Что такое агрессия в психологии.

В психологии термин «агрессия» трактуется по-разному. Многие авторы исследования агрессивности предпочитают ей давать негативную оценку. Но так же существует и точка зрения на агрессию с позитивной стороны.

Выделим основные определения агрессии в соответствии с основными психологическими теориями и концепциями агрессии и агрессивного поведения:

    Под агрессией понимается сильная активность, стремление к самоутверждению.(Bender L .)

    Под агрессией понимаются акты враждебности, атаки, разрушения, то есть действия, которые вредят другому лицу или объекту. Человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности или обществу. (Delgado H .)

    Агрессия – реакция, в результате которой другой организм получает болевые стимулы. (Buss A .)

    Агрессия – физическое действие или угроза такого действия со стороны одной особи, которые уменьшают свободу или генетическую приспособленность другой особи. (Uilson ) 1

    Агрессия – злобное, неприятное, причиняющее боль окружающим, поведение. 2

Имеющиеся определения можно условно разделить на 2 большие группы:

1. Представление об агрессии как мотивированных действиях, нарушающих нормы и правила, причиняющих боль и страдания. В этом плане различаются преднамеренная и инструментальная агрессия. Инструментальная агрессия - та, когда человек не ставил своей целью действовать агрессивно, но «так пришлось» или «было необходимо действовать». В данном случае мотив существует, но он не осознается. Преднамеренная агрессия – это те действия, которые имеют осознанный мотив – причинение вреда или ущерба 3 .

2. Агрессия как акты враждебности и разрушения (поведенческая составляющая). Р. Бэрон и Д. Ричардсон 4 дают такое определение: агрессия- это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающего подобного обращения.

Агрессия обязательно подразумевает преднамеренное, целенаправленное причинение вреда жертве;

В качестве агрессии может рассматриваться только такое поведение, которое подразумевает причинение вреда или ущерба живым организмам;

Жертва должна обладать мотивацией избежания подобного обращения с собой;

Из отечественных психологов эту точку зрения разделяют Т.Г. Румянцева и И.Б. Бойко. Они рассматривают агрессию как форму социального поведения, которое реализуется в контексте социального взаимодействия, но поведение будет агрессивным при двух условиях: когда имеют место губительные для жертвы последствия, и когда нарушаются нормы поведения 5 .

В 1939 г. Долларом была предложена теория фрустрации - агрессии, в которой утверждается что 6:

    Фрустрация всегда приводит к агрессии в какой-либо форме.

    Агрессия всегда является результатом фрустрации.

В свете теории социального научения, предложенной Бандурой, агрессия рассматривается как некое специфическое социальное поведение, которое усваивается и поддерживается в основном точно так же, как и многие другие формы социального поведения. Теория социального научения рассматривает агрессию как социальное поведение, включающее в себя действия, “за которыми стоят сложные навыки, требующие всестороннего научения” 7 . Например, чтобы осуществить агрессивное действие, нужно знать, как обращаться с оружием, какие движения при физическом контакте будут болезненными для жертвы, а также нужно понимать, какие именно слова или действия причиняют страдания объектам агрессии. Поскольку эти знания не даются при рождении, люди должны научиться вести себя агрессивно.

Итак, рассмотрев все основные теоретические концепции агрессии, мы примем за рабочее следующее обобщающее определение этого явления:

Агрессия - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения.

Это определение подчеркивает, что агрессия - это модель поведения, а не эмоция или мотив. Хотя агрессия часто ассоциируется с негативными эмоциями - такими как злость; с мотивами - такими как стремление навредить или оскорбить. Конечно, эти факторы оказывают огромное влияние на агрессивное поведение, но их наличие не является необходимым условием для подобного поведения.

