Как развить мозг до 100. Упражнения для развития логического мышления

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Наш мозг ленив и неповоротлив. Если нагружать его однотипными и привычными задачами, он быстро "тупеет" и теряет способность действовать быстро. Шестеренки в голове начинают крутиться медленнее и со скрипом.

сайт нашел 15 сайтов, где много разных тренажеров для мозга. При помощи задач, упражнений и игр сегодня потренируем память, завтра логику. А получим красивый и подтянутый ум.

Викиум предлагает сначала пройти тестирование и определить качество ваших памяти, мышления, внимания. На основании этих результатов вы получаете программу тренировок. Опять-таки есть платный уровень, где обещается больше возможностей.

Этот сайт встречает нас фразой: "Нет людей с плохой памятью. Есть люди, которые не умеют ею пользоваться". Выполняя несложные упражнения, можно развить память, получить навыки в запоминании чисел, слов и текстов, развить внимание и образное мышление. Также на сайте есть небольшие статьи с полезными советами.

На сайте можно проверить память и пройти онлайн-тренировку внимания, концентрации, реакции и других функций мозга с помощью программ и игр. Есть подробная теоретическая часть, рассказывающая о том, что такое мозг и как поддержать его в хорошем состоянии.

На этом сайте всего один тренажер для мозга - задачка N-назад. Это упражнение, которое улучшает оперативную («рабочую») память, совершенствует подвижный интеллект, оптимизирует скорость мышления. Суть игры: пользователь видит квадратики в ячейках матрицы и слышит буквы. При этом необходимо определить и указать, встречался ли предъявляемый образ на n-позиций (1, 2, 3...) назад.

Игры, выложенные на этом сайте, призваны тренировать память, скорость, гибкость мышления, вычислительные навыки. Прежде чем начать тренировки, нужно будет определить те возможности ума, которые хочется развить в первую очередь. Это определит выбор упражнений для тренировок.

Еще один сайт с логическими играми, головоломками, упражнениями для развития памяти и паззлами для развития внимательности. Девиз - "Прокачай свой мозг".

На сайте "Занимательная педагогика" есть интересный тест, пройдя который, можно определить возраст своего мозга.

Это сайт о возможностях человеческого мозга и развитии интеллекта. Здесь рассказывают о том, как устроена наша голова, как там все работает, и дают советы, как ускорить эту работу. Например, есть статья "Как улучшить кратковременную память", задачки на логику и многое другое.

Онлайн-игра на развитие скорости счета. Есть несколько режимов: тренировочный, где не ведется подсчет времени; марафон - нужно как можно быстрее ответить на 20 вопросов; безошибочный, где игра длится аж две минуты, но при этом нельзя допустить ни одной ошибки, и другие.

Если английский вам почти как родной, можно зависнуть на этой платформе. Здесь есть тесты на моторные навыки, вербальные, на переключение контекста, на краткосрочную память, на время реакции, визуальное восприятие и многие другие. При этом пользователи могут не только тренировать свой мозг, но и участвовать в разных исследованиях.

В разделе "Форма ума" сайт предлагает разные веселые упражнения и головоломки для тренировки памяти, внимания, воображения, скорости и гибкости ума. Можно и просто повеселиться - например, есть смешная головоломка "Семечко", где логику происходящего теряешь где-то на пятом-шестом шаге.

Онлайн-игры на развитие памяти, тренировку наблюдательности, на зрительную память.

На Brainexer есть самые разные упражнения: задачи на концентрацию, сортировку, переключение, группы и списки слов, арифметические операции, пропущенные числа, подсчет символов, нахождение пути и др. Одно из особенно интересных упражнений – «Эффект Струпа». Обязательно пощелкайте.

  • Аналитические — сопоставление разного рода информации
  • Логика — рассуждение, возможность сделать выводы, поразмыслить
  • Дедукция — способность вывести нить идеи из общего информационного потока
  • Критические — различение и отклонение ненужных, неправильных идей и выводов
  • Прогностические — способность выстроить цепь событий в будущем
  • А также способности к концентрации и удержанию внимания, образному и абстрактному мышлению.

Чтобы понять, как развить мозг, повысить уровень интеллекта, необходимо работать во всех направлениях. При этом важно должны быть интересны эти занятия, нагрузки важно выбирать, чтобы было не в тягость. Тогда выполнение упражнений для развития интеллекта войдет у вас в привычку.

Способы развития интеллекта

Играйте в логические и настольные интеллект игры

Любые головоломки на логику, карточные игры — преферанс, покер, нарды, компьютерные квесты и другие развивающие игры. Они помогут повысить способности концентрироваться, запоминать, мыслить. К тому же вы испытаете подъем настроения от соперничества и с каждым новым успехом в играх.

Очень популярные настольные игры — превосходно тренируют ассоциативное мышление и помогают умственному развитию. Ими можно разнообразить обеденный перерыв или посиделку с друзьями.

Действенные способы развития интеллекта — 15-20 минутные игровые тренировки на :

Сайт Wikium — огромный набор интересных, красочных упражнений для развития интеллекта. Есть бесплатная версия, чтобы попробовать прямо сейчас.

