Синдром Аспергера: признаки и симптомы, методы лечения и инвалидность.

Чужие среди своих

Со «странными» людьми все каждый из нас сталкивались хотя бы раз в жизни. Наверняка вам приходилось встречать на улице прохожих с отрешенным выражением лица, блуждающим взглядом, одетых небрежно; с необычной, какой‑то неловкой, «механической» походкой, порой что‑то бормочущих себе под нос. И вы забывали об этой встрече — мало ли вокруг необычных людей. И вряд ли вам приходило в голову, что, возможно, вы столкнулись с носителем такого психопатологического феномена, как синдром -Аспергера.

Расстройство получило название в честь австрийского психиатра и педиатра Ганса Аспергера, который в 1944 году описал детей, отличавшихся отсутствием способностей к невербальной (бессловесной) коммуникации, ограниченной эмоциональной отзывчивостью по отношению к окружающим и физической неловкостью. Сам Аспергер использовал термин «аутистическая -психопатия».

Термин «синдром Аспергера» был предложен английским психиатром Лорной Уинг в публикации 1981 года. Современная концепция синдрома появилась также в 1981 году, а в начале 90‑х были выработаны диагностические -стандарты.

По оценкам Британского национального аутистического общества (UK National Autistic Society), распространенность синдрома Аспергера с IQ 70 и выше (IQ ниже 70 — умственная отсталость) составляет 3,6 на 1000 человек, а всех синдромов аутистического спектра — 9,1 на 1000.

Синдром Аспергера — одно из общих нарушений развития психики, характеризующееся серьезными трудностями в социальном взаимодействии, а также ограниченным, стереотипным, повторяющимся репертуаром интересов и занятий. Он отличается от аутизма отсутствием общей задержки или отставания в речи и когнитивном (умственном) развитии; страдает главным образом социальная коммуникабельность. Синдром часто характеризуется выраженной двигательной неуклюжестью. Нарушения сохраняются в подростковом и взрослом -возрасте.

Международная классификация болезней

десятого пересмотра(МКБ-10)

"Слепые зрячие": симптомы и признаки синдрома Аспергера

Точная причина проявления синдрома у детей и взрослых все еще неизвестна. Тем не менее различные исследования показывают, что приводит к нему сочетание генетического и экологического факторов, которые могут вызывать изменения в развитии нейрональных путей мозга, связанных с мышлением и поведением. Существует несколько теорий механизмов развития синдрома, которые вкратце сводятся к предположениям о недостаточной функциональности различных групп нейронов и, как следствие, к нарушениям в процессе обработки информации. Достоверно известно лишь, что воспитание и социальные обстоятельства здесь ни при -чем.

Во времена моей учебы в медицинском институте один из наставников приводил метафору, описывая восприятие мира аутистом: «Представьте, что вы видите формальное положение вещей, их цвет, форму, но не замечаете деталей и полутонов, теней, которые отбрасывают предметы. Вы знаете, что они существуют, но персонально для вас они невидимы, да и неинтересны. Зато вы способны разглядеть невиданные глубины и красоты там, где их не замечают все окружающие. И непонимание людей, их слепота — возмущают и выводят из себя. Вы говорите на разных языках, но, несмотря на все усилия, никогда не сможете эти языки выучить и понять друг друга…».

Этот пример характеризует мироощущение самого аутиста: он воспринимает реальность иначе, чем мы. Не лучше и не хуже — просто по‑другому, и отнюдь не кажется самому себе «ненормальным» или -больным.

Эмоции и социальная коммуникация

У детей и взрослых, страдающих синдромом Аспергера (сами они называют себя «аспи» или «аspergian» — «аспергианцы») есть две основные проблемы: эмоциональная и коммуникативная. Аспи как бы «не видят», не воспринимают эмоций других людей, хотя и знают об их существовании. Например, находясь в компании и услышав шутку, аспи, отлично понимая смысл сказанного, не разделит всеобщего веселья, потому что не заметит перемены настроения окружающих. Это не значит, что чувств у него нет, но он не может с ними управиться, ему трудно их выражать. Поэтому аспи, даже обладая высоким интеллектом, может произвести впечатление бесчувственного или -слабоумного.

Другая проблема — нарушение социального взаимодействия. Люди общаются не только на вербальном уровне. Глядя на собеседника, мы автоматически «считываем» его интонацию, мимику, жесты, язык тела и подсознательно анализируем собранную информацию, делаем выводы. Аспи труднее интерпретировать знаки, которые большинство людей обрабатывают автоматически. Они могут анализировать увиденные социальные взаимодействия, формулировать правила поведения и применять эти правила неуклюжим образом, например, заставлять себя вступать в визуальный контакт; в результате их манеры выглядят негибкими или социально наивными. Непонимание может привести аспергианцев к сильной тревоге, беспокойству и растерянности.

Аспи не способны создавать дружеские связи, не стремятся разделять с другими удовольствия или достижения (например, показывать другим что‑либо, вызывающее их -интерес).

Люди с синдромом Аспергера не столь замкнуты, как при тяжелых формах аутизма; они, хотя и неуклюже, но взаимодействуют с другими. Например, могут начать длинный монолог о своем увлечении, не замечая желания собеседника сменить тему разговора или завершить его. Некоторые аспи проявляют селективный мутизм, разговаривая слишком много с родными или отдельными знакомыми и полностью игнорируют всех остальных. Другие соглашаются разговаривать только с теми, кто им -нравится.

Любовь к порядку

Пытаясь сделать мир менее беспорядочным и запутанным, люди с синдром Аспергера часто устанавливают собственные правила и распорядок и настаивают на них. Маленькие дети, например, могут требовать, чтобы в школу их всегда отводили по одному и тому же маршруту. В классе их приводит в расстройство внезапное изменение в расписании. Аспи часто выстраивают свой распорядок дня в соответствии с шаблоном. Например, если они работают в определенные часы, неожиданные задержки на работу или с работы могут вызвать у них тревогу, -волнение.