Необходимо разграничивать понятия «агрессия» и «агрессивность». Агрессия- это поведение (индивидуальное или коллективное), направленное на нанесение физического, либо психологического вреда или ущерба. Агрессивность – относительно устойчивая черта личности, выражающаяся в готовности к агрессии, а так же в склонности воспринимать и интерпретировать поведение другого как враждебное. В силу своей устойчивости и вхождения в структуру личности, агрессивность способна предопределять общую тенденцию поведения.

Индивидуальные детерминанты агрессии имеют постоянный характер, они устойчивы. Человек склонен "тиражировать" удачные модели поведения, что в последствии закрепляется в довольно устойчивые черты личности, поэтому склонных к насилию лиц редко удается переделать с помощью широко используемых средств: усиления мер, увеличение срока наказания и т.д. Агрессия для них является средством достижения целей, а потому вполне приемлема. Она глубоко укоренилась в их личностной структуре и как модель поведения чрезвычайно устраивает, поэтому вряд ли они с готовностью откажутся отвечать ударом на удар. Ключом к решению этой проблемы может быть психотерапия, направленная на повышение уровня уверенности в себе, формирование более зрелого взгляда на жизнь и отношения с другими людьми.

Нужно признать, что термины «агрессия», «агрессивность», «агрессивное поведение» употребляются в самых разных контекстах и, зачастую, их значения понимаются как синонимичные, взаимозаменяемые. Поэтому необходимо четко разделить данные понятия, определив их специфичность.

При бытовом повседневном употреблении понятие «агрессия» как правило, отражает действия, несущие разную степень разрушения как физической, так и психической целостности другого человека, а так же наносят материальный ущерб и могут препятствовать реализации им своих намерений.

В понимании агрессии большое значение имеют моменты дополнительности, мотивированности и конвенциональности. Слово агрессия имеет латинские корни и происходит от слова «аggrеgi», что означает «нападать» . Его семантическое значение не всегда было одинаковым, хотя оно издавна активно используется в европейских языках. До начала XIX века под агрессией понималось любое активное поведение, носящее как доброжелательный характер, так и враждебную направленность . Позднее, семантика слова сузилась и обрела специфику. Под агрессией стали понимать любое враждебное, «вредоносное» поведение, направленное на окружающих людей .

В понятии «агрессия» многими авторами объединяются различные по форме и последствиям акты поведения - от насмешек, злых шуток, сплетен до бандитизма, терроризма и убийств . Подростки зачастую проявляют такие качества, как задиристость, драчливость, обидчивость, жестокость . Эти проявления насильственного поведения так же попадают под разряд агрессивных действий . Эти действия носят вредоносный характер, но степень их опасности зависит от индивидуальных особенностей агрессора и от сопротивления, которое ему оказывается.

В исследованиях агрессии различные авторы по-разному определяют агрессию. К.Лоренц понимает агрессию как биологически обусловленную реакцию человека, предназначенную для «защиты ареала» . Для Дж. Моррисона агрессия проявляется как стремление к господству (цит. по ). К. Хорни и Э. Фромм понимали агрессию как реакцию личности на враждебную для него окружающую действительность (цит. по ). К. Доллард связывали агрессию и фрустрацию (цит. по ).

Современные исследователи под агрессией понимают мотивированные внешние действия , наносящих вред и приносящие боль и страдания людям из-за нарушения социальных норм и правил. Часто агрессия сочетается с враждебностью, однако, некоторые люди, находясь в конфликтных отношениях, никакой агрессии не проявляют друг к другу.

С. Фишбах в своих работах отмечал необходимость учета мотивационных факторов для определение агрессии (цит.по ). Под мотивационными факторами Е.И. Рогов подразумевает причинную подоплеку совершаемых индивидом действий. К этим же факторам можно отнести потребности и инстинкты, влечения и эмоции, установки и идеалы .

Э. Фромм определяет агрессию как действия, в которых прослеживается вредоносное намерение по отношению к другому животному или неживому объекту .

В «Психологическом словаре» под редакцией В.П. Зинченко дается такое определение: «Агрессия - мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности)» .

