Серебряная гробница александра невского. Рака александра невского в собрании эрмитажа

Рака Александра Невского

9 мая 1922 года «согласно предписанию райкома» в Александро-Невскую Лавру явились «товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия во вскрытии мощей». По приказу партийного главаря Петрограда Зиновьева они должны были вынуть мощи великого полководца, чтобы можно было изъять и увезти из Лавры драгоценную серебряную раку, в которой они хранились. Рака, как и другие церковные ценности, была предназначена на переплавку и продажу за границу…

То было время великого погрома и разграбления накопленных веками церковных сокровищ России. Под предлогом помощи голодающим, по приказу Ленина из соборов, церквей и монастырей изымались драгоценная утварь, священные иконы, украшенные самоцветами, отлитые из серебра иконостасы, осквернялись раки святых. В Эрмитаже была устроена выставка «В помощь голодающим», на которой были представлены практически все наиболее ценные в художественном и материальном отношении иконы и церковная утварь из соборов и церквей Петрограда. Сразу же после нее почти все экспонаты были поспешно проданы за границу. Многие бесценные произведения искусства безжалостно уничтожались, их переплавляли, а драгоценный металл тоже продавали за рубеж. Священников, сопротивлявшихся грабежу, арестовывали, сажали и расстреливали.

Такая же печальная судьба была уготовлена и бесценной раке Александра Невского и иконостасу Казанского собора – самым ценным церковным реликвиям нашего города. Однако в Петрограде у них нашлись бесстрашные защитники. 10 мая 1922 года в Москву председателю ВЦИК Калинину была послана отчаянная телеграмма: «Государственный Эрмитаж и Русский музей просят срочного распоряжения приостановить разрушение иконостаса Казанского собора и раки Невской Лавры – памятников мирового художественного значения». Подписали телеграмму Тройницкий – директор Эрмитажа, Сычов – директор Русского музея и Александр Бенуа. Иконостас Казанского собора отстоять не удалось, а рака была передана в Эрмитаж. Однако коммунисты не угомонились. В 1930-х годах кто-то снова вспомнил, что полторы тонны серебра «стоят в Эрмитаже напрасно». И опять, с огромным трудом, музейщикам и ученым уникальную раку удалось отстоять.

Из книги История России от Рюрика до Путина. Люди. События. Даты автора Анисимов Евгений Викторович

Смерть Александра Невского Александр Ярославич получил золотой ярлык и стал великим князем Владимирским только в 1252 г., когда великий князь Андрей Ярославич, страшась нового нашествия хана Неврюя, бежал в Швецию. И тогда Александр поехал в Орду и получил от Бату золотой

Из книги 100 великих загадок русской истории автора Непомнящий Николай Николаевич

Загадка Александра Невского О князе Новгородском Александре Ярославиче Невском с уважением рассказывали в школах и при царе, и при Сталине. Церковь причислила его к лику святых. Сергей Эйзенштейн снял о нем знаменитый фильм. И царское, и советское правительства

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

Орден Александра Невского Летом 1724 года состоялось перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга. Тогда же Петр I намеревался учредить и орден в честь святого «небесного предстателя за невские земли»

Из книги Книга Перемен. Судьбы петербургской топонимики в городском фольклоре. автора Синдаловский Наум Александрович

Александра Невского, площадь 1780-е. К этому времени относится завершение архитектурного оформления пространства перед въездом в Александро-Невскую лавру, созданного по проекту архитектора И. Е. Огарева. Со стороны Невского проспекта площадь фланкировали два однотипных

Из книги 100 великих наград автора Ионина Надежда

ОРДЕН АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Летом 1724 года состоялось перенесение мощей благоверного князя Александра Невского из Владимира в Александро-Невскую лавру Санкт-Петербурга. Тогда же Петр I намеревался учредить и орден в честь святого «небесного предстателя за невские земли»

Из книги Мосты Санкт-Петербурга автора Антонов Борис Иванович

Мост Александра Невского Мост Александра НевскогоСоединяет трапециевидную площадь правого берега Невы на оси Заневского проспекта с площадью Александра Невского. Назван в память о небесном покровителе Петербурга Святом Благоверном князе Александре Невском. Открыт к

Из книги Предания русского народа автора Кузнецов И. Н.

