НПК. "Профилактика инфекционных заболеваний среди учащихся начальной школы" (2 класс)

Воспитание здорового поколения. Качественное обновление содержания педагогического образования, предусмотренное Государственным образовательным стандартом высшего профессионального образования, направлено на развитие и самоопределение будущего учителя гуманистической ориентации. Одной из задач педагогического образования является воспитание здорового поколения: привитие каждому ребенку основных понятий о здоровом: образе жизни и правильном поведении в условиях возможного риска для жизни человека - в быту и в меняющейся экологической природной) среде.

Требования Государственного стандарта к уровню знаний педагогов включают:

Осознание педагогом здоровья как ценности;

Владение системой знаний о взаимосвязях здоровья человека с социальной и природной средой;

Усвоение знаний и умений по охране и укреплению здоровья детей и подростков (умение управлять здоровьем детей), а также правильное поведение в опасных для жизни ситуациях;

Приобретение навыков по оказанию первой медицинскойпомощи.

В Государственном образовательном стандарте содержатся обязательные общепрофессиональные дисциплины, призванные расши-у рить мышление будущих педагогов и сформировать у них правиль­ные понятия и навыки охраны здоровья детей и подростков: s у - возрастная анатомия и физиология; * - основы медицинских знаний и здорового образа жизни; - безопасность жизнедеятельности.

Знание педагогом возрастных особенностей строения, функ­ционирования и регуляции процессов жизнедеятельности отдель­ных органов и систем, а также организма в целом позволяет ему эффективно использовать профилактические гигиенические ме­роприятия, направленные на укрепление здоровья ребенка.

Организовать игры, занятия физкультурой, труд, питание, со­ставить расписание, провести уроки, оснастить классы светиль­никами, мебелью учителю помогут знания о функциональных возможностях организма, т. е. уровне его здоровья на данном воз-

растном этапе и характере влияния на него факторов экологичес­кой среды. Это позволит предупредить переутомление учащихся, которое лежит в основе развития той или иной хронической па­тологии, часто возникающей уже в школьные годы. Знание зако­номерностей физического и психического развития ребенка не­обходимо педагогам для правильной организации режимов труда и отдыха школьников.

Детскому организму присущи две основные характеристики: рост и развитие. Рост всех тканей и органов протекает с неодина­ковой интенсивностью и заканчивается у женщин в 20 - 22 года, у мужчин в 23 - 25 лет. Рост и развитие протекают тем интенсив­нее, чем моложе ребенок. Первоначальный рост (рост при рожде­нии) удваивается к 5 годам и утраивается к 15. В младшем школь­ном возрасте длина тела увеличивается на 4-5 см, а в период полового созревания - на 6 -8 см в год.



Количественные и качественные показатели роста и развития детей зависят как от биологических (генетических), так и от со­циальных (образ, условия жизни, характер питания и т.д.) факто­ров. Изучение закономерностей роста и развития детей и подрост­ков позволило медикам разделить все детство на несколько пери­одов (см. 2.1).

На практике этапы зрелости индивида можно подразделить на три периода:

До 7 лет (до поступления в школу);

До 14 лет (половое созревание, получение паспорта);

До 18 - 21 года (окончание процессов роста, социальная зре­
лость).

В ходе индивидуального развития организма непрерывно из­меняются морфологические, физиологические и биохимические показатели. Они определяют его функциональную готовность к той или иной деятельности и условиям существования, а также биологическую зрелость.

Физическое развитие. Одним из показателей здоровья человека и его физической работоспособности является физическое разви­тие - процесс изменения морфологических и функциональных признаков, присущих данному человеку, формирующихся под влиянием наследственности (генотип) и экологической среды (фе­нотип). Особое значение показатели физического развития име­ют при оценке состояния здоровья детей.

Физическое развитие характеризуют следующие показатели:

1) соматометрические: рост, масса, окружность грудной клет­
ки, длина и окружность различных частей тела (рук, ног, груди,
голени и т.д.) и головы;



соматоскопические: развитие скелета, форма позвоночника,
грудной клетки, ног и стопы, осанка, развитие мускулатуры и
подкожно-жировой клетчатки, степень полового развития (для подростков), а для дошкольников - появление и смена зубов (оце­ниваются визуально);

3) физиометрические, или функциональные: жизненная емкость легких, мышечная сила, частота дыхания и сердечных сокраще­ний, артериальное давление и др.

Индивидуальная оценка физического развития проводится пу­тем сопоставления данных обследуемого со средними величина-jSlH (стандартами физического развития) для каждой возрастно-половой группы региона проживания. Стандарты физического развития детей и подростков для каждого возраста, пола и регио­на проживания ложатся в основу гигиенического нормирования (гигиенические требования к световой среде класса, размерам мебели для дошкольных учреждений и школ, одежде, обуви и всем другим предметам жизни, быта и труда детей и взрослых).

Чем моложе ребенок, тем интенсивнее его обмен веществ, т.е. тем больше требуется ему энергии и белка, которые затрачивают­ся на процессы роста и развития. Эти особенности детей в неблаго­приятных условиях экологической среды (недостаток кислорода, питания, двигательной активности и т.д.) значительно быстрее и #езче сказываются на состоянии здоровья, что в целом приводит к остановке их роста и развития. Кроме того, в детском и подрост­ковом возрасте не совершенны нервная и эндокринная (гормо­нальная) системы, это снижает возможности растущего организма адаптироваться к изменяющейся внешней среде.

Интенсивный обмен веществ, процессы роста и дифференци-ровки тканей у детей и подростков до 14 лет определяют возраст­ные особенности состава крови, низкую мышечную выносливость. G возрастом повышается выносливость при регулярной мышеч­ной тренировке.

Утомление мышц - это временное понижение их работоспо­собности после относительно большой физической нагрузки. Оно обусловлено процессами, происходящими в центральной нервной, сердечно-сосудистой, дыхательной и эндокринной системах. После отдыха утомление исчезает. Мышечное утомление - нормальный физиологический процесс. Однако чрезмерное мышечное напря­жение вредно сказывается на состоянии организма (особенно сер­дечно-сосудистой системы) и может стать причиной тяжелых па­тологических нарушений.

С состоянием и развитием мышц связаны нормальная осанка и форма стопы. Под осанкой понимается привычное положение тела человека в покое и при движении (ходьба, стояние, сидение, работа). Формирование осанки связано с образованием и закреп­лением условных рефлексов (навыков) позы и начинается в ран­нем детстве под влиянием окружающих (если родители и учителя обращают внимание на осанку и поправляют позу учащихся). Нормальной считается осанка, наиболее благоприятная для функ-

ционирования как двигательного аппарата, так и всего организ­ма. Чтобы исключить вероятность смещения центра тяжести, приводящего к изменению правильного положения таза и его размеров, девочкам противопоказано ношение обуви на высо­ких каблуках.