Для Д. Ричардсона и Р. Бэрона «агрессия представляет собой поведение, направленное на причинение вреда или ущерба другому живому существу, имеющего все основания избегать подобного обращения с собой» . В данном определении базовыми для понимания агрессии становятся положения о преднамеренности, целенаправленности действий, причиняющих вред жертве. Авторы агрессией называют только то вредоносное поведение, которое направлено на живые организмы, которые обладают мотивацией избегания агрессии по отношению к себе [там же, с.79-81].

Стоит заметить, что воспринимать агрессию только как «разрушительную реакцию» было бы неверно. Агрессия всегда лежит в основе творческой деятельности, является базисом при стремлении человека к самоутверждению. Обобщая существующие в психологии и в философии подходы к пониманию агрессии можно выделить агрессию как форму поведения, которая является биологически целесообразным фактором для выживания индивида и его адаптации. И вместе с этим агрессия расценивается как некое зло.

Существуют так же подходы, в которых агрессию рассматривают как психическое состояние. В этом случае агрессия может проявляться в виде психической разрядки, или же как психическая защита . В данном контексте целесообразно употреблять понятие «агрессивность», которое рассматривает психологическое состояние (ситуативное, социальное) непосредственно во время акта агрессии .

Рассматривая агрессию как форму поведения, которое нацелено на оскорбление другого человека, причинение вреда живому существу, избегающему подобное обращение, необходимо рассмотреть ряд понятий:

Форма поведения. В этом контексте агрессия выражается не в обособленных эмоциях, установках, мотивах, а в сложной модели поведения. Термин «агрессия» вызывает ассоциации с негативными эмоциями злости, гнева, с мотивами оскорбить или навредить объекту, с негативными установками, проявляющимися в расовых или этнические предрассудках.

Намерение. В данном контексте при понимании термина «агрессия» предполагается наличие неких действий, в которых агрессор наносит ущерб жертве намеренно. Важно отметить то, что намерения зачастую являются скрытыми, недоступными прямому наблюдению, личными побуждениями, о которых можно судить по предшествующим акту агрессии условиям, или его последствиям.

Агрессивность Р.С. Немов определяет как враждебность, т.е. поведение человека, направленное на других людей и отличающееся стремлением нанести вред .

Агрессивность в исследованиях Л.М. Семенюк описывается через качественную и количественную характеристики. Агрессивность, по мнению автора, имеет уровни выраженности: от отсутствия ее как свойства, до максимального его развития . Таким образом, гипотетически каждая личность в той или иной степени обладает агрессивностью, поскольку ее отсутствие означает пассивность, конформность, отсутствие индивидуальности и т. д. Но при этом чрезмерное развитие этого качества может детерминировать весь облик личности, определяя ее конфликтность и т. д. .

Согласно концепции З. Фрейда, агрессивность определяет адаптивность человека и является присущей ему характеристикой, определяющей активность .

М. Клайн видит в агрессивности здоровые черты, необходимые для активной жизни и присущие лидерам. Такими чертами являются настойчивость в преодолении препятствий, упорство в достижении цели и инициативность (цит. по ).

А.А. Реан рассматривает некоторые случаи агрессивности как «адаптивное свойство, связанное с избавлением от фрустрации и тревоги» . Состояние фрустрации понимается автором как «психическое состояние, характеризующееся наличием стимулированной потребности, не нашедшей своего удовлетворения» [там же, с.62]. Это состояние может сопровождаться сложным сочетанием чувств и эмоций: гнева, раздражения, злости, возмущения, отчаяния.

