Пещерный город чуфут кале в крыму.

В Крыму есть много мест, которые хранят историю человечества практически в первозданном виде. Одной из таких популярных среди туристов достопримечательностей является крепость Чуфут-Кале – древний город, заложенный в далекие времена Византийской империей. От Юстиниана до Хаджи Герая – летопись строения Бахчисарая.

Бахчисарайские ценности

К сожалению, до наших дней совокупность построек дожила в большинстве своем в виде руин, но то, что осталось – вполне может поведать свою собственную легенду. По одним источникам название крепости Чуфут-Кале переводится как «еврейская», что дает понять ее предназначение, по другим – «двойная».

Византийские пограничные войска;

Крымские татары;

Монголы Золотой Орды, как захватчики;

Первый независимый крымский хан.

Все эти перестановки и «переезды» происходили вплоть до начала XIX века, когда места пришли в запустение, и из многочисленных жителей здесь оставалась лишь семья смотрителя объекта культуры. Бывший город стал обычным «музейным» экспонатом, продуваемым ветрами и опаляемым крымским солнцем.

Город - крепость Чуфут-Кале в Крыму

Ворота и оборонительные стены;

Мечети и храмы;

Многочисленные пещеры;

Школа, базар и усадьбы;

Мавзолеи и колодцы.

Все это в той или иной степени сохранности, в сопровождении отличных историй (не сухих фактов) позволит туристу, пришедшему в пещерный город Чуфут-Кале в Бахчисарае, окунуться не только в мир древности в целом, но и в культуру разных народов и эпох. А если погода благоволит к посетителям, то в тишине местных пещер можно услышать затейливые мелодии струнно-щипкового инструмента. В хороший теплый день сюда приходит местный музыкант, воспроизводящий древние, средневековые произведения.

Не одними пляжами манит Крым туриста

Побродить по улочкам древнего города, посидеть в тени здания, сохранившегося сквозь века и дарующего частичку прошлого – такое не даст торговый центр или водный аттракцион. Прислушавшись, остановившись на мгновение, можно услышать монотонный говор людей, привозящих свой товар на местный рынок, в шуме ветра различить пение тетивы монгольского лука или призыв к обороне. Соответствующую атмосферу посещению придаст гид, повествующий истории, передаваемые через поколения местными жителями. Отправиться в древний город должен каждый человек, предпочитающий отдохнуть здесь.

Современные люди все больше времени проводят в закрытых помещениях и, выбираясь куда-то в отпуск, стараются за короткий промежуток отпуска максимально насытиться впечатлениями. Посетить древнее поселение, услышать увлекательные рассказы о том или ином строении – достаточно интересное времяпровождение.
Предлагаем посмотреть интересное видео о таинственном городище Чуфут-Кале:

Приветствую, друзья!

А вы знаете, что приезжая в Крым, получаете возможность переместиться на много веков назад и почувствовать себя реальным жителем древнего поселения? Нет, это не участие в массовке к историческому фильму, не дешевые декорации с ряжеными, вымогающими заплатить за фото , это реальный, хоть и давно заброшенный Чуфут Кале пещерный город.

По ходу нашего путешествия я отвечу вам на многие вопросы, в том числе – кто надоумил жителей города-крепости рыть пещеры вместо строительства из камня, что может быть общего у караимов с иудеями , и когда они покинули обезлюдевший город.

Ну что, начнем с самого главного – как, когда, зачем и для кого были созданы целые города в таких труднодоступных местах и как там людям жилось.

О том, когда появилось первое пещерное поселение высоко над зеленой долиной достоверно неизвестно. По данным ученых и исследователей, люди обживали эти места, начиная с V в. Найденные могильники, принадлежащие племенам аланов, вроде как подтверждают эту теорию, но это не точно – споры об этом еще продолжаются.

С уверенностью можно сказать, что древний народ не просто так забирался на скалы и оборудовал там свое жилище. Время было неспокойное, бесконечные кровавые завоевания соседних земель были делом традиционным.

Особенно это мероприятие любили степные кочевники – отхватить добрый кусок у мирного и работящего населения, перебить и взять в рабство жителей.

Но есть и еще одна версия, согласно которой, выгодное расположение и рельеф каменного плато использовалось в качестве оборонительного объекта византийцами, построившими здесь свои сооружения приблизительно в годах так 500-600. Может быть именно здесь и стоял таинственный город Фуллы , который никак не могут найти наши ученые, а в летописях не сказано, где конкретно он располагался.

История и судьба городища

Но как бы не обороняли свой город племена, периодически он переходил от одного народа к другому. Менялся быт, политика и названия.

Так, во время владения этой местности монголо-татарами, город звался Кырк-Ер. В 1299 г. ордынцы, под руководством эмира Ногая вступили на эту землю, предварительно разграбив прежнее поселение.

Далее пещерный город развивался, был центром княжества, правда, под подчинением Крымского юрта Золотой орды . После распада последней и образования уже Крымского ханства, Кырк-Ер становится резиденцией Хаджи 1 Герая.

Менгли 1 Герай перенес столицу ханства в другое место – Салачик , в современности село Староселье. Большинство жителей покинули пещерный город и ушли в новую столицу. Остались в неприступном городище только неугодные караимы, да крымчаки.

Иудейский город на скале

К караимам, как к представителям другого вероисповедания, особой любви не было. Когда ханский народ переместился в долину, караимам было запрещено покидать пределы пещерного города для свободного расселения.

Тогда-то и родилось нынешнее название – Чуфут-Кале, как «иудейская крепость». Хотя караимы, согласно некоторым теориям выходцы из хазарских и половецких племен, они в свое время приняли «религию иудеев», имели древнееврейский диалект, но в то же время не причисляли себя к этой нации.

После присоединения Крыма к России, караимам было разрешено жить за пределами своего города. Но только в конце XIX в. Чуфут-Кале был оставлен последними обитателями.

Что там происходит сейчас

Надо сказать, что до последнего, в брошенном городе проживала семья смотрителя. И это удивительно, что Чуфут-Кале неплохо сохранился до наших дней. Сейчас эта местность является заповедником и объектом культурного наследия.