Следует помнить, что искривление позвоночника не только обезображивает фигуру, но и затрудняет работу внутренних орга­нов (сердца, легких, желудочно-кишечного тракта), что приводит к большой затрате сил и быстрому переутомлению как в покое, так и при движении.

Для формирования нормальной осанки большое значение имеет мебель, которой пользуются ребенок и подросток. Кровать ребенка должна быть достаточно жесткой, а рабочее место (стол и стул) - соответствовать его росту. Большое значение имеют системати­ческие физические упражнения, они способствуют развитию дви­гательного аппарата детей, повышают силу и выносливость мышц. Интенсивные умственные и физические занятия в школе (уро­ки труда, физкультуры и спортивные тренировки) могут приво­дить к повышению кровяного давления в конце учебного дня. Во время мышечной нагрузки у подростков и юношей величина максимального кровяного давления может возрастать до 180 - 200 мм рт. ст. Восстановление величины систолического давле­ния после физической нагрузки до исходной величины осуществ­ляется тем быстрее, чем старше ребенок. Работа сердца зависит не только от возраста, но и от общего физического развития, что, в свою очередь, зависит от образа жизни и места в нем двигатель­ной активности.

В период полового созревания наблюдается диспропорция в развитии тела, сердца и сосудов. В этот период поступление поло­вых гормонов в кровь ведет к дополнительному возникновению спазмов сосудов различных областей тела, в том числе сосудов го­ловного мозга и сердца. Все это может стать причиной появления у подростков при чрезмерных физических и психических нагрузках обморочных состояний, нарушения сердечных ритмов и других функциональных расстройств сердечно-сосудистой системы.

Нормальному росту и развитию организма способствуют фи­зические нагрузки в разумных объемах, улучшающие кровообра­щение, снабжение органов и тканей кислородом и усиливающие обмен веществ. И наоборот, табакокурение, употребление нарко­тиков и алкоголя в этом возрасте усиливают имеющиеся функцио­нальные расстройства и нарушают нормальные процессы роста и развития.

Дыхание - жизненно важная вегетативная функция, которая имеет произвольную регуляцию. Человек может произвольно из­менять ритм и глубину дыхания, задержать его на определенное время, что говорит о влиянии сознания на данную функцию и^обеспечивает тонкое приспособление дыхания к текущим потреб-(||И>стям организма. Такая осознанная (условно-рефлекторная) ре­фляция дыхания у человека развивается в процессе выработки двигательных навыков, особенно совершенствуется она у спорт­сменов в процессе тренировок и проявляется в предстартовом "зменении глубины и частоты дыхания, имеющего приспособи- льное значение к повышенной физической нагрузке.

Грудная клетка в период полового созревания приобретает врму грудной клетки взрослого человека, хотя остается еще мень-ей по размеру. Формирование грудной клетки и типа дыхания канчиваются к 21 году, однако развитие органов дыхания и со-ершенствование его регуляции продолжается и у взрослых лю-ей. При этом наблюдаются значительные индивидуальные раз-ичия в зависимости от того, занимается ли человек физическим ^Трудом, спортом или ведет малоподвижный образ жизни, курит, Р-употребляет алкоголь.

% . Заболеваемость. Заболевания органов дыхания занимают по ча-4"" стоте первое место во всех возрастных группах. Их возникнове-,*кяие не только связано с наличием соответствующего возбудителя, %$ю и зависит от состояния здоровья человека. В случае ослабле-я защитных сил организма (переохлаждение, переутомление, \|ютощение, травма, курение, алкоголь и т.д.) возникают так на­зываемые простудные заболевания. К их числу относят воспале-Шие носоглотки, гортани и бронхит, которые труднее лечить, чем f предупредить. Закаливание, занятия спортом, предупреждение ох-Ш"Лаждений, индивидуальная профилактика, т.е. ведение здорового Ц. образа жизни, - это эффективные меры предупреждения заболева-* ний органов дыхания.

Органы пищеварения ребенка имеют нежную слизистую обо­лочку, которая обильно снабжена кровеносными и лимфатиче­скими сосудами; этим обусловлены легкость возникновения раз-£дичных воспалительных заболеваний желудочно-кишечного тракта более тяжелое их протекание. Определенную роль в возникно­вении этих заболеваний играют малая кислотность желудочного Гсока и небольшая переваривающая сила ферментов, а также не-" достаточно развитая функция печени. Это задерживает обработку " пищи и приводит к тому, что ферментативное разложение пищи заменяется бактериальным с образованием вредных продуктов. Все 1 эти особенности требуют внимания к качеству и гигиеническим условиям питания детей в школе, а также выработки у них правил застольного этикета.

Особенно большое значение в жизнедеятельности организма на любом возрастном этапе имеет взаимосвязанная регуляторная деятельность нервной и эндокринной систем. Среди желез внут­ренней секреции (эндокринных) особое место занимают гипо­таламус, гипофиз и надпочечники, образующие единую гипота-ламо-гипофизарно-надпочечниковую функциональную систему. Устойчивость организма к действию неблагоприятных факторов зависит от функционального состояния этой системы, способству­ющей мобилизации защитных сил организма, что обеспечивается ведением здорового образа жизни.

Функциональное становление гипоталамо-гипофизарно-надпо-чечниковой системы в процессе онтогенеза в значительной степе­ни зависит от двигательной активности детей и подростков, по­этому занятия физической культурой и спортом способствуют развитию адаптационных возможностей детского организма и яв­ляются важным фактором его сохранения и укрепления.

Гормональный баланс в организме человека оказывает сущест­венное влияние на характер его высшей нервной деятельности. В организме нет ни одной функции, которая не находилась бы под влиянием эндокринной системы, в то же время сами эндо­кринные железы испытывают влияние нервной системы, что обес­печивает единую нервно-гуморальную регуляцию процессов жиз­недеятельности. Большинство гормонов способно изменять функ­циональное состояние процессов возбуждения и торможения во всех отделах нервной системы, что может приводить к глубоким нарушениям всей высшей нервной деятельности. Повреждение гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковой системы и нарушение ее функций чаще всего встречаются в подростковом возрасте и характеризуются расстройствами эмоционально-волевой сферы и морально-этическими проблемами. Подростки становятся грубы­ми, возможна наклонность к воровству и бродяжничеству, неред­ко наблюдается повышенная сексуальность.

