Когда у новорожденных фокусируется зрение. Зрение у новорожденных: этапы развития

Зрение у новорожденных несовершенно, несмотря на то, что появляется оно задолго до их рождения. Способность видеть формируется у ребенка еще во время его внутриутробного развития, как и другие системы организма, с которыми, кстати, органы зрения находятся в тесной взаимосвязи. Если ребенок не будет полноценно видеть, он не сможет нормально развиваться и познавать окружающий мир.

Итак, предотвратить появление большинства проблем, связанных с возможностью крохи видеть, желательно как можно раньше. Ранние этапы выявления патологии позволят своевременно начать лечение и подарить малышу шанс на полноценное восприятие и постижение всего нового и ему незнакомого. При первых признаках зрительных нарушений родители новорожденного должны срочно обратиться к детскому окулисту и держать ситуацию под контролем.

Как правило, у недоношенных детей намного чаще возникают проблемы со зрением, чем у малышей, появившихся на белый свет в положенный срок. Такая категория новорожденных заслуживает еще больше внимания со стороны родителей. Если учесть, что вполне здоровый ребенок, только родившись, практически ничего не видит, то у недоношенных младенцев ситуация обстоит так же. Нельзя, конечно, сказать, что дети появляются на свет слепыми, но недоразвитость некоторых центров головного мозга к этому периоду – вполне нормальное явление.

Рассмотрим, как видит малыш при рождении:

  • Многие люди ошибочно полагают, что в младенческом возрасте у детей перевернутое зрение. Конечно, правдой это назвать нельзя, но что-то истинное в этом все-таки присутствует.
  • Малыш не видит окружающие его предметы и людей вверх ногами, но изображение, которое отображается на сетчатке, находится под 90-градусным наклоном.
  • Между тем это не мешает крохе различать свет и тень, определять силуэты и черты больших предметов.
  • Помимо этого, новорожденный малыш отчетливо видит лицо матери, которая кормит его грудью. Дело в том, что на расстоянии 20-30 см ребенку доступны все, даже самые мелкие детали.

Ребенок в первый месяц жизни нередко косит глазами, что пугает многих молодых родителей, никогда не сталкивающихся с подобным состоянием у детей. Пройдя необходимые этапы развития, зрительные мышцы придут в тонус и смогут контролировать движения глазных яблок.

У недоношенных малышей зрение так же фокусируется с огромным трудом. Определить, является ли данное состояние вариантом физиологической нормы или патологией, может только окулист уже на первом осмотре.

В большинстве случае в месяц новорожденные воспринимают черно-белые картинки намного лучше цветных.

Первые оттенки кроха начинает различать в такой последовательности:

  1. Красный.
  2. Желтый.
  3. Зеленый.
  4. Синий.

Как происходит развитие зрительных способностей у новорожденного?

Зрение новорожденного ребенка проходит несколько основных этапов развития, постепенно совершенствуясь к годовалому возрасту.

Изо дня в день, из месяца в месяц его зрительные навыки улучшаются, открывая перед крохой для постижения все новое и незнакомое:

  • В возрасте 4-5 недель глаза новорожденного способны уловить мамину улыбку и рассмотреть черты ее лица. В данный период для крохи крайне важно наличие общения с матерью, ей необходимо постараться как можно больше контактировать с ним в моменты бодрствования. В месяц даже у недоношенных малышей зрачок реагирует на изменения в освещении, сужаясь и расширяясь. Убедиться в этом можно, поднеся его к окну.

  • Спустя еще один месяц малыш может следить за движением предметов в горизонтали. Размытые образы отображаются у него более четко. Вместе с резкостью в изображении приходит и увеличение продолжительности задерживания взгляда на конкретном предмете. Наибольший интерес у крохи вызывает мамина грудь.
  • Прошел еще один месяц. Особенности зрения новорожденных, в т. ч. и недоношенных деток, позволяют им рассматривать даже мобиль для детского манежа в деталях. Малыш активно следит не только за крупными вещами, но и за предметами поменьше. Трехмесячный кроха активно узнает родственников, не путая папу с мамой. Навык распознавания цветов начинает формироваться как раз на этом этапе развития.
  • Шестой месяц жизни знаменуется высоким совершенствованием зрительных способностей ребенка. В период, когда его трехмерное восприятие улучшено, ему уже без труда удается фокусировать взгляд на близких объектах. Простые геометрические фигуры помогают развивать зрение новорожденному.
  • Двенадцатый месяц жизни позволяет крохе уверенно рассматривать узоры. Когда ему дают книжки, он с удовольствием знакомится с изображениями.

Как помочь ребенку в развитии зрения?

Вместе с развитием функциональности головного мозга происходит окончательное созревание зрительных возможностей.

Все образы, которые малыш может наблюдать, проходят определенный анализ, в голове у новорожденного постепенно выстраивается взаимосвязь между ними.

В это и последующее время требуется особая забота родителей:

  • Родителям необходимо уделять максимум внимания, они должны стараться, чтобы все процессы формирования зрения новорожденных и недоношенных детей протекали в гармонии.
  • Важно постоянно общаться с крохой, рассказывать ему об окружающем мире, сопровождая обучение демонстрацией цветов, игрушек, предметов.
  • Для зрительного развития ребенка особо полезными являются кроваточные мобили, подвески и другие конструкции, установленные на расстоянии не ближе, чем 30 см от органов зрения новорожденного. Преимущественными цветами должны стать яркие красные и желто-горячие оттенки. Вспомогательной палитрой могут быть синие и зеленые тона.
  • Когда ручки ребенка впервые потянутся за игрушками, важно стимулировать и поддерживать его в этом, проявлять инициативу, помогать ему. В любом случае предпочтение новорожденные отдают живому общению с родителями. Лицо самых дорогих для него людей намного лучше самой дорогой игрушки.

Стоит понимать, что описанные этапы развития у только появившихся на свет детей нельзя назвать статичными. Огромную роль играют индивидуальные особенности крохи, кроме того, у недоношенных малышей показатели могут существенно варьироваться по срокам.

К годовалому возрасту ребенок, вне зависимости от того, в срок он появился на свет или нет, имеет достаточно развитые зрительные способности, максимально приближенные к взрослым.

