Инвалидность и социально культурное значение реабилитационной работы. Социально-культурная реабилитация

Социокультурная реабилитация инвалидов - это комплекс мероприятий и условий, позволяющих адаптироваться инвалидам в стандартных социокультурных ситуациях: заниматься посильной работой, находить и использовать нужную информацию, расширять свои возможности интеграции в обычную социокультурную жизнь.

В рамках социокультурной реабилитации инвалидов реализуется досуговая реабилитация. Это не просто включение инвалида в досуговое окружение, но и формирование у него качеств, позволяющих использовать различные формы досуга. Использование средств культуры и искусства способствует реабилитации инвалидов, ускорению их социальной интеграции и возрастанию их трудовой активности. Одна из задач социокультурной реабилитации заключается в том, чтобы выявить, какие виды деятельности интересуют проживающих интерната и по возможности организовать их реализацию.

Кроме того, социокультурная реабилитация способствует расширению творческого потенциала проживающего. Основы процесса социокультурной реабилитации составляют разнопрофильные культурно-досуговые мероприятия. Эти мероприятия направлены на развитие коммуникативных навыков, приобретение опыта социального взаимодействия, новых умений и навыков, расширение круга общения.

Основные виды социокультурной реабилитации.

Массовые культурно-развлекательные мероприятия – театральные постановки, музыкальные концерты, танцевально-музыкальные вечера.

Массовые культурно-просветительские мероприятия – информационные беседы, литературные вечера, просмотр кинофильмов по различным тематикам.

В интернате представлен широкий спектр творческих кружков по различным направлениям:

    Танцевальный кружок;

    Вокальный кружок;

    Литературный кружок;

    Театральная студия;

    Кружок по бисероплетению и вышиванию;

    Художественный кружок.

Выездные культурно-массовые мероприятия – выступление с собственными театральными постановками и музыкальными концертами на различных площадках города Москвы.

Выездные экскурсионно-познавательные мероприятия – посещение различных музеев, парков, достопримечательностей города Москвы.

Также в интернате организуются тематические выставки , на которых проживающие демонстрируют результаты своего труда.

18.Профессиональная ориентация лиц с овз. Этапы профориентации.

Под профессиональной ориентацией понимают научно-обоснованную систему форм, методов и средств воздействия на обучающихся и трудоустраивающихся лиц, соответствующая современному привлечению их в общественное производство, рациональной расстановке, эффективному использованию и закреплению по месту работы на основе объективной оценки и учета склонностей, способностей. Организация проф. ориентации состоит из нескольких этапов: - профессиональной информации; - профессиональной консультации; - профессионального отбора; - профессиональной адаптации. Управление системой профессиональной пригодности принято рассматривать в трех аспектах: 1. Социально-экономический аспект (предполагает процесс усвоения определенной системы знаний, норм, навыков, позволяющих осуществить социально-профессиональную деятельность, что отражается на улучшении качественного состава рабочей силы). 2. Психолого-педагогический аспект (выявление и формирование интересов, склонностей и способностей учащихся). 3. Медико-биологический аспект (реализация требований к здоровью и отдельным физиологическим качествам человека, необходимым для выполнения определенной профессиональной деятельности. Основные методы профориентации. 1. Программно-целевой метод (определение цели, разработка программы ее достижения). 2. Метод прогнозирования (учет современных и перспективных требований к различным работникам, прогноз кадровой политики на перспективу). 3. Метод моделирования (построения моделей управления профориентацией). 4. Организационно-распорядительный (подготовка документов, регламентирующих порядок функционирования системы профориентации). Вся профессиональная ориентация осуществляется: а) у молодежи личностных ориентаций и интересов с учетом потребностей производства; б) приведение в соответствие личностных ориентаций молодежи с возможностями их реализации. Большое количество исследовательских работ в этой области (например, работы Гуревича, Мерлина, Климова) посвящено тому, что авторы на примере разных видов трудовой деятельности, учебной деятельности показали, что ее результат может быть одинаковым у людей с разными свойствами нервной системы. Главное от чего зависит результат это то, насколько у человека сформирован индивидуальный стиль деятельности - фактор, показывающий насколько человек приспосабливается к деятельности. Индивидуальный стиль деятельности - это набор способов выполнения деятельности, их специфическое сочетание. Если человеку удалось сформировать индивидуальный стиль деятельности, то на результатах его деятельности свойства нервной системы отражаться не будут. (3, с.54)

Изучая различные виды деятельности, было обнаружено, что есть такие виды деятельности, когда свойства нервной системы выступают преградой на пути их выполнения, это привело к выводу о том, что можно разделить профессии на абсолютно профессионально пригодные и относительно профессионально пригодные.

Абсолютно профессионально пригодные (это профессии, где свойства нервной системы могут выступать препятствием в выполнение деятельности, например - операторы ЭВМ на больших системах, летчики, космонавты. Слабая нервная система препятствует возможности человека выполнять такие виды деятельности. Возникновение внезапных, неожиданных ситуаций требует от человека умения собраться, не растеряться (реакция на аварийную ситуацию). Инертная нервная система - трудная задача быстрого реагирования, быстрого перехода от деятельности к другой.

Относительно профессионально пригодные – это профессии, где способны работать люди с различными свойствами нервной системы, при условии, если они сформируют адекватный своим психофизиологическим особенностям стиль деятельности. Пример, в труде токарей-наладчиков с инертной нервной системой тип индивидуального стиля деятельности обнаруживается в том, что в спокойной ситуации они предусматривают все возможные причины аварии и заранее проводят необходимые профилактические действия для устранения этих причин, при подвижной нервной системе - второй стиль индивидуальной деятельности оказывается наиболее эффективным - токарь-наладчик устанавливает причины неполадки преимущественно в процессе самой работы и тут же ее устраняет.

По данным статистики, в современном мире количество людей работоспособного возраста, имеющих те или иные особенности здоровья, увеличивается на 2% в год. Поскольку количество инвалидов трудоспособного возраста растет, работодателям необходимо вместо политики избегания работников с ограничениями по здоровью вырабатывать новые нормы по отбору претендентов на вакансии. А специалистам-психологам следует готовиться к тому, что в любой момент перед ними могут быть поставлены задачи по профориентации данной категории лиц. В России насчитывается 10 млн людей с ограниченными возможностями.И лишь малая часть из них социально адаптирована и трудоустроена, так что проблема носит массовый характер.

При профориентации инвалидов детстварекомендуется педагогическая направленность реабилитационных мероприятий. Работа с данной группой начинается как можно раньше и осуществляется в процессе обучения. Важно работать не только с ребенком, но с семьей инвалида. Основным принципом профессиональной ориентации детей со второй и третьей группами инвалидности является трудотерапия в мастерских разного профиля, что способствует привитию практических навыков простых видов труда. Свою специфику имеет профориентация граждан при умственной отсталости . Процесс обучения сопровождается психотерапевтической и психокоррекционной работой. Главным вопросом для инвалидов с детства является первичный выбор профессии.