Посещать пещерный город можно круглый год, что и делают многочисленные любознательные туристы и крымчане.

Где находится Чуфут-Кале

Чем интересен пещерный город

Как вы уже поняли, Чуфут-Кале очень древний город, с полноценной (вы даже удивитесь насколько) структурой. Трудно представить, как и при каких условиях строители и мастера того времени выполняли свою работу.

Строения на земле появились позже. Изначально, все помещения вырубались в скалах.

Каждый народ, проживающий здесь, вносил свои коррективы. Создавались свои храмы – христианские, мусульманские, караимские, отстраивались крепостные стены, прокладывались дороги, город рос и пополнялся новыми сооружениями.

При ханском правлении, например, здесь появились казематы, где в самых ужасных и жестких условиях держали пленных. А в плену побывали многие знатные люди – князь Ромодановский, литовский посол Лез, русский посол В. Грязной, гетман Потоцкий, воевода и любимец царя Шереметев провел более 20 лет в этом подземелье. За них требовали выкуп, иногда с такими невыполнимыми условиями, как отдать Астрахань и Казань.

Много в Чуфут-Кале и руин, а древние наземные строения можно посмотреть только снаружи.

Пройти по улицам «мертвого» города

Итак, вы отправляетесь самостоятельно или с экскурсией к Южным (главным) воротам Чуфут-кале. Неприступная стена, за которой открывается вид на город, выдержала не одну жестокую осаду.

Сам город разделен оборонительной стеной с аркой на старый и новый. В старом городе вы попадете на площадь, по сторонам от которой расположились различные сооружения – каменный колодец, руины христианского храма и мечети, и другие здания.

Караимы жили, если так можно сказать, отдельным кварталом. Они занимались ремеслом и хозяйством. Хорошо сохранился большой каменный дом известного караимского летописца, ученого и путешественника Фирковича.

Функционировали в городе и свой монетный двор, и типография, различные ремесленные лавки. Многие пещерные помещения – это хозяйственные постройки, где хранились запасы, выполнялась какая-то работа, держался скот, но в опасные моменты, каменные лабиринты становились укрытием для жителей города.

На что обратить внимание

Среди множества руин есть и неплохо сохранившиеся сооружения.

  • Мавзолей Джанике-Ханым, где была погребена любимая дочь Тахтамыша. Вот только история ее гибели или естественной смерти трактуется по-разному. Экскурсовод может рассказать вам целых три версии!
  • Большая и Малая кенассы . Караимские молельные дома;
  • Осадный колодец Тик-Кую – удивительно продуманное подземное сооружение, созданное для сбора, отстаивания и хранения воды. О нем подробно можно прочесть в моей статье

Несмотря на бурлящую в пещерном городе жизнь, улицы сохранились отлично. Кстати, когда идет ливень, вся вода стекает по дороге, и по каменному тротуару, который чуть возвышается можно спокойно пройти.

Плутать по улочкам города, заглядывать в кельи, раздумывать о смысле жизни на смотровых площадках можно целый день, если вы не привязаны к экскурсоводу и группе.

Что еще посмотреть в Чуфут-Кале

Со стороны Восточных ворот, которые ведут в караимскую часть города, расположилась Иософатова долина. А через дорогу, углубившись в лес можно набрести на старинное караимское кладбище – место чрезвычайно атмосферное. В сумраке густых зарослей, без всяких троп и дорожек виднеются покосившиеся, целые и полуразрушенные надгробия, поросшие мягким изумрудным мхом.

Были в городе и ветряные мельницы, и банные комплексы, но они, к сожалению, не сохранились. А вот вырубленные из камня бассейны для сбора дождевой воды, боевые и жилые пещерные помещения с вырубленными лестницами еще многие века будут напоминать о некогда существовавшем городе Чуфут-Кале.

Слово посетителям: отзывы

Представляете, нет ни одного негативного отзыва! Удивительное место, где переплетается история и судьба многих народов, никого не оставляет безучастным.

Мертвый, полуразрушенный город на высоком плато, откуда открываются роскошные виды, привлекает не только туристов, но и ученых, археологов, а также любителей мистики и поклонников эзотерики.

Из минусов отмечено: особенность ландшафта – непростая прогулка по горным склонам, разбитым дорогам, и более прохладная погодная атмосфера, возможен ветер.

И, если не хотите быть ограничены по времени, то выбирайте самостоятельную экскурсию или поход с опытным гидом , а как добраться и вернуться я расскажу ниже.

Информация для посетителей

На официальном сайте сказано, что посещение осуществляется c 9.00 до 18.00. А кассы закрываются на 1 час раньше. И красным по белому написано, что без головных уборов и запаса питьевой воды вход в Чуфут-Кале прямо таки запрещен!

Так что на кассах, будь добр, предъяви панамку и бутылку. Ну не с пивом, конечно!

Плата за вход присутствует, билеты приобретаются у Южных и Восточных ворот.

Стоимость взрослого и детского билета в прошлом сезоне были: 200/100 рублей . Над пенсионерами сжалились, но не так как над студентами — 150 рублей. Могли бы и бесплатно пускать. Я не думаю, что много наших пенсионеров заберется в эту горку.

Официальный сайт: handvorec.ru (один на двоих с ).

Караул! У официального сайт Ханского дворца просрочен домен!! Докатились! Пока инфу смотрите здесь hansaray.crimea.com

Как добраться самому

Пешком

Если вы добираетесь самостоятельно, то изначально вам надо приобрести билет до Бахчисарая. Затем от автовокзала на автобусе № 2 до остановки «Староселье» . Но можно воспользоваться и любым другим маршрутным транспортом, предварительно узнав, доедет ли он до этой остановки. От остановки идти не меньше часа.

Далее вас сориентируют указатели, да и дорога к Чуфут-Кале ведет одна. Как я уже говорил, на пути располагается пещерный мужской монастырь – место, которое покоряет даже нерелигиозных посетителей. Можно запланировать его посещение до или после экскурсии в Чуфут-Кале.