Как проверить зрение у малыша и на что обратить внимание?

Когда кроха появляется на свет, в роддоме сразу же проверяют его зрение, особенно это касается недоношенных детей. Затем родители показывают своего малыша окулисту в 1 месяц, в 3 и ближе к полугоду. Недоношенных крошек, особенно имеющих наследственную предрасположенность к заболеваниям органов зрения, офтальмологи проверяют практически каждый месяц. Как проверить зрение у новорожденного, сложно сказать, поэтому лучше обратиться к специалистам.

Родители должны сделать это, не дожидаясь планового осмотра, если:

  • у ребенка заметен разный диаметр зрачков;
  • появилось слезотечение (у детей до 3-х месяцев отсутствие слез – абсолютно нормальный показатель);
  • происходит гнойное выделение из глаз;
  • нет реакции зрачков на дневной свет;
  • утром после пробуждения глазки у ребенка постоянно закисают;
  • явно выраженная светобоязнь;
  • малыш не способен удержать взгляд на конкретном предмете;
  • кроха не умеет следить за движущимися объектами к 3 месяцам;
  • его зрачки не в состоянии задержаться на чем-то одном;
  • глаза ребенка постоянно «бегают», мигают, как будто дергаются;
  • к двум месяцам малыш не способен сфокусировать свой взгляд на предмете, расположенном относительно близко (на расстоянии 20-30 см);
  • у ребенка слишком выпуклые глаза;
  • по достижении 3 месяцев глаза у крохи по-прежнему косят.

В экстренном случае следует идти за консультацией к доктору, если была какая-либо травма органов зрения, попадание инородных тел. О глазах детей необходимо заботиться с первых дней от самого рождения. Как только малыш подрастет, важно приучать его к проведению гигиенических процедур, акцентируя внимание на их важности для здоровья.

Не менее важно предоставить ребенку максимально интересные увлечения и занятия, чтобы не допускать его к просмотру мультфильмов, играм на компьютере, планшете.

Чрезмерная нагрузка на зрительные центры, которую несут в себе современные гаджеты, способствует появлению раздражительности, возбужденности и психических отклонений.

Глаз - один из самых важных органов чувств. Благодаря зрительной функции человек познаёт окружающий мир, исследует объекты и предметы. Некоторые заболевания и врождённые патологии, негативно сказывающиеся на способности людей видеть, можно диагностировать в первые несколько дней после рождения. Именно поэтому важно знать, как должно формироваться зрение у новорождённого ребёнка, уметь различать норму и патологию, чтобы вовремя обратиться к специалисту и избежать возникновения осложнений.

Как видит грудной ребёнок

Как известно, органы чувств у грудничков функционируют несколько иначе, чем у взрослых людей. Это связано со сложными и длительными процессами адаптации к окружающему миру, через которые проходит маленький человек в процессе своего развития и роста. Особенно важно диагностировать имеющуюся патологию в первые несколько недель жизни: это значительно облегчит дальнейший процесс лечения.

Особенности зрительного аппарата новорождённых

В отличие от взрослых людей, дети первых дней жизни видят мир совершенно по-другому. Это определяется некоторыми особенностями развития и строения глазодвигательных мышц, глазного яблока и хрусталика у ребёнка:

  • шаровидное глазное яблоко;
  • тонкая и нежная роговица, богатая кровеносными сосудами;
  • вес глазного яблока не более четырёх-пяти граммов;
  • маленькая преломляющая сила роговицы;
  • несформированные до конца слёзные протоки;
  • отсутствие слёзной жидкости в каналах первые несколько недель жизни;
  • малое количество пигмента меланина в радужке;
  • узкий зрачок (не более двух миллиметров в диаметре);
  • большая кривизна хрусталика, что приводит к искажению зрения и формированию «перевёрнутой» картинки;
  • наличие десяти слоёв сетчатки (у взрослого человека их остаётся шесть).

Благодаря особенностям строения детской зрительной системы она является очень уязвимой к внешним воздействиям факторов окружающей среды. Именно поэтому в первые дни жизни малыши довольно часто болеют различными воспалительными и инфекционными заболеваниями глаз (конъюнктивит, кератит), которые могут в будущем серьёзно отразиться на качестве зрения.

Видео: как окружающий мир видят новорождённые дети

Зрение малышей в первые дни жизни

Сразу же после появления на свет зрительная функция новорождённого существенно ограничена. Он может видеть только на тридцать градусов вправо и влево, на десять градусов вверх и вниз. Предметы, находящиеся на расстоянии более одного метра от глаз, не попадут в поле его обзора.

В первые дни жизни новорождённый видит все предметы как расплывчатые пятна

Острота зрения у младенца первых дней жизни гораздо ниже, чем у взрослого. Это объясняется большой преломляющей способностью хрусталика, которая делает всех детей физиологически дальнозоркими. Жёлтое пятно на сетчатке (область наибольшей остроты зрения) сформировано к моменту рождения менее чем на шестьдесят процентов.

Изменения зрения ребёнка в первый месяц жизни

Через десять дней после рождения малыш уже становится способным к фиксации взора на двигающемся объекте в течение нескольких секунд. Обычно врачи рекомендуют начинать в это время первые тренировки с карточками. Месячные малыши лучше воспринимают чёрно-белые узоры и рисунки с крупными картинками, так как клетки сетчатки, воспринимающие цвета, ещё не до конца сформированы.

Зрение младенца второго-третьего месяца жизни

Ко второму месяцу жизни младенец самостоятельно длительно фиксирует взгляд на предмете, его взор становится более осмысленным. Малыш уже ярче реагирует на смену лиц и обстановки. При путешествии на руках у взрослого ребёнок, который уже умеет держать головку, активно осматривается по сторонам, пытается найти ускользающий из поля зрения предмет.

Дальнейшие изменения зрения у ребёнка до года

После трёх месяцев жизни активно начинает развиваться цветовоспринимающий аппарат сетчатки. Ребёнку больше нравятся яркие и разноцветные игрушки, нежели чёрно-белые. А также кроха начинает интересоваться формами объектов: водит по ним пальчиком, рисует узоры в воздухе. К полугоду малыш пытается самостоятельно познавать мир, активно осматривает предметы окружающей обстановки, фиксирует на них взгляд и просит родителей подать ему те или иные игрушки.

