу. На иконе остались несколько разрезов, полученных, возможно, от удара саблей.

Согласно легенде, Ченстоховская икона относится к иконам Пресвятой Богородицы, которые написал апостол Лука. В 326 году, когда святая Елена посетила Иерусалим, она, по преданию, получила эту икону в дар и привезла ее в Константинополь. По мнению же искусствоведов, икона создана в Византии в IX–XI веках. Достоверно историю иконы можно проследить с конца XIII века, когда галицко-волынский князь Лев Данилович перевез икону в город Белз, где она прославилась многочисленными чудесами. После завоевания Польшей западно-русских земель, польский князь Владислав Опольский в 1382 году перенес икону на Ясную гору, около Ченстоховы, во вновь построенный монастырь паулинов. Икона с этого времени получает свое нынешнее название. В начале XV века на обитель напали гуситы и разграбили ее, однако чудотворный образ чудом был спасен. По одной из версий, два шрама на иконе остались от ударов сабель гуситов. В 1655 году Ясную Гору безуспешно осаждали шведы. Героическая оборона монастыря и спасение святыни вызвали большой патриотический подъем в стране, который привел к изгнанию шведов из Польши. Эти события красочно описаны на страницах романа Генрика Сенкевича «Потоп».

1 апреля 1656 года король Ян Казимир провозгласил во Львове Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши. В 1716 году монахи монастыря подали в Рим петицию о короновании образа. В 1717 году после получения одобрения от папы Климента XI икона была коронована в присутствии 200000 паломников. Возложение на головы Младенца и Матери Божией корон символизировало особую важность иконы и ее чудотворность. В 1813 году монастырь был взят русскими войсками, настоятель Ясной Горы преподнес русским военачальникам список иконы, который потом хранился в Казанском соборе Санкт-Петербурга и был утерян после 1917 года.Икона почитается как католиками, так и православными. В Польше икона считается главной святыней страны. Праздник иконы отмечается католиками 26 августа, православными 6 марта по юлианскому календарю (19-го по григорианскому).В Польше традиционно проводятся масштабные паломничества к иконе, особенно приуроченные к празднику Успения Богородицы (15 августа), в которых принимают участие католики многих стран. Верующие польские крестьяне, по старой традиции, дают паломникам к Ченстоховской иконе бесплатный приют.

Ченстоховская икона Божией Матери находится в Ясногорском монастыре . Его полное название – Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской (польск. Sanktuarium Najświętszej Maryi Panny Jasnogorskie). Монастырь принадлежит монашескому ордену паулинов, приглашенных в 1382 году польским князем Владиславом Опольским в Польшу из Венгрии. Монахи основали монастырь на холме рядом с городом Ченстохова. Новая обитель получила имя «Ясная Гора» в честь главной в тот момент церкви ордена – храма св. Лаврентия на Ясной Горе в Буде. Информация о перенесении чудотворной иконы Девы Марии в обитель содержится в старинном манускрипте «Translatio Tabulae», экземпляр которого, датируемый 1474 годом хранится в монастырском архиве. С момента основания монастырь стал известен как место хранения реликвии, паломничества к иконе начались уже в XV веке, тогда же был построен и новый собор. В начале XVII века для защиты от нападений монастырь был обнесен мощными стенами, превратившими Ясную Гору в крепость. После поражения Барской конфедерации в 1772 году последний польский король Станислав Понятовский приказал сдать монастырь русским войскам. Второй раз монастырь был занят русской армией в 1813 году, тогда были разрушены крепостные стены Ясной Горы, однако, в 1843 году Николай I повелел восстановить их. Стены были построены, впрочем, в несколько иной конфигурации, чем раньше.

Вход в Собор Святого Креста

и Рождества Богородицы

Во время второй мировой войны монастырь был оккупирован нацистами, паломничества запрещены. 16 января 1945 года внезапная атака советских танков на Ченстохову привели к тому, что нацисты оставили монастырь, не причинив ему вреда. После войны Ясная Гора продолжала быть духовным центром страны.

