Лечение психопатии: медикаментозные возможности и психотерапия. Психопатии

– расстройство личности, сопровождающееся вспыльчивостью, неуживчивостью, конфликтностью и повышенной агрессивностью. Нарушения поведения устойчивы, не контролируются волевым усилием, затрудняют адаптацию в коллективе и создание гармоничных близких отношений. Интеллект сохранен. Изменение характера устойчивое, не поддается глубокой коррекции и не прогрессирует в течение жизни, но может усугубляться под влиянием травмирующих обстоятельств. В стадии компенсации осуществляются мероприятия по социальной, личной и трудовой адаптации. В стадии декомпенсации применяется психотерапия и лекарственная терапия.

Причины развития возбудимой психопатии

Причиной развития возбудимой психопатии являются врожденные или приобретенные в раннем возрасте особенности нервной системы в сочетании с неблагоприятными внешними воздействиями. Если основным пусковым фактором становятся конституциональные особенности пациента, психопатию называют ядерной. Если психопатические черты больного формируются под влиянием неблагоприятных психогенных воздействий, говорят о патохарактериологическом развитии личности или краевой психопатии.

В основе ядерных психопатий лежат биологические факторы: неблагоприятная наследственность, осложненное течение беременности, тяжелые роды и нарушения развития в первые годы жизни ребенка. Краевые психопатии могут провоцироваться безнадзорностью, постоянными конфликтами между родителями, дефектами воспитания, тяжелыми и длительными заболеваниями, врожденными и приобретенными физическими дефектами.

Возбудимую психопатию могут провоцировать постоянные унижения, грубое подавление личности, игнорирование чувств и интересов ребенка или, напротив, восхищение, обожание, некритичное отношение к его поступкам, стремление потакать всем его капризам и прихотям. При этом имеет значение как длительность воздействия, так и особенности характера ребенка. Возбудимая психопатия чаще развивается у экстравертированных личностей с бурным темпераментом и слабыми волевыми качествами, либо у упрямых, настойчивых детей.

При своевременном изменении социальных условий и создании психологически благоприятной среды процесс формирования психопатической личности прекращается, имеющиеся нарушения стабилизируются или становятся менее выраженными. Краевые психопатии характеризуются большей пластичностью. При них наблюдаются менее выраженные нарушения поведения и более качественная социальная адаптация. Прогноз при краевых психопатиях более благоприятный по сравнению с ядерными.

Симптомы возбудимой психопатии

Основным симптомом возбудимой психопатии являются повторяющиеся вспышки неконтролируемого гнева, не соответствующие обстоятельствам. Спровоцировать очередной приступ ярости может любое незначительное событие: неправильно приготовленный (с точки зрения больного) и не вовремя поданный завтрак, плохая оценка ребенка, небольшой конфликт в очереди или в транспорте, несогласие руководства с позицией пациента в каком-то профессиональном вопросе и т. д. Обычно удается установить связь между поведением окружающих и вспышкой гнева, однако в некоторых случаях приступы могут возникать спонтанно, без всяких внешних причин.

Степень компенсации может существенно различаться. Одни больные неплохо адаптированы, сохраняют семьи и подолгу работают на одном месте. Другие постоянно разрушают отношения, не могут ни с кем ужиться, часто меняют работу или вовсе не работают. Причиной декомпенсации обычно становятся острые конфликты и затяжные стрессы: развод, разрыв личных отношений, увольнение или угроза потери работы, соматическое заболевание, финансовые трудности и пр.

Изменения характера при возбудимой психопатии заметны уже с первых лет жизни ребенка. В детстве пациенты отличаются несдержанностью, резкой и быстрой сменой эмоций, необузданностью, неумением находить компромиссы, стремлением занять лидерскую позицию и склонностью к агрессивному поведению. Они не могут контролировать свои эмоциональные реакции путем волевого усилия или сознательного анализа ситуации. Единственным способом разрешить возникшую проблему для них является конфликт, зачастую – грубый, с применением угроз и физической силы.

Несмотря на неэффективность агрессии, частую эскалацию конфликтов и ухудшение отношений с окружающими, больные не могут найти другие, более продуктивные варианты решения проблем. И в детские годы, и будучи взрослыми, они легко наживают врагов, что не лучшим образом сказывается на их личных отношениях и социальном положении. При декомпенсации в детстве они нередко принимают участие в драках и совершают хулиганские действия, а став взрослыми, оказываются на скамье подсудимых в связи с насильственными преступлениями.

В близких контактах становятся особенно заметными такие черты эксплозивных психопатов, как повышенная требовательность по отношению к родным и друзьям, придирчивость, подозрительность, недоверчивость, властность, неуживчивость, себялюбие, неспособность считаться с интересами и чувствами других людей. В состоянии аффекта сознание пациентов сужается, они становятся способными на крайне жестокие действия, включая убийство. Иногда наблюдается склонность к развитию зависимостей и устойчиво девиантному поведению : алкоголизму , наркомании , игромании , сексуальным перверсиям, бродяжничеству и т.п.

Диагностика возбудимой психопатии

Важнейшими диагностическими критериями являются агрессивность, конфликтность и склонность к внезапным вспышкам гнева, устойчиво сохраняющиеся на протяжении многих лет, на фоне сохранного интеллекта и способности критически оценивать собственные действия. Психопатические особенности стабильны и не прогрессируют на протяжении всей жизни. Личностные расстройства отличаются тотальностью, глобальной дисгармонией, препятствуют семейной, социальной и трудовой адаптации больного.

Нередко требуется дифференциальная диагностика с расстройствами невротического уровня, обусловленными хроническим конфликтом (особенно – при наличии тяжелых психологических травм в детском возрасте). И в том, и в другом случае наблюдаются стойкие личностные изменения, затрудняющие профессиональную реализацию и построение личных отношений. Определяющим критерием в таких случаях становится выраженность и тотальность личностной трансформации. Личностные нарушения при невротических расстройствах никогда не бывают настолько яркими и глобальными, порой – достигающими психотического уровня.

