Психомоторные реакции что. Понятие о психомоторике

Что такое психомоторика?

Педагоги психомоторной практики очень ценятся. Восхищенные родители с придыханием произносят волшебное слово «psicomotricità». Проводятся семинары, занятия в яслях и детских садах, на которые надо записываться заранее.

Методика психомоторной практики является одновременно диагностической, развивающей и коррекционной. Занятия — это не лечение, это спонтанный игровой процесс, целью которого стоит помочь ребенку с помощью игровых упражнений развить свои интеллектуальные способности через тактильные, слуховые и визуальные стимулы, а также через самовыражение путем своего тела. Развитие координации движений способствует развитию умственных процессов. Происходит самоидентификация, развитие собственного «я» и обучение контакту с окружающим миром.

Преподаватель по психомоторике включает в себя профессиональные навыки многих специалистов — педагогов, логопедов, психологов, психотерапевтов, нейропсихологов вкупе с физиотерапевтами и воспитателями по физической культуре.

Немного истории. Психомоторика как научная дисциплина зародилась во Франции. В 60-70-х гг. ХХ века появилась в Италии, Испании, Бельгии и Германии, а также в Аргентине, Мексике и Бразилии. Италия была одной из первых европейских стран, где начали использовать методику психомоторики. Открылись образовательные центры, готовящие специалистов. Изначально психомоторика была коррекционной методикой, для детей с серьезными задержками в развитии. Но постепенно занятия прелагаются и здоровым детям. Активно используется методика Бернара Окутюрье , французского педагога и методиста.

Родился он в 1934 г. недалеко от г.Тур. Его родители тоже были педагогами. Начинает он как преподаватель физкультуры, но потом увлекается изучением особенностей развития двигательных функций и психомоторикой, изучает работы А.Лапьера, Монтессори и даже Макаренко. Он занимается глухими детьми, работая в Лионе и Туре, и решает посвятить себя детями с проблемами развития. Уже 35 лет он практикует в Центре г.Тур, создав «Психомотрную практику» на основе своих наблюдений за детьми. Он тесно сотрудничает с нейропсихиатрами, психологами, занимаясь с детьми, у которых серьезные проблемы с самоидентицикацией. В 1967 г. вместе с А.Лапьерром создает «Французское Общество психомоторного воспитания и переподготовки» («Société Française d’Education et de Rééducation Psychomotrice»). Занимается также образованием преподавателей психомоторной практики.

В 1987 г. Бернар Окутюрье открывает в Брюсселе ASEFOP (Association Européene des Ecoles de Formation à la Pratique Psicomotrice - Европейския Ассоциация Образовательных Учреждений по Психомотрной Практике). Он и является ее президентом, параллельно продолжая заниматься научной работой.

Методика. Метод Бернараe Окутюрье основывается на концепции личности, выраженной как интеллектуально, эмоционально, так и физически. Эти три составляющие неразрывно связаны. Психомоторная деятельность направлена на развитие детской личности, ее созревание и выражение возможностей на двигательном, эмоциональном, межличностном и познавательном уровне. Соотношение этих областей помогает ребенку расти в гармонии со своим «я». В психомоторике используется метод «свободного» и «спонтанного» игрового процесса, во время которого ребенок открывает и завоевывает окружающий его мир.

Ребенок не играет, чтобы научиться, но учится, играя. За игрой детей наблюдает преподаватель, разделяющий с детьми их эмоции и удовольствие от игры. Педагог замечает их трудности и страхи, желания и возможности. Он не учит, а наблюдает и размышляет, «переводя» игры ребенка, его движения, перемещения в пространстве и взаимодействие с другими на язык науки.
Посредством движения, действия, спонтанной игры и сенсорно-моторной деятельности ребенок познает и открывает для себя мир предметов и людей, которые его окружают. В движении и движением он выражает свои эмоции, свою аффективную составляющую и свой фантасматический мир.

В России психомоторная практика успешно используется, в основном, как коррекционная для работы с детьми с задержкой речевого развития (ЗРП), аутизмом, с трудностями освоения школьной программы. Во время занятий происходит развитие общей и мелкой моторики, графомоторных навыков, которые в будущем помогут лучше подготовиться к процессу обучения.

Кто принимает участие. Дети распределяются по возрастным группам: с 10 мес до 1.5 лет, с 1.5 лет до 2-х (обычно на занятиях присутствуют родители), 2-3 года (ясельная группа), 3-6 лет (детский сад) и 7-8 лет (начальная школа). Если на первых порах детям дается бо льшая свобода действий, то в возрасте 7-8 лет они должны выполнять задания, например, найти все красные шарики, спрятанные в зале. Занятия проводятся как индивидуально, так и в группах.

Где проводятся занятия . Для совсем маленьких устраивают «тренинги». Иногда в образовательную программу яслей и детсада входят занятия по психомоторике.

Как выглядит помещение для занятий. Для психомоторной практики создается специальное пространство: разноцветная комната, которую язык не поворачивается назвать спортзалом. Обычно на полу лежат мягкие маты, присутствует шведская стенка и мягкие геометрические фигуры большого размера — прямоугольники, кубы, пирамиды, из которых можно строить башни и домики. Занимаются дети без обуви, в специальных противоскользящих носочках.

Как проходят занятия. Каждое занятие начинается с ритуала и заканчивается ритуалом. Затем время уделяется сенсорно-моторным занятиям, эмоциональным и символическим играм. Структура занятия не меняется. Таким образом ребенок чувствует себя уверенней в рутинной обстановке.

