Основные киты индуизма: краткое описание религии. Что это за религия

часто определяется как одна из древнейших религий мира, но не является мировой религией официально. Несмотря на то, что по количеству верующих, она занимает третье место после христианства и ислама, также являясь крупнейшей национальной религией. Индуизм неразрывно связан с Индией, в которой и зародился изначально.

Население Индии составляет более 1 миллиарда человек и около 80% из них проповедуют индуизм. Только из-за факта, что подавляющее количество последователей этой религии проживает в одной стране, она не была признана мировой.

Неизвестен определенный год или даже век, для начала Индуизма. Это накопленная совокупность общин, верований, убеждений и практик, которые совместились на протяжении веков. Их древние корни традиционно проглядываются в культуре Долины Инда, цивилизации реки и Индоевропейских людей. Утонченные философии, деревенские божества и этические обязательства сосуществовали в плюралистических индусских обществах.

Долина Инда была заселена 2500 лет до н.э. Немного известно об зачатках "Индуизма" ее тогдашних обитателей, но определенно ясно, что их религиозные порывы были направлены на силы природы: солнце, луну, землю, воду, деревья, горы...Приблизительно в 1500 до н.э., когда индоарийцы переселились в эту область с северо-запада, впервые появилась религия известная как Индуизм. Местные традиции дополнили Индуизм, путем "синкритизации" и "брахманизации", и процветали в юго-восточной Азии несколько тысяч лет. А теперь и в каждой части мира.


Индуизм - это больше чем религия. Это также философия и жизненный путь. В отличие от других великих религий Индуизм не основан на одной священной книге - их много, все равной важности - или на словах одного или многих пророков. Индуизм это культура в широком смысле этого слова, и как культура, он растет подобно живому организму, подвергаясь влиянию всех существующих факторов и обстоятельств. Современный Индуизм подпитывается множеством источников, разрастаясь в обширный выбор учений, каждое из которых по своему важно.

Основными школами в индуизме являются , смартизм и шактизм. Их объединяет много общих концепций и принципов, таких как карма и реинкарнация; вера в некое Верховное существо, которое сотворяет вселенную, поддерживает ее и впоследствии разрушает, чтобы заново повторить этот цикл; вера в мокшу, что значит освобождение души от бесконечной череды перерождений; следование дхарме, совокупности правил и норм поведения необходимых для поддержания порядка, ахимсе, принципу ненасилия.


Каждое направление индуизма обладает своей собственной философией и предоставляет различные способы достижения одной и той же цели. Некоторые аспекты рассматриваются ими под разными углами или трактуется иначе. Последователи индуизма считают, что существует множество путей, ведущих к Единому Богу, Поэтому какой либо вражды или соперничества между ними нет. Они свободно обмениваются идеями, ведут обсуждения и оттачивают философию своих школ.

Индуизм не имеет руководящего органа, который бы выполнял контроль в масштабе страны или региона. Последователи опираются на одни и те же священные книги, что обеспечивает единство их веры, хоть трактовка определенных позиций у брахманов (духовных лидеров) разных храмов отличается.

Священные книги индуизма существуют в большом количестве, разделяясь на две группы: шрути и смрити. Считается что шрути - это писания, связанные с богами, появившиеся вместе с ними. Они содержат вечные знания нашего мира. Впоследствии эти знания были "услышаны" мудрецами и передавались в устной форме, пока не были записаны мудрецом Вьясой, дабы сохранить их для человечества.

К шрути относят Веды, состоящие из четырех томов и содержащих тексты религиозных обрядов, песен и заклинаний; Брахманы, являющиеся комментариями к Ведам; Упанишады, в которых изложена основная суть Вед, и Араньяки, с правилами поведения для отшельников. К смрити относят книги, дополняющие шрути. Это дхарма-шастры, содержащие законы и правила поведения; итихасы, включающие различные сказания и истории; пураны или древние былины; веданга - руководства по шести областям знаний (Индуизм), и агамы или доктрины.

В индуизме нашлось место огромному количеству богов. В этой религии боги являются верховными существами, управляющими миром. Каждый из них играет свою особую роль. Все эти божества требуют поклонения от своих последователей, которое можно исполнить в храмах или у семейных алтарей.


Основными богами индуизма считаются (хранитель вселенной), Шива (разрушитель вселенной) и Брахма (сотворитель вселенной). Также важное место занимают их жены Лакшми, Парвати и Сарасвати. Еще одна тройка почитаемых богов это Кама (бог любви), Ганеша (бог удачи и торговли) и Брахман (бог-Абсолют, "душа мира").

Огромное количество людей посвятивших свою жизнь индуизму получают от этой религии силы следовать по своему жизненному пути к благой цели, не взирая на преграды и сложности. Будучи порознь они едины в своих стремлениях, следуя священным писаниям и поклоняясь богам, сохраняя великое культурное наследие, пришедшее из давних времен.

Видео:

Мантра (музыка):

Книги:

Цитаты:

))) Все сотрудники нашей АЭС приняли индуизм. Это помогает им хоть как-то примириться с четырёхруким директором.

«Человек должен быть любим всеми, даже зверями».
«Атхарваведа», 17.1.4.

«Не используй данного тебе Богом тела для убийства Божьих созданий - ни людей, ни зверей, ни каких-либо других существ».
«Яджурведа», 12.32.

Вопрос к зашедшим йогину(е):

Близок ли вам Индуизм? Что именно импонирует вам в описываемом религиозном направлении?

ИНДУИЗМ

Индуизм - одна из индийских религий, совокупность религиозных традиций и философских школ, возникших на Индийском субконтиненте и имеющих общие черты.

Историческое название индуизма на санскрите - санатана-дхарма (санскр. सनातन धर्म,sanātana dharma), что в переводе означает «вечная религия», «вечный путь» или «вечный закон».