Еще один сайт для интеллект тренировок — Brainapps . В бесплатном доступе 29 тренажеров.

Делайте упражнения по математике и точным наукам

Точные науки — лучший способ того, как развивать мозг в разных направлениях. Это как тренировки на несколько групп мышщ сразу.

Решая задачи по математике и логики, вы прокачаете умственное развитие и натренируете:

  • мышление: абстрактное, логическое, дедуктивное, критическое
  • увеличите мыслительную скорость
  • подкачаете прогностические способности
  • натренируете память
  • «разложите мысли по полочкам», станете более организованным

Для таких тренировок подойдут советские и новые сборники задач на логику, брошюры для подготовки к олимпиаде для младшего школьного возраста (да-да, с ними не так то просто справиться без сноровки).

Читайте хорошие книги

Классическая и хорошая современная литература повысит умственное развитие, значительно расширит ваш кругозор, выровняет эмоциональный фон, разовьет эстетический вкус.

Изучайте что-нибудь новое

Когда вы учитесь, приобретаете новые навыки и применяете полученные знания на практике — повышаются ваши способности к концентрации, умение структурировать и усваивать большие потоки информации. Уделяйте вниманию чтению энциклопедий, познавательным фильмам, образовательным сайтам.

Выучите иностранные языки

Нейропсихологи доказали, что люди, владеющие не только родным языком (билингвы), отодвигают на 5 лет и далее умственные болезни. Например, болезнь Альцгеймера.

Помогает совершенствовать музыкальные способности и легче переключаться между текущими задачами, лучше концентрироваться.

Изучая, например, такой популярный и необходимый, вы сможете с легкостью держать в голове большой список задач.

Делайте логические выводы

Изучайте других людей, делая предположения о том, чем они занимаются, какое у них семейное положение, имеются ли домашние питомцы, авто. Постарайтесь догадаться, чем человек занимался недавно, куда идет. Только играйте в Шерлока осторожнее — не все люди любят, когда их пристально изучают. Это не только прокачивает умственное развитие, но и помогает скоротать пробку, очередь и любое томительное ожидание.

Все упражнения для развития интеллекта

Чтобы быть всесторонне развитым человеком, выбирайте несколько видов интеллект занятий, которые будут вам интересны. Важно, чтобы занятия были в радость.

Когда мы придумываем загадку, то активно задействуем свое воображение, фантазию, мышление и логику. Увлекательно разгадывать те загадки, в которых спрятан смысл: «Мчишься – не домчишься, летишь – не долетишь (о горизонте)», или «Кидают, если нужен, поднимают, если бесполезен (о якоре)».Чтобы составить свою загадку, нужно сравнить предмет, который является разгадкой, с другим предметом, напоминающим его по действию, внешнему виду, форме.

  • Лимерики

Лимерик – особая стихотворная форма, а его герои – самые разнообразные чудаки. В каждом лимерике должно быть 5 строк, где третья должна рифмоваться с четвертой, а первая – со второй и пятой. Например:Жил-был мужичок в Амстердаме,

Не чистивший шляпу годами.

Он в ней невзначай

Заваривал чай

И в ней же гулял в Амстердаме!

Придумывать свои лимерики – это весело и полезно для мозга.

  • Буриме

Буриме – это шуточное стихотворение, рифмы в котором уже известны заранее. По правилам составления буриме, нельзя эти рифмы переставлять местами или как-либо изменять их окончания. Данная игра появилась во Франции в 17 веке.Сначала нужно задать рифму – например, «холодна – у окна». После этого участники придумывают свои стихотворения, например:В этом году зима холодна,А котик заснул возле окна.

Таким образом, сначала составляются пары слов, а затем нужно придумать стихотворение, опираясь на них. Можно брать не одну пару, а две пары слов, и тогда получится четверостишье и т. д.

Интеллектуальные игры и упражнения

«Аналогии» — групповая игра, где участникам нужно найти аналогии в несвязанных друг с другом вещах

Аналогия – отличный способ глубоко разобраться в явлении или предмете, развить навыки критического мышления, понять взаимосвязи. Оно представляет собой средство поиска и используется для активизации данной мыслительной операции.

Для игры каждому участнику потребуются 3 картонные карточки (допустимо использовать плотную бумагу). На каждой из них игрок втайне от других пишет по одному понятию:

  • на первой – то, что доступно зрению и осязанию;
  • на второй – то, о чем можно прочитать (на сайте, в газете или журнале);
  • на третьей – то, что пригодится в учебе или работе.

Понятия могут представлять собой любые явления или предметы.

После того как участники справились с заданием, ведущий собирает все карточки и перемешивает их. Затем он не глядя вытягивает 2 карточки и зачитывает то, что на них написано. Игрокам же необходимо найти как можно больше сходств между содержаниями двух карточек.

Возможные способы поиска аналогий:

  • строение, структура;
  • поведение;
  • способ работы.