Как отмечают О.М. Шабалин и Н.Д.Левитов, при анализе понятия «агрессивность» для более глубокого понимания сущности проблемы и возможности проведения его комплексной характеристики необходимо выделять познавательную, волевую и эмоциональную составляющие агрессивного состояния. Агрессивные проявления могут появляться на самых ранних этапах развития как реакции протеста, неудовлетворения, выражение своих желаний. Эти проявления достаточно длительное время являются неосознаваемыми и, поэтому, ребенок не имеет возможности адекватно оценить социальную ситуацию. Поэтому агрессивные проявления в детском возрасте осуществляются на фоне ограниченной способности контроля над своими эмоциями, объективными сложностями регуляции поведения и отсутствием возможности предусмотреть последствия своих агрессивных действий. Эмоциональные составляющие агрессивного состояния проявляются в форме аффективных вспышек гнева и ярости и являются тем фактором, который способствует утрате контроля сознания за совершаемые человеком действия. Познавательный компонент представляет собой ориентировку человека в социальной ситуации и в своей личности. Волевой компонент агрессивного состояния связан в большей степени со способностью управлять своими агрессивными действиями и состоянием, нежели с умением «сдерживать» агрессию .

Согласно А. Басу, к агрессивности близко подходит «враждебность - более узкое по направленности состояние, всегда имеющее определенный объект» (цит. по ). Х. Дельгадо утверждал, что «...человеческая агрессивность есть поведенческая реакция, характеризующаяся проявлением силы в попытке нанести вред или ущерб личности, обществу» (цит. по [там же, с. 17]).

В «Психологическом словаре» под редакцией И.П. Зинченко раскрывается следующее определение агрессивного поведения: «…мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам (правилам) сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), приносящее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности и т. п.)» .

Нужно отметить, что агрессивное поведение в обыденном понимании обретает «злонамеренностью» в тот момент, когда появляется мотив разрушения. С.Н. Ениколопов под агрессивным поведением понимает «…одну из форм реагирования на различные неблагоприятные в физическом и психическом отношении жизненные ситуации, вызывающие стресс, фрустрацию и т. п. состояния. Психологически агрессивное поведение выступает одним из основных способов решения проблем, связанных с сохранением индивидуальности и тождественности, с защитой и ростом чувства собственной ценности, самооценки, уровня притязаний, а также сохранением и усилением контроля над существенным для субъекта окружением» .

В структурной характеристике агрессивного поведения С.Н. Ениколоповым выделены несколько уровней:

Аффективный уровень представлен негативными эмоциональными состояниями и чувствами гнева, злости, ярости;

Поведенческий уровень включает в себя высказывания, агрессивные жесты, действия;

На когнитивном уровне проявляются негативные ожидания, неадекватные представления и установки индивида;

Мотивационный уровень определяет как бессознательные агрессивные стремления, так и сознательные цели.

В близком к нормативному значению, понятие «агрессивное поведение» понимается как «…индивидуальное или коллективное поведение, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба, либо на уничтожение другого человека» .

Агрессия – опасная форма поведения. Это огромная, разрушающая сила. По крайней мере так привыкли считать. Однако агрессию можно использовать с пользой для себя и направлять в сторону достижения успеха, преодоления препятствий. Но чаще действительно бывает наоборот: агрессия использует человека.

С агрессией мы сталкиваемся практически на каждом шагу: агрессивные и грубые люди в транспорте или магазине, «стычки» на учебе или работе. Если не сами мы участники ситуаций, то становимся невольными свидетелями.

Зачем люди проявляют агрессию? Они защищают себя. З. Фрейд считал, что человек разрушает все вокруг для того, чтобы не разрушить самого себя. То есть причины агрессии имеют внутренний характер, но обо всем по порядку.

Агрессия – любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения. Агрессия – форма с выраженной эмоциональной окраской. При агрессивном поведении человек мотивирован на причинение вреда (морального или физического) или захват другого человека (людей).

В психологии существует несколько подходов к изучению проблемы агрессии:

  1. В основе агрессии лежат природные, врожденные инстинкты.
  2. Агрессивным поведение становится под влиянием биологических факторов (гормоны и психические расстройства).
  3. Агрессию побуждают внешние мотивы личности (социальные факторы, влияние среды).
  4. Агрессия – результат научения человека посредством чужого и собственного опыта, примера.
  5. Основа агрессии – сложное взаимодействие познавательных процессов ( , внимание, воображение и другое) и предыдущего опыта человека.