Итак, сначала дети либо садятся в круг на пол, либо на скамеечки. Поют песню-представление, знакомясь друг с другом. Педагог объясняет, во что сегодня они будут играть, каковы правила этой игры и запреты (не делать друг другу больно, не ломать то, что построили другие). Затем приступают к сенсорно-моторным играм. Эти игры представляют собой всевозможную беготню, переставление предметов, прыжки, скачки, карабканье по лесенке. Здесь ребенок учится владеть свои телом, что особенно важно для самых маленьких: они переворачивает увлекающие их предметы, гремят шумными игрушками, катают круглые. Потом дети играют в символические игры (отождествляют себя с каким-то персонажем). Для этого используются веревочки, куски ткани, кубы.

Во время заключительного ритуала педагог подытоживает, чем занимались сегодня на занятии. Детям дают деревянные кубики, из которых они должны построить то, что пережили во время занятия. Либо построить из больших мягких кубиков башню и сломать ее, таким образом произведя выброс негативной энергии или просто пошалив. Потом детям читают историю. Сказку читают два раза. Первый раз преподаватель жестами и движениями иллюстрирует происходящее. Во второй раз дети должны сами проиллюстрировать события.

И напоследок они рисуют картинку, в которой должны выразить то, что пережили на занятии.

| править код ]

Специфика проявления спортивных способностей зависит от множества факторов: личностных особенностей нейродинамики, уровня развития физических качеств, волевой сферы спортсмена и др.

В ранних работах Озерецкого (1929) было отмечено, что в показателях “моторной одаренности ” представлены в различных соотношениях такие параметры, как ловкость, мышечная сила , умение улавливать ритмы движений и др. Функции психомоторных проявлений многообразны. К ним относятся измерительные, соизмерительные, собственно-познавательные компоненты движений человека, характерные для различных двигательных и производственных операций, воспроизводимые в пространстве и во времени многообразные формы и виды двигательных реакций, а также сложные координированные технико-тактические действия спортсменов. Самые высокие результаты в спорте достигаются спортсменом не только мыслящим, но и чувствующим, т.е. обладающим сенсорно-перцептивной культурой.

Любой психический акт, воплощенный в движении и действии, основан на деятельности чувственных регисторов - анализаторных систем. В новейшей психофизиологии в последние годы получила дальнейшее развитие павловская концепция единства двух основных нервных механизмов: анализаторов и временных связей (Сурков, 1984). Благодаря механизмам временных связей работа анализаторов (зрительного, кинестезического, вестибулярного и др.) более тонко отражает условия регуляции действий в пространстве и во времени. Многочисленные работы отдельных авторов, проведенные в этом направлении, подтвердили значимость психомоторных показателей для оценки способности спортсменов к сенсомоторному реагированию и сенсомоторной координации .

Для выяснения прогностической значимости отдельных психомоторных показателей, важных для характеристики структуры общих и специальных способностей спортсменов к сенсомоторному реагированию, сошлемся на данные специального модельного эксперимента, проведенного лабораториями ВНИИФК (Сурков, 1984). Гипотеза эксперимента состоит в том, что в структуру специальных способностей боксеров к сенсомоторному реагированию должны войти гностические компоненты (операции) сенсорного различия, дифференцировки финтов и ударов, сила удара и различные виды реакций: простая, реакция выбора с изменением числа альтернатив, реакция при переделке знаков раздражителя. В качестве испытуемых в эксперименте участвовали 50 боксеров-новичков и 20 мастеров спорта. Исследователи исходили из того, что для выявления уровня значимости и “широты зоны” проявления различных компонентов способностей к сенсомоторному реагированию необходимо было сравнить две полярные группы испытуемых (боксеров-новичков и мастеров спорта).

Корреляционный анализ результатов, полученных при исследовании новичков, выявил большое число связей. Поскольку все задания в опытах были связаны с требованиями быстрого ответа, у боксеров-новичков выявилась общая способность к быстроте сенсомоторного реагирования.

Между показателями специфической и неспецифической простых реакций была получена высокая корреляционная связь - 0,7. Именно простая специфическая реакция дала особенно большое число высоких корреляций со всеми показателями скрытого периода (латентного времени) других видов реагирования. Была обнаружена также высокая корреляционная связь между данными специфической реакции выбора в действиях одиночными ударами и реакции выбора при серийных ударах. Это указывает на то, что специфику реагирования в большей мере отражает не столько характер одиночных или последовательных ответных действий, сколько перцептивные и мыслительные компоненты принятия быстрых решений.

О проявлении общих способностей у боксеров-новичков к оперативному реагированию можно судить и по данным факторного анализа. Особенно значимым является первый фактор (быстрота реагирования на удары и финты), вклад которого 53,7 %. Второй и третий факторы связаны с тестами, где необходимо было дифференцировать или ответные действия, или силу удара. Можно предположить, что эта взаимосвязь подчеркивает такой компонент способностей, как дифференцированное реагирование. В четвертом и пятом факторах выявились показатели простых лабораторных тестов (время простой реакции). Итак, у боксеров-новичков обнаружено наличие общих способностей к сенсомоторному реагированию, которые не зависят от сложности задания. Специальные же способности проявляются менее отчетливо.

По данным факторного анализа, исследователям (Сурков, 1984) удалось содержательно интерпретировать также четыре фактора проявления сенсомоторных способностей к “оперативной быстроте” и у группы боксеров-мастеров.

В первый фактор (гностическое “различение”) вошли преимущественно показатели латентных периодов реакции, причем в ситуациях с наибольшей неопределенностью и в условиях жесткого лимита времени. Второй фактор, в который вошло довольно большое число показателей, назван “интегральный”. В него с высокими положительными весами включено большинство показателей общего времени реагирования и для простых, и для сложных форм реакций. Иная картина обнаружена для характеристики третьего фактора. Положительный знак получили показатели неспецифических реакций тормозного дифференцирования, а отрицательный - оба варианта неспецифических реакций (однозначный ответ на один сигнал). Положительный знак - для показателей общего времени реакции выбора, отрицательный - только для латентного периода этих же реакций. Можно предположить, что это свидетельствует об относительной независимости сопоставляемых показателей. Латентный период реакций, моторный период и суммарное общее время реакции могут по-разному характеризовать специальные способности к сенсомоторному реагированию. Содержательная специфика специальных способностей к быстрому реагированию у боксеров-мастеров проявляется, в частности, в высоком уровне корреляционных связей между временем простой реакции, реакции выбора и латентным, связанным с выполнением защитных действий, чего не наблюдалось у боксеров-новичков.