Для поиска параллелей используется мозговой штурм, критика недопустима (исключение – если пример является неприличным, грубым).

«Мыслеголики» — превосходное групповое упражнение, развивающее остроумие и интеллект
Игроки садятся в круг. Ведущий объясняет правила игры. Все собравшиеся участники – «мыслеголики», имеющие неизлечимую болезнь под названием «мыслеголизм» и потому вступившие в группу анонимных мыслеголиков. Каждый игрок придумывает про себя мини-историю: почему он болеет мыслеголизмом, как долго у него эта болезнь, какие неудобства доставляет в жизни.Например:Здравствуйте! Меня зовут Мария Петровна, и я с раннего возраста страдаю от мыслеголизма. Все началось с того момента, когда… «Облегчив душу», игрок выслушивает советы и пожелания других участников.

Главное – вызвать у игроков желание посоревноваться в остроумии и интеллекте.

После игры ведущий спрашивает участников, каково их мнение о том, что они услышали и обсуждали. Если кто-либо пожелает выслушать действительное мнение или совет по определенному вопросу – отлично.

«25 букв» — тренирует зрительную память и скорость мышления.
Ведущий показывает игрокам таблицу, представленную ниже, в течение полминуты.Затем он отворачивает таблицу и предлагает игрокам представить то, что на ней было написано. Затем им необходимо так же мысленно составить слова из букв, которые расположены рядом.Например, в слове «Олово» есть буква «Т». Если двигаться от нее вниз, затем – вправо и вверх, то получится «Лето». Те пять слов, которые изначально есть на таблице, в счет не берутся. Разрешено использовать одну и ту же букву не один раз (например, «гороно»), а также обсуждать результат между собой.

Если игрокам стало сложно, ведущий показывает таблицу еще раз в течение нескольких секунд.

В конце игры ведущий поворачивает участникам таблицу, и они ищут оставшиеся слова уже по ней, а не опираясь на свою память.

«Анекдоты про» — развивает остроумие.
Книжки или сайты с анекдотами группируются по темам – «Про начальника», «Про врачей», «Про студентов». Задача участников в этой игре – самостоятельно придумать забавный и остроумный анекдот. Это отличное средство для развития чувства юмора и креативности.Нужно самому придумать темы для анекдотов, которые вызывают интерес («Про мультфильмы», «Про компьютерные игры», «Про котов»). Заведите отдельную тетрадь или создайте файл на компьютере, чтобы записывать в них анекдоты. Нестрашно, если поначалу шутки будут несмешными, главное – тренироваться.

«Вопрос для викторины» — поможет вам раскрыть свой потенциал, развить интеллектуальные способности и прокачает остроумие.
В любой удобный момент, когда вам нечем заняться, начните составлять викторину. Она может быть предназначена как для маленьких детишек, так и для взрослых, солидных профессоров. Вопросы должны:

  • вызывать интерес;
  • быть познавательными;
  • отличаться остроумием;
  • обращаться к сообразительности, интеллекту и эрудиции воображаемого участника.

Преимущество игры состоит в том, что вы можете тренироваться на прогулке, в автомобильной пробке, на пути до работы, дома или магазина, во время скучного совещания. Так вы и скоротаете, и с пользой проведете время.

«Сравнения» — отрабатывает навык сравнивания разных предметов и событий, стимулирует мозговую деятельность.
Базовая операция человеческого мышления – это сравнение. Мы сравниваем множество вещей: автомобили, компьютеры, характеры людей, работу, религию, философию. Можно сравнивать эпохи («Сейчас» и «в СССР»), учебные дисциплины («что полезнее для мозга – математика или физика?») и даже то, какие чувства вызывают те или иные люди («Когда я вижу соседку Веру Сергеевну, то чувствую… А когда – соседку Наталью Михайловну, то…»).Многие вещи постигаются посредством сравнения. Также благодаря этой операции можно значительно развить свои мыслительные способности. Рассмотрим несложные правила, которых следует придерживаться, занимаясь сравнением вещей, предметов, явлений.

  1. Убедитесь, что сравниваемые вещи имеют одну и ту же «весовую категорию». Так, если вы начнете сравнивать вторую половинку со своим юношеским идеалом, то у реального человека не останется никаких шансов. Результатом сравнения должны стать определенные выводы и знания, которые несут пользу.
  2. Сравнения должны быть максимально объективными. Не используйте личностное отношение «нравится-не нравится».
  3. Пользуйтесь разнообразными критериями. Например, если вы сравниваете между собой два блюда, критериями могут выступать вкусовые качества, стоимость, калорийность, внешний вид, соотношение жиров, белков и углеводов. Критерии должны быть по существу – не пользуйтесь второстепенными.
  4. После проведения сравнения вы должны прийти к определенному результату. Не останавливайтесь на полпути – доводите начатое до конца. Окончанием игры должен выступать конкретный вердикт. Например, при сравнении музыкальных стилей заключение может быть следующее: «Таким образом, основная тематика текстов песен в стиле рок – личностные или социально значимые проблемы, рэп – крутизна автора, поп – любовь, чувства, отношения».