Из «Жития Александра Невского» Был там некий муж, старейшина земли Ижорской, по имени Пелгуй; ему был поручен дозор утренний морской. Был он крещен и жил среди рода своего, остававшегося в язычестве; при крещении дано было ему имя Филипп. И жил он богоугодно, в среду и в

Из книги Ледовое побоище автора Щербаков Александр

Армия Александра Невского 1. Трубач из дружины Александра Невского. В организации армий средневековой Руси музыканты уже начинают играть значимую роль. Защитное вооружение реконструировано по изобразительным источникам XIII в. На них можно увидеть воинов в

Из книги Ледовое побоище автора Щербаков Александр

Армия Александра Невского 1. Владимиро-суздальский знаменосец (дружина Андрея Ярославича). Начиная с XII в. знамёна играют значимую роль при боевом построении воинских отрядов, являясь как отличием отрядов в бою, так и по сути единственым ориентиром в пылу сражения.

Из книги Ледовое побоище автора Щербаков Александр

Армия Александра Невского 1. Князь. Защитное вооружение включает в себя западноевропейского типа длиннорукавную кольчугу с капюшоном, одетую на стёганый поддоспешник. На кольчугу надет чешуйчатый доспех, включающий в себя кирасу типа пончо, соединённую на боках и

Из книги Русско-ливонская война 1240-1242 годов автора Шкрабо Д

"Житие александра невского" Житие было написано во Владимире-на-Клязьме младшим современником Александра Невского. Его содержание не зависимо от новгородских летописей. Согласно одной точке зрения, 1-й вид первой редакции Жития датируется 1280-ми годами; согласно другой,

Из книги Российская история в лицах автора Фортунатов Владимир Валентинович

2.1.2. Выбор Александра Невского Александр Ярославович большую часть своего детства и юности провел в Северном Переяславле. Принято считать, что он родился 30 мая 1220 г. Его отцом был Ярослав II Всеволодович, сын Всеволода III Большое Гнездо. Ярослав первым поехал на поклон к

Из книги Александр Невский - Великий князь автора Хитров М И

Имя Александра Невского… Имя Александра Невского - одно из самых славных в истории нашей страны. И не только славных, но что, пожалуй, еще значительнее,- одно из самых светлых и любимых русским народом. Героев наша история дала немало, но почти никого из них не вспоминают

Из книги Мифы и загадки нашей истории автора Малышев Владимир

Рака Александра Невского 9 мая 1922 года «согласно предписанию райкома» в Александро-Невскую Лавру явились «товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия во вскрытии мощей». По приказу партийного главаря Петрограда Зиновьева они должны были вынуть мощи

Из книги Легенды и были Невьянской башни автора Шакинко Игорь

Гробница Александра Невского Около этого экспоната всегда многолюдно. И голос экскурсовода становится здесь по-особому торжественным: «Гордость эрмитажного собрания… Шедевр русского серебряного дела…»Серебряная гробница Александра Невского действительно

Из книги Князья Рюриковичи (краткие биографии) автора Творогов Олег Викторович

ПОТОМКИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО Хотя годы нашествия Батыя остались позади, мирная жизнь далеко еще не вернулась на разоренную русскую землю. По подсчетам историка В. В. Каргалова, за последнюю четверть XIII в. татары совершили не менее пятнадцати значительных походов на Русь.

«Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре».

Похожие документы от Петроградского райкома имели еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела, радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские эксперты… Чуть поодаль от толпы держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином.

Ровно в двенадцать часов приступили к вскрытию мощей благоверного князя Александра Невского - вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский - один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики и перед Церковью, и перед Отечеством.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге названа так по соборной церкви Живоначальной Троицы и по имени святого благоверного князя Александра Невского, в честь и память которого она и сооружена. По журналу Государя Петра Великого значится, что основание Александро-Невскому монастырю было положено в 1710 году, когда «Государь, осматривая места, где быть строениям… на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори». Тогда некоторые полагали, что именно на этом месте Александр Невский одержал славную победу над соединенными под предводительством самого шведского короля шведскими, датскими и лифляндскими войсками. Но так как в летописях сказано, что победа эта была одержана на реке Ижоре, следовательно, место (где сейчас находится Лавра) называлось Виктори по каким-то другим причинам.