Принципиально иная ситуация складывается у лиц с приобретенной инвалидностью. Они ранее получили профессиональное образование, овладели определенными навыками, но вследствие болезни не могут продолжать работать по имеющейся специальности. В данном случае речь идет о рациональном трудоустройстве(рекомендуемая работа должна быть адекватна возможностям больного человека, соответствовать его личным мотивам и профессиональной подготовке). Нередко обучение квалифицированным профессиям происходит непосредственно на производстве – в порядке переобучения работников . При выборе новой профессии необходимо учитывать возможности, склонности и предыдущую деятельность, а также уделять внимание вопросам психологической поддержки, так как произошедшая травма и приобретенная инвалидность меняют привычный уклад жизни заболевшего, требуется комплексная реабилитация .

При оказании помощи инвалидам учитывается степень тяжести нарушений жизнедеятельности. Так, лица с первой группой инвалидности находятся в самом тяжелом состоянии по статусу физического здоровья, нарушений функций высшей нервной деятельности и, как следствие, с позиций социальной адаптации и трудовой реабилитации. В то же время лица с второй и третьей группами инвалидности имеют нарушения соответственно средней и слабой степени тяжести и вполне могут состояться в профессиональном плане. Центром тестирования и развития "Гуманитарные технологии" по заказу Департамента труда и занятости населения города Москвы в 2011 г. разработаны современные Перечни рекомендованных профессий для граждан с разными типами ограничений жизнедеятельности (см. прил. ЭП-14-8). В данном списке присутствует довольно много профессий, предполагающих получение высшего профессионального образования, а не только начального и среднего профессионального образования, как было принято раньше.

При организации содействия профессиональному самоопределению лиц с ОВЗ (ЛОВЗ) необходимо учитывать, что протекание заболевания, как правило, отличается тем, что происходит определенная личностная деформация ЛОВЗ.

Подобная деформация создает дополнительные сложности при проведении профессионального консультирования, так как лицам с ограничениями по состоянию здоровья часто свойственны неадекватные способы профессионального самоопределения.

В первую очередь можно говорить о следующих проблемах, влияющих на процесс профессионального консультирования ЛОВЗ:

Ÿне знают своих возможностей и ограничений, неадекватно себя оценивают;

Ÿне осознают свои слабые и сильные стороны;

Ÿне имеют достаточной информации о реальном производстве, о профессиях и их требованиях к работнику;

Ÿне имеют информации о возможностях профессиональной подготовки, о порядке и возможностях трудоустройства, о наиболее востребованных профессиях;

Ÿбоятся обнаружить истинную степень своей инвалидности;

Ÿсоциально плохо адаптированы, не сформированы необходимые социальные навыки;

Ÿне сформирована готовность к труду и трудовая установка, инфантильны.

Наличие этих особенностей должно быть учтено при проведении профконсультационной беседы. При необходимости беседа должна быть направлена на коррекцию неадекватных представлений ЛОВЗ и его родителей.

В процессе консультации должны быть обсуждены результаты проведенной диагностики и возможности обучения ЛОВЗ в учреждениях начального или среднего профессионального образования.

Обсуждая варианты профессионального выбора, консультант выясняет, насколько хорошо консультируемый ЛОВЗ представляет содержание профессиональной деятельности и условия ее реализации на конкретных трудовых местах. Если у консультируемого отсутствуют такие представления или они не соответствуют действительности, консультант сообщает необходимые сведения. Профессиональная консультация должна содействовать формированию жизненной перспективы у консультируемого лица. Для этого следует помочь консультируемому в формировании реальных планов, касающихся профессиональной сферы его жизни.

СОЦИАЛЬНО-КУЛЬТУРНАЯ РЕАБИЛИТАЦИЯ

Сегодня значительная часть населения (как взрослых, так и детей и подростков) испытывает различного рода социальные и физические трудности – экономические проблемы, падение интереса к учебе, саморазвитию и самосовершенствованию, отставание в психическом и физическом развитии, проблемы в сфере коммуникации, хронические заболевания, инвалидность. Наличие различного рода ограничений и проблем, связанных со старением и инвалидностью, нередко сопровождаются снижением уровня культурной активности человека. Это касается всего многообразия ее проявлений: культуры правовой и коммуникативной, личностной и общественной, эстетической и нравственной, экологической, физической, сексуальной.

Поэтому социально-культурная реабилитация и поддержка относится к числу наиболее актуальных и востребованных сфер в общественной практике СКД.

Социокультурная реабилитация рассматривается как деятельность в свободное время, учитывающая психофизиологические проблемы личности и направленная на разрешение этих проблем.

Основным объектом социально-культурной реабилитации и поддержки являются социально ослабленные и социально незащищенные группы населения, в первую очередь дети и взрослые инвалиды, лица пожилого возраста и одинокие пенсионеры, дети-сироты и воспитанники детских домов, неполные и многодетные семьи и другие.

Значительную часть этих людей объединяет принятое по инициативе Международной организации здравоохранения (ВОЗ) понятие социальной недостаточности, связанное с нарушениями или ограничениями жизнедеятельности. Под термином «социальная недостаточность», или «дезадаптация», подразумевается нарушение или существенное ограничение у человека свойственной ему привычной жизнедеятельности вследствие преклонного возраста, врожденной или приобретенной инвалидности, болезней, травм или расстройств, в результате чего оказываются утраченными привычные контакты с окружающей социальной средой, соответствующие возрасту жизненные функции и роли. Производным от него понятием является социально- культурная недостаточность, которая связана с частичной либо полной неспособностью выполнять социально- культурные функции, считающиеся нормальными для лиц данного возраста, пола и ряда других социально- демографических характеристик.

Когда говорят о социально ослабленных или незащищенных слоях населения, имеются в виду не только ограничения, по разным причинам, трудоспособности этих людей, но и ограничения или отклонения от норм их доступа к духовным благам, их социально – культурного функционирования, постоянная или временная утрата ими возможности или способностей к активному участию в многообразных видах социально--культурной деятельности. Следовательно, в основе социально – культурной деятельности общества должна постоянно находиться забота о реабилитации и поддержке этой внушительной массы людей, о преодолении, компенсации существующих в их повседневной жизни ограничений и отклонений.

Социально-культурная реабилитация и поддержка лиц с ограниченными возможностями - это комплекс мероприятий и процесс, направленный на помощь этим группам населения в достижении оптимальной степени участия в социальных взаимосвязях, необходимого уровня культурной компетенции и удовлетворения культурно – досуговых потребностей. Профессионально организованная социально-культурная реабилитация обеспечивавет им возможность для позитивных изменений за счет расширения рамок их независимого образа жизни и наиболее полной интеграции в окружающую среду.