Узкие, интенсивные интересы

Преследование узких специфических интересов — наиболее яркая особенность синдрома. Аспи могут собирать тома детальной информации на такие темы, как климатические данные или названия звезд, не воспринимая эти сведения в более широком контексте. Например, ребенок может запоминать номера моделей фотокамер, мало интересуясь фотографированием. Такое поведение становится явным уже в 5-6 лет. Интересы могут меняться со временем, они становятся всё более необычными и сфокусированными и часто начинают превалировать в социальном взаимодействии до такой степени, что в сбор и обработку информации вовлекается вся семья. При удачном стечении обстоятельств и успешной работе с аспи интересы и навыки могут быть развиты, так что аспергианцы вполне могут учиться или работать, впрочем, по‑прежнему в кругу своих любимых -дел.

Речь и язык

При синдроме Аспергера нет существенного отставания в развитии языковых способностей в целом, но усвоение и использование языка часто нетипичны. Эти отклонения -включают:

  • -многословие;
  • частые резкие смены темы -разговора;
  • буквальное понимание текста (без -нюансов);
  • необычные метафоры, понятные только -говорящему;
  • педантичную, формальную -речь.

Невозможно не заметить также необычную громкость, интонацию, ритм и акценты в речи. Дети-аспи особенно страдают от непонимания таких видов общения, как юмор, ирония, -поддразнивание.

Лечение

В настоящее время от синдрома Аспергера нет специального лечения. Дети с синдромом просто становятся взрослыми аспергианцами. Однако, поскольку знания о психопатологическом феномене постоянно расширяются, появляются и новые методики адаптации, и аспи получают всё больше возможностей, чтобы реализовать свой потенциал. Сочетание лекарственной и нелекарственной терапии и коррекции окружения может быть эффективным для сопутствующих заболеваний и симптомов, таких как клиническая депрессия, тревожный невроз, невнимательность и агрессия. Показано, что атипичные антипсихотики, могут смягчать сопутствующие симптомы синдрома Аспергера. Также эта группа препаратов способна улучшать способности к образованию социальных связей. Антидепрессанты группы селективных ингибиторов обратного захвата серотонина показали свою эффективность в лечении ограниченных и повторяющихся интересов и линий поведения. Однако при медикаментозной терапии приходится соблюдать большую осторожность: люди с синдромом Аспергера могут не понять изменений, происходящих в их внутреннем состоянии, не суметь выразить эмоции, так что врач рискует не заметить побочных эффектов и даже осложнений, спровоцированных -лечением.

К немедикаментозному лечению относятся различные тренинги социальных навыков, когнитивно-поведенческая психотерапия для управления стрессом, лечебная физкультура для улучшения сенсорной интеграции и координации -движений.

Аутизм или -нет?

Наверное, самый спорный вопрос, который занимает сегодня многих исследователей, — считать ли синдром Аспергера одной из форм аутизма. И то и другое заболевание сегодня неплохо изучены; им посвящены горы монографий, содержащих не один десяток противоречивых гипотез. Но вопросов по‑прежнему больше, чем ответов. Например, неизвестно, отличается ли этот синдром от высокофункционального (т. е. слабовыраженного, «лёгкого») аутизма; в оценке этих состояний слишком много субъективизма -исследователей.

Аспергианцы — аутисты

Большинство специалистов склоняются к трактовке синдрома Аспергера как наиболее мягкой в клиническом смысле разновидностей аутизма. За это говорит и присутствие всех аутистических маркеров у аспи, хотя и в значительно более легкой форме. Приведу примеры из собственной -практики, чтобы продемонстрировать разницу.

Последний из принятых мной пациентов с диагнозом «детский аутизм» (буквально за неделю до написания этих строк) — молодой человек 30 лет, инвалид I группы. Он пришел на прием в сопровождении бабушки; к самостоятельным действиям был абсолютно неспособен. Огромный, под два метра молодой человек, скорчившись, сидел на стуле и робко смотрел в пол, избегая зрительного контакта. Он производил впечатление гигантского двухлетнего ребенка, до крайности испуганного новой обстановкой. Минут через 15 мне удалось выяснить, что больной любит слушать музыку, после чего мы смогли хором пролепетать детскую песенку. На этом продуктивное общение с пациентом закончилось. Тяжелейший аутизм привел к фактическому слабоумию и полной социальной -беспомощности.

А вот как выглядел на приеме 15‑летний школьник-аспергианец. Парнишка был опрятно одет. Зашел в кабинет слегка «деревянной» походкой; не глядя в глаза — поздоровался, попросил разрешения присесть. Дальше вел себя индифферентно, предоставив маме возможность рассказать о проблемах; беседой не интересовался. Оживился, причем заметно, всего один раз, когда заметил стоящий в углу комнаты старый телевизор. Спросил — можно ли посмотреть; бросился к «ящику», ловко снял крышку, поковырялся внутри и выдал вердикт: телевизор рабочий, нужно пару ламп заменить. У человека горели глаза. После чего снова сел и — отключился от происходящего. На вопросы отвечал корректно, но формально. Из разговора с матерью выяснилось, что пациент много читает, ходит в школу, однако отвечает только письменно. С другими детьми практически не взаимодействует, но класс попался хороший: ребята относятся к нему с пониманием, после уроков провожают домой, чтобы по рассеянности не попал в беду. В жизни подростка есть только один, зато всепоглощающий интерес: телевизоры. Он знает о них всё, разбирается досконально, с удовольствием рассказывает о них, может ковыряться в технике -часами.

Чувствуете разницу? Видите сходство? Понимаете -проблему?

Вариант нормы

Сам Аспергер в обстановке нацистской евгеники яростно защищал ценность аутистических индивидов. Он писал: «Мы убеждены… что аутистичные люди занимают определенное место в организме социального сообщества. Они хорошо выполняют свою функцию, возможно, лучше, чем мог бы кто‑то еще, причем мы говорим о людях, которые в детстве испытывали величайшие трудности и вызывали несказанное беспокойство у тех, кто заботился о них». Аспергер называл своих юных пациентов «маленькими профессорами» и верил, что некоторые из них в силу своего оригинального мышления в будущем могут продемонстрировать выдающиеся -достижения.