Впоследствии выяснилось, что древние предания связывают с этим местом историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшиеся на Русь войска ярла Биргера. Таким образом, основание Александро-Невскому монастырю, положенное в разгар Северной войны на отвоеванных землях отцов и дедов, подчеркивало незыблемость вновь обретенных российских границ.

В мае 1723 года, будучи в Лавре, царь Петр Великий «повелел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи Александра Невского перенести сюда».

Из Рождественского монастыря во Владимире, где был похоронен прах благочестивого и благоверного князя, происходил и автор Лаврентьевской летописи, в которой (за 1377 год) Александр Невский впервые был назван святым. Ни в Пскове, ни в Новгороде мысль о святости Александра Невского не возникала; она постепенно укреплялась только во владимирских землях, здесь складывались все новые и новые предания о посмертных явлениях и чудесах князя.

Когда строительство Александро-Невского монастыря только начиналось, образ святого князя Александра Невского приобрел уже большую известность. Писались многочисленные иконы с ликом князя, его изображения помещались на триумфальных сооружениях в честь побед русской армии. И Петр I благочестиво считал, что Александр Невский, как Угодник Божий, бывший постоянным охранителем здешнего края от внешних врагов, пребудет самым надежным защитником и охранителем и возводившегося Санкт-Петербурга.

Чтобы перенести святые мощи из Владимира в Санкт-Петербург, суперинтендант Синода И.П. Зарудный в Москве должен был сделать ковчег и балдахин. Ему был прислан рисунок, изображавший ковчег на восьми «подножках» в форме львиных лап с головами херувимов. Ковчег был украшен еще и львиными масками - это традиционный на саркофагах символ Воскресения, а на крышке ковчега помещалась княжеская корона. Ковчег стоял на подставке, и над всем сооружением возвышался балдахин, у основания которого были укреплены золотые доспехи.

Ритуал перенесения мощей был разработан в самых мельчайших деталях. Еще в начале июня 1723 года был составлен маршрут и определено: «Нести оный ковчег и над ним балдахин людьми с переменою, чего ради во всех городах, селах и деревнях брать как из посадских, так из ямщиков и из крестьян, чьего бы оные ведения ни были». В пути святые мощи Александра Невского безотлучно должен был сопровождать сокольничий М.В. Собакин - один из последних представителей этого дворцового чина.

В городах и крупных селах ковчег должны были нести священники и монахи, встречавшие его у городских ворот.

Повеление Петра I о перенесении мощей святого князя Александра Невского было исполнено в 1724 году, этим действием российский государь хотел знаменовать заключение Нейштадтского мира между Россией и Швецией. В июле 1724 года во Владимир была отправлена комиссия из духовных и гражданских лиц, которая должна была везти мощи до Новгорода. Ритуал соблюдался строго. По пути следования повсюду устраивались торжественные встречи, в соборах и церквах служили молебны, войска салютовали ковчегу артиллерийскими залпами.

От Новгорода мощи на специально приготовленной яхте должны были водным путем следовать до Санкт-Петербурга.

Навстречу святым мощам на галере к устью Ижоры выехал сам Петр Великий. Он сам перенес их с яхты на галеру, сопровождающим повелел сесть на весла, и сам управлял рулем. На встречу мощей к Александро-Невскому монастырю под штандартом был выведен «Ботик» Петра I, на берегу расставлены были военные полки. Когда государева галера пристала к берегу, под пушечную и оружейную пальбу Петр I сам поднял ковчег и перенес его в Александро-Невский монастырь.

В честь и память перенесения святых мощей князя Александра Невского торжества и празднества продолжались три дня. Петр I повелел ежегодно 30 августа во всех православных российских церквах праздновать перенесение мощей благоверного князя, а также ежегодно выводить в этот день к монастырю свой «Ботик» для торжеств. Тогда же он намеревался учредить и орден в честь Александра Невского, но намерение это в 1725 году исполнила уже его супруга - Екатерина I.