В более узком смысле под социально-культурной реабилитацией личности подразумевается адресная, личностная помощь этому человеку, совместное выявление с ним его собственных духовных целей, интересов и потребностей, путей и способов преодоления препятствий. Поиск и мобилизация всех имеющихся у самого человека резервов и возможностей, в конечном счете помогут ему интегрироваться и нормально функционировать в окружающей социально-культурной среде, обучении, общении, творчестве.

В отличие от процесса первоначального формирования социально-культурных умений и навыков у людей с ограниченными возможностями, который называют абилитацией, социально – культурная реабилитация означает восстановление, возмещение утраченных ими способностей и возможностей самоутверждения и самореализации в различных видах досуга и творчества.

В стране функционирует разветвленная инфраструктура учреждений и организаций, предназначенная для социальной, и в частности социально – культурной, реабилитации людей с нарушениями и ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Она включает в себя службы социальной защиты и социального обеспечения, входящие в систему исполнительных органов власти, центры социального обслуживания и социальной, в том числе экстренной психологической, помощи, реабилитационные центры, центры восстановительного лечения и творчества, специализированные учреждения интернатного типа – интернаты и пансионаты, детские дома и специализированные школы; советы ветеранов и общественные объединения и организации инвалидов (общества инвалидов, общественные фонды и ассоциации социальной поддержки; клубы, Дома культуры и библиотеки).

Информационно-познавательную, просветительную составляющую характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружающего мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни. Одновременно это означает и устранение недостатков как существующего отношения общества к инвалидам и лицам пожилого возраста, так и их отношения к обществу, изменение нравов, политики, быта, менталитета в сфере межличностных и социальных отношений.

Досуговая и творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечение их книгами, журналами, газетами, социальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещение театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

В зависимости от индивидуальных возможностей целесообразно создать все необходимые условия для творческой самореализации и самоутверждения лиц пожилого возраста, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, детей и взрослых с выраженным и полным физическим бессилием.

Коррекционная составляющая предполагает полное или частичное устранение или компенсацию с помощью социально-культурных занятий ограничений жизнедеятельности и развития личности, преодоление возможных педагогических, воспитательных упущений.

Здесь речь идет о целом ряде позитивных факторов, влияющих на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Это коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила, определяющие устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов. Это коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств общественной культуры и саморазвитие самодостаточной творческой личности. Это и коррекционно-образовательное воздействие, направленное на повышение образованности индивида в соответствии с нормами и требованиями современной социально-культурной среды.

Лечебно-оздоровительная составляющая рассчитана на использование культурно-творческого фактора для активизации резервных возможностей организма человека (слуховых, зрительных, двигательных, тактильных), создания и поддержания у него положительного психологического фона и через эти механизмы достижения соответствующих благоприятных медико-социальных показателей его здоровья.

Эмоционально-эстетическая составляющая включает эстетическое освоение человеком с ограниченными возможностями окружающего мира, формирование у него способности творить по законам красоты, положительное эмоциональное воздействие среды и занятий на его чувства и переживания, что приносит ему большое удовлетворение и существенно изменяет образ его жизни.

Социально-культурные технологии, входящие в систему духовной реабилитации личности включают в себя три взаимосвязанных компонента:

1. компонент, обеспечивающий личности возможность самоидентифицироваться как полноправному представителю той или иной социокультурной досуговой общности;

2. компонент, создающий условия для вступления личности в равноправный диалог с имеющимся микросоциальным окружением;

3. компонент, обеспечивающий включенность личности в образовательные информационные, творческие, оздоровительные и другие социально-культурные процессы.

Принципы реабилитационной работы:

1. Принцип единства диагностики и реабилитации.

Началу осуществления реабилитационной работы обязательно должен предшествовать этап комплексного диагностического исследования, который проводится психологом. Психолог составляет первичное заключение и формулирует цели и задачи реабилитационной работы. На основании заключения психолога социальный работник (педагог) определяет необходимые методы работы.

2. Принцип дифференцированного подхода к отдельным лицам и социальным группам.

Дифференциация подходов к разрешению социокультурных проблем различных групп людей и инвалидов проводится на основе учета целого ряда факторов: индивидуальные и культурные потребности, адресность предоставления образовательных, развлекательных, оздоровительных и других услуг, обеспечение информированности всего населения о положении инвалидов и пожилых людей, об их правовых гарантиях и возможности получения ими необходимой помощи и услуг.

3. Принцип системности.

Реализация принципа системности в реабилитационной работе обеспечивает направленность на устранение причин и источников отклонения в развитии личности. Он предполагает всестороннюю проработку решений и предпринимаемых действий, анализ возможных альтернатив, координацию усилий специалистов различного профиля, оценку возможных последствий осуществляемых культурно-терапевтических, реабилитационных технологий.

4. Деятельностный принцип реабилитации.

Суть его заключается в том, что генеральным способом реабилитационного воздействия является организация активной деятельности личности, в ходе реализации которой создаются условия для ориентировки в трудных, конфликтных ситуациях, организуется необходимая основа для позитивных сдвигов в развитии личности.

Методы реабилитационной работы:

Одним из самых распространенных методов социокультурной реабилитации является арттерапия.

В последние годы арт-терапия все больше включается в коррекционно-развивающий процесс в специальных образовательных уч­реждениях и дает положительные результаты. Многочисленные научные работы, связанные с изучением терапии искусством и показывающие ее эффективность, перспектив­ность в области медицины, общей, специальной пси­хологии, придают ей статус целого научного направления.

Таким образом, сущность арт-терапии состоит в терапевтическом и коррекционном воздействии искусства на субъект и проявляется в реконструи­ровании психотравмирующей ситуации с помощью художественно-творческой деятельности, выведении переживаний, связанных с ней, во внешнюю форму через продукт художественной деятельно­сти, а также создании новых позитивных переживаний, рождении творческих потребностей и способов их удовлетворения.

Основными функциями арт-терапии являются:

1. катарсистическая (очищающая, освобождающая от негативных состояний);

2. ре­гулятивная (снятие нервно-психического напряжения, регуляция психосоматических процессов, моделирование положительного психоэмоционального состояния);

3. коммуникативно-рефлексивная (обеспечивающая коррекцию нарушений общения, формирование адекватного межличностного поведения, самооценки) .

В арт-терапии не делается акцент на целенаправленное обучение и, следовательно, овладение навыками и умениями в каком-либо виде художественной деятельности (музыкальном, изобразитель­ном, театрализованно-игровом, художественно-речевом).

Следовательно, целью арт-терапии является - гармоническое развитие индивида; расши­рение возможностей его социальной адаптации посредством искус­ства, участия в общественной и культурной деятельности в микро- и макросреде .