От монастыря еще полчасика в горку. Лучше иметь при себе мобильное устройство с картами maps.me.

Где их взять? — Скачать из приложения Play Market. Как ими пользоваться грамотно? — Смотрите здесь .

На транспорте

На машине от Бахчисарая до Чуфут-Кале 10-15 минут езды. Вам надо двигаться по таким улицам: Жданова, Ленина, Скалистая. Либо иметь под рукой карту или же воспользоваться координатами для навигатора. Бросаете машину перед въездом на территорию Успенского монастыря за 100 рублей до вечера и пешком еще минут 30-40 в зависимости от ваших ТТХ.

Можно конечно воспользоваться услугами такси или местных автогидов, которые явно подкарауливают туристов в Бахчисарае на каждом углу.

Либо сразу напроситесь в экипаж к одному из профессиональных джипперов . Они отвезут вас более живописной дорогой через долину.

Полезно знать

Чуфут-Кале не набережная, обязательно одевайте закрытую и удобную обувь, комфортную одежду. Воды купить там негде, запаситесь заранее.

С маленькими детьми туда лучше не ходить, все-таки опасные склоны, подъемы, обрывы, ямы. Хотя школьники бугут впереди всех и вряд ли вы их догоните.

На этом я закругляюсь, думаю, вы в скором времени все увидите сами. Если хотите подготовиться к походу визуально, то вот помощь cavetowns.crimea.com

Друзья! Приглашаю вас принять участие в конкурсе. Буквально на днях наш сотрудник умудрился зарыть клад при посещение пещерного города и сдал все свои явки и пароли. Теперь у вас есть возможность не только приобщиться к истории, но и собственноручно нарыть себе благ человеческих. Подробнее .

Участвуйте в обсуждение статьи в поле для комментариев и в нашей группе

Чуфут-Кале - один из наиболее известных, лучше всего сохранившихся и чаще всего посещаемых пещерных городов Крыма . Располагается эта средневековая крепость всего в 2,5 км к востоку от Бахчисарая, поэтому её посещение с лёгкостью доступно всем. В отличие от многих подобных поселений, здесь можно полюбоваться не только руинами, но и хорошо сохранившимися старинными архитектурными строениями.

Богатое историческое прошлое Чуфут-Кале

Наименование этого пещерного города в переводе с крымскотатарского звучит как «еврейская/иудейская крепость», что, скорее всего, связано с общинами проживавших здесь в средние века караимов. Хотя, за многие века существования Чуфут-Кале населяли самые разные народы, поэтому и различных наименований у города немало. Одно из наиболее известных - Кырк-Ор . Именно так именовалась неприступная крепость во времена Крымского ханства. Название переводится как «40 укреплений», и археологи трактуют это как факт существования на пути к Херсонесу 40 укреплённых поселений-форпостов. Но не отрицается и версия, что именно Чуфут-Кале назывался так из-за обширной территории и особенного значения для защиты Херсонеса.

Окна жилых пещер Чуфут-Кале:
Вид из окна жилой пещеры Окно жилой пещеры

Горное плато возвышается над тремя живописными долинами Чуфут, обеспечивая с трёх сторон неприступность крутыми природными обрывами, а восточная сторона была укреплена надёжной крепостной стеной, не позволяющей врагам проникнуть в город.

Гора, на которой расположен
город Чуфут-Кале
Головокружительный вид из пещеры
в северной части Чуфут-Кале
на долину Биюк Ашлама и гору Беш-Кош

В средние века этот пещерный город приобрёл особую популярность, так как стал столицей Крымского ханства, и именно здесь располагалась резиденция первого крымского хана Хаджи-Гирея. Во времена его правления на Чуфут-Кале был создан монетный двор, а в одной из подземных пещер располагалась тюрьма для пленных. Внизу, у подножия скалы, располагался ханский дворец, а в случае возникновения опасности хан всегда мог укрыться в крепости.

Общая площадь поселения составляла около 29 га, но большая часть использовалась под пастбища, и лишь 9 га занимали дома и хозяйственные постройки местных жителей. Начиная с конца 15 века, крепость стали осваивать караимы, при которых она и обрела наименование Чуфут. Когда ограничения на проживание караимов в городах Крыма было сняты, люди покинули пещерный город, а сам Чуфут-Кале уже к концу 19 века окончательно опустел и превратился в молчаливого свидетеля былых эпох.

Чуфут-Кале - перекрёсток эпох и религий

Эта историческая достопримечательность Крыма располагается всего в километре от Свято-Успенского монастыря , от которого к Чуфут-Кале ведёт утопающая в зелени деревьев дорога, что даже в летний зной позволяет наслаждаться неспешной прогулкой в тени. По пути с другой стороны ущелья можно заприметить немало вырубленных в скалах пещер. Это остатки старинного греческого поселения Мариамполь, существовавшее в этих местах примерно в VIII веке. Искусственные пещеры здесь пронизывают почти каждый скалистый уголок.

Искусственные пещеры Чуфут-Кале
Входные двери и окно в дом Многоэтажный дом в скале

Путешествие по Чуфут-Кале словно позволяет оказаться на перекрёстке разных эпох. Здесь сохранились руины древних поселений и искусственные пещеры, которые, скорее всего, были вырублены в скалах ещё первыми жителями городища, средневековые сакральные помещения и жилые дома 18-19 веков, в которых проживали караимы. Дома последних обитателей города сохранились наилучшим образом.

Караимское наследие Чуфут-Кале

Среди главных достопримечательностей Чуфут-Кале можно отметить молитвенные дома караимов - кенасы (14 и 18 веков), расположенные вблизи южного обрыва, и несколько жилых домов известных представителей этого тюркского народа, исповедующего иудаизм. Караимские кенасы представляют собой изящные двухэтажные дома, окружённые внутренними двориками. Время почти не разрушило их, а караимская община Крымского полуострова прилагает все усилия для сохранения этих уникальных архитектурных памятников своего народа.