Термин «индуизм» возник на основе слова «хинду» - персидского варианта санскритского имени реки Синдху (Инда). Так в персидском языке называли людей, проживавших за рекой Инд. В арабском языке термин «аль-хинд» до сих пор обозначает жителей современной Индии. В конце XVIII века англичане называли «индусами» жителей северо-западной Индии. Позже слово «индус» стало прилагаться к любому жителю Индии, который не был мусульманином, джайном, сикхом или христианином. Под ним стали понимать широкий спектр религиозных взглядов и практик. Сам термин «индуизм» появился около 1830 года в результате добавления к слову «Hindu» суффикса «изм» с целью обозначения культуры и религии варны брахманов. Впоследствии это понятие было принято индийцами в ходе их борьбы за независимость. Хотя термин «индус» в современном его значении возник в XIX веке, он также встречается в санскритских и бенгальских текстах XVI - XVIII веков (например, в кришнаитском тексте «Чайтанья-чаритамрита»). В текстах традиции бенгальского вайшнавизма термин «индус» применяется вместе с термином дхарма. Понятие «дхарма индусов» использовалось для обозначения обрядовой практики «индусов» и с целью её противопоставления религии «иноземцев». Индуизм уходит своими корнями в ведийскую (арийскую), шивиистскую (хараппскую, дравидийскую) культуры, из-за чего его называют древнейшей в мире религией

У индуизма не было своего основателя, в нём отсутствует единая система верований и общая доктрина. Индуизм представляет собой семейство разнообразных религиозных традиций, философских систем и верований, основанных на монотеизме, политеизме, панентеизме, пантеизме, монизме и даже атеизме.

Шесть основных видов индуизма

Древнейшей формой индуизма выступают народные верования , для которых характерно поклонение местным божествам и обожествлённым формам.

- ведийский индуизм , основанный на священных текстах индуизма, в особенности на ведийских писаниях, самым важным и древним из которых принято считать «Риг-веду»

- ведантический индуизм базируется на Упанишадах - религиозно-философских трактатах, примыкающих к четырём Ведам.

Направление йоги в индуизме представлено в «Йога-сутрах» Патанджали.

- Дхармический индуизм проявляется в повседневном следовании определённым моральным устоям. Он широко распространён, и его отличает неопределённость в отношении принадлежности к какой-либо конкретной философской школе или течению.

- Бхакти , или путь «любовного преданного служения Богу» в одной из Его форм или аватар. Основной традицией бхакти в индуизме является вайшнавизм.

Четыре основных направления

Шактизм;

Шиваизм;

Смартизм;

Вайшнавизм.

Основная разница между данными направлениями индуизма заключается в том, какой форме Бога оказывается поклонение как Всевышнему, и в традиции, связанной с этим поклонением. Последователимонотеистической традиции вайшнавизма поклоняются Вишну и его основным аватарам, таким какКришна и Рама, как Богу в различных Его формах. Шиваиты поклоняются Шиве; Шакты - Шакти, олицетворённой в женском божестве или Богине-матери Деви, тогда как смарты верят в единство пяти божеств Шанмата, которые выступают как персонификация Всевышнего. Другие направления в индуизме, такие как ганапатья (культ поклонения Ганешу) и саура (поклонение богу Солнца Сурье), не имеют много последователей и не распространены так широко. Есть также движения, которые трудно отнести к одной из упомянутых выше категорий. Как, например, «Арья-самадж» Даянанды Сарасвати, отвергающий поклонение мурти и делающий основной упор на Веды и ведийские огненные жертвоприношения. Также как и последователи других религий, некоторые индуисты считают свою традицию более значимой, чем остальные. Многие индуисты, однако, рассматривают другие традиции индуизма как приемлемые альтернативы своей собственной. Ереси, как таковой, в индуизме не существует.

Верования

Хотя невозможно сформулировать безупречное определение индуизма и общую для всех направлений индуизма доктрину, существуют практики и верования, которые занимают в индуизме центральное место, и которые можно признать типичными для индуизма:

Дхарма - морально-нравственный долг, этические обязательства.

Сансара - круговорот рождения и смерти, вера в перевоплощение души после смерти в тела животных, людей, богов.

Вера в то, что порядок перерождений определяется совершёнными при жизни поступками и их последствиями.

Мокша - освобождение из круговорота рождения и смерти сансары.

Йога в различных её направлениях.

Понятие Бога

Большинство индуистов признают божественную реальность, которая творит, поддерживает и разрушает вселенную, но некоторые индуистские течения отвергают эту идею. Большинство индуистов верят во вселенского Бога, который одновременно находится внутри каждого живого существа и к которому можно приблизиться различными путями. В понимании индуиста, верховному существу можно поклоняться в бесчисленных формах - в форме Шивы как великого аскета-йогина, в форме человекольва, в форме прекрасной девушки или даже в форме бесформенного камня. Верховное существо может проявляться как изваяния в храмах или как ныне живущие гуру и святые.

Хотя индуизм часто характеризуют как политеизм и объектами поклонения в нём действительно являются разные божества, многие индуисты считают их лишь различными формами или проявлениями единой духовной сущности. Так, индуистский автор Ситансу Чакраварти описывает понятие Бога в индуизме следующим образом:

Индуизм - это монотеистическая религия, последователи которой верят в то, что Бог проявляет Себя в различных формах. Человек может поклоняться той из форм Бога, которая наиболее близка ему, при этом относясь уважительно к другим формам поклонения.

Абсолютное большинство индуистов верят в то, что дух или душа, называемая атманом (см. .), является вечной, изначальной, истинной сущностью каждого индивида. Согласно монистическим/пантеистическим богословским школам в индуизме (таким как адвайта-веданта), атман изначально неотличим от верховного духа Брахмана. Они описывают Брахман как «Единый и неделимый» и поэтому эти школы называют «монистическими». Согласно школе адвайта-веданты, целью жизни человека является осознание себя как атмана и своего единства с Брахманом. В некоторых Упанишадах утверждается, что тот, кто полностью осознаёт атман внутри себя и его единство с Брахманом, достигает мокши (освобождения).

Однако большинство индуистов принадлежит к так называемым дуалистическим направлениям внутри индуизма, являющимся частью движения бхакти. Они рассматривают Брахман как безличный аспект личностного Бога, которому они поклоняются в форме Вишну, Кришны, Шивы или Шакти. В традициях бхакти считается, что атман находится в постоянной зависимости от Бога, а достижение мокши возможно только через любовь к Богу и по милости Бога. Когда Бог рассматривается как Верховная Личность (а не как бесконечный безличный принцип), Бога называют Ишвара («Господь»), Бхагаван («Всеблагой»), или Парамешвара («Всевышний Господь»).

Исторически в индуизме также существовали философские школы, которые придерживались атеистических воззрений.