В 1752 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, ковчег был заменен серебряной ракой, которая была сделана из первого серебра, выплавленного при ее державе на Колыванских рудниках.

Наверху раки по атласу был написан образ святого князя Александра Невского; при нем находился зеленый бархатный покров, шитый золотом с бишью и золотой канителью. На середине покрова, который был пожалован Екатериной II в 1768 году, располагался орденский знак Александра Невского из бриллиантов и бурмитского жемчуга.

Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М.В. Ломоносовым надпись:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает:

Но духом от небес на град сей призирает,

И на брега, где он противных побеждал,

И где невидимо ПЕТРУ способствовал.

Являя дщерь Его усердие святое,

Сему защитнику воздвигла раку в честь

От первого сребра, что недро ей земное

Открыло, как на трон благоволила сесть.

К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой тоже сделана составленная М.В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела.

БОГУ

Всемогущему

И Его угоднику

Благоверному и Великому

Князю

АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Россов усердному,

защитнику, презревшему прещение мучителя

Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 году императрицей Екатериной II. А в 1806 году император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.

В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».

Экспедиции и находки

«Согласно предписанию Райкома от 9 мая 1922 года, направляются в ваше распоряжение товарищи Урбанович и Наумов с инструментами для участия в вскрытии мощей в Александро-Невской лавре».

Вывоз раки великого князя Александра Невского после вскрытия мощей. 1922 год

Похожие документы от Петроградского райкома имели еще девять слесарей-железнодорожников и ювелир А. Семенов. И ближе к полудню 9 мая 1922 года дюжина удальцов-умельцев прибыла в Лавру. К тому времени там уже собралось много людей. Были среди них делегаты от верующих города и уезда, представители от Петроградского исполкома и губкома, представители агитотдела, радетели от Общества охраны памятников старины и медицинские эксперты… Чуть поодаль от толпы держалась группа священников во главе с митрополитом Вениамином.

Ровно в двенадцать часов приступили к вскрытию мощей благоверного князя Александра Невского - вскрытию, которое больше было похоже на публичное осквернение.

Да, можно разрушить города, даже сотни городов, сжечь тысячи книг, разгромить музеи, уничтожить или похитить находящиеся в них произведения искусства. Но нельзя уничтожить само искусство и память народную. Александр Невский - один из достойнейших сынов Древней Руси, славный своим благочестием и храбростью в боях, заслуги которого велики и перед Церковью, и перед Отечеством.

Свято-Троицкая Александро-Невская лавра в Санкт-Петербурге названа так по соборной церкви Живоначальной Троицы и по имени святого благоверного князя Александра Невского, в честь и память которого она и сооружена. По журналу Государя Петра Великого значится, что основание Александро-Невскому монастырю было положено в 1710 году, когда «Государь, осматривая места, где быть строениям… на устье речки Черной усмотрел изрядное место, которое называлось Виктори». Тогда некоторые полагали, что именно на этом месте Александр Невский одержал славную победу над соединенными под предводительством самого шведского короля шведскими, датскими и лифляндскими войсками. Но так как в летописях сказано, что победа эта была одержана на реке Ижоре, следовательно, место (где сейчас находится Лавра) называлось Виктори по каким-то другим причинам.

Впоследствии выяснилось, что древние предания связывают с этим местом историческое сражение 15 июля 1240 года, когда новгородцы разгромили вторгшиеся на Русь войска ярла Биргера. Таким образом, основание Александро-Невскому монастырю, положенное в разгар Северной войны на отвоеванных землях отцов и дедов, подчеркивало незыблемость вновь обретенных российских границ.

В мае 1723 года, будучи в Лавре, царь Петр Великий «повелел обретающиеся в Владимирском Рождественском монастыре мощи Александра Невского перенести сюда».

Из Рождественского монастыря во Владимире, где был похоронен прах благочестивого и благоверного князя, происходил и автор Лаврентьевской летописи, в которой (за 1377 год) Александр Невский впервые был назван святым. Ни в Пскове, ни в Новгороде мысль о святости Александра Невского не возникала; она постепенно укреплялась только во владимирских землях, здесь складывались все новые и новые предания о посмертных явлениях и чудесах князя.