Некоторые исследователи считают, что синдром Аспергера можно рассматривать как другой когнитивный стиль, а не как нарушение или инвалидность, и что его следует, подобно гомосексуализму, исключить из Международной классификации болезней. В статье 2002 года английский психиатр Саймон Барон-Коэн написал о людях с синдромом Аспергера: «В социальном мире нет большой пользы от зоркости к деталям, но в мирах математики, вычислений, музыки, лингвистики, инженерии эта особенность может превратить провал в успех». Барон-Коэн приводит только две причины, почему синдром Аспергера можно считать заболеванием: чтобы обеспечить специальную поддержку и вовремя распознавать признаки ухудшения самочувствия у таких пациентов. К доказательствам здоровья аспергианцев относят и факт наличия в их среде своеобразной культуры, сложившейся во многом благодаря успехам реабилитации таких пациентов на Западе и невероятному прогрессу в развитии средств -связи.

Аспергианцы выступают за то, чтобы нарушения аутистического спектра воспринимались в обществе как сложные синдромы, а не болезни, которые надо вылечить. Сторонники этой точки зрения не согласны, что есть какая‑то идеальная конфигурация головного мозга, любое отклонение от которой — патология; они пропагандируют толерантность к тому, что называют нейроразнообразием (neurodiversity). Эти взгляды лежат в основе движения за права аутистов. Но даже в этой среде существует контраст между позицией взрослых с синдромом Аспергера, которые горды своей идентичностью и не хотят, чтобы их лечили, и позицией родителей детей с синдромом Аспергера, которые обычно согласны на медикаментозную поддержку для своих -детей.

Тех, у кого нет синдрома Аспергера или других нарушений аутистического спектра, лица с синдромом Аспергера называют «нейротипичные». Еще один сленговый термин — кьюэбис, от слова cure — «лечить». Так иронически называют тех, кто считает, что лица с синдромом Аспергера должны -«вылечиться».

Главная причина внимания к синдрому Аспергера — его социальный аспект: больные или «иные», лечить и помогать или позволить выбирать свой путь, наблюдая со стороны? Ответа пока нет. Не скрою, что сам, будучи практикующим врачом, считаю синдром болезнью, для которой необходимо искать лекарство. Все‑таки хочется, чтобы на нашей планете возобладал здравый -смысл.

  1. Wing L (1981). «Asperger»s syndrome: a clinical account».
  2. Psychol Med 11 (1): 115-29.
  3. МКБ 10 — Международная классификация болезней 10‑го -пересмотра.
  4. http://aspergers.ru/
  5. В. М. Башина. Аутизм в детстве. Москва, «Медицина», 1999.
  6. О. Богдашкина. Аутизм: Определение и диагностика,1999.
  7. Klin A (2006). «Autism and Asperger syndrome: an overview»
  8. Rev Bras Psiquiatr vol.28 suppl.1 São Paulo May 2006 28.
  9. McPartland J, Klin A (2006). «Asperger»s syndrome».
  10. Adolesc Med Clin Adolesc Med Clin 17 (3).
  11. National Institute of Neurological Disorders and Stroke (NINDS). Asperger syndrome fact sheet (31 июля 2007).

Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма. Болезнь не характеризуется отставанием в умственном развитии, но выряжается в явном дефиците общения, нарушениях в восприятии окружающего мира и адаптации к нему, а также в существенном ограничении во взаимодействии с социумом.

Основные признаки синдрома Аспергера начинают проявляться у детей после пяти лет. Точный диагноз и подтверждающий его тест способствуют своевременной психологической коррекции и улучшению дальнейшего качества жизни у взрослых.

Синдром Аспергера: что это такое?

В 1944 году знаменитый английский ученый-психолог, чьим именем назван синдром Аспергера, называл эту болезнь аутической психопатией. Он наблюдал детей разных возрастов, от 6 до 18 лет. В ходе исследований врач описывал признаки поведения, отличающие этих ребят от других сверстников.

Были выявлены определенные закономерности: у детей с наблюдаемым синдромом Аспергера полностью отсутствует интерес к обществу, которое, кстати говоря, тоже стремится вытеснить этих «отшельников» из своих рядов. Маленькие изгои живут своим внутренним миром. В их скупой речи и мимике трудно угадать, о чем они думают, и что именно чувствуют. Эти характерные симптомы и стали основой для рассмотрения синдрома Аспергера как особой формы аутизма. Хотя сказать точно, что же такое синдром Аспергера – специфическое аутичное поведение или обособленное неврологическое расстройство, ученые так и не смогли.

Причиной подобных разногласий является неоспоримый факт: у наблюдаемых детей с синдром Аспергера не обнаруживается отставание в умственном развитии. Позднее психологами был разработан специальный тест на определение уровня интеллекта маленьких пациентов, который дал ошеломляющие результаты: более девяноста случаев синдрома Аспергера из ста показывают высокие умственные способности, такие как удивительно точная память и умение строить неоспоримые логические цепочки. Как это ни странно звучит, но люди, болеющие синдромом Аспергера, имеют большие шансы стать настоящими гениями, например, новым Эйнштейном или Ньютоном.

Но, несмотря на необычный логический дар, люди с синдромом Аспергера обделены творческим потенциалом, воображением, чувством юмора и способностью понимать эмоции других людей. Это создает серьезные коммуникативные проблемы и трудности во взаимодействии с обществом.

Причины возникновения

Точный механизм, запускающий синдром Аспергера, до сих пор является объектом споров мировых ученых и психологов. Но большинство из них склоняется к теории о том, что природа заболевания та же, что и у патологии, характерной для аутизма. Основные причины, которые вызывают неврологическую дисфункцию, называемую синдромом Аспергера, могут быть следующими:

  • наследственно-генетический фактор;
  • интоксикация плода во время нахождения внутри матки матери;
  • родовые и черепно-мозговые травмы.