В Пуранах и индуистских эпосах «Махабхарате» и «Рамаяне» описывается много историй о том, как Бог нисходит на Землю в человеческом облике, с целью восстановить дхарму в обществе и привести человечество к мокше (освобождению из круговорота рождения и смерти). Такие воплощения или формы Бога называются «аватара». Самыми главными аватарами Вишну (которого большинство последователей вайшнавизма рассматривают как изначальную форму Бога) являются Кришна (главный герой «Махабхараты») и Рама (протагонист «Рамаяны»). В большинстве вайшнавских традиций индуизма Кришну считают наиболее полной аватарой Вишну, в которой проявились все трансцендентные качестваличностного Абсолюта. В таких течениях вайшнавизма, как гаудия-вайшнавизм, пуштимарга и нимбарка-сампрадая, являющихся частью кришнаизма, Кришне поклоняются каксваям-бхагавану - верховной форме Бога, источнику как всех аватар, так и самого́ Вишну.

Мужской и женский аспекты Бога

В монотеистическойтрадиции вайшнавизма распространено поклонение Богу в Его мужской и женской формах как Радхе-Кришне и как Лакшми-Нараяне. Одни традиции в индуизме поклоняются Богу в Его нейтральной, безличной форме как Брахману (сам термин «брахман» насанскрите - слово среднего рода), тогда как другие направления индуизма представляют Бога как имеющего мужскую и женскую формы и даже рассматривают женскую форму Бога как источник мужской.

С точки зрения древнеиндийской философской школы санкхья космическое творение представляет собой результат взаимодействия мужской и женской энергий Абсолюта, где материя или материальная энергия называется пракрити и представляет собой женское начало, а духовная энергия, представляющая мужской дух или мужское начало, называетсяпуруша. Как пракрити, так и пуруша являются изначальными, вечными энергиями, существующими до проявления материального космоса. Изначальная природа пракрити характеризуется пассивностью и инертностью; пракрити приходит в движение только после контакта с кинетическим пурушей, в результате которого проявляются различные формы материального космоса. Последователи гаудия-вайшнавской традиции индуизма поклоняются Чайтанье, в котором мужская и женская формы Бога -Кришна и его возлюбленная Радха - слились воедино.

В большинстве традиций вайшнавизма, Вишну считается Всевышним Богом и выступает как мужское начало, одновременно оставаясь за пределами гендерных различий, которые применяются к Нему только ради живых существ, из-за своей материальной обусловленности не способных постичь Его всецело духовное положение. Многие последователи вайшнавизма поклоняются Лакшми и Вишну как обладающими равным могуществом мужской и женской форм Бога. Последователи шиваизма применяют ту же самую философскую концепцию по отношению к Шивеи Парвати. В гаудия-вайшнавизме особо подчёркивается важность поклонения женской формы Бога - Радхе, которая ставится вышеКришны - её возлюбленного, представляющего мужскую форму. В этой традиции, Чайтанья рассматривается как совместная аватара Радхи и Кришны - мужская и женская формы Бога, слившиеся в одно.

В философии адвайта утверждается, что все существующие проявления Бога - как женские, так и мужские - являются различными формами безличного Абсолюта Брахмана, который нейтрален и не поддаётся описанию или определению. Брахман рассматривается как Бог, изначально не обладающий личностью или атрибутами (ниргуна-брахман), но временно принимающий личностные формы (сагуна-брахман). В адвайта-веданте, Ишвара, личностный аспект Бога, - это проявление иллюзорной формы Брахмана в человеческом уме.

В традициях шактизма, Богу поклоняются как Божественному Женскому Началу, как изначальной Богине-матери Шакти или Деви в различных её формах. В отсутствие Шакти, мужское начало рассматривается как пассивное и бездейственное. В ортодоксальном шактизме, Великой Богине-матери, или Махадеви, поклоняются как Всевышнему, как олицетворению Верховного Брахмана, единой и неделимой, из которой исходят все остальные формы Бога (как мужские так и женские) и которая является изначальным источником материального и духовного мира. Ни в какой другой религиозной традиции мира не встречается доктрина, отличающаяся такой откровенно «женской» ориентацией.

Дэвы

В священных писаниях индуизма описываются небесные существа, называемые дэвы (или в женском роде деви - «светящиеся», «блистающие») что можно перевести на русский язык как «боги» или «полубоги». Дэвы являются неотъемлемой частью индуистской культуры - их изображают в искусстве, архитектуре, иконографии, они описываются в различных историях, в особенности в индийской эпической поэзии и Пуранах. В понимании большинства индуистов, дэвы являются слугами Ишвары, верховного личностного Бога, которому индуисты поклоняются в одной из Его форм как своему иштадевате или «избранному идеалу»; причём этот выбор основывается как на личных предпочтениях каждого индуиста, так и на региональных и семейных традициях поклонения.

Карма и сансара

Карма буквально переводится как «действие», «деятельность» или «работа» и может быть описана как «закон действия и воздаяния». Согласно Упанишадам, сознание человека, читта или четана, представляет собой тонко-материальный орган, который с помощью праны отражает сознание души (дживы или атмана). Читта - это совокупность манаса(подсознательного ума), ахамкары (эго, системы представлений о себе) и буддхи (сознательного ума, воспринимающей способности). Прана - это посредник между дживой и читтой, которая является первым и самым тонким материальным элементом. Описывается, что джива, насыщающая прану сознанием, находится в районе физического сердца человека. Читта - это хранилище материального опыта индивидуума с огромным количеством самскар (впечатлений, отпечатков) от любых действий, которые он совершает, как на физическом, так и на умственном уровне. Накопленная в нём информация выступает как призма, сквозь которую человек смотрит на мир. Всё, что он видит, он сравнивает со своим прошлым опытом, таким образом воспринимая реальность в искажённом виде. Самскары сохраняются и переносятся из жизни в жизнь в сознании индивидуума. В каждой жизни самскары формируют единственную в своём роде психо-физическую природу человека, определяя его наклонности и желания, определяя его карму. Таким образом, концепция всеобщего, нейтрального и безошибочного закона кармы непосредственно связана с реинкарнацией, а также с личностью индивида, его качествами и его семьёй. Карма сплетает вместе понятия свободы воли и судьбы. Круговорот «деятельности, последствий деятельности, рождения, смерти, и рождения заново» называется сансарой. Понятия реинкарнации и кармы лежат в основе индуизма и различных направлений в его философии и верованиях. В «Бхагавад-гите» утверждается:

Как человек, снимая старые одежды, надевает новые, так и душа входит в новые материальные тела, оставляя старые и бесполезные.