Чуфут-Кале. Вид с внешней стороны на кенасы
- молитвенные дома караимов

В одной из старинных усадеб, возведённых ещё в 18 веке, до самой смерти жил караимский учёный Фиркович. За свою жизнь он посетил многие страны и собрал богатейшую коллекцию, посвящённую караимам. Покрытый красной черепицей двухэтажный каменный (верхний этаж деревянный) дом Фирковича прекрасно сохранился до сих пор. Вблизи караимских кенас располагалась первая в Крыму типография, которая, к сожалению, не уцелела. О существовании в этих краях караимов напоминает и старинное кладбище в расположенной вблизи Чуфут-Кале Иосафатовой долине, названной так в память о святом месте в Иерусалиме.

Экскурсии по Чуфут-Кале

Экскурсионный маршрут по этому пещерному городу Крыма начинается от массивных Малых ворот, возведенных ещё в 14 веке из дубовых брусьев, и обитых железом спустя два века. Ворота скрываются в скале, и незаметны при подъёме по сохранившейся каменной дороге.

Вход в Чуфут-Кале
через Малые Южные ворота Кучук-Капу

Чуть правее ворот располагалась крепостная стена с бойницами, а ведущий от ворот узкий коридор приводит к вырубленным в скалах четырёхъярусным т.н. оборонительным пещерам. Исследователи полагают, что возможно, в этих пещерах располагался пещерный храм, монахи которого впоследствии перебрались в Свято-Успенский монастырь. После их посещения можно выйти на главную улицу города, где частично сохранились каменные жилища и хозяйственные помещения. В средние века на территории Чуфут-Кале насчитывалось не менее 400 домов. Старинная каменная дорога, идущая почти через весь город, хорошо сохранила следы повозок в виде глубокой колеи, оставленной деревянными колёсами. Это основная улица города, к которой примыкают многочисленные извилистые улочки с северной части былого поселения.

Каменные дороги Чуфут-Кале:
Дорога к средним воротам Дорога с тротуаром для пешеходов

Сакральное наследие Крымского ханства на Чуфут-Кале

На территории города располагаются две старинные мусульманские постройки. Одна из них - древняя мечеть, от которой остались лишь руины фундамента, и местами можно заметить остатки восточного орнамента на нём, хотя ещё на заре 20-го века здесь можно было увидеть остатки минарета с винтовой лестницей

По соседству с разваленной мечетью, вблизи северного обрыва, располагается иной, более сохранившийся культовый объект - восьмигранное сооружение средневекового мавзолея Джаныке-ханым - дочери хана Тохтамыша. Некрополь, строительство которого датируется ещё 30-ми гг. 15 века, впечатляет своей массивностью, величественной строгостью и красотой декоративных узоров на колоннах, которые даже время не смогло разрушить. Согласно одной из легенд хан застал здесь свою дочь с возлюбленным, и, испугавшись отцовского гнева, та бросилась вниз со скалы. С этой части Чуфут-Кале открывается потрясающий живописный вид на долину Ашлама-Дере.

Вблизи мавзолея располагаются 2 искусственные пещеры: верхняя и нижняя, в которой, как считают историки, во времена Крымского ханства существовала тюрьма. Местные жители знают немало легенд о казнённых на Чуфуте, которых сбрасывали в ущелье, но археологи пока так и не нашли официальных подтверждений этим сказаниям.

Чуфут-Кале - город, покинутый людьми

По соседству с руинами старинной мечети располагается каменный колодец. Помимо него, для обеспечения жителей города водой в скалах был вырублен глубокий ров, в котором накапливалась дождевая вода.

Тем не менее, жители Чуфут-Кале постоянно испытывали сложности с водоснабжением, что и стало главной причиной опустошения города после того, как караимы получили возможность жить в любом уголке Крыма.

На окраине городища сохранилась крепостная стена с воротами Орта-Капу, которые соединяют старую и новую часть города.

По соседству располагаются сохранившиеся усадьбы караимов. В западной части города наилучшим образом сохранились хозяйственные помещения, которые были вырублены в пещерах. В восточной части города располагались не сохранившиеся жилые дома и монетный двор.

Многочисленные экскурсии по Крыму с посещением Бахчисарая обычно включают и знакомство с пещерным городом Чуфут-Кале. Увлекательное путешествие позволяет погрузиться в историю Крымского полуострова через призму исторических событий, пережитых поколениями обитателей Чуфута. Лучше всего отправляться на Чуфут-Кале с утра, ведь предстоит путь в гору, который проще преодолеть в период утренней прохлады.

Смотрите фотографии пещерного города Чуфут-Кале в нашей галерее

Материалы страницы составлены на основе авторской статьи Skywriter13



Невозможно узнать Крым, если не побывать в Чуфут-Кале – об этом говорят многие путешественники. Даже если вы уже знаете, что такое пещерные города, этот приведет вас в полный восторг.

Расположенный в 2,5 км от Бахчисарая, этот город представляет собой один из самых хорошо сохранившихся памятников средневековой истории. Гордая и неприступная крепость спасла в свое время немало жизней. Более того, интересна сама постройка, ее архитектура и невероятная атмосфера, сохранившаяся тут до наших времен.

История пещерного города Чуфут-Кале

История Чуфут-Кале совершенно необычна. Название переводится как «еврейская крепость», что уже наводит на размышления – откуда в Крыму такие сложности. Но дело в том, что обустроено поселение было караимами – группой последователей религии караизма, что трактуется как иудаистская секта. Поселившись на этих местах в XII веке, караимы расширили поселение, укрепив его со всей возможной надежностью. Чуфут-Кале был столицей, главным центром этнической группы.

Очень интересно, что караимы были полностью равны в правах с православным христианами, имели свободы и привилегии в отличие от евреев, живущих в западных губерниях – там налагался жесткий ряд ограничений. Караимы могли покупать земли, не облагались такими непомерными налогами и поэтому становились зажиточными промышленниками, владели землей.