Практическое значение проведенного исследования состоит не только в выделении уровня информативной значимости отдельных психомоторных показателей (специфических и неспецифических реакций и их видов) для характеристики скоростных способностей спортсменов-боксеров.

Учет характера, формы, быстроты реагирования на разные по смыслу стимулы (реакции выбора, тормозные, дифференцирование стимулов и др.) необходим для воспитания у боксеров их индивидуальной манеры ведения боя (атакующей, контратакующей и др.).

Для изучения динамики психомоторных функций у боксеров высших разрядов оценивались быстрота простой реакции, точность антиципирующей реакции и точность чувства времени при антиципирующей реакции (Латышенко, Родионов, 1983). Сенсорные реакции регистрировались непосредственно перед боем. Исследуемые спортсмены были разделены на 2 группы: первая группа - победители, вторая группа- побежденные (табл. 10).

У большинства боксеров перед боями, даже спаррингами, заметно ухудшается время простого реагирования и повышается точность антиципирующей реакции и чувства времени. У некоторых спортсменов отмечаются противоположные сдвиги. В беседе с ними выяснилось, что они находятся не в лучшем психическом состоянии.

Таблица 10 Разница между фоновыми показателями и данными, полученными до боя, у победителей и проигравших (Латышенко, Родионов, 1983)

Измерения непосредственно перед соревновательными боями (чемпионат СССР) показали положительные сдвиги в простом реагировании и незначительное повышение точности антиципирующей реакции. Ухудшение показателей чаще наблюдалось у молодых, недостаточно опытных боксеров.

Перед первым боем заметно улучшается простая реакция и незначительно снижается точность антиципирующей реакции по сравнению с ответственным спаррингом. Перед вторым боем показатели в простом реагировании несколько снижаются, а точность антиципирующей реакции существенно возрастает. Первый бой в крупных соревнованиях отличается высоким напряжением, что обусловливается неопределенностью, дефицитом информации о возможных претендентах на призовые места, присутствием на соревнованиях “сильных” и “слабых” соперников и т. д. Ко второму бою боксеры обычно не испытывают такого стресса, а стабилизация психических состояний отражается и на сенсомоторных показателях.

Перед ответственным боем (финалом), как правило, все показатели существенно улучшаются, особенно заметно повышается точность антиципирующей реакции. Это подтверждают многочисленные измерения на различных соревнованиях. Поэтому именно точность антиципирующей реакции можно считать прогностичным показателем при оценке психического состояния, хотя более четкое представление может дать общая картина значений простой и антиципирующей реакций вместе взятых.

Для менее ответственного боя типичным будет ухудшение времени простого реагирования и незначительное повышение точности антиципирующей реакции. Для боя “средней степени ответственности” типична несколько иная картина: незначительное улучшение времени простого реагирования и существенное увеличение точности антиципирующей реакции. Поскольку сам факт существования разной степени ответственности соревнований является своего рода психическим стрессом, то он отражается на эффективности соревновательной деятельности спортсмена. Очевидно, что конечному результату боя (победе или поражению) будет соответствовать и характерная картина сдвигов в показателях сенсомоторики.

Сравнение среднеарифметических показателей, распределенных соответственно факторам успеха или неуспеха, показало, что в простом реагировании различия несущественны и скорость простой реакции даже у проигравших спортсменов заметно возрастает в сравнении с фоном. Это еще раз подтверждает мысль о том, что для проигравших боксеров характерно повышение возбуждения, которое отражается на адекватной оценке ситуации и дифференцированном реагировании. Особенно заметны сдвиги в простом реагировании у спортсменов, проигравших международный бой и первый бой ответственного турнира.

Для антиципирующей реакции и чувства времени типична одна и та же картина. У победителей статистически достоверны более высокие значения разностей по отношению к фону, чем у проигравших. Для чувства времени эта закономерность выражена менее отчетливо, а для антиципирующей реакции, которая считается более прогностичной при оценке состояния готовности спортсмена, преимущество победителей особенно заметно. Наибольшая разница отмечена в том случае, когда боксер выиграл международный бой и переживал при этом особенно сильные стенические эмоции.

Очевидно, эффективная спортивная деятельность в значительной степени зависит от уровня развития психомоторных функций, непосредственно участвующих в саморегуляции движений. Техника исполнения разнообразных спортивных упражнений обусловлена точностью управления движениями по параметрам пространства, времени, интенсивности прилагаемых усилий. Такое управление невозможно без наличия адекватных требованиям деятельности точности и стабильности ряда проявлений психомоторики: ощущений разной модальности, специализированных восприятий, простых, сложных и антиципирующих реакций.

Психомоторные функции развиваются и совершенствуются в процессе спортивной тренировки. Это происходит специализированно: становятся более точными и быстрыми те процессы и реакции, которые нужны для управления движениями и двигательными действиями именно в данном виде спорта. Достигнув определенного уровня совершенства, названные процессы и реакции становятся базой, основой для дальнейшего совершенствования спортивной техники, роста мастерства. В этом проявляется диалектическая связь между двигательной и психомоторной деятельностью. Отсюда следует весьма важное положение, учет которого значим для практики. Если в ходе спортивной тренировки специально и целенаправленно развивать необходимые психомоторные качества, то можно получить дополнительный эффект роста технико-тактического мастерства (Сурков, 1984). В каждый данный момент времени соперники имеют дело с определенной совокупностью сигналов, и для решения тактической задачи нередко достаточно оценить характер этой совокупности, соотнести ее с определенным эталоном из прошлого опыта и соответствующим образом на это отреагировать. Другое дело, что сама совокупность сигналов содержит характеристики, заданные не только внешними условиями поединка, но и такими, как установка, прошлый опыт, отношения между соперниками, сложившиеся в подобных ситуациях, и прочее. Этими характеристиками определяется не только характер ранее выработанных связей в системе “вход-выход”, но и перевод решения задачи из сферы сенсомоторного реагирования в сферу оперативного мышления (Родионов, 1982).