Мир сансары обеспечивает эфемерные наслаждения, которые поддерживают в человеке желание рождаться снова и снова ради услаждения бренного материального тела. Освобождение из мира сансары через достижение мокши приносит вечное счастье и умиротворение.

Конечная цель духовной практики

Конечная цель духовной практики обозначается такими терминами как «мокша», «нирвана» или «самадхи», и различными направлениями индуизма понимается по разному:

Осознание своего единства с Богом;

Осознание своих вечных взаимоотношений с Богом и возвращение в Его обитель;

Достижения чистой любви к Богу;

Осознание единства всего бытия;

Осознание своего истинного «Я»;

Достижение совершенного умиротворения;

Полная свобода от материальных желаний.

Достигнув конечной цели человеческого существования, индивидуум освобождается из сансары, таким образом прекращая цикл перевоплощений. Точное определение мокши даётся различными философскими школами индуизма по-разному. Например, адвайта-веданта утверждает, что после достижения мокши, атман прекращает своё существование как личность и сливается с безличным Брахманом. Последователи дуалистических школ двайты отождествляют себя как частички Брахмана, вечно обладающие индивидуальностью. После достижения мокши они ожидают попасть на одну из лок (планет) духовного мира, и навечно остаться там, наслаждаясь вечными взаимоотношениями с Богом (Ишварой) в одной из Его ипостасей. Духовный мир, в традициях вайшнавизма называемый Вайкунтха или Голока, является наиболее близким аналогом Царства Бога в христианстве. Также говорится, что последователи двайты хотят «отведать сладость сахара», тогда как последователи адвайты хотят «превратиться в сахар».

Понятия рая и ада

Понятия ада и рая представлены в пуранической литературе индуизма. Там описываются бесчисленные райские и адские локи (планеты или планы бытия), где умерших вознаграждают или наказывают в зависимости от совершённых ими благих или греховных поступков. Душа, попавшая в адские тонкие сферы бытия, может быть вызволена оттуда посредствомжертвоприношений пищи и воды, которые должны проводиться её детьми и внуками в последнем её воплощении. Проведя на райских или адских планетах определённое время, душа проходит сквозь различные материальные элементы (землю, воду, воздух, огонь, эфир и другие, более тонкие элементы) и, наконец, заново рождается в одном из 8 400 000 типов тел, заполняющих вселенную, получая таким образом новую возможность достичь самоосознания.

Жизненные идеалы

В классической философии индуизма описываются две основные жизненные дхармы (жизненных долга) человека: грихастха-дхарма и санньяса-дхарма. В грихастха-дхарме, или дхарме семейного человека, присутствуют четыре основных цели, называемые пурушартхи:

1. Дхарма - правильная деятельность, выполнение своего предписанного долга в согласии с наставлениями священных писаний;

2. Артха - материальное благосостояние и успех;

3. Кама - чувственные наслаждения;

4. Мокша - освобождение из сансары.

Среди четырёх пурушартх, дхарма и мокша имеют особое значение - на стадиях камы и артхи, человек должен действовать в согласии с принципами дхармы и рассматривать как конечную цель мокшу.

Санньяса-дхарма, или дхарма тех, кто принял отречённый образ жизни, признаёт, но не использует каму, артху и дхарму, полностью сосредотачиваясь на мокше. Те, кто следует грихастха-дхарме, рано или поздно также достигают этой стадии. Некоторые, однако, приходят к санньяса-дхарме немедленно, независимо от того, на каком этапе они находились перед этим.

Йога

Независимо от того, какова конечная цель жизни для индуиста, существует несколько методов йоги, которые были даны мудрецами для достижения этой цели. К базовым текстам, в которых описываются различные виды йоги, относятся «Бхагавад-гита», «Йога-сутры», «Хатха-йога-прадипика», а также Упанишады. Основные разновидности йоги, следуя которым возможно достичь высшего духовного совершенства (мокши,самадхи или нирваны), это:

Бхакти-йога - путь любви и преданности Богу;

Карма-йога - путь правильных действий;

Раджа-йога - путь медитации;

Джнана-йога - путь знания или мудрости.

Человек может следовать одному из этих путей или нескольким, в зависимости своих наклонностей и понимания. Традиции бхакти учат тому, что для большинства людей бхакти является единственным практическим путём для достижения духовного совершенства в настоящую эпоху Кали-югу. Практика одного вида йоги не исключает возможность практиковать также и другие. Например, принято считать, что практика джнана-йоги непременно приводит к чистой любви к Богу, которая является основной целью бхакти-йоги, и наоборот. Другие, практикующие глубокую медитацию (такую как в раджа-йоге) должны также прямо или косвенно следовать основным принципам карма-йоги, джнана-йоги и бхакти-йоги.

ШАМБАЛА

СУМЭРА (МЭРУ) – ШАМБАЛА - Затомис Индийской метакультуры - самый могучий из всех Затомисов.
Этот Затомис имеет два великих сосредоточия: над Гималаями и над горами Нильгирии в Ц. Индии.
Женская обитель Шамбалы – проекция горы Джомолунгма в Индии.
Проекция мужской обители – гора Кайлас на Тибете (См. Камень Чинтомани .).


Священная гора Кайлас в Тибете считается духовной обителью Шивы

Мэру - священная гора - обитель всех верховных богов индоевропейцев. Среди них - Митра, один из Солнцебогов. Из верований древних ариев культ Митры переместился в религию Ирана, а оттуда был заимствован эллинской и римской культурами. Миротворческая роль Митры заключалась в утверждении согласия между вечно враждующими людьми.

Вершина горы Мэру увенчана городом Брамы, на её склонах располагаются города других божеств индуизма. Небесная Индия включает несколько больших участков суши, разделённых морями.

Индуизм является древней религией, которая страдает от многих неправильных и ложных представлений относительно себя. И формировались такие мифы на протяжении столетий. На Западе трудно было найти соответствующую литературу по данной тематике, а существующие же работы умышленно или непреднамеренно не могли охватить реальную сущность индуизма.

Попытки интерпретировать учения привели к большой путанице. Нельзя подходить к индуизму со своими, западными представлениями о Боге, небесах, душе, аде и грехах. Существующие термины шире, чем в обычной религии. А чтобы понять настоящее значение священных писаний, тех же Упанишад, надо прочитать их самому, а не искать толкования. Поэтому и стоит развенчать основные мифы об индуизме.