Результат проведенного сравнения может быть качественным и количественным.

Таким образом, при сравнении необходимо пользоваться представленными выше критериями. Во время этого упражнения спрашивайте себя:

  • почему не получилось или сложно было прийти к однозначному выводу;
  • действительно ли я был объективен;
  • существенными ли были используемые критерии;
  • сравнивал ли я предметы, находящиеся в одной весовой категории или в разных.

Упражнение для тренировки следующие.

  1. Что полезнее для организма – бананы или виноград.
  2. Кто эффективнее руководит отделом – женщина или мужчина.
  3. Что я чувствую по отношению к двум своим близким друзьям.
  4. Какая дисциплина полезнее для мышления – математика или литература.

Придите к собственным умозаключениям, зафиксируйте их на бумаге. Это невероятно полезное упражнение, поэтому сравнивайте все вокруг!

«Взгляд дурака» — не самое простое, но очень эффективное и интересное упражнение на умственное развитие. Развивает кругозор.

  • Как бы повел дурак на моем рабочем месте?
  • Что снится дураку?
  • Что бы дурак понял из этой статьи?
  • Как дурак общается с людьми?Если вы время от времени будете смотреть на происходящее со стороны «дурака», это повысит ваше уважение к своим интеллектуальным способностям, а также может расширить кругозор и помочь найти полезные мысли в самых необычных областях жизни.Суть упражнения заключается в том, что вы смотрите на происходящее так, как если бы на него смотрел дурак. Например, вы направляетесь на работу, гуляете или читаете новости, после чего задаете себе разнообразные вопросы.

«Правда» — забавное упражнение, поднимающее и настроение и уровень интеллекта.
Мысль – это не то, что легко занести в голову через телевизор или газету. Она представляет собой продукт разума, является двигателем всего существующего в мире. Но это, конечно, зависит от того, какие мысли есть у человека.Следующую шуточную игру полезно и интересно выполнять в течение всего дня. Утром вы спрашиваете себя «Что такое высшая истина?», формулируете ответ, после чего до вечера ищете подтверждения своему суждению.Например, высшая истина – это «делать зарядку по утрам». Диалог с самим собой может выглядеть так:— Что такое высшая истина?

— Самое важное – делать зарядку по утрам.

— Почему мне нужно сменить место работы?

— Потому что с этой работой я не успеваю делать зарядку по утрам.

— Почему коллега так часто берет больничный?

— У нее слабое здоровье из-за того, что она не делает зарядку по утрам.

Чем более забавным и даже ненормальным кажется вам диалог, тем лучше, ведь это просто полезная игра.

«Какое число лишнее» — потренируйте логику, скорость мысли, внимательность.
Задача этого группового психологического тренинга – не только найти лишнее число, но и обосновать, почему оно таким является. Данное упражнение полезно при проведении коммуникативных, а также тренингов личностного роста, поскольку оно развивает интеллект и внимательность. Ведущий показывает игрокам на крупном листе бумаги или на доске четырехзначные числа в количестве 21 штуки. Чтобы было удобнее, можно сделать 3 столбика, в каждом из которых будет по 7 чисел.

9082 1749 9541

Допустимо любое мнение участника, но он должен его объяснить. Высший пилотаж – объяснить, что в числе 7816 сумма цифр дает 22, а все другие числа – 21 или 19. Ведущему рекомендуется подождать, пока кто-либо из участников об этом не догадается.

«Законы» — развивайте свои интеллектуальные способности.

  • В Уголовном кодексе прописана статья про мошенничество, которое действует и в жизни молекул. Если атом вдруг притворится, что он – другой атом, то его накажут.
  • Закон сохранения энергии среди людей: когда одна половина человечества просыпается, то вторая – засыпает, поэтому число бодрствующих людей постоянно.Закон, вне зависимости от своего вида, ограничивает ход явлений, вещей. Например, Уголовный кодекс запрещает людям переходить определенные рамки, первый закон Ньютона разъясняет особенности движения тел.Задача игры – перенести закон общественный сферы в естественнонаучную, и в обратную сторону. То есть необходимо выбрать какой-либо закон и привести пример из совершенно другой области жизни. Такое упражнение развивает разные виды мышления (аналитическое, критическое), способность точно выражать свои мысли, а также остроумие, чувство юмора, память.Рассмотрим примеры.

«Молекулы» — развивает ассоциативное мышление, комбинаторность мысли.
Данное упражнение развивает воображение и ассоциативные навыки. Задача – представить, какой характер был бы у того или иного химического элемента, а также составить формулу, которой можно было бы описать людей из вашего окружения.Первым делом нужно составить таблицу, в которой описаны все химические элементы. Личностные качества подбираются самостоятельно.H (водород) Беспечный

Cl (хлор) Солидный

O (кислород) Энергичный

N (азот) Пассивный

Таким образом описываются все остальные элементы – C (углерод), S (сера), He (гелий), As (мышьяк) и т. д.

После этого составьте формулы, применимые к вашим знакомым. Допустимо, чтобы в ней было 2-3 химических элемента, сама она может быть абсолютно не похожа на те, которые имеются в химии.