Эффективная спортивная деятельность в значительной степени зависит от уровня развития психомоторных функций, непосредственно участвующих в саморегуляции движений.

Точность каждого двигательного движения определяется степенью его соответствия внешней форме и содержанию.

Внешняя сторона определяет направление, амплитуду, согласованность отдельных двигательных актов, т.е. форму физического упражнения.

Внутренняя сторона двигательного действия определяется взаимосвязью различных физиологических процессов в организме под воздействием определенной физической нагрузки и составляет его содержание. Чем выше согласованность этих процессов, тем экономичнее осуществляется работа. Упражнения, выполняемые с высокой степенью точности, технически совершенны. Рациональная мышечная деятельность определяется уменьшением количества вовлеченных в работу двигательных единиц благодаря строгому дозированию их активности. При достаточно эффективной организации мышечной деятельности легче усваиваются основы техники изучаемого упражнения. Детали (части техники) помогают правильно выполнить двигательное действие, способствуют экономному распределению усилий. Экономичность в значительной степени обеспечивается чередованием напряжения и расслабления мышц. Во время расслабления не только создаются благоприятные условия для концентрации усилий, но и появляется возможность принятия наиболее выгодного положения для их приложения. Поэтому в подготовительной, основной и заключительной фазах двигательного действия их распределение различно. Способность чередовать напряжение мышц с их расслаблением, рационально распределять усилия во времени - одно из важных условий точного выполнения упражнений и создания ритма движений . Без овладения ритмом двигательного действия невозможно точное воспроизведение всех его параметров. Следовательно, точность двигательного действия обеспечивается тремя основными компонентами: формой, содержанием и ритмом (см. схему). В различных двигательных действиях точность проявляется по-разному. Анализ наиболее распространенных видов спорта позволил выявить как специфические, так и неспецифические проявления точности (8). Точность воспроизведения по пространственно-временным и силовым параметрам имеет большое значение при освоении ведущего звена техники любого двигательного действия. Степень точности оценки пространственных характеристик определяет скорость движений и рациональное распределение усилий. Так, при приеме футбольного мяча необходимо в минимальное время определить нужное направление и расстояние до своего партнера, которому предназначается передача, а также силу удара. Неточность одной из составляющих этого сложного двигательного действия приведет к потере мяча.

Точность дифференцирования усилий в конкретной ситуации как следующее проявление исследуемого качества характерна для подвижных и спортивных игр, единоборств, метаний и др. Например, направление и сила ветра существенно отражаются на основных параметрах движений в беге, прыжках; резкие перепады температуры воздуха влияют на выбор способа передвижения лыжника-гонщика, состав участников соревнования определяет тактику ведения боя боксерами и борцами и т.д.

Точность движений тела и его отдельных звеньев в ответ на внешний раздражитель - следующее проявление данного качества. Таким раздражителем является характер двигательного действия соперника в фехтовании, в теннисе и в других видах единоборств и спортивных игр; свисток судьи; резкое изменение скорости на дистанции в лыжных гонках: поворот, подъем, спуск и т.д. Лучшего результата добивается спортсмен с более высоким уровнем данного проявления точности.

Прирост данного двигательно-координационного качества зависит от ряда факторов , и в первую очередь от уровня межцентральных взаимоотношений (степени выраженности индукционных процессов, иррадиации, концентрации нервных процессов). При оптимальном сосредоточении нервных процессов внимание занимающихся акцентируется не только на ведущем звене техники, но и на деталях. Это позволяет выполнить двигательное действие с требуемой степенью точности.

Уровень функциональной лабильности нервных центров - следующий фактор, влияющий на развитие точности. Чем быстрее в нервных центрах происходит замена процессов возбуждения торможением и наоборот, тем лучше усваиваются пространственные, временные и силовые характеристики физических упражнений. Так, скорость беговых шагов в беге на короткие дистанции зависит от того, насколько быстро мышцы напрягаются и расслабляются, обеспечивая скорость восстановительных процессов.

Состояние системы анализаторов - также один из факторов, во многом определяющий уровень развития точности движений. В зависимости от характера и сложности двигательного действия ведущую роль могут играть зрительный, вестибулярный, двигательный и слуховой анализаторы. Например, при выполнении броска мяча по баскетбольному кольцу преимущественное значение имеет зрительный анализатор. В физических упражнениях, выполняемых вниз головой: стойки на руках, сальто, пируэты - основную роль играет вестибулярный анализатор. В видах спорта, использующих музыкальное сопровождение, большое место отводится слуховому анализатору. В плавании и прыжках в воду велика роль тактильного анализатора.

Следующий фактор, определяющий проявление точности движений, - степень координации деятельности двигательных и вегетативных систем. Каждый двигательный навык имеет моторные и вегетативные компоненты. Поэтому ритм и темп технически совершенного двигательного действия характеризуется высокой степенью скоординированности ритмов дыхательной, сердечно-сосудистой и других систем. Этим движения мастеров спорта главным образом отличаются от движений новичков.

Уровень развития физических и координационных качеств как один из факторов, влияющих на проявление точности, в значительной степени обусловливается пространственными, временными и силовыми параметрами двигательного действия.