Этапы развития зрительного аппарата у недоношенного ребёнка

Сетчатка, палочки и колбочки, воспринимающие световую и цветовую информацию, формируются на сороковой неделе внутриутробного развития. Дети, рождённые на сроке до тридцати пяти недель, нередко имеют серьёзные проблемы со зрительным аппаратом, что чревато отставанием в психомоторном развитии.

Таблица: сроки формирования зрительных функций у недоношенных детей

Функция Время окончательного формирования
Ощущение света С шестого месяца внутриутробного развития
Фиксация взора На третьем или четвёртом месяце внеутробной жизни ребёнок начинает фокусировать взгляд на больших и ярких предметах (игрушки, погремушки)
Цветовосприятие На пятом месяце малыш начинает реагировать на красные, жёлтые, зелёные и оранжевые краски. К двум годам формируется окончательная способность узнавать и различать цвета
Узнавание лиц родителей Начинается с четвёртого месяца жизни
50%-я острота зрения В возрасте двух лет малыш может более или менее чётко различать предметы
Стопроцентная острота зрения при отсутствии других патологий Достигается к пяти годам
Сочетанное зрение обоими глазами Около трёх-четырёх лет

Проблемы со зрением у новорождённых

Патологические состояния, связанные с нарушением функции зрительного аппарата, всё чаще встречаются у детей первых месяцев и даже дней жизни. Многие врачи связывают это с общей динамикой ухудшения состояния здоровья населения за последние двадцать лет, но другая часть специалистов выделяет целые группы факторов, в связи с которыми появляется та или иная патология.

Возможные причины возникновения проблем со зрением:

  • генетическая предрасположенность;
  • наследственные заболевания соединительной ткани;
  • воздействие радиационных, химических, химико-биологических и физических загрязнений;
  • внутриутробное инфицирование плода;
  • синдром задержки роста и развития плода;
  • употребление матерью во время беременности алкоголя, никотина, наркотиков, запрещённых лекарственных препаратов с тератогенным эффектом;
  • присоединение бактериальных инфекций на первом году жизни;
  • первичный и вторичный иммунные дефициты.

Если родственники малыша имели какое-либо генетическое заболевание со стороны зрительных органов, вероятность развития подобных осложнений у ребёнка увеличивается в полтора раза.

Косоглазие

Косоглазие представляет собой изменённое положение глазного яблока, которое возникает из-за слабости глазодвигательных мышц, выполняющих функцию фиксации. Косоглазие - не только косметический, но и функциональный дефект: при этой патологии у младенца формируется неправильное бинокулярное зрение. В будущем это может послужить серьёзным препятствием для дальнейшего психоэмоционального и моторного развития, поэтому болезнь рекомендуется устранять на самых ранних сроках.

Косоглазие может быть как врождённым, так и приобретённым в первые дни жизни

При косоглазии малыш не может воспринимать мир объёмно: один глаз его видит правильное положение предметов, в то время как другой направлен в совершенно противоположную сторону. Это может привести к серьёзным нарушениям объектно-пространственного мышления. Врождённое косоглазие является результатом гидроцефалии, повышенного внутричерепного давления, недоношенности или болезней соединительной ткани.

Приобретённая патология возникает после перенесённых воспалительных заболеваний мышечной и нервной ткани. Глазодвигательные мышцы больше не могут сохранять нужное положение яблока, что ведёт к изменению его позиции в глазнице. Лечение патологии может быть как консервативным (массажи, гимнастика), так и оперативным.

Врождённая миопия

Более тридцати лет назад миопия, или близорукость, считалась заболеванием преимущественно детей более старшего возраста (от пяти до семнадцати лет). В настоящее время есть множество научных трактатов и исследований, которые доказывают существование врождённой близорукости.

У близоруких родителей с 40%-й вероятностью может появиться малыш с врождённой миопией

При врождённой миопии малыш появляется на свет с изменённой формой глазного яблока: оно более длинное, чем нормальное. Это приводит к тому, что лучи естественного и искусственного света, попадающие в глаз, не доходят до сетчатки, где располагаются палочки и колбочки, воспринимающие зрительную информацию. Такие дети гораздо позже начинают фиксировать взгляд на предметах, не узнают родителей и часто пугаются собственных конечностей.

Благодаря средствам современной офтальмологии миопия у младенцев диагностируется и лечится сразу же после рождения. Правильно подобранная терапия облегчит процесс становления и формирования зрительного аппарата, благодаря чему ребёнок сможет полноценно обучаться и развиваться.

Младенческая дальнозоркость

При дальнозоркости дети очень хорошо видят вдаль, но практически не ориентируются в предметах, которые расположены от них на расстоянии вытянутой руки. Все младенцы изначально рождаются дальнозоркими, но это явление не носит патологический характер: к шести месяцам глазное яблоко приобретает правильную форму, увеличивается в размерах, а фокус нормализуется и устанавливается на сетчатке.

Врождённую дальнозоркость иначе именуют гиперметропией, что связано с повышением способности глаз младенца фокусироваться на далеко расположенном предмете.

В случаях с аномальной дальнозоркостью этого не происходит. Недоразвитое глазное яблоко не может преломлять лучи света с нужным интервалом, за счёт чего приспособительная способность органа зрения очень сильно страдает. Родителям следует насторожиться по поводу возможной дальнозоркости у младенца, если он:

  • не рассматривает свои ручки, что свидетельствует о нарушении нормальной для детей реакции на собственные конечности;
  • не обращает внимания на лежащие рядом или висящие в непосредственной близости от него игрушки;
  • не реагирует на близкорасположенные лица родителей;
  • фиксирует взор на предметах, находящихся на расстоянии более шестидесяти - семидесяти сантиметров от его глаз.

Слепота

Слепота - это самое тяжёлое нарушение зрения врождённого или приобретённого характера, в результате которого человек теряет способность видеть окружающий мир. Она может быть как односторонней, так и двусторонней. Причиной формирования врождённой слепоты у детей могут быть как патологии зрительного нерва, аномалии развития глазного яблока, сетчатки и её клеток, так и некоторые атрофические инфекционно-воспалительные процессы, перенесённые в утробе матери.

