Особенности стоматологического обследования детей различного возраста. Стоматологическое обследование на профилактическом приеме

Методы обследования пациента – это приемы, способы, используемые врачом для установления болезни или физиологического состояния организма. Методы обследования можно разделить на две большие группы: клинические и дополнительные или специальные, т.е. инструментально-лабораторные. Каждая из этих групп методов обследования включает ряд более частных методов и конкретных методик – расспрос или анамнез, осмотр, пальпация, зондирование, перкуссия, большое количество биофизических и биохимических методов.

Обследование пациента проводится в стоматологическом кабинете и спокойной обстановке, внушающей ему доверие к врачу. Если пациент ребенок, врач знакомится с ребенком и его родителями. Перед обследованием необходимо отрегулировать кресло, чтобы пациент принял правильное и удобное положение. Лучше всего проводить обследование при естественном рассеянном освещении (особенно при изучении состояния слизистой оболочки полости рта). Искусственное освещение должно быть направлено на область рта, чтобы не слепить и не раздражать пациента. Для обследования используют стерильный смотровой набор инструментов в лотке (стоматологическое зеркало, зонд, пинцет). Непосредственно перед обследованием пациента врач обрабатывает руки.

При обследовании пациента существует определенный порядок. Клиническое обследование слагается из двух этапов:

    опрос – выяснение жалоб, истории жизни и истории болезни;

    объективное исследование – исследование при помощи физических методов (осмотр, пальпация, зондирование, перкуссия).

Каждый этап клинического обследования проводится в определенной последовательности. Опрос состоит из трех частей:

    сбор жалоб;

    сбор анамнеза жизни;

    сбор анамнеза заболевания.

Жалобы могут быть разнообразны, чаще всего они связаны с появлением болевых ощущений, деформаций или дефектов, функциональных и эстетических нарушений в челюстно-лицевой области. Если обследование проводится в профилактических целях, жалобы могут отсутствовать.

Анамнез жизни проводится путем расспроса о хронических заболеваниях пациента, перенесенных травмах и операциях.

Анамнез жизни ребенка собирается в основном в результате беседы с родителями. В первую очередь необходимо узнать возраст ребенка (месяц и год рождения). Далее выясняется:

1) наследственная предрасположенность: на кого похож ребенок и каково состояние зубочелюстной системы у ближайших (а если необходимо, то и у отдаленных) родственников;

2) хронические заболевания матери;

3) акушерско-гинекологический анамнез матери: беременность по счету, роды по счету; острые инфекционные заболевания матери, перенесенные в течение беременности; лекарственные препараты, получаемые матерью в период беременности; производственные вредности у матери; патология беременности и родов: токсикоз первой половины беременности (рвота, дерматозы, хорея, острая желтая атрофия печени, бронхиальная астма, остеомаляция и др.), токсикоз второй половины беременности (водянка, нефропатия, преэклампсия, эклампсия, гипертония и гипотония беременных и др.); кровотечения и анемия; угроза выкидыша; осложнения при родах (аномалии родовой деятельности, предлежание плаценты, лицевое предлежание плода, гипоксия плода, родовспоможение с использованием акушерских щипцов, вакуумэкстракция, кесарево сечение);

4) развитие ребенка: длина, масса при рождении, возраст, когда начал держать голову, сидеть, ходить, говорить, вид и сроки вскармливания (грудное, искусственное, смешанное), сроки прикорма, перехода на жесткую пищу; заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни (внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь, стафилококковая инфекция, пневмония, ОРВИ, экссудативный диатез, диспепсия, рахит и др.); лекарственные препараты, которые ребенок получал на первом году жизни; сроки начала прорезывания временных зубов, сроки и характер смены зубов, перенесенные и сопутствующие заболевания, вредные привычки;

5) бытовые условия жизни ребенка: питание (режим потребления сладостей, качество и консистенция пищи), образ жизни (режим труда и отдыха, физическая культура);

6) санитарная культура дома (уровень санитарно-гигиенических знаний ребенка и родителей);

7) характер нейропсихических реакций (характер и темп дыхания, положение головы во время сна, поведение, успеваемость, увлечения).

Анамнез заболевания . Если есть жалобы, то выясняют время их появления, изменение характера жалобы во времени (динамика), выясняют, с чем пациент связывает появление заболевания, что предпринималось и с каким результатом.

Анамнез заболевания ребенка записывается со слов родителей. Дополнительно, а также в случае отсутствия жалоб необходимо выяснить, ухаживает ли ребенок за своими зубами, пользуется ли он зубной щеткой, зубной пастой. Детально выяснить, каковы предметы, средства, и методы гигиены полости рта ребенка. Узнать, лечил ли он зубы или другие заболевания полости рта.

Вторым этапом клинического обследования пациента является объективное исследование.

Обследование начинают обычно с определения общего состояния организма. Внешний осмотр пациента начинается с момента появления его в кабинете. Определяются физическое и психоэмоциональное состояние, конституционный тип развития (гиперстенический, астенический, нормальный).

В процессе осмотра ребенка обращается внимание на состояние опорно-двигательного аппарата; может быть изменение осанки, искривление костей конечностей, деформация позвоночника. Осмотр головы позволяет определить резко выраженные нарушения положения, величины и формы головы, состояние волосяного покрова.

Методом пальпации определяется состояние лимфатических узлов (шейных, подчелюстных, подбородочных). Если лимфатические узлы пальпируются, то необходимо отметить их величину, болезненность, консистенцию, подвижность.

Определение стоматологического статуса начинают с исследования конфигурации лица и состояния его наружных покровов. Определяют симметричность правой и левой половины лица; цвет кожных покровов, их эластичность; наличие рубцов, их характер, форму; выраженность носогубных и подбородочных складок; соотношение высоты среднего и нижнего отделов лица (в норме примерно равны); в профиль – выступание или западение, переднее или заднее положение отдельных частей лица (губ, подбородка, нижней или средней части лица). Могут быть установлены асимметрия лица, увеличение или уменьшение высоты нижнего отдела лица по сравнению с высотой среднего отдела, переднее или заднее положение, или смещение в сторону отдельных частей лица, сглаженность или выраженность, углубление носогубных складок.

Оценивают развитие и состояние органов чувств, расположенных на лице (уши, глаза, нос).

Отдельно необходимо провести исследование нижней челюсти: визуально определить форму, симметричность обеих ее половин, величину, наличие неровностей, утолщений, приобретенных и врожденных деформаций, пальпаторно определить характер поверхности утолщения или опухоли (гладкая, бугристая), консистенцию (плотная, упругая, мягкая).

О состоянии височно-нижнечелюстного сустава в определенной мере можно судить по степени открывания рта и боковых движений нижней челюсти. Индивидуальную норму открывания рта предложено определять по ширине 3 пальцев пациента (указательного, среднего и безымянного). В норме при открывании рта движение нижней челюсти плавное, без боковых смещений, средняя линия нижней челюсти не отклоняется от средней линии лица. Боковые движения нижней челюсти в обе стороны плавные, на равные расстояния.