У животных агрессия – защитная реакция. Те же основы отмечаются и в человеческой психологии. Агрессия – признак слабости, неуверенности, беззащитности.

Без обучения, социализации человека агрессия так и остается животным инстинктом. Отчего можно заключить, что она свойственна незрелым, дезадаптивным личностям.

Начинается агрессия с раздражения, которое приходит, когда мы чувствуем, что кто-то покусился на нашу безопасность, личное пространство, физическое или ментальное «Я».

Причины агрессии у детей

У детей даже самого раннего возраста существует две формы агрессии: недеструктивная и врожденная деструктивность:

  • Недеструктивная агрессия – форма защитного поведения, направленная на достижение цели, самоутверждение, приобретение опыта.
  • Врожденная деструктивность – злобное и опасное для окружающих поведение. Что интересно, врожденная деструктивность не проявляется сразу после рождения, в отличие от недеструктивной агрессии. Врожденное поведение активируется после сильного стресса или боли.

Основная причина агрессии у детей – пример из окружения. Ни игры, ни фильмы не оказывают такого влияния. Особенно разрушающе влияет насилие над самим ребенком. Те, кто испытал на себе насилие и агрессию, становятся агрессивными в отношении других.

Причины агрессии у подростков и взрослых

К причинам агрессивности у взрослых людей относится:

  • агрессия в семье;
  • характер взаимоотношения со сверстниками.

Научно доказано негативное влияние наказаний на ребенка. Родительские наказания таят следующие опасности:

  • пример агрессии;
  • избегание родителей или оказание им сопротивления;
  • слишком эмоциональное для ребенка наказание со временем останется в памяти как беспричинное;
  • ребенок под страхом наказания может изменить свое поведение, но эти нормы вряд ли станут его внутренними убеждениями.

Вносят свою лепту и социальные факторы:

  • препятствия к удовлетворению , вызывающие фрустрацию;
  • провокации извне;
  • пропаганда жестокости и насилия в СМИ;
  • повышенное возбуждение и волнения в обществе;
  • чрезмерная эмоциональность человека, мешающая принимать адекватные решения и предугадывать результаты.

Как я уже говорила, по большому счету можно считать, что человек агрессивен по отношению к самому себе. Но иногда такая неудовлетворенность собой выливается на окружающих. Особенно на тех, кто по мнению агрессора виновен в его несостоятельности.

Виды агрессии

Можно выделить 5 видов агрессии:

  • физическая (прямое причинение морального или физического вреда);
  • вербальная (словесная агрессия);
  • экспрессивная (выражение через невербальные средства);
  • косвенная (направленная и ненаправленная агрессия в сторону не истинного объекта раздражения, а более доступного);
  • прямая (воздействие на сам объект раздражения);
  • раздражение (готовность проявить агрессию);
  • негативизм (оппозиция, пассивное сопротивление перед активной борьбой).

Существуют и другие классификации агрессии. Обобщенно их можно представить через описание ключевых свойств агрессии, вокруг которых построены классификации:

  • направленность (на себя, на предмет, на живой объект);
  • наблюдаемость (скрытая или открытая агрессия);
  • мера выраженности (частота, длительность);
  • пространство проявления (дом, улица);
  • характер психических действий (физическая, в мечтах, в словах);
  • по социальной опасности (юридически наказуемые или ненаказуемые агрессивные действия).

Кроме этого, агрессия может быть индивидуальной или коллективной. Ненависть, зависть, обида тоже вариант агрессии.

Также агрессия может быть направлена на внешний мир (гетероагрессия) или на , то есть самого человека (аутоагрессия). В зависимости от причины появления агрессия бывает реактивной (ответ на раздражение от ссоры, ) и спонтанной (неожиданные выплески в результате психических проблем или накопительного эффекта от терпения). По направленности агрессия бывает целевой (причинение вреда) или инструментальной (победа в соревнованиях, работа медика).