Очевидными преимуществами арт-терапии является то, что:

1. Каждый человек может участвовать в арт-терапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков. Поэтому арт-терапия практически не имеет ограничений в использовании. Нет оснований говорить и о наличии каких-либо противопоказаний к участию тех или иных людей в арт-терапевтическом процессе.

2. Арт-терапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний, либо, напротив, чрезмерно связан с речевым общением. Символическая речь является одной из основ изобразительного искусства, позволяет человеку зачастую более точно выразить свои переживания, по-новому взглянуть на ситуацию и житейские проблемы и найти благодаря этому путь к их решению.

3. Изобразительная деятельность во многих случаях позволяет обходить «цензуру сознания», поэтому предоставляет уникальную возможность для исследования бессознательных процессов, выражения и актуализации латентных идей и состояний, тех социальных ролей и форм поведения, которые находятся в «вытесненном» виде либо слабо проявляются в повседневной жизни.

4. Продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для ретроспективной, динамической оценки состояния, проведения соответствующих исследований и сопоставлений.

5. Арт-терапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию.

6. Арт-терапия основана на мобилизации творческого потенциала человека, внутренних механизмов саморегуляции и исцеления.

Музыкотерапия представляет собой метод, в котором музыка используется в качестве средства реабилитации .Музыкотерапия активно используется в реабилитации эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, отклонений в поведении и при коммуникативных затруднениях.

Выделяют два вида музыкальной терапии – активную и пассивную музыкотерапию.

Активная музыкотерапия– терапевтически ориентированная активная музыкальная деятельность, проявляющаяся в виде:

сочинения музыки (фантазирования);

Воспроизведения музыки;

импровизации с помощью музыкального инструмента.

Пассивная музыкотерапия– терапевтически ориентированный процесс восприятия музыки, проявляющаяся в виде:

музыкальной коммуникации (совместного прослушивания музыки);

музыкального реагирования (направленного па достижение катарсиса);

музыкальной регуляции (снижающей нервно-психическое напряжение).

Библиотерапия рассматривается как специальное коррекционное воздействие на клиента с помощью чтения специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.

Выделяют три основные функции библиотерапии:

1) библиоведческая(библиотерапия для больных должна играть роль фактора, отвлекающего от мыслей о болезни, помогающего переносить физические страдания);

2) психотерапевтическая (библиотерапия является компонентом психотерапевтического лечения больных неврозами и некоторой части психических больных; проводится врачом-психоневрологом или психиатром без участия библиотекаря);

3) вспомогательная, а в ряде случаев и равноправная часть лечебного процесса при неврозах и соматических заболеваниях (требует участия врача-психотерапевта и специально обученного библиотекаря).

Сказкотерапия – метод, в котором для интеграции личности, развития ее творческих способностей, расширения сознания и совершенствования взаимодействия с окружающим миром используется сказочная форма. Сказкотерапия в реабилитационной деятельности является одним из ведущих видов и способов психотерапевтического, психологического и педагогического влияния на личность ребенка. Это лечение сказкой, книгой, образом, искусством. Через сказку ребёнок познаёт мир. Метод сказкотерапии основан на том, чтобы наблюдать, создавать ситуации, отвечать сказкой. При постановке сказки развивается фантазия, дети учатся принимать на себя какую-либо роль, проигрывая жизненные ситуации.

Выделяется несколько направлений, особенно актуальных в реабилитационной работе с детьми:

  • психокоррекция эмоционально-волевых нарушений;
  • обретение свободного опыта общения через ролевое действие сказочного героя у детей-инвалидов с трудностями общения;
  • формирование творческого потенциала ребенка через сказки;
  • преодоление чувства страха и неуверенности через сочинение сказочных сюжетов и их драматическое проигрывание.

Сказкотерапия назначается детям с различными неврозами, с проблемами эмоционально-волевой сферы. Она учит переживать, радоваться, сочувствовать, грустить и побуждает к речевому контакту.
Использование сказок для коррекции негативных состояний и проявлений у детей направлено на формирование отношения к персонажу, действие на эмоциональном уровне; проявление собственных поведенческих позиций, необходимых для социализации; идентификацию собственного «я» с тем или иным персонажем; удовлетворение потребности в познании волшебных загадочных явлений жизни; коллективное участие в совместном действии; приобщение к жанрам народной художественной культуры.

Куклотерапия как метод основан на процессах идентификации ребенка с любимым героем мультфильма, сказки и с любимой игрушкой. Это частный метод арттерапии.

Природотерапия – это направление в реабилитации детей посредством общения с природой. В настоящее время доказано, что общение с природой оказывает терапевтическое воздействие на человека. Для ребенка с нарушениями развития возможность пребывания на природе крайне необходима для расширения жизненного пространства, развития, получения экологических знаний, оздоровления. Природа является богатейшей средой для развития сенсорных систем ребенка (слуха, зрения, обоняния, осязания, вкуса). Освоение природных ландшафтов эффективно развивает у детей восприятие пространства и учит без боязни перемещаться и ориентироваться во внешней среде. Общение с природой дает множество положительных эмоций, так необходимых ребенку с тяжелыми нарушениями здоровья.

Выделяют также близкий по содержанию к природотерапии метод гарденотерапии.

Гарденотерапия– от англ. garden (сад, растения), терапия – лечение, т.е. лечение садом, растениями. Это особое направление психосоциальной, трудовой и педагогической реабилитации при помощи приобщения детей к работе с растениями.

Коррекционные возможности гарденотерапии:

развитие познавательной активности;

Коррекция эмоциональной сферы;

Расширение функциональных возможностей кистей рук;

Развитие элементов трудовых навыков.

Элементы гарденотерапии в различных видах деятельности:

Работа с растениями в кабинете гарденотерапии и на участке;

Специально организованные занятия с детьми в отделениях (5-16 лет);

ИЗО деятельность с использованием растительных материалов.

В настоящее время при реабилитации пациентов, страдающих психоневрологическими заболеваниями, очень перспективной являетсяанималотерапия(animal [англ.] – животное + терапия) - направление терапии, использующее животных и их образы для оказания психотерапевтической и медицинской помощи. Этот вид терапии известен людям уже не одну тысячу лет. Особенно распространенными являются ипотерапия (терапия при помощи лошадей) и дельфинотерапия.

Перечень заболеваний, по которым проводится реабилитация посредством верховой езды, не ограничен:

нарушения опорно-двигательного аппарата (детский церебраль-ный паралич, травмы спины и др.),

остеохондрозы, радикулиты;

сколиозы 1 - 2 степени;

нарушения умственного развития различной этимологии (задерж-ка психического развития, олигофрения, синдром Дауна и др.);

речевые нарушения;

психические заболевания (шизофрения, аутизм, поведенческие расстройства и др.);

сердечно-сосудистые заболевания;

комплексные нарушения развития и др. заболевания.