Пример формулы:

H 2 0 – невероятно беспечный и энергичный;

Cl 2 – солидный, вдумчивый.

Опишите как можно больше своих знакомых.

После этого подумайте, что бы произошло, если бы между двумя вашими приятелями произошла химическая реакция, в результате которой их атомы сменили друг друга. Каким характером стали бы они обладать? Придумайте для них имя, то, как он живет, чем занимается. После этого представьте, как между только что придуманными людьми снова произошла химическая реакция. Придумывайте новых личностей до тех пор, пока у вас хватит воображения.

«Шерлок» — для индивидуальной тренировки. Вы научитесь правильно составлять словесное описание человека, потренируете навык запоминания, внимательность к деталям, зрительную память.
Ваша задача – вести досье на людей, которых вы встречаете на улице. Можно использовать как текстовый файл на компьютере, так и обычную тетрадь.Во время поездки на работу, домой, прогуливаясь возле дома, обратите внимание на какого-либо человека. Осмотрите его, заметьте каждую мелочь его внешности. Затем дома нужно записать все свои наблюдения и примечания в файл или тетрадь, формируя таким образом своеобразную «базу данных».Придумайте для описываемого прохожего запоминающееся и емкое прозвище, которое должно быть уникальным. Названия людей из вашей базы данных не должны повторяться. После этого опишите внешность увиденной личности – все до малейших мелочей, которые смогли закрепиться у вас в памяти. Наконец, составьте возможный психологический портрет: опишите характер, поступки, чем она увлекается, как зарабатывает себе на жизнь, в чем она интересна.Регулярно выполняя данное упражнение, вы заметите, что очень скоро стали способны составлять точные, емкие и исчерпывающие характеристики незнакомцев, которых вы случайно увидели.

Если на первых порах вы столкнулись с тем, что ваша память совсем не запоминает детали, выполняйте это упражнение в спокойной, расслабленной обстановке – например, стоя в очереди, находясь в общественном транспорте. Так у вас будет возможность рассмотреть незнакомца хотя бы 2-3 минуты.

Если вы встречаете одного и того же прохожего несколько раз, используйте эту возможность, чтобы расширить ваше досье. Постарайтесь при каждом случае запомнить как можно больше деталей и нюансов.

«Иероглифы» — развивает интеллект на групповых занятиях.
Ведущий рассказывает игрокам, что в ряде государств имеется иероглифическое письмо, в котором те или иные слова представлены определенными рисунками. Задача участников – придумать иероглифы.Первая часть – составить иероглифы, обозначающие простые, общеупотребительные слова («любовь», «солнце», «лес», «дом»).Вторая часть – составить иероглифы, которые обозначают более отвлеченные, абстрактные понятия («изобретение», «чтение», «сон», «работа», «обучение»).Наконец, третий этап – составить из иероглифов фразу. Каждый игрок берет темный маркер и пишет на крупном листе бумаги придуманную им фразу, после чего демонстрирует ее остальным. Их задача – разгадать смысл иероглифов.

«Без мата» — непростое упражнение в реалиях нашего сленгового и жаргонного времени, но интеллект повышает отлично.
Наверняка вы встречали в своей жизни людей, которые не просто используют в своей речи мат, а думают на нем.Почему нельзя заменять нормальные слова матерной лексикой? Дело в том, что подобная речь переступает через нормы языка и этикета, портит репутацию, расстраивает диалоги. Ведь мы от диких зверей прежде всего отличаемся развитой и разумной речью, богатым словарным запасом. Если же выражать свои мысли матом, то последствия для интеллекта будут неважными. Основная проблема для него состоит в том, что речь обедняется. Таким образом, думать на матерном языке – это вредно, однако можно быстро избавиться от такой привычки.

  1. Первым делом примите удобную позу и подумайте о том, какой будет тема для дальнейших рассуждений. Желательно, чтобы тема была проблемной и волнующей именно вас – например, проблемы в семье или на работе, взаимодействие с неприятными личностями.
  2. Начинайте думать – в очень медленном темпе, не используя никаких матерных слов. Проговаривайте про себя все то, о чем вы думаете – четко и не спеша. Необходимо добиться того, чтобы внутренний монолог был таким же последовательным и связным, как и проговариваемый вслух.
  3. Вам необходимо добиться законченной мысли, довести рассуждение до конца.

Если впоследствии вы заметили, что забылись и вновь начали думать матом, то расслабьтесь, сосредоточьтесь и представьте, как вы сидите в спокойном месте и медленно, разумно рассуждаете над ситуацией.

Игра «Такая же буква», развивающая беглость мышления
Когда вы находитесь в людном общественном месте (в кафе, на работе, в магазине), сосчитайте до 30, прислушайтесь к тому, о чем говорят окружающие вас люди, после чего уловите первое услышанное слово – существительное. Далее в этом слове потребуется выбрать какую-нибудь букву и вспомнить как можно больше существительных, в составе которых эта буква располагается там же.Допустим, вы услышали «телефон» и выбрали букву «Ф». Тогда вашими словами будут: дельф ин, мараф он, атроф ия и другие.Чем ближе буква располагается к началу слова, тем легче станет выполнять упражнение.