В некоторых случаях врождённую слепоту можно заметить не с первых дней жизни

К основным признакам, по которым можно заподозрить наличие слепоты у малыша, относят:

  • помутнение роговицы;
  • отсутствие реакции зрачков на свет;
  • нарушение основных рефлексов моргания при прикосновении к нижнему веку;
  • отсутствие зажмуривания при поднесении раздражителя;
  • хаотичные и беспорядочные движения глазных яблок.

В каждом отдельном случае необходимо рассматривать причину, повлёкшую за собой возникновение слепоты. Иногда малышу бывает необходима срочная операция, после которой становится возможным полностью восстановить утраченную функцию зрения в короткие сроки.

Нистагм или бегающие глазки

Многие родители замечают, что глаза ребёнка не всегда находятся в одном и том же положении: периодически можно наблюдать непроизвольные движения глазных яблок, которые возникают без действия каких-либо внешних факторов. Это может повлечь за собой определённые трудности при дальнейшем обучении: такие малыши хуже фиксируют взгляд и не могут длительное время сосредотачиваться на предметах.

Нистагм довольно часто встречается у людей с альбинизмом, что связано с недоразвитием глазодвигательных мышц, фиксирующих глазное яблоко.

Физиологический нистагм наблюдается у младенцев первых десяти дней жизни. Если после этого срока явление не прошло, стоит посетить врача. Таким детям назначается специальная гимнастика, чтобы укрепить мышечный каркас и восстановить нормальное положение глазного яблока.

Врождённая глаукома

Глаукома - это повышение внутриглазного давления, которое ведёт к формированию дегенеративных и дистрофических процессов в тканях глазного яблока, что может вызвать существенное снижение зрения. В настоящее время количество детей, появившихся на свет с врождённой глаукомой, неуклонно увеличивается. Учёные предполагают, что это может быть связано с большим количеством вредных факторов, действующих на женщину во время беременности.

Врождённую глаукому диагностируют в первые недели жизни

Патогенез глаукомы обусловлен нарушениями формирования во внутриутробном периоде угла передней камеры и выводящей системы глаза. Жидкость не оттекает, в результате чего давление внутри глаза повышается.

Клиническими проявлениями патологии у младенца служат:

  • отёчность и помутнение роговицы;
  • нарушения фиксации взора;
  • аномальные реакции зрачков;
  • появление слезотечения на свету;
  • повышенное давление внутри глазного яблока.

Врождённую глаукому лечат оперативными методиками. Длительность восстановления после данной операции составляет не более трёх месяцев. После этого зрение младенца возвращается в пределы допустимой нормы.

Опущение верхнего века

Опущение верхнего века, которое препятствует нормальному обзору, называется птозом. Эта патология довольно часто встречается у недоношенных детей первого года жизни. Птоз разделяют на врождённый, который сформировался в период внутриутробного развития организма плода, и приобретённый, возникший как следствие глазных инфекционно-токсических заболеваний воспалительного характера, неврологических патологий, парезов или параличей.

Опущение верхнего века встречается у детей разных возрастов

Верхнее веко опускается, нарушая обзор и затрудняя отхождение слёзной жидкости. Особенно важно диагностировать снижение остроты зрения на глазу, который опущенное веко прикрывает более чем наполовину: он развивается гораздо хуже. Симптоматика, которая выявляется при наличии птоза у новорождённых:

  • изменение размера глазной щели;
  • вялое, ригидное веко;
  • нарушения моргания;
  • скопление в уголке поражённого глаза большого количество белково-жировых отложений;
  • нарушение концентрации на объекте при просмотре его больным глазом;
  • отсутствие реакции на цветовые или световые раздражители.

Степень птоза определяется врачом-офтальмологом. Для коррекции лёгкого дефекта можно применять подклеивание верхнего века ко лбу с помощью лейкопластыря, специальные массажи и упражнения. Лечение тяжёлой и среднетяжелой степеней проводится с помощью хирургического вмешательства: врачи уменьшают объём века путём его подрезания и натяжения внутриглазных мышц.

Как проверить зрение у грудничка в домашних условиях

Чтобы определить, как чётко ваш малыш видит окружающий мир, можно произвести некоторые простейшие исследования в домашних условиях. Учитывайте, что в первые несколько месяцев жизни зрение грудного ребёнка значительно отличается от такового у новорождённых, а домашнее исследование не является достоверным на сто процентов. Для того чтобы получить полную информацию о состоянии глаз младенца, нужно обратиться к детскому офтальмологу.

Любимая игрушка малыша отлично подойдёт для фиксации взора

Чтобы проверить зрение у малыша, вам понадобится:

  • большая карточка с изображённым на ней крупным предметом, например, шариком или квадратом;
  • источник света, который будет расположен так, чтобы предмет не отбрасывал тени;
  • любимая игрушка или погремушка ребёнка.

Возьмите в правую руку карточку с изображённым на ней предметом и поместите её перед малышом на расстоянии от сорока до шестидесяти сантиметров, чтобы ребёнок успел сфокусировать взгляд. Когда вы заметите, что его внимание полностью сосредоточено на карточке, попробуйте медленно передвигать её в разные стороны: влево и вправо, вверх и вниз. Если малыш следит за движением картинки, это является вариантом нормы. При потере концентрации попробуйте провести исследование ещё несколько раз, меняя картинки на другие формы и предметы. Если же и в этом случае ребёнок не может отследить движение объекта, это первый звоночек о том, что необходимо посетить офтальмолога и педиатра.

Другое исследование включает использование любимой игрушки. Расположите её напротив малыша, закрывая поочерёдно его глаза руками. В тот момент, когда один глаз прикрыт, отодвигайте погремушку из поля зрения, наблюдая за реакцией грудничка. Если он начинает плакать, так как игрушка исчезла из области его видимости, то это может свидетельствовать о нарушениях зрения какого-либо глаза. Для уточнения диагноза обязательно обратитесь к врачу.