Ясногорский монастырь расположен на холме высотой 293 м. Территория монастыря занимает площадь 5 га. Монастырские здания окружены с трех сторон парком, в то время как с четвертой стороны к ним ведет большой сквер, который в дни больших праздников полностью заполняется паломниками. Монастырь имеет четырехугольную форму, по углам располагаются мощные бастионы стреловидной формы: бастион Морштынов; бастион св. Барбары (или бастион Любомирских); королевский бастион (или бастион Потоцких); бастион Св. Троицы (бастион Шанявских).

106-метровая колокольня , доминирующая над городом Ченстохова и видная с 10-километрового расстояния, была построена в 1714 году в барочном стиле. Несколько раз она страдала от пожаров, в 1906году была реконструирована и надстроена. Колокольня состоит из 5уровней. На высоте второго уровня с внешней стороны располагаются четыре часовых циферблата. Каждые 15 минут 36колоколов исполняют мелодию гимна, посвященного Деве Марии. Интерьер третьего уровня украшают 4 статуи святых. На верхний, пятый уровень ведут 516 ступеней. Там находятся четыре статуи Учителей Церкви. На шпиле башни помещена статуя ворона с куском хлеба во рту (символ ордена паулинов) и монограмма Пресвятой Девы. Венчается шпиль крестом.

Интерьер Собора

Сердцем Ясногорского монастыря является Капелла , в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери. Первоначальная капелла была построена еще до начала XVII века, в 1644 году она была перестроена в трехнефную часовню (сейчас это пресвитерий). Икона была помещена на алтарь из черного дерева и серебра, подаренный монастырю великим канцлером Оссолинским в 1650 году и до сих пор остается на том же месте. Серебряная панель, защищающая икону, датируется 1673 годом. В 1929году к капелле была пристроена еще одна часть. В капелле 5 алтарей, ее стены покрыты вотивными дарами. В левой стене захоронен прах Августина Кордецкого, настоятеля, руководившего обороной монастыря от шведов.

Собор Святого Креста и Рождества Богородицы , примыкающий к капелле чудотворной иконы, самое старое сооружение монастыря, его сооружение началось в начале XV века. В настоящее время собор имеет 46 м в длину, 21 м в ширину и 29 м в высоту. В 1690 году большой пожар практически уничтожил интерьер храма. В 1692–1695годах были проведены восстановительные работы. Еще несколько реставраций были проведены в 1706 и 1728 году. Трехнефный собор – один из лучших образцов барокко в Польше. Своды пресвитерия и главный неф оформлены Карлом Данквартом в 1695 году. Главный алтарь авторства Джакомо Буццини выполнен в 1728 году. Среди многочисленных боковых капелл выделяются капелла св. Павла Фивейского, св.Сердца Иисусова, св. Антония Падуанского.

Ризница (сакристия), построенная в 1651 году, находится между собором и капеллой Девы Марии и составляет с ними один комплекс. Свод сакристии, как и собор, расписывал Карл Данкварт, настенные росписи также относятся к XVII веку.

Монастырь располагает обширной библиотекой . Среди уникальных библиотечных экземпляров 8000старинных печатных книг, а также большое число манускриптов. Многие из них составляли ядро так называемый коллекции Ягеллонов, которая в свое время была завещана монастырю. Новое здание библиотеки было построено в 1739 году. Потолок библиотеки богато украшен фресками работы неизвестного итальянского мастера. С 1920 года библиотека Ясной Горы используется для конференций польского католического епископата.

Рыцарский зал расположен вдоль южного фасада монастыря позади Капеллы Девы Марии. Он возведен в 1647году в стиле ренессанс. Стены зала расписаны в XVII веке польскими мастерами и представляют наиболее значительные события истории монастыря. В дальнем конце зала установлен алтарь св. Иоанна Богослова работы XVIII века. В Рыцарском зале проводятся встречи, заседания епископата, теологические и философские конференции.

В комплекс монастырских зданий также входят жилые помещения монахов, Арсенал, Музей 600-летия монастыря, Королевские покои, Переговорный зал и др.

На одной стороне ручки металлического колокольчика, купленного в Ченстохове, изображен силуэт монастыря, на другой – Ченстоховская икона Божией Матери. Колокольчик можно увидеть в подразделе «Храмы, соборы».