Современные методы компьютерного диагностирования и специально-разработанный тест помогают выявлять причины синдрома Аспергера более точно.

Классическая триада симптомов

В современной психиатрии синдром Аспергера описывается через призму так называемой триады симптомов:

  • коммуникативно-социальные проблемы;
  • сложности чувственного и пространственного восприятия мира;
  • дефицит эмоций, творческого мышления и воображения.

Самые первые симптомы могут начать проявляться в довольно раннем возрасте. Например, неожиданные слезы у маленьких детей вызывают резкий свет, звук или сильный запах. Но такие признаки еще трудно соотнести с синдромом Аспергера. Многим родителям сложно понять такие реакции ребенка на внешние раздражители. Хотя повышенная чувствительность детей уже сама по себе свидетельствует о наличии неврологического расстройства.

С возрастом, у детей может пропасть бурная реакция на громкие звуки или слишком яркий свет, но остаться нестандартное восприятие окружающего мира. В отдельных случаях этот феномен проявляется достаточно ярко. Например, блюдо, кажущееся нормальным для обычного человека, больному синдромом Аспергера может нестерпимо вонять. Или предметы, достаточно гладкие и приятные на ощупь, вызывают раздражение у людей с СА, которым кажется, что поверхность очень «колюча и шершава».

У детей и у взрослых, больных синдромом Аспергера, отмечается неуклюжая походка и физическая неловкость. Они задевают предметы локтями, натыкаются на косяки дверей, оступаются на ступеньках. Это обычно связано с рассеянностью и погруженностью «в себя» пациентов. Но часто, когда нужно сосредоточиться, эти люди способны управлять своим телом вполне удовлетворительно.

Признаки синдрома Аспергера у детей

Если у маленьких детей замечают нервозность из-за внешних раздражителей, специалисты проводят специальный тест на светочувствительность и звуковое восприятие. Результаты современного метода могут выявить первые симптомы синдрома Аспергера в достаточно раннем возрасте.

В основном же, у детей до 6 лет патология никак не проявляется. Напротив, синдрому Аспергера характерно нормальное развитие деток в их первые годы. Родители радуются тому, что ребенок рано начинает говорить, легко запоминает новые слова и спокойно играется одними и теми же игрушками. Ребенок также проявляет удивительные способности к счету и запоминанию большого объема иностранных слов.

Основная проблема людей с синдромом Аспергера – это коммуникативные дисфункции. Симптомы социальной неприспособленности начинают ярко проявляться у детей в возрасте с 5-6 лет. Обычно это совпадает с периодом, когда ребенка отдают в школу или подготовительный класс, где ему приходится расширять круг общения.

Яркие симптомы синдрома Аспергера у детей:

  • ребенок не желает участвовать в активных играх, так как из-за неуклюжести у него плохо получается манипулировать мячом и другими предметами;
  • нередко наблюдается сильное увлечение конкретным спокойным хобби, за которым ребенок может сидеть часами и просить не прерывать его любимое занятие;
  • малыши не любят веселых мультиков, так как не понимают шутки в них и раздражаются от слишком громких песен;
  • дети остро реагируют на новых незнакомых людей, могут заплакать, когда в дом приходит посторонний;
  • в большой компании ребенок часто ведет себя нелюдимо, не желает идти на контакт и предпочитает играть в одиночку.

Ребенок с синдромом Аспергера сильно привязан к дому и родителям, к которым он привык с самого рождения. А новая обстановка вызывает в нем сильнейшее беспокойство и ощутимый дискомфорт.

Люди, имеющие синдром Аспергера, чувствуют себя спокойно только тогда, когда все предметы личного пользования лежат на своих местах, а в распорядке дня отсутствуют неожиданности. Если что-то меняется в привычном ходе событий, у детей случают истерики. Например, если ребенка забирает из школы мама, но вдруг приехал папа, может начаться приступ неконтролируемых слез и криков.

Признаки синдрома Аспергера у взрослых

Если с детства коммуникативные навыки не корректировались, у взрослых, имеющих синдром Аспергера, наблюдается острая социальная изоляция:

  • человек не может найти общие интересы с другими людьми;
  • не может поддерживать приятельские отношения;
  • не складывается личная жизнь.

Люди, страдающие синдромом Аспергера не способны работать менеджерами или руководителями. Они могут знать о предприятии все до мелочей, набирать высокие баллы, проходя тест на IQ, но предпочитают выполнять простую однообразную работу. Карьерные успехи таких людей совершенно не волнуют.

У взрослых, страдающих синдромом Аспергера, практически полностью отсутствует воображение:

  • они не понимают скрытого значения метафор;
  • образные выражения воспринимают буквально;
  • не отличают правду и ложь;
  • лишены чувства юмора.

Зачастую люди с синдромом Аспергера становятся общественными изгоями из-за их кажущейся невежливости:

  • они привыкли говорить то, что думают;
  • могут делать нетактичные замечания;
  • не принимают общепринятые правила этикета, если не видят в них смысла;
  • могут внезапно прервать разговор и уйти, увлекшись собственными мыслями;
  • не распознают чувства собеседника;
  • нисколько не заботятся о производимом впечатлении.

Страсть к порядку у людей, имеющих синдром Аспергера, с возрастом только усиливается и нередко доходит до абсурда. Например, если коллега случайно отпил из его кружки, такой человек может полчаса отмывать посуду или выкинуть ее вовсе.

У взрослых людей с синдромом Аспергера наблюдается повышенная подозрительность и перманентная боязнь болезней. Находясь в кабинете у стоматолога, такой человек сто раз переспросит врача, все ли инструменты одноразовы и безопасны для здоровья. Из-за этого окружающим достаточно трудно контактировать с людьми, имеющими синдром Аспергера и кажущимися мелочными «занудами».

Чем опасен синдром Аспергера?