Психическое и эмоциональное состояния - еще один важный фактор, влияющий на прирост точности. Уровень эмоционального возбуждения и функционального состояния организма создает наиболее благоприятные возможности для протекания физиологических процессов и достижения высокой степени их согласованности. Так, удачное начало выступления вызывает у спортсмена дополнительный подъем душевных сил, чувства вдохновения, окрыленности. При пониженном эмоциональном настрое может возникнуть рассогласование функциональных систем как одна из причин снижения точности двигательного действия. В экспериментальных группах при организации и проведении занятий учитывались все факторы, влияющие на развитие точности.

Развитие и совершенствование точности невозможно без использования критериев, позволяющих оценить степень прироста данного качества.

В научно-методической литературе остается нераскрытым вопрос о разработке критериев оценки точности . Выявление компонентов изучаемого качества, его различных проявлений позволило прийти к выводу, что один из критериев оценки прироста данного качества - степень точного воспроизведения внешней формы двигательного действия. Физическое упражнение, как известно, имеет свои определенные параметры: положение тела и изменение его формы, амплитуду, направление движения, величину прилагаемых усилий и их рациональное распределение. Это позволяет объединить данные характеристики по трем основным критериям, дающим возможность оценивать степень прироста точности:

Качество воспроизведения внешней формы двигательного действия;

Степень соответствия выполняемого упражнения его пространственным, временным и силовым параметрам;

Качество воспроизведения ритма двигательного действия.

Спортивная деятельность, как и трудовая, многообразна по своему внешнему (моторному) и внутреннему (психическому) содержанию, и любой ее вид осуществляется при помощи комплекса сложных способностей. Для успешного развития способностей к той или иной деятельности необходимо знать их структуру и состав психофизиологических задатков. Ряд специалистов указывают, что в активном отборе и ориентации спортсменов необходимо использовать не двигательные умения и показатели физического развития, а бинарный критерий - высокий исходный уровень прогностически значимых психофизических характеристик и темп роста физических качеств и психомоторных способностей (В.П.Озеров, 1983).

Один из крупнейших специалистов в этой области И.А. Бернштейн (1966) понимал под моторикой всю область двигательных отправлений. Из этого видно, что психомоторика человека как многомерная сущность во всей сложности диалектических противоречий ее проявлений - проблема необъятная.

Анализ структуры психомоторики должен идти по пути вычленения отдельных психомоторных способностей и установления взаимоотношений между ними, т.е. нахождения функциональной системы психомоторных способностей.(2)

Изучая психомоторику как психическую подсистему, полезно помнить слова И.П. Павлова о том, что «человек есть, конечно, система…, как и всякая другая в природе, подчиняется неизбежным и единым для всей природы законам, но и система в горизонте нашего современного научного видения, единственная по величайшему саморегулированию …»; с этой точки зрения метод изучения системы человека тот же, как и всякой другой системы: разложение на части, изучение значения каждой части, изучение связи частей, изучение соотношения с окружающей средой и, в конце концов, понимание на основе всего этого ее общей работы и управления ею, если это в средствах человека. Но наша система в высочайшей степени саморегулирующаяся, сама себя поддерживающая, восстанавливающая, поправляющая и даже совершенствующая».

В свою очередь, психомоторика является системой для подсистем, которые входят в ее состав, а именно: сенсорные, когнитивные и моторные компоненты психомоторики.

Коротко остановимся на строении каждой подсистемы психомоторной саморегуляции человека. Основной функцией сенсорных систем И.П. Павлов считал разложение сложностей внешнего и внутреннего мира на отдельные элементы. И.А. Бернштейн, помимо первичного сбора информации, считал важной функцией информацию нервных центров о результатах рефлекторной деятельности, осуществление обратных связей.

Формирование и совершенствование двигательных навыков и спортивно-технического мастерства невозможно без получения сенсорной системной информации о силе и длительности выполняемых сокращений мышц, о скорости и точности перемещения тела и спортивных снарядов, об изменениях темпа и ритма движений, о степени достижения поставленной цели и т.д.

Базовыми в психомоторной саморегуляции человека являются проприорецепторы, воспринимающие раздражения из двигательного аппарата о степени сокращения скелетных мышц, натяжения сухожилий, изменении суставных углов, что необходимо для регуляции двигательных актов и поз. Основными функциями моторной подсистемы являются осуществление двигательных актов и поддержание необходимой позы.

В строении головного мозга человека можно выделить три основных функциональных блока: энергетический, познавательный и программирующий, которые могут быть соотнесены с выделенными выше подсистемами. Энергетический блок с позиций психомоторной саморегуляции за счет регуляции тонуса коры позволяет нормально воспринимать и перерабатывать двигательную деятельность, осуществляя психомоторную деятельность. Познавательный блок получает, обрабатывает и хранит двигательную информацию.

Наконец, управляющий блок мозга играет решающую роль в процессах планирования, программирования, регуляции и контроля психомоторной деятельности, являясь центральным блоком по обеспечению целесообразной двигательной деятельности личности.

Таким образом, психомоторика человека является сложной функциональной системой, состоящей из сенсорной, моторной и когнитивно-мыслительной подсистем управления сложной двигательной деятельностью, что согласуется с архитектоникой функциональной системы, разработанной П.К. Анохиным.

Исследования В.П.Озерова (1998) психомоторики у высококлассных легкоатле-тов-десятиборцев подтвердили следующее:

Выдающиеся атлеты международного класса зачастую имеют универ-сальное и высокое развитие различительной чувствительности движений и психомоторной памяти по всем трем изучаемым парамет-рам движений.

Уровень V может выражать универсальное развитие нескольких психомоторных способностей. IV уровень предусматривает общие компоненты психомоторных способностей, а именно: психический и моторный компоненты. III уровень включает в себя групповые компоненты: психический, сенсорный, моторный и энергетический. На II уровне групповые компоненты расчленяются на специальные компоненты, которые включают, в частности, в психический компонент: мышление, память, внимание и волевое усилие; в сенсорный: различительную чувствительность движений и двигательную память, а также быстроту реагирования и координацию движений. Моторный компонент, в свою очередь, включает быстроту реагирования, координацию движений и работос-пособность мышечной системы. Энергетический компонент включает следующие компоненты: работоспособность сердечно-сосудистой, мышечной и дыхательной систем.