Лечение возбудимой психопатии

Несмотря на широкую распространенность психопатий, лишь незначительная часть больных обращается за профессиональной помощью к психиатрам , находясь в состоянии компенсации. Намного чаще пациенты попадают к врачу на стадии декомпенсации, при возникновении осложнений: токсикомании , наркомании, алкоголизма, острых психотических эпизодов, депрессивных расстройств и т. д. После устранения острой симптоматики большинство больных перестает посещать психиатра, и врач попросту не успевает хоть сколько-нибудь скорректировать психопатические нарушения.

Даже при регулярном посещении психиатра лечение возбудимой психопатии является сложнейшей задачей. По сути, психиатру необходимо перестроить ядро личности больного: его систему ценностей, жизненные установки, отношение к себе и окружающим. В большинстве случаев решить такую задачу абсолютно нереально, поэтому на практике терапия психопатий заключается в точечном воздействии на самые проблемные места. Устранение или смягчение грубых нарушений способствует улучшению семейной и социальной адаптации пациента, что, в свою очередь повышает шансы на достижение устойчивой компенсации.

Большинство специалистов отводят основную роль психотерапии, считая ее наиболее эффективным способом сформировать оптимальный стиль отношений больного с окружающими. Используется как индивидуальная терапия, так и занятия в группах. Зарубежные специалисты полагают, что наилучший результат достигается при применении длительной глубинной психотерапии (психоанализа), однако данных для объективной оценки этого мнения пока недостаточно.

При острых травмирующих ситуациях осуществляют работу с текущим состоянием больного, помогают пациенту хотя бы частично пересмотреть внутренние стандарты и жизненные установки, оказывают психологическую поддержку. Психологическую коррекцию проводят на фоне медикаментозного лечения. Для уменьшения возбудимости назначают препараты из группы нейролептиков, для нормализации настроения при депрессиях и субдепрессиях применяют антидепрессанты. Для устранения стойкой злобной дисфории используют вальпроевую кислоту, карбамазепин.

Психопатия – это психиатрический термин, обозначающий изменения, наступившие в характере человека в силу ряда обстоятельств. При этом человек находится в состоянии, которое не позволяет ему жить нормальной жизнью в социуме: оно доставляет неприятности не только окружающим, но и тому, кто страдает психопатией, то есть расстройством . Такое состояние может быть свойственно и мужчинам, и женщинам, но мы обратим внимание на представительниц слабого пола, так как они имеют более тонкую нервную и эмоциональную организацию.

Виды психопатии

Психопатия имеет определенные признаки, которые у женщин имеют свои проявления:

  1. При параноидной психопатии женщины отличаются эгоистичным своевольным характером. Если они ставят перед собой какую-либо цель, то ради ее достижения готовы «идти по трупам». Они мстительны, ревнивы и злопамятны.
  2. Признаками шизоидной психопатичной женщины является закрытость, погруженность в свой собственный внутренний мир, отсутствие желания к общению, кокетству.
  3. Основные признаки психопатии астенического типа у женщин проявляется массой комплексов и страхов, постоянным самокопанием и самобичеванием, а также болезненным отношением даже к дружеской критике. Вместе с тем, такая женщина дома будет себя чувствовать комфортно, если бразды правления берет мужчина и решает сам все семейные проблемы. Место лидера в семье она охотно уступает мужу.
  4. Истерическая психопатия, признаки которой проявляются у женщин, может выглядеть постоянным спектаклем одного актера, вернее, актрисы. Вся жизнь такой женщины построена на эмоциональных «представлениях», главная цель которых – стать центром внимания окружающих любой ценой. У них на вооружении широкий спектр манипуляций: от притворных слез и обещаний покончить с собой, до яркой смены образа и манеры поведения. Здравый смысл им незнаком, их главная движущая сила – .

Основные признаки психопатии

Известны 3 признака психопата:

  • черты психопатии могут проявляться в любом месте и в любой ситуации;
  • приобретенные или врожденные черты патологии сохраняются на протяжении всей жизни;
  • в социуме психопаты практически не адаптируются.

Кроме того, психопатия имеет проявления в астеническом, возбудимом и неустойчивом типе. Признаки психопатии у женщин накладывают отпечаток на их поведение:

  1. Женщины-астенички – слабые беззащитные существа, у которых всегда все валится из рук, поэтому они не пригодны ни для какой работы. Они быстро устают, при этом независимо от того, умственным или физическим трудом занимаются. Они подвержены чужому влиянию, никогда не имеют собственного мнения. Часто становятся объектом манипуляций в чужих играх.
  2. Возбудимая психопатка – антипод астенички: она упряма и несговорчива, может до хрипоты спорить, отстаивая свое мнение. Нередко они скандальны и несговорчивы. При этом они неплохие работники, не лишенные творчества и ответственности за порученное дело.
  3. Неустойчивый тип характеризуется стремлением к приключениям, красивой жизни, неординарным поступкам, эпатажу. Женщины этого типа ищут мужчин, отношения с которыми будут ярким приключением, но в их планы, как правило, не входят долговременные отношения, заключение брака, рождение детей.

Признаки женщины-психопата характеризуются отличиями в поведении, которые окрашены эмоциональными переживаниями и своеобразными представлениями о социуме и своем месте в нем. Их главное отличие – погруженность в свой собственный мир и личные переживания. Они нередко склонны к неадекватным поступкам и эмоциональным оценкам событий.

Есть ли среди моих знакомых женщин психопатки? Наверняка – достоверные статистические исследования проводились только в Америке в конце прошлого века, но результаты можно проецировать и на другие страны, потому что количество исследуемых было огромным. Признаки психопатии у женщин завуалированы и выявляются только при целенаправленном поиске. Американцы обнаружили, что страдают 5% всех женщин и только .

Проявления уродства характера у мужчин ярко видны – это физическое насилие, угрозы, подавление личности. Женщины предпочитают действовать более тонко, психопатия у них чаще выливается в применение психологического насилия по отношению к окружающим.

Лучше всех описал это состояние русский психиатр Петр Борисович Ганнушкин, который выделил триаду признаков:

Условно говоря, в характере человека имеется некий патологический компонент, который «проносится» через всю жизнь, мало изменяясь под действием обстоятельств.

Выделяются две основные формы психопатий: врожденная или ядерная и приобретенная, которая может появиться после черепно-мозговой травмы, нейроинфекции, отравления, тяжелой психологической травмы.