Синдром Аспергера может не иметь прямой угрозы для жизни и здоровья человека. Многие дети, своевременно прошедшие психологическую коррекцию, вполне комфортно приспосабливаются к окружающей действительности, неплохо учатся и делают успехи в конкретной деятельности, например, в науке.

Но часты случаи, когда синдром Аспергера серьезно мешает во взрослой жизни:

  • человеку трудно найти свое место и предназначение;
  • перемены в жизни вызывают сильнейшую депрессию;
  • развиваются различные фобии и навязчивые состояния, которые трудно поддаются психологической коррекции.

Задача родителей, у детей которых обнаружен синдром Аспергера, прививать ребенку коммуникативные навыки и приспособляемость к изменчивости жизни, чтобы взрослый человек, уже лишенный отчей опеки, смог полноценно сосуществовать с окружающим миром, а не закрываться наглухо в своей «внутренней раковине».

Диагностирование болезни

Опытный психолог способен поставить диагноз синдрома Аспергера, основываясь на наблюдении за поведением взрослых или детей, а также на изучении анамнеза жизни пациента. Однако определить всю глубину отчужденности от мира человека с синдромом Аспергера не всегда удается только по внешним признакам. Иногда симптомы болезни похожи на черты характера обычного интроверта.

В качестве диагностирования синдрома Аспергера используют различные тесты. Они помогают выявить и сами неврологические нарушения, и степень психических отклонений.

Тест, разработанный для выявления синдрома Аспергера у взрослого, конечно же, отличается от теста для детей сложностью вопросов. Но все опросники делятся на группы по назначению:

  • тесты, оценивающие уровень интеллекта;
  • тесты на определение сенсорной чувствительности;
  • тест на творческое воображение и др.

Существуют и специфические тесты, специально используемые для диагностирования синдрома Аспергера:

1. Тест ASSQ. Проводится у детей с 6 лет. Способен выявить некоторые аутичные черты синдрома Аспергера у ребенка, на основании его восприятия различных картинок и просьб описать характер изображенных персонажей.

2. Тест RAADS-R. Выявляет психические расстройства у взрослых, такие как социофобию, тревожные навязчивые состояния, клиническую депрессию и др. Во время опроса человеку предлагается выбрать один из вариантов его поступков в конкретных жизненных ситуациях.

3. Опросник Aspie Quiz. Тест состоит из сотни вопросов, расшифровывающих наличие аутических черт синдрома Аспергера у взрослых, а также и их возможные причины.

4. Торонтская шкала. Тест выявляет патологию, характерную для синдрома Аспергера, которая выражается нестандартными телесными ощущениями. Кроме этого, опросник проявляет сниженную способность к интерпретации символов и метафор.

5. TAS-20. Тест направлен на определение дефицита эмоций у взрослых и детей, что очень характерно синдрому Аспергера. Испытуемого просят описывать ощущения, которые вызывает в нем просмотр определенных картинок и фотографий.

Современные методики тестирования с помощью вопросов и интерпретации демонстрируемых картинок помогают выявить симптомы синдрома Аспергера и даже некоторые причины болезни, начиная с раннего возраста. На основании результатов осмотра, наблюдения и тестирования врач-специалист назначает лечение синдрома Аспергера сеансами психотерапии и, возможно, медикаментозное сопровождение.

Лечение

Людям, страдающим синдромом Аспергера, необходимы консультации специалиста-психиатра. Основное лечение для синдрома Аспергера строится на адаптации детей и взрослых к социуму и меняющимся условиям окружающего мира.

Для лечения приступов депрессии и нервных расстройств у людей, имеющих синдром Аспергера, назначаются медицинские препараты седативного характера. В некоторых случаях не обходится без курса лечения антидепрессантами.

Полностью изменить особенность восприятия мира у людей с синдромом Аспергера нельзя, но можно скорректировать их общественное поведение и развить навыки приспособления к изменчивым перипетиям жизни.

Люди с синдромом Аспергера обладают незаурядной логикой, им нужно объяснять, что с ними происходит и как это можно изменить, раскладывая факты и аргументы по полочкам. Тогда человек, подверженный синдрому Аспергера, будет стремиться преодолевать свои проблемы самостоятельно.

Синдром Аспергера – это комплекс поведенческих нарушений, проявляющихся сложной социальной адаптацией, нехваткой общения и полной неприспособленностью к нестандартным ситуациям. Синдром Аспергера считается обособленной формой аутизма, но при данном расстройстве у ребенка сохраняется интеллект на фоне незначительного снижения умственных способностей и концентрации внимания.

Первые признаки заболевания обычно появляются у ребенка после 4-5 лет, но некоторые родители не обращают на них внимания, считая клинические проявления синдрома особенностями характера. Если не выявить патологию в раннем возрасте и не провести психологическую коррекцию, ребенок окажется неприспособленным к жизни и будет сильно зависим от родителей и других близких людей.

Дети с данным заболеванием отличаются повышенной возбудимостью, они совершенно не могут контролировать эмоции. Общение со сверстниками обычно не складывается: в детском саду такой ребенок, как правило, играет один, а при попытках детей найти контакт с ним, реагирует агрессией и раздражительностью. Со стороны такие дети кажутся жестокими: они не умеют сочувствовать окружающим, у них нет жалости к животным или к тем, кто нуждается в помощи. Именно поведение ребенка по отношению к животным является первым признаком возможных расстройств, при этом ребенок не причиняет вреда животному, но он не пожалеет бездомного котенка или сбитую машиной собаку.

Умственные способности при синдроме Аспергера сохранены. Большинство детей с данной формой расстройств обладают хорошим интеллектом. Они могут отлично разбираться в какой-то конкретной области, при этом совершенно теряются в других сферах. В школе такие дети обычно учатся довольно плохо, но есть 2-3 предмета, по которым они обладают отличными знаниями.