Первый уровень включает широкий арсенал психофизиологичес-ких задатков, каждый из которых может входить в состав разных специальных компонентов. В исследованиях (В.П. Озеров, 1998 и др.) подтвер-дили, что именно II и частично I уровень психомоторных способнос-тей являются ядром общих (сложных) психомоторных способностей. Было доказано, что различительная чувствительность человека по основным параметрам управления движением (время, пространство и усилие) может рассматриваться тоже как сложная психомоторная способность, которая включает в себя ряд более простых компонентов:

1) запоминание предыдущей эталонной величины на основе кинестетической чувствительности и концентрации нервных процес-сов;

2) воспроизведение предыдущего эталона на основании точности двигательной памяти по отдельному параметру движения, который опирается на сохранение двигательного образа, концентрацию и баланс нервных процессов;

3) дифференцировочная чувствительность при минимальном увеличении предыдущей величины (эталона), которая зависит от сензитивности психики и кинестетического аппарата;

4) абсолютная чувствительность, о которой можно судить, если разделить заданный интервал различения (10 кг или 10 см) на количество правильно построенных ступеней, что, вероятно, зависит от концентрации нервных процессов и чувствительности конкретного кинестетического анализатора;

5) активность и настойчивость, которая может определяться количеством дифференцировочных ступеней независимо от того, были они правильные или ошибочные.

Как видно из этого примера, предложенная схема структуры психомоторных способностей позволяет любой, даже специальный компонент способностей разложить на ряд основополагающих психофизиологических компонентов психомоторных способностей.

Таким образом:

1. Психомоторные способности являются ядром двигательных способностей, выступая как их когнитивно-моторный компонент, включающий сенсомоторные, перцептивные, интеллектуальные и нейродинамические особенности, реализуемые как на произвольном, так и на непроизвольном уровне самоконтроля и саморегуляции движений.

2. Психомоторные способности наиболее отчетливо проявляются в таких элементах, как тонкая различительная (дифференцировоч-ная) чувствительность к основным параметрам и модальностям движения, устойчивое сохранение в памяти образов движений, оперативность и точность сенсорного и перцептивного самоконтроля, а также надежность его функционирования в усложняющихся условиях двигательной деятельности.

3. Психомоторные способности эффективно формируются у школьников, студентов и спортсменов с помощью специально разработанных методических приемов (произвольность управления, поэтапность, игровой и- соревновательный метод) и комплекса психомоторных упражнений (осознание величины основных парамет-ров движений, подвижные игры, игры-задания, упражнения-тес-ты). Они способствуют большему росту технической эффективности в овладении сложными двигательными навыками по сравнению с традиционными методами физического воспитания. Принципиальное сходство этих приемов на разных возрастных этапах подчеркивает единство процесса непрерывного развития психомоторных способнос-тей (В.П.Озеров, 1989, 1993).

Возникает вопрос: какой орган человека материализует эмоции, чувства, мысли, образы, движения, содержания памяти? Их обслуживает психомоторика. Психомоторика - механизм, система, функция, сливаясь в целостность, создают орган человека. Орган человека, а не тела.

На протяжении почти всей истории деятельности людей психомоторика и ее функции были и остаются преимущественно способом создания второй природы человека - культуры. В том числе и таких предметов, которые являются носителями духовных творений человечества, -- живописных полотен, скульптур, архитектуры, техники и технологий и т.п.

Идея об универсальности структурно-анатомических функций человеческого тела доказана Декартом: душа и тело человека - две особые субстанции - две неизменные основы человека.

Что же мы получаем? 1) Бестелесную душу. Тело - место, где пребывает душа. 2) Бездушное тело, что душа прикажет, то тело и делает, они разные и даже в акте соединения существуют отдельно одно от другого.

С того времени парадигма Р. Декарта овладела умами не только философов, но и психологов почти всех направлений. Вот что значит сила авторитета. Этому поверили все - кроме Б. Спинозы.

В отличие от Декарта, захваченного методом анализа, Б. Спиноза подошел к этой проблеме с другой стороны - пользовался принципом целостности и везде выискивал ее знаки - гармонию. Анализ без синтеза целого он не признавал. Тело без души - это мертвец.

Живой человек - не просто одухотворенное тело, он - вершина развития природы. Природа через человека не только мыслит сама себя. Главное, человек - инструмент, которым природа превращает себя в более совершенные формы, гармонизирует себя.

Отсюда вытекает: мышление как свойство души и живое движение как свойство тела - это не две разные субстанции (по Декарту), а два атрибута, то есть два свойства человека - души и мыслящего тела. Следовательно, внутреннее в действии человека - мышление, а внешнее этого мышления - живое движение; мышление и движение, сливаются психомоторикой в целостность.

Почти через два с половиной столетия И.М. Сеченов назвал эту целостность души и тела психомоторикой. Он указал, что жизненными потребностями (дискомфортом) обусловливается возникновение желаний - мысли, которая и вызывает движение. И подчеркнул: желание будет тогда мотивом - действенной мыслью, или целью, а движением - действием или способом достижения цели, когда человек выполняет произвольное движение.

Живое, целесообразное движение происходит следом за желанием с опознаванием мысленно последствий этого движения. Без желания или импульса - мысли - движение было бы вообще бессмысленным. И.М. Сеченов высказал гипотезу, которая теперь подтверждена экспериментами и положена в основу теории психической регуляции движений: в движениях детей коренятся элементы мысли.

Отличительной особенностью человеческих движений и действий, как мы уже знаем, является их сознательный и целенаправленный характер. Действуя, человек познает мир, а, познавая его - тоже действует. Много элементарных форм движений рук, ног, головы и туловища, а также и комбинированных систем двигательных действий заучиваются в детстве.