Тренировка зрения у грудничков

В первые дни и месяцы своей жизни малыши активно познают мир и пытаются фиксировать взгляд на лице родителей, игрушках, различных фигурках и рисунках. Чем больше всевозможной двигательной и зрительной информации получает ребёнок, тем более интенсивно происходит развитие больших полушарий головного мозга, активизируется пространственно-временное мышление и восприятие окружающей действительности.

Присутствие родителей при первых попытках ребёнка фиксировать взгляд особенно важно

Лучше всего на психоэмоциональное состояние растущего человека влияют лица самых близких людей - родителей. Если ребёнок регулярно видит перед собой маму и папу, он начнёт самостоятельно фиксировать взор, улыбаться и гулить при их появлении гораздо быстрее.

Картинки для развития зрительных навыков в первые месяцы жизни

С момента появления на свет и до полугода особенно важно развивать зрительные навыки у малыша. В это время активно происходит процесс роста и развития глазных яблок, восходящих и нисходящих путей, которые переносят информацию от глаза в кору больших полушарий, где происходит её обработка и формирование ответных эмоциональных и двигательных реакций. Многие детские психологи отмечают этот этап как особенно важный период физиологического и нервно-психического развития, при грамотной стимуляции которого происходит улучшение многих зрительных функций.

Для занятий с малышом вам понадобится:

  • пеленальный столик или детская кроватка с твёрдым матрасом;
  • источник света в виде окна или лампы, который будет находиться за головой малыша;
  • карточки с чёрно-белыми фигурами;
  • цветные картинки.

Занятия с новорождённым

Приобретите карточки с контрастными чёрно-белыми крупными изображениями различных предметов. Можно закрепить часть их над детской кроваткой. Упражнение заключается в постепенной медленной смене картинок. Через несколько недель тренировок можно добавлять в зрительный ряд чёрно-белые фотографии или рисунки.

Крупные контрастные предметы хорошо фиксируются взглядом

Если над кроватью ребёнка висит специальный детский мобиль, рекомендуется заменить цветные игрушки или висюльки на чёрно-белые крупные детали. Подсветка не должна быть мигающей или слишком яркой. Приобрести правильный мобиль можно в детском магазине, проконсультировавшись с продавцом. Игрушки достаточно легко изготовить самостоятельно.

Мобиль - универсальная игрушка для развития зрения и моторики

Для тренировки глазодвигательных мышц возьмите в руку карточку с чёрно-белым изображением и поднесите её на расстояние не более тридцати сантиметров к глазам малыша. Перемещайте картинку влево и вправо, не меняя основного расстояния от глаз ребёнка. Когда малыш начинает фиксировать взгляд и следить за интересующим объектом, совершайте медленные вращательные движения.

Занятия с малышом от одного до трёх месяцев

В период до трёх месяцев ребёнок уже умеет хорошо фиксировать взгляд на крупных изображениях, благодаря чему для него становится возможным изучать края предмета и его форму. Особенно хорошо в это время показывать малышу картинки различных животных, геометрических предметов и зданий.

Картинки с чёткими контурами стимулируют развитие пространственного мышления

Для тренировки зрения держите картинку на расстоянии не более сорока сантиметров от лица младенца. Когда ребёнок сфокусирует взгляд на краях предмета, медленно отводите его вверх и остановите на расстоянии шестидесяти сантиметров от малыша. Чтобы усилить эффект от занятий, развесьте на стенках детской и других поверхностях квартиры чёрно-белые изображения. Когда младенец будет находиться на руках у взрослых, он сможет наблюдать за ними в течение всего игрового периода.

Занятия с ребёнком старше трёх месяцев

На этом этапе развития детям нравятся более сложные рисунки, они обращают внимание на яркие цвета и краски, более ломаные линии. Ребёнок лучше запоминает увиденное, у него появляются предпочтения. Это связано с активным формированием колбочек и палочек в сетчатке глаза: малыш начинает лучше воспринимать цвета и оттенки, переход от тёмных к более светлым тонам.

Чтобы выполнить упражнение, возьмите две яркие карточки и поместите их перед малышом. Постепенно отодвигайте сначала одну из них, а потом сразу обе, дожидаясь, пока ребёнок зафиксирует взгляд. Для выполнения второго упражнения возьмите чистый белый листок и аккуратно закройте часть цветной картинки. Через несколько минут уберите его и оцените реакцию ребёнка.

Клинические признаки различных патологий глаз у грудничка имеют во многом сходную симптоматическую картину. В некоторых случаях врождённые заболевания остаются недиагностированными в течение долгих лет. Помните, что ежемесячные профилактические медицинские осмотры и посещения педиатра помогут выявить болезнь на ранней стадии: это значительно облегчит её лечение. Контрольный осмотр офтальмолога стоит проводить не реже одного раза в полгода, что позволит отследить динамику показателей зрения, а также выявить протекающие в организме процессы инфекционно-воспалительного характера с вовлечением глаз.

Зрение играет для человека практически ключевую роль в изучении мира. Благодаря зрению ребенок начинает воспринимать цвета и формы, размеры предметов, а его мозг значительно развивается. Ребенок способен неясно видеть уже с момента появления на свет. Зрение малыша развивается постепенно в течение примерно 6-8 первых месяцев жизни, но и после этого не останавливается в развитии.

Первые месяцы жизни

Нечеткое зрение сразу после появления ребенка на свет становится для него защитной реакцией: мир так велик и огромен, в нем столько красок и предметов, что психика ребенка еще не может выдержать подобное многообразие. Следовательно, природа сама ограждает его от этого. В первый месяц жизни ребенок еще плохо различает цвета, видит предметы расплывчато, нечетко. Все, что занимает его внимание - это лицо склонившейся над ним мамы, а иногда папы. Малыш способен различить предметы на расстоянии всего 20-30 см, которого как раз хватает, чтобы увидеть человека, держащего его на руках. Поэтому для мам очень важно в этот период почаще сохранять зрительный контакт с малышом - ничего другого он разглядеть пока не в силах.

Интересный факт заключается в том, что в первые один-два месяца после рождения ребенок еще не умеет смотреть только в одну сторону. Поэтому его глазки могут немного косить. В этом ничего страшного нет, слабые мышцы глаза не позволяют малышу фокусироваться на одном предмете сразу двумя глазами. После второго месяца жизни такое проходит у большинства детей. Кроме того, его глаза пока не задерживаются ни на одном предмете долгое время. Эта способность также появится у него уже к третьему месяцу жизни.