Загадки

Когда мы придумываем загадку, то активно задействуем свое воображение, фантазию, мышление и логику. Увлекательно разгадывать те загадки, в которых спрятан смысл: «Мчишься – не домчишься, летишь – не долетишь (о горизонте)», или «Кидают, если нужен, поднимают, если бесполезен (о якоре)».

Чтобы составить свою загадку, нужно сравнить предмет, который является разгадкой, с другим предметом, напоминающим его по действию, внешнему виду, форме

Советы дает кандидат медицинских наук, координатор Ассоциации междисциплинарной медицины, эксперт проекта «Экология мозга» Елена Анисимова .

Голова должна трудиться

Наш мозг подобен мышцам: если ему не давать ежедневную работу, он дряхлеет, становится ленивым, команду «думай!» не распознает. А вот если нагрузки есть - серые клеточки растут в буквальном смысле этого слова. Ученые описывают этот процесс так: образуются новые синапсы между нейронами, кора головного мозга становится толще и более извилистой, в вещество мозга врастают новые капилляры, аксоны быстрее проводят нервные сигналы, усложняются функциональные связи между отдельными структурами мозга.

Но между тем мозг не так примитивен, как мышцы. Обычной «качалки» (типа ежедневно писать в компьютере по 10 тысяч знаков) ему недостаточно: заскучает и рано или поздно отметет рутину как ненужную. Придется его удивить и даже обмануть необычной гимнастикой.

Инфографика АиФ

Нейробика

Эту методику тренировки для наших извилин придумали американцы - нейробиолог Лоренс Кац и писатель Мэннинг Рубин . И вот уже 15 лет мир занимается по книге «Фитнес для ума», выбирая самые подходящие из 83 упражнений для улучшения памяти и развития интеллектуальных способностей.

Для выполнения забавных упражнений вам придется немного «почудить», делать ежедневные дела несколько сумасбродным путем, используя все 5 органов чувств в непривычной комбинации. Выполняя одну и ту же рутинную работу, нам трудно сосредоточиться на новом: память ослабевает, концентрация внимания падает. А вот если делать привычные дела неожиданным способом, мозгу приходится выстраивать свежие связи между нервными клетками и восстанавливать их, если они были утеряны.

Постарайтесь запустить в себе тягу ко всему необычному при каждой свободной минутке, выполняя домашние повинности, по дороге на работу и в магазин, сидя перед телевизором или у компьютера. Делайте упражнения весело, иронично, с хорошим настроением - мозгу очень нравятся эмоции.

6 полезных упражнений

1. Включите в работу левую руку (или правую, если вы левша). Пробуйте ею чистить зубы, застегивать пуговицы на блузке, есть суп, печатать на клавиатуре компьютера и писать письма.

Зачем это делать? Активация моторной коры переносится с левого полушария мозга в правое, что благотворно влияет на творческие способности и нестандартное мышление.

2. Испытывайте новые ощущения, развивайте новые способности . Передвигайтесь по собственной квартире, которую вы хорошо знаете, принимайте душ с закрытыми глазами. Пытайтесь на ощупь определить достоинство монетки, лежащей в кармане. Попробуйте освоить шрифт Брайля - систему чтения и письма для слепых. Договоритесь с домашними общаться целый день лишь на языке жестов.

Зачем это делать? «Накаляются» до предела новые сенсорные области мозга, которые обычно мало задействованы или совсем не трудятся, что также является хорошей гимнастикой для нейронов во всем мозге.

3. Не бойтесь менять привычный имидж . Носите новую необычную одежду, пробуйте новый грим, экспериментируйте с цветом волос и прической.

Зачем это делать? Человек по-разному ощущает себя, примерив новый имидж (вспомните хотя бы «эффект пиджака» для мужчины или «шпилек» для женщины!), и у него меняется образ мысли.

4. Ходите и ездите на работу новыми маршрутами (даже если непривычная дорога будет дольше!), чаще путешествуйте, каждый отпуск старайтесь проводить в новом месте, ходите по музеям и выставкам.

Зачем это делать? Развивается пространственная память и даже увеличивается размер гиппокампа, как утверждают последние исследования физиологов.

5. Почаще меняйте интерьер дома и на работе , еженедельно переставляйте вещи в квартире, меняйте местами кухонную утварь, пробуйте готовить по заморским рецептам, купите новые духи. Несколько минут ходите по квартире, надев на правую ногу туфлю на каблуке, а на ле-вую - тапочку.

Зачем это делать? Привычки утомляют мозг, а новизна стимулирует сенсорные входы мозга, делает жизнь более яркой, запоминающейся.

6. Научитесь нетривиально отвечать на поднадоевшие вопросы типа «как дела?», «что нового?», придумайте каждый раз новые фразы - откажитесь от стереотипов, запоминайте анекдоты, придумывайте сами новые шутки, занимательные истории - и обязательно блесните ими в разговоре.