Психологическая агрессия

Отдельно хочу рассмотреть психологическую агрессию как самый популярный вид. К ней относится:

  • навязывание нам товаров, услуг, чьего-то общества, убеждений;
  • непрошеные советы;
  • перекладывание ответственности;
  • запугивание;
  • формирование зависимости;
  • эмоциональные лишения;
  • клевета;
  • побуждение чувства вины;
  • ущемление чувства собственного достоинства;
  • принуждение;
  • несправедливые требования;
  • назойливые просьбы;
  • оскорбления и хамство.

Иногда истинная цель не осознается даже самим агрессором. И нередко эта цель – самоутверждение, принуждение. Например, – та же агрессия с целью оказать влияние, добиться своего.

Формы агрессии

К формам агрессии относится ярость, раздражение, злость, ненависть.

  • Ярость – аффективное состояние, максимально близкое к агрессии. Агрессия без ярости невозможна.
  • Раздражение – слабое проявление агрессии, сигнал о ее потенциале.
  • Злость – более интенсивное, чем раздражение, чувство, но более частное. Предмет злости всегда более четко выражен по природе и содержанию.
  • Ненависть – самое тяжелое проявление агрессии. Чаще является чертой характера, быстрее приобретает хронический характер и укореняется.

Коррекция агрессивного поведения

В психологии существует понятие «социализация агрессии». Это предполагает сознательное подчинение себе агрессии, обретения контроля над ней, выражение агрессии в допустимых и приемлемых в конкретном обществе формах. На успешность социализации агрессии влияет образец (пример) и подкрепление (похвала, поощрение).

Для коррекции агрессии нужно сознательно относиться к миру и себе, видеть причинно-следственные связи и уметь контролировать ситуации, знать свои возможности. Работать над собой не просто. Но побороть агрессию можно, если действительно этого захотеть.

  1. Обретите контроль над своей жизнью. Если вы будете уверены в себе, будете знать, что результат зависит только от вас, то сможете адекватнее реагировать на трудности.
  2. Определите, почему вы злитесь или раздражаетесь. Какая из ваших потребностей не удовлетворена? Как вы можете решить эту проблему?
  3. Подумайте: почему вы агрессируете? Чего вы этим хотите добиться? Какими еще способами вы можете получить желаемое?
  4. Найдите . У вас должен быть четкий жизненный план, мотивы. Тогда на агрессию просто не останется ни времени, ни сил, ни желания.
  5. Учитесь выражать гнев социально приемлемыми способами.
  6. Освойте техники .
  7. Если не можете сами совладать с агрессией, попросите близких помочь, обратитесь к специалисту.
  8. Не ищите виноватых, не тешьте себя надеждами и ожиданиями. Примите полную ответственность за собственную жизнь.
  9. Прощайте и забывайте .
  10. Практика и еще раз практика. Регулярно повторяйте освоенные техники саморегуляции, проводите рефлексию своего поведения и его результатов, применяйте на практике альтернативные способы достижения цели.
  11. Развитое самопознание и адекватное восприятие мира – ключ к психическому равновесию.

Агрессия оправдана только в том случае, если это единственный способ сохранить свою безопасность. В случае если агрессия – способ получения удовольствия, то речь идет о деструктивном, ненормальном чувстве, от которого нужно избавляться.

Агрессия – это устойчивая характеристика личности, при наличии которой человек склонен причинять вред окружающим его объектам. Также агрессия проявляется через выражение негативных эмоций: гнева, ярости, злости, направленных на внешние предметы и объекты. Не все понимают, почему человек не может сдержать накатившую ярость, по какой причине происходят жестокое обращение с детьми и разборки в семьях с рукоприкладством. Виной всему является агрессия, которая проявляется устойчивой характерологической особенностью личности под названием агрессивность.