Младенцы в возрасте до трех месяцев хорошо реагируют на контрастные цвета: черный и белый, светлый и темный, синий и желтый. Кроме того, для них лучше всего выбирать чистые цвета, а не оттенки. Так, белый, красный, синий, желтый цвета они будут улавливать лучше, чем розовый, серый или оранжевый. Малыши любят рассматривать цветные картинки или предметы, особенно если в них много цветов и деталей. Поэтому в возрасте двух-трех месяцев нужно давать им погремушки, показывать картинки, фотографии, предметы.

Возраст с 4 до 8 месяцев

Примерно к четырем месяцам у младенца начинает развиваться глубина зрения. Именно это позволяет ему правильно оценивать, на каком расстоянии находится предмет. Вместе с развитием зрения у малыша развивается и моторика рук. Он уже может отлично их контролировать, хватать предметы и удерживать их. К пяти месяцам малыш учится различать довольно мелкие предметы и с успехом наблюдает за их передвижением. В зрении продолжаются изменения: ребенок учится различать тона и оттенки, может различить уже внешне похожие цвета.

К восьми месяцам зрение ребенка достигает уровня взрослого человека. Но все же пока ближе он видит гораздо лучше, чем на расстоянии. В этом же возрасте окончательно устанавливается цвет глаз ребенка. Окончательно зрение будет сформировано только к 4 годам, когда ребенок сможет полностью использовать возможности своих глаз, а зрение еще не успеет ухудшиться вследствие большой нагрузки в школе.

Все счастливые родители внимательно разглядывают малыша, и предметом особого внимания являются, конечно же, его глазки. Многие думают, что новорожденные ничего не видят и не слышат, однако это глубочайшее заблуждение. Мать и отец должны уделять особое внимание тому, насколько хорошо видит их малыш, и обращать внимание, нет ли у него каких-либо проблем. Для того чтобы разобраться в таком важном вопросе, как зрение новорожденных, необходимо рассмотреть этапы его развития и всё то, что может стать предметом для беспокойства матери и отца.

Особенности развития зрения у новорожденных

Родители должны обращать особое внимание на зрение у новорожденных в первые несколько месяцев после их появления на свет, потому что именно в этот период оно развивается наиболее бурно, и в это время могут возникнуть самые распространённые проблемы и нежелательные изменения.

Наверное, всем новоиспечённым родителям и семьям, которые только планируют зачатие малыша, интересно, какое зрение у новорожденных. Многие ошибочно предполагают, что дети до 1 месяца ничего не слышат и не видят. Однако это заблуждение. Естественно, ребёнок до 1 года видит совершенно не так, как взрослый человек, и его зрение имеет некоторые особенности. Необходимо их рассмотреть.

Нужно сказать, что зрение ребёнка от момента его зачатия и до 7 лет только развивается и совершенствуется. Новорожденный малыш не может увидеть и воспринимать мир так, как взрослый человек. Острота зрения новорожденного настолько мала, что он способен различать только лишь свет и тень, поэтому о восприятии зрительных образов речи не идёт. С каждым днём и месяцем зрение малыша развивается, и уже к 1 году он способен видеть и воспринимать примерно треть того, что могут увидеть его родители.

Когда необходимо проверять зрение у малыша?

Зрение у новорожденных необходимо проверять регулярно, для того чтобы вовремя выявлять различные изменения. Первая проверка происходит ещё в роддоме, после чего необходимо показать малыша врачу через месяц, полгода и год после его рождения. Специалисты должны будут осмотреть глазное дно, изучить размер, а также симметричность зрачков ребёнка. Также врач изучит реакцию зрачка на световое раздражение, оценит состояние зрительной функции. Проверять зрение у новорожденных просто необходимо, для того чтобы выявить существующие проблемы и устранить их вовремя.

Зрение в первые дни и недели после рождения

Зрение у новорожденных в 1 месяц совсем не такое, как у взрослого человека. Многие считают, что ребёнок появляется на свет слепым и абсолютно ничего не видит. Это совсем не так. Да, новорожденный малыш не различает очертаний мелких предметов, но он уже способен реагировать на свет. Новорожденных малыш в первый месяц после своего рождения видит мир в чёрно-белых тонах, потому что его глаза ещё не способны воспринимать яркие краски. Стоит сказать, что очертания крупных предметов и людей малыш воспринимает. Также новорожденный видит лицо своей матери, которые расположено не дальше 20-30 см от его лица.

Стоит сказать, что в таком возрасте у младенцев часто косят глазки, но чаще всего это совсем не опасное явление. Если мать заметила это у своего малыша, лучше всего пойти на приём к специалисту, который определит, является ли подобное состояние нормой или же отклонением.

Важная особенность

Зрение у новорожденного ребёнка устроено таким образом, что они воспринимают все предметы в чёрно-белых тонах. Яркие и контрастные цвета для них являются трудноразличимыми, как и близкие по спектру различные оттенки.

Все счастливые мамы должны обращать внимание на развитие зрения у новорожденных, для того чтобы у малыша не было никаких проблем с восприятием окружающего его мира. Для того чтобы избежать различных нежелательных изменений в зрении новорожденного, каждая мать должна знать, на что следует обращать особое внимание.

Размер глазных яблок

Для начала счастливые родители должны постоянно обращать внимание на размер глазных яблок своего малыша. В норме глазки новорожденного должны быть одинакового размера, а слишком увеличенные либо уменьшенные органы зрения являются поводом для беспокойства. Если глазные яблоки младенца в возрасте 1 месяца увеличены или же навыкате, родителям необходимо срочно показать чадо специалисту, который выявит проблему и устранит её вовремя. Врождённая глаукома может быть причиной этого явления. Если родители вовремя не покажут своего ребёнка врачу, то повышенное внутриглазное давление может повлечь за собой слепоту.

Размер и светочувствительность зрачков

Второе, на что родители должны обратить внимание, это зрачки. Они, как и глазные яблоки, должны быть равного диаметра. Также стоит обратить внимание на реакцию на свет. В норме зрачки ребёнка должны сузиться под его действием. Если родители сомневаются в том, что глаза малыша реагируют на этот раздражитель, они должны как можно быстрее показать младенца специалисту.