Важно! Синдром Аспергера – это патология поведенческого характера, при которой не страдают умственные и интеллектуальные способности. Несмотря на это, ребенок нуждается в серьезной коррекции. Если этого не сделать вовремя, болезнь будет прогрессировать, что отрицательно скажется на качестве жизни ребенка в старшем возрасте.

В каком возрасте проявляется болезнь?

Точно диагностировать синдром Аспергера можно после 5 лет, но первые симптомы поведенческих расстройств появляются раньше. Уже в 2-3 года можно заметить, что на детской площадке ребенок держится обособленно от остальных детей, не принимает участия в совместных играх. Дома его сложно чем-то заинтересовать, игры, в которых нужно проявлять фантазию, такому ребенку, как правило, неинтересны.

Обратите внимание! Если в 3 года у ребенка появляются признаки и симптомы болезни Аспергера, необходимо обратиться к детскому психологу. Не стоит дожидаться пятилетнего возраста и ждать, что все пройдет самостоятельно. Оптимальным возрастом для лечения болезни является период с 3 до 5 лет. Именно в этот промежуток дети легче всего поддаются коррекционным методикам.

Симптомы и признаки

Симптомов болезни может быть очень много. Если внимательно понаблюдать за ребенком, можно заметить многие из них даже в раннем возрасте. Основная опасность заболевания в том, что многие явные симптомы не воспринимаются родителями как признаки болезни. Каждый упущенный год жизни закрепляет устоявшиеся поведенческие особенности, исправить которые становится все труднее. Поэтому важно знать, как именно проявляется синдром Аспергера у детей, и вовремя обращаться за помощью к специалистам.

Эмоциональный признак

Дети с синдромом Аспергера слабо проявляют свои эмоции, особенно если они имеют положительную окраску. Они мало улыбаются и смеются, не радуются новым игрушкам и гостям, равнодушно относятся к детским праздникам. На этом фоне очень отчетливо проявляются негативные эмоции, например:

  • раздражительность;
  • гнев;
  • агрессия;
  • тревожность.

Приступы агрессии могут сменяться резким спокойствием. Такой ребенок может в сознательном возрасте (3-5 лет) бить маму по лицу, при этом у него отсутствует осознание того, что так делать нельзя. Ребенок с данным заболеванием плохо понимает, какие именно действия приносят боль другим, и не могут контролировать свои действия.

Ограниченность интересов

Очень тревожным является состояние, при котором ребенок интересуется чем-то одним. В возрасте 2-3 лет дети очень любознательны и с большим интересом включаются в новые игры. Дети с болезнью Аспергера увлекаются определенным видом деятельности, при этом их увлечение может доходить до фанатизма. Если такой ребенок не может собрать конструктор, он будет одержим этой целью, и не прекратит попытки, пока не достигнет желаемого.

В школе такой ребенок выбирает один предмет, которой ему нравится. Все остальные для него не представляют интереса, поэтому он не может запомнить даже элементарную информацию. Насторожить родителей должны и другие признаки:

  • длительное повторение определенных действий;
  • однотипность мышления;
  • частое повторение конкретных фраз, отдельных слов (например, цитат из мультфильмов);
  • стремление завершить начатое дело, несмотря на физическую усталость;
  • отсутствие интереса к играм, в которых нужно проявлять фантазию.

Важно! Игра – основной инструмент познания окружающего мира и адаптации к социальной жизни для ребенка любого возраста. По особенностям, которые проявляются в играх, можно заметить имеющиеся проблемы, поэтому родителям полезно иногда внимательно наблюдать, как себя ведет ребенок во время игры, и как он подходит к решению нестандартных ситуаций.

Физические особенности

Определенные признаки Аспергера можно заметить и в физических особенностях ребенка. У детей с данным синдромом часто наблюдается тремор конечностей. Возникает он неожиданно и длится не более 5-10 секунд, при этом ребенок может быть полностью здоров, и другие симптомы неврологических расстройств, как правило, отсутствуют. Движения у такого ребенка часто неуклюжие, может наблюдаться неправильная постановка стоп во время ходьбы. Особенности, на которые родителям стоит обратить внимание:

  • ребенок часто разливает жидкости и опрокидывает тарелки с едой;
  • ребенок часто падает, даже если на его пути нет никаких препятствий;
  • у ребенка нарушена моторика рук, то есть он не может собирать конструкторы с мелкими деталями, плести изделия из бисера и т.д.;
  • ребенок неправильно держит карандаш, кисть, ложку.

Обратите внимание! Перечисленные особенности могут быть как симптомом Аспергера, так и результатом неправильного воспитания. Для исключения возможных патологий лучше всего показать ребенка психологу.

Сложности в общении

Самый главный признак синдрома Аспергера – отсутствие друзей и близких людей, с которыми ребенок хорошо общается. Дети с данным заболеванием тяжело сходятся с людьми любого возраста. Они могут отталкивать воспитателя в детском саду, ударить ребенка, который подошел на детской площадке. На улице и в других местах, где большое скопление народа, такие дети держатся обособленно, не принимаю участия в совместных играх и развлечениях.

Если к ребенку обращается взрослый человек, он может просто проигнорировать обращение. Ребенок с синдромом Аспергера не испытывает стеснительности или смущения – он просто не проявляет интереса к окружающим его людям, предпочитая играть в одиночестве.

Важно ! Если ребенок начинает получать удовольствие от одиночества, становится замкнутым и не нуждается в обществе даже близких людей (братьев и сестер, родителей), необходимо срочно принимать меры. Если не провести коррекцию на данном этапе, это может значительно ухудшить качество взрослой жизни и привести к развитию психических расстройств. Дети с синдромом Аспергера, которые не получили лечение в детском возрасте, становясь подростками, могут проявлять суицидальные наклонности.

Другие признаки и частота их диагностирования

К другим симптомам болезни в детском возрасте можно отнести следующие виды поведенческих нарушений и физических особенностей:

  • непонимание смысла прочитанного текста;
  • хорошо развитая память, при этом часто ребенок не понимает смысла того, что он запомнил;
  • дословное понимание любой фразы;
  • слабая зрительная память.