Ядерные или врожденные расстройства проявляют себя уже в детском возрасте. Возможности педагогической коррекции ограничены, но некоторые «углы» все могут быть смягчены.

Некоторым изменениям психопатии подвергаются в период полового созревания и инволюции или увядания. В подростковом периоде может присоединиться алкоголизм, наркомания или преступные наклонности, а в инволюционном – ускоренное интеллектуальное снижение.

Как узнать психопата?

В международных классификациях этого понятия нет, ему соответствует определение «расстройство личности». Выделяют несколько типичных критериев.

У одного человека можно обнаружить практически все признаки сразу.

Типы психопатий

Существует несколько вариантов классификаций, но классическая выделяет такие типы:

Установить, страдает ли человек психопатией, может только психиатр по совокупности признаков. Никакой другой врач не имеет законных оснований употреблять этот термин.

Что такое акцентуация характера?

Буквально – это заострение личностных черт. хуже, чем норма, но до психопатии «не дотягивает». У здорового человека с акцентуацией характера могут отмечаться такие черты, как у психопата, но в гораздо более слабом, облегченном виде.

Отличить психопата от человека с акцентуированным характером можно по тому, как проходит у них социальная адаптация. Акцентуация характера позволяет удерживаться в обществе, занимать среди людей свое законное место, строить семью, растить детей, иметь постоянных друзей. Акцентуация не воспринимается как нечто болезненное, общество оценивает таких людей как оригинальных. Акцентуированные люди никогда не выходят за рамки общечеловеческих ценностей и границ.

Психопаты, в отличие от акцентуированных, всегда противопоставляют себя обществу. Невозможность «вписаться» в логичное и плавное течение жизни оборачивается для них утратой прежде всего семейных и родственных связей, невозможностью выстроить карьеру. Во многих случаях это заканчивается социальным отторжением в крайней форме, а именно утратой свободы.

У женщин все психопатические черты имеют свои особенности.

Женская истероидность

Истерическая психопатия у женщин встречается чаще других типов. Этому способствует свойства женской натуры – желание нравиться и артистизм, врожденная способность чувствовать слабые места людей, интуитивное восприятие окружающего мира.

Однако то, что в обыденной жизни делает женщину чувственной и неотразимой, в случае истероидной психопатии изматывает окружающих. Лучше всего это обозначает фраза «спектакль одного актера». При первом контакте с такой женщиной может показаться, что жизнь столкнула вас с чудом, настолько привлекательно и ярко женщина подает себя и описывает все, что с ней происходит. Истинные истерические психопатки (по Карлу Ясперсу, немецкому философу) страдают «жаждой признания», им жизненно необходимо «казаться больше, чем есть на самом деле». За их словами ничего нет, кроме желания покрасоваться.

Главная страсть, которая их одолевает – тщеславие. Они как бы забывают о том, что живут в упорядоченном мире, и ведут себя как дети, всегда любуясь собой. Им важно, чтобы о них говорили, при этом неважно, позитивно или негативно. Главное – фокус внимания, а причина не важна.

Такие женщины намекают на таинственных покровителей, уговорят кого угодно при помощи филигранно используемых вечных женских уловок – слез и «невинного» шантажа. Они недальновидны – то, что будет завтра, волнует их мало, основные события их жизни происходят в минуту общения.

Истерическая женщина-психопатка с легкость расстается с мужчиной, если он больше не может ее обеспечивать материально. Она уже выбрала следующую жертву.

Женщины-эпилептоиды

Красочнее всех сказал об этих людях немецкий психиатр Эмиль Крепелин: «С Бибилией в руках и камнем за пазухой». В этих женщинах уживаются показное ханжество и злобная мстительность. Деспотизм, капризность, взрывчатость и властность – основные черты. Это домашние тиранши, от взгляда и преследования которых нигде не укрыться.

Как правило, такая дама выбирает себе в мужья человека совестливого, мягкого и застенчивого, со слабым характером. Если такая пара долго уживается вместе, то мужчина часто уходит в алкоголизм от непосильного ежедневного давления.

Такие женщины – прекрасные хозяйки, потому что педантизм у них «в комплекте». Но вместе с налаженным как часы бытом такая женщина несет черствость и мстительность, лицемерие и трусливость. Она точно знает, кого можно угнетать, а перед кем необходимо заискивать.

Параноидные психопатки

У таких женщин семья складывается нечасто. Эгоизм таких дам принимает настолько уродливые формы, что удержаться обычным людям рядом с ними непросто. Они не признают ничьей правоты, кроме своей собственной. Эгоистичное своеволие – так можно о них сказать. Они радостно идут «по головам, как по арбузам» ради своей цели. Родители еще как-то это терпят, но мужья и дети – если они все-таки появляются – долго не выдерживают.

Женщины этого типа невероятно неуживчивы и злопамятны. Если на пути такой женщины повстречается мужчина, которого она станет считать врагом, то для мести подойдут любые средства, вплоть до физической расправы, наемных киллеров или судебных тяжб. Логичные доводы здесь не действуют, имеют значение только собственные умозаключения нездоровой особы.

Это ревнивицы, способные искалечить ту, что вызывает симпатию ее мужчины. Причем оснований для этого может и не быть.

Основное их отличие от остальных – образование сверхценных идей или идей-фикс. Все окружающие люди делятся для такой женщины на два лагеря – друзей и врагов. Для врагов – даже если сотрудники социальных служб или кассиры – нет никакой пощады. На пути у такой женщины лучше не становиться, если нет надежных рычагов воздействия на нее.

Психастенические психопатки

Это женщины, которые всю жизнь проводят в борьбе с собственными комплексами, причем борьба идет с переменным успехом. Они постоянно копаются в себе, поэтому у них мало времени и сил на удовольствия и радость. Любую критику в свой адрес они воспринимают крайне болезненно, в принципе не понимая, что многие говорят гадости из банальной зависти.

Это безответные «лошадки», которые не умеют постоять за себя. Они молча тянут все, что на них грузят. Они могут выполнять чужую работу за счет своего времени или семьи. О том, что у женщины должны быть удовольствия и личное время, они чаще всего забывают. При этом никаких карьерных высот или особых достижений у них нет.

Медикаментозное лечение

Психопатия – это не болезнь, а уродство характера. От нее нет лекарств, медикаменты требуются только в периоды декомпенсаций. Так, проводится медикаментозное лечение абстинентного синдрома (синдрома отмены) при алкоголизме и наркомании у психопатических личностей.

У эпилептоидов можно уменьшить эксплозивность или взрывчатую агрессивность при помощи лекарств. Но нужно иметь в виду, что люди, страдающие психопатией, больными себя не считают и самостоятельно за помощью никогда не обращаются. Они могут быть помещены в специализированный стационар только правоохранительными органами после противоправных действий.

Попасть к психиатру человек, страдающий психопатией, может и в случае развития у него психоза. Лечение проводится по общим правилам, используются невысокие дозы нейролептиков, противосудорожных или других псиохоактивных средств по показаниям.

Медикаменты помогут справиться с тревогой и расстройствами настроения, агрессией и навязчивыми мыслями. В период декомпенсации психопаты более доступны для врачебного воздействия, они мучаются от своих собственных переживаний. Однако возможности медикаментозного лечения ограничены, они могут убрать патологические проявления, а исправить характер – нет.

По действующему законодательству человек может лечиться у психиатра только по собственному обращению или по решению суда. Психопат может сколько угодно измываться над окружающими, но пока он не совершил преступление, никаких мер применить к нему нельзя.

Помощь родственникам

Это основная помощь, которую может оказать психиатр. Первое, в чем нуждаются родные и близкие психопата – в разъяснении сути страдания, понимания механизмов «ужасного характера».

Родственники должны уяснить, что человек с психопатическим характером навсегда, в любом коллективе и семье играет роль «белой вороны». У него всегда будут трудности в построении взаимоотношений. Он никогда не сможет строить свою жизнь так, как все остальные «нормальные» люди. Это данность, с которой нужно смириться.

Некоторые возможности имеются у родителей подростков, особенно девочек. До тех пор, пока характер полностью не «устоялся», есть небольшие возможности улучшить будущую жизнь. Нужно помочь подростку выбрать подходящую ему сферу деятельности, где он сможет максимально реализовать себя.

В настоящее время имеются методики для точной диагностики психофизиологических параметров личности. Для каждого психотипа есть рекомендуемый перечень профессий. Направление внутренней энергии личности в социально приемлемое русло – основа адаптации человека в обществе.

Так, девочку с ярко выраженной истероидностью может компенсировать артистическая карьера, в которой она легко обгонит конкурентов благодаря природным данным. Девочка – эпилептоид может стать образцовой заведующей складом или руководителем торговой фирмы, где она реализует свою природную склонность «раскладывать все по полочкам». Подросток с психастенией может великолепно ухаживать за животными, которые ответят преданной любовью. Неустойчивые психопатки – идеальные исполнительницы при деспотичном руководителе. При выборе профессии нужно отталкиваться от конкретных качеств личности.

Психотерапия

Этому методу принадлежит главенствующая роль. Задача, которую ставит перед собой психотерапия у женщин – компенсировать задержку нравственной зрелости. Нужно научить психопата опираться не только на свои собственные знания о мире, но и учитывать мнения других людей.

Основная проблема психопатов в том, что они не могут исполнять роли другого человека. В большинстве случаев они даже не подозревают, что другие люди тоже имеют собственные права на жизнь и мнение. Психопаты как бы застревают на всю жизнь в подростковом возрасте, они стремятся к личной выгоде, невзирая на оценку других. Мнение общества имеет для них значение только в том случае, если совпадает с их собственным.

Женщины-психопатки становятся доступны для психотерапевтической помощи в период поиска супруга или во время распада брачных союзов. Супруг и дети – те точки, при работе с которыми возможны какие-то подвижку.

Когнитивно-поведенческая психотерапия

Этот метод имеет наибольшие перспективы при коррекции психопатий у женщин. На начальном этапе психотерапевт пытается преодолеть внутреннее сопротивление женщины. Для этого он анализирует ее детство и юность, акцентируя внимание на том, что все ее проблемы возникли давно.

Психотерапевт играет роль зеркала, беспристрастно комментатора, предоставляя женщине так необходимую ей объективную оценку поведения. В ходе бесед он может объяснить ей и на конкретных примерах показать, что другие люди тоже имеют убеждения и чувства, иерархию ценностей, собственный опыт.

Иногда помогают линейные примеры, разъяснение причины и следствия. Для многих психопаток является открытием то, что люди не обязаны идти у них на поводу, что каждый человек имеет свои собственные моральные ценности, и наступать на них нельзя.

Вершина психотерапевтического взаимодействия – научить пациента принимать конструктивные решения, которые устраивали бы все стороны. Удается это не всегда, но стремиться к этому необходимо.

Психопатия (греч.psyche- душа и pathos -страдание) – пограничное нарушение развития личности, отличающееся дисгармонией в эмоциональной и волевой сферах. Это неправильное, болезненное, развитие характера, аномалия характера, от которой страдает и сам человек, и общество (“уродство характера”). Психопатия не является психическим заболеванием, но это и не вариант нормы, не здоровье.

Психопатии свойственны 3 основных признака, установленные русским психиатром П.Б.Ганнушкиным:

1.Тотальность патологических черт характера, которые проявляются всегда и везде, в любых условиях.

    Стабильность патологических черт характера – они впервые проявляются в детском или подростковом возрасте, реже у взрослых, и сохраняются на протяжении всей жизни человека; периодически они усиливаются (декомпенсация) или ослабевают (компенсация), но полностью не исчезают.

    Нарушение социальной адаптации именно вследствие патологических черт характера, а не из-за неблагоприятного внешнего воздействия.

Психопатии формируются при сочетании врожденной или приобретенной в раннем детском возрасте (в первые 2-3 года) неполноценности нервной системы с неблагоприятным воздействием окружающей среды (но в основе – именно биологическая неполноценность нервной системы ребенка).

Причин возникновения психопатий множество, основными являются следующие:

    наследственные факторы – у родителей-психопатов чаще всего рождаются и дети с аналогичной патологией (это т.н. конституциональные, генуинные психопатии – самый неблагоприятный вариант, не поддаются коррекции даже при правильном воспитании);

    алкоголизм и наркомания у родителей;

    различные факторы, отрицательно влияющие на плод во внутриутробном периоде развития (алкогольная, никотиновая, наркотическая интоксикация матери, прием лекарств, отравления чем-либо, психические травмы и инфекционные заболевания, особенно вирусные, недостатки питания, тяжелые токсикозы беременности, угроза прерывания беременности, отслойка плаценты и др.);

    родовые травмы, асфиксия в родах, длительные тяжелые роды, наложение щипцов и др.;

    черепно-мозговые травмы, мозговые инфекции (менингиты, энцефалиты), тяжелые отравления в первые 3 года жизни ребенка;

    длительные истощающие болезни в первые 3 года жизни;

    недостатки воспитания (атмосфера скандалов, пьянства, неполная семья, вседозволенность и др.)

Психопатии следует отличать от акцентуации характера.

Акцентуация характера (лат. accentus - ударение и греч. charakter - черта, особенность) – это нерезко выраженные отклонения характера, заострение определенных черт личности. Это не болезнь, а один из вариантов нормы.

Концепция об акцентуированных личностях разработана К.Леонгардом.

При акцентуации характера (в отличие от психопатий):

    социальная адаптация не нарушена (либо нарушение адаптации незначительно и временно);

    черты акцентуации проявляются не везде и не всегда;

    человек сознает свои недостатки и старается избегать ситуаций, которые его задевают, а при психопатиях отмечается некритичность к себе и собственному поведению.

И психопатии, и акцентуации характера со сходными проявлениями называются одинаково.

Проявления психопатий многообразны. Несмотря на редкость чистых типов и преобладания смешанных форм, принято выделять следующие классические типы психопатий :

    Эксплозивная (возбудимая) психопатия . С самого раннего детства у ребенка отмечается крикливость, легкая возбудимость, двигательное беспокойство, чуткий сон с частыми пробуждениями, подергиваниями. Затем появляются следующие основные черты патологического характера:

    1. раздражительность и вспыльчивость, несдержанность,

      приступы неудержимой ярости,

      расстройства настроения (тоска, злобность, страх),

      агрессивность, мстительность, деспотичность,

      склонность к ссорам и дракам (агрессивная реакция по типу короткого замыкания “раздражитель – реакция”),

      стремление самоутвердиться за счет слабых,

      эгоцентричность, жестокость и т.д.

Поведение в школе – неуправляемое, такого ребенка невозможно приучить к дисциплине. Интереса к занятиям не проявляет, учится плохо, не чувствует дистанции между собой и взрослым. Большинство уже с подросткового возраста употребляют алкоголь, при этом их патологические черты характера еще больше проявляются (это группа с наиболее высоким риском развития алкоголизма). Могут быть энергичными, активными. Среди них бывают азартные игроки (как правило, это принимает болезненный характер). Конфликты с окружающими проходят через всю их жизнь и служат причиной нарушения социальной адаптации: они нетерпимы в школе, семье, в армии, на работе.

При возбудимой психопатии в большей степени страдают окружающие, чем сам психопат (хотя в драках достается и ему).

    Истерическая психопатия . Первые личностные отклонения появляются у детей в 2-3 года или в дошкольном возрасте. Дети капризны, обидчивы, подвижны, склонны к поясничанью, передразнивают взрослых, подражают им; легко запоминают стихи, шутки, анекдоты, подслушанные у взрослых; они впечатлительны и эмоциональны, часто – кумиры семьи. У них завышена самооценка.

Для истерической психопатии характерно:

    стремление казаться больше, чем это есть на самом деле;

    стремление быть в центре внимания;

    неутолимая жажда признания;

    эгоистичность (жизнь за счет других), себялюбие, равнодушие к окружающим;

    позерство, поступки, рассчитанные на внешний эффект;

    склонность ко лжи,фантазированию;

    важность оценки окружающих;

    умение входить в доверие, контактность

Такие дети и взрослые обычно обладают хорошей памятью, раскованным мышлением, быстро овладевают новой профессией, но им несвойственны усидчивость и трудолюбие. Им нравится только то, что дается легко. Предпочитают профессии, где могут быть на виду. С честностью и порядочностью у них большие проблемы (им ни в коем случае нельзя доверять распоряжаться деньгами). Как все слабые личности, они – трусы, всех предадут и продадут, т.к. больше всего на свете любят самих себя. Склонны к злоупотреблению алкоголем.

    Неустойчивая психопатия , при которой отмечается вопиющая безответственность, отсутствие постоянных привязанностей; люди с таким характером легко вступают в брак, легко уходят, часто меняют место работы, место жительства (“перекати поле”), это люди, живущие одной минутой.

4. Астеническая психопатия .Основными чертами ее являются:

    робость, застенчивость, боязливость;

    отсутствие уверенности в своих силах;

    вялость, пониженная активность;

    ранимость, мимозность;

    повышенная утомляемость, к концу урока их внимание рассеивается, неспособны воспринимать новый материал.

Астеник дома должен обязательно долго отдыхать перед выполнением домашних заданий. Обычно у таких детей нет друзей, они не могут позвонить и узнать уроки или стесняются это сделать. Родители должны им постоянно помогать в приготовлении домашних заданий. Очень переживают перед любым ответственным событием – экзаменом, выступлением и др.Незначительное усложнение жизненной ситуации вызывает у них невротические реакции типа неврастении. Они не могут выполнять поручения, занимать должности, связанные с большой ответственностью и необходимостью руководить другими людьми. Причем неудачи в таких случаях очень болезненно переживаются.

5.Психастеническая психопатия . С.А.Суханов называл психастеников тревожномнительными личностями. Их основные черты:

    нерешительность,мнительность;

    склонность к сомнениям, трудности в принятии решения;

    склонность к самоанализу, умственная жвачка;

    чувство неполноценности, но при этом выраженное самолюбие и повышенная оценка;

    обидчивость;

    трудности в общении

С детства такие люди пугливы, впечатлительны и тревожны, отличаются малой двигательной активностью. В школьном возрасте тревожность усиливается, они болезненно переносят выговоры, многократно проверяют правильность решения задач, на уроках дольше всех выполняют контрольные работы (перепроверяют!). вместе с тем большинство из них мыслительного типа и обладают хорошим интеллектом. У них пытливый ум, стремление дотошно докапываться до сути вещей, это прекрасные исполнители,они задают много вопросов (но только своим людям), но вызов к доске – мучителен.Самое “слабое” место – необходимость принять быстрое решение или выполнить работу в короткий срок.

Психастеническая психопатия – тот вариант, когда в наибольшей степени страдает сам человек, а не общество (всю жизнь проводят в героической борьбе с самим собой).

6.Паранойяльная психопатия .Отличительными чертами ее являются

    подозрительность, мнительность;

    высокая степень готовности к образованию сверхценных идей (наиболее часто идеи ревности, сутяжничества,изобретательства);

    эгоистичность, самоуверенность, отсутствие сомнений;

    вера в свою непогрешимость;

    неуступчивость, активность в отстаивании своей идеи

    завышенная самооценка.

    Шизоидная психопатия отличается следующими чертами:

    необщительность, отгороженность, замкнутость, скрытность;

    флегматичность, но и способность на взрывы эмоций;

    эмоциональная холодность, сухость;

    отсутствие эмпатии;

    большая близость к природе и книгам, чем к сверстникам (такие люди всегда в стороне, часто одиноки);

    в дружбе – постоянство,назойливость, ревность;

    односторонность негибкость суждений (человек может быть нудным, въедливым)

    Циклоидная психопатия, основной признак которой – постоянная смена настроения (то повышенного, то пониженного) с циклами от нескольких часов до нескольких месяцев.

    Патологические влечения , к которым относят клептоманию, пироманию, сексуальные психопатии (при которых половое удовлетворение достигается только извращенным путем), в том числе:

    гомосексуализм (влечение к лицам своего пола);

    садизм (удовлетворение полового чувства при причинении боли партнеру);

    мазохизм (удовлетворение полового чувства, когда боль причиняется партнером);

    педофилия (половое влечние к детям);

    содомия, зоофилия (половое влечение к животным);

    эксгибиционизм (удовлетворение полового чувства при обнажении половых органов перед лицами противоположного пола) и другие.

Различные психопатические личности довольно часто вступают в противоречия с окружающими. Сами создавая конфликтные ситуации, они делают себе еще хуже, т.к. во время конфликта возникает дополнительное психогенное воздействие и может развиться психопатическая реакция с обострением аномальных особенностей характера (учителю это нужно обязательно учитывать). Психопатическая реакция возникает внезапно, в ответ на малозначимые (для нормального человека) события (например, кто-то случайно коснулся, проходя мимо), как правило, она неадекватна, чаще всего выражается в виде протеста, возмущения, гнева, злобы, ярости и даже агрессии.

3.Неврозы и невротические состояния у детей и поростков

Неврозы – наиболее распространенная группа нервно-психических заболеваний у детей. Проявления неврозов у них отличаются большим разнообразием.

Причина неврозов – межличностные конфликты (невротический конфликт). Невроз является формой психической адаптации (с проявлением признаков дезадаптации). Он всегда обусловлен конституционально, связан с особенностями психики, а не с характером психотравмирующей ситуации. Форма невроза у человека не меняется на протяжении всей жизни. Невротическая форма реагирования закладывается в детстве как проявление сверхкомпенсации какого-либо качества при нарушении значимых отношений с микроокружением и имеет детский оттенок. Оранические изменения головного мозга при невозах отсутствуют.

Важной особенностью невроза является то, что человек сознает свою болезнь и стремится ее преодолеь. Сохраняется способность адаптироваться к окружающей среде.

Выделяют три основные формы невроза:

      Неврастения (астенический невроз) - наиболее распространенная форма невроза. В развитии невроза у детей и подростков основная роль принадлежит стрессу или хроническим психотравмам , чаще всего связанным с конфликтами в семье (ссоры между родителями, алкоголизм, их развод, конфликтная ситуация из-за отсутствие работу супругов, чувство социальной несраведливости – недоступность многого, что есть у других сверстников) или затяжными школьными конфликтами. Имеет значение и неправильный подход к воспитанию (чрезмерные требования, излишние ограничения), а также ослабление здоровья ребенка вследствие частых заболеваний, сособствует развитию невоза перегрузка ребенка различными занятиями , в первую очередь интеллектуальными (повышенная учебная нагрузка в специализированных школах, дополнительные занятия в кружках и т.п.). Однако сам по себе фактор интеллектуальной (а также физической) перегрузки в детском и подростковом возрасте, хотя и может вызвать переутомление и астенизацию нервной системы, при остутствии психотравмирующей ситуации обычно не ведет к развитию астенического невроза.

Астенический невроз в развернутой форме встречается только у детей школьного возраста и подростков (у детей раннего, дошкольного и младшего школьного возраста наблюдаются начальные и атипичные астенические реакции).

Основное проявление неврастении - состояние раздражительной слабости, характеризуется, с одной стороны , повышенной несдержанностью, склонностью к аффективным разрядам недовольства, раздражительности и даже гнева, нередко агрессии (чрезмерное реагирование по малозначительному поводу), а с другой - в психическом истощении, слезливости, непереносимости любого психического напряжения, быстрой утомляемости. Чрезмерно выражены реакции пассивной защиты. При этом волевая активность снижена, возникает чувство бесперспективности на фоне сверхответственности, настроение подавленное, отмечается недовольство собой и всеми вокруг, депрессия – сильная тоска, спровождающаяся чувством отчаяния и тревоги, могут быть попытки суицида (самоубийства).

При неврастении всегда присутствуют вегетативные нарушения: сердцебиение, чувство замирания сердца или перебои, боли в области сердца, склонность к сосудистым обморокам (при быстрой смене положения тела), понижение или повышение АД, одышка, повышенный рвотный рефлекс, сниженный аппетит, поверхностный сон, похолодание рук, ног, потливость (гипергидроз), что способствует простудным заболеваниям ребенка, которые в свою очередь отягощают течение астенического невроза.

      Истерия (греч. hystera– матка) – по частоте занимает второе место после неврастении. Возникает у инфантильных, истероидных личностей со слабой психической адаптацией (часто с пикнотической соматической конституцией), часто в психотравмирующей ситуации, связанной с противоречием между желаемым и реально достижимым (низкая успеваемость, невнимание со стороны сверстников и т.п.), с ущемленным самолюбием, с недовольством своим положением в коллективе. Формы ее разнообразны и нередко маскируются под различные заболевания («большая обманщица», «большая обезьяна» - так образно именуют этот вид невроза).Формы ее отражают два известных животных (и детских) типа реагирования перед лицом опасности – «мнимая смерть» (замирание) и «двигательная буря» (пугание, избегание, нападение) – припадки (по типу эпилепсии). Истерический припадок обычно бывает в присутствии зрителей и направлен на привлечение их внимания. Частичная фиксация может проявляться функциональными параличами и парезами, расстройствами болевой чувствительности, координации движений, расстройствами речи (заикание, беззвучность вплоть до полной немоты), приступами удушья, напоминающими астматические и др. «Бегство в болезнь» играет роль своеобразной патологической защиты личности от трудных для нее ситуаций, оправдывают неуспеваемость ребенка или избавляют от необходимости ходить в школу.

      Невроз навязчивых состояний. Встречается чаще у астеников, людей меланхолического склада. Считают, что очерченнй невроз навязчивых состояний не может возникнуть ранее 10-летнего возраста. Это связано с достижением определенной степени зрелости самосознания личности ребенка и формирования тревожно-мнительного фона психики, на основе которого и возникают навязчивые явления. У детей более раннего возраста целесообразно говорить не о неврозе, а о невротических реакциях в форме навязчивых состояний.

Выделены две разновидности невроза:

    - невроз навязчивых страхов (фобии). Их содержание зависит от возраста ребенка. У детей более младшего возраста преобладают навязчивые страхи заражения и загрязнения, острых предметов, закрытых помещений. У детей старшего возраста и подростков доминируют страхи, связанные с сознанием своего физического «Я». Например, навязчивые страхи болезни и смерти, страх покраснеть (эрейтофобия), навязчивый страх речи у заикающихся (логофобия). Особую разновидность фобического невроза у подростков представляетневоз ожидания, который характеризуется тревожным ожиданием и страхом неудачи при выполнении какого-либо привычного действия (например, страх устных ответов перед классом, несмотря на то что хорошо поготовлен), а также нарушением его при попытке выполнения.

    - невроз навязчивых действий. Однако часто встречаются навязчивые состояния смешанного характера. Настроение при этом имеет тенденцию к снижению, возникают вегетативные расстройства.

    У детей нередко возникают системные неврозы :

    - невротическое заикание - нарушение ритма, темпа и плавности речи, связанное с судорогами мышц, участвующих в речевом акте. У мальчиков оно возникает чаще, чем у девочек.

    - Мутизм (лат.mutus- молчание) – это расстройство преимущественно школьного возраста (у взрослых – редко), т.к. формирующаяся речь ребенка – самая молодая функция психики, поэтому чаще ломается подвлиянием самых разнообразных вредных факторов.

    Дети с мутизмом нуждаются в бережном отношении- не наказывать, не высмеивать, не оскорблять, не выставлять к доске «пока заговорит».

    - невротические тики – разнообразные автоматизированне привычные элементарные движения (мигание, облизывание губ, подергивание головой, плечами, различные движения конечностями, туловищем), а также покашливания, «хмыканье», «хрюкающие» звуки (так называемые респитаротные тики), которе возникают в результате фиксации того или иного защитного действия. Чаще всего наблюдаются в возрасте от 7 до 12 лет. Тики могут приобретать навязчивый характер, тогда они относятся к проявлению невроза навязчивых состояний;

    - нервная анорексия – отказ от еды;

    - невротическое расстройство сна – нарушение засыпания, глубины сна с ночными пробуждениями, ночнми страхами, а также снохождение (сомнамбулизм) и сноговорение.

    - невротический энурез – неосознанное недержание мочи, преимущественно во время ночного сна;

    - невротический энкопрез – непроизвольное выделение испражнений, возникающее при отсутствии нарушений и заболеваний нижнего отдела кишечника. Как правило, ребенок не испытывает позыва к дефекации, вначале не замечает наличия испражнений и лишь спустя некоторое время ощущает неприятный запах. Чаще всего встречается в возрасте 7–9 лет, у мальчиков чаще.

    Методы лечения неврозов основаны на сочетании фармакологической терапии с различными видами психотерапии.

    Буянов М.И. Беседы о детской психиатрии. – М.: Просвещение, 1992

    Буянов М.И. Основы психотерапии детей и подростков.- М.: Просвещение, 1998

    Дорошкевич М.П. Неврозы и невротические состояния у детей и подростков: Учеб.пособие для студентов пед специальностей высш.учеб.заведений/ -Мн.:Беларусь, 2004

    Еникеева Д.Д. Пограничные состояния у детей и подростков: основы психиатрических знаний. Пособие для студ. Высш. Пед. Уч.заведений.-М.: 1998

    Основы психологических знаний – Уч.пособие. Автор-составитель Г.В.Щекин – Киев, 1999

    перечислить наиболее частые признаки нарушений познавательной деятельности, эмоциональной и волевой деятельности.

    назвать пограничные психические состояния у детей.

    объяснить необходимость знаний о таких состояниях для учителя.

    охарактеризовать различные виды психопатий

    проанализировав причины психопатий, дать рекомендации по их профилактике.

    дать понятие невроза.

    рассказать о видах неврозов и их профилактике.

Вопросы, вынесенные на самостоятельное изучение:

1.Фактори ризику психічних захворювань в епоху НТР: урбанізація, гіподинамія, інформаційне перевантаження тощо .

Вайнер Э.Н. Валеология: учебник для вузов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – стр.68-74; 197-201.

Дополнительный блок информации.

Условия жизни современного человека значительно отличаются от тех, в которых происходило его становление как биосоциального существа. На ранних этапах существования человека разумного он вел образ жизни, близкий к естественному. В частности, для него был характерен высокий уровень физической активности, который сам по себе соответствовал нервно-психическому напряжению, необходимому в борьбе за существование. Люди жили небольшими сообществами, обитали в экологически чистой естественной среде, которую можно было сменить (но не изменить) всем сообществом, если она становилась неподходящей для жизни.