Индуизм является религией. Самым главным заблуждением об индуизме является то, что мы считаем его религиозной верой. Но более точно воспринимать его, как образ жизни, дхарму. Это не религия, а скорее закон, который определяет действия человека. Индуизм не было основан кем-то одним определенным, там нет основной доктрины и центральной власти. Не требуется принимать какую-то главную идею. Никто даже точно не может сказать, где и когда появился индуизм. Да и само это слово ни в одном из писаний не присутствует. Появилось оно в честь жителей провинции Синд, которые жили около реки Инд. Ныне это территория Пакистана. Персы прозвали этих людей индусами. Индуизм же является собранием различных религиозных, философских и культурных идей, традиций и верований. Характерна для них всех вера в реинкарнацию, законы кармы, абсолютное бытие, путь праведности и освобождение от цикла рождений и смертей.

В индуизме существуют миллионы богов. Считается, что в индуизме 33 крора божеств. Один крор на хинди - это 10 миллионов. Таким образом, согласно традиции, божеств 330 миллионов. Конечно, это гипербола, но из словарей и справочников удалось выделить по имени или функционалу более тысячи сверхъестественных существ. Веды не входят в это множество, они составляют 33 верховных божества. О них упоминают Яджур-веды, Атхарваведа, Шатапатха-брахмана. Скорее всего, виноват неточный перевод и толкование слов. Так «верховные божества» превратились в «божества, которых 10 миллионов».

Индуизм - гибкая религия. Индуизм довольно спокойная и терпимая к другим верованиям религия, но это не означает свободу. Есть понятие Шрути, которое подразумевает, что никакие изменения не допускаются. После инициации в религиозной практике надо в точности повторять мантры, как они есть. Изменение хотя бы одного слога сделает молитву недействительной.

В индуизме есть элементы атеизма. В Древней Индии существовало несколько школ настиков. Но это не означает, что они были частью канонического индуизма, который существует сегодня. Философия включает в себя множество идей, возникших в Индии. Все основные религиозные тексты являются теистическими, с явной ссылкой на Бога. О нем говорят Веды, в Бхават Гите Кришна не допускает сомнений, когда речь заходит о Боге. Да и в Бхадже-говиндаме главный герой, религиозный лидер Шанкара, прямо говорит о существовании Бога. Как видно, в главных религиозных текстах нет никаких элементов атеизма.

Все индусы - члена Санатаны Дхармы. Санатана Дхарма - имя индуизма в самой Индии. У этой древнейшей религии на планете более миллиарда последователей. Индусами принято считать тех, кто живет вокруг реки Инд, неподалеку от нее и юго-восточнее. Последователями же индуизма стоит считать всех тех, кто верит в многочисленных богинь и богов. И это не те обычные существа с определенными характеристиками, о которых говорят другие религии. В индуизме речь идет о Дэватах, которые представляют собой естественные элементы, человеческие чувства, эмоции, действия и желания. Но верят в них далеко не все. В густонаселенной Индии есть и атеисты, и приверженцы других религий.

Индусы являются идолопоклонниками. Ни один индус не скажет, что он поклоняется идолу. Скорее, речь идет о почитании не Бога, а его напоминания. Индусы верят в физическое воплощение Бога в виде кумира. Это помогает сосредоточиться на одном аспекте молитвы или медитации. Так, человек, начавший свое собственное дело, может поклоняться Ганеше, божеству с головой слона. Он отвечает за успех и благополучие. Изображения богов или богинь используются в качестве точки фокусировки, чтобы помочь в молитвах.

Индусы поклоняются коровам. Индусы вовсе не молятся коровам, но зато все живые существа воспринимаются, как священные. В индуизме считается, что любое живое существо имеет душу. И это правда, что в местном обществе коровы занимают особенное место. Вот почему индусы воздерживаются от употребления говядины. Коровы считаются нежными существами, олицетворением материнства, дающими молоко и жизнь. И индусы ценят это своим вниманием.

Индуизм поддерживает дискриминационную кастовую систему. В основе любой кастовой дискриминации лежит не религия, а культура. В Индии эта древняя система разделения в зависимости от профессий была определена в священных текстах. Но за долгие годы касты превратились в жесткую социальную иерархию. Представители низших каст, неприкасаемые, являются маргиналами и подвергаются преследованиям. Но современные индуисты утверждают, что кастовая дискриминация не должна рассматриваться, как неотъемлемая часть религии, и как наказание за верования.

Бхагавад Гита является аналогом Библии. В индуизме нет одной центральной и самой авторитетной книги. Религия богата целой коллекцией древних религиозных писаний. Индусы верят, что Бог наделил мудрецов возможностью видеть истину. И это передавалось через тысячи лет, благодаря устной традиции. К священным писаниям относятся Веды, Упанишады, Пураны и Бхагавад Гита, или же Песнь Господа. Она является основой индуисткой философии, но это часть Махабхараты. Состоящая из 18 глав, Гита считается самым длинным стихотворением в мире и определяет основные тезисы религии. Но читали ее не все индуисты.

Карма является философией. Каждый человек имеет возможность выбора в своей жизни. В основе кармы лежит теория, что каждое действие человека приводит в действие некие силы, которые отвечают реакцией. Индусы считают, что в своей жизни им приходится сталкиваться с последствиями прошлых действий. Каждый человек связан своей судьбой с предыдущими делами. Конечная цель состоит в том, чтобы получить карму, которая будет располагать чистой душой или же освободиться от цикла перерождений.

Индуистские тексты полны духовности. Изучив древние тексты индуизма можно увидеть, что там есть не только книги о духовности, но еще и о светских занятиях, науке, медицине и инженерии. И это еще одна причина, по которой индуизм трудно классифицировать, как религию. Нельзя считать его и метафизической школой. По сути, это стоит просто принять, как другой мир. Фактически, индуизм можно сравнивать с той цивилизацией, которая существует в настоящее время на Земле.

Философия Мокша посвящена спасению. Само понятие спасения не является синонимом того освобождения, о котором говорит Мокша. Ведь это относится к большому числу явлений. Философия индуизма не просто рассматривает возможность спасения, но еще и от чего собственно надо спасать и к чему приходить при этом. В индуизме спасение нужно воспринимать именно, как высвобождение. Мы спасаемся не только от греха, но и от всего нашего существования. Мокша считает, что человек должен высвободиться от цикла перевоплощения.

В индуизме запрещено есть мясо. Индуизм не требует, чтобы его последователи были вегетарианцами. Многие приверженцы вовсе вполне успешно употребляют и мясо. Просто вегетарианская диета рекомендуется в соответствии с некоторыми принципами. Одним из них является ахимса, ненасилие над животными.