Когда строительство Александро-Невского монастыря только начиналось, образ святого князя Александра Невского приобрел уже большую известность. Писались многочисленные иконы с ликом князя, его изображения помещались на триумфальных сооружениях в честь побед русской армии. И Петр I благочестиво считал, что Александр Невский, как Угодник Божий, бывший постоянным охранителем здешнего края от внешних врагов, пребудет самым надежным защитником и охранителем и возводившегося Санкт-Петербурга.

Чтобы перенести святые мощи из Владимира в Санкт-Петербург, суперинтендант Синода И. П. Зарудный в Москве должен был сделать ковчег и балдахин. Ему был прислан рисунок, изображавший ковчег на восьми «подножках» в форме львиных лап с головами херувимов. Ковчег был украшен еще и львиными масками - это традиционный на саркофагах символ Воскресения, а на крышке ковчега помещалась княжеская корона. Ковчег стоял на подставке, и над всем сооружением возвышался балдахин, у основания которого были укреплены золотые доспехи.

Ритуал перенесения мощей был разработан в самых мельчайших деталях. Еще в начале июня 1723 года был составлен маршрут и определено: «Нести оный ковчег и над ним балдахин людьми с переменою, чего ради во всех городах, селах и деревнях брать как из посадских, так из ямщиков и из крестьян, чьего бы оные ведения ни были». В пути святые мощи Александра Невского безотлучно должен был сопровождать сокольничий М. В. Собакин - один из последних представителей этого дворцового чина.

В городах и крупных селах ковчег должны были нести священники и монахи, встречавшие его у городских ворот.

Повеление Петра I о перенесении мощей святого князя Александра Невского было исполнено в 1724 году, этим действием российский государь хотел знаменовать заключение Нейштадтского мира между Россией и Швецией. В июле 1724 года во Владимир была отправлена комиссия из духовных и гражданских лиц, которая должна была везти мощи до Новгорода. Ритуал соблюдался строго. По пути следования повсюду устраивались торжественные встречи, в соборах и церквах служили молебны, войска салютовали ковчегу артиллерийскими залпами.

От Новгорода мощи на специально приготовленной яхте должны были водным путем следовать до Санкт-Петербурга.

Навстречу святым мощам на галере к устью Ижоры выехал сам Петр Великий. Он сам перенес их с яхты на галеру, сопровождающим повелел сесть на весла, и сам управлял рулем. На встречу мощей к Александро-Невскому монастырю под штандартом был выведен «Ботик» Петра I, на берегу расставлены были военные полки. Когда государева галера пристала к берегу, под пушечную и оружейную пальбу Петр I сам поднял ковчег и перенес его в Александро-Невский монастырь.

В честь и память перенесения святых мощей князя Александра Невского торжества и празднества продолжались три дня. Петр I повелел ежегодно 30 августа во всех православных российских церквах праздновать перенесение мощей благоверного князя, а также ежегодно выводить в этот день к монастырю свой «Ботик» для торжеств. Тогда же он намеревался учредить и орден в честь Александра Невского, но намерение это в 1725 году исполнила уже его супруга - Екатерина I.

В 1752 году по повелению императрицы Елизаветы Петровны, дочери Петра I, ковчег был заменен серебряной ракой, которая была сделана из первого серебра, выплавленного при ее державе на Колыванских рудниках.

Наверху раки по атласу был написан образ святого князя Александра Невского; при нем находился зеленый бархатный покров, шитый золотом с бишью и золотой канителью. На середине покрова, который был пожалован Екатериной II в 1768 году, располагался орденский знак Александра Невского из бриллиантов и бурмитского жемчуга.

Святая рака украшена превосходно вычеканенными барельефами, рассказывающими в лицах о подвигах Александра Невского. На ней также располагается сочиненная М. В. Ломоносовым надпись:

Святой и храбрый князь здесь телом почивает:

Но духом от небес на град сей призирает,

И на брега, где он противных побеждал,

И где невидимо ПЕТРУ способствовал.