Дельфинотерапия имеет два способа взаимодействия:

1. Свободное взаимодействие с животным с минимальным участием специалистов. В данном направлении клиент (пациент) сам выстраивает свои отношения с дельфином, выбирает способы взаимодействия в рамках допустимых возможностей. Роль специалистов ограничивается обеспечением безопасности клиентов и дельфинов.

2. Специально организованное общение. Общение с животным осуществляется через специалиста, где общение со специалистом для клиента несет психотерапевтическое значение, а общение с дельфином выступает как фон, среда. Здесь характер и тип дельфинотерапии подчиняется поставленной цели.

В этом направлении дельфинотерапия может решать разные задачи: психотерапевтические, психокоррекционные, психопрофилактические, физиотерапевтические, педагогические - все зависит от конкретного запроса клиента и специалиста, который будет помогать клиенту реализовать его запрос и управлять терапевтическим процессом.

Понятие и виды игротерапии.

Важное значение для сохранения здоровья человека имеет психоэмоциональное равновесие, избавление от чрезмерных отрицательных эмоций. Поэтому целесообразно проводить активизацию психоэмоциональной сферы человека методами рациональной психотерапии, основное назначение которой - в формировании позитивного, оптимистичного отношения к жизни.

Мощным регулятором эмоций являются контакты с друзьями, общение с природой, искусством, включение личности в интеллектуальную, двигательно-оздоровительную деятельность, занятие художественным и техническим творчеством, зрелищно-игровые действия. Игра способствует выравниванию эмоционального состояния, оказывает благотворное воздействие на личность, формирует бодрое настроение, раскрывает и совершенствует индивидуальную особенность человека, ведет к самовыражению, самоутверждению и предотвращает развитие нервно-психических нарушений.

Смягчение и ослабление отрицательных эмоций достигается с помощью эмоционального переключения, что возникает в результате любимого занятия. Кроме того, благодаря участию в игровой деятельности происходят накопление опыта, знаний, умений, совершенствование творческих сил, приобщение человека к культурным ценностям и формирование у него полезной мотивации, а также мнений, взглядов. Игровая терапия не только усиливает и продолжает положительные эмоции, но и дает человеку возможность в будущем самостоятельно предупреждать возникновение психологических срывов.

Все вышесказанное позволяет выделить игру как важное средство реабилитации и коррекции личности в социокультурной сфере. Игротерапия - специально направленная система игр, которая позволяет корректировать развитие личности и препятствовать формированию в ее развитии негативных психических состояний.

Директивная и недирективная игротерапия

Директивная (направленная) игротерапия предполагает выполнение игротерапевтом функций интерпретации и трансляции ребенку символического значения детской игры, активное участие взрослого в игре ребенка с целью актуализации в символической игровой форме бессознательных подавленных тенденций и их проигрывание в направлении социально приемлемых стандартов и норм.

В направленной игротерапии взрослый - центральное лицо в игре - берет на себя функции организатора игры, интерпретации ее символического значения. Примером директивной терапии можно считать облегчающую психотерапию Леви (1933). Для такого подхода характерны заранее разработанные планы игры, четкое распределение ролей, выяснение всех конфликтных ситуаций. Ребенку предлагается в готовом виде несколько возможных вариантов решения проблемы. В результате игры происходит осознание ребенком себя и своих конфликтов.

Недирективная (ненаправленная) игротерапия проводит линию на свободную игру как средство самовыражения ребенка, позволяющее одновременно успешно решить три важные коррекционные задачи:

1. Расширение репертуара самовыражения ребенка.

2. Достижение эмоциональной устойчивости и саморегуляции.

3. Коррекция отношений в системе «ребенок - взрослый».

В ненаправленной игротерапии на передний план выходят идеи коррекции личности ребенка путем формирования адекватной системы отношений между ребенком и взрослым, ребенком и сверстником, системы конгруэнтной коммуникации.

Психотерапевт не вмешивается в спонтанную игру детей, не интерпретирует ее, а создает самой игрой атмосферу тепла, безопасности, безусловного принятия мыслей и чувств клиента. Игровая терапия применяется для воздействия на детей с невротическими расстройствами, эмоционально напряженных, подавляющих свои чувства.

Цель игры в недирективном подходе - помочь ребенку осознать самого себя, свои достоинства и недостатки, трудности и успехи. Существуют следующие принципы такой игротерапии:

Непринужденные дружеские отношения с ребенком;

Игротерапевт принимает ребенка таким, какой он есть;

Игротерапевт добивается того, чтобы ребенок говорил о своих чувствах как можно более открыто и раскованно;

Игротерапевт должен в кратчайшее время понять чувства ребенка и попытаться обратить его внимание на себя самого;

Ребенок - хозяин положения;

Нельзя ни торопить, ни замедлять игровой процесс;

Терапевт вводит лишь те ограничения, которые связывают то, что происходит во время игры с реальной жизнью;

Терапевт - зеркало, в котором ребенок видит самого себя.

Выделяют два уровня участия игротерапевта в коррекционном процессе: пассивный и активный.

Пассивное участие игротерапевта:

· Безусловное принятие клиента игротерапевтом.

· Установление доверия между ними.

· Следование игротерапевтического процесса за ребенком.

· Неускорение этого процесса.

Активное участие игротерапевта:

· Формирование отношений.

· Рефлексия собственных ощущений.

· Внесение определенных ограничений и запретов.

Последнее особенно важно, так как эта система ограничений необходима, чтобы обеспечить ребенку максимальную свободу. Ведь помимо заранее оговоренных запретов, он не подвергается никаким ограничениям. Прежде всего ребенку запрещается наносить вред другим детям и себе.

Смешанная игровая терапия – это метод психотерапии, основанный на интеграции директивной и недирективной игротерапии.

Одной из наиболее существенных причин все более широкого распространения этой игровой терапии является неудовлетворенность психологов-практиков односторонностью и ограниченностью какого-либо одного метода. Синтез наиболее удачных приемов игротерапии разных форм позволяет в достаточно короткий промежуток времени использовать различные варианты игровых действий с учетом индивидуальных возможностей ребенка.

В процессе игровой терапии решаются следующие конкретные задачи:

- вызываются у ребенка новые формы переживаний;

- воспитываются позитивные чувства к взрослым, сверстникам, самому себе;

- развиваются система самооценки и самосознание, повышается уверенность в себе;

- развиваются новые формы и виды как игровой, так и неигровой деятельности.

В процессе игровой терапии ребенок должен получить необходимый для его эмоционального благополучия опыт новых отношений со взрослыми и сверстниками, отношений, основанных на уважении и признании авторитета и самооценки ребенка.

Характеристика этапов процесса игротерапии.