В индуизме женщина не равна мужчине. В древнем обществе внимательно и уважительно относились к людям, которые занимались профессиональной деятельностью, будь то мужчина или женщина. Считалось, что люди свободны, чтобы сделать выбор, изменить свою карьеру или навыки, если такая возможность существует. Ведические молитвы также показывают, что у женщин была значительная власть в выборе партеров для брака. Будучи обрученными, пара жила в моногамных отношениях. При этом права у женщин были такие же, как и у мужей. В Ведах есть мало свидетельств о детских браках, системе выкупа невесты и ритуальной традиции Сати. В ней вдова заживо сжигается вместе с покойным мужем. В священных текстах ничего не говорится о самоуничижении вдовы, о запрете ей повторно вступать в брак. Нет и религиозных ограничений относительно кремации женщины или участия в освящении погребального костра покойного родственника. Стоит отметить, что в Индии всегда встречались хорошо образованные харизматичные женщины, не боявшиеся вступать в философские дискуссии с мужчинами. Например, Гарги была великим проповедником. Индуизм допускает, что женский разум может быть выше мужского, при этом стоит соблюдать нормы социального этикета.

Манусмирти является важным социальным и религиозным текстом в индуизме. Нелепо рассматривать «Законы Ману», как важную часть индуисткой Варна-ашрама дхармы. Путаница присутствует, несмотря на то, что Манусмирти часто противоречит ведам, хотя бы по важным моментам каст и прав женщин. Да и сами тексты эти среди индусов не особенно популярны. К тому же их никогда не использовали, как религиозное или социальное учение.

Индуизм проповедует антиматериализм. В индуизме говорится, что материалистические устремления или погоня за чувственными удовольствиями не могут принести вечного счастья. Религия учит, что необузданный поиск радостей жизни всегда порождает невидимые поначалу страдания. Индуизм советует практиковать умеренность, быть бдительными и не увлекаться чрезмерно. Конечной целью жизни является освобождение, мокша. На пути к этому большинству потребуются дхарма (праведность), артха (материализм) и кама (чувственные наслаждения).

Множество различных религиозных и философских направлений, божества и ритуалы – все это вмещает слово Индуизм. Сегодняшняя тема не проста, и все же мы постараемся разобраться в философии индуизма, а также принципах, сути и основных идеях этого весьма разнообразного индийского религиозного учения.

Корни индуизма настолько глубоки, что многие уже даже и не знают, откуда и когда возникла та или иная традиция. Последователей данных индуистских традиций насчитывают более 1 миллиарда, и конечно большая часть их живет в Индии.

История возникновения Индуизма

История развития Индуизма уводит нас в далекие века – 5400-2500 года до нашей эры. И как считается, Индуизм произошел от вед – священных писаний, содержащих мантры и молитвы, а также различные ритуалы.

И конечно, в те древние времена многие цивилизации опирались на силы природы и обожествляли ее.

Веды передавались в виде стихов, которые впоследствии были записаны. Сами веды были преданы людям от святых мудрецов, которых называют Риши , а уже они в свою очередь получили их как божественное откровение, другими словами от Бога.

Основные идеи индуизма

Все разнообразие учений индуизма и их основные идеи мы можем найти во множестве текстов и писаний, которые условно делятся на два типа: Шрути – изначальные тексты откровений богов, к которым можно отнести Ригведу, Яджурведу, Атхарваведу и Самаведу .

Смрити священные тексты , состоящие из Шастр (законов ), Сказаний и Древних былин, Веданги и Агамы.

Так если брать изначальные тексты или Шрути, то в них можно выделить такие основные или главные идеи индуизма:
  • восхваление богов с помощью различных жертвенных ритуалов. Основными богами считаются Индра, Агни, Вишну, Митра, Варуна и Ашвины. Также существуют разнообразные боги различных стихий и даже рек;
  • использование различных мантр при проведении священных ритуалов;
  • особые песнопения в священных ритуалах;
  • использование священных слов чтобы войти в божественное знание.

Почему в Индуизме так много школ, Богов и направлений?

Похоже, что древние люди или мудрецы прошлого действительно были в ладу с силами природы. Они жили в гармонии с ней, и возможно именно это давало им какие-то запредельные или божественные знания.

Возможно, даже они умели подчинять себе различные стихии, такие как вода, огонь, ветер и пространство. И они использовали какие-то свои наработанные веками священные слова, фразы, молитвы и ритуалы.

В каком-то виде это и сохранилось до настоящего времени. А поскольку природных стихий было много, то и традиций, церемоний, обрядов и школ Индуизма также получилось предостаточно.

А вот уже в святых текстах Смрити мы находим различные предписания, как вести себя представителям разных каст и сословий установленных в Индии.

В более поздних веках на индуизм большое влияние оказал буддизм, так из него перешли некоторые учения Будды, такие как закон кармы, сансара и нирвана, а также основные моральные заповеди буддизма, о которых мы уже рассказывали в предыдущих статьях.

Суть учения Индуизма

Поскольку в индуизме нет единого направления или единого бога, то и суть всего индуизма можно рассматривать лишь в контексте какой-то отдельной школы или течения. И по ходу нашей статьи мы рассмотрим некоторые традиционные школы индуистской религии.

Однако в целом суть всего учения индуизма можно выразить, и состоит она в идеи слиянии с богом, возвращения к богу, постижения чистой любви к богу, свобода от сансары (круговорота бытия) и нахождение своего подлинного «я» .

Несомненно, что такие понятия как карма, перевоплощение, сансара и понятие об истинном «я» индуизм заимствовал из буддизма. Конечно, практика буддизма почти полностью отличается от индуизма.

Рассмотрим некоторые традиционные направления индуизма

Шиваизм

Школа индуистского шиваизма распространена по всей Индии и основана естественно на поклонении богу Шиве .

Во многих храмах Индии вы найдете величественные статуи бога Шивы. И, наверное, многие слышали хотя бы раз известную мантру «ом намах Шивая» , которая означает: «я привержен Шиве или что весь мир есть Шива».

Особенно в шиваизме выделяются странствующие саньясины или монахи-аскеты. Кстати для Индии обычное дело увидеть странствующих монахов совсем без одежды, то есть голых.