Исторически сложилось так, что движения, действия, двигательное творчество человека и его механизмы - психомоторика - выпали из поля зрения психологии. Для многих было понятным: движения - сугубо механическое явление и они находятся за рубежами психологии, ограниченной внутренним миром субъективных фактов.

Единство мысли и движения. Впечатление, что психомоторика = мысль + движение, ошибочно. Потому, что живое движение - главный регулятор нашей энергетики. Лишить человека двигательной активности - значит провоцировать возникновение феномена «спутанной энергии»; проще говоря, обречь его на гибель.

Строение мыслящего тела человека - уникально. В психомоторике не существует барьеров, отделяющих человека от мира вещей, а наоборот - ее универсальность позволяет понять мышление как:

1) функцию предметного, внешнего действия;

2) способ действия мыслящего тела;

3) бездеятельное живое тело, уже не является мыслящим, тогда оно просто обычное «тело».

Значит, психомоторные процессы обьединяютв единую целостность «мыслящее тело - предмет». Психомоторные процессы - третий компонент системы, обеспечивающий возможность обмена энергией и информацией между мыслящим телом и другим предметом.

Человек, выполняя действия над предметом, одухотворяет его, наделяет его своими свойствами - воплощает в него состояние собственной души - очеловечивает предмет. Но предает оказывает и обратное действие на человека. Предмет становится активным и возбуждает в человеке тоже удивительное явление: способствует открытию в себе способности позиания себя самого.

В каждом предмете заключается почти бесконечное количество качеств. Это - истина. Человек, действуя с предметом, открывает его свойства. И, открывая для себя эта свойства, превращает свои задатки в деятельные состояния - способности - условия. Способности не только знать свойства предметного мира, но - и это главнейшее - использовать их силу в преобразовании того же предмета или вещества в новые формы и удовлетворять потребности. Воплотить свои способности в предметы, чтобы они приобрели ценность, создать блага.

Это два - прямой и обратный - процесса психомоторики.

Мысль из живых движений: а) вырастает, б) развивается, в) в процессе движения мысль материализуется в предметах, процессах, явлениях, г) в этом же процессе совершенствуется, и, наконец, д) становится меркой для изготовления предметов и явлений - мерой человека.

Главное же свойство живого движения состоит в том, что человек не просто выполняет действие, он:

1) овладевает пространством действия, 2) подчиняет себе время, 3) сознательно преодолевает внешние и внутренние силы, оказывающие сопротивление.

Физическое тело движется соответственно законам механики. Живым движением человек решает задачу, чем он существенно отличается от сугубо механического движения и от простой реакции (действие - всегда акция, направленная на будущий продукт или раздражитель).

Чтобы построить правильные движения нужно:

1) подчинить своей воле сложнейшую биомеханику собственного тела,

2) сделать свое тело послушным,

3) соответствующими движениями вести свое тело к и ели.

При всей сложности двигательной задачи, нас поражают время

от времени мастерским выполнением действий юноши и девушки в балете, цирке, спорте.

Особенно на стадионах и в спортивных залах, когда они в соревнованиях устанавливают мировые рекорды, не предусмотренные самыми смелыми прогнозами.

Следовательно, чем больше успешных психомоторных действий может выполнять человек, тем более совершенным является его мышление, тем больше у него мыслей, чувств и образов в душе.

Но ведь еще полторы сотни лет назад И.М. Сеченов доказал: психомоторика есть безраздельная связь движений душевных и телесных (прямых и обратных). Если бы он сделал еще один шаг вперед и сказал: психомоторика - это орган человека, - огромное число проблем прояснились бы и многое стало бы на свое место.

В чем отлитое психомоторики - органа человека - от органов тела?

Универсальность психомоторики. Психомоторика работает вне тела. С природой и ноосферой. Психомоторика выполняет три основные функции. Она:

1) инструмент для «внешних работ»: человек-исполнитель работает (как ласточка лепит гнездо из собственной жвачки); эрудит наслаждается собиранием гармонически построенных предметов и явлений; творец, преодолевая дискомфорт, делает открытия, изобретает или находит образы того, чего еще не было;

2) инструмент для создания информации (сырье для информации человек берет вовне, а перерабатывает его механизмами души: исполнитель на чувство отзывается стереотипом, потребитель - образом-чувством, творец чувства превращает в мысль);

3) инструмент для гармонизации себя (человек приближается к собственной гармонии: исполнитель к спокойной совести; эрудит - к энциклопедической памяти, когда удовольствие получает уже не от самой гармонии, а от узнавания ее: «так видели - слышали, читали, ели, имели… - мы и это!..»; творец чувствует свою родственность с природой и творит как сама природа).

Психомоторика - орган тела человека, его механизм действия

и искусство их регуляции. Психомоторика осуществляет психическую регуляцию живых движений, действий и.поступков,

она - зеркало мышления, чувств и воображения.

Если психомоторика дисгармонична, несовершенна или расшатана, качество работы механизма регуляции низкое. Психомоторика работает, когда возникает взаимодействие в системе «мыслящее тело - предмет». Мыслящее тело человека способно к бесконечному количеству действий. И в том числе движений телесно запрограммированных инстинктов.