Фиксация взгляда на предметах, расположенных вблизи

Если малышу уже исполнилось два месяца, то необходимо провести ещё один небольшой тест. Зрение у новорожденных устроено таким образом, что после 2 месяцев со дня рождения они уже должны уметь фиксировать взгляд на каком-либо предмете, который расположен достаточно близко. Также проследите за реакцией вашего малыша на активно движущиеся предметы на третьем месяце его жизни.

Этапы развития зрения малышей. Первый месяц от рождения

Для того чтобы предотвратить негативные изменения и выявить какие-либо патологии вовремя, необходимо знать, как развивается зрение у новорожденных. Для этого каждая мамочка должна познакомиться с этапами его развития.

Развитие зрения у новорожденных - это важный процесс, за которым должны следить родители уже с первых дней после появления малыша на свет. В первый месяц жизни ребёнок ещё не способен использовать два глазика одновременно. В связи с этим его зрачки могут блуждать в разные стороны и иногда даже сходиться на переносице. Уже после 1 или 2 месяцев младенец научится фокусировать свой взгляд на одном предмете и следить за ним.

2 месяца от рождения

В возрасте двух месяцев малыш будет учиться различать цвета, однако легче всего ему будет воспринимать черно-белые комбинации. Со временем ребёнок будет учиться распознавать яркие цвета, поэтому родители должны показывать ему разные картинки, фотографии, для того чтобы малыш учился воспринимать не только чёрно-белые и контрастные цвета.

4 месяца от рождения

Особого внимания взрослых требует зрение новорожденного. Этапы развития должен знать каждый родитель, для того чтобы контролировать и предотвращать появление негативных изменений. В возрасте 4 месяцев малыш начинает понимать, на каком расстоянии от него находится тот или иной предмет. После этого он уже с лёгкостью может схватить вещь, которая находится перед ним. Родители должны помогать своему малышу развивать этот навык и предлагать ему различные игрушки и погремушки.

5 месяцев от рождения

В возрасте пяти месяцев малыш учится лучше различать и воспринимать движущиеся предметы. Также ребёнку удаётся различать похожие оттенки, чего он не мог делать раньше. Более того, младенец учится распознавать предметы, которые находятся перед ним, даже если видит только их часть.

8 месяцев от рождения

В возрасте восьми месяцев восприятие предметов и окружающего мира малыша уже больше и больше становится таким, как у взрослого человека. Он может воспринимать и отличать друг от друга предметы, которые находятся на большом расстоянии от него. Однако, несмотря на это, ребёнку всё равно больше нравится рассматривать людей и предметы, которые находятся вблизи него.

Каждая мать должна обращать особое внимание на зрение новорожденного. Этапы его развития помогут понять, правильно ли оно развивается, и на что следует обратить особое внимание для избегания нежелательных и негативных изменений.

Как проверить зрение у новорожденного?

Для того чтобы убедиться, что зрение малыша развивается хорошо, необходимо водить малыша к специалисту. Также родители сами могут принимать участие в проверке этой важной функции. Для этого необходимо знать все этапы развития зрения и следить за тем, чтобы у малыша не было никаких отклонений.

Когда ребёнку исполнится один месяц, необходимо выяснить, реагируют ли его зрачки на свет. Если они сужаются, то поводов для беспокойства нет, однако если родители не увидели реакции, необходимо как можно быстрее обратиться к врачу.

В возрасте двух месяцев малыш уже должен уметь фиксировать свой взгляд на предметах, которые находятся вблизи от него. В связи с этим родители должны выяснить, воспринимает ли их ребёнок лица. Если мать и отец заметили, что ребёнок никак не реагирует на предметы, не фокусирует на них взгляд и смотрит в другую сторону, необходимо проверить зрение малыша у специалиста.

Во все последующие месяцы ребёнок уже должен уметь следить за движущимися предметами и распознавать лица. Проверить это можно с помощью игрушек и погремушек. Если зрение ребёнка развивается нормально, то он будет следить за всеми предметами, которые находятся вблизи него, и даже сможет их хватать.

Родители должны помогать ребёнку развивать зрение. Матери и отцу необходимо играть с малышом, показывать ему различные картинки и фотографии, давать игрушки и погремушки. С помощью этих простых методов ребёнок научится различать предметы, воспринимать яркие и контрастные цвета, брать интересующие вещи.

Способность слышать и видеть

Слух и зрение новорожденного развиваются неодинаково. Какие имеются особенности? Слух у новорожденного ребёнка развит намного лучше, чем зрение. Это связано с тем, что ещё в утробе матери малыш слышал различные звуки и уже привык к ним. Многие родители обеспокоены тем, что их ребёнок не реагирует на громкие звуки, и предполагают, что малыш ничего не слышит. Однако это совсем не так. Ухо новорожденного уже приспособлено к различным шумам и достаточно натренировано, чтобы различать далёкие и близкие звуки.

Удивительно, но у деток есть одна особенность - не воспринимать шумы, которые их раздражают. Очень часто малыш может играть и не реагировать на то, что мать или отец зовут его. Не стоит волноваться в такой ситуации. Попробуйте позвать малыша уже после того как он отвлечётся от своего занятия. Если и в этом случае ребёнок не будет реагировать, тогда стоит обратиться к специалисту.

Развитие зрения новорожденных - один из самых важных процессов, которому родители малыша должны уделять этому особое внимание. Нельзя пренебрегать походами к врачу и самостоятельными проверками зрения, потому что самодеятельность может привести к плачевным последствиям и развитию у ребёнка различных болезней. Родители должны регулярно следить за тем, нет ли у младенца каких-либо отклонений от нормы, показывать ему картинки и фотографии, давать игрушки и погремушки, для того чтобы его зрение развивалось нормально.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система новорожденного еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно. Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство – причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко уноворожденного сформированы не полностью. Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности косоглазие.

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика. Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов. У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы. С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на 28-й неделе беременности младенец реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на 32-й неделе беременности, закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на 37-40-й неделе) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения, В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире, «Оттачивается» одновременное движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется «библиотека» зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1 / 3 - 1 / 2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша. При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни . Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого «лица», а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени.