Являя дщерь Его усердие святое,

Сему защитнику воздвигла раку в честь

От первого сребра, что недро ей земное

Открыло, как на трон благоволила сесть.

К восточной стороне раки была приделана большая серебряная пирамида, на которой тоже сделана составленная М. В. Ломоносовым надпись. Она написана на двух серебряных щитах, которые держат в руках два серебряных ангела.

БОГУ

Всемогущему

И Его угоднику

Благоверному и Великому

Князю

АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ

Россов усердному,

защитнику, презревшему прещение мучителя

Над ракой Александра Невского в праздники подвешивалась драгоценная золотая лампада с подвесной кистью, сделанной из драгоценных жемчугов и бриллиантов. Лампада была пожалована в 1791 году императрицей Екатериной II. А в 1806 году император Александр I пожаловал аналой с киотом для частиц святых мощей и подсвечник о двенадцати серебряных тандалах.

В киоте, который сверху закрывается стеклом, находятся частица Животворящего Креста Господня, а также пять ковчегов с мощами святых. А образ святого князя Александра Невского на века остался покровителем города, «небесным предстателем за невские земли».

Надежда Ионина

P.S. Прежние местопребывания — Троицкий собор Александро-Невской лавры, с 1922 до 2012 года находилась в Эрмитаже (в торжественном парадном зале Невской анфилады — Концертный зал, 2-й этаж); ныне на реставрации.

Святой Александр Невский (1221-1263)

По велению Петра I в 1710 году при впадении Черной речки (ныне Монастырка) в Неву начали возводить монастырь во имя Пресвятой Троицы и святого князя Александра Невского. В то время считалось, что в этом месте в 1240 году новгородское войско, предводимое князем Александром Ярославовичем, прозванным позднее Невским, разбило шведов. На самом деле сражение произошло выше по течению Невы, при впадении в нее реки Ижоры. Позднее, когда монастырь был готов, Петр распорядился, чтобы мощи святого Александра Невского из Владимира перевезли в Санкт-Петербург.

Оператор хотел, чтобы у строящегося города был свой покровитель отечественного происхождения, отличившийся героическими делами. Таким он считал благоверного князя Александра Ярославовича, который в 1547 году был причислен к лику святых. Двадцати лет от роду он стал собирать войско, чтобы отразить нападение шведской флотилии в устье Невы. Он первым напал на шведов, разгромил их, потом заманил немецких псов-рыцарей на Чудское озеро и там, в Ледовом сражении многих уничтожил, остальных обратил в бегство. Он неоднократно собирал войско и спасал русские города от монголо-татарских завоевателей.

В 1724 году мощи Александра Невского в специальном ковчеге, украшенном львами и царской короной на крышке, были привезены в Петербург. Под пушечный салют ковчег торжественно перенесли в монастырь, в церковь святого Александра Невского. Петр лично участвовал в этой церемонии. В честь знаменательного события ежегодно в городе 30 августа (12 сентября по новому стилю) устраивался крестный ход от Исаакиевского и Казанского собора в Александро-Невскую лавру. Почетный статус лавры монастырь получил в 1797 году, в царствование императора Павла I.

Ранее, в 1747 году, дочь Петра, императрица Елизавета Петровна, распорядилась заменить ковчег. Для мощей святого Александра Невского она потребовала изготовить серебряную гробницу, или раку по церковному. На ее изготовление должно было пойти первое серебро, добытое в предгорьях Алтая на Колыванских рудниках, позднее названных Колывано-Воскресенскими. Прибывшее с Алтая серебро отправили на Монетный двор. Около пяти лет продолжалась работа над гробницей и завершилась в 1753 году.

Гробница состоит из шести частей. В центре — саркофаг с чеканными горельефными сценами на темы победоносных сражений Александра Невского. За саркофагом находится многоярусная «пирамида» надгробие, которую завершает чеканное поясное изображение Александра Невского. Над его головой сияние солнечных лучей — свидетельство его святости. На третьем ярусе — две литые фигуры ангелов, которые держат боевые щиты с текстами — один посвящен подвигам Александра Невского, другой рассказывает об истории добычи серебра в России.