Далее осматривают и пальпируют область сустава и наружный слуховой проход: может быть припухлость, гиперемия, болезненность. Подушечки средних пальцев устанавливают впереди козелка уха и при открывании, закрывании рта, при боковых движениях челюсти устанавливают степень подвижности головок нижней челюсти, появление при этом болезненности, хруста или щелканья. У здорового пациента головки нижней челюсти при экскурсии пальпируются с обеих сторон, экскурсия безболезненна, симметричная, плавная, без патологических шумовых явлений.

Существенное значение имеет состояние губ. Следует обратить внимание на величину ротовой щели и характер смыкания губ (сомкнуты, не сомкнуты, спокойное, напряженное смыкание), в норме линия смыкания губ параллельна зрачковой линии, углы губ чистые, сухие, на одном уровне. Контур красной каймы губ целостный, правильный («дуга купидона»). Слизистая губ бледно-розовая, сухая, чистая, гладкая.

Следующий этап – исследование полости рта , которое, в свою очередь, делится на две части:

    осмотр преддверия полости рта;

    осмотр собственно полости рта.

Преддверие осматривают при сомкнутых зубах. В норме слизистая оболочка преддверия бледно-розовая, влажная, чистая, без патологических изменений. Затем осматривают выводные протоки околоушных слюнных желез, которые находятся на уровне первого или второго моляра верхней челюсти. Стоматологическим зеркалом оттягивают вперед и несколько кнаружи угол рта. Слизистая оболочка выводных протоков в норме не изменена. Контур вестибулярной десны, соотношение формы десен, зубов и межзубных промежутков не нарушены, ткани плотные, упругие. После прорезывания зубов может быть установлено правильное или низкое прикрепление уздечки верхней губы (ниже уровня шеек центральных резцов), правильное или высокое прикрепление уздечки нижней губы (выше уровня шеек центральных зубов), мелкое преддверие полости рта (менее 5 мм в сочетании с побледнением маргинальной десны и межзубных сосочков при оттягивании губы). При этом уздечки губ могут быть укорочены, утолщены. Затем пациента просят сомкнуть зубы и проглотить слюну. В этом положении оценивают прикус (соотношение зубных дуг в центральной окклюзии). Соотношение определяется по участкам и направлениям. Участков 3: два боковых и фронтальный. Направлений тоже 3: сагиттальное (переднезаднее), вертикальное и трансверзальное (поперечное). Физиологические виды прикуса: ортогнатический, прямой, бипрогнатический, физиологический прогенический (с отсутствием сагиттальной щели во фронтальном участке), глубокое резцовое перекрытие. Аномальные (патологические) виды прикуса: прогнатический, прогенический, глубокий, открытый, латерогнатический, латерогенический. Для физиологических видов прикуса характерны полноценная функция и хорошая эстетика. Зубы не должны выступать из зубной дуги, должны плотно контактировать друг с другом апроксимальными поверхностями, образуя контактные пункты. На верхней челюсти в постоянном прикусе форма зубной дуги полуэллипс, на нижней челюсти – парабола, во временном прикусе – полукруги.

Собственно полость рта осматривают при широко открытом рте. Осмотр при помощи шпателя позволяет оценить состояние небных миндалин. В норме слизистая оболочка рта бледно-розовая, влажная, чистая, без патологических изменений. Контур оральной десны, соотношение формы десен, зубов и межзубных промежутков не нарушены.

Небо по форме и глубине визуально определяется как нормальное, глубокое, плоское, очень глубокое и узкое «готическое».

Язык в норме не имеет отпечатков зубов, подвижен, при широко открытом рте кончик языка упирается в верхние передние зубы (если нет, то может быть короткой уздечка языка), уздечка языка прикрепляется к альвеолярной части нижней челюсти на уровне дна полости рта (если выше – патология, «парус»). Слизистая спинки языка розовая, чистая, влажная, без складок и участков ороговения.

Далее приступают к осмотру зубов и записи зубной формулы с обозначением состояния зубов. Следует соблюдать определенный порядок осмотра зубов, который предусматривает последовательность и исключает пропуски. В настоящее время принято осмотр начинать с последнего зуба верхней челюсти справа, далее – влево все зубы верхней челюсти, затем слева направо все зубы нижней челюсти, заканчивая осмотр последним зубом нижней челюсти слева. Для краткости записи состояния зубов обычно пользуются, так называемой, зубной формулой. В графической числовой зубной формуле каждый зуб челюсти имеет свой порядковый номер. Нумерация начинается с центрального резца и заканчивается третьим моляром. Графическая часть формулы имеет крестообразный вид с короткой вертикальной линией, разделяющей зубы челюстей на левые и правые, и более длинной, отделяющей зубы верхней челюсти от зубов нижней челюсти. Постоянные зубы записываются арабскими цифрами, временные – римскими.

Методика клинического обследования ребенка предусматривает последовательный опрос родителей и осмотр ребенка, причем приоритет опроса родителей или осмотра ребенка с возрастом меняется.

Клиническое обследование начинается с опроса родителей и предусматривает:

I. Генеалогический анамнез:

Буквенные обозначения стоматологических заболеваний матери, отца, других родственников: К - кариес; Р - заболевание пародонта; АРЛ - аномалии развития лица и челюстей; АТТ - аномалии твердых тканей зуба; АП - аномалии прикуса; AM - аномалии прикрепления мягких тканей; НО - наличие опухолей. Заключение: имеется наследственная предрасположенность:
- к кариесу
- к заболеваниям пародонта
- к аномалиям прикуса
- к опухолям
- к наследственным порокам

II. Хронические заболевания матери:

А) эндокринопатии: сахарный диабет, заболевания щитовидной железы, заболевания надпочечников,

Б) сердечно-сосудистые: пороки сердца, гипертония , гипотония и др.,

В) заболевания почек: нефрит и др.,

Г) желудочно-кишечные заболевания: гастрит , язвенная болезнь желудка и двенадцатиперстной кишки, колит и др.,

Д) заболевания печени и желчного пузыря: гепатит, холецистит и др.,

Е) болезни крови: анемия и др.

III. Острые инфекционные заболевания матери, перенесенные в течение беременности.

IV. Лекарственные препараты, которые получила мать во время беременности (антибиотики, гормоны, сульфаниламиды, барбитураты, салициловая кислота и др.).

V. Производственные вредности у матери во время беременности (химическое производство и др.).

VI. Вредные привычки у родителей (курение, алкоголь и др.).

VII. Акушерско-гинекологический анамнез:

1, 2, 3 беременность; 1, 2, 3 роды по счету; беременность доношенная, недоношенная, переношенная; исход предыдущих беременностей.

VIII. Патология беременности и родов:

А) токсикоз I половины беременности (рвота, слюнотечение, дерматозы, хорея беременных, острая желтая атрофия печени, бронхиальная астма, остеомаляция и др.);

Б) токсикоз II половины беременности (водянка, нефропатия, преэклампсия, эклампсия, гипертония и гипотония беременных и др.);

В) кровотечение, анемия;

Д) осложнения в родах (аномалии родовой деятельности, предлежание плаценты, лицевое предлежание плода, гипоксия плода, родовспоможение с использованием акушерских щипцов, вакуум-экстракции, кесарева сечения).