Частота проявления симптомов в зависимости от возраста ребенка

Симптом Дети от 1 до 3 лет Дети от 3 до 7 лет Дети старше 7 лет
Трудности в общении 65 % 82 % 61 %
Отсутствие друзей 68 % 80 % 89 %
Плохая зрительная память, непонимание смысла полученной информации 74 % 83 %
Физические особенности 72 % 75 % 71 %
Чрезмерное усердие на фоне ограниченного круга интересов В этом возрасте не оценивается 44 % 58 %

Важно! В основную группу риска входят дети в возрасте от 3 до 7 лет. Именно в этот период болезнь прогрессирует и принимает стабильное течение. Особенно внимательно нужно относиться к детям, у родственников которых есть различные формы аутизма и других интеллектуальных и поведенческих расстройств.

Что делать родителям?

К сожалению, на сегодняшний день не существует специальных методов диагностирования и лечения патологии. Диагноз ставится врачом психиатром на основании наблюдения за поведением ребенка и его действиями во ситуаций с различной эмоциональной окраской.

Терапия может включать применение медикаментов, направленных на снижение тревожности и агрессии, но основное лечение должны проводить родители. Заключается оно в психологической коррекции. Очень важно соблюдать следующие рекомендации специалистом, чтобы не допустить развития заболевания и помочь ребенку адаптироваться в социуме.

  1. Если ребенок склонен к одержимости в определенном виде деятельности, важно ограничить время, в течение которого он может заниматься любимым делом. Психиатры рекомендуют не отводить на такие занятия больше 1-2 часов в день.
  2. Разговаривать с ребенком нужно на «его языке». Родителям и близким не стоит употреблять сложные речевые обороты или слова, значение которых ребенок не понимает. При использовании подобных выражений и фраз нужно обязательно подробно объяснить, что они означают.
  3. Ни в коем случае нельзя угрожать ребенку, так как дети с синдромом Аспергера все слова воспринимают буквально. Если мама говорит, что отдаст его дяде полицейскому, он начинает в это верить, и это еще больше укрепляет его страхи и тревожность.
  4. С раннего возраста ребенка нужно учить правилам поведения и нормам общения в коллективах. Это поможет ему легче адаптироваться к условиям окружающей среды и подстроиться под ее требования.

И главное, что нужно всегда помнить родителям: дети синдромом Аспергера – особенные, но это не значит, что ребенок обречен на несчастливую жизнь. При доброжелательном отношении, своевременном выявлении имеющихся проблем и достаточном внимании со стороны родителей такие дети успешно адаптируются в социуме и даже достигают успехов в определенных сферах деятельности. Правильная и своевременная коррекция помогает избежать прогрессирования патологии и увеличивает шансы ребенка на обычную жизнь, ничем не отличающуюся от его сверстников.

Видео — Аутизм у детей

Видео — Что такое синдром Аспергера

Синдром Аспергера относится к патологии развития, выражается в нарушении социальной адаптации, дефиците общения и ограниченными стереотипными интересами.

От других расстройств аутистического спектра его отличает сохраненные умственные и интеллектуальные функции.

Наиболее часто заболевание устанавливается в возрасте 4-10 лет, значительно труднее поставить диагноз синдром Аспергера у взрослых, симптомы меняются с возрастом. Необходимо проводить дифференциальную диагностику с аутизмом, шизофреническими расстройствами, клинической депрессией, синдромом Туретта.

Классическая клиническая картина синдрома Аспергера включает три составляющие:

  • затруднения в коммуникативно-социальной сфере;
  • проблемы с чувственным и пространственным восприятием мира;
  • нарушение творческого мышления, низкая эмоциональность.

Диагноз синдром Аспергера устанавливается на основании качественных нарушений социального взаимодействия, затруднений в установке коммуникативных связей, замедлении в развитии двигательной сферы.

Часто наблюдается неуклюжесть, плохая координация движений. Отставания в умственном и речевом развитии не наблюдается.

В течение первых трех лет жизни не страдают навыки самообслуживания, проявления любопытства и способности общаться с родственниками и близкими людьми. У ребенка проявляется выраженный интерес к какой-либо одной сфере деятельности, чаще всего это монотонное тихое занятие, например, конструирование моделей, вышивание, сборка конструктора.

От аутизма, — синдром Аспергера отличает отсутствие манерности в поведении, зацикливании на нефункциональных частях игрушек.

Нередко постановке правильного диагноза предшествует диагностирование синдрома гиперактивности и дефицита внимания.

Речевая функция

Ребенок начинает разговаривать в типичном возрасте или чуть раньше.

Хорошо запоминает новые и иностранные слова, легко заучивает большие объемы текста.

Испытывает трудности с заменой второго лица на первое в разговоре.

Часто больной может долго размышлять на определенную тему, повторяясь в своих рассуждениях, выдумывая несуществующие слова и выражения.

Имеются затруднения с пониманием средств выразительности речи, сложных шуток.

Двигательная сфера

Больной страдает нарушением координации в легкой форме, часто бывает неуклюж и не расторопен. Иногда случаются повторения стереотипных движений. Плохо играет в командные игры, нередко испытывает затруднения в написании слов и в рисовании. Мимика скудна, жестикуляция при разговоре или отсутствует, или неуместна.

Социальное взаимодействие

Больной синдромом Аспергера неохотно идет на контакт с другими людьми, редко заводит приятельские отношения.

Испытывает сложности в установке личных взаимоотношений и общении с противоположным полом.

Человек плохо понимает общепризнанные нормы поведения и социального взаимодействия, предпочитает проводить время в своем обществе.

Жесты, мимика, поза, характер зрительного контакта больного человека кажутся окружающим людям странными и пугающими. В конце концов, пациент становится замкнутым и не общительным.

Эпилептические симптомы при злоупотреблении алкоголем встречаются не так часто, однако в некоторых случаях даже после прекращения потребления спиртного приступы возвращаются. Эта статья посвящена алкогольной эпилепсии. Все о причинах и лечении.