По бокам пирамиды размещены две группы воинских трофеев и два подсвечника. Над ее созданием трудились лучшие художники, ваятели, чеканщики Петербургского Монетного двора, а тексты для серебряных щитов писал М. В. Ломоносов.

Вес скульптурной композиции из серебра почти 1,5 т. Все серебро покрыто так называемой чернью. Такой цвет соответствовал торжественности и печали, которые должны были испытывать прихожане при осмотре гробницы, хранительницы святых мощей. Этот состав чернения держался в строжайшем секрете.

После Октябрьской революции 1917 года лавра была закрыта. Рака по распоряжению властей была вскрыта в 1922 году. Тем самым были осквернены мощи Александра Невского. Затем саркофаг поместили на чердак Казанского собора. Позднее мощи стали достоянием Казанского собора, вернее, раздела истории религии, а пустую гробницу передали в Эрмитаж.

Только в 1989 году мощи святого Александра Невского были возвращены в Троицкий собор Александро-Невской лавры.

Новой столице государства Российского, строительство которой было начато на берегах Невы Петром I, требовался свой святой - покровитель города. По замыслу царя-реформатора, им должен был стать святой и благоверный князь Александр Ярославич Невский, разбивший в этих местах шведское войско.

Рака Александра Невского

Царь Пётр действовал, как всегда, энергично. По его приказу мощи святого вывезли из монастыря Рождества Богородицы во Владимире и доставили в Санкт-Петербург. К тому времени на берегу Невы по проекту архитектора ДоменикоТрезини был построен Свято-Троицкий монастырь, в котором и предполагалось хранить мощи Александра Невского.
Прибытие в Санкт-Петербург покровителя новой столицы России было пышным - деревянную раку с мощами князя установили на гребном судне, за рулём которого стоял сам император Пётр Великий, а на вёслах сидели его приближённые. Мощи поместили в церкви Александра Невского, по имени которой получил своё наименование монастырь, вскоре ставший лаврой.
В 1746 году по указу дочери Петра I, императрицы Елизаветы Петровны, началась работа по изготовлению серебряной раки для мощей князя Александра Невского. Изготовить деревянную модель раки в натуральную величину было поручено резных дел мастеру Ивану Шталмееру. Официальным руководителем работ назначили советника монетной канцелярии Ивана Шлятера. В качестве непосредственных изготовителей раки пригласили ростовских мастеров, чеканщиков из Москвы, мастеров-литейщиков Санкт-Петербургского монетного двора, а также мастеров-иноземцев. Общее руководство было возложено на барона Ивана Черкасова. На изготовление раки запросили 90 пудов (около 1500 килограммов) серебра 82-й пробы, выплавленного на Санкт-Петербургском монетном дворе. Вся работа над ней обошлась казне в 80244 рубля и 62 копейки.
Пирамидальное трёхъярусное изголовье служило фоном всему сооружению. В середине второго яруса пирамиды разместили барельеф Александра Невского со знаменем в руке, на боковых сторонах саркофага - тематические рельефы, изображающие важнейшие события из его славной и полной сражений жизни: победа над шведами на Неве в 1240 году, битва с ливонскими рыцарями на Чудском озере в 1242 году, вступление в Псков и освобождение города (в том же году), сцена смерти и погребения князя в 1263 году. На верхних углах пирамиды были помещены фигуры сидящих ангелов. Южную сторону саркофага украсил медальон с эпитафией, сочинённой Михаилом Васильевичем Ломоносовым: «БОГУ Всемогущему И Его угоднику Благоверному и Великому Князю АЛЕКСАНДРУ НЕВСКОМУ Россов усердному, защитнику, презревшему прещение мучителя».
В 1790 году, после освящения новой Троицкой церкви Александро-Невской лавры, в неё поместили серебряную раку с мощами князя. Там она и находилась до 1922 года.
По личному указанию видного большевистского деятеля Григория Зиновьева в 1922-м раку с мощами князя Александра Невского вскрыли. Операцию документировал знаменитый фотограф Карл Булла, а также кинооператор (позднее была создана кинохроника «Вскрытие мощей Александра Невского»). Сами мощи передали в Музей истории религии и атеизма, а серебряную раку - в Государственный Эрмитаж, где она находится и по сей день.