IX. Развитие ребенка (оценка по шкале Апгар):

А) длина, масса при рождении, начал держать голову с... мес, сидеть с... мес, ходить с... мес,

Б) характер вскармливания (грудное до... мес, искусственное с... мес, кормление из ложки с... мес, питье из чашки с... мес, переход на жесткую пищу с... мес);

В) заболевания, перенесенные ребенком на первом году жизни (внутричерепная родовая травма, гемолитическая болезнь , стафилококковая инфекция, пневмония , ОРВИ, экссудативный диатез, диспепсия, рахит);

Г) группа здоровья: I, II, III, IV, V.

X. Стоматологический статус:

А) внешний осмотр: лицо пропорционально, симметрично, асимметрично, имеет пороки развития (расщелина губы, неба, аномалия строения отдельных частей лица, свищи, новообразования (гемангиома, неуточненное);

Б) преддверие полости рта (мелкое, среднее, достаточной глубины), уздечка верхней губы (нормальная, аномалия размеров, прикрепления), уздечка нижней губы (нормальная, аномалии размеров, прикрепления), уздечка языка (нормальная, аномалии размеров, прикрепления);

В) слизистая оболочка полости рта: цвет, влажность;

Г) язык (розовый, влажный, гладкий, складчатый, обложен, наличие очагов десквамации);

Д) форма альвеолярных отростков (полукруглая, форма эллипса, трапециевидная);

Е) соотношение челюстей: по сагиттали (нейтральное, нижняя челюсть располагается впереди, сзади или на одном уровне с верхней челюстью), по вертикали (наличие щели между десневыми валиками более 3 мм, плотный контакт между десневыми валиками), по
трансверзали (правильное, уменьшение или увеличение размеров и ширины челюстей);

Ж) прорезывание зубов (норма, преждевременное, запоздалое, парное, непарное, последовательность прорезывания;

З) состояние твердых тканей зуба: цвет - белый, желтый, серый, форма зубов - правильная, измененная; гипоплазия, гипоплазия, осложненная кариесом, гипоплазия, сочетанная с кариесом; аплазия и другие пороки развития зубов;

И) функции: дыхание (носовое, ротовое, смешанное), глотание (инфантильное, соматическое), жевание (активное, ленивое);

К) вредные привычки (сосание пальцев, языка, щеки, предметов, прикусывание губ, щек, подкладывание кулачка под щеку во время сна);

Л) пользование пустышкой (не пользуется, пользуется постоянно, ограниченно) до какого возраста...

Этапный эпикриз (составляется каждые полгода)

1. Возраст в момент составления эпикриза

2. Количество заболеваний, перенесенных ребенком за истекший период.

3. Пороки развития лица (есть, нет)

4. Отклонения в формировании прикуса (есть, нет, без изменений, саморегуляция, коррекция, усугубление)

5. Аномалия прикрепления мягких тканей (есть, нет, устранена, не показано устранение)

6. Новообразования (есть, нет). Гипоплазия (есть, нет, без изменений, стабилизация,
ухудшение)

10. Профилактические меры по предупреждению: кариеса, аномалий прикуса

11. Лечение у стоматолога, хирурга, ортодонта, терапевта

12. Лечение у педиатра другого профиля

Этот план анамнеза и исследования ребенка достаточно объемный. Однако многие его части могут заполняться медицинской сестрой или самой мамой до, после или во время осмотра ребенка врачом.

Во время беседы врача или медицинской сестры с мамой очень важно внимательно наблюдать за ребенком, т. к. с этого момента начинается осмотр ребенка и в непринужденной обстановке легко выявить его вредные привычки (сосание пальца, пустышки и др.), нарушения функции дыхания, глотания и т. д.

Осмотр ребенка в возрасте до 6 месяцев следует проводить в положении лежа, а после 6 месяцев - в положении сидя на коленях матери, сидящей на стуле или в стоматологическом кресле.

Результаты клинического обследования ребенка позволяют выделить 3 диспансерные группы:

I группа - здоровые дети,

II группа - здоровые дети с факторами риска возникновения стоматологических заболеваний,

III группа - дети, имеющие заболевания, пороки развития, отклонения в формировании.

НАРУЖНОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЧЕЛЮСТНО-ЛИЦЕВОЙ ОБЛАСТИ

Учебные элементы

Цель занятия: Научиться методике наружного обследования челюстно-лицевой области (ЧЛО) ребенка, записи зубной формулы.

Основные термины: анамнез, внешний осмотр, обследование челюстно-лицевой области, зубная формула.

План изучения темы:

  1. Контроль исходного уровня знаний
  2. Собеседование по теме занятия:

а) анамнез;

б) внешний осмотр и наружное обследование челюстно-лицевой области;

в) запись зубной формулы (графико-цифровая и международная двух цифровая системы);

  1. Контроль усвоения знаний.

Изложение учебного материала

Анамнез – совокупность сведений о развитии болезни, условиях жизни, перенесенных заболеваниях и прочем, собираемых с целью их использования для диагноза, прогноза, лечения, профилактики (БМЭ, 1984).

1. АНАМНЕЗ ЖИЗНИ:

Антенатальный (пренатальный, внутриутробный) период является ключевым в жизни человека. В антенатальном периоде происходит закладка и формирование органов и систем, в том числе зубочелюстной. Наличие факторов риска на этом этапе может привести к нарушению процессов закладки и гистогенеза зубов и послужить причиной возникновения множественного кариеса, некариозных поражений в перспективе.

Основные факторы риска антенатального периода:

Малые интервалы между родами;

Заболевания матери (гистозы, инфекционные заболевания, обострение хронической соматической патологии);

Прием лекарственных препаратов;

Несбалансированное и некачественное питание;

Вредные привычки.

Постнатальный период подразделяется на: период новорожденности, грудной, ранний детский, дошкольный, младший школьный, средний школьный, старший школьный. Для каждого возрастного периода характерны определенные факторы риска:

Основные факторы риска постнатального периода:

Характер вскармливания (грудное, искусственное);

Заболевания и патологические состояния ребенка (диспепсия, рахит, гиповитаминозы, инфекционные заболевания, аллергические состояния, хронические заболевания);

Характер питания ребенка (консистенция пищи, частый прием простых сахаров, недостаточное потребление молочных продуктов);

Не регулярный и не качественный уход за полостью рта.

Генетическая предрасположенность (наличие кариеса у родителей - предрасполагающий фактор для развития кариеса у ребенка).

Место и условия проживания (концентрация фторида в питьевой воде, социально-бытовые условия, социальный статус родителей и пр.)

2. АНАМНЕЗ ЗАБОЛЕВАНИЯ позволяет получить предварительную информацию, необходимую для постановки диагноза, составления плана лечения и прогноза.

Основные вопросы анамнеза заболевания:

Появление первых признаков патологии;

Динамика заболевания;

Первое обращение к стоматологу;

Характер и эффективность лечения;

Последующие обращения;

ОБЩЕНИЕ является обязательным и важнейшим элементом стоматологического обследования, позволяющим ВРАЧУ УСЛЫШАТЬ ПАЦИЕНТА . Во время общения с ребенком ил его родителями (опекунами) врач получает информацию, необходимую для постановки диагноза, планирования эффективного лечения. Пренебрежение разговором во многих случаях приводит к врачебным ошибкам и конфликтным ситуациям.

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ НАРУЖНОГО СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО

ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА

Этапы обследования Вариант нормы Вариант патологии
1. Жалобы Жалоб нет Предъявляет жалобы на боль, неприятные ощущения во время приема пищи, разрушение зубов, кровоточивость десен, травму СОПР, нарушение прикуса, эстетические дефекты и т.д.
Анамнез заболевания, жизни См. выше
Психоэмоциональное состояние. Спокойное. Ребенок доброжелателен, активен, весел Тревожное. Ребенок испуган, капризен, агрессивен, заторможен
Показатели физического развития Соответствует возрасту Акселерация, ретардация. Масса тела понижена, повышена
Осанка, походка Прямая, энергичная Сутулая, вялая. Неправильная осанка оказывает воздействие на рост костей лицевого скелета, положение нижней челюсти и обуславливает развитие аномалий прикуса
Положение головы Прямое Опущена, запрокинута
Симметричность лица и шеи Симметричны Асимметричны, шея искривлена или укорочена
Характер дыхания Носовое Ротовое (ноздри узкие, рот приоткрыт, губы сухие, переносица широкая)
Характер глотания Соматическое: свободное глотание, движения мимических мышц незаметны. Язык расположен в верхнем этаже, упирается в твердое небо за верхними резцами Инфантильный тип глотания: напряжение мимических мышц и мышц шеи "симптом наперстка", протрузия губ, увеличение высоты нижней трети лица (язык расположен в нижнем отделе, упирается в губы, щеки)
Характер речеобразования Ребенок произносит все звуки (соответствующие возрасту) правильно Нарушено произношение ряда звуков
Размер ротовой щели, смыкание губ Ротовая щель ограничена перпендикулярами, опущенными от зрачков при прямом взгляде. Губы сомкнуты, напряжение мышц визуально и пальпаторно не определяется, носогубные и подбородочная складки умеренно выражены Ротовая щель меньшего или большего размеров (макро, микростомия). Губы разомкнуты, при смыкании отмечается напряжение мимических мышц, носогубные складки сглажены
Состояние жевательных мышц (определяется пальпаторно или визуально) При пальпации жевательных и височных мышц болезненности не определяется, при смыкании зубов мышцы напряжены Определяется болезненность при пальпации, напряжение мышц слабое или в покое
Функция ВНЧС (определяется бимануальной пальпацией) Движение головки в суставе свободное во всех направлениях, плавное. Амплитуда движений по вертикали 40-50 мм, по горизонтали – 30 мм Объем движений нижней че­люсти ограничен или чрезмерен, болезненность. При пальпации хруст или щелканье
Состояние лимфатического аппарата ЧЛО Не пальпируются или определяются подвижные лимфатические узлы, безболезненны, при пальпации эластичной консистенции Лимфатические узлы увеличены в размере, болезненны при пальпации, плотной или каменистой консистенции, спаяны с тканями
Состояние кожных покровов Розовой окраски, умеренной влажности и тургора Бледные или ярко-розовые. Тургор снижен, имеются элементы сыпи (пятна, папулы, корки, расчесы, пустулы, шелушения, рубцы, волдыри)
Состояние красной каймы губ Ярко-розовая, влажная, чистая Бледность, сухость, наличие шелушения, корок, трещин, пузырьков

Запись зубной формулы:

Графико-цифровая система (Зигмонда-Палмера, 1861) - запись формулы производится с помощью системы координат. Постоянные зубы обозначаются арабскими, а молочные - римскими цифрами.

Запись зубной формулы постоянного прикуса


V IV III II I I II III IV V

V IV III II I I II III IV V

В большинстве стран принята международная цифровая система , предложенная Международной Федерацией Стоматологов (FDI) и утвержденная Международной Организацией Стандартов (ISO). Верхний и нижний зубные ряды условно делятся на 2 части: верхний правый квадрант обозначается 1, левый - 2, нижний левый - 3, правый – 4. Для записи формулы конкретного зуба к этой цифре приписывается порядковый номер этого зуба. Например: левый верхний постоянный клык - 23, нижний правый постоянный первый моляр - 46.

18 17 16 15 14 13 12 11 | 21 22 23 24 25 26 27 28

48 47 46 45 44 43 42 41 | 31 32 33 3 435 36 37 38

Для записи формулы молочных зубов квадранты обозначаются 5, 6, 7, 8. Например: правый верхний первый молочный моляр - 54, левый нижний молочный клык - 73.

55 54 53 52 51 | 61 62 63 64 65

85 84 83 82 81 | 71 72 73 74 75

Из двух систем более удобной является международная цифровая система обозначения зубов, дающая возможность передавать данные по телефону, телеграфу, факсу, обрабатывать с помощью компьютера.

Тестовые задания:

1. Факторы риска кариеса молочных зубов в антенатальном периоде:

а) гистозы

б) плохая гигиена полости рта у матери

в) острые инфекции и хронические заболевания матери

г) гингивит беременных

д) стрессовые ситуации

2. Факторы риска кариеса зубов и болезней пародонта после рождения ребенка:

б) болезни ребенка

в) генетическая предрасположенность

г) нерациональное питание

3. Укажите последовательность наружного осмотра ребенка:

а) состояние кожных покровов лица и красной каймы губ

б) психоэмоциональное состояние и физическое развитие ребенка

в) характер дыхания, глотания, речеобразования

г) состояние лимфатических узлов челюстно-лицевой области

д) осанка, походка, положение головы и шеи

4. Международная цифровая система обозначения зубов позволяет:

а) передавать данные по телефону

б) передавать данные по телеграфу

в) передавать данные по факсу

г) производить компьютерную обработку

д) затрудняюсь ответить

5. Запишите в международной цифровой системе зубы:

6. Запишите в графико-цифровой системе зубы:

7. Причины зубочелюстных аномалий у детей:

а) ротовое дыхание

б) соматическое глотание

в) сосание пальца, языка, щек

г) плохая гигиена полости рта

д) неправильная осанка

8. Нарушению первичной минерализации молочных резцов способствуют:

а) плохая гигиена полости рта у матери

в) гистозы

г) инфекционные заболевания матери

д) плохая гигиена полости рта

9. Нарушению первичной минерализации молочных моляров способствуют:

а) гистозы

б) хронические заболевания ребенка

в) характер вскармливания

г) токсикозы II половины беременности

д) плохая гигиена полости рта у ребенка

10. Нарушению вторичной минерализации молочных зубов способствуют:

а) искусственное вскармливание

б) гистозы

в) плохая гигиена полости рта у ребенка

г) хронические заболевания ребенка

Литература:

1. Персин Л.С., Елизарова В.М., Дьякова С.В. Стоматология детского возраста. М., 2008. - С. 71–72

2. Кузьмина Э.М. Профилактика стоматологических заболеваний. - М., 2001. - с. 107–108.

3. Леонтьев В.К., Пахомов Г.Н. Учебник. Профилактика стоматологичес-ких заболеваний. Москва, 2006, с. 155–176, 298–301.

Тема ЗАНЯТИЯ.

ОБСЛЕДОВАНИЕ СЛИЗИСТОЙ ОБОЛОЧКИ ПОЛОСТИ РТА И ПАРОДОНТА У ДЕТЕЙ.
ИНДЕКСЫ РЕГИСТРАЦИИ СОСТОЯНИЯ ТКАНЕЙ ПАРОДОНТА

Учебные элементы

Цель занятия: Освоить методику обследования слизистой оболочки полости рта (СОПР) и пародонта, применения индексов РМА, CPITN, КПИ.

Основные термины: СОПР, пародонт, пародонтальные индексы

План изучения темы:

4) Контроль исходного уровня знаний

5) Собеседование по теме занятия:

а) оценка СОПР, уздечек и тяжей слизистой, глубины преддверия полости рта

б) оценка пародонта, критерии нормальной десны

в) проба Шиллера-Писарева

г) индексы РМА, CPITN, КПИ

6) Контроль усвоения знаний

Ребенок постоянно растет и развивается и на каждом возрастном этапе своей жизни предстает в особом морфологическом, физиологическом и психическом качестве, в связи с чем возникает необходимость выделить в процессе человеческого онтогенеза ряд периодов или этапов развития. Среди этапов онтогенеза самым важным являются два: внутриутробное развитие и постнатальное, или собственно детство.

Постнатальный этап имеет следующие возрастные периоды:

    новорожденности (до 3-4 нед.);

    грудного возраста (с 3-4 нед. до 12 мес.);

    преддошкольный (от 1 года до 3 лет);

    дошкольный (с 3 до 6 лет);

    младший школьный (с 7 до 11 лет);

    средний школьный (с 11 лет до 14 лет);

    старший школьный (с 14 лет до 18 лет).

У каждого ребенка имеется индивидуальный темп биологического развития, и его биологический возраст может в определенной степени от возраста его сверстника.

Для каждого возрастного периода характерны свои особенности, обусловленные строением и функцией системы жизнеобеспечения организма, и определенные критерии физиологического состояния зубочелюстной системы ребенка. Для каждого периода существует свой порядок осмотра, свои диагностические приемы, с одной стороны, адаптированные к возрасту ребенка, с другой – направленные на выявление или исключение патологии, встречающейся наиболее часто именно в этом возрасте.

Кроме периодов развития ребенка в целом, в стоматологии принято выделять периоды развития зубочелюстной системы ребенка. Выделяют 6 периодов развития зубочелюстной системы:

    внутриутробное развитие;

    «беззубый рот», от рождения ребенка до начала прорезывания временных зубов (до 6-8 мес.);

    прорезывание временных зубов (от 6-8 мес. до 20-30 мес.);

    сформированный прикус временных зубов (от 20-30 мес. до 5-6 лет), в котором различают:

а) относительный покой (от 20-30 мес. до 4- 4.5 лет),

б) подготовку к прорезыванию постоянных зубов (от 4-4.5 до 5-6 лет);

    прорезывание постоянных зубов (от 5-6 лет до 12-13 лет), в котором различают:

а) первый, ранний или начальный этап (от 5-6 до 8-9 лет),

б) второй, поздний этап (от 9-11 до 12-13 лет),

    сформированный прикус постоянных зубов (с 12-13 лет).

Таким образом, сопоставляя периоды развития детского организма в целом и периоды развития детского организма в целом и периоды развития ЗЧС ребенка, видно, что:

    период «беззубого рта» ЗЧС приходится на период новорожденности и часть грудного периода;

    прорезывание временных зубов начинается в грудном периоде и заканчивается в преддошкольном периоде;

    сформированный прикус временных зубов приходится на конец преддошкольного и большую часть дошкольного периода;

4) прорезывание постоянных зубов начинается в дошкольном возрасте, продолжается в младшем школьном возрасте и заканчивается в среднем школьном возрасте.

Анатомо-физиологическая характеристика здорового ребенка в различные периоды развития зубочелюстной системы

Период «беззубого рта» , или период развития ЗЧС ребенка до прорезывания временных зубов.

У новорожденного кости мозгового отдела черепа больше лицевого. Лицевой скелет характеризуется в последующем активным ростом от рождения до 6 мес. Кожа ровная, бледно-розовая или смуглая, нежная, бархатистая на ощупь, с хорошим тургором, умеренно влажная. Лицо симметрично, пропорционально, губы сомкнуты, дыхание носовое во время бодрствования и сна. Нос у ребенка относительно мал. Верхние дыхательные пути, носовые ходы очень узкие. Нижний носовой ход у новорожденных отсутствует.

Полость рта сравнительно мала и отделяется от преддверия десневыми валиками, являющимися уплотнением слизистой оболочки. Зубные валики имеют полукруглую форму, зубной валик нижней челюсти относительно зубного валика верхней челюсти смещен кзади на 1-1.5 см. Слизистая оболочка полости рта бледно-розового цвета, умеренно влажная или сухая, чистая. Язык в покое «относительно большой», подвижный и располагается за десневыми валиками. Небо плоское или незначительной глубины с хорошо видимыми поперечными складками. Дно полости рта мелкое. Жевательные мышцы развиты хорошо. В толще щек имеются довольно плотные и сравнительно четко отграниченные скопления жировой ткани (комочки Биша, или жировые тела щек)

Сформирован рефлекс сосания, сосание активное, глотание свободное; спит с закрытым ртом.

У новорожденных верхняя челюсть слабо развита, короткая, широкая; относительно большой альвеолярный отросток содержит фолликулы 18 зубов (10 временных и 8 постоянных) различной стадии формирования и минерализации. Нижняя челюсть новорожденного содержит 18 фолликулов зубов, имеет развитую альвеолярную часть, узкую полоску кости под ней тело челюсти. Ветви короткие, но сравнительно широкие, углы челюсти очень тупые (140°). Тип глотания – инфантильный.

Ребенок рождается с хорошо развитым рефлексом глотания и достаточной активностью языка. В покое язык свободно располагается между десневыми валиками. Благодаря сокращению губ, щек, языка, а также положительному давлению в молочной железе и отрицательному в полости рта ребенка, молоко поступает в его рот. Сократившиеся губные и щечные мышцы являются опорой для языка, который, располагаясь между десневыми валиками и, отталкиваясь от этой опоры, направляет молоко в ротоглотку.

Период прорезывания временных зубов начинается с прорезывания центральных резцов нижней челюсти в 6-8 мес. С этого времени слюноотделение значительно усиливается и слюна может непроизвольно вытекать изо рта (физиологическое слюноотделение).

В этом периоде лицо соразмерно своду черепа. Лицо симметрично, пропорционально, губы сомкнуты, ребенок свободно дышит через нос во время бодрствования и сна. Кожные покровы от бледно-розового до смуглого цвета, кожа мягкая, упругая, умеренно влажная. Челюсти имеют полукруглую форму. Нижняя челюсть перемещается вперед, соотношение челюстей меняется до нейтрального положения и к 2-3 годам соотношение временных зубов во фронтальном участке – ортогнатическое.

Слизистая оболочка преддверия полости рта бледно-розовая, влажная. Слюноотделение к окончанию прорезывания временных зубов уменьшается. Язык соответствует полости рта, подвижный, при широко открытом рте достает до шеек резцов верхней челюсти, при высовывании кончик языка острый; уздечка языка тонкая, подвижная. Небо принимает куполообразную форму.

Прорезывание временных зубов характеризуется определенными сроками, симметричностью, парностью, последовательностью. Первыми прорезываются центральные резцы нижней челюсти, затем на верхней челюсти, следующими появляются боковые резцы, далее первые моляры, клыки и, в последнюю очередь, вторые моляры. Зубы гладкие, блестящие, правильной формы, эмаль белого цвета с голубоватым оттенком, имеют выступообразное утолщение эмали в области шейки.

Сроки прорезывания, формирования и рассасывания временных зубов (по А.А. Колесову, 1991)

Начало минерализации (внутриутробный период), мес.

Сроки прорезывания, мес.

Конец формирования корня, год

Начало рассасывания корней, год

К концу 1-го года жизни функция сосания практически угасает. Активно формируется функция жевания. С появлением зубов инфантильный тип глотания сменяется соматическим. При глотании язык в стадии отправного толчка упирается в твердое небо и передние зубы. Мышцы губ при этом не напряжены. Дыхание носовое (рот во время сна закрыт). Вредные привычки отсутствуют. Вслед за прорезыванием зубов идет процесс формирования корней зубов, продолжается минерализация коронок прорезывающихся зубов.

С прорезыванием последнего временного зуба (второй временный моляр верхней челюсти) наступает период сформированного прикуса временных зубов. Начало этого периода соответствует возрасту ребенка от 1 года 8 мес. до 2.5 лет.

При осмотре кожа лица ребенка бледно-розового цвета (или смуглая), упругая, умеренно влажная. Лицо симметрично, пропорционально, губы сомкнуты во время бодрствования и сна. Носогубные и подбородочная складки не выражены. Дыхание в покое носовое, при физической нагрузке может быть ротовым. Глотание свободное, соматическое: язык при глотании находится за зубами, зубы и губы сомкнуты без напряжения. Рот открывается свободно, безболезненно, плавно, без шумовых явлений в области суставов.

Слизистая оболочка преддверия полости рта чистая, влажная, бледно-розового цвета. Уздечка верхней губы прикрепляется выше уровня шеек центральных резцов. Уздечка нижней губы прикрепляется ниже уровня шеек центральных резцов, глубина преддверия не меньше 5 мм. Маргинальная десна плотно охватывает шейки зубов, десневые сосочки полностью заполняют межзубные промежутки. Язык соответствует полости рта, розовый, влажный, сосочки хорошо выражены, без отпечатков зубов на боковых поверхностях, без складок и других патологических образований. Движение языка свободное, в полном объеме; уздечка языка прикрепляется на расстоянии от его кончика, основание уздечки заканчивается на дне полости рта. Небо куполообразной формы, средней глубины. Зубы временные, количество – 20. Эмаль всех зубов бело-голубого цвета с блеском, гладкая; форма зубов соответствует их локализации. По функции временные зубы разделяются на резцы, клыки и моляры; временных премоляров нет. Зубы плотно контактируют апроксимальными поверхностями, образую зубные дуги в форме полуокружности. Зубные дуги верхней и нижней челюсти в состоянии множественного контакта (центральной окклюзии) образуют ортогнатический прикус.

В фазе «относительного покоя» сформированного прикуса временных зубов продолжается интенсивное развитие зубочелюстной системы: совершенствуется функции глотания и жевания, дыхания и речи. В зависимости от функциональной активности мышц реализуется генетическая программа роста челюстей: совершенствуется гистоархитектоника костной ткани челюстей, идет формирование корней зубов, завершается окончательная минерализация эмали коронок временных зубов, увеличиваются продольные и поперечные размеры челюстей, создается место для прорезывания постоянных зубов.

Интенсивно продолжаются увеличиваться верхнечелюстные пазухи; в период от 2.5 до 4 лет интенсивно растет нижняя челюсть. В фазе «относительного покоя» в каждой челюсти имеются зачатки 14 постоянных зубов на различных стадиях минерализации.

Развитие ЗЧС ребенка из фазы «относительного покоя» непосредственно переходит вфазу подготовки к прорезыванию постоянных зубов и смене временных зубов.

Темпы роста и развития в целом, и ЗЧС в частности, у детей различны. Поэтому у одних детей признаки второй фазы, предшествующей прорезыванию постоянных зубов и смене временных зубов, появляются раньше, у других – позже, чаще они наблюдаются у детей после достижения ими 4 лет.

В этом возрасте у здорового ребенка дыхание носовое, глотание соматическое, губы спокойно и плотно сомкнуты, язык в процессе речевой артикуляции находится за зубами. Совершенствуются функции жевания и речи. Лицо симметрично, пропорционально.

Продолжается рост и развитие зубочелюстной системы. Свидетельством роста челюстных костей и подготовки ЗЧС к прорезыванию постоянных зубов являются следующие признаки:

    физиологические диастемы на обеих челюстях и тремы (щели) между зубами.

    значительная (физиологическая) равномерная стираемость режущих краев резцов и бугров клыков и моляров.

    величина перекрытия нижних резцов верхними уменьшается вплоть до отсутствия перекрытия, т.е. резцы контактируют режущими краями встык (прямой прикус).

Как и в предыдущей фазе – временных зубов 20, зубные дуги сохраняют форму полуокружности. Во второй фазе периода сформированного временного прикуса начинается рассасывание корне временных зубов. В конце этой фазы может наблюдаться физиологическая подвижность центральных резцов нижней челюсти.

Период прорезывания постоянных зубов и смены временных зубов начинается в 4.5-6 лет с появлением первого постоянного моляра. Существует определенная последовательность прорезывания постоянных зубов: вначале шестые, затем первые, вторые зубы, причем раньше на нижней челюсти, а затем на верхней. Прорезыванием постоянных первых моляров и резцов заканчивается ранний или первый этап периода прорезывания постоянных зубов.

Дыхание носовое. Глотание соматическое. Язык при речевой артикуляции может быть виден во фронтальном участке вследствие выпадения центральных резцов. Произношение звуков речи при этом может быть искаженное.

Второй этап прорезывания постоянных зубов включает в себя прорезывание постоянных клыков, премоляров и вторых моляров и характеризуется определенной последовательностью и симметричностью.

Сроки формирования и прорезывания постоянных зубов у детей (по данным кафедры стоматологии детского возраста НГМА)

Сроки закладки фолликула

Начало минерализации

Сроки прорезывания, год

8-й мес. внутриутробного развития

8-й мес. внутриутробного развития

Сроки закладки фолликула

Начало минерализации

Сроки прорезывания, год

Сроки формирования корней, год

5-й мес. внутриутробного развития

9-й мес. внутриутробного развития

не ограничен

После смены последнего временного зуба наступает период прикуса постоянных зубов.

Лицо симметрично, пропорционально. Носогубные и подбородочные складки слабо выражены. Высота нижнего отдела лица соответствует высоте среднего отдела лица. Височно-нижнечелюстной сустав без особенностей: открывание рта свободное, плавное, без щелчков и т.п., пальпация безболезненная. Кожа лица чистая, бледно-розовая или смуглая. Нос хорошо развит, носовые отверстия округлые. Рот закрыт, губы сомкнуты плотно, спокойно, линия смыкания губ параллельна зрачковой линии. Мышцы губ и подбородка не напряжены. Слизистая оболочка губ розовая, чистая.

В преддверии полости рта слизистая оболочка розовая, блестящая, влажная, чистая. Маргинальная десна плотно охватывает зубы, десневые сосочки полностью заполняют межзубные промежутки. Дубликатуры слизистых, включая уздечки губ, прикрепляются минимум на уровне шеек зубов, глубина преддверия полости рта 10 мм (минимум 5 мм). В полости рта слизистая оболочка бледно-розовая, влажная, небо куполообразной формы. Небные миндалины не выходят из-за передних небных дужек. Язык ровный, без пятен десквамации, без налета, сосочки выражены, складчатость, и отпечатки зубов на боковых поверхностях отсутствуют. Уздечка языка прикрепляется на расстоянии от кончика языка, заканчивается на дне полости рта. Язык подвижный, свободно выдвигается вперед, образуя острый кончик без раздвоения, и при широко открытом рте свободно касается твердого неба в области фронтальных зубов верхней челюсти. Постоянных зубов 32.

Постоянные зубы обычно ровного белого цвета с множеством оттенков (от голубоватого до желтоватого). Эмаль имеет живой блеск, особую прозрачность. Целостность эмали не нарушена. Зубная дуга верхней челюсти имеет форму полуэллипса, нижней челюсти – параболы. Прикус физиологический.

Дыхание носовое, глотание соматическое, речь и артикуляция языка не нарушены, тонус жевательных мышц (пальпаторно) на обеих сторонах одинаков. Отсутствуют вредные привычки.

В периоде прикуса постоянных зубов менее интенсивно, чем в предыдущем периоде, продолжается рост челюстных костей, процессы созревания эмали и формирования корней прорезавшихся зубов, минерализации коронок имеющихся зачатков третьих моляров. Прорезывание третьих моляров происходит в возрасте 12-18 лет. У некоторых людей зачатки третьих моляров отсутствуют.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-1.jpg" alt="> «МЕТОДИКА ОБСЛЕДОВАНИЯ РЕБЕНКА В КЛИНИКЕ ДЕТСКОЙ СТОМАТОЛОГИИ. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ОБСЛЕДОВАНИЯ» ">

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-2.jpg" alt="> «Целью клинического обследования ребенка является не только выявление конкретного стоматологического заболевания, но"> «Целью клинического обследования ребенка является не только выявление конкретного стоматологического заболевания, но и всех аспектов роста и развития ребенка. Имея возможность наблюдать ребенка регулярно, стоматолог может зачастую первым обнаружить значительные аномалии и заболевания…»

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-3.jpg" alt="> Содержание: I. Алгоритм обследования ребенка при обращении к "> Содержание: I. Алгоритм обследования ребенка при обращении к стоматологу II. Жалобы III. Внешний осмотр IV. Анамнез заболевания V. Анамнез жизни VI. Особенности клинического обследования у детей до 3 -х лет. VII. Алгоритм обследования полости рта. VIII. Определение индексов (ГИ по Федорову- Володкиной, Грин-Вермиллиону, РМА) IX. Оценка интенсивности кариеса (кпу, КПУ, кп+КПУ)

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-4.jpg" alt="> Алгоритм обследования ребенка при обращении к стоматологу: Объективная оценка нервно-психического"> Алгоритм обследования ребенка при обращении к стоматологу: Объективная оценка нервно-психического состояния ребенка; Выяснение жалоб больного; Выяснение анамнеза заболевания; Изучение анамнеза жизни ребенка; Объективное обследование: Осмотр (внешний и полости рта); Постановка предварительного диагноза; Дополнительные методы исследования; Специальные методы исследования; Постановка окончательного диагноза; Составление плана лечения.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-5.jpg" alt="> Жалобы: üЖалобы у детей выясняются в присутствии родителей или"> Жалобы: üЖалобы у детей выясняются в присутствии родителей или с их участием. üЖалобы могут быть на: наличие боли (причина, характер, продолжительность, интенсивность, время появления, локализация, иррадиация) отек мягких тканей в области верхней, нижней челюсти затруднение пережевывания пищи отказ от приема пищи наличие кровоточивости (во время приема пищи или чистки зубов) неприятный запах изо рта подвижность зуба нарушение сна

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-6.jpg" alt="> Внешний осмотр: üНервно-психическое состояние ребенка. ü Общее физическое развитие и"> Внешний осмотр: üНервно-психическое состояние ребенка. ü Общее физическое развитие и соответствие его возрасту. ü Осанку (правильная осанка - все изгибы позвоночника: шейный, грудной, поясничный умеренно выражены). Виды неправильной осанки - вялая осанка, плоская спина, плоско-вогнутая спина, круглая спина. ü Симметрию лица, размеры и основной ортодонтический тип лица. ü Глаза, включая внешний вид глазного яблока, склеры, зрачков и конъюнктивы. ü Движения глазного яблока, которые могут указать на косоглазие или пульсацию. ü Цвет и тургор кожи лица, рук, шеи, степень подкожно-жирового слоя ü Височно-нижнечелюстной сустав. ü Положение ротовой щели. ü Положение верхней и нижней губы; ü Состояние красной каймы губ. ü Состояние лимфатического аппарата (пальпация поднижнечелюстных, подбородочных, передних и задних шейных лимфоузлов). ü Изучение состояния основных функций полости рта (функция речи, дыхания, глотания).

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-7.jpg" alt="> Анамнез заболевания: При сборе анамнеза заболевания особое внимание необходимо"> Анамнез заболевания: При сборе анамнеза заболевания особое внимание необходимо обратить на: v время начала заболевания v связь признаков заболевания с каким-либо другими заболеваниями v динамика настоящего заболевания v проводимое лечение (кто и что назначал) v эффективность проводимого лечения

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-8.jpg" alt="> Анамнез жизни: дата и место рождения; характеристика антенатального"> Анамнез жизни: дата и место рождения; характеристика антенатального периода развития ребенка; характер вскармливания (грудное, смешанное, искусственное); сосание (активное, вялое, отсутствие сосательного рефлекса); использование соски-пустышки, соски-рожка. Сохранение сосательной активности после 10 месяцев жизни ребенка; наличие вредных привычек; характер дыхания (носовое, ротовое, смешанное); жевание: ленивое, одностороннее, отказ от жесткой пищи; сроки прорезывания и выпадения временных зубов, прорезывание постоянных; наследственность: наличие признаков челюстно-лицевых аномалий у родных, характеристика состояния зубов у ближайших родственников; перенесенные заболевания (желудочно-кишечного тракта, эндокринные, дыхательной системы, гиповитаминозы, нарушения минерального обмена); операции, ранее проводимые в челюстно-лицевой области; гигиена полости рта (частота и длительность чистки зубов, используемая зубная паста, вид зубной щетки, применение дополнительных средств гигиены)

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-9.jpg" alt="> Особенности сбора анамнеза жизни у детей до 3"> Особенности сбора анамнеза жизни у детей до 3 -х лет: Хронические заболевания матери –эндокринопатии, сердечно- сосудистые заболевания, заболевания почек, ЖКТ, печени, желчного пузыря, болезни крови; Острые инфекционные заболевания матери, перенесенные в период беременности; Лекарственные препараты, принимаемые матерью в период беременности – антибиотики, гормоны, сульфаниламиды и др. ; Вредные привычки у родителей (курение, алкоголь и др.); Акушерско-гинекологический анамнез: беременность (1, 2, 3 по счету, степень доношенности), роды (1, 2, 3 по счету); Патология беременности и родов: гистозы, кровотечения, осложнения в родах; Развитие ребенка по шкале Апгар (длина и масса при рождении, когда начал держать голову, сидеть, ходить); Характер вскармливания; Заболевания первого года жизни; Группа здоровья.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-10.jpg" alt="> Алгоритм обследования полости рта: I. Осмотр преддверия рта: - измерение"> Алгоритм обследования полости рта: I. Осмотр преддверия рта: - измерение глубины; - оценка характера и уровня прикрепления уздечек губ и языка; - изучение состояния слизистой оболочки преддверия, цвет, увлажненность. II. Исследование полости рта: - изучение состояния слизистой оболочки альвеолярных отростков, твердого и мягкого неба, дна полости рта; - оценка зубных рядов и прикуса; - оценка состояния зубов (количество, цвет, «форма» , принадлежность к молочному или постоянному прикусу, соотношение числа зубов возрасту ребенка, запись зубной формулы в соответствии с общепринятыми обозначениями, расчет индексов КПУ, КПУ+кп, кп); - определение гигиенического индекса (по Федорову-Володкиной) III. - оценка состояния пародонта (выраженность и окраска десневых сосочков, определение индекса РМА, глубина зубодесневых карманов, подвижность зуба);

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-11.jpg" alt="> Индекс гигиены полости рта по Ю. А. Федорову и В."> Индекс гигиены полости рта по Ю. А. Федорову и В. В. Володкиной (1971) Раствором Люголя (йод кристаллический - 1 г, иодид калия - 2 г, дистиллированная вода - 40 мл) окрашивают вестибулярную поверхность шести фронтальных зубов нижней челюсти. 1 балл - отсутствие окрашивания; 2 балла - окрашивание 1/4 поверхности коронки зуба; 3 балла - окрашивание 1/2 поверхности коронки зуба; 4 балла - окрашивание 3/4 поверхности зуба; 5 баллов - окрашивание всей поверхности коронки зуба. ГИ = сумма значений каждого зуба 6 Критерии оценки гигиенического состояния полости рта: 1, 1 - 1, 5 - хороший; 1, 6 - 2, 0 - удовлетворительный; 2, 1 - 2, 5 - неудовлетворительный; 2, 6 - 3, 4 - плохой; 3, 5 - 5, 0 - очень плохой.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-12.jpg" alt=">Грин и Вермиллион (1964) предложили упрощенный индекс гигиены (УИГ) полости"> Грин и Вермиллион (1964) предложили упрощенный индекс гигиены (УИГ) полости рта. Для определения индекса обследуют 6 зубов: вестибулярные поверхности 16, 11, 26, 31 и язычные поверхности 36, 46. Индекс зубного налета (ИЗН) оценивается визуально или с помощью окрашивающих растворов (Шиллера-Писарева, фуксина, эритрозина), и определяется в баллах: 0- зубной налет не выявлен; 1- определяется мягкий зубной налет, покрывающий не более 1/3 поверхности зуба, или любое количество окрашенных отложений (зеленых, коричневых); 2- определяется мягкий зубной налет, покрывающий более 1/3, но менее 2/3 поверхности зуба; 3- определяется мягкий зубной налет, покрывающий более 2/3 поверхности зуба. ИЗН = сумма показателей 6 зубов 6 Значение Оценка индекса Оценка гигиены полости рта 0 – 0, 6 -низкий -хорошая 0, 7 – 1, 6 -средний -удовлетворительная 1, 7 – 2, 5 -высокий -неудовлетворительная более 2, 6 -очень высокий -плохая

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-13.jpg" alt=">Папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА) - позволяет судить о протяженности и тяжести гингивита. Для лучшей визуализации"> Папиллярно-маргинально-альвеолярный индекс (РМА) - позволяет судить о протяженности и тяжести гингивита. Для лучшей визуализации воспаления слизистая оболочка десны может окрашиваться раствором Люголя. 0 баллов - отсутствие окрашивания, 1 балл - окрашивание только межзубного сосочка, 2 балла - окрашивание маргинального края десны, 3 балла - окрашивание альвеолярной десны. РМА= сумма показателей каждого зуба x 100% 3 х количество зубов Количество зубов учитывается в зависимости от возраста: 6 -11 лет - 24 зуба, 2 - 14 лет - 28 зубов, старше 15 лет - 30 зубов. Если есть отсутствующие зубы, то делят на число имеющихся в полости рта зубов. Оценочные критерии индекса РМА: 30% и менее - легкая степень тяжести гингивита; 31- 60% - средняя степень тяжести гингивита; 61 % и выше - тяжелая степень гингивита.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-14.jpg" alt="> Оценка интенсивности кариеса 1. Для временных (молочных) зубов: Индекс кпу(з)-"> Оценка интенсивности кариеса 1. Для временных (молочных) зубов: Индекс кпу(з)- это сумма зубов, пораженных нелеченным кариесом (компонент «к»), пломбированных (компонент «п») и удаленных (компонент «у») у одного обследованного ребенка. Примечание: при определении количества удаленных зубов считают лишь те, которые удалены преждевременно, до их физиологического рассасывания. Индекс кпу(п)- это сумма поверхностей, пораженных нелеченным кариесом, пломбированных и удаленных зубов у одного обследованного ребенка. Примечание: при определении количества поверхностей удаленных зубов считают лишь те зубы, которые удалены преждевременно, до их физиологического рассасывания. 2. Для постоянных зубов: Индекс КПУ (з) Индекс КПУ (п) 3. При сменном прикусе подсчитывается сумма значений индексов временных и постоянных зубов: кп+КПУ (з)

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-15.jpg" alt="> Заключение: v Целью клинического обследования ребенка является стремление"> Заключение: v Целью клинического обследования ребенка является стремление правильно определить диагноз заболевания, что является залогом успешного лечения больного и профилактики болезни. Исследование полости рта - лишь одно из звеньев обследования ребенка. Поэтому особое внимание необходимо уделять первичному осмотру ребенка, установлению между маленьким пациентом и врачом доверительных отношений и тщательному сбору анамнеза у родителей. v Одной из главных задач детской стоматологии является психологическая подготовка ребенка к исследованию. Под понятием подготовки подразумевается комплекс мероприятий, благоприятно воздействующих на психологическое состояние ребенка перед лечением. v Недостаточно только поговорить с ребенком перед лечением и во время него, а затем поступать в соответствии с обычной практикой. Необходимо провести подготовку для каждого отдельного вмешательства и все лечение рассматривать как подготовку к следующему сеансу лечения.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-16.jpg" alt=">v Эффективность лечения зависит от квалификации врача и его умения установить контакт с"> v Эффективность лечения зависит от квалификации врача и его умения установить контакт с ребенком. Для осуществления такого подхода необходимы следующие условия: Уважение к личности ребенка Создание позитивной установки на лечение. Премедикация. Различные виды обезболивания.

Src="https://present5.com/presentation/3/16170666_180096532.pdf-img/16170666_180096532.pdf-17.jpg" alt=">Спасибо за внимание! ">