Интересы и хобби

Пациенты с синдром Аспергера имеют склонность к наукам, могут подолгу изучать один предмет, углубляясь в сложные детали, запоминая мельчайшие подробности.

Часто такие люди преуспевают в географии, астрономии, истории, могут наизусть знать расписание электричек, заучить названия всех персонажей фантастического мира.

Больной испытывает спокойствие и удовлетворение, занимаясь любимым увлечением, забывает обо все остальном и погружается в собственные мысли.

Динамика проявлений синдрома

Проявления синдрома у детей не специфичны, выражаются в повышенной нервозности, выраженной реакции на внешние раздражители, плаксивость, светочувствительность.

В возрасте 1-4 лет синдром Аспергера не проявляется, ребенок развивается нормально, проявляет высокие умственные способности, хорошо запоминает текст, прекрасно поддается обучению.

Такие дети часто привязаны к родителям, дому, их считают застенчивыми и спокойными. Трудности возникают при расширении круга общения ребенка, он не может наладить контакт с ровесниками в детском саду, не хочет выходить на прогулки во двор, посещать групповые занятия в секциях и кружках. Таким малышам не нравится громкая музыка, слишком яркие мультики, шумные гости, большие скопления людей. Больной ребенок хорошо чувствует себя дома, может часами заниматься любимым хобби.

С возрастом проявления синдрома Аспергера усугубляются, так как возрастает значение социальной адаптации и возникает необходимость общаться с внешним миром по различным вопросам. В школе и университете молодые люди с трудом заводят общение, избегают встреч и праздников.

Интеллектуальные характеристики не страдают, пациент может показывать большие успехи в написании тестов и письменных работ, но с устными ответами и публичными выступлениями испытывает большие сложности. Такие люди предпочитают монотонную спокойную работу, характеризующуюся выполнением однообразных действий.

Затруднения в установке дружеских и личных отношений объясняются такими проявлениями синдрома:

  • отсутствие чувства юмора, способности понимать метафоры и отличать шутку от правды;
  • буквальное восприятие всего, что было услышано;
  • нетактичность в общении с другими людьми;
  • неприятие правил этикета и вежливого поведения;
  • частая погруженность в себя и в собственные мысли.

По мере динамики развития симптомов заболевания, взрослый человек всё больше погружается в собственный мир, ему сложно менять свои привычки и подстраиваться под кого-либо. Больные синдромом Аспергера не видят необходимости в соблюдении социальных ритуалов, могут прервать разговор при потере интереса к нему, задеть чувства другого человека.

Прогрессирует склонность к педантичности и порядку, доходящая порой до абсурда. Такой человек не потерпит пользования его личными вещами, не любит приглашать гостей и ходить к кому-то. Окружающим, больной представляется угрюмым, пессимистичным и постоянно занудствующим.

С течением времени могут развиться различные фобии, боязнь врачей, страх выходить на улицу, заходить в общественный транспорт, часто случаются депрессии.

Варианты течения синдрома Аспергера у взрослых

В описаниях течения синдрома Аспергера указывается на различные варианты выраженности симптомов у разных людей, а также изменение их со временем у одного и того же пациента.

Большое значение имеет становление и протекание заболевания в раннем возрасте так как это влияет на характеристику синдрома во взрослом возрасте.

Если ребенку не уделяли достаточно внимания, не обучали общению со сверстниками, человек после нескольких неудачных попыток установки взаимодействия замыкается в себе, с возрастом эта закрытость лишь усугубляется и практически не поддается коррекции.

Напротив, в случае, если родители старались привить определенные навыки коммуникации, обучить приемам общения, — взрослый больной с синдромом Аспергера может вполне полноценно существовать в социуме и общаться с определенным кругом лиц.

Видео на тему

К симптомам синдрома Аспергера, относятся следующие проявления:

1. Проблемы с социальным функционированием выражаются в стремлении ребенка играть с самим собой, а не с другими детьми. Более взрослый ребенок не будет понимать социальных сигналов и будет иметь сложности с приобретением друзей. Социальный язык, эмоции, телодвижения, выражения лица, переносный смысл фраз для людей с синдромом Аспергера – это как иностранный язык для нас.

2. Сенсорные проблемы, проблемы с чувствованием и восприятием, присущи детям с Аспергером. Они думают, что звуки слишком громкие, футболка слишком жесткая, свет слишком яркий, как быстро это движется и как ужасно это пахнет.

3. Навязчивые интересы составляют большую часть жизни ребенка с Аспергером. О таких интересах дети разговаривают все время. Один ребенок может быть до крайности увлечен расписанием поездов, а другой событиями Великой Отечественной войны.

4. Дети настойчивы в следовании определенному распорядку и чрезвычайно фиксированы на том, чтобы все шло по определенным правилам. Безобидные изменения вроде того, чтобы сидеть за другим концом стола во время ужина, или когда отец забирает из школы вместо матери, могут приводить к истерикам.

Поэтому такие дети хотят знать что произойдет в будущем, чтобы не быть ошеломленными новыми событиями. Подчас ребенок с Аспергером, понимая, что изменения неизбежны будет стараться всеми возможными силами застабилизировать то, что есть сейчас.

5. У взрослых симптомы синдрома Аспергера выражаются в сложностях социального взаимодействия. Люди с Аспергером не понимают мимику, жесты и тон других людей, они не знают когда стоит начинать и заканчивать разговор, а также испытывают трудности с выбором темы общения.

Иногда люди с синдромом Аспергера, используя сложные фразы, сами не понимают до конца их значения. Они не понимают метафор, шуток, сарказма и анекдотов.

Однако если у ребенка выявлен синдром Аспергера это не значит, что все так плохо. Дети с данным заболеванием не боятся сказать за себя. Они честные и трудолюбивые. Многие имеют прекрасную память. Большинство детей с синдромом Аспергера очень интеллигентны и преданы.