По материалам Википедии

На автобусе через пол Европы

Ченстохова

И вновь мы в Польше. Автобус опережает график, и у нас есть время, чтобы заглянуть в еще одно интересное место. Город Ченстохова - это духовная столица Польши, центр культа Девы Марии. Первые упоминания о Ченстохове в летописях встречаются еще в тринадцатом столетии, но в центр католической веры он начал превращаться с конца XIV века, когда польский князь Владислав Опольский пригласил из Венгрии монахов ордена паулинов, которые основали на холме рядом с Ченстоховой монастырь Ясная Гора. Этот же князь перенес сюда знаменитую икону Божией Матери - главную реликвию обители.

У Ченстоховы была бурная история. За восемь с лишним веков город не раз подвергался осаде, переходил во владение Пруссии, потом снова возвращался в состав Польши. Помимо Ясногорского монастыря, в нем сохранились и другие исторические постройки и места, например, костёл Святого Зигмунда, собор Святого Семейства, старое еврейское кладбище.

Сегодня Ченстохова продолжает играть важную роль в духовной и культурной жизни Польши. Здесь проходит Международный фестиваль духовной музыки Gaude Mater, фестиваль традиционного джаза Hot Jazz Spring, Дни культуры народов Европы, Международный фестиваль фольклора «Из далека и близка», Всенародный поэтический конкурс им. Галины Посвятовской.

Ясногорский монастырь прежде всего известен как место хранения главной польской католической святыни - Ченстоховской иконы Божией Матери. Особое почитание икона и сам монастырь заслужили в 1655 году, во время шведского нашествия на Польшу, которое сами поляки традиционно называют «Потоп». Шведы быстро наступали, в короткий срок захватив крупнейшие города страны. Королю пришлось бежать за рубеж. Вскоре к монастырю подступила трехтысячная армия. Больше месяца захватчики вели осаду. Но, хотя защитники монастыря как минимум в 15 раз уступали шведам по численности (в гарнизоне было менее двухсот солдат), осаждающим так и не удалось пробиться за его стены, и они отступили. Это стало переломным моментом в войне. По всей стране начался национальный подъем, создание ополчения. Поляки перешли в наступление и изгнали шведов. Многие объясняли это чудом, совершенным Девой Марией. После войны со всей страны в монастырь Ясная Гора потекли потоки паломников, а король Ян Казимир объявил Божию Матерь Ченстоховскую покровительницей Польши.

106-метровая монастырская колокольня. Каждые 15 минут колокола на ней исполняют гимн, посвященный Деве Марии. На самом шпиле, под крестом, находится ворон с куском хлеба во рту - символ монашеского ордена паулинов, основавшего монастырь.

Вход в Собор Святого Креста и Рождества Богородицы с двумя солнечными часами над дверью, с арабскими и римскими цифрами.

Слева на фото - музей 600-летия монастыря.

Во внутреннем дворе монастыря есть священный источник, вода в котором, как считается, обладает свойством исцелять болезни. Паломники и туристы обязательно увозят с собой хоть немного чудесной воды. Многие приезжают в монастырь специально, чтобы молить об исцелении.

Внутренний двор перед входом в святая святых Ясногорского монастыря - капеллу, в которой хранится Ченстоховская икона Божией Матери.

Люди со всей Польши постоянно передают монастырю различные дары. Поскольку среди дарителей было немало королей, знатных и просто состоятельных людей, то за несколько веков в монастыре собралась богатая коллекция редких и дорогих предметов, имеющих высокую историческую ценность. Сейчас часть из них хранится в монастырском музее, а часть украшают стены капеллы (на фото).

Поглядим на потолок, весь покрытый плетением барочных узоров. Среди портретов, украшающих потолочные своды, не только святые, но и выдающиеся люди Польши.

Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

А вот и она - та самая Ченстоховская икона Божией Матери. В просторечии ее называют Чёрной Мадонной за темный цвет лика. По легенде, она была написана еще апостолом Лукой. А в IV веке ее подарили матери римского императора Константина - Святой Елене во время визита последней в Иерусалим. Она-то и перевезла ее в Константинополь, становившийся в то время центром христианского мира. Правда, искусствоведы все-таки склоняются к мнению, что икону создали в Византии примерно в IX-XI веке.