Возникновение Чуфут-Кале датируется V-VI веками, тогда этот город назывался Фулла. Населяли его в основном аланы, затем город заняли золотоордынцы и украсив ворота драгоценными камнями, переименовали селение в Гевхер-Кала. Недолго просуществовав в качестве оплота Золотой Орды, город в 1299 году отходит ногайской армии, которая не только успешно захватила земли, но и разграбила город до основания. И только XIV век приносит небольшое затишье в местность, когда сюда приходят караимы и понемногу начинают заселять земли и город. Когда Крымское ханство вступило в эпоху своего могущества, Чуфут-Кале был уже почти полностью заселен караимами. Но это не помешало Хаджи I Герею сделать из города официальную ханскую ставку и перенести сюда главную столицу.

И тут на исторической сцене появляется женская фигура. Джанике-Ханым была одной из дочерей Тохтамыша и зарекомендовала себя как мудрейшая правительница, совершившая поездку в Мекку. Именно она предоставила в городе убежище мятежному хану, что позволило ему долгое время отражать нападки крымских эмиров. Но вскоре благодетельница умирает и Хаджи I Гирей начинает искать защиты у литовских князей, а пещерный город Чуфут-Кале окончательно переходит под власть Крымского ханства.

Тут остается жить совсем немного караимов и крымчаков. На жителей накладывается запрет покидать город и селиться где-то еще, так селение постепенно превращается в своеобразную тюрьму. Тут содержались очень высокопоставленные военнопленные, а также расположился государственный монетный двор – хорошие укрепления города и малая доступность позволяли не бояться ограбления и нападений.

После того, как территории Крыма присоединились к России, все ограничения с жителей были сняты, теперь караимы могли свободно перемещаться и понемногу переселились в другие города. Пещерный город Чуфут-Кале постепенно опустел, крепостные стены начали ветшать, и через некоторое время тут можно было найти только семью смотрителя. Храня верность выжженному плато до самого конца, караимы все же не смогли выдержать всех тягот жизни и окончательно покинули эту местность.

Вот так и закончилась могущественная столица: ее не захватили, не разрушили орды воинов – она зачахла сама. Обезлюдела и понемногу захирела. Сегодня тут много развалин, но все же есть отлично сохранившиеся постройки, по которым можно судить о размахе крепостных стен, народонаселении и грозной мощи караимов, населявших Чуфут-Кале в период его расцвета.

Крепость Чуфут-Кале, что смотреть?

Начинать осмотр стоит с Кучук-Капу, это Малые ворота, которые еще называют Южными. Подниматься к ним придется мощеной дорогой, изрядно разрушенной, однако от этого не ставшей менее сложной. Увидеть Кучук-Капу с дороги не получится, это ворота тайные, практически не видные, пока на них буквально не наткнешься.

Массивнейшие двери из дуба были в свое время обиты прочным железом и составляли часть фортификационного сооружения – примыкавшей к ним оборонительной стены, выложенной из глыб необработанного камня. Скреплено все известковым раствором, который под весом времени и тяжести камней превратился в монолит. Толщина стены составляла до 1 м, высота до 5 метров, а верхняя часть стенового элемента еще и оснащена бойницами для лучшего прицела и стрельбы из ружей.

Эти ворота – настоящая ловушка для неприятеля: подход к ним прикрывает оборонительная стеновая кладка, идущая под самой стеной, и получается, что армия приближалась к воротам боком – незащищенной стороной, что давало возможность оборонителям поливать неприятеля кипятком, засыпать камнями и стрелами.

Пробить ворота просто так не получится из-за крутого спуска перед входом и крутого поворота пологой тропы. И даже если неприятель врывался в ворота, то тут же попадал в узкий скальный коридор, специально прорубленный для того, чтобы пасть под обстрелом защитников.

Пещеры

Обязательно стоит осмотреть десяток пещер, располагающихся перед стеной в три яруса – это самые старые сооружения. А вошедших в ворота путников встретят еще пещеры вдоль всей дороги, также образующие несколько ярусов. Интересно, что все 32 пещеры имеют явные отличия в архитектуре, отделке и качестве. Проходя их, начинаешь понимать, что особого плана у строителей и не было, цели и хозяева пещер разные, а если немного присмотреться, то в скале становятся заметны остатки ступеней, когда-то эта лестница, видимо, соединяла все пещеры.

Вот что совсем не сохранилось, так это усыпальница и церковь с росписью по стенам. О том, что тут была такая, остались упоминания в литературе, но найти сегодня хотя бы какие-то краски уже невозможно. Как говорят историки, вероятно, пещера, где находилась церковь и усыпальница, впоследствии использовалась как часть оборонительного сооружения и потому была перестроена, разграблена. А вот если пройти тропинкой через материковую скалу, то можно оказаться у западной части города.

Караимские кенассы

Караимские кенассы – это настоящее чудо, доступное сегодня осмотру путешественников. Чтобы увидеть кенассы – храмы, нужно пройти по другой улице, а лучше сразу выйти на южное плато. Тут слева располагаются руины строений, а вот справа проходит ограда, которая как раз и закрывает Большую кенассу, выстроенную в XIV веке и Малую, возведенную в XIII веке. Интересно, что второй храм строили караимы, приехавшие из Мангула и захватившие с собой строительные камни. О том, что кенассы выстроены именно караимами говорят голосники – это приспособление, одинаковое в обоих храмах, уже не применялось населением, жившем на территории Крыма в те времена.

Обе постройки расположены за стеной, где вырезана калитка с порогом из плиты белого мрамора, возраст которой намного древнее пещерного города. Большая кенасса дополнена каменным резервуаром, находящимся рядом с оградой. Небольшой слив из чаши дает основание предполагать, что это миква для совершения ритуальных омовений, обязательных перед входом в храм. А маленькие ниши со скамейками, видимо, служили верующим местом ожидания времени молитвы.

Построенную малую кенассу историки относят к тому времени, когда община караимов уже выехала из Мангула и полностью переселилась в пещерный город Чуфут-Кале. Оставляя нажитое, караимы на своих плечах вывезли не только строительный камень, но и все оборудование для храма, который предполагалось возводить на новом месте. Простота и скромные размеры Малой Кенассы говорят о ее повседневном предназначении. Тут проводились ежедневные молитвы, собрания общины. Важнейший факт: все решения принимались караимами сообща, однако главное слово оставалось за духовными наставниками.