Значительное влияние на процессы возбуждения и торможе­ния и работоспособность нервных клеток оказывают половые гор­моны. Недоразвитие половых желез вызывает ослабление нервных процессов и значительные нарушения психики с развитием ум­ственной неполноценности. Все это свидетельствует об огромной роли гормонов в жизни человека, и даже ничтожное их количе­ство в состоянии изменить наше настроение, память, работоспо­собность и пр. Союз нервной и эндокринной регуляторных си­стем, их гармоничное единство являются необходимым условием нормального физического и психического развития детей и под­ростков и связаны с ведением здорового образа жизни.

Ускорение темпов роста в подростковом периоде также связано с усилением функций половых желез, которое определяет многие стороны перестройки деятельности организма. Поэтому понятие «физическое развитие» тесно связано с половым созреванием, и его оценка должна проводиться обязательно с учетом степени полового созревания.

Половые гормоны способствуют росту и окостенению скелета, возникновению вторичных половых признаков, развитию мышц и увеличению мышечной силы, повышению обменных процес­сов, общей активности организма. Мышечная сила возрастает параллельно увеличению содержания полового гормона в крови. В связи с усиленным выделением специфического для данного пола гормона уже у младших подростков отчетливо выражены половые различия в развитии скелета, мускулатуры, кожи, под­кожного жирового слоя. В подростковом периоде окончательно определяются индивидуальные особенности пропорций тела и внешнего облика человека.

В подростковом возрасте на щитовидную железу и инсуляр-ный аппарат поджелудочной железы ложится основная нагрузка по перестройке обменных процессов в соответствии с новым ка­чеством - переходом от ребенка к взрослому, зрелому человеку. Наследственные и индивидуальные факторы в развитии ребенка определяют, справятся ли эти железы с предъявляемыми к ним повышенными требованиями или же возникнут заболевания эн­докринной железы, проявляющиеся в нарушении обмена веществ.

Чаще всего у подростков можно наблюдать: снижение функ­ций половых желез (гипогонадизм), увеличение (тиреотоксикоз) или понижение (гипотиреоз) функции щитовидной железы и не­достаточность инсулярного аппарата поджелудочной железы, ко­торая сопровождается заболеванием сахарным диабетом. Пред­располагающими моментами в развитии этих заболеваний может стать нарушение рекомендаций здорового образа жизни.

Из болезней обмена веществ, не связанных конкретно с той или иной железой внутренней секреции, следует отметить ожире­ние. У подростков оно встречается довольно часто, однако в по­давляющем большинстве случаев связано не с нарушением функ­ций эндокринных желез, а с обыкновенным алиментарным ожи­рением. В период полового созревания как у мальчиков, так и у девочек жир откладывается с большей интенсивностью, чем в предыдущие годы, и у некоторых подростков в силу их конститу­циональных особенностей в организме накапливается больше жира, чем требуется. Пониженный расход энергии наблюдается у детей, предпочитающих занятия сидя и пренебрегающих подвижными играми. Ожирение - далеко не безобидное состояние: избыточ­ная масса тела и отложения жира в клетках внутренних органов затрудняют деятельность сердца, нарушают газообмен в легких и тканях, ухудшают работу кишечника и почек. Важно учитывать, что ожирение легче предупредить, чем лечить.

Как сохранить здоровье ребенка. Взрослым, имеющим отноше­ние к воспитанию и образованию детей, нужно помнить, что ребе­нок рождается с далеко не совершенной нервно-эндокринной ре­гуляцией и координацией рефлекторных реакций. Для детей ха­рактерны обилие ненужных движений и неэкономные вегетатив­ные реакции, так как ведущее значение в регуляции рефлекторной деятельности имеет не кора, а подкорковые структуры головного мозга. Нормальное протекание процессов роста и развития ребен­ка, исключающее возможность возникновения срывов процессов адаптации вегетативных и психических функций, возможно при создании условий здорового образа жизни, таких, как рациональ­ное питание, достаточная двигательная активность, рациональные режимы труда и отдыха, активная познавательная деятельность.

Деятельность вегетативной нервной системы происходит вне сферы нашего сознания, однако нарушение ее функционального состояния существенно сказывается на общем самочувствии и эмоциональной реактивности человека: наблюдаются раздражи­тельность, расстройство сна, неадекватность поведения, растор-моженность инстинктивных форм поведения (повышенный аппе­тит, агрессивность, гиперсексуальность).

Координация движений ребенка должна развиваться и совер­шенствоваться постепенно и планомерно. Произвольные движе­ния человека приобретаются в процессе обучения и регулируются корой головного мозга, отдельные участки которой отвечают за деятельность различных частей тела (ноги, руки, голова, лицо, туловище и т.д.).

Наиболее широко вовлекаются в совместную деятельность различные отделы головного мозга при протекании психических процессов, связанных с образованием сложных функциональных. систем, состоящих из большого числа нервных структур, распо­ложенных в различных зонах коры головного мозга и подкорко­вых структурах. Поэтому негативное влияние табака, алкоголя, наркотиков в той или иной степени сказывается на высших пси­хических функциях человека, особенно растущего и находящего­ся в состоянии развития.

Адаптация организма к природным, техногенным и социальным факторам среды обусловлена возможностью формирования у него в процессе жизни индивидуальных условных рефлексов, их мно­гообразием, прочностью и подвижностью, т.е. способностью к изменению, что и составляет приобретенный жизненный опыт человека - его знания, умения, навыки, привычки, вкусы, мане­ры, характер и т.д.

Кора головного мозга - наиболее позднее образование цент­ральной нервной системы, она отвечает за высшие психические функции (память, мышление, речь, воля и др.) и особенно чув­ствительна к воздействию неблагоприятных факторов внешней среды. Вот почему факторы, разрушающие здоровье, в первую очередь оказывают повреждающее действие на кору головного мозга, что приводит к снижению адаптационных возможностей организма и даже к потере уже имевшихся навыков.

Наше время характеризуется тем, что скорость изменения как природной, так и социальной среды в несколько раз превышает

скорость адаптации к ним человеческого организма, это зачастую приводит к срывам адаптационных процессов и возникновению ряда болезней, прежде всего сердечно-сосудистой и иммунно-эн-докринной систем.

Чтобы защитить свой организм от неблагоприятных влияний окружающей среды, поведение человека (и населения в целом) должно быть направлено на сохранение своего здоровья.

Так, для сохранения здоровья (жизни) человек должен питать­ся, т.е. удовлетворять врожденную пищевую потребность; для сохранения себя как вида должен размножаться, т. е. удовлетво­рять врожденную половую потребность и потребность воспитать ребенка; для ориентирования во времени и в пространстве - учиться, т. е. удовлетворять врожденную познавательную потреб­ность; для создания условий обитания и жизни (дом, одежда, обработка земли и т.д.) - работать, т.е. удовлетворять соци­альную потребность, сочетающуюся с потребностью в мышеч­ном движении, и т.д.

Учитель должен знать, что ребенок не является уменьшенной копией взрослого человека. Организм ребенка по сравнению с организмом взрослого имеет существенные различия, делающие его более чувствительным и ранимым к воздействию неблагопри­ятных факторов окружающей среды. Большинство болезней со­матической и психической природы закладываются в детстве и отрочестве. Поэтому от того, в каких условиях происходит рост и развитие ребенка, какие факторы природной, социальной среды воздействуют на него, какой образ жизни он ведет, таким будет его здоровье. Создание благоприятной среды обитания учащихся в условиях школы - условий для труда и отдыха, питания и фи­зической активности - находится в руках педагогов и во многом зависит от их инициативы, основанной на понимании приори­тетной роли здоровья для молодого поколения.

Особенно следует подчеркнуть, что психические функции и социальная зрелость существенно отстают от анатомической и физиологической зрелости, что проявляется в незрелости мышле­ния, неспособности самостоятельно принимать решения, когда поведение детей и подростков подражательно и они склонны к внушению. Психика детей впитывает как губка все то, что их окру­жает: поступки, привычки, вкусы других людей становятся предме­том для подражания. Именно поэтому так важно правильно форми­ровать у них понимание здорового образа жизни, когда самой боль­шой ценностью является здоровье - свое и окружающих.

Поскольку любое поведение находится под влиянием окружа­ющей среды, то и поведение здорового образа жизни можно при­вивать и воспитывать. Но это требует усилий со стороны всех окру­жающих взрослых. Только тогда, когда родители, учителя, друзья, родственники своим примером будут утверждать здоровый образ

жизни как норму, можно будет существенно изменить в лучшую сторону здоровье наших детей, а значит, и будущее страны.

Человек индивидуален по своим наследственным качествам, стремлениям и возможностям. Поэтому система его жизненных установок и пути их реализации также индивидуальны. Чтобы быть здоровым и успешным, нужны собственные постоянные усилия, определяемые знаниями о факторах, формирующих и разруша­ющих здоровье, что, как и другие знания, должно закладываться в школе. Роль учителя здесь огромна. Именно родители и учителя являются главными примерами для подражания, их поступки и действия порой запоминаются на всю жизнь.

Вопросы и задания

1. Какой физиологический механизм лежит в основе определения
здоровья и болезни?

2. Дайте определение понятия «здоровье», принятого Всемирной орга­
низацией здравоохранения.

3. Перечислите, какие показатели характеризуют индивидуальное и
коллективное здоровье.

4. Какие факторы влияют на индивидуальное и коллективное здоровье?

5. Как называется форма поведения, позволяющая использовать про­
шлый опыт для решения новых задач?

6. Дайте характеристику условным рефлексам и укажите условия, в
которых происходит их формирование.

7. Что является результатом деятельности функциональной системы
любого уровня?

8. Дайте определение понятиям «функциональная система саморегу­
ляции» и «функциональная система поведения».

9. Назовите врожденные биологические потребности и врожденные
(инстинктивные) формы поведения.

10.Определите роль потребности и мотивации в формировании при­
обретенного индивидуального поведения человека.

11.Дайте определение здорового образа жизни с позиций теории
функциональных систем поведения.

12.Определите роль памяти в формировании индивидуального пове­
дения.

13.Сформулируйте основные принципы поведения с целью обеспе­
чения личной безопасности человека.

14.Перечислите основные периоды роста и развития детей и под­
ростков и их отличительные морфофункциональные особенности.

15.Какие закономерности роста и развития организма детей и под­
ростков вы знаете?

16.Какие факторы наследственности и окружающей среды влияют
на рост и развитие детей и подростков?

17.Перечислите факторы экологической среды человека и их роль в
формировании его здоровья.

II

ЧАСТЬ

ФАКТОРЫ СРЕДЫ,

ФОРМИРУЮЩИЕ ЗДОРОВЬЕ ЧЕЛОВЕКА

В этой части мы знакомим читателя с принципами формирова­ния здорового образа жизни - ведущими факторами, формирую­щими здоровье человека.

Напомним, что здоровый образ жизни - это индивидуальная система поведения, направленная на рациональное удовлетворе­ние биологических (пищевая, двигательная, познавательная, по­ловая и т.д.) и социальных (профессионализм, уровень образова­ния, уровень жизни, наличие работы, семьи и т.д.) потребностей, вызывающая положительные эмоции и способствующая профи­лактике болезней и несчастных случаев.

Если в раннем детстве здоровье ребенка зависит преимуще­ственно от образа жизни семьи, в которой он воспитывается, то в подростковом возрасте усиливается влияние социальной среды. Поведение подростков мотивировано уже не только биологичес­кими, но и социальными потребностями, к которым можно отне­сти моду на какие-то пищевые предпочтения или диеты, пренеб­режение правилами безопасного репродуктивного поведения, чрез­мерное увлечение каким-либо одним видом деятельности (напри­мер, работой на компьютере), нерациональное построение режи­мов труда и отдыха и т.д. Все эти формы неправильного с точки зрения сохранения здоровья поведения приводят к возникнове­нию самых разных заболеваний, избавиться от которых очень слож­но, а порой просто невозможно.

Здоровье дается человеку от рождения, но, чтобы сохранить его на всю жизнь, он должен с раннего детства и до глубокой старости постоянно заботиться о его укреплении.

Однако у человека много соблазнов и велико стремление к при­ятным ощущениям, для многих это связано с тем, что не требует напряжения и усилий. Вместе с тем приятное для человека часто является неприятным для его собственного организма.

Основа здорового образа жизни - выбор полезного приспосо­бительного поведения: закрепление привычки сделать полезное при­ятным, уметь отказаться от моды и собственных желаний во имя нужного для организма вида деятельности. Следует с детства фор­мировать у ребенка и подростка понятия о том, что здоровый образ жизни требует от человека работы, а праздный - всегда влечет за собой ухудшение здоровья.

ГЛАВА 4 ПИТАНИЕ

Применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиениче­ского и противоэпидемического режима.

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.

3. Повышение иммунитета у детей.

1. Правильная организация санитарно-гигиеничес­кого и противоэпидемического режима. Основой ме­роприятий данной группы является так называемый сигнализационный контроль, который включает в себя следующие положения:

Ежедневный учет отсутствующих учащихся и пода­ча сведений в медицинский кабинет школы;

Извещение администрации школы органами здра­воохранения о появлении среди учащихся школы инфекционного заболевания;

Извещение школы родителями о причинах неявки ученика;

Выяснение причин неявки ученика, если таковые сведения отсутствуют;

Допуск ученика в школу, пропустившего более двух дней, разрешается только при наличии справки от врача о том, что ребенок здоров и может посещать школу (независимо от причин пропуска).

Особого внимания заслуживают два последних по­ложения сигнализационного контроля. Недопустимо использовать для выяснения причин отсутствия уча­щегося сведения, полученные от других детей, это дол­жен сделать кто-либо из взрослых. Нельзя принимать во внимание какие-либо объяснения (телефонные звонки, записки и др.) родителей при длительном от­сутствии учащегося. Единственным разрешающим до­кументом для посещения школы в таких случаях долж­но стать заключение медицинского работника.

Кроме сигнализационного контроля, в первую группу мероприятий по профилактике инфекционных заболеваний в школе входит еще ряд моментов:

Ежегодные профилактические медицинские осмот­ры перед началом учебного года (роль учителя - вспомогательно-организаторская);

Наблюдение за поведенческими особенностями учеников (любые отклонения в типичном поведе­нии ученика должны насторожить учителя в плане состояния его здоровья);

Санитарно-гигиеническое воспитание и просвеще­ние школьников и их родителей;

Контроль учителя за состоянием собственного здо­ровья.

2. Мероприятия по быстрой ликвидация инфекции при попадании ее в школу. Основой этой группы ме­роприятий является карантин, который накладывает­ся на класс или на всю школу. Карантин вводится при­казом директора школы по согласованию с органами здравоохранения, и его суть заключается в сведении до минимума контактов школьников карантинного класса с другими учащимися. Для этого осуществляют­ся следующие мероприятия:

Сдвигаются сроки начала и окончания занятий в ка­рантинном классе (обычно на 15 минут позднее от­носительно общего расписания занятий в школе);


Дети карантинного класса раздеваются в отдельном, специально для них предназначенном помещении;

Для учащихся карантинного класса, выделяется от­дельное помещение, желательно как можно ближе к выходу; в этом помещении проводятся уроки по всем предметам, за исключением физкультуры;

В карантинном классе сдвинуты перемены; в случае невозможности их проведения на пришкольном участке желательно отвести для них отдельное мес­то в рекреационном помещении; иногда приходит­ся проводить перемены непосредственно в учеб­ном помещении;

Учащиеся карантинного класса или совсем не ходят в столовую (пищу им приносят в класс в специаль­ной маркированной посуде, обрабатываемой дез­инфицирующими средствами), или в столовой для них накрываются отдельные столы с последующей санитарной обработкой;

Учащиеся карантинного класса на период каранти­на не пользуются школьной библиотекой;

За школьниками карантинного класса осуществля­ется более тщательное наблюдение, с тем, чтобы как можно раньше выявить заболевших и изолировать;

В учебных помещениях карантинного класса про­изводится более тщательная влажная уборка с ис­пользованием дезинфицирующих средств; при не­обходимости проводят дезинфекцию всей школы;

Учащимся карантинного класса, а иногда и всем школьникам (в зависимости от характера заболева­ния) вводят сыворотку.

Выполнение режима карантина контролирует школьный врач и медицинская сестра школы. В ка­рантинный класс ежедневно должна заходить медсестра для оказания помощи в выявлении скрытых признаков болезни.

Задача школы в повышении иммунитета у детей состоит в том, чтобы объяснить родителям и детям не­обходимость своевременного проведения профилак­тических прививок. Перед проведением внеплановой иммунизации по эпидемическим показаниям дирек­тор школы издает приказ, в котором утверждается гра­фик проведения прививок по классам школы и указы­вается на необходимость участия в этой работе всех классных руководителей и учителей. В приказе класс­ным руководителям предписывается провести в своих классах беседы с учащимися о необходимости привив­ки против инфекционного заболевания и возможнос­ти временного ухудшения самочувствия в ближайшие несколько дней после прививки. Всем преподавателям рекомендуется усилить внимание к жалобам на само­чувствие учащихся на каждом уроке и при необходи­мости направить заболевших к врачу.

Задачи классного руководителя в связи с проведе­нием вакцинации:

Предварительно провести в классе беседу с учащи­мися, а также с их родителями, о пользе прививки;

По согласованию с врачом школы составить список учащихся, освобожденных от прививки по состоя­нию здоровья;

Организованно направить учащихся своего класса в медицинский кабинет на прививку в отведенное для этого время;

Обеспечить наблюдение за самочувствием вакци­нированных детей в ближайшие две недели после прививки.

При учете медицинских про­тивопоказаний прививка никакой угрозы для здоро­вья не представляет. Проведение профилактических прививок способствует созданию достаточной иммун­ной прослойки населения, которая может служить мощным барьером на пути эпидемического распрост­ранения инфекционного заболевания.

75. в интернете нет, но есть в учебнике в Кучме

76. Медицинский контроль за политехническим и производственным обучением.

САН ПИН 1684 10 пункт:

345. Нагрузка обучающихся в организациях начального и среднего профессионального образования не должна превышать 36 часов в неделю.

В специальных коррекционных образовательных организациях организация воспитания и учебных занятий предусматривается в соответствии с требованиями настоящих Санитарных правил к учебному режиму общеобразовательных организаций, а также в соответствии со спецификой и профилем организации.

346. При монотонном труде (конвейерное производство, сборка мелких изделий и другие) должны соблюдаться 10 минутные перерывы через каждые 50 минут работы; проводят производственную гимнастику (7 - 8 минут) до работы и через каждые 2 часа. Для станочных профессий в ткацком производстве устанавливают один перерыв 40 - 50 минут после 3 - 3.5 часов работы.

347. При обучении на профессию металлургического профиля первые 5 - 6 недель нагрузка уменьшена, и длительность рабочего дня сокращена до 3 часов с постепенным увеличением до 6 часов. В течение дня должны чередовать «горячие» и «холодные» виды работ и предусматривают дополнительные перерывы в помещении с комфортным микроклиматом.

348. При обучении строительным профессиям предусматривают дополнительные перерывы не менее 15 минут, обеденный перерыв не менее 40 минут; организацию питьевого режима.

349. При обучении работе механизаторов сельского хозяйства, строительного профиля предусматривают время для вождения машин не более 3 часов в день. Обеденный перерыв для обучающихся 3 курса на полевых работах (во время практики) 35 - 45 минут, а в жаркие дни - 3 - 4 часа. Полевые работы проводятся в одну смену. К данным видам работ допускаются лица, прошедшие предварительные и периодические медицинские осмотры, а также вводный и периодический инструктаж по технике безопасности.

350. При обучении профессиям химического профиля на первом курсе обучение проводят в мастерских, лабораториях или кабинетах учебной организации, на 2 - 3 курсах в цехах или на рабочих местах производств.

351. Производственное обучение проводят только в первую смену, не допускается ремонт технологического оборудования учащимися. Время пребывания в производственных условиях не должно превышать 4 часа.

bn Приложение 1

Анкета

Анонимно (не подписывай себя)

    Моешь ли ты руки с мылом всегда перед едой в столовой? ДА НЕТ

    Употребляешь ли ты еду на переменах, не помыв руки? ДА НЕТ

    Есть ли у тебя в сумке своё средство для обработки рук? ДА НЕТ

    Грызешь ли ты ногти или ручку? ДА НЕТ

    Сделал ли ты в этом году прививку от гриппа? ДА НЕТ

    Что такое педикулёз? _____________________________________________________________________

    Назови самые опасные места в школе,где можно встретиться с инфекцией?____________________________________________________________________________________________________________________________________

    Что надо делать, чтобы не заболеть гриппом? _______________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________

    Какими инфекционными заболеваниями ты можешь заболеть в школе?

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Введение.

Актуальность темы .

Среди всех заболеваний, встречающихся у детей младшего школьного возраста, наиболее частые - инфекционные заболевания. Этому способствуют скопление большого числа детей в школьном помещении и несоблюдение учениками правил личной гигиены. Ведь школьные книги, тетради, наглядный материал и другие учебные предметы могут стать источниками инфекции. К тому же они самые труднодоступные для обработки.

Я выбрала тему «Почему болеют дети?», потому что считаю эту проблему очень важной, потому что такие инфекции как грипп, приводят к ежегодным массовым вспышкам. Не от всех инфекций можно сделать прививку, например, защититься от кишечной инфекции можно лишь, соблюдая гигиенические правила.

Цель моей исследовательской работы : выявить знают ли и соблюдают ли меры профилактики инфекционных заболеваний мои сверстники - ученики младших классов.

Гипотеза : Соблюдение учениками младших классов мер профилактики инфекционных заболеваний зависит от уровня их знаний.

Задачи :

1.Найти в литературе информацию о самых распространенных инфекционных заболеваниях в школе.

2.Изучить их пути передачи.

3.Выявить эффективные методы профилактики инфекционных заболеваний в школе.

Методы исследования :

анкетирование учеников 2-хи 3-х классов моей школы.

Основное содержание.

По данным статистики, взятой из журнала «Педиатрия» за 2015 год, наиболее часто встречаются среди школьников младших классов следующие инфекции:

Острые респираторные заболевания и грипп

Педикулез

Острые кишечные заболевания

Острые респираторные заболевания (ОРЗ) и грипп.

Причиной этих инфекций являются многочисленные вирусы.

Заразиться этими вирусами можно от больного ученика или сотрудника школы, если они придут в школу с температурой, насморком, кашлем, чиханием. При чихании вирусы распространяются до 3 метров вокруг. При кашле и чихании выделяется частички мокроты с вирусами, которые оседают на ладонях чихающего. Именно их он переносит на дверные ручки, школьные предметы, мебель.

Поэтому самым эффективным методом профилактики ОРЗ и ГРИППА являются:

Частое мытье рук с мылом;

Не дотрагиваться грязными руками до своих глаз;

Не грызть ручки, карандаши и др. предметы;

Не слюнявить пальцы при перелистывании учебника;

Проветривание классов на переменах;

Ежегодно делать вакцину от гриппа.

По результатам моего анкетирования, проведенного среди учеников 2-гои 3-его классов,

на вопрос «Сделал ли ты прививку от гриппа?» из 45 учеников только 16 учеников ответили, что они привились.

Вывод: больше половины моих одноклассников могут заболеть гриппом.

На вопрос «Что необходимо делать, чтобы не болеть гриппом?» из 45 учеников

9-не знают ответа,

17-ответили, что надо мыть руки,

13-ответили, что надо прививаться,

21-ответили, что надо теплее одеваться.

Вывод: не все ученики знают, основной путь передачи гриппа через грязные руки.

Педикулез (вшивость) - это заболевание, при котором на волосистой части головы заселяются вши и питаются кровью человека.

Вши передаются от больного ученика при касании волос, при использовании чужих расчески, резинки, ободка, заколок, при использовании чужой одежды.

В целях профилактики педикулеза:

1.нельзя меняться шапками и шарфами с одноклассниками;

2.нельзя пользоваться чужими заколками, резинками, расческами и не давать никому свои;

3.девочкам с длинными волосами необходимо туго заплетать косы или делать пучок.

По результатам моего анкетирования из 45 учеников младших классов только 6 учеников знают, что такое педикулез и как он переносится.

Вывод : ученики младших классов могут заболеть педикулезом,так как не знают меры профилактики.

Острые кишечные инфекции - очень опасные инфекции, вызываются разными бактериями.

Пути передачи:

    При употреблении зараженной бактериями пищи, которую неправильно хранили или не помыли, например фрукты.

    Через грязные руки, особенно при приеме пищи.

    При употреблении грязной водопроводной воды.

Для профилактики острых кишечных заболеваний необходимо:

    Не пить водопроводную воду, пить только из кулера или из бутылки.

    Всегда мыть руки с мылом перед едой.

    Не грызть ногти.

    Обязательно мыть руки с мылом после посещения туалета.

По результатам моего исследования на вопрос «Моешь ли ты руки перед едой в столовой?» из 45 учеников 40-ответили «ДА» и лишь 5 учеников не моют руки.

А вот на следующий вопрос «Моешь ли ты руки перед перекусами на переменах и на улице?» уже 17 учеников ответили, что не моют руки.

Вывод: без контроля со стороны учителей, не моют руки перед едой больше учеников.

На вопрос «Грызешь ли ты ногти или карандаш?» из 45 учеников 10 имеют такую привычку.

На вопрос «Носишь ли ты с собой средства для обработки рук (гель, влажные салфетки) только 12 учеников дали положительный ответ.

Вывод : среди учеников младших классов имеется риск развития кишечной инфекции.

Заключение.

Таким образом, моя гипотеза, что соблюдение учениками младших классов мер профилактики инфекционных заболеваний, зависит от уровня их знаний, подтвердилась.

Это доказывают результаты моего опроса, на мой вопрос «С какими инфекционными заболеваниями ты можешь заразиться в школе?» из 45 учеников только

1 ученик ответил - острые кишечные инфекции,

40 учеников написали - грипп,

5 учеников не знают ни одной болезни.

Исходя из результатов моего исследования, предлагаю: повысить уровень знаний учеников младших классов об эффективных методах профилактики инфекционных заболеваний:

1.Повесить большой плакат с изображением кишечной палочки на дверях туалета с вопросом: «А ТЫ СМЫЛ С РУК КИШЕЧНУЮ ПАЛОЧКУ?»

2.Предложить родителям на родительских собраниях обеспечить своим детям собственные средства для обработки рук.

3. В целях повышения уровня знаний учащихся об инфекционных заболеваниях, которыми можно заразиться в школе, и мерах их профилактики провести наглядное выступление в классах начальной школы.

Список литературы .

2.Журнал «Педиатрия»/под ред.А.А.Баранова,В.К.Таточенко,М.К.Бакрадзе.-М.,Союз педиатров России.2015.

Школьная научно-практическая конференция школьников

Секция: Биология

Подсекция: Медицина

Название работы:

Гайнанова Аделя Анваровна

г.о.Тольятти, МБУ «Школа№ 79», 2 «В» класс

Научный руководитель:

Чернова Любовь Борисовна,

учитель начальных классов

Тольятти

Введение:

Актуальность________________________________________________________3

Цель исследования___________________________________________________3

Гипотеза____________________________________________________________3

Задачи______________________________________________________________3

Метод исследования__________________________________________________3

Основная часть:

Острые респираторные заболевания и грипп_____________________________4

Педикулез__________________________________________________________5

Острые кишечные инфекции__________________________________________5

Заключение___________________________________________________________6

Список литературы_____________________________________________________7

Приложение __________________________________________________________8

Одной из основных причин распространения заразных болезней является несоблюдение требований гигиены. Далее играет роль то обстоятельство, что тесное и продолжительное общение между собой детей происходит в закрытом помещении, тогда как восприимчивость к заразным болезням значительно понижается при общении людей на открытом воздухе.

Вот почему особенно важно проведение гигиенических мероприятий в школе. Школа должна проводить меры профилактики инфекционных болезней.

Книги, тетради, игрушки, естественно, могут являться источниками заразы. Произведёнными бактериологическими исследованиями на страницах книг обнаружены самые разнообразные виды бактерий, как-то: туберкулёза , дифтерии , заразных болезней волос, кожи и др. А между тем как раз книги и тетради принадлежат к трудно дезинфицируемым предметам. Для дезинфекции книг в большом количестве, как, например, в школьных библиотеках, рекомендуется применять формалин или сухой жар.

В деле борьбы с детскими инфекционными заболеваниями должны принимать участие все работники школы - школьный врач, администрация, педагогический и технический персонал и детский актив.

От учителя, в силу близости его к детям и подросткам, не ускользают и самые незначительные колебания в их настроении, часто тесно связанные с состоянием их здоровья, с начинающимся заболеванием. Некоторые учителя имеют хорошее обыкновение перед началом занятий спрашивать детей о состоянии их здоровья и здоровья домашних.

Для ограждения школы от инфекционных заболеваний нужно проводить строгий учёт заболеваний. В случае отсутствия ребёнка или подростка в школе педагог должен в первые два-три дня выяснить причину неявки ученика. Лечащий врач должен извещать школу, или детское учреждение о заболевании школьника острозаразной болезнью. Лечащий врач обязан также ставить в известность и другие детские учреждения, которые посещают дети и подростки, проживающие в одной квартире с больным. Это же самое обязательно в отношении взрослых, работающих в детских учреждениях, в тех случаях, если в их квартире имеется заразный больной. Такого же извещения следует требовать и от родителей. Необходимо также разъяснять родителям о недопустимости посылки в школу самого выздоровевшего ученика или детей и подростков, соприкасавшихся с больным, без разрешения врача. Школьные же работники должны следить за точным исполнением установленного правила о недопущении ребёнка или подростка в школу даже после трёхдневного отсутствия его без записки врача, так как он мог быть болен инфекционной болезнью. Школа должна вести дневник отсутствующих детей.

В начале учебного года школьная медицинская сестра составляет персональный список всех вновь поступающих в школу детей с указанием (со слов родителей), какие острые инфекционные болезни и в каком возрасте перенёс ребёнок. В целях профилактики заноса инфекции в школу или иное детское учреждение необходим тесный контакт школьного врача и медицинской сестры с поликлиникой. Весьма желательно, чтобы медицинская сестра, идя на работу в школу, заходила в поликлинику для получения справки, не поступали ли в поликлинику сигналы в течение последних суток о заболевании кого-либо из учащихся школы или о наличии возможного контакта их с заразными больными.

В деле профилактики заразных болезней имеют большое значение правильные гигиенические навыки, как, например, тщательное мытьё рук, пользование отдельной посудой, привычка прикрывать рот и нос платком или рукой при кашле, чихании, забота о чистоте тела, белья и одежды, непосещение больных с невыясненным диагнозом, обращение к врачу при первом подозрении на заболевание и т. н. Основная роль в привитии этих навыков, в повседневном непосредственном проведении гигиенического воспитания принадлежит учителю; она предусмотрена и положением о классном руководителе.

Учитель помогает врачу при проведении массовых прививок. Ввиду проявляемого детьми страха перед уколом очень важно правильно организовать производство прививок: вначале прививать тем детям, которые не трусят и на своём примере убеждают других детей, что в производстве прививок нет ничего страшного. Учитель лучше знает детей и может оказать на них хорошее успокаивающее влияние, поэтому его присутствие на прививках необходимо.

Противоинфекционные мероприятия в учреждениях летней оздоровительной кампании, в пионерских лагерях, а также в санаторно-лесных школах и детских домах. Необходимо всеми способами добиться, чтобы лагерь или другое детское учреждение было укомплектовано в течение не более 2 дней со дня его открытия. Всякие позднейшие пополнения, иногда затягивающиеся на несколько дней, нередко являются источником заноса инфекции в лагерь.

Замечено, что число заболеваний, в частности, инфекционных, учащается после родительских посещений. Посещения родителей должны быть сокращены до минимума. Во время этих посещений необходимо следить, чтобы родители не ходили в спальни, не садились на детские кровати, чтобы они не кормили детей бесконтрольно привезёнными продуктами. Известно, что наибольшее число заболеваний в летнее время падает на желудочно-кишечные. При прогулках в лес нужно следить, чтобы дети не ели много всякой зелени, например, щавеля и ягод. Надо тщательно следить за состоянием здоровья детей, за состоянием их желудочно-кишечной деятельности и при малейших признаках расстройства последней нужно направлять ребёнка (подростка) к врачу или к медицинской сестре. В лагерях и колониях особо большое значение приобретает доброкачественная вода, защита продуктов от загрязнения и от мух и борьба о последними. В этом отношении педагоги должны оказывать повседневную помощь медицинскому персоналу по его указаниям.

Чтобы педагог мог практически осуществлять профилактические мероприятия в данной области, он должен иметь представление о наиболее важных инфекционных заболеваниях детей.

Профилактика инфекционных заболеваний в школе
применительно к школе профилактика инфекционных заболеваний складывается из трех групп мероприятий:

1. Правильная организация санитарно-гигиенического и противоэпидемического режима.

2. Быстрая ликвидация инфекции при попадании ее в школу.

3. Повышение иммунитета у детей.

Школа - это не только «храм знаний», но и место скопления большого числа людей. В условиях возникновения инфекции школа может стать одним из очагов заболевания. Это обусловлено тем, что дети, еще не обладая крепким и устойчивым иммунитетом, не всегда в достаточной мере выполняют и требования личной гигиены. Учителям и родителям необходимо помнить: от того, насколько дети будут приучены следить за собой, зависит их защищенность от возникновения инфекционных заболеваний.

Каждый школьник должен соблюдать следующие правила личной гигиены:

1. Ежедневно совершать утренний туалет.

2. Тщательно мыть руки перед приемом пищи и после каждого посещения туалета.

3. Не брать в рот посторонние предметы: ручку, карандаш и др.; при чтении книг не слюнявить пальцы.

5. Принимать пищу только в специально отведенных для этого местах (при их наличии) и др.

Существует также ряд мер профилактики инфекционных и других видов заболеваний, выполнение которых должно контролироваться учителем и администрацией школы. В этих целях:

Регулярно проветриваются учебные помещения;

Ежедневно проводится влажная уборка классов и коридоров школы;

Проверяется наличие сменной обуви у учеников, особенно в осенний и весенний периоды;

Проводится противобактериальная обработку туалетов;

Соблюдается гигиеническая чистота пищеблоков;

Осуществлятся контроль продуктов питания.

Инфекционные заболевания вызываются болезнетворными микроорганизмами, вирусами, грибами и передаются от зараженного человека или животного здоровому. Для возникновения инфекционных болезней необходимо наличие возбудителя, объекта заражения (человек или животное) и факторов передачи инфекции (различные элементы окружающей среды).

Возбудители кишечных инфекций: дизентерии, сальмонеллеза, брюшного тифа и др.- распространяются через воду, пищевые продукты, грязные руки, посуду и т. д.; возбудители воздушно-капельных инфекций: гриппа, кори, коклюша, дифтерии и др.- попадают от больного к здоровому через воздух при разговоре, кашле, чиханье; грибковые заболевания кожных покровов передаются, при непосредственном контакте здоровых с больным человеком или животным. Такие болезни, как возвратный тиф, малярия, энцефалит, бешенство и др., передаются через кровососущих насекомых (вши, комары, клещи, москиты) или при укусе больными животными. Источниками инфекционных болезней в организованных детских коллективах являются больные или носители инфекции (дети или обслуживающий персонал).

Для предупреждения возникновения инфекционных заболеваний среди детей и подростков необходимы: своевременное выявление больных и носителей инфекции, изоляция их от здоровых и затем лечение; исключение контакта здоровых с загрязненными предметами (посуда, игрушки и другие предметы обихода); строгое соблюдение санитарно-гигиенического и санитарно-противоэпидемического режима в учреждениях и дома.

Санитарно-гигиенические и оздоровительные мероприятия предусматривают:

формирование здорового образа жизни у населения, соблюдение распорядка дня, полноценное питание с включением в рацион свежих овощей и фруктов, витаминных препаратов;

проведение закаливающих процедур, физические упражнения, игры, прогулки на свежем воздухе;

оздоровление условий труда и быта и другие.

В любом деле важно начало. Очень значимо, с каким настроем ребенок войдет в учебный год. Задача родителей - помочь детям встретить перемены позитивно и в хорошем здравии.

Самостоятельная работа

1. Микрооргани́змы, микро́бы (от греч. μικρός - «малый» и греч. βίος - «жизнь» ) Микробы - это мельчайшие живые существа, которые слишком малы для того, чтобы быть видимыми невооружённым глазом (их характерный размер - менее 0,1 мм), их измеряют тысячными и даже миллионными долями миллиметра. Микробы можно рассмотреть только с помощью микроскопа. К ним относятся самые различные по своей природе одноклеточные организмы Изучением этих организмов занимается наука микробиология.

Микробы характеризуются огромным разнообразием видов, отличающихся строением, свойствами, способностью существовать в различных условиях среды. Они могут бытьодноклеточными, многоклеточными инеклеточными.

Микробы подразделяют на бактерии, вирусы и фаги, грибы, дрожжи. Отдельно выделяют разновидности бактерий - риккетсии, микоплазмы, особую группу составляют простейшие (протозои).

Зарисовать микробы различных видов и форм

2 . Инфекция (от лат. inficio, infeci, infectum «заражать») - опасность заражения живых организмов микроорганизмами (бактериями, грибами, простейшими).

Термин означает различные виды взаимодействия чужеродных микроорганизмов с организмом человека (в медицине), животных (в зоотехнике, ветеринарии), растений (в агрономии).

Инфекционный процесс – комплекс реакций, возникающих в макроорганизме в результате внедрения и размножения в нем патогенныхмикроорганизмов и направленных на обеспечение гомеостаза и равновесия с окружающей средой; проявления

Эпидемический процесс – процесс распространения инфекционной болезни в человеческом обществе, заключающийся в формированиицепи эпидемических очагов, последовательно возникающих один из другого.

Эпидемический очаг (очаг инфекционной болезни) место пребывания источника инфекции (больного) и окружающая еготерритория, в пределах которой возможно распространение возбудителей болезни, обусловленноесоответствующими механизмами передачи.

Природная очаговость - особенность отдельных инфекционных болезней, заключающаяся в том, что они распространены лишь вопределенных географических регионах, характеризующихся наличием в составе биоценоза доноров, переносчиков и реципиентов возбудителя болезни, обеспечивающих его естественную циркуляцию в природепри отсутствии человека.

3. Закончить предложения:

1) Основными периодами инфекционного процесса являются:

а. Инкубационный период - время от проникновения возбудителя до появления первых симптомов.

б. Продромальный период - период начальных симптомов заболевания.

в. Период разгара - развитие основных симптомов болезни.

г. Период реконвалесценции (выздоровление или уменьшение болезненных явлений).

2) Основными звеньями эпидемиологического процесса являются:

а. источник возбудителя

б. механизм передачи возбудителя

в. восприимчивый организм

3) Основными формами эпидемического процесса являются:

а. спорадическая (единичные, без видимой связи случаи болезни)

б. эндемия (групповые заболевания с одним источником; болезни)

в. эпидемия (распространяются в целом обществе, массовое заболевание с увеличением количества заболевающих и распространяется на большой территории)

г. пандемия (захватывает континенты).

4). В эпидемический очаг входят:

Б).Иммунитет и его виды. Характеристика

1. Указать факторы, снижающие иммунитет:

2. Что такое вакцины? Перечислить основные группы вакцин:

3. Чаще всего с какой целью применяются сыворотки и гамма-

глобулины?

(подчеркнуть правильный ответ):

а) с профилактической;