За свою многовековую историю она успела послужить в Византии, в Западной Украине, наконец, в Польше, и, как говорят верующие, повсюду совершала чудеса. Икона пережила несколько войн и осад монастыря. В XV веке, во время разграбления обители восставшими гуситами икону порубили саблями и даже после реставрации на лике остались отметины. А во Вторую мировую войну ее чуть не взорвали вместе с монастырем отступавшие нацисты. Несмотря на все испытания, икона сохранилась до наших дней и по-прежнему остается главной святыней Польши.

Фото со страницы dorogimira.livejournal.com

В годы, когда Польша была разделена между Пруссией, Россией и Австрией (1795-1918 гг.) и не имела своей государственности, Ченстоховская икона Божией Матери была символом единения нации, ее в равной мере почитали во всех областях разделенной страны. А в XX веке, в годы гонений на религию, икона превратилась еще и в символ сопротивления коммунистическому режиму.

Кстати, святыней Ченстоховская икона Божией Матери считается не только у католиков, но и у православных. Список с нее хранится в Казанском соборе Санкт-Петербурга.





Ченстохова - город Чёрной Мадонны. Про неудавшиеся осады, склонённые головы и чудеса написано много, для меня Ченстохова началась в 91-м году, когда одна знакомая туда рванулась в паломничество вместе с толпами молодёжи, это впервые это было разрешено, но я не вникала, куда именно и к кому. Точнее, к Кому.

Её написал евангелист Лука. Если сошествие Святого Духа пробудило в апостолах способности, которых у них прежде не было, то дар живописца как раз был одним из них.
Она живая. Ей лет пятьдесят. Она смотрит на каждого, кто к ней приходит, печально и всепонимающе, как человек, который потерял самое дорогое в жизни и после этого продолжил жить.
Рядом с ней шла служба, стояли абсолютно настоящие, а не ряженые, польские офицеры в самых разных мундирах и со знамёнами. Пройти можно по краю, слева, потом ныряешь в низкий коридор и поворачиваешь направо. Большинство становится на колени. Священник, который вёл службу, видел всех, посмотрел на меня и показал, как вытирают слёзы. Я кивнула. Оно именно так и есть.
Позже, когда начинаешь что-то осознавать, понимаешь - да, это ближе всего к фаюмским портретам, тут даже иконы 11-го века рядом не лежали, это другое, куда более древнее, а младенец совсем пририсованный, намеренно, чтобы обозначить, кто это, а канонов, по которым можно изображать Оранту, например, тогда ещё вовсе не было, никто не придумал...
Фотографировать внутри невозможно, во время прохода вообще об этом не думаешь, я даже не знаю, есть ли запрет, или он работает и так.

Ясногорский монастырь, в котором хранится икона, принадлежит католическому монашескому ордену паулинов. Полное название - Санктуарий Пресвятой Девы Марии Ясногорской. Монастырь располагается на холме, с которого виден весь город, точнее с башни в 106 метров. Монастырские постройки окружены с трех сторон живописным парком, а с четвертой стороны расположен парк с фонтаном, в котором в праздничные дни собираются многочисленные паломники. По углам монастыря выстроены массивные бастионы стреловидной формы. Икона хранится в Ясногорском монастыре с 1382 года, когда с широкого плеча один русский князь подарил ее полякам... А еще у нее шрамы от сабель гуситских воинов, об этом даже есть у Сапковского в "Саге о Рейневане". Поляки считают эту икону главной святыней страны, потому что нашествие шведов остановилось и откатилось именно в Ченстохове. Христиане отмечают праздник иконы – католики празднуют 26 августа, а православные – 6 марта. По некоторым данным это второе по посещаемости паломническое место.

Возле монастыря стоят пушки - в память прошедших осад.

Собственно, та встреча в 91-м году была организована Иоанном Павлом II.

Первые из многочисленных ворот монастыря:



Вторые ворота:

Третьи:




После того, как выходишь от мадонны, попадаешь в боковой придел.

Там началась служба.




Потом мы вышли и отправились бродить по монастырю. Там шло какое-то мероприятие в рамках "Года молодёжи" (кажется), видимо, в честь этого открыли много всего всякого, в бастионе нашёлся оружейный музей, а в другом помещении - выставка музыкальных инструментов.




Набродившись, полезли на башню.


Это без зума, для масштаба:





Колокола звонили. Точнее, один.

По дороге вниз: