Почему у новорожденного косит один или оба глаза, и когда проходит косоглазие? Когда должно пройти косоглазие у новорожденного малыша.

Иногда родители замечают, что у их новорожденного малыша то один, то другой глазик отклоняется в сторону. В первые месяцы ребёнок ещё не может в полной мере управлять своими глазками. Это связано с тем, что его нервная система ещё недостаточно развита. Окончательное формирование её будет происходить ещё в течение некоторого времени после его рождения. Главное, чтобы глазки отклонялись периодически, а не постоянно, и только до шестимесячного возраста.

С первых дней жизни зрение каждого глаза развивается обособленно. С второй-третьей недели жизни ребёнок начинает кратковременно фиксировать взгляд на предметах, следить за ними, но каждый глаз пока ещё работает сам по себе. С 5 недель ребёнок начинает учиться объединять изображения с двух глаз в одно, т.е. начинает формироваться бинокулярное зрение, но косоглазие периодически ещё появляется. В 3 месяца ребёнок уже устойчиво следит за предметами, рассматривает их одновременно обоими глазами, но у некоторых здоровых малышей еще может временами появляться небольшое косоглазие. С 5 месяцев ребёнок уже способен объединять в мозге изображения с обоих глаз и формировать трёхмерное изображение предмета. Полностью зрение формируется в среднем к 10-12 годам. Поэтому косоглазие должно быть выявлено как можно раньше, так как это мешает нормальному развитию зрения.

Причины косоглазия у детей

Существуют определённые факторы риска развития косоглазия:

1. Наследственность.
2. Недоношенность с весом меньше 2кг.
3. Нервно-мышечные заболевания (миастения, рассеянный склероз).
4. Врождённые аномалии развития глаз и глазных мышц.
5. Выраженные нарушения рефракции (дальнозоркость, близорукость, астигматизм выс. ст.)
6. Опухоли нервной системы или самих глаз.
7. Катаракта.
8. Травмы и инфекции.
9. Системные заболевания (например, ювенильный ревматоидный артрит).

Особое внимание на зрение нужно обратить у детей из группы риска, так как у них очень высока вероятность развития косоглазия.

Обследование ребенка с косоглазием

На приёме у врача необходимо рассказать о течении беременности и родов, о перенесенных ребёнком заболеваниях, о том, когда косоглазие появилось (сразу после рождения или только через некоторое время), периодическое оно или постоянное, косит один глаз или оба, старшие дети могут жаловаться на головокружение и двоение в глазах (характерно для паралитического косоглазия), следует также выяснить условия, при которых появляется косоглазие (например, при нервном напряжении), есть ли у ребёнка родственники страдающие нарушениями зрения и какими именно нарушениями, были ли травмы, инфекции, какое проводилось лечение, в течение какого времени и был ли эффект от него.

Свой первый в жизни визит к офтальмологу малыш совершает в 3 месяца . После выяснения интересующих вопросов врач приступает к осмотру. Он осматривает веки малыша, оценивает форму и ширину глазной щели, величину глазных яблок и их положение. Затем определяет, нет ли помутнений роговицы, изменений её формы и размеров, нет ли изменений зрачков, помутнений хрусталика, изменений стекловидного тела и глазного дна. Эти исследования врач проводит при помощи офтальмоскопа. Для определения угла косоглазия применяется метод Гиршберга, при котором оценивают положение светового рефлекса на роговице. Когда ребенок смотрит на светящуюся лампочку офтальмоскопа, на его роговице появляется её отражение – световой рефлекс, который в норме располагается по центру зрачка. При косоглазии этот рефлекс смещается в ту или иную сторону от зрачка или радужки – эти структуры и являются ориентирами для определения величины угла косоглазия. При этом ширина зрачка должна быть равна 3-3,5 мм. При сходящемся косоглазии рефлекс расположится кнаружи от центра роговицы (фото 1), расходящимся – кнутри (фото 2), при вертикальном косоглазии – сверху или снизу (фото 3).

Но малышам очень сложно поставить диагноз косоглазия. Это единственный дополнительный метод исследования, который можно провести в этом возрасте. Кроме того врач может приблизительно оценить рефракцию посредством скиаскопии, так как грубые нарушения зрения могут провоцировать возникновение косоглазия в будущем. В этом случае врач может лишь порекомендовать понаблюдать за малышом до 6 месяцев.

В 6 месяцев здоровый ребёнок уже хорошо координирует движения своих глаз. Функциональное косоглазие к этому возрасту исчезает. Но, если косоглазие осталось, то необходимо срочно обратиться к врачу и провести детальный осмотр, т.к. косоглазие может быть как самостоятельным заболеванием, так и следствием других заболеваний. К вышеперечисленным методам в этом возрасте можно добавить определение подвижности глазных яблок. Иногда при помощи яркой игрушки это врачу удаётся сделать. Доктор определит тип косоглазия (содружественное или паралитическое; сходящееся, расходящееся или вертикальное), угол отклонения косящего глаза, определит рефракцию.

При паралитическом косоглазии отсутствует или резко ограничено движение глаза в сторону парализованной мышцы.

Оно может возникать вследствие врождённого или приобретённого заболевания нервной системы, поражения глазодвигательных мышц вследствие опухолей, травм или инфекций. Этот вид косоглазия всегда постоянный. При паралитическом косоглазии (если оно врождённое либо возникло в первые месяцы жизни) зрение косящего глаза не развивается и у ребёнка появляется стойкая амблиопия, которую вылечить уже невозможно. Если паралитическое косоглазие появляется после окончания формирования зрения, и даже, если развилась амблиопия, то прогноз более благоприятный, при этом возможно не только частичное, но и полное восстановление зрения. Поэтому очень важно установить диагноз как можно раньше, чтобы не дать развиться амблиопии и сохранить ребёнку хорошее зрение.

Подвижность глаз ребёнка можно проверить и самостоятельно в домашних условиях. Для этого нужно усадить ребёнка к кому-нибудь на колени и зафиксировать голову, если ребёнок более старшего возраста, то попросить не поворачивать голову. Затем показать ему какой-нибудь предмет и поводить этим предметом на расстоянии 30-40 см от глаз следующим образом: держа предмет напротив глаз ребёнка, медленно увести его сначала к одному уху ребёнка, а затем таким же образом к другому. При этом в норме при отведении глаза кнаружи, наружный край радужки (это цветная часть нашего глаза) должен доходить до наружного угла глаза, а при приведении глаза кнутри (к носу) – внутренний край радужки должен немного не доходить до внутреннего угла глаза. Этим методом с точностью лишь можно исключить паралитическое косоглазие. Но, если подвижность глаз в норме, а косоглазие у ребёнка присутствует, то его обязательно нужно показать врачу.

Бывает и такое, что родители обращаются с жалобами на косоглазие, а при осмотре врач патологии не выявляет – это, так называемое, мнимое, или кажущееся, косоглазие, которое может быть обусловлено наличием у ребёнка врождённого эпикантуса (фото 5 и 6), широкой переносицы или другими особенностями строения черепа (фото 7).

С ростом ребёнка, формированием его скелета, может исчезнуть и кажущееся косоглазие.

Содружественное косоглазие, при котором подвижность глаз не нарушена, развивается, как правило, в 1-2 года . Оно может возникать вследствие заболеваний нервной системы, при дальнозоркости, близорукости, астигматизме, при слепоте на один глаз; может быть как постоянным, так и периодическим; может косить только один глаз (монолатеральное косоглазие) (фото 8), а могут косить и попеременно то дин глаз, то другой (альтернирующее) (фото 9).

Некоторые дети в этом возрасте позволяют провести пробу с прикрытием. Этот метод позволяет выявить скрытое косоглазие, когда при двух открытых глазах их положение правильное, но как только один глаз прикрыть рукой – он начинает отклоняться, а при резком отнятии руки можно увидеть установочное движение, т.е. возвращение его в прежнее положение. При этом ребёнок должен строго смотреть на предложенный ему предмет.

Необходимо обязательно проверить рефракцию глаз, но предварительно перед обследованием в течение 5 дней необходимо капать атропин. При помощи офтальмоскопа необходимо оценить прозрачность сред глаза, состояние глазного дна. Так атрофия зрительного нерва, грубая дистрофия центральных отделов сетчатки могут провоцировать возникновение содружественного косоглазия. При необходимости окулисту могут понадобиться консультации других специалистов, например, невропатолога.

В 3 года вдобавок к вышеперечисленным методам проводится определение остроты зрения при помощи таблицы без коррекции и с коррекцией стёклами. Состояние бинокулярного зрения выясняют при помощи цветотеста.

На диске цветотеста размещены 4 светящихся кружка (2 зелёных, 1 белый и 1 красный). На ребёнка надевают специальные очки с разноцветными стёклами (перед правым глазом – красное стекло, перед левым глазом - зелёное). Глаз, перед которым стоит красное стекло, видит только красные кружки, другой глаз – только зелёные. Белый светящийся кружок виден через красный фильтр красным, через зелёный – зелёным. На диске цветотеста в очках здоровый ребёнок увидит 4 кружка: либо 3 зелёных и 1 красный, либо 2 зелёных и 2 красных. При выключении из работы одного глаза (монокулярное зрение) ребёнок увидит только 2 красных или 3 зелёных кружка, при альтернирующем косоглазии, когда попеременно косит то один, то другой глаз, ребёнок увидит попеременно то 2 красных, то 3 зелёных кружка.

Для обследования ребёнка при косоглазии можно использовать специальный прибор - синоптофор, который также используется и для лечения.

Лечение косоглазия у детей

Следует обратить внимание на то, что чем раньше будет начато лечение, тем оно эффективнее. Как только родители заметили, что у ребёнка начал косить один или оба глаза, то сразу же необходимо обратиться к окулисту. И только окулист может установить правильный диагноз и назначить необходимое лечение, которое зависит от типа и причины, спровоцировавшей возникновение косоглазия. Не нужно ожидать эффекта сразу же после его начала. Косоглазие лечится длительно, в среднем около 2-3 лет. Лечение должно стать образом жизни ребёнка.

Лечение содружественного косоглазия поэтапное. Каждый из этапов направлен на решение определённой задачи.

При сочетании косоглазия с нарушением рефракции назначают очки. Дети вполне могут носить очки с шестимесячного возраста, для малышей существуют специальные очки с пластиковыми стёклами и в пластиковой оправе.

Чем раньше ребёнок будет их носить, тем будет лучше результат лечения. Эти очки назначаются исключительно для постоянного ношения даже, если они не влияют на угол косоглазия. В последствии нужно ежегодно проверять зрение и, если требуется, менять очки. Но только назначения очков недостаточно.

Первый этап лечения косоглазия это плеоптическое лечение. К этому этапу приступают лишь после трёхнедельного ношения назначенных очков. Этот этап направлен на борьбу с развившейся амблиопией. Основная цель – уровнять остроту зрения обоих глаз, для того, чтобы включить в работу оба глаза одновременно и перевести монолатеральное косоглазие в альтернирующее. Это лечение включает основные и дополнительные методы.

К основным методам относятся: пенализация, прямая окклюзия, локальный засвет сетчатки, упражнения с помощью отрицательного последовательного образа. К вспомогательным методам относятся: общий засвет сетчатки, различные компьютерные методы лечения амблиопии, рефлексотерапия, занятия с дозированными зрительными нагрузками. Этот этап лечения начинают либо с окклюзии, либо с пенализации, в зависимости от возраста ребёнка.

Пенализация применяется у детей 1-4 лет. Суть её заключается в намеренном ухудшении зрения лучше видящего глаза, тем самым вовлекая в работу худший глаз. Но этот метод применим только при сходящемся косоглазии и при нормальной или дальнозоркой рефракции. Существует две разновидности этого метода: для близи и для дали.

Пенализацию для близи назначают при зрении ниже 0,4 и только, когда косит один глаз. Для этого в лучше видящий глаз по утрам закапывают раствор атропина по схеме, назначенной врачом. Помимо этого врач назначает ещё и очки со стеклом на худшем глазу сильнее, чем это нужно. При этом лучший глаз перестаёт работать вблизи, а худший – наоборот, начинает работать вблизи. Пенализацию для близи назначают на период от 4 до 6 месяцев. Если зрение на худшем глазу улучшается, то переходят к пенализации для дали. Пенализация для дали назначается при остроте зрения худшего глаза 0,4 и более. У маленьких детей, у которых нельзя точно определить остроту зрения, этот вид пенализации применяется только когда малыш уверенно смотрит на предмет худшим глазом вблизи. Для этого назначают закапывать атропин в лучший глаз так же, как и при пенализации для близи. Но можно обойтись и без атропина, если ребёнок не будет снимать очки. При назначении очков сильное стекло устанавливают на лучший глаз, а на худший глаз устанавливают необходимую коррекцию. Эти мероприятия ухудшают зрение лучшего глаза вдаль и создают условия для работы худшего глаза.

Если эффекта от пенализации не наблюдается, то переходят к прямой окклюзии. Вообще этот метод применим, как правило, у детей старше 4 лет. Окклюзия – это метод, при котором лучший глаз закрывают, т.е. полностью “выключают” из работы, тем самым заставляя работать худший глаз.

При этом можно наклеить при помощи пластыря на глаз кусочек сложенного бинта, или закрыть стекло очков специальным окклюдором. Окклюзия может назначаться либо на весь период, пока ребёнок бодрствует, либо на несколько часов в день, либо только во время зрительной нагрузки; на период от 1 до 12 месяцев и более в зависимости от изменения остроты зрения, которую нужно проверять каждые 2-4 недели, т.к. при прямой окклюзии может снижаться острота зрения закрытого глаза. При этом нужно заменить постоянную окклюзию на попеременную, когда на несколько дней в неделю закрывается то один глаз, то другой. После достижения приблизительно одинаковой остроты зрения на обоих глазах или при появлении альтернирующего косоглазия для закрепления результата попеременную окклюзию продолжают ещё около 3 месяцев, а затем постепенно отменяют. Но, если после 2 месяцев проведения окклюзии изменений нет, то применение её в дальнейшем уже не имеет смысла. Маленьким детям сначала трудно привыкнуть к длительной окклюзии, поэтому в самом начале можно закрывать глаз на 20-30 мин, а в дальнейшем постепенно увеличивать время.

Локальный засвет сетчатки применяют при правильной фиксации худшим глазом предметов. Для этого применяют импульсные лампы, а также лазеры (лазерплеоптика).

Суть метода отрицательного последовательного образа состоит в том, что после засвета сетчатки с размещённым в центре шариком диаметром 3 мм, который прикрывает центральную зону сетчатки от света, ребёнок продолжает некоторое время видеть тёмный круг с просветлением в центре. Этод метод применим и при неправильной фиксации худшего глаза.

При зрении 0,2 и выше хороший эффект дают занятия с амблиотренером.
Упражнения с макулотестером используются для выработки правильной зрительной фиксации.

Начиная с 2-3 лет при любой фиксации можно проводить общий засвет сетчатки.
Лечение амблиопии у более старших детей можно проводить при помощи специальных компьютерных программ.

К следующему этапу переходят при остроте зрения каждого глаза 0,4 и выше с использованием коррекции, при полном мышечном балансе и с 4 лет.

Следующий этап – это ортоптическое лечение. Цель этого этапа развить способность слияния изображений с обоих глаз в одно, т.е. восстановить бинокулярное зрение. Для этого проводятся тренировки на синоптофоре. Принцип работы синоптофора состоит в том, что каждому глазу в отдельности при помощи окуляров представляются разные части рисунка и при отсутствии косоглазия эти части сливаются в одно изображение, дополняя друг друга. В зависимости от угла косоглазия изменяются и положения окуляров. После развития способности к слиянию, начинается тренировка по её закреплению. При этом окуляры то разводят в стороны, то сводят до того момента, пока не появится двоение. На этом этапе также применяют и лечение при помощи специальных компьютерных программ, но обязательным условием для этого является отсутствие косоглазия.

Заключительный этап лечения косоглазия – это, так называемая, диплоптика. Суть её в том, чтобы вызвать двоение предмета, что позволяет развить способность к самостоятельному восстановлению бинокулярного зрения. Её возможно применять с 2 лет. Необходимым условием является наличие угла косоглазия не более 7 градусов. Двоение вызывают путём установки перед одним из глаз призматического стекла. Через определённое время его убирают, и, когда зрение восстановилось –снова ставят призму. В процессе лечения призмы меняют.

На заключительных этапах проводят упражнения для развития подвижности глаз. Для этого может использоваться конвергенцтренер.

Хирургическое лечение косоглазия обычно проводится после этапов плеоптического и ортоптического лечения в том случае, если они не привели к устранению угла косоглазия. Но, если у ребёнка большой угол косоглазия, или косоглазие врождённое, то операция может стать первым этапом лечения, затем следуют плеоптика, ортоптика и диплоптика. Операция позволяет только восстановить симметричное положение глаз за счёт усиления или ослабления глазодвигательных мышц, но на зрение она не влияет. Иногда операции проводятся в несколько этапов (фото 14 и 15)(фото 16 и 17).

При лечении паралитического косоглазия во-первых необходимо устранить причину его возникновения – удаление опухоли, лечение инфекции, устранение последствий травм и др. При наличии изменений рефракции врач назначает очки, затем проводятся плеоптические и ортоптические упражнения. Проводятся также и физиотерапевтические методы, такие как электростимуляция поражённой мышцы, иглоукалывание, а также назначаются лекарства. Если в течение года после начала терапевтического лечения эффекта не наблюдается, то проводится оперативное лечение.

Прогноз при косоглазии у детей

Наиболее благоприятным будет прогноз, конечно же, при своевременно начатом лечении. Чем раньше выявлено заболевание и начато лечение, тем лучше его прогноз. Это основное правило лечения косоглазия. При установлении правильного диагноза и проведении адекватного и усердного лечения, у ребёнка до 7 лет есть все шансы даже на полное восстановление зрения. Но, если начать лечение позже 7 лет, то это может привести к необратимому снижению зрения, и прогноз будет ухудшаться с каждым последующим годом жизни ребёнка. Наиболее благоприятный прогноз у содружественного аккомодационного косоглазия, а неблагоприятный – у поздно выявленного паралитического косоглазия. Но конкретному больному врач может дать прогноз только через год от начала лечения при любом виде косоглазия, т.к. во всех правилах есть исключения. Основными показаниями, при которых нужно безотлагательно обратиться к офтальмологу являются постоянное косоглазие в любом возрасте и наличие любого косоглазия у ребёнка шести месяцев и старше.

Многие родители задаются вопросом, как же помочь ребёнку в нелёгкой борьбе за хорошее зрение.

Будет лучше, если ребёнок будет посещать специализированный детский сад. Особое внимание там уделяется упражнениям для глаз, которые проводятся практически всё время, аппаратным методам лечения, которые дети посещают с удовольствием, т.к. они проводятся в игровой форме, и различным физиотерапевтическим процедурам. Ребёнок чувствует себя комфортнее в небольшой группе и среди таких же детей с нарушениями зрения. Особенно это важно при назначении окклюзии, когда ребёнок испытывает психологический дискомфорт в обычном детском саду и отказывается от её применения.
Кроме того, родители должны заниматься с ребёнком и дома. Некоторые плеоптические упражнения можно проводить и в домашних условиях. Например, при закрытом лучшем глазе (прямой окклюзии) предложить ребёнку собрать мелкий конструктор, раскрасить мелкие детали, обвести рисунок, собрать пазл, рассортировать мелкую крупу, почитать книгу. Хороши упражнения для глазодвигательных мышц. Например: горизонтальные движения глаз: вправо-влево, вертикальные движения: вверх-вниз, круговые движения глазами, движения глаз по диагонали: скосить глаза в левый нижний угол, затем по прямой перевести взгляд в правый верхний и наоборот, быстрые и сильные сжимания и разжимания век, сведение глаз к носу. Эти упражнения особенно эффективны при регулярном их выполнении. Помимо всего этого родители должны выработать у ребёнка правильную осанку, в том числе и при посадке, т.к. косоглазие может прогрессировать из-за её нарушения. Книгу ребёнок должен держать на расстоянии 30-40 см от глаз, при этом рабочее место должно быть хорошо освещено. Родители должны контролировать и физическую активность ребёнка, так, при косоглазии запрещены игры с мячом, прыжки, спортивная гимнастика и вообще, любые активные виды спорта. Также ребёнок должен получать полноценное питание, богатое витаминами и минералами.

Только УСЕРДНОЕ лечение косоглазия может привести к выздоровлению!

Врач офтальмолог Одноочко Е.А.

Некоторые молодые родители считают, что организм малыша, только что появившегося на свет, представляет собой полную копию организма взрослого человека, только несколько уменьшенную. На самом деле это не так. Многим органам и системам предстоит проделать долгий путь развития и совершенствования. Среди них - орган зрения малыша.

Как устроен глаз новорожденного?

Около 80% информации о внешнем мире человек получает посредством органов зрения. В человеческом организме за зрение отвечает структура, которая называется зрительным анализатором. Глаз воспринимает изображение и переводит его в нервные импульсы, которые по зрительным нервам проводятся к коре головного мозга, где происходит их обработка и формирование образа. Взаимодействие этих составляющих частей зрительного анализатора и дает зрение.

Однако зрительная система новорожденного не похожа на зрительную систему взрослого человека. Анатомическое строение органов зрения, обеспечивающее зрительные функции, в процессе созревания организма претерпевает значительные изменения. Зрительная система еще несовершенна, и ей предстоит бурное развитие.

Во время роста малыша глазное яблоко изменяется весьма медленно, Наиболее сильное его развитие приходится на первый год жизни. Глазное яблоко новорожденного короче глаза взрослого человека на 6 мм (т.е. имеет укороченную переднезаднюю ось). Это обстоятельство - причина того, что глаз недавно родившегося ребенка обладает дальнозоркостью, то есть малыш плохо видит близкие предметы. И глазной нерв, и мышцы, двигающие глазное яблоко, у новорожденного сформированы не полностью, Такая незрелость глазодвигательных мышц формирует физиологическое, т.е. совершенно нормальное для периода новорожденности .

Размер роговицы также увеличивается очень медленно. Роговица - передняя часть фиброзной оболочки глазного яблока, которая обусловливает форму глаза, выполняет защитную функцию и является преломляющей средой глаза, обеспечивающей зрение. У новорожденных она имеет относительно большую толщину, чем у взрослого человека, резко отграничена от белковой оболочки и выступает сильно вперед в виде валика, Отсутствие в роговице глаза кровеносных сосудов объясняет ее прозрачность. Однако у детей первой недели жизни роговица может быть не полностью прозрачной из-за временного отека - это нормальное явление, но если оно сохраняется после 7 дней жизни, то это должно настораживать.

Наблюдение
С первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Такой овал соответствует человеческому лицу.

Хрусталик - линза, которая способна сжиматься и расправляться, фокусируя наш взгляд на разные расстояния вблизь и вдаль. Хрусталик не имеет ни кровеносных сосудов, ни нервов, У детей и взрослых людей до 25-30 лет хрусталик эластичен и представляет собой прозрачную массу полужидкой консистенции, заключенную в капсулу. У новорожденных хрусталик имеет целый ряд характерных особенностей: он почти круглой формы, радиусы кривизны передней и задней его поверхностей почти одинаковы, С возрастом хрусталик плотнеет, вытягивается в длину и приобретает форму чечевичного зерна. Особенно сильно он растет в течение первого года жизни (диаметр хрусталика глаза ребенка в возрасте 0-7 дней составляет 6,0 мм, а в возрасте 1 года -7,1 мм).

Радужная оболочка имеет форму диска, в центре которого находится отверстие (зрачок). Функция радужной оболочки - участие в световой и темновой адаптации глаза. При ярком освещении зрачок суживается, при слабом - расширяется. Радужная оболочка окрашена и просвечивает через роговицу. Окраска радужки зависит от количества пигмента. Когда его много - глаза темно- или светло-карие, а когда мало - серые, зеленоватые или голубые. Радужная оболочка у новорожденных содержит мало пигмента (цвет глаз, как правило, голубой), выпуклая и имеет воронкообразную форму. С возрастом радужка становится толще, богаче пигментом и теряет свою первоначальную воронкообразную форму.

Сетчатка - самая сложная по устройству и выполняемым функциям оболочка. Она тонкой пленкой выстилает стенки полости глаза. Сетчатка состоит из различных видов клеток, главные из которых палочки, колбочки и нервные клетки. Палочки и колбочки под воздействием света образуют электрические импульсы, которые передаются в нервные клетки. Палочки отвечают за черно-белое или сумеречное зрение, а также помогают контролировать периферическое пространство относительно точки фиксации глаза. Колбочки определяют цветное зрение и из-за того, что их максимальное количество находится в центральном отделе сетчатки (желтом пятне), куда приходят лучи, сфокусированные всеми линзами глаза, они играют исключительную роль в восприятии объектов, расположенных в точке фиксации взгляда.

От палочек и колбочек отходят нервные волокна, образующие зрительный нерв, выходящий из глазного яблока и направляющийся в головной мозг. Сетчатка новорожденных обнаруживает признаки неполного развития. Об особенностях и развитии цветного зрения у малышей будет сказано далее.

Специфика зрения новорожденного - мигательный рефлекс. Суть его заключается в том, что сколько бы вы ни размахивали предметами возле глаз - малыш не мигает, а вот на яркий и внезапный пучок света он реагирует. Это объясняется тем, что при рождении зрительный анализатор ребенка находится еще в самом начале своего развития. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. То есть малыш способен воспринимать только сам свет без восприятия структуры изображения.

Анатомия глаза
Орган зрения представлен глазным яблоком и вспомогательным аппаратом. Глазное яблоко включает в себя несколько составляющих: светопреломляющий аппарат, представленный системой линз: роговицей, хрусталиком и стекловидным телом; аккомодационный аппарат (радужная оболочка, цилиарная область и ресничный поясок), обеспечивающий изменение формы и преломляющей силы хрусталика, фокусировку изображения на сетчатке, приспособление глаза к интенсивности освещения; и световоспринимающий аппарат, представленный сетчаткой. К вспомогательному аппарату относятся веки, слезный аппарат и глазодвигательные мышцы.

Развитие зрения малыша

Внутриутробное зрение ребенка исследовано очень мало, однако известно, что даже рожденный на реагирует на яркий свет. Малыш, родившийся на , закрывает глаза на свет, а родившийся в срок (на ) поворачивает глаза, а чуть позже и головку к источнику света и движущимся предметам.

Наблюдение
Одним из наиболее важных достижений первых двух-трех месяцев будет постепенное развитие способности плавно прослеживать движущийся в разных направлениях и с разной скоростью предмет.

Процесс совершенствования зрения начинается сразу после рождения. В течение первого года активно развиваются участки коры головного мозга, в которых находятся центры зрения (они расположены в затылочной части), получающие информацию об окружающем мире. "Оттачивается" содружественное (одновременное) движение глаз, нарабатывается опыт зрительного восприятия, пополняется "библиотека" зрительных образов. Зрение новорожденного оценивается на уровне ощущения света. Младенцы, которым несколько дней от роду, видят вместо лиц неясные силуэты и размытые контуры с пятнами на месте глаз и рта. В дальнейшем острота зрения растет, увеличиваясь в сотни раз, и к концу первого года жизни составляет 1/3-V2 от взрослой нормы. Максимально быстрое развитие зрительной системы происходит в первые месяцы жизни малыша, При этом сам акт зрения стимулирует ее развитие. Только глаз, на сетчатку которого постоянно проецируется окружающий мир, способен развиваться нормально.

Первая-вторая недели жизни. Новорожденные практически не реагируют на зрительные стимулы: под влиянием яркого света у них сужаются зрачки, закрываются веки, глаза при этом бесцельно блуждают. Однако было замечено, что с первых дней новорожденного привлекают овальная форма и движущиеся предметы с блестящими пятнами. Это вовсе не ребус, просто такой овал соответствует человеческому лицу. Ребенок может следить за движениями такого "лица", а если при этом с ним разговаривают, он моргает. Но хотя ребенок и обращает внимание на форму, похожую на человеческое лицо, это не означает, что он узнает кого-то из людей, окружающих его. На это ему потребуется еще много времени. На первой-второй неделе жизни зрение малыша пока еще слабо связано с сознанием. Известно, что острота зрения у новорожденного намного слабее, чем у взрослого человека. Такое слабое зрение объясняется тем, что сетчатка все еще формируется, а желтое пятно (тот участок сетчатки, где достигается зрение 1,0 - т.е. 100%) еще даже не образовалось. Если бы такое зрение наблюдалось у взрослого человека, он испытывал бы серьезные трудности, но для новорожденного самое важное - это то, что крупно и близко: мамино лицо и грудь. Поле зрения малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Вторая-пятая недели жизни. Младенец может фиксировать взгляд на любом световом источнике. Приблизительно на пятой неделе жизни появляются координированные движения глаз в горизонтальном направлении. Однако эти движения еще не совершенны - опускание и подымание глаз начинается позже. Малыш способен только на короткое время фиксировать взглядом медленно движущийся предмет и следить за его перемещением. Поле зрения ребенка в возрасте около месяца все еще является резко суженным, малыш реагирует только на те объекты, которые находятся от него на близком расстоянии и в пределах всего 20-30°. Кроме того, острота зрения остается еще очень слабой.

Световой режим и выбор игрушек

Основное условие развития глаз - солнечный свет. А поскольку при рождении зрение ребенка намного слабее зрения взрослого человека, то и потребность в свете у него больше.

При организации детской комнаты необходимо помнить, что световой спектр искусственного освещения, как правило, бывает желтого или синего свечения. Желтый свет мягче и спокойнее для восприятия (именно его лучше использовать для основного освещения комнаты), а синий создает более яркое и насыщенное дневное освещение (такой свет больше подходит для зоны игр или рабочего стола). В качестве основных тонов для оформления детской комнаты должны быть выбраны нежные, природные оттенки: бежевый, золотисто-желтый, нежно-зеленый, нежно-голубой, нежно-розовый, абрикосовый, сиреневый. Пастельные тона успокаивают малютку и не раздражают глазки. Однако психологи не советуют в качестве I основного тона для поверхностей стен, пола, потолка выбирать белый. Это негативно влияет на психику детей. Чтобы привнести в детскую радость и тепло, можно сделать яркими элементы декора, некоторую мебель. Это важно и для развития малыша. Можно повесить над кроваткой яркие игрушки, светильник, покрасить дверь или оконную раму, развесить на стенах картинки в рамочках или панно, а на кресло или кровать положить яркие подушки, прикрепить на занавески разноцветных бабочек.

Значительную роль при обустройстве детской комнаты играет освещение. Правильное освещение очень важно для развития зрения и здоровья глаз ребенка. Хорошо, если основное количество света попадает в детскую через окно. В детской комнате должно быть комбинированное освещение (дневной и электрический свет). Искусственных светильников должно быть как минимум три: основной - потолочная люстра; кроме нее - настенное бра, торшер или настольная лампа и ночник. Хотя настенный светильник может одновременно исполнять роль ночника.

Когда ребенок бодрствует, ему необходим естественный солнечный свет; если его недостаточно, можно добавить электрическое освещение. Спит ребенок лучше не в полной темноте, а при сумеречном свете (возможно, это связано с освещенностью, имевшей место, пока малыш находился в утробе мамы), который можно создать с помощью ночника, имеющий регулятор интенсивности света. Нежелательно резко включать и выключать свет в детской. Это вредит зрению малыша и просто пугает его. Достаточное освещение особенно важно в комнатах с не очень большими окнами и в пасмурную погоду. Рекомендуется освещать комнату лампами накаливания. Источники света, которые устроены по другому принципу (люминесцентные лампы), могут моргать с частотой электрической сети, что не очень благоприятно для глаз ребенка.

Распространенные заблуждения о зрении новорожденного
Бытует мнение, что новорожденный видит все вверх ногами. Однако современные данные это не подтверждают. Ошибочное мнение основывается на том, что глаз человека - инвертивный, т.е. светочувствительные клетки глаза - палочки и колбочки - направлены не навстречу световым лучам, а в обратную сторону. Изображение на сетчатке перевернуто (верх меняется на низ, левая сторона - на правую), и таким оно якобы может осознаваться новорожденным. Опыты, основанные на кратковременном слежении, опровергают это. Установлено, что кора головного мозга, анализирующая изображение, "приспособилась" переворачивать картинку. К суевериям относятся и мнения о том, что малыша нельзя держать перед зеркалом. Небьющееся зеркало, прикрепленное к боковой стенке кроватки или к подвеске, станет для него неиссякаемым источником удовольствия. Глядя в зеркало, ребенок наблюдает за мимикой лица и движениями рук, ловит взгляд собственного отражения и улыбается ему.

Очень важны прогулки на открытом воздухе. Во время прогулки, особенно в парке, малыш будет пристально рассматривать движение листьев. Ему нравится наблюдать за игрой света и тени, возникающей при дуновении ветра.

Развитие зрительной системы возможно только при постоянном присутствии адекватных раздражителей из внешней среды, т.е. ярких и цветных предметов. Цветные игрушки способствуют нормальному развитию цветоощущения и остроты зрения вашего малыша. Острота зрения - функция, тесно связанная с ощущением цвета. За обе эти функции отвечают одни и те же клетки глаза -колбочки. Цветовое зрение развивается вместе с остротой зрения, и поэтому желательно, чтобы ребенка окружали яркие цветные объекты. Колбочки, которые отвечают за восприятие красного цвета, в самом большом количестве представлены в центре сетчатки, а вот "синих" колбочек там почти нет. Именно центр сетчатки, развиваясь, обладает самой большой разрешающей способностью (зоркостью). У новорожденного малыша этот центр находится в неразвитом состоянии. Поэтому глаз нуждается в большей степени в красных, желтых, зеленых цветах и их оттенках.

Наблюдение
Поле зрения, малыша является резко суженым, поэтому человек, стоящий сбоку от ребенка или позади мамы, ребенком не воспринимается.

Подбирать игрушки для малыша нужно исходя из его умений на определенном этапе жизни. Так, для новорожденного самой "любимой" игрушкой будете вы сами: ничто ему не нужно сейчас так, как общение с родителями. Даже играть игрушками поможете ему только вы.

Уже на первом месяце жизни нужно начать знакомство ребенка с красками окружающего мира, используя разноцветные пеленки или привязывая к решетке кроватки пестрые лоскутки или цветные ленточки. Можно повесить перед малышом гирлянду. Ее элементы должны быть расположены исходя из особенностей зрения ребенка. Они должны быть не очень мелкими. В центре лучше поместить красный элемент, затем оранжевый (или желтый), зеленый и по краям - синий, Погремушку-гирлянду лучше вешать над кроваткой так, чтобы основные элементы ее располагались над животиком малыша примерно в 30 см.

Родителям следует помнить, что при наличии в поле зрения ребенка пестрых, привлекательных, движущихся предметов, а также людей, совершающих разнообразные действия, зрительная функция у малыша будет развиваться быстрее.

Итак, орган зрения новорожденного имеет особенности, знание которых дает возможность выявить существующие отклонения, а своевременное обращение к офтальмологу позволит не только диагностировать заболевание, но и предупредить его развитие.

Наталья Фирсова,
Аспирант Института биологии развития
им. Н.К. Кольцова РАН

Комментировать статью "Глазами младенца..."

Косоглазие – это такое положение глаз, при котором зрительные оси не сходятся на рассматриваемом предмете. Внешне это проявляется тем, что глаз отклоняется в ту или иную сторону (вправо или влево, реже вверх или вниз, встречаются и различные сочетанные варианты). Если глаз приведен к носу, косоглазие называют сходящимся (встречается чаще), а если к виску – расходящимся. Косить может один глаз или оба. Чаще всего родители обращаются к детскому офтальмологу, заметив, что глаза ребенка...

Пятилетний Саша, сын читательницы Psychologies Ольги Журавской, ходит в подготовительный класс американской школы. Через месяц после начала занятий Ольга получила памятку от учительницы, написанную от лица ребенка. Она удивилась, перевела и прислала нам. Мы думаем, что здесь сформулированы главные принципы воспитания, пусть и таким неожиданным образом. А вам есть что добавить? *** Тема перенесена из конференции "Детская психология"

Нормы сна имеют большое значение в полноценном развитии детей. Эта статья ознакомит вас с рекомендуемыми нормами сна для детей в разные возрастные периоды. Каждое живое существо должно спать. Это является основой раннего развития мозга. Циркадные ритмы, или циклы сон-бодрствование, регулируются светом и тьмой, и эти ритмы требуют времени для формирования, в результате чего режим сна новорожденных становится нерегулярным. Ритмы начинают развиваться примерно в шесть недель, и от трех до шести...

Вопрос, которым задаются очень многие родители. Однако, ответить на этот вопрос однозначно невозможно, поскольку ответ на 90 % зависит от генетической предрасположенности и на 10% от случая. Тут ясно только одно - кроха будет рождён с мутновато-серо-голубыми или темно-карими глаза. Какого цвета будут глаза у моего ребёнка? Практически всегда глаза новорожденных имеют именно голубой цвет, который впоследствии, начиная месяцев с 6, начинает меняться и темнеет по мере воздействия на него...

Очень интересный конкурс нашла - «Интернет глазами детей» для продвинутых детишек! Там они тааакиииее милые на видео! там тааакие призы! и xbox и полароид и планшет. Мы даже уже с малышом уже сняли видео почти с перого дубля =)) хахах

Увидев этот конкурс, я сразу подумала о Маше Трауб =)Ее книги о детях, семье, отношениях и все это так знакомо =))) К тому же написано с юмором =) Совершенно случайно наткнулась на этого автора и... залпом прочитала практически все, что ею написано. С тех пор совету всем мамам (да и не только мамам:)) почитать книги Маши Трауб =) Маша Трауб пишет о прошлом и настоящем. О будущем, как правило, остаётся задумываться читателю. Пишет о людях и судьбах, в основном, небольшие семейные саги. В...

У многих детей в первые недели или месяцы жизни начинают слезиться глаза, в них появляется гной, ресницы слипаются. Это состояние – воспаление слезного мешка (дакриоцистит), обычно оно проходит за несколько недель. Воспаление слезного мешка возникает из-за того, что канал, соединяющий глаз и нос (носослезный канал), не открывается у ребенка сразу после рождения, слеза застаивается в глазу, и в ней развиваются микробы. За несколько недель носослезный канал, чаще всего, открывается без...

Косоглазие у ребёнка - патология, распознать которую родители способны и без помощи специалиста. Нарушения зрительного восприятия встречаются у каждого 50 малыша. Современная медицина предлагает множество методов лечения. Залогом успеха является своевременное обращение к офтальмологу.

Описание заболевания

Косоглазие (страбизм) – это неспособность фокусировать взгляд на интересующем предмете обоими глазами одновременно. В норме глазные мышцы должны двигаться совместно, что позволяет сосредоточить взгляд в одном месте. При страбизме работа мышц нарушена, один или оба глаза отклоняются от центральной оси, то есть смотрят в разные стороны, а мозгу не удаётся объединить две видимых картинки в одно целое.

При косоглазии работа глазных мышц нарушена, один или оба глаза отклоняются от центральной оси

Незначительные отклонения отмечаются почти у всех младенцев. Новорождённые и груднички до 2–3 месяцев ещё не могут фиксировать взгляд из-за слабости глазных мышц и недостаточного контроля над ними, поэтому небольшое косоглазие в таком возрасте является вариантом нормы. К 3–6 месяцам кроха начинает координировать движения глаз.

Если у полугодовалого ребёнка глазки продолжают «плавать», смотреть в разные направления, нужно показать малыша специалисту.

В возрасте двух-трёх лет, когда происходит формирование содружественной работы глаз, возникает опасность развития настоящего косоглазия. Первые признаки заболевания, на которые родители должны обратить внимание - блуждающий взгляд, неестественный наклон головы малыша. Иногда можно заметить аномалию на фотографиях ребёнка, сделанных со вспышкой.

В старшем возрасте спровоцировать возникновение патологии могут перенесённые травмы, инфекционные болезни, воспалительные глазные заболевания. Иногда косоглазие развивается повторно. После перенесённой в детстве операции по устранению дефекта, мышцы, которые были вовлечены в патологический процесс, ослабевают снова и заболевание возвращается.

Косоглазие негативно отражается на психике и характере ребёнка. При отсутствии бинокулярного зрения (восприятия окружающего мира двумя глазами) малыш не может определить расположение окружающих предметов, а это часто провоцирует задержку физического и умственного развития.

Детское косоглазие - видео

Классификация косоглазия: расходящееся, вертикальное, сходящееся, паралитическое, содружественное и пр.

По времени возникновения разделяют врождённый и приобретённый страбизм. Врождённая патология встречается редко. Приобретённым считается заболевание, возникшее у ребёнка в возрасте 1–3 года.

По стабильности проявления отличают постоянное (75–80%) и периодическое косоглазие. При периодической форме признаки заболевания проявляются при определённых условиях, например, во время болезни малыша, при эмоциональных переживаниях. Иногда периодическое косоглазие переходит в постоянное.

В зависимости от вовлечённости глаз патология может быть монолатеральной (односторонней) и альтернирующей (малыш косит двумя глазами).

По типу отклонения страбизм бывает:

  • сходящимся (эзотропия) – глаза косят к носу;
  • расходящимся (экзотропия) - взгляд отклоняется к вискам;
  • вертикальным (отклонение книзу или кверху);
  • смешанным.

По причине возникновения различают страбизм содружественный и паралитический. В первом случае глаза в одинаковой степени отклоняются от положения прямо, движения глазных яблок не ограничены, нарушена бинокулярность зрения, двоение не появляется. Паралитическая форма возникает в результате травм, инфекций или сосудистых заболеваний, при этом нарушается или вовсе отсутствует подвижность больного глаза, возникает двоение.

Кроме вышеописанных видов аномалии, которые являются истинными, существует и мнимое (ложное) косоглазие. Патология встречается в младенческом возрасте, причина заключается в неумении и неспособности малыша сосредотачивать взгляд на определённом объекте. Основное отличие мнимой формы заболевания от истинной - сохранение бинокулярного зрения. Ребёнок воспринимает окружающий мир в полной мере, без искажений.

Виды косоглазия - галерея

Расходящееся косоглазие - взгляд отклоняется к вискам
Вертикальное косоглазие - глаз косит кверху или книзу Сходящееся косоглазие - глаза косят к носу

Причины развития заболевания у новорождённых, грудничков и детей старшего возраста

Установить причину возникновения косоглазия у малыша возможно после проведения специального офтальмологического обследования.

Причиной врождённого заболевания могут быть:

  • тяжёлые роды;
  • перенесённые заболевания во время беременности;
  • употребление будущей мамой некоторых лекарств и наркотических средств;
  • генетические отклонения (синдром Дауна);
  • наследственность;
  • недоношенность;
  • врождённые аномалии глаз;
  • детский церебральный паралич;
  • гидроцефалия.

Приобретённое косоглазие развивается остро или постепенно. Этому способствуют такие факторы:

  • дальнозоркость, близорукость. Чтобы разглядеть предметы, находящиеся далеко или близко, ребёнку приходится перенапрягать глаза, в результате чего со временем возникает косоглазие;
  • перенесённые инфекционные болезни (корь, скарлатина, грипп);
  • травмы;
  • стресс, сильные психологические потрясения;
  • высокие нагрузки на глаза;
  • болезни нервной системы, которые приводят к нарушению связи между мозгом и глазами.

Симптомы заболевания у малышей и подростков

  1. Основной признак патологии - это видимое косоглазие, когда нарушение определяется визуально.
  2. Ребёнок непроизвольно наклоняет головку под определённым углом, рассматривая что-либо, прищуривает один глаз.
  3. У крохи нарушено восприятие глубины пространства, он натыкается на предметы, падает.

Дошкольники и подростки могут жаловаться на нечёткое изображение, головные боли, ощущение напряжения в глазах, непереносимость света, двоение предметов. Эти признаки возникают периодически, усиливаются во время болезни или при переутомлении.

Методы диагностики: как можно определить врождённый и приобретённый страбизм

Для определения причин заболевания может понадобиться консультация других специалистов, в частности невропатолога.

Методы лечения в стационаре и в домашних условиях

В зависимости от причин развития заболевания и тяжести его протекания, доктор назначит соответствующее лечение. Его проводят как в условиях стационара (если косоглазие сопровождается другими патологиями глаз), так и в домашних условиях.

Консервативная терапия

Начинать лечение патологии необходимо как можно раньше, потому что отклоняющийся в сторону глаз со временем начинает видеть всё хуже и хуже. При лёгкой форме косоглазия можно попробовать устранить проблему с помощью консервативной терапии.

Для исправления траектории взгляда пострадавшего глаза в некоторых случаях достаточно усилить нагрузку на него. С этой целью временно закрывают здоровый глаз специальной заслонкой (окклюдер), чтобы малыш начал активнее пользоваться косящим. При двухстороннем страбизме заклеиваются оба глаза попеременно.

Суть метода окклюзии - заставить работать поражённый глаз

С этой же целью могут быть назначены и специальные глазные капли. Такие препараты при закапывании ухудшают зрение в здоровом глазу, и поражённый начинает усиленно работать. Но в большинстве случаев такого лечения недостаточно, поэтому нужно сочетать его с другими методами.

Специальные очки

Если причиной заболевания является дальнозоркость, близорукость или астигматизм, необходимо ношение специальных очков. При правильном их подборе можно будет полностью решить проблему.

Ношение очков необходимо при дальнозоркости, близорукости и астигматизме

Лекарственные препараты

В комплексной терапии косоглазия специалисты часто используют лекарства на основе черники с витаминами и минералами. Кроме того, нужны ноотропные средства, которые питают и активизируют клетки головного мозга. Назначать такие медикаменты должен невролог.

Аппаратное лечение

Существует несколько методов аппаратного лечения, которые подбирают в индивидуальном порядке. Терапию проводят курсами по 5–10 процедур.

Чтобы закрепить положительный эффект, стоит провести повторный курс лечения через несколько месяцев.

Такая терапия подходит даже для самых маленьких пациентов.


Упражнения для глаз

Косоглазие на ранней стадии можно лечить с помощью специальных упражнений, которые способствуют укреплению глазных мышц:

  1. Указательный пальчик поднятой руки медленно приближать к носу. При этом глазами нужно внимательно наблюдать за движением пальца.
  2. Выписывать глазами восьмёрки, рисовать круги, перемещать взгляд со стороны в сторону, вверх-вниз.
  3. Посмотреть некоторое время в окно, затем сфокусировать взгляд на объектах, расположенных рядом.
  4. Хорошей тренировкой для мышц глаз являются подвижные игры с мячом. Во время игры малышу приходится наблюдать глазами за приближающимся и отдаляющимся предметом.
  5. Можно расчертить лист бумаги на клетки, нарисовать животное или предмет в каждой ячейке. Изображения должны периодически повторяться. Задача крохи - найти и вычеркнуть одинаковые картинки. Можно использовать специальные рисунки, на которых изображено одно и то же, но в одном из изображений не хватает некоторых деталей. Ребенок должен их отыскать. Также полезны занятия с карточками типа «Найди 10 отличий».
  6. Самым маленьким будут полезны занятия с погремушкой. Завязав один глаз повязкой, перед лицом ребёнка водят игрушкой, при этом малыш, не поворачивая головку, должен удерживать взгляд на предмете. Через минуту закрывают другой глазик. Для поддержания интереса крохи игрушку время от времени нужно менять. Заканчивая упражнение, повязку следует снять, приблизив игрушку к лицу ребёнка. Оба глазика должны сойтись на переносице.
  7. В пластмассовой пластине проделать десять отверстий. Ребёнку дают шнурок и предлагают продеть его сквозь дырочки.
  8. Чтобы улучшить остроту зрения в поражённом глазу, рекомендуется выполнять упражнение с лампочкой. Для занятия понадобится светильник с матовой лампочкой. В пяти сантиметрах от лампы крепится шарик из пластилина. Включают лампу, малышу закрывают здоровый глазик и предлагают ему смотреть на шарик в течение 30 секунд. Ребёнок должен видеть тёмный круг со светлым центром. После того как светильник будет выключен, малыш рассматривает картинки лото, пока не исчезнет образ.

При регулярных тренировках положительный эффект наблюдается уже на 2–3 месяце занятий, но продолжать их необходимо до полного выздоровления.

Глазная гимнастика - видео

Хирургическое лечение: особенности, показания к проведению операции, реабилитация после вмешательства

Если консервативное лечение не даёт результатов, врач может предложить оперативное вмешательство. Операция показана деткам, которые достигли трёхлетнего возраста.

Если зрение у крохи слишком слабое, до 12 лет хирургическое вмешательство не проводится, так как плохо видящий глаз может опять начать косить.

Суть оперативного вмешательства заключается в воздействии на глазные мышцы, подрезая и перешивая которые врач добивается симметричного расположения глаз. Процедура занимает 1 день. Маленьким детям манипуляцию проводят, используя мягкий наркоз, для детей постарше рекомендуется местная анестезия.

Оперативное вмешательство бывает ослабляющее и усиливающее. В первом случае целью операции является ослабление действия сильной мышцы, в сторону которой отклоняется глаз. Для этого пересаживают её дальше от роговицы. При усиливающей операции укорачивают слабую мышцу путём удаления её части. После хирургического лечения необходимо восстановить глубинное зрение, бинокулярные функции глаз.

Противопоказаниями к проведению операции являются инфекционные заболевания органов дыхания, болезни зубов, тяжёлые соматические патологии, вирусные поражения глаз.

В послеоперационном периоде необходимо придерживаться некоторых рекомендаций:

  • в глаза закапывать капли, обладающие противовоспалительными свойствами. Процедуру проводить трижды в день на протяжении двух недель;
  • не посещать бассейн, не плавать в открытых водоёмах в течение месяца после проведения вмешательства;
  • не допускать загрязнения глаз;
  • в течение двух-трёх недель воздерживаться от тяжёлых физических нагрузок;
  • посещать детские учреждение можно через 14 дней.

Прогноз лечения и возможные осложнения

Для достижения положительного эффекта лечение патологии необходимо начинать как можно раньше, иначе возможно необратимое снижение зрения. Самый благоприятный прогноз наблюдается при содружественной форме косоглазия, поздно выявленное паралитическое косоглазие наиболее сложно поддаётся корректировке.

При отсутствии лечения кроме косметического дефекта возможно развитие и более серьёзных осложнений, в частности амблиопии - резкого снижения зрения в косящем глазу, без признаков органических поражений глазного дна. Такой процесс может быть необратимым. Кроме того, существует вероятность полной дисфункции больного глаза.

Доктор Комаровский о косоглазии - видео

Образ жизни при заболевании

  1. Ребёнку с косоглазием противопоказаны избыточные нагрузки на глаза. Не стоит разрешать детям до пяти лет смотреть телевизор дольше получаса в день, детям до восьми лет можно увеличить время просмотра до 40 минут. Не спешите знакомить малыша с компьютером слишком рано.
  2. Нагрузка на глаза обычно возрастает с началом посещения школы. Важно следить за правильной осанкой ребёнка, не разрешать ему низко наклоняться над тетрадями или книгами. Во время чтения лучше класть книгу на подставку. Выполняя домашнее задание, нужно делать перерывы каждые полчаса.
  3. Малышу полезно заниматься настольным теннисом и бадминтоном, при этом происходит тренировка глазных мышц. Не стоит заниматься силовыми видами спорта, борьбой, так как полученная во время тренировки травма головы может усугубить ситуацию.

Профилактика

Несложные правила помогут защитить глазки малыша от косоглазия:

  • нельзя вешать над кроваткой игрушки, привлекающие лишнее внимание ребёнка, так как его взгляд будет сосредоточен на одной точке;
  • погремушки в коляске подвешивают на расстоянии вытянутой руки крохи;
  • в лежачем положении оба глазика ребёнка должны испытывать одинаковую нагрузку, иначе мозг утратит способность принимать сигналы от обоих глаз;
  • знакомство с телевизором должно состояться не раньше 3-х лет, с компьютером - не ранее 8. Время просмотра телепередач должно быть ограничено;
  • необходимо следить за правильной осанкой малыша, особенно за рабочим столом.
  • оберегайте кроху от стрессов и эмоциональных потрясений;
  • регулярно проходите осмотры у офтальмолога.

Во время лечения косоглазия у ребёнка родители должны проявить огромную выдержку и терпение, так как этот процесс может длиться несколько месяцев и даже лет. Главное, не останавливаться на полпути и придерживаться всех рекомендаций офтальмолога.

После рождения долгожданного ребенка, родители начинают замечать, что у малыша косят глаза, они могут сводиться к переносице или разъезжаться к вискам. В таких случаях происходит несогласованность зрительных действий. Не нужно паниковать, а важно знать, когда проходит косоглазие у новорожденных. Такое недуг у грудных детей не редкость и, как утверждают врачи, считается нормой. Чем быстрее вы начнете действовать, тем меньше вероятность сохранения косоглазия на всю жизнь.

Не нужно паниковать, а важно знать, когда проходит косоглазие у новорожденных.

Организм не до конца сформирован, когда малыш появляется на свет. В этот момент многие системы жизнедеятельности и органы начинают приспосабливаться к окружающему миру, постепенно развиваясь и усваивая новые импульсы. Вместе со всеми развивается зрительный орган – глаза. У всех людей 2 глазных яблока удерживаются мышцами, а мозг направляет их движение.

Месячный малыш косит два глаза, потому что его мозг не «умеет» подавать такие сигналы и одинаковые движения маленьких глазок могут нарушаться. Причина обусловлена законами природы, через небольшой промежуток времени косоглазие у младенцев пройдет.

Есть причины, которые зависят от состояния здоровья мамы и малыша:

  1. Тяжелая беременность и продолжительные роды могут спровоцировать небольшое кровоизлияние в ту часть мозга, которая отвечает за согласованность действий глаз.
  2. Стрессовые ситуации (младенческий плач) могут нарушить работу глазных яблок, ситуация нормализуется после успокоения младенца.
  3. Вирусы и инфекции, дестабилизирующие работу всего организма ребенка.
  4. Травмирование зрительного органа ребенка.
  5. Нарушение гигиенических норм в уходе за малышом.
  6. Генетическая предрасположенность к заболеванию.

Если у одного из родителей есть патология зрительного органа, то в 85% случаях она передается ребенку, поэтому новорожденный начинает косить глаза. Об этом нужно сразу предупредить участкового педиатра, который осматривает новорожденных в день выписки из роддома. Потому что есть большая вероятность перехода косоглазия из физиологической формы в патологическую.

Месячный малыш косит два глаза, потому что его мозг не «умеет» подавать такие сигналы и одинаковые движения маленьких глазок могут нарушаться. Причина обусловлена законами природы, через небольшой промежуток времени косоглазие у младенцев пройдет.

Что нужно знать родителям

Глаза – это сложный механизм, работать в полную силу у детей он начинает после первого года жизни. Все это время зрительный орган малыша формируется:

  • в первые часы жизни ребенок реагирует только на источник света;
  • в 1 – 2 месяца взгляд останавливается глазами только на больших предметах, остальной мир в «тумане»;
  • в 3 — 4 месяца привлекают небольшие игрушки и их движение, но мышцы, удерживающие глазные яблоки еще достаточно слабые.

В 90 % случаях косоглазие у новорожденного проходит в форме, когда глазные яблоки смещены к переносице и взгляд собирается, как говорят в народе, в «кучку». У остальных 10 % малышей наблюдается расходящийся взгляд, и глазки смотрят в стороны. Определение недуга – процесс легкий, даже родители смогут его определить.

Специалисты утверждают, что страбизм у грудничков полностью исчезает через четыре или шесть месяцев после рождения. В отдельных случаях косоглазие у детей до года сохраняется и зависит от индивидуальных особенностей организма грудничка. Это не означает, что вы должны сидеть сложа руки, и ждать положительного исхода. Необходимо контролировать ситуацию:

  1. Регулярно посещать с малышом офтальмолога. В 2, в 4 месяца и 6 необходимо проходить обследование у этого специалиста. Только когда ребенку исполнится полгода, он сможет точно определить диагноз и выявить один из двух десятков видов косоглазия.
  2. Выполнять зрительную гимнастику. Когда младенец начнет следить за предметам, кладите его полулежа (можно на согнутые колени) и водите игрушкой из стороны в сторону. Лучше брать музыкальную погремушку, чтобы звук дополнительно привлекал внимание.
  3. Стимулировать деятельность глаз. Выбирайте ребенку большие игрушки самых разных цветов, идеально подойдут разноцветные развивающие мякиши. Их нужно подвешивать в коляске или кроватке на таком расстоянии, чтобы малыш к ним тянулся.

Абсолютно все малыши рождаются с дальнозоркостью 2 глаз. Если подносить или вешать игрушки близко к лицу, то у ребенка, который старается сфокусировать свой взгляд на предмете, может испортиться зрение на всю жизнь, и косоглазие у грудничка вы усугубите сами.

Как быть, если после 6 месяцев глаза продолжают косить?

В отдельных случаях косоглазие у детей до года сохраняется и зависит от индивидуальных особенностей организма грудничка. Это не означает, что вы должны сидеть сложа руки, и ждать положительного исхода.

Беспокойство у родителей должен вызвать тот факт, что глазки разъезжаются после 6 месяцев. Причины и лечение в таком случае взаимосвязаны. Нужно обращаться к детскому окулисту, который после необходимых анализов и обследования, ответит почему дефект сохраняется и предложит медикаментозную схему лечения. Такое косоглазие наблюдается у детей, которые в утробе матери или при родах испытывали определенные неудобства, приведшие к кровоизлиянию в головном мозге.

Косоглазие 2 глаз можно скорректировать. Своевременный поход к врачу поможет избежать сильной близорукости, которая ввиду слабых мышц зрительного органа может быстро прогрессировать.

Медицина не стоит на месте и современные офтальмологические кабинеты оснащены аппаратами для:

  • цветотерапии;
  • магнитного воздействия;
  • лазерной и вакуумной стимуляции.

К сожалению, многие методики рассчитаны на детей старше 2 лет, максимальным воздействием на глазки детей младше этого возраста может быть точечный массаж. Он проводится только после консультации с врачом и выполняется только профессионалом.

Комбинирование разных способов лечения смогут быстрее восстановить нормальную работу глазных яблок, и избежать серьезных патологий органов зрения. Если вы считаете, что детский дефект, связанный с косоглазием не помешает ребенку в будущем, то глубоко заблуждаетесь. Со временем глазик, который смотрит немного в сторону, станет хуже видеть, и нужно будет предпринимать совсем другие усилия по устранению этого недуга. Не одно лето пройдет, прежде чем косоглазие будет полностью вылечено.

Дек 27, 2016 Doc

Новорожденный малыш не отличается хорошим зрением, а иногда и вовсе повергает родителей в шок тем, что его глазки косят, не могут сфокусироваться, они затуманены. Вопросы о том, здоров ли ребенок, и видит ли он, являются достаточно распространенными причинами обращений к педиатрам. В этой статье мы расскажем, в чем заключаются особенности зрительной функции у малышей первого года жизни и как определить, видит ли кроха.



Особенности

Малыш видит окружающий мир совсем не так, как взрослые. Это легко объяснимо в первую очередь физиологическими причинами - глазки ребенка существенно отличаются по своему строению от глаз взрослого. Дети не рождаются с органами зрения, которые полностью адаптированы к этому миру и достаточно сформированы. У всех без исключения крох в 1-й месяц жизни острота зрения крайне низкая. Все, что является для нас картинкой окружающего мира, для новорожденного - набор пятен разной освещенности и интенсивности. Его глазки находятся в непрерывном процессе формирования.


Глазные яблоки новорожденного значительно меньше в пропорциональном плане, чем глазные яблоки у взрослого, а потому изображение кроха получает не на сетчатку, а в пространство за ней.

Это объясняет, почему все груднички страдают физиологической, совершенно нормальной для них дальнозоркостью. В первые дни малыш не фокусирует взгляд вообще. Видит в основном черно-белые пятна, только очертания и на среднем расстоянии - около 40 сантиметров. Но от отлично различает свет и тьму. В ответ на яркий источник света может начать моргать, зажмуриваться, пытаться закрыться ручкой, вздрагивает всем телом, на слишком резкий и яркий свет малыш может отреагировать недовольным сердитым плачем. Эти рефлексы называют безусловными зрительными. Их обязательно проверяют еще в родильном доме.



Существует миф, что у новорожденного зрение перевернутое. Это не соответствует действительности. Если нет патологий головного мозга, грубых врожденных дефектов его развития, то видит малыш точно так же, как и все остальные люди. Перевернутое изображение грудничкам не свойственно.