На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0- т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Первый месяц. Малыш способен устойчиво фиксировать взгляд на глазах взрослого. Однако зрение ребенка вплоть до четвертого месяца жизни все еще считается слаборазвитым.

Второй месяц. Ребенок начинает осваивать ближнее пространство. Он фокусирует взгляд на игрушках. При этом задействованы зрение, слух и осязание, которые взаимно дополняют и контролируют друг друга. У ребенка складываются первые представления об объемности предмета. Если мимо него «проплывают» красочные игрушки, он будет следить за ними взглядом и во всех направлениях: вверх, вниз, влево, вправо. В этот период возникает предпочтение смотреть на контрастные простые фигуры (черно-белые полосы, круги и кольца и т.д.), движущиеся контрастные объекты и вообще новые предметы. Ребенок начинает рассматривать детали лица взрослого, предметов, узоров.

Таким образом, одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Третий-четвертый месяц. Уровень развития движений глаз у ребенка уже достаточно хороший. Однако ему еще сложно дается плавное неотрывное слежение за объектом, движущимся по кругу или описывающим в воздухе «восьмерку». Острота зрения продолжает повышаться.

К трем месяцам дети начинают по-настоящему радоваться ярким цветам и подвижным игрушкам, как, например, подвесные погремушки. Такие игрушки отлично способствуют развитию зрения у ребенка. С этого периода малыш способен улыбаться, увидев что-то знакомое. Он следит за перемещающимся во всех направлениях лицом взрослого или предметом на расстоянии от 20 до 80 см, а также смотрит на свою руку и предмет, который в ней держит.

Когда ребенок тянется за предметом, он, как правило, неверно оценивает расстояние до него, кроме того, малыш часто ошибается и в определении объемности предметов. Он пытается «взять» цветок с платья мамы, не понимая, что этот цветок составляет часть плоского рисунка. Это объясняется тем, что вплоть до конца четвертого месяца жизни мир, отраженный на сетчатке глаза, все еще остается двухмерным, Когда малыш откроет третье измерение и сможет оценить расстояние до своей любимой погремушки, он научится совершать прицельное хватание. Анализируя малейшие расхождения между зрительными образами обоих глаз, мозг получает представление о глубине пространства. У новорожденных сигналы поступают в мозг в смешанном виде. Но постепенно нервные клетки, воспринимающие картину, разграничиваются, и сигналы становятся четкими. Восприятие объема у детей развивается тогда, когда они начинают передвигаться в пространстве.

В возрасте четырех месяцев ребенок способен предугадывать события, которые должны произойти. Всего несколько недель назад он продолжал кричать от голода до тех пор, пока сосок не попадал к нему в рот, Теперь, увидев маму, он тут же реагирует тем или иным способом. Он может либо замолчать, либо начать кричать еще громче, Очевидно, в сознании ребенка устанавливается связь, основанная на определенном стереотипе.

Таким образом, можно заметить установление связи между зрительными способностями и сознанием. Наряду с тем, что ребенок начинает осознавать функции окружающих предметов (для чего эти предметы предназначены), он приобретает способность реагировать на их исчезновение, Малыш будет следить за двигающейся погремушкой и пристально смотреть на то место, где он видел ее в последний раз. Ребенок пытается восстановить в памяти траекторию движения погремушки.

Где-то между тремя и шестью месяцами жизни ребенка сетчатая оболочка его глаз развивается настолько, что он может различать мелкие детали предметов. Малыш уже способен переводить взгляд с близкого предмета на отдаленный и обратно, не теряя его из вида. С этого периода у малыша развиваются следующие реакции: моргание при быстром приближении предмета, рассматривание себя в отражении зеркала, узнавание груди.

Шестой месяц. Ребенок активно рассматривает и обследует свое ближайшее окружение. Он может испугаться, оказавшись в новом месте. Теперь для ребенка особенно важными являются зрительные образы, с которыми он сталкивается. До этого малыш, играя со своей любимой игрушкой ударял по предмету в поисках интересных ощущений, затем хватал ее, чтобы засунуть в рот. Шестимесячный ребенок уже берет предметы, чтобы рассмотреть их. Хватание становится все более точным. На основе этого формируется зрительное представление о расстоянии, что, в свою очередь развивает у малыша трехмерное восприятие. Ребенок способен выбрать взглядом любимую игрушку. Ему уже удается фокусировать свои глаза на предмете, находящемся на расстоянии 7-8 а: от его носа.

Седьмой месяц. Одна из самых характерных особенностей ребенка в этот период - умение замечать мельчайшие детали окружающей обстановки. Малыш сразу же обнаруживает рисунок на новой простыне. Кроме того, он начинает интересоваться взаимосвязью окружающих предметов.

Восьмой-двенадцатый месяцы. В этот период ребенок воспринимает предмет не только в целом, но и по его частям. Он активно начинает искать предметы, которые внезапно исчезают из поля его зрения, т.к. понимает, что предмет не перестал существовать, а находится в другом месте, Выражение лица малыша меняется в зависимости от выражения лица взрослого. Он способен отличить «своих» от «чужих». Острота зрения еще увеличивается.

От года до 2 лет. Достигается почти полная согласованность движений глаз и рук. Ребенок наблюдает, как взрослый пишет или рисует карандашом. Он способен понимать 2-3 жеста («пока», «нельзя» и др.).

В возрасте 3-4 лет зрение ребенка становится почти таким же, как и у взрослого человека.

Новорожденные не различают цветов, так как зрительный анализатор у них еще не совсем развит. Способность дифференцировать цвета появляется у малышей в промежутке от шести недель до двух месяцев. Отмечают, что различие цветов начинается, прежде всего, с восприятия желтого и красного цветов, а способность распознавать синий и зеленый цвета возникает позже. Обычно формирование цветового зрения заканчивается к 4-5 годам.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник, Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот «синих» колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так для новорожденного самой «любимой» игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного

Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако, современные ученые этого не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким он якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, «приспособилась» переворачивать картинку.

К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук , ловит взгляд собственного отражения, улыбается ему .