Зачем это делать? Если вы подходите ко всему произнесенному творчески, с разных сторон, то тем самым стимулируете память и центр речи в мозге - левую височную область зон Вернике и Брока.

150 минут движения - каждую неделю

Помните, что на активность мозга оказывают влияние и традиционные физические нагрузки.

Исследователи из Иллинойского университета США под руководством Артура Крамера обнаружили, что умеренная гимнастика, всего 150 минут в неделю (или 75 минут высокой физической нагрузки), плюс ежедневное хождение пешком не менее 500 метров увеличивают объем коры головного мозга человека во фронтальной и париетальных областях. Они ответственны за рабочую память, внимание и переключение с одного задания на другое. В качестве подтверждения ученые предоставили картинку, полученную компьютерным томографом.

Долгое время считалось, что уровень интеллекта запрограммирован в генах и человеку остаётся только по максимуму использовать тот уровень интеллекта, который у него есть. Однако учёные опровергли это мнение, доказав, что потенциал каждого человека можно развивать до бесконечности. Вот несколько увлечений, которые способствуют образованию новых нейронных связей в мозге, что, в свою очередь, помогает ему работать быстрее и лучше.

Игра на музыкальных инструментах

John Liu/Flickr.com

Игра на музыкальных инструментах помогает развивать творческий подход, аналитические навыки, язык, математические способности, моторные навыки. Некоторые могут заметить, что всё это развивается и во время занятий командными видами спорта. Это так, но, в отличие от всех остальных занятий, игра на музыкальных инструментах создаёт в мозолистом теле, сплетении нервных волокон, которое связывает два полушария мозга. Наращивание связей в мозолистом теле улучшает память, способность к решению проблем и функции мозга в целом, вне зависимости от возраста.

Чтение


Paul Bence/Flickr.com

Польза этого увлечения не зависит от того, что вы читаете: «Игру престолов», «Гарри Поттера» или какие-нибудь журналы. Чтение снижает уровень стресса и развивает все три типа интеллекта: подвижный (ответственный за усвоение нового материала), кристаллизовавшийся (отвечает за применение уже полученных знаний) и эмоциональный.

Улучшаются способности к решению задач, развивается умение оперировать информацией, находить нужные знания и применять их на практике. Читающий человек лучше обнаруживает паттерны, понимает суть процессов и верно интерпретирует чувства других людей.

В работе эти навыки позволяют лучше понимать, как происходят те или иные вещи, и, как следствие, лучше управлять чем-либо.

Регулярные упражнения

Регулярные упражнения обеспечивают гораздо больше пользы, чем тяжёлые эпизодические нагрузки.

Если вы занимаетесь регулярно, клетки заполняются BDNF - белком, который улучшает память, способности к обучению, концентрации и пониманию.

Некоторые учёные считают, что сидячий образ жизни имеет обратный эффект - препятствует раскрытию потенциала нашего мозга.

Выучите новый язык


ana campos/Flickr.com

Исследование показало, что люди, владеющие несколькими языками, гораздо лучше решают головоломки, чем те, кто говорит только на одном языке.

Разговор на нескольких языках улучшает функцию мозга, ответственную за управление вниманием. Это значит, что вам будет проще справляться со сложными умственными задачами вроде планирования или решения проблем.

Кроме того, знание по крайней мере одного положительно сказывается на способности контролировать своё окружение и лучше удерживать внимание на процессах, проходящих вокруг.

Многим людям недостаёт знания иностранного языка для дальнейшего продвижения по карьерной лестнице. Учитывая то, как мозг развивается во время изучения языка, у людей, знающих один или несколько иностранных языков, действительно есть большое преимущество перед остальными.

Накапливайте знания и повторяйте изученное

Многие умные студенты в последний день перед большим экзаменом кажутся настоящими экспертами. Проблема в том, что эти знания быстро забываются, поскольку они крайне редко применяют их снова, если вообще когда-либо применяют.

Одна из причин, по которой изучение иностранных языков делает нас умнее, как раз в том, что оно развивает способность к накоплению знаний путём постоянного повторения. Поскольку мы нуждаемся в одних и тех же знаниях снова и снова, грамматические правила и выученные слова повторяются бесчисленное количество раз.

Примените способ накопления знаний в своей жизни и работе: сохраняйте частички информации, которые получаете каждый день. Выписывайте цитаты из книг и записывайте интересные фразы из разговоров, заведите журнал, в который будете вносить всё, что привлекло ваше внимание. И не забывайте время от времени перечитывать написанное, чтобы накопленные вами знания не пропали, а прочно закрепились в памяти.

Заставляйте мозг работать


rlmccutchan/Flickr.com

Судоку, пазлы, загадки, видеоигры и карточные игры развивают нейропластичность. Это возможность мозга изменяться с получением опыта, а также восстанавливаться и самостоятельно перестраиваться под воздействием внешних факторов.