Необходимо выделить несколько этапов в коррекционной работе. На первом этапе проведения коррекционной работы средствами игротерапии нужно изучить особенности социума, т.е. провести его диагностику. Программа исследования разрабатывается в зависимости от особенностей социума. Кроме того, изучаются и учитываются культурные интересы и потребности личности, динамика ее ценностных ориентаций в сфере отдыха. На данном этапе работы необходимо консультироваться с родителями, воспитателями, классными руководителями, медиками, психологами по выяснению индивидуальных особенностей личности.

На втором этапе идет процесс определения приоритетных целей и содержания деятельности в каждом конкретном социуме, отбор игр, раздаточных материалов, магнитофонных записей, изготовление необходимого реквизита. Часто обособленные игры собираются в специальные игровые сценарии, игровые спектакли, зрелищно-игровые действия.

В разработке таких сценариев принимают участие представители социума, то есть молодые люди, дети, семья. Иногда сценарии адресуются 2-3 человеком, то есть создаются индивидуальные сценарии, учитывающие конкретные ситуации. Следует заметить, что большую роль в обеспечении совместного творческого процесса в социуме играет начальный этап работы - установление контакта с людьми (внимание, такт, выдержка). Работать рекомендуется в группе, насчитывающей 6-8 человек; это позволяет терапевту более дифференцированно подойти к каждому из них.

В коррекционной работе можно использовать следующие виды игр: подвижные, интеллектуальные; особенно следует обратить внимание на игры-драматизации или ролевые игры, которые дают возможность их участникам опробовать себя в разных ролях. В ролевых играх можно проявить больше самостоятельности, фантазии, творчества в выборе действий, при распределении ролей, при использовании игрового реквизита, предметов-символов. В процессе игры происходит столкновение разных замыслов и взглядов, а также вырабатывается умение сочетать свои интересы с интересами тех, кто играет. Выступая в той или иной роли, участник должен иметь довольно четкие представления о персонаже, которого он представляет, о его действиях, поступках, моральных качествах. В соответствии с этим у него возникают мотивы определенного поведения. В процессе игры можно поменяться ролями.

В семье, например, можно разыграть с членами семьи различные жизненные ситуации, не навязывая им готовых схем поведения, а попытаться вместе с ними искать самый удачный выход из тех или иных ситуаций. Это будет содействовать установлению здорового психологического климата в семье, поддержанию которого способствует игровая деятельность.

Третий этап - проведение игровых коррекционных занятий. На данном этапе важным моментом является психологический настрой человека на участие в игре. Поэтому особое внимание следует уделить оформлению игрового пространства, музыкальному сопровождению, стилю работы терапевта. Необходимо подчеркивать при этом, что алгоритм любой игры включает следующие моменты: начало игры, вступление в игру, ход игры, подведение ее итогов. Игротерапевт, ведущий игры на всех четырех стадиях игры, создает условия для выявления самодеятельности, активности, творчества тех, кто играет. Творчество в игре - это изменение ее сюжета, придумывание новых игровых комбинаций. Очень важными моментами в проведении сеансов игровой терапии являются игровая задача, игровое действие. Игровая задача в конкретных играх должна быть построена на умении наблюдать, слышать, прислушиваться к звукам, запоминать цвет, чувствовать запахи, то есть давать толчок для развития участников игры. В игровых сценариях необходимо чередовать игры умственной активности с играми подвижными, т.е. максимально расширять разнообразные формы игры. Во время проведения игротерапии рекомендуется использовать сюрпризные моменты, т.е. неожиданное появление любимых героев, оригинальный реквизит, призы, вознаграждение. Атмосфера юмора, шутки, веселья в игре помогает улучшить психическое состояние, избежать отрицательных эмоций. Объяснение игры должно быть простым и четким. В зависимости от аудитории игра моделируется, то есть упрощаются или усложняются ее содержание, правила, игровое действие. Степень сложности выполнения игрового действия является важным моментом в проведении игротерапии. Условием избавления от некоторых психических состояний является внушение участнику игры уверенности, веры в свои силы, в свою способность преодолеть препятствия в игре. Педагог должен постоянно отмечать любой, даже самый незначительный успех участника игры. Всякое новое игровое действие не должно оставаться незамеченным. Все это обязательно нужно поощрять, особенно у людей неуверенных в себе, застенчивых, обидчивых и т.д. И наконец, следует обращать внимание на продолжительность игры. Нельзя резко прерывать, заканчивать игру. Важно учесть реакцию, увлеченность тех, кто играет, постепенно выводить их из игрового взаимодействия и общения.

Четвертый этап - анализ результатов практического проведения игротерпии. Обзор проделанной работы по игротерпии проводится на каждом из перечисленных этапов. Это позволяет организаторам, социальным педагогам вносить изменения в организацию терапевтических сеансов, обновлять содержание игры, по-новому конструировать сценарии, менять музыкальное сопровождение, темы проведения игр, сочетать игры с другими художественными средствами, регулировать взаимодействие между партнерами, избегать конфликтных ситуаций во время непредвиденного прохождения игрового процесса.

В ходе подготовки и проведения игровых занятий надо учитывать следующее:

I. Специфичность обстановки. Ребенок попадает в не совсем обычную для него обстановку, хотя занятия проводятся в типичной комнате для игр, где имеется набор знакомых игрушек, столы, стулья, краски, пластилин. Необычность состоит в том, что все это поступает в полное распоряжение ребенка. Выбор остается за ним, отсутствуют нормативы, инициатива принадлежит ребенку.

2. Специфичность контакта. Ребенок попадает в совершенно новую ситуацию: меняется отношение к нему со стороны взрослого; никто его не поучает, не оценивает.

3. Безоговорочная симпатия и участие к ребенку. Только чувствуя себя в полной безопасности, ребенок способен раскрыться, "выплеснуть" наружу свои проблемы. Ему необходимо эмоциональное тепло и поддержка, которые являются важнейшим условием работы.

Основная задача терапевта - развивать в группе психологический климат безопасности, в котором постепенно проявляется свобода выражения личности и усиливается ее защищенность. В таком психологическом климате проявляются многие чувственные реакции каждого ребенка в отношении других и в отношении себя самого. Из этой свободы выражения реальных чувств - как позитивных, так и негативных,- развивается взаимное доверие. Дети могут слушать друг друга, в большей степени учиться друг у друга. Развивается обратная связь от одной личности к другой, так что каждый участник узнает, каким его видят другие и каково его влияние в межличностных отношениях. С этой большей свободой и улучшенной коммуникацией возникают новые идеи, понятия, направления. Новшество становится желаемой, а не угрожающей возможностью. А все приобретенное в групповом опыте имеет тенденцию к временному или постоянному переносу на отношения в послегрупповом опыте.