Если вы выйдите на Красную Площадь голыми, то сами знаете, что с вами будет. В этом плане там очень даже свободная страна. В более ранние времена среди аскетов шиваизма были и очень продвинутые мастера, обладающие сверхспособностями, которые использовали йогу, медитации и пранаямы, хотя возможно они есть и сейчас, но уже в меньше степени.

Вайшнавы

Также одно из основных направлений индуизма это Вайшнавизм, здесь поклоняются богу Вишну. Это школа построена на любви к Богу и на служении ему . Также в священных текстах отмечается, что это самый быстрый и доступный метод постижения бога . Что кстати очень похоже на христианство, о сути которого мы также уже писали.

Давайте объясним, в чем выражается любовь к богу и служение ему. А суть в том, что практикующий повторяет имя Бога или воспевает его.

Многие, наверное, слышали, как красиво поют киртаны (песни воспевания Бога). В данной практике также, например, смотрят на изображение Вишну или Шивы и поют соответствующие мантры или формулы-слова почитания. Это их метод слияния с Богом, и иногда он действенен.

Шактизм

Данная традиция основана на мистике и частично связана с тантризмом. Иногда, такие «Шактистские» ритуалы заканчивались, скажем, одним словом – оргии.

Но, в целом Шактизм это хорошее направление Индуизма, поскольку основано на поклонении богине Шакти или Богине Матери – это женский аспект изначального Бога .

Ведь, по сути, все мы из чего-то возникли и вот это то из чего мы возникли, можно обозначить как Изначальную Пустоту или Женский аспект всего сущего. Каждый может убедиться в этом принципе на себе.

Философия шактизма

Вот у нас есть тело так, так. А если мы исследуем тело: вот кожа, вот волосы, вот череп и мозг, вот мышцы и кости – рассмотрев тело таким образом, мы увидим, что все органы и ткани тела зависят друг от друга и не существуют сами по себе и поэтому какое-либо «я» или самостоятельная сущность отсутствует в нашем теле.

И в этом великая пустота тела – «я» отсутствует в физическом теле, это общий космический принцип для всех форм и живых и неживых. Тем не менее, несмотря на то, что все есть пустота – все же мы видим, ощущаем и слышим нашим телом. Бог он пуст по природе – но проявляется во всем.

В этой школе индуизма по их философии, через блаженство и экстаз познают единство или слияние с Богом или Богиней. В этом экстазе теряется чувство «я» и остается только слияние, только постижение Бога.

Принципы индуизма

Можно сказать, что в индуизме одним из основных принципов утверждается теория бессмертия души, что наш дух вечен и существует изначально .

И целью жизни человека является познание или осознание себя Атманом (нерушим изначальным духом или душой).

И вот все движения и принципы индуизма и направлены на служение Богу, чтобы обрести слияние с ним. Сюда входят и различные ритуалы, и песнопения и мантры, а также йога и медитации.

В данной религии Бог может иметь как личностный аспект, например, Шива или безличностный аспект – Атман или Брахман.

Философия индуизма

То есть изначальный Бог может принимать какую-то форму или иметь безличностный аспект. Вся религия и практика индуизма основана на данной философии.

Вся разница в том, как происходит поклонение Богу, в какой форме или отсутствии ее. Например, вы пришли в храм и там есть статуи, изображения или иконы (если церковь) и вот это уже поклонение по форме . Которое считается немного более поверхностным.

Но, вот вы вышли на улицу и формы, конечно, нет, но вы поете песни восхваления или читаете мантры или проявляете любовь – вот это и есть служение или слияние через безличностный аспект Бога .

В большинстве религиозных традиций мира, Бог – как внутри каждого человека, так и снаружи, то есть он во всем и познание Его возможно либо через ритуалы, восхваления, песнопения и мантры, через йогу и медитации.

Вывод

Всех индуистов можно сказать объединяет одно – Бог изначально существует в каждом, и в чистом виде это наш Дух, Душа или Атман – наше подлинное состояние, где существует «действительное Я».

Похоже, что согласно традициям, принципам, сути и философии индуизма, в общем люди приходят на землю по двум причинам: получить опыт на земле и лишь, затем в будущем начать поиск Бога внутри, а другая причина – поскольку этот опыт больше не нужен или получен в прошлом, поиск Бога внутри начинается уже в этой жизни.

Ну а на этом сегодняшнюю статью придется закончить, естественно это далеко не все знания об индуизме, так что более конкретно, мы еще будем обращаться к его философии, истории и говорить о конкретных школах индуизма в последующих статьях в соответствующем разделе нашего портала обучения и саморазвития. А пока можете прочесть например

Юридическое определение индуизма было дано Верховным Судом Индии в 1966 году . С уточнениями, внесёнными 2 июля 1995 года, оно включает 7 основных признаков :

«почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах»;

наличие духа терпимости по отношению к иной точке зрения , вытекающей из признания того, что истина многогранна;

признание космического «великого мирового ритма» — огромных периодов творения, сохранения и разрушения Вселенной, следующих один за другим в бесконечной последовательности, представление о котором разделяют все шесть основных систем индуистской философии;

вера в перерождение (реинкарнацию) и предыдущее существование души (индивидуальной духовной сущности) ;

признание того, что освобождение (из «колеса перевоплощений») достижимо различными путями ;

осознание в качестве «равноправных» возможностей «идолопоклонства и отрицания почитания зримого образа богов»;

понимание того, что, в отличие от других религий, индуизм не связан с признанием опредёленного набора философских постулатов.
Ни в признаки самого индуизма, ни в перечень критериев, которым должен соответствовать последователь индуизма, Верховный Суд Индии не включил никаких национально-этнических критериев . 2 июля 1995 года Верховный Суд Индии признал, что:
"Тот, кто с поклонением принимает Веды, принимает то, что освобождения можно достичь различными способами, признает ту истину, что можно поклоняться различным богам, что является отличительными особенностями индуистской религии, может быть назван индусом ."

(согласно: Иваненко, С. И. (2008), Вайшнавская традиция в России: история и современное состояние).

Почтительное отношение к Ведам как к высшему авторитету в религиозных и философских вопросах - это значит, что Веды для вас должны быть "шастра прамана", априори авторитетными писаниями. Т.е., любые иные шастры и учения вы должны оценивать, прежде всего, на предмет их соответствия-несоответствия Ведам (сюда следует включить не только самхиты, но и брахманы, араньяки и соотв. упанишады).