Проявляется агрессия по-разному, все зависит от степени раздражения человека, его качеств характера и ситуации. Разделяют несколько проявлений такого поведения, которые мы рассмотрим подробно.

Все виды основаны на нескольких мотивах поведения человека: агрессия возникает в результате желания достичь свою цель (а кто-то или что-то мешают этому), необходимости психологически разгрузиться, потребность самоутвердиться.

Причины появления такого поведения

Агрессия у человека развивается не сразу. Существуют теории, которые гласят о том, что эта черта характера присуща всем живым существам. В некотором роде это так. Когда человеку приходится защищаться от опасности, он начинает вести себя агрессивно.

Но здесь важна разница между свойством личности и агрессией, как оборонительное, непреднамеренное действие. Но многие ученые сходятся во мнении, что от рождения человек не имеет агрессии, он усваивает модель такого поведения с течением жизни, в зависимости от социальной обстановки вокруг него.

Причин проявления агрессии несколько:

Агрессия в психологии понимается как социально-психологический феномен и не относится к психическим патологиям. По результатам исследования это поведение возникает у здоровых людей субъективно, при наличии психологических проблем. Например, кто-то хочет отомстить, кто-то в этом рос и не знает других моделей поведения, другие являются участниками каких-либо экстремистских течений, некоторым внушается культ агрессии, как силы и мужества.

Не всегда больные психическими заболеваниями проявляют агрессию. Существуют данные о том, что только около 10% людей, причинивших моральный или физический ущерб другим, имеют душевные болезни. В остальных случаях такие действия продиктованы психозом, гипертрофированной реакцией на происходящие события. В большинстве случаев агрессивное поведение – желание доминировать.

Факторы риска возникновения агрессивности

Не каждый человек при малейшей психотравмирующей ситуации будет проявлять агрессию. Существуют некоторые особенности внешней ситуации и внутреннего ее восприятия, которые приводят к поражающему и деструктивному поведению.

Скорее формируется деструктивная модель поведения у людей, склонных к импульсивности, которые сильно эмоционально все воспринимают, в результате чего у них возникает чувство дискомфорта, неудовлетворенности. При рассеянности есть вероятность возникновения эмоциональной агрессивности. Если человек вдумчивый, он может построить планы на то, как проявить инструментальную агрессию.

Психологами доказано, что при угрозе базовым ценностям человека, он становится агрессивным. Таким образом, можно утверждать, что любая остро неудовлетворенная потребность у любого человека может привести к этой деструктивной модели поведения.

Часто агрессия возникает при слабой моральной защите от стрессов. При повышенном уровне тревожности также велика вероятность агрессии. Избыток отрицательных эмоций в раннем детстве приводит к таким паттернам. Пытаясь освободиться от авторитарности значимых людей (родителей, лидеров малых групп, в которые входит индивид), у ребенка остается только один выход – агрессивно себя вести. Удача после такого поведения закрепляет в его сознании, как положительный момент, формируется навык самоутверждения через агрессию.

Причинами стремления причинить моральный или физический ущерб другому, себе, может стать раздражение нервных центров, находящихся в области промежуточного мозга.

Как увидеть проявление агрессивного поведения?

Агрессию некоторые ученые делят на доброкачественную и злокачественную. Доброкачественная – это проявление мужества, настойчивости, амбиций. В целом, для достижения хороших результатов в работе, карьере проявления такой агрессии даже поощряются. Но неконструктивная, злокачественная агрессивность представляет собой осознанный умысел причинения вреда. Это можно увидеть через проявление таких черт, как хамство, жестокость, насилие. В человеке бушуют страсти, негативные эмоции и чувства.

Проявления агрессии у мужчин и женщин немного отличается. Для мужчин характерна яркая эмоциональная вспышка с физическим воздействием на предмет, не обязательно тот самый, который вызвал реакцию. Это удар по столу, об стену, взмахи руками, топанье. У женщин агрессия проявляется через недовольства, периодические жалобы на жизнь. В таком состоянии женщинам свойственно постоянное «пиление» мужа, сплетни, какие-либо безосновательные выводы, несущие негативные последствия.