Зато многим вполне здоровым младенцам, которые всего пару месяцев назад появились на свет, свойственны самые разнообразные движения глазами, которые родители порой принимают и за косоглазие, и за нистагм, и за другие признаки плохого зрения. На самом деле у новорожденных и грудных детей очень слабые глазные мышцы, а потому ничего удивительного в том, что один глаз малыш смотрит на вас, а другой - чуть в сторону, нет. Это временное явление, которое при нормальном развитии зрительных анализаторов исчезнет самостоятельно в довольно короткие сроки.


В первые три года жизни органы зрения малыша претерпевают огромные кардинальные изменения. Этот процесс требует трепетного отношения со стороны взрослых, устранения всех негативных факторов, из-за которых зрение может сформироваться с проблемами. Чтобы действовать правильно, мамам и папам нужно знать о том, какие процессы и на каких этапах развития происходят, это поможет сохранить здоровье ребенка и вовремя заметить отклонения, если они будут.

Этапы развития

Глазки у эмбриона начинают формироваться на 8-10 неделе беременности. Важно, чтобы в этот момент мама была здоровой, и никакие негативные факторы не повлияли на правильную закладку органов зрения, зрительного нерва. Патологии, которые возникают в период пребывания в утробе, довольно тяжело поддаются коррекции, если поддаются ей вообще.

В мамином животе малыш различает свет и тьму, демонстрирует безусловные зрительные рефлексы, но яркого света он не видит, привыкая к затемненной и тусклой атмосфере. После рождения карапузу нужно адаптироваться к новым для себя условиям обитания. Различать что-то еще, кроме света, малыш начинает примерно в 3 недели после рождения. Именно на этом этапе начинает формироваться предметное и цветовое зрение.



К началу второго месяца самостоятельной жизни малыш уже может очень небольшое время удерживать взгляд на больших ярких и крупных предметах, удаленных от него на расстояние не более 60 см. К 3 месяцам малыш способен следить за бесшумной игрушкой глазками уже значительно дольше. Причем сама игрушка теперь может перемещаться вправо-влево и вверх-вниз. Ребенок повторяет аналогичные движения глазными яблоками, поворачивает голову в сторону яркого интересующего его предмета.

К полугоду у детей формируется стереоскопическое зрение. Малыш без проблем фокусируется на предметах, следит за ними глазами, может дотянуться и взять игрушки в руки.



Цветовое восприятие формируется постепенно - сначала малыши начинают различать красный цвет и отдавать предпочтение ему. Потом они видят желтый. Зеленый и синий - постигаются и осознаются в последнюю очередь.

После 6 месяцев карапузы учатся видеть дальние пространства. Стереоскопическое зрение позволяет им видеть мир объемным, полноценным, а совершенствующиеся возможности тела (он учится сидеть, ползать, ходить) - постепенно стимулируют развития корковой части головного мозга, которая отвечает в том числе и за накопление зрительных образов. Малыш учится оценивать расстояние между предметами, преодолевать его, цветовая гамма во втором полугодии жизни тоже становится более насыщенной.

Врожденная физиологическая дальнозоркость, свойственная всем младенцам, обычно проходит к 3 годам. В течение этого времени у малышей активно растут глазные яблоки, развиваются и совершенствуются глазные мышцы, зрительный нерв. Органы зрения ребенка становятся максимально похожими на взрослые только к 6-7 годам.


Ни на одном возрастном этапе ребенок больше не переживает таких разительных перемен и трансформаций в органах зрения, как в первый год жизни.

Обследования

Первый осмотр врачом-неонатологом дети проходят еще в роддоме. Он позволяет с большой долей точности установить большинство врожденных патологий органов зрения. К ним относятся ретинопатия новорожденных, врожденная катаракта и глаукома, атрофия зрительного нерва и другие зрительные недуги. Серьезные врожденные патологии нередко сопровождаются проявлениями таких внешних признаков, как нистагм (подрагивание и подергивание зрачков) и птоз (опущение века). Однако осмотр в роддоме нельзя считать на 100% достоверным, поскольку многие болезни, в том числе и унаследованные генетически, развиваются только со временем.


Именно поэтому так важно, чтобы грудничков, особенно недоношенных, своевременно осматривал врач-офтальмолог. Первый осмотр всегда приходится на возраст 1 месяца. В этом возрасте доктор ограничивается оценкой зрительных рефлексов, в том числе световым тестом на зрачок, а также общим осмотром глаз - форма и размеры глазных яблок, зрачков, чистота (незамутненность) хрусталика.

Следующая проверка для недоношенных по плану должна быть в 3 месяца, а затем в полгода. Для деток, родившихся в срок, достаточно одной проверки в 6 месяцев.


В полгода врач уже более детально сможет составить представление о зрительной функции малыша. Он не только визуально с помощью приборов оценит состояние глаз, но и проверит их двигательную активность, фокусировку на предметах, синхронность реакции, аккомодацию и рефракцию. Родителям полугодовалого ребенка врач уже с большой долей точности сообщит, является ли небольшое косоглазие у их чада функциональным и безобидным или это патологическое изменение, которое нуждается в коррекции.



Если у родителей есть сомнения в том, что ребенок хорошо видит, доктор может попытаться исследовать зрение крохи при помощи специальной таблички. Одна половина листа в ней покрыта черно-белыми полосками, вторая – белая. Мама закрывает малышу один глаз, а доктор подносит этот листок к лицу. Если малыш автоматически начинает разглядывать полосатую часть таблицы, то он видит, и оснований для волнений нет.


Такое же исследование доктор-окулист может провести и на следующем плановом осмотре, который нужно проходить в 1 год. После полутора лет для оценки остроты зрения используется диагностическая таблица Орловой, при выявленных нарушениях степень и выраженность проблемы проверяют при помощи специальных методик и аппаратов. После полутора лет проверять у ребенка зрение рекомендуется 2 раза в год.



Как проверить самостоятельно?

Самостоятельно в домашних условиях проверить зрение у новорожденного и грудного ребенка довольно сложно. Однако есть симптомы, на которые родители обязаны обратить внимание и как можно раньше обратиться к врачу, который поможет провести полноценное и подробное обследование в поликлинике:

  • Ребенок родился в семье, где у близких родственников есть проблемы со зрением. С большой долей вероятности малыш унаследует патологию, его нужно наблюдать у офтальмолога как можно чаще.
  • Ребенок родился недоношенным.
  • В 1 месяц малыш не реагирует сужением зрачка , если посветить ему в лицо фонариком.
  • После 3 месяцев малыш не фокусируется на ярких больших игрушках , реагирует только на «звучащие» погремушки и пищалки, не замечая игрушки и предметы, которые не издают никаких звуков.




  • В возрасте 4 месяцев не следит за игрушкой , которая движется.
  • В возрасте 5-7 месяцев малыш не узнает лица родных и не отличает их от лиц посторонних людей, не тянется за игрушками, не пытается их схватить руками.
  • Если появились гнойные или иные выделения из органов зрения.
  • Если глазные яблоки ребенка имеют разные размеры.



  • Если зрачки непроизвольно двигаются вверх-вниз или из стороны в сторону, мелко подрагивая.
  • Если малыш ощутимо «косит» одним глазом.
  • К году ребенок не обращает внимания на птиц на улице , на другие достаточно удаленные предметы.

Все эти признаки не могут самостоятельно говорить о возможной патологии зрительных анализаторов, но являются весьма убедительным поводом, чтобы посетить окулиста внепланово.


Развитие

Анатомо-физиологические особенности развития зрения у детей первого года жизни (АФО) подскажут родителям, что и как нужно делать, чтобы посодействовать развитию зрительной функции малыша. Если кроху привезли из роддома и поселили в затемненную комнату, где мало солнечного света, то все этапы формирования зрения могут пойти с существенным опозданием. Для новорожденных очень важно, чтобы комната была светлой, чтобы рядом с кроваткой не было ярких источников света и зеркал. Доступ к кроватке должен осуществляться со всех сторон, чтобы малыш привыкал смотреть на людей и предметы как с правой, так и с левой от себя стороны.

В первые дни и даже недели ребенку не требуются никакие игрушки, поскольку он все равно их толком не увидит. Но уже к 3-4 неделе жизни можно прикрепить к кроватке мобиль или подвесить погремушки. Основное требование, которое поможет сохранить здоровье глаз малыша, – расстояние от лица до игрушки. Оно не должно быть менее 40 сантиметров.




Для развития зрительной функции будет даже полезно, если игрушку или мобиль поднять от личика крохи на расстоянии 50-60 сантиметров.

С полутора месяцев ребенку можно показывать черно-белые картинки, состоящие их простых геометрических элементов. Их можно найти в интернете и распечатать на листах формата А 4. Такие нехитрые занятия способствуют развитию зрительного нерва, глазных мышц, ребенок учится воспринимать контрастные изображения.