Большая (Сборная) кенасса служила исключительно для торжественных событий – праздничных служб. Представляя из себя базилику, которая обнесена колонной галереей, украшенной арками, кенасса имеет украшения из рельефных розеток. Общее устройство похоже на все синагоги, какими они были и остались со времен Иерусалимского храма: вход с азаром, где собирались вожди общины перед тем, как начать службу или для обсуждения каких-то религиозных вопросов.

По некоторым остаткам можно воссоздать убранство храма. Входить сюда было нужно без обуви, внутри на полах лежали ковры, а потолок был украшен шикарными люстрами из меди и хрусталя. Сегодня от них остались только кольца для крепления. Знаменитые голосники (кувшины для акустических эффектов) монтировались в стенах, а полки и шкафчики хранили утварь для церемониала.

Разделяется зал кенассы:

* Первое помещение предназначено для стариков, людей в трауре – им было разрешено сидеть во время молитвы.

* Балкон с обособленным входом был местом для женской половины общины.

* Второй зал отводился для прихожан-мужчин, тут они дважды в сутки совершали на коленях или стоя молитвы.

* Третий зал для алтаря-гехала, где находилась главная святыня кенассы – Тора, вызолоченные доски с изображениями Иеговы, семисвечник и два яйца страуса.

Немного более простым, но абсолютно похожим было убранство Малой кенассы. А вот осмотрев их можно выйти на двор улицы и увидеть сохранившееся здание типографии, дата открытия которой 1731 год. Считается, что это одна из древнейших типографий и в Бахчисарайском музее есть книги, вышедшие отсюда.

Водосборный колодец

Водосборный колодец – это скорее дань терпению человеческому, чем архитектурная новинка. Известно, что в Чуфут-Кале всегда была проблема с водой, поэтому людям пришлось думать о том, как запасать влагу, стекающую с гор и падающую с неба. Резервуар, который прорубили в Чуфут-Кале – колодец, собиравший абсолютно любой поток влаги, все подходы выстроены так, что дождевые струи, собиравшиеся в ручейки даже у средних ворот все равно оказывались внутри чаши. Рядом с колодцем есть пара отстойников, тоже высеченных в камне, где вода отстаивалась и становилась пригодной для нужд общины.

Мнение о том, что единственный источник водообеспечения Чуфут-Кале колодец – не совсем верное, воду сюда доставляли из окрестных источников, привозя ее на ослах.

Мечеть Чуфут-Кале

Если немного пройтись в направлении северо-запада, то можно увидеть руины знаменитой мечети Чуфут-Кале. Руины мечети сегодня представляют интерес в основном для археологов, но только представьте, как это было: изящная постройка из мрамора, ослеплявшая красотой.

Проконесский мрамор использовался всегда только для самых значительных сооружений – мечеть как раз относилась к таким. Выполненная в стилистических особенностях ранне-византийской архитектуры, мечеть была оснащена капителями, но интереснее всего то, что ориентацию строения поменяли! Восточная стена лишилась арочного полукружия, став глухой, а вот южная дополнилась нишей. Годом строения мечети принято считать начало XIV века, в период правления Джанибека, а немного позднее Хаджи-Гирей реконструировал строение и сделал над входом надпись для потомков.

А вот гробница Джаныке-Ханым сохранилась довольно неплохо. Находится она немного ближе к обрывистому берегу и мавзолей очень хорошо выдержал натиск времени и природных стихий. Монументальное строение в форме восьмигранника представляет собой прекрасный образец сельджукской архитектуры.

Украшенные филигранной резьбой ребра, портал, арочный вход и, конечно, надгробие с арабской надписью – все это производит потрясающее впечатление на путешественника. Джаныке-Ханым – не только дочь великого Тохтамыша, но и супруга Едигея – очень могущественного ногайского эмира. Отличаясь рассудительностью, добротой и непреклонностью, эта женщина была единственным шансом на то, что потомки Едигея будут править степью.

Но, к сожалению, Едигей оказался слабым и перебежал к Тимуру – правителю Самарканда. Тохтамыш убивает мать Джаныке-Ханым и тем самым разрушает отношения с дочерью.

Совсем скоро женщина остается старшей в роду Тохтамыша и берет на себя правление кыркорским бейликом. Остается только удивляться уму и проницательности этой «слабой» женщины, сделавшей ставку на чингизидов, поддерживающих идею создания независимого Крымского Ханства, которое, в конце концов, и воцарилось в этих землях надолго. Имя Джаныке-Ханым обросло легендами, о ней слагали песни и говорили, что многие прославленные мужи добивались внимания красавицы, но ни один из них не блистал умом и не мог встать рядом с прославленной дочерью знаменитого Тохтамыша.

Ворота Орта-Купу

Когда мавзолей останется позади, взгляду путешественников предстает Средняя оборонительная стена с воротами Орта-Купу. Особо примечательного в строении нет ничего: пять метров толщины – внушительная мощь стены, которая располагалась на плато от одного края до другого.

Так возникает Старый и Новый города, причем планировка считается весьма сложной для того времени. Стена не была монолитной и состояла из двух частей по 60 м протяженности, в месте стыковки находятся Средние ворота (Орта-Купу). Интересно, что изначально постройка представляла собой «слоеный пирог»: внешний слой из известняковых глыб высотой до 8 м и толщиной сначала 5 м, а потом 10 м.

Затем шел ров длиной 65 метров, полностью прорубленный в скальном основании. Ширина рва 4 метра, глубина более 2 метров и когда эта ниша наполнялась дождевой водой, это было весьма сложное для пересечения сооружение. Ров немного не дотягивал до северного обрыва, замыкаясь вылазной калиткой, которая была незаметна для врагов.

Мало того, калитку тоже огородили рвами малого формата, «всего» по 12 метров. Как бы ни была хороша Средняя стена, после строительства Восточной, она стала ненужной, однако пространство послужило для расширения строительства и именно тут появляется целый пещерный ансамбль Чауш-кобасы.