Развитие цивилизации шло в направлении имущественного расслоения и профессиональной специализации людей, необходимой для овладения новыми орудиями труда, увеличения сроков обучния и постепенного удлиннения периода специализации части населения. С позиции жизни одного поколения все эти изменения происходили довольно медленно, на фоне относительно медленных изменений среды обитания, низкой плотности населения и при сохранении высокого уровня двигательной активности.Все это не представляло каких-либо особых, выходящих за пределы сложившихся в эволюции требований к психике человека.

Положение стало меняться с началов развития капитализма и прогрессирующей урбанизации, причем наиболее радикально – во втрой половине 20 века, когда образ жизни человека стал стремительно меняться.

Урбанизация (лат. urbanus – городской) –социально-демографический процесс, заключающийся в росте численности городского населения, количества и величины городов, который связан с концентрацией и интенсификацией техногенных функций, распространением измененного городского образа жизни

Рост городского населения резко увеличил плотность контактов человек – человек. . Возросшие скорости передвижения человека обусловливают все большее количество межличностных контактов, причем в значитеьной степени – с незнакомыми людьми. С точки зрения психики эти контакты для человека зачастую оказываются неприятными (опасность развития дистресса). Напротив, благотворно действуют семейные, если, разумеется, отношения между членами семьи хорошие. Однако, к сожалению, благоприятные семейные отношения занимают в семье, согласно статистике, лишь 20-30 минут в сутки. Часто отмечается нарушение традиционных семейных связей.

Несомненное влияние на психику современного человека оказывают некоторые факторы заметно измененной внешней среды. Так, значительно возрос уровень шумов в городской черте, где он заметно превышает допустимые нормы (оживленная магистраль). Плохая звукоизоляция, включенные в собственной квартире или у соседей ТВ, радио и т.д. делают влияние шумов практически постоянными. Они в отличие от естественных (шум ветра и др.) оказывают негативное влияние на весь организм и на психику в часности: меняются частота дыхания и АД, нарушается сон и характер сновидений, развивается бессонница и другие неблагоприятные симптомы. Особенно сильное воздействие такие факторы оказывают на растущий детский организм, и у детей отчетливее повышается уровень страха.

Особое место в нарушении психического состояния человека играет радиоактивное загрязнение (нервная система очень чувствительна к его воздействию), электромагнитное загрязнение в виде излучения от сплетения проводов, электроприборов (делает человека более агрессивным). На эмоциональную сферу человека исключительно неблагоприятно воздействуют и некоторые формы рок-музыки, для которых характерен однообразный ритм, подчеркнуто эмоционально-напряженная окраска голосов солистов, повышенная сверх нормы громкость и особый спектр звука.

Следует учитывать, что и сам человек является источником слабых электромагнитных и друг их физических полей. Возможно, большое скопление людей (а это характерно для города)генерирует электромагнитные волны различных характеристик, которые на неосознанном уровне могут оказывать негативное влияние на мозг.

Косвенное влияние на состояние мозга, психическое здоровье оказывает и химическое загрязнение атмосферы (повышение угарного газа во вдыхаемом воздухе ухудшает газообмен в мозговой ткани и снижает ее функциональные характеристики и др.).

Разрушение естественного природного окружения человека (который сам – частица природы), замена его на искусственную из камня и бетона среду, содержащую изолированные пространнства и др.деформирует психику человека, особенно эмоциональную компоненту, нарушает восприятие, снижает потенциал здоровья.

Научно-техническая революция привела к уменьшению доли физического труда, то есть к снижению уровня двигательной активности (развитию гиподинамии). Это обстоятельство нарушило естественные биологические механизмы, в которых именно последняя являлась конечным звеном жизнедеятельности, поэтому изменился характер протекания жизненных процессов в организме и в конечном итоге снизился запас адаптационных возможностей человека, его функциональных резервов.

По данным академика Берга, за последнее столетие расход энергии на мышечную деятельность у людей снизился с 94% до 1%. А это свидетельствует о том, что и резервы организма снизились в 94 раза. Особенно неблагоприятно гиподинамия проявляется у детей в период созревания организма, когда дефицит энергии лимитирует не только физическое развитие, но и психологическое (в том числе и интелектуальное). Может возникнуть протребность в допинге сначала психологическом, затем лекарственном и вполне возможно, что и наркотическом.

Гиподинамия выключает конечное звено стрессовой реакции – движение . Это ведет к напряжению ЦНС, что в условиях и без того высоких информационных и социальных перегрузок современного человека закономерно ведет к переходу стресса в дистресс, снижает физическую и умственную работоспособность, нарушает нормальную работу мозга.

Современная жизнь сопряжена с исключительно большим потоком разнообразной информации, которую получает, перерабатывает и усваивает человек. По некоторым данным каждые 10-12 лет объем вновь полученной информации в мире соответствует тому, который был накоплен за всю предыдущую историю человечества. А это означает, что современным детям необходимо усвоить информации, как минимум, в 4 раза больше, чем их родителям в том же возрасте, и в 16 раз больше, чем их дедушкам и бабушкам. Но мозг современного человека остался практически таким же, каким был и 100, и 10 000 лет назад. Так возникают предпосылки для информационных перегрузок. К тому же сокращение времени для переработки новой информации усиливает нервно-психическое напряжение, что нередко вызывает отрицательные реакции и состояния, ведущие к срывам нормальной психической деятельности. При этом мозг пытается защищаться от избыточной и неблагоприятной информации, что делает человека эмоционально менее чувствительным, эмоционально «тупым», слабее реагирующим на проблемы близких, нечувствительным к жестокости, а затем и к добру, агрессивным. В ряде случаев это наблюдается уже у маленьких детей.

С рассмотренными факторами риска, характерными для большинства городов, связаны так называемые болезни цивилизации – широко распространенные среди экономически развитых стран заболевания: гипертоническая болезнь, ишемическая болезнь сердца, язвенная болезнь желудка, диабет, болезни обмена веществ, бронхиальная астма, неврозы, психические расстройства и др.

Перечислить основные факторы риска для здоровья, связанные с научно-технической революцией.

Объяснить негативное влияние урбанизации на психическое здоровье человека.

Охарактеризовать связь гиподинамии и психического здоровья человека

Описать действие избыточной информации на психику человека.

Дать понятие болезней цивилизации.