Если уж на то пошло, нынешний индуизм "ведичен" чисто номинальн о, поскольку ОТЧАСТИ и впрямь восходит к брахманизму и вместе с ним - к ведизму (в их академических определениях, разумеется). Так или иначе у последователей всей этой "совокупности религий" есть "индийская душа" и осознание единой религиозно-культурной - и именно общеиндийской ("сарвабхаратия-") - идентичности, как её ни назови - вайдика-дхарма, арья-дхарма, варнашрама-дхарма, санатана-дхарма, бхаратия-дхарм а.... Просто "дхарма", наконец, или вполне прижившееся с подачи европейцев понятие "индуизм" (и его эквиваленты в индийских языках - "хинду-дхарма", "хинду-самая" и т.п.). "Авраамистов" разделяют догматический эксклюзивизм, почти исключающий компромисс и объединение. А индуистам с естественным для них признанием единства в многообразии (чему и в Ведах есть подтверждение в виде "Истина одна, а путей много" ) и не нужны религиозное однообразие, организационное, обрядовое и вероучительное единство и некий "верховный брахман всея Индии". Им достаточно и некоего общепризнаваемого минимума при наличии веры во внутреннее единство не только своих сект и "частных" (упа-) "дхарм", но и ВООБЩЕ ВСЕХ религий.

В самом узком смысле "дхарма" для индуса - это "своя" дхарма, призвание, предназначение и долг (причём не только сугубо религиозный, но и социальный, культурный, просто "бытийный"), в более широком - "дхарма" своего рода, касты (джати), в ещё более широком - своей традиционной "секты" (сампрадаи). В масштабах всей Индии "индуизм" - сокупность таких "дхарм" . Вот этой совокупной "индийской духовной традиции и культуре" и даётся определение в виде "индуизма" (В последнее время популярен стал и термин "хиндутва" (буквально "индусскость"), но он имеет более секулярный и политический смысловой оттенок.) Просто не стоит оценивать индуизм по привычным западным критериям.

Индуисту вовсе и не обязательно иметь полное "единство в вере" с др. индуистами . Он и не стремится к этому, т.к. "вера" для него вопрос личный, частный - это отношения со "своим" божеством (иштадеватой) . "Вер" даже в рамках одной сампрадаи может быть не одна. Индийская религиозность и связанная с ней социокультурная идентичность строятся в первую очередь не на "вере" (шраддха), а на "ДХАРМЕ" - уясните для начала эту разницу. "Верить в Шиву" или "в Вишну" - это лишь один из уровней (и "разновидностей") понятия "дхарма", но сама "дхарма" не сводится только к этим "верам". А распри и войны между приверженцами ДАЖЕ ОДНОЙ секты или конфессии знает история не только одной Индии.

Вопрос не в названиях. Индуизм в разные исторические периоды использует разные названия. Для него основное - "дхарма", а "приложения" ("ведийская", "арийская", "индийская" и т.д.) могут быть сколь угодно разнообразными - хоть старыми, хоть новыми.

(с) Сергей Лобанов

Практически любой из "саков, млеччхов и яванов" может претендовать на "восстановление в статусе" - это не противоречит Шастрам , где даже описаны специальные обряды для этого, вроде вратья-стомы.

Теоретически (согласно Пуранам и Дхармашастрам) мы все (территориально - сакья) - кшатрии, утерявшие статус . Это подлежит восстановлению, как в случае с Шиваджи, правителем маратхов.

Веда-бахья - или о "саках, млеччхах и яванах"

Наверное, все серьезно интересующиеся Дхармой не раз наталкивались в Индии на неприятие "местными" самого интереса "белых" к "их индуизму". Это может принимать самые разнообразные формы, от политкорректной снисходительности и вежливых отказов в посещении того или иного храма, до неприкрытых оскорблений и нападок, а то и физических нападений, как это бывает, в частности, на больших праздниках, типа Дасеры или Шиваратри. Даже самые интеллигентные и эмансипированные "хинду" при обсуждении этого вопроса пожимают плечами - дескать, "что ж поделать - вы, "белые" - "млеччхи и яваны", следовательно - "ауткаст", "веда-бахья", "вне Хинду-Дхармы".

Так ли уж всё однозначно с нами, относительно Сатья Санатана Дхармы - раз мы "млеччхи и яваны"? Да и кто это такие - "млеччхи", "яваны"?

Еще с времен Махабхараты упоминаются "Саки, яваны, пахлавы, парады и камбоджи", как племена и народности, живущие за пределами Арьяварты (в строгом смысле слова), но - их относят не к "веда бахья", или "ауткаст", а... к кшатриям:
Saka Yavana Kambojah Paradasca dvijottamah |
Konisarpa Mahisaka Darvascolah sakeralah || 14.19|
Sarve te Kshatriya vipra dharmastesam nirakrtah |
Vasisthavacanadrajna Sagarena mahatmana || 14.20|

(Harivamsa, 14.19-20).

Помимо Харивамши упоминания об этом есть во множестве других текстов. Так, "Вайю пурана" называет "млеччхов, яванов и саков" - kshatriya ganah . И во многих других Пуранах (и не только в них) встречаются упоминания о т.н. "pAnca-ganah", или "пяти народах", которые относят к кшатриям и отмечают их воинское искусство и доблесть.

Что же произошло? Как так вышло, что "доблестные кшатрии" превратились "ауткаст"? Ответ мы находим в тех же текстах.

Saka Yavana Kambojas tastah Kshatriya-jatayah, vrishalatvam parigata Brahmananamadarshana

эти строки из Махабхараты говорят о том, что саки, яваны и камбоджи утеряли свой статус кшатриев, т.к. прогневали брахманов.

Еще более конкретно высказываются "Законы Ману" - "...вследствие нарушения священных обрядов и неуважения к брахманам постепенно дошли в мире до состояния шудр следующие племена кшатриев - пундрака, чода, дравида, камбоджа, явана, сака, парада, пахлава, чина, кирата и дарада . Все эти племена, которые в миру вне рожденных из уст, рук, бедер и стоп Брахмы, говорящие на языке млеччхов и ариев - все они считаются дасью (рабами)" (X 43-45)

Чтобы не было сомнений в том, о ком конкретно идет речь, поясняю - "яваны и саки (шаки)" - это "греки" ("явана"="ионийцы"), т.е., имеются в виду проживающие на территории древней Греции и греческих колоний, и "саки"-"скифы" , т.е., племена, населяющие территорию древней Скифии - от Дуная до Урала.

(с) Somananda Sarasvati