Когда нервные клетки реагируют по-новому, это улучшает нейропластичность, которая, в свою очередь, позволяет нам смотреть на вещи с разных точек зрения и осознавать причины, а также влияет на наше поведение и эмоции. Мы узнаём новые модели, и наши когнитивные возможности возрастают. Более того, люди с высокой нейропластичностью меньше подвержены беспокойству и депрессиям, быстрее учатся и лучше запоминают.

В 1992 году далай-лама пригласил учёного Ричарда Дэвидсона (Richard Davidson) для изучения мозга во время медитации. Когда далай-ламу и других монахов просили медитировать, сфокусировавшись на сострадании, во время медитации электроэнцефалограмма мозга показывала гамма-ритм, характерный для состояния сострадания и счастья. То есть несмотря на то, что монахи не осознавали этого, их мозг находился в состоянии глубокого сострадания.

Это исследование доказывает, что мы можем контролировать мозговую активность и чувствовать то, что захотим и когда захотим. Например, чувствовать себя более сильными перед переговорами, более уверенными во время разговора о повышении и более убедительными во время продаж.

Как видите, мозг может развиваться до бесконечности, а вы можете сделать это своей целью. Разные виды активности стимулируют разные разделы , так что вы можете завести сразу несколько полезных хобби и одновременно работать над своими сильными и слабыми сторонами.

А вы продолжаете развивать свой мозг?

Как часто вы задумываетесь о своем мозге? Вы когда-нибудь останавливались, чтобы понять его невероятную силу и огромный потенциал? Если вы, живете как и большинство людей, то ваш ответ будет «нет». Ну что же давайте разберемся «Как развить мозг?».

Существует миф, что мы используем всего лишь 10% потенциала наших мозгов. К сожалению, а может и к счастью это не так. Также развеян миф о росте нейронов в головном мозге. Они только уменьшаются и не увеличиваются. Но все не так однозначно, как может показаться.

Мало кто из нас уделял мозгу достаточно времени для его развития. Все это время ученые считали, что мы родились с определенным мозгом и изменить его никак нельзя. К счастью для нас в свет вышла новая гипотеза!

Нейропластичность - новая теория, которая доказала один невероятный факт: наш мозг может изменяться.

Это означает, что если вы не очень умны в одной из областей - это нормально! У вас есть возможность в буквальном смысле изменить эту область вашего мозга через небольшую подготовку. Наш мозг можно сравнить с мышцами. И для прокачки нашего мозга необходимы ежедневные тренировки, как в спортивном зале.

Это удивительная вещь, но чтобы развить и увеличить свой мозг вовсе не нужно быть миллионером или гениальным ученым, достаточно выполнять ежедневные тренировки.

Ну что же, пора перейти непосредственно к делу.

10 лучших способов развить свой мозг

Когда вы делаете и пробуете что-то новое, вы стимулируете свой мозг. Перестаньте ежедневно делать все на автопилоте. Чтобы изменить структуру мозга, нужно сделать что-то новое.

Таким образом вы создаете новые нейронные пути, развивая свой интеллект. Начать можно с новой дороги на работу, необычного ужина или нового вида спорта. Также будет полезно заняться путешествиями. Находясь в новых условиях наш мозг активирует гены, отвечающие за его развитие.

2. Физические тренировки

Начните регулярно заниматься физическими упражнениями. Ученые доказали, что при регулярных физических нагрузках улучшаются функции мозга и нейрогенез. Это говорит о том, что при физических нагрузках мозг создает новые клетки.

3. Интеллектуальные тренировки

Как часто вы слышали от людей, «Мне бы хотелось стать умней». Однако никто ничего не делает для этого.

Для таких тренировок отлично подойдут интеллектуальные игры. Это могут быть шахматы, покер, различные головоломки или любые другие развивающие игры. Интеллектуальные игры способно комплексно развивают наш мозг и это не будет чем-то скучным и занудным.

4. Любознательность

Проявляйте любопытство во всем и везде. Любознательность постоянно держит наш мозг в активности. Благодаря любознательности расширяется кругозор, что поможет вам и поддержать любую беседу.

5. Позитивное мышление

Стрессы и убивают существующие нейроны мозга, а также останавливают процесс создания новых нейронов. Учитесь видеть в негативных ситуациях позитивные моменты, вынося из них полезный опыт. Помните, что вы есть то, что вы думаете. Ученые выяснили, что позитивное мышление ускоряет процесс создания клеток мозга и влияет на умственную активность.

6. Здоровое питание

Наше питание имеет огромное влияние на функции головного мозга. Наши мозги потреблять более 20% всех питательных веществ и кислорода, что мы потребляем, - так что не забывайте накормить свой мозг полезными питательными веществами. Это могут быть свежие фрукты и овощи, а также продукты с обилием омега-3 (морская рыба, красная икра, яйца).

7. Чтение книг

Чтение также снимает стресс и это сразу же отражается на росте клеток мозга. Не стоит забывать и о том, что чтение активизирует наш мозг и поддерживает его в тонусе. Также исследования показали, что воображение отлично способствует развитию мозга. А чтение отличный способ включить ваше воображение.