Основными проявлениями психомоторики являются классы движений и действий:

Движения, которые обеспечивают поддержку и изменения положений тела человека в пространстве;

Состояния и позы нашего тела - это храциозность фигуры, выправка, апломб и стойкое соблюдение вертикальной линии (от головы до пят), и наоборот - кривляка, позер, искусственная улыбка и т.п.;

Локомоции - движения, связанные с перемещением своего тела человеком: их особенности проявляются в ходьбе, беге, прыжках, плавании и т. л,; сюда входят и баллистические движения: ловли и захватывания предмета, который летит или перемещается, силовые и ударные движения, метания предметов с установкой на меткость, дальность и т.п.;

Выразительные движения лица, всего тела (мимика и пантомимика) - непосредственные проявления эмоций и чувств, семантические движения - носители смысла, знаков, значение, которые человек передает другим людям, например хореографические движения, движения, которые имитируют действия с отсутствующими предметами;

Рабочие движения и действия, которые являются способами трудовой деятельности и составляют основу профессионального мастерства, обеспечивают эффективность работы, экономию затрат силы и способствуют совершенной реализации замыслов человека. Количество этих движений и действий почти безгранично: и тех, что уже известны и усвоены, и тех, которые еще только будут найдены.

Вот почему психомоторика - орган человека универсальный - всеобъемлющий и разносторонний, которым человек решает жизненно важные задачи. Действительное бытие человека - его действие* действенность.

Чтобы лучше понять универсальность живого движения, сделаем сравнение психомоторики и машин - неживых тел.

Механизмы психомоторики настраиваются в ходе двигательного действия. Механизмы машины неизменны и запрограммированы на определенные, раз и навсегда неизменные траектории движения деталей. Живое движение способно на столько форм траекторий в пространстве, сколько существует в природе форм предметов, с которыми человек имеет возможность взаимодействовать.

Форма движения машины предварительно определена конструкцией, структурно и функционально, она действует по схеме своего строения, и только так, а не иначе. Живое же движение определяется формой того предмета* с которым взаимодействует человек.

Благодаря универсальности функций мыслящее тело активно строит траекторию своего движения в соответствии с формой окружающих тел со сложными конфигуращшми и пространственными координатами. Если же психомоторика сталкивается с препятствием, которое не может преодолеть, то человек останавливается для раздумья, то есть перестройки схемы действия.

В ситуации столкновения физическое тело разрушает себя, или препятствие. Возможность согласовывать форму движения мыслящего тела с формой другого предмета свидетельствует о том, что структурно-анатомическое строение психомоторики не запрограммировано к одному, или нескольким способам действий - а человек способен к любому сложному действию.

Идея об универсальности структурно-анатомических функций человеческого тела была выражена еще Аристотелем. Его вывод: рука человека - инструмент для многих инструментов. А. Спиноза доказал, что способ действия мыслящего тела определяется не им самим, самовольно, а оно активно строит свое движение, действуя соответственно форме (образу, идее, схеме) любого другого предмет.

Мысля - мы действуем, действуя - мыслим.

Психомоторика - почти единственное средство, орудие, благодаря которому человек вмешивается в окружение5 изменяет

его, создает новые предметы и явления собственными силами - «золотыми руками».

Отсюда вытекает: психомоторное действие - эффективный механизм развития души и тела. Ведь действуя, человек мыслит, а, мысля - действует, действует даже тогда, когда к предметам руками не дотрагивается.

В психологической литературе проблемы психомоторики анализируются крайне редко, что связано с их недостаточной разработанностью .

Под психомоторикой понимается "объективация всех форм психического отражения определяемыми ими движениями" .

Впервые наиболее обстоятельный анализ особенностей и способов диагностики психомоторики был проведен в рамках психотехнических исследований , в которых были определены особенности психомоторики взрослого человека:

  • статическая координация (дрожание пальцев и колебания рук);
  • динамическая координация (одной руки или обеих рук);
  • моторная активность (скорость реакции, быстрота установки и скорость движений);
  • соразмерность движений, определяющая ориентацию человека в пространстве ;
  • направление движения;
  • составление формул (энграмм) движений и автоматизированные движения;
  • одновременные движения;
  • ритм движений;
  • темп движений;
  • мышечный тонус;
  • сила, энергия движений.

Перечисленные особенности представляют собой перечень сложных (координация, одновременность) и простых (сила движений, тонус и др.) психомоторных характеристик, являющихся скорее физиологическими свойствами движений.

Первую классификацию психомоторных процессов предпринял К. К. Платонов , который их разделил на сенсомоторные, идеомоторные процессы и произвольные моторные действия.

В сенсомоторных процессах выделяются три группы: - простые сенсомоторные реакции, характеризующиеся быстрым ответом, заранее известным простым одиночным движением на внезапно появляющийся, но заранее известный сенсорный сигнал;

  • сложные сенсомоторные реакции, включающие реакции различения, выбора, переключения и реакции на движущийся объект;
  • сенсомоторная координация, характеризующаяся динамичностью и раздражителя, и двигательного ответа, включающая реакцию слежения и собственно координацию движений.

Показателем продуктивности простых сенсомоторных реакций является время, в качестве показателей сложных сенсомоторных реакций и сенсомоторной координации выступают скорость, точность и вариативность (степень изменения скорости и точности). Основными характеристиками движений считаются траектория (форма, направление и объем движений); скорость (сочетание с ускорением равномерности движений); темп и сила движений.

В рамках классификации факторов психомоторики зарубежные психологи рассматривают: точность контроля, одновременную координацию нескольких конечностей, ориентацию ответа, время реакции, скорость движений руки, управление темпом, ловкость руки, ловкость пальцев, устой

чивость руки и кисти, скорость движений кисти и пальцев, точность наводки .

Примерами методик диагностики психомоторых функций являются "Линеограммы", "Методика исследования динамической мышечной выносливости", "Сенсомоторная координация", "Спираль", "Глазомер" и др. (Приложение 27).

Таким образом, в психических познавательных процессах выражаются и реализуются па практике в конкретной деятельности способности индивида. Потенциальность способностей актуализируется в реальных функциях, по результатам диагностики которых психолог может делать вывод о том, что способности в целом из виртуально-ментальной сферы переходят в способности предметные, фактуальные.

  • См.: Шадриков В. Д. Способности и интеллект человека / В. Д. Шадриков. М.: Изд-во СГА, 2004. С. 80.