Чауш-кобасы – это совсем не тюрьма, как думают некоторые туристы, это как раз та самая пещера, по которой можно судить о богатстве зажиточных караимов. Огромное и довольно мрачное сооружение было подвалом очень богатой семьи. Немного внимательнее просмотрев сооружения, становится понятно, что нижнее – это спальные залы и хозяйственные зоны с высотой потолка более трех метров, а вот верхнее – это парадные залы с неплохим видом из окна (на балку Ашлама-Дере) и высотой потолка 3,5 метра. Причем верхнее помещение «скромнее» нижнего по площади, всего 48 квадратов по сравнению с 75,5 м2. Неплохая «квартира» для одной семьи!

А вот тюрьма находится чуть дальше, почти на краю обрыва. Представляя собой огромное помещение с парой маленьких окошек, это настоящий каменный мешок. Было всего два уровня: верхний и нижний. Вверху содержались, видимо, временные заключенные, а вот вниз отправлялись более серьезные узники. Малый нижний зал имеет маленькое отверстие, выполняющее роль окна, откуда происходит приток воздуха и света. Запор был только вверху, низ же перекрывался помостом из дерева.

Считается, что тюрьма предназначалась для высокопоставленных заключенных, за которых можно было получить неплохой выкуп. Известно, что в разное время тут побывали литовский посол, гетман Потоцкий, Василий Грязной, князь Ромодановский, даже В.Б. Шереметев не избежал участи. Продержали воеводу чуть менее года и только потом решили начать дипломатические обсуждения выкупа. За это время власть поменяли 4 хана, каждый из которых выдвигал свои, каждый раз более жесткие требования. Кто-то просил Казань и Астрахань, но все же сговорились на «малой дани» из 60 тысяч рублей золотом (несметная сумма даже по тем временам) и выпустили узника. Возвратился Василий Борисович уже в самом тяжком состоянии. Мало того, что не было света в камере, так и отхожее место оборудовано тут же, кандалы не снимались, кормили впроголодь. Полуослепший, тяжко больной и немощный узник прожил на свободе всего полгода, организм могучего когда-то человека не смог выдержать заточения в глухом каменном мешке.

https://youtu.be/Xa8O1k7DllQ

Немного дальше путешественникам открывается усадьба Фирковича. Это один из известнейших людей, караимский ученый, проживший тут до конца своей жизни. Авраам Самуилович Фиркович считался довольно успешным человеком, чему служит подтверждением отреставрированный дом. Деревянный наборный потолок, два этажа, один (нижний) для хозяйственных нужд, а верхний для жилья, деревянная отделка стен – сегодня можно увидеть, как именно жили караимцы. Во дворе усадьбы есть хозпостройки, обязательный колодец для сбора воды. Интересно, что в усадьбе Фирковича жидкость в колодец поступала из расщелины в карстовой пещере, и колодец был оборудован воротом с ведром. Получается, что даже если бы город осадили, жители не остались бы без воды. Но вскоре и эти источники иссякли, и живительную влагу пришлось доставлять из других мест.

Подходя ближе к зоне, обращенной на восток, можно увидеть оборонительную стену и Биюк-Капу – Большие ворота. Большими они названы потому, что именно через этот вход в город доставлялись припасы, дрова. За воротами в Чуфут-Кале начинался большой рынок. Получается, что Восточная оборонительная стена как бы замыкает город. Длина строения 128 метров, есть угловые башенные строения и центральная надвратная башня. Стена перестраивалась, достраивалась, оснащалась пушечной амбразурой, а северная часть дополнилась бруствером с бойницами. Ворота представляли собой массивную деревянную затвору, всю оплетенную железными полосками.

Очень интересна плита из мрамора, вделанная поверх ворот – изображение рогатины и щита считалось гербом города. Так помечались стада скота, скарб – тамги имелись у всех тюрков, подчинявшихся более старшим или уважаемым родам татарских семейств. И, конечно, тут был ров. Одинарный у северного куска стеновых сооружений и двойной перед всей остальной частью. Одинарный ров достигал глубины в 9 метров, и по дну можно было дойти до долины Ашлама-Дере.

Каньон Чуфут-Кале

Каньон Чуфут-Кале – уникальное место еще и потому, что тут есть Иосфатова долина. Это территория, где по преданиям должен состоятся последний Суд. Названа долина именем расположенной в Иерусалиме не зря, сходство обоих площадей поразительное.

Немного страшновато входить в арку, потому что за нею начинается город мертвецов. Бесконечное количество надгробных камней, испещренное каллиграфией древнееврейских посланий, тропка проходит по территории с запада и выходит на восток, и невозможно уже сегодня определить, сколько именно могил погребены во времени и ушли в землю, заросли лесом. Известно, что раньше тут росли несколько дубов, считавшихся священными (кое-какие дожили до нас), рубить деревья было нельзя и быть может поэтому кладбище получило имя «Балта-тиймез» — «топором касаться нельзя».

https://youtu.be/v-bEJ6h5QLs

Если укрепиться духом, можно рассмотреть надгробия, они весьма разнообразны и многие из них прихотливы. Одно-, двурогие, плиты горизонтально или вертикально расположенные, стелы, обелиски, памятники, кенотафы… тут действительно представлена вся история Чуфут-Кале. Стоит отметить, что захоронение здесь считалось почетным и позднее покойным стали отдавать чуть больше почестей, украшая места упокоения розетками, орнаментами, дорогими камнями и древесиной.

А вот чтобы увидеть самое совершенное строение Чуфут-Кале Осадный колодец, нужно пройти еще немного дальше. Интересна история открытия этого самого колодца. В конце XIX века, осматривая Чуфут-Кале, каньон и другие сооружения, археологи обнаружили невероятную систему подземных сооружений, которая совершенно не могла оказаться в крепости подобного ранга! Памятные записи о системе есть в преданиях, но в саму систему никто не верил, однако открытие подтвердило, что караимцы могли очень долго существовать в осажденном городе, ибо «близ Малых ворот имелся подземный ход к источнику, находящемуся у подножия скалы».

Когда и кем был создан колодец неизвестно, сведения о нем составляли военную тайну и несомненно, что лишь немногие караимы были посвящены в этот секрет, поэтому так ценны сведения, дошедшие до наших дней.