Ярко окрашенные переживания создают возможность нового видения старых проблем, нового взгляда на жизненную ситуацию, на самого себя, на близких людей, на всю систему своих отношений, на свою деятельность. Переворот в сознании, распределение и перестройка элементов сознания и самосознания, достраивание сознания - все это результат острых эмоциональных переживаний, которые достигаются в игротерапевтическом процессе.

Сегодня в психологической и педагогической науках идет поиск конкретных технологий, способствующих нормализации психоэмоционального здоровья людей. Не претендуя на абсолютную истину в решении этой проблемы, мы обозначили только некоторые ее аспекты, а именно нормализацию психоэмоционального состояния личности средствами социокультурной реабилитации.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ:

1. Дайте определение понятию «Социокультурная реабилитация».

2. Охарактеризуйте принципы реабилитационной работы.

3. Назовите и охарактеризуйте методы реабилитационной работы.

4. Каковы были основные предпосылки развития современной арт-терапии?

5. Определите сущность и содержание понятия «арт-терапия».

6. Определите терминологическое поле арт-терапи.

7. Перечислите основные цели и задачи арт-терапии.

8. Назовите основные функции арт-терапии.

9. Раскройте сущность индивидуальной и групповой арт-терапии.

10. Назовите и охарактеризуйте виды музыкальной терапии.

11. Дайте определение понятия "игротерапия".

12. Дайте определение и характеристику основных видов игротерапии. 13. Охарактеризуйте этапы проведения игротерапевтических занятий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Шамсутдинова, Д.В. Социально-культурная интеграция личности в сфере досуга /Д.В. Шамсутдинова. – Казань: Изд-во Казанс. ун-та, 2001. – 256 с.

2. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании: учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений / Е.А. Медведева, И.Ю. Левченко, Л.Н. Комиссарова, Т.А. Добровольская.– М.: Академия, 2001.– С. 23-28, 165-179, 183-188

3. Бетенски М. Что ты видишь? Новые методы арт-терапии / Пер. с англ. М. Злотник. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 256 с.

4. Шушарджан, С.В. Музыкотерапия: история и перспективы/ С.В.Шушарджан. – М.: Владос, 2005. – 192 с.

Программа социокультурной реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья

Паспорт целевой программы

Наименование: Программа социокультурной реабилитации детей-с ограниченными возможностями здоровья.

Срок реализации: 2013-2016 гг.

Разработчики программы: ГБОУ СОШ №457

Цели и задачи программы: социокультурная реабилитация детей с ограниченными возможностями.

Участие в социальной адаптации и реабилитации детей с ограниченными возможностями.

Организация разнообразного и интересного досуга, творческое развитие, привлечение детей к участию в различных мероприятиях совместно с другими детьми. Интеграция детей-инвалидов в среду здоровых детей.

Создание единого информационного пространства с целью обеспечения равной возможности доступа к информации всех пользователей.

Исполнители: ГБОУ СОШ №457

Концепция программы

В настоящее время привычные функции школ расширяются. Школы занимаются воспитательной, образовательной, психологической, культурно-досуговой деятельностью, а наша школа еще и социокультурной реабилитацией детей-инвалидов. Данная работа строится с учетом специфики данной категории учащихся, а также с учетом их потребностей в информационных и культурных услугах.

Цель нашего проекта создание условий для детей-инвалидов, внедрение различных форм работы, позволяющих организовать досуг детей с ограниченными возможностями.

Одна из главных задач , решаемых в рамках программы, – создание комфортных условий для того, чтобы дети не чувствовали себя изолированными от общества, не испытывали недостатка в общении. Интеграция инвалидов в среду здоровых людей занимает особое место в деятельности школы.

Задача школы – помочь раскрыть и развивать творческие способности у детей с ограниченными возможностями, содействовать их социокультурной реабилитации и интеграции в общество путем оказания им информационной поддержки и обеспечения доступа к необходимой информации, обеспечить доступность культуры, образования и самообразования.

Современная школа – это окно в большой мир, а для инвалида -это может быть единственное окно.

Эффективным средством социокультурной реабилитации «особых» детей является вовлечение их в различные развлекательно-познавательные мероприятия, кружки. Общаясь совместно, дети получают бесценный для них социальный опыт, и при этом культурно развиваются. Литературные вечера, конкурсы, праздники и игровые программы. Дни милосердия, Недели здоровья, театрализованные спектакли, благотворительные акции, проводимые школой, дают возможность детям-инвалидам почувствовать себя равноправными членами общества, дают возможность ребенку не только раскрыть свои творческие способности, но и стать непосредственным участником. Включение в социальную среду помогает «особым» детям овладеть комплексом социальных ролей, норм и правил общежития, преодолеть чувство отверженности. Радость, полученная от праздника, поднимает настроение, создает положительный настрой, что очень важно, потому что сначала дети воспринимают мероприятие пассивно, но постепенно они раскрепощаются.

Программа состоит из следующих комплексов:

    Информационно-библиотечного;

    Театрального комплекса «Книги на сцене»;

    Творческих мастерских (кружков)

    Компьютерного класса, оснащенного специализированной компьютерной техникой и программным обеспечением;

    Спортивно-оздоровительного комплекса.

Направление работы

Содержание работы

Направление работы

Социокультурная реабилитация инвалидов является одной из тех острых проблем, решением которой многие учреждения культуры по разным причинам не занимаются. Между тем, в программах и планах их деятельности с успехом могли бы реализоваться такие направления как: работа с инвалидами, а также детьми, подростками, молодыми и пожилыми людьми, имеющими недостатки в физическом и психическом развитии;

  • · работа с семьей инвалида;
  • · работа в трудовом, учебном коллективе, по месту оздоровления, отдыха инвалида;
  • · наработка и апробирование интерактивных методик и технологий социокультурной реабилитации.

Важнейшим методологическим основанием для рассмотрения проблем социокультурной реабилитации инвалидов является анализ резервных возможностей досуга и досуговой деятельности.

В основе культурно-досуговой деятельности, направленной на реабилитацию инвалидов, лежат три исходные начала:

  • 1. личность самого инвалида в ее многообразии;
  • 2. отношения и контакты инвалида с окружающей средой и, прежде всего, с семейной микросредой, учебным, трудовым коллективом, знакомыми и друзьями;
  • 3. культурно-досуговые формы и методы, призванные активно влиять на личность инвалида, на его социальную реабилитацию и статус в обществе.

Используемые учреждениями культуры культурно-досуговые формы могут оказывать значительное влияние на социальные установки, ценностные ориентации (мировоззренческие, нравственные, профессиональные и др.), на структуру общения, формы и способы организации образа жизни инвалидов и их семей, усиливать тенденции к индивидуализации их стиля жизни, быта, досуга.