Часто человек не осознает, что у него проявляется агрессия. В этом случае речь идет о косвенной агрессии, он склонен к придирчивости к отдельному человеку или семье. После придирок и осознания неудовлетворенности некоторых потребностей, он переходит к проявлениям вербальной агрессии: повышение голоса, переход на крик, унижения и оскорбления, причинение психологического вреда собеседнику.

Проявлением агрессии считается также игнорирование. Издавна бойкот считался одной из эффективных пыток человека, так как он не мог вступить в диалог и ощущал себя одиноким, ущербным и неугодным. Игнорирование вызывает самобичевание, чувство вины, то есть аутоагрессию. Человек сам себя наказывает таким образом.

Проявление детской агрессивности

В детях намного заметнее проявление агрессивности. Они не умеют скрывать своих эмоций. Конечно, это хорошо, что не накапливаются негативные эмоции, но в таком состоянии маленьким агрессорам сложно себя контролировать. Агрессия у таких детей проявляется через укусы, толчки, удары, угрозы, отрицательные действия. Можно сказать, что у детей два основных вида проявления стремления нанести кому-либо ущерб: физическая и вербальная агрессия.

У подростков агрессивная форма поведения выражается уже несколько по-другому и немного изменяются механизмы ее появления. Подросткам в большей степени присуща вербальная агрессия, физические действия при агрессивности уже более жестокие, причиняющие больше ущерба, граничат с правонарушениями.

Психологическими причинами проявления этого состояния являются переход от детства к взрослости, неудовлетворенность потребности в принятии и любви, неизвестность самостоятельной жизни. Происходят также физиологические изменения, которые на гормональном уровне могут стать причиной агрессии.

Лечение, коррекция агрессивно направленного поведения

Как известно, нефизиологические причины появления агрессии кроются в окружающей среде и семейной ситуации, воспитании. В случае доклинической агрессии, то есть возникшей по психологическим причинам, применяются методы психологической коррекции поведения детей, родителей и взрослых.

При поражении мозговых структур, гипертрофированной психологической агрессии, сложных случаях эмоционально-волевых расстройств, необходимо медикаментозное лечение.

Психотерапия для преодоления агрессивности

Агрессия формируется у ребенка в маленьком возрасте, и такое поведение при отсутствии коррекции сопровождает человека и во взрослом возрасте. Родителям важно знать, в каких случаях их ребенок будет вытеснять негативные эмоции, которые станут началом агрессивного поведения:

В зависимости от перечисленных факторов применяются психотерапевтические методы коррекции агрессии. Часто используется когнитивно-бихевиоральный, рациональный подход к решению проблемы. Врач помогает человеку, ребенку научиться конструктивному диалогу с собеседниками, социально адаптированному поведению, вымещению негативных эмоций социально приемлемыми способами.

Агрессия в ярком ее проявлении опасна для общества, задача психотерапевта обучить человека справляться с эмоциями и проработать внутренние проблемы – причины такого поведения. Для этого также используется психоанализ или его разновидности. Методы анализа психологических травм в детстве, выведение из подсознания блоков и проработка механизмов психологической защиты, помогает человеку решать годами вынашиваемую проблему. Агрессия не пропадает сразу после такого анализа. Должен быть рядом человек, который будет обращать внимание на неприемлемые эмоциональные реакции. Он же и окружение пациента должны показать свое внимание и любовь к пациенту.

Медикаментозное лечение

Агрессия, спровоцированная физиологическими причинами, лечится лекарствами. Фармакотерапия зависит от основного клинического заболевания, особенно долгосрочные препараты назначать должен только врач.

Лечить проявления такого поведения эффективно помогают бензодиазепины и нейролептики, также применяются антипсихотические препараты второго поколения. Некоторые препараты применяются сублингвально, другие эффективнее действуют через внутримышечные или внутривенные инъекции.