Поражает монументальность сооружения: вертикально уходящий вниз колодец сечения до 2,2 метров тянется на 27 метров, а уже на глубине 25 метров к нему подходит галерея квадратной формы размерами 2*2 метра, полого поднимающаяся еще на высоту 30 метров! Более того, на всем протяжении этой галереи есть ступени, но еще не расчищен до конца небольшой ход, ведущий немного в сторону от места соединения галереи с колодцем. Есть тут и перпендикулярный колодец, расположенный ниже галереи и представляющий собой просторную шахту с сечением 5 метров, спускающуюся от портала вглубь колодца.

О древности сооружения свидетельствуют не только сталактиты, но и скальные надписи, нанесенные караимским курсивом, арамейским курсивом или же на латыни. Очень интересны и картины на скальных стенах, но о них лучше не рассказывать, а увидеть и вдохнуть аромат древних времен. Тем более, что тут это не представляет труда – все помещение как будто пришло из глубины веков, легенд, где рассказывается об исчезающих войсках, пропадающих под землей героях и засыпающих на века богатырях, потом восстающих с немереной силой и здоровьем.

Как добраться до Чуфут-Кале

1. Из Евпатории на автомобиле по трассе Р25 до Т0104, после г. Саки повернуть и ехать по трассе Т0104/Т0106, а после Табачного повернуть в сторону Бахчисарая и ехать до кольца. Потом по улице Жданова на ул. Скалистую и по указателям.

2. Из Симферополя по трассе на Севастополь и также до Бахчисарая через ул. Жданова и Ленина на Скалистую и по указателям.

3. С Евпаторийского автовокзала идет автобус и маршрутка на Бахчисарай без пересадок. А от ж/д вокзала в Бахчисарае можно уехать на автобусе №2 до остановки Старолесье и пройти полчаса пешком по указателям.

4. Из Симферополя сначала нужно доехать до Бахчисарая на электричке, автобусе и потом так же на автобусе №2 до остановки Старолесье, затем пешком.

Как доехать на машине из Симферополя (карта)

Как доехать на машине из Севастополя (карта)

Как доехать на машине из Евпатории (карта)

Но чтобы осмотреть Бахчисарай и Чуфут-Кале, как добраться знать мало, нужен еще и режим работы.

Пещера работает каждый день с 9.00 до 19.00, а вот касса закрывается в 17.30. Правда, на Южных воротах можно купить билеты до 19.30, на Восточных до 19.00.

Помните, что если группа насчитывает 15 и более человек, то экскурсионное обслуживание бесплатное!

(в переводе с крымско-татарского означает «еврейская крепость») - один из нескольких пещерных городов Горного , который расположен к востоку от Бахчисарая на скалистом плато прямо над Успенским монастырем. Чуфут-Кале напоминает полуостров, с трех сторон окруженный высокими обрывами (до 30 м), и зайти туда можно только с одной стороны - по лесной дороге из в гору мимо татарского кладбища (1,5 км).

Начало поселения историки традиционно датируют VI веком, когда здесь обосновались аланы - их могильники с характерными деформированными черепами археологи раскопали в 1946–1948 годах. Они как бы охраняли византийские города на побережье от кочевников. В XIII веке город был взят татарами после длительной осады и назван Кырк-Ор. В 1441–1501 годах именно Чуфут-Кале был резиденцией хана, потом она была перенесена в Салачик, то есть вниз, и только в 1532 году столицей уже стал расположенный в 3 км к западу Бахчисарай. Основная история Чуфут-Кале, однако, связана с эксклюзивным крымским этносом - караимами. Именно они дали городу название Чуфут-Кале и остались здесь жить после ухода татар вплоть до середины XIX века.

Входят в «еврейскую крепость» туристы через Малые ворота (начало XVI века). Их называли еще «потайными», так как они не видны, пока не подойдешь к ним вплотную. Кроме того, они являлись ловушкой для неприятеля: снаружи подступ к ним прикрывала оборонительная стена, а после ворот враги оказывались в узком, вырубленном в скале коридоре, над которым располагались защитники крепости. Войдя в город, вы увидите пещеры, расположенные в три яруса. Слева от ворот - уникальный колодец Тик-Кую, обнаруженный в 2000 году. Это подземное гидротехническое сооружение не имеет аналогов в мире - известняковая галерея длиной 120 м ведет на глубину 25 м. Там можно ознакомиться с экспозицией археологических находок.

Центр Чуфут-Кале - это площадь, где можно видеть руины мечети, водосборный колодец и дюрбе Джаныке-ханым. Водосборный колодец - это вырубленный в скале резервуар, куда собирается дождевая и талая вода. Мечеть была построена в 1346 году в правление хана Джанибека, скорее всего на фундаменте раннего христианского храма. Чуть левее - мавзолей-дюрбе Джаныке-ханым (1437 г.), дочери хана Тохтамыша и жены ногайского хана Едигея. Легенды гласят, что Джаныке погибла, отважно защищая крепость от врагов, и сам Тохтамыш приказал построить гробницу, другая - что она влюбилась в генуэзца, преследовалась отцом и бросилась в пропасть.

  • Потайные ворота
  • Колодец Тик-Кую
  • Мавзолей-дюрбе Джаныке-ханым

Важно

  • Подъем на гору требует времени и выносливости, поэтому лучше заранее запастись достаточным количеством воды.
  • Перед Успенским пещерным монастырем продают оригинальный овсовый квас.

Информация

Адрес: Чуфут-Кале, 2,5 км к востоку от Бахчисарая, 37 км от Симферополя

Время работы: пн-вс 09.00-17.00

Цена: 190 руб. взрослый билет, 95 руб. детский

кафе «Чуфут-Кале» у конечной остановки

Как добраться: маршрутки перед подъемом на Чуфут-Кале и пещерный монастырь электричкой или автобусом до Бахчисарая (1,5 часа), далее марш. 2 от ж/д вокзала до конечной, затем пешком по дороге вверх через Успенский пещерный монастырь (3 км)