Именно занятие искусством, творчеством играет здесь главную роль. Искусство и творчество немыслимы без общения, они являются мощным средством, способствующим интеграции инвалидов в общество. Если человек не нашел свой путь самостоятельно, то сможет это сделать в коллективе (любительском объединении, кружке, спортивной команде и др.). Элементом реабилитации здесь является процесс нахождения себя, своего места в коллективе, осознание собственной значимости для каждого его члена.

Традиционный подход учреждений культуры к досуговой деятельности инвалидов как к чисто развлекательному, сугубо рекреативному явлению себя исчерпывает. Досуговые занятия инвалидов с различными физическими дефектами целесообразно рассматривать как самостоятельную сферу их деятельности, благодаря которой обеспечивается целостное творческое воспроизводство личности инвалида, актуализация ее интеллектуального, культурного, физического, волевого потенциала.

Культурно-досуговые технологии обладают характерными психолого-педагогическими, культурологическими, организационно-методическими характеристиками. Применяемые в среде инвалидов, они являются механизмами социальной адаптации большого социального слоя населения. Специфическими особенностями в культурно-досуговых технологиях отличается, например, проведение фестивалей, смотров, соревнований, спортивных и досуговых конкурсов с участием инвалидов.

Предназначение досуговых технологий -- помочь инвалиду освоить коммуникативные навыки, необходимые для адаптации в сложном социокультурном окружении. Существуют психологические закономерности, ускоряющие интеграционные процессы в сообществе инвалидов, их социальную адаптацию. Во-первых, это развитие коммуникативных способностей у всех групп инвалидов. При этом следует подчеркнуть особую роль положительной эмоциональной окраски общения с этими людьми. Здесь необходим поиск «золотой середины» -- равного, доброжелательного тона, исключающего крайности в виде либо наигранного оптимизма, либо чрезмерного сочувствия и жалости.

Во-вторых, умение выбрать и предложить инвалиду такое интересное занятие, которое не позволяло бы ему сосредоточиться на своих болезненных ощущениях и переживаниях. Чаще всего такие занятия связаны с прикладным художественным и техническим творчеством, а также с более пассивными видами деятельности -- чтением, просмотром телепередач, слушанием радио и так далее. Благодаря им у инвалидов улучшается самочувствие, облегчается болезненное состояние.

В-третьих, высокую эффективность демонстрируют индивидуальные программы самореабилитации, включающих в себя систему разнообразных специальных тренингов, чередующих умственные и физические нагрузки, интенсивность которых возрастает по мере улучшения состояния инвалида. Даже механическое заучивание и использование стереотипных наборов действий, необходимых в стандартных культурных ситуациях, дает инвалидам возможность обрести определенную степень самостоятельности.

Игнорирование этих и других закономерностей в реабилитационной работе сопровождается негативными последствиями, неизбежно приводит к появлению барьеров между инвалидами и здоровыми людьми в быту, на отдыхе, в творчестве, игре. Возникает почва, на которой базируется тяга инвалидов к сегрегационному обособлению в замкнутую социальную группу.

Как известно, сегрегация -- это результат воздействия нескольких взаимоисключающих друг друга тенденций: во-первых, желания здоровых людей, начиная уже с детских лет, отделить себя от ежедневных контактов с инвалидами -- в детском саду, школе, быту; во-вторых, многолетнего курса государственных органов на создание сети замкнутых производственных, учебных, досуговых структур, специально рассчитанных на инвалидную аудиторию; в-третьих, стремление самих инвалидов с одинаковым типом нарушений замкнуться в изолированную область.

Эффект игры, как уникального явления в современной социально-терапевтической практике, совершенно очевиден. Игры нельзя делить механически на «инвалидные» и обычные для здоровых людей. Любая игра может быть адаптирована к возможностям взрослого или ребенка с учетом степени и вида его инвалидности. Достаточно внести корректировку, облегчить или видоизменить условия игры, и человек получает новые дополнительные стимулы к жизни, обогащает свой мир эмоций, делает досуг более разнообразным.

В деятельности реабилитационных учреждений могут успешно применяться методики социокультурного проектирования. Разработка и реализация проектов в виде развлекательно-игровых, музыкальных, художественно-зрелищных, спортивно-оздоровительных и других программ, аукционов, вернисажей и ярмарок, рекламных проектов и кампаний, изготовление изделий прикладного искусства позволяет значительно обогатить содержание обучающей, творчески развивающей деятельности инвалидов.

В учреждениях культуры инвалид приобретает навыки в творчестве, опыт досугового поведения и культуры. Деятельность этих учреждений несет в себе интегративную функцию в общественном воспитании людей с ограниченными возможностями, способствует социализации их досуга.

Главной целью культурно-досуговой деятельности в сфере реабилитации инвалидов является воспроизводство человека, его творческих сил, необходимых для его основной жизнедеятельности. Досуг может служить эффективной сферой духовного возвышения человека с ограниченными возможностями, его нравственного и эстетического совершенствования, активного участия в культурном творчестве.

Реабилитация, социальная адаптация и формирование независимого образа жизни инвалидов представляют собой многогранный процесс. Его успешность в значительной степени зависит от участия в нем специалистов смежных сфер (медиков, психологов, педагогов, дефектологов, социальных педагогов, специалистов культуры, специалистов по реабилитации инвалидов и др.). В этом процессе необходимо взаимодействие ученых и практиков, государственных и негосударственных учреждений, широких слоев общественности, средств массовой информации.

В целом можно выделить следующие основные направления социокультурной реабилитации инвалидов:

  • · просветительское, целью которого является устранение недостатков существующего отношения общества к инвалидам и инвалидов к обществу, изменение нравов, политики, быта, ментальности в данной сфере межличностных и социальных отношений;
  • · досуговое, целью которого является организация и обеспечение досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей инвалидов путем содержательного наполнения свободного времени инвалидов и членов их семей;
  • · коррекционное, целью которого является полное или частичное устранение или компенсация ограничений жизнедеятельности и развития личности по состоянию здоровья, а также вследствие педагогических и воспитательных упущений. При этом следует выделить:
  • · коррекционно-воспитательное воздействие, включающее в себя привитие социальных норм, под которыми подразумеваются установленные обществом правила и устойчивые формы социального взаимодействия людей на уровне макро- и микроколлективов;
  • · коррекционно-развивающее воздействие, ориентированное на всестороннее, целостное развитие личности, что подразумевает активное освоение богатств культуры и саморазвитие творческой личности;
  • · коррекционно-образовательное, которое ориентировано на повышение образованности индивида;
  • · познавательное воздействие, ориентированное на приобретение инвалидами знаний, понятий о реальных явлениях, осознании окружающего их мира, связи с окружающими людьми, использовании знаний в практической деятельности с целью преобразования мира;
  • · эмоционально-эстетическое воздействие, ориентированное на эстетическое освоение человеком мира, сущности и творчества по законам красоты. Эмоциональная составляющая позволяет получать удовольствие, что существенно изменяет образ жизни человека.