Что происходит с телом после. Что происходит с телом после смерти

Этапы разложения трупа Первая минута после Смерть наступает когда мозг перестает получать кислород. Это ведет к тому что и другие жизненно важные органы перестают выполнять свои функции. Тело бледнее и коченеет практически сразу из-за недостатка кровообращения. Глаза приобретают стеклянный блеск а температура тела начинает постепенно падать из-за падения уровня кислорода. От 1 до 9 минут Кровь сворачивается и придает коже красно-синий оттенок. Мышцы расслабляются, в результате чего может произойти опорожнение желудка и мочевого пузыря. Клетки мозга отмирают. Зрачки мутнеют - это результат разрушения калия в эритроцитах. Многие медики считают что по состоянию глаз можно точнее определить время смерти, чем по трупному окоченению. Этот процесс может занимать до 3 часов. В его конце отмирает ствол мозга. От 1 до 8 часов Мышцы становятся жесткими, а волосы растут. Трупное окоченение происходит за счет молочной кислоты в мышцах. Одеревеневшие, они давят на волосяные фолликулы и кажется что волосы продолжают расти и после смерти. С 4 до 6 часов после кончины трупное окоченение распространяется по всему телу. Свернувшаяся кровь придает коже черный оттенок. Процессы подобные разрушения печени алкоголем продолжаются. Наступает следующая стадия охлаждения тела. В этом случае температура падает намного быстрее. От 1 до 5 дней Окоченение прошло. Тело снова мягкое и пластичное. Работники ритуальных услуг используют это время для того чтобы подготовит усопшего к похоронам. Одеть, обуть, накрасить и сложить руки на груди. Но хоронить нужно как можно скорее. Ведь очень скоро (от 24 до 72 часов) микробы начинают разъедать поджелудочную железу и желудок. Этот процесс ведет к разжижению внутренних органов. Через 3-5 дней в процессе разложения тело покрывается большими волдырями. Если до этого времени не предпринять никаких мер (бальзамирование, холодильник), на похоронах усопший будет выглядеть весьма непрезентабельно. Вполне возможно что из его рта и носа будет сочиться кровавая пена. От 8 до 10 дней Бактерии, обитающие в кишечнике, питаются мертвой тканью и выделяют газы. Тело набухает и испускает зловонный запах. Из-за отеков ткани в области шеи и лица, язык высовывается изо рта. Черты лица искажаются и затрудняют опознание, если таковое необходимо. Образовавшиеся газы выталкивают наружу все оставшиеся фекалии и жидкости. Тело меняет свой цвет с красного на зеленый, так как красные кровяные клетки начинают разлагаться. 2 недели Волосы и ногти отделяются от тела практически без усилий. Состояние кожи делает сложным перемещение тела. Она может соскользнуть с разлагающихся мышц подобно перчатке и лежать где-то рядом. Идентифицировать тело возможно только по зубам. Но даже если они и выпали, то скорее всего, далеко от тела не улетели. 1 месяц В зависимости от условий окружающей среды, кожа либо разлагается либо высыхает. И тут на сцену выходит мясная муха. Часто время смерти определяют именно по жизнедеятельности этого насекомого. После того как муха завершит работу над внутренними органами, в определенных условиях тело может превратиться в мумию. Несколько месяцев В этот период тело превращается в так называемый жировоск. Этот процесс называется омылением и происходит путем анаэробного бактериального гидролиза. Есть свидетельства что в 17 веке из таких вот останков изготавливали свечи для религиозных бдений. В любом случае, если тело найдено в этом состоянии, то вполне возможно что у него сохранились черты лица и личность может быть установлена. Год Если тело все это время находилось на лоне природы, то его костями скорее всего уже полакомились хищники. Грифы, еноты, волки и прочие любители падали вряд ли оставили что-то что могло бы пролить свет, как на личность умершего, так и на обстоятельства его смерти. Но если сохранились зубы - опознание вполне возможно. Так что очень важно своевременно ходить к стоматологу и завести специальную зубную карту, дабы облегчить труд нашим доблестным криминалистам. Так, на всякий случай. В жизни всякое случается

Смерть является табуированной темой для подавляющего большинства нормальных людей. Конец пути так пугает нас, что мы создали бесчисленное множество религий и верований, призванных утешить, успокоить, ободрить…

Не способные принять окончательный вердикт, люди не могут и полностью исключить смерть из своих мыслей. Мудрее всего, конечно, принять на вооружение гениальное изречение Эпикура. Стоик вполне резонно заметил: «Пока я здесь - смерти нет, а когда она придет - меня уже не будет». Но стоицизм - удел немногих. Для всех остальных, мы решили написать краткий, основанный на медицине справочник по тому, что случается с нашим телом после смерти.

Почти сразу после момента смерти организм запускает несколько необратимых процессов. Начинается все с автолиза, грубо говоря, самопереваривания. Сердце уже не насыщает кровь кислородом - от этого же дефицита страдают клетки. Все побочные продукты химических реакций не получают привычного способа утилизации, накапливаясь в теле. Первыми в расход идут печень и мозг. Первая потому, что именно здесь находится большинство ферментов, второй потому, что содержит большое количество воды.

Цвет кожи

Затем наступает черед и других органов. Сосуды уже разрушены, так что кровь, под воздействием силы тяжести, уходит вниз. Кожа человека становится мертвенно-бледной. Именно такими представляет мертвецов массовая культура: вспомните бледных вампиров и зомби, нападающих на беззащитных красавиц из темных углов. Если бы режиссеры старались сделать картину более правдоподобной, им пришлось бы показывать, что и тыл мертвеца-агрессора - темный от скопившейся крови.

Температура по палате

Ничего не функционирует и температура тела начинает постепенно снижаться. Клетки не получают привычную дозу энергии, белковые нити становятся недвижимыми. Суставы и мышцы приобретают новое свойство - они становятся жесткими. Затем наступает трупное окоченение. Веки, челюсти и шейные мышцы сдаются в самом начале, потом приходит черед всего остального.

Кто в домике живет

В погибшем теле больше нет человека, зато есть совершенно новая, трупная экосистема. Собственно, большая часть бактерий, из которых она состоит, жили в организме и раньше. Но теперь они начинают вести себя по-другому, в соответствии с изменившимися условиями. Можно сказать, что жизнь в нашем теле продолжается - вот только наше сознание к этому отношения уже не имеет.

Молекулярная смерть

Разложение человеческого тела - малоприятное зрелище для большинства нормальных (и еще живых) индивидов. Мягкие ткани распадаются на соли, жидкости и газы. Все почти как в физике. Этот процесс называется молекулярной смертью. На этом этапе продолжают свое дело бактерии разложения.

Малоприятные подробности

Давление газа в организме растет. На коже появляются волдыри, так газ пытается выйти наружу. С тела начинают сползать целые лоскуты кожи. Обычно все накопившиеся продукты разложения находят себе естественный путь наружу - анус и другие отверстия. Иногда же давление газа возрастает так, что он просто разрывает живот бывшего человека.

Возвращение к корням

Но и на этом процесс не завершен. Лежащее на голой земле мертвое тело в буквальном смысле возвращается к природе. Его жидкости стекают в почву, насекомые же разносят бактерии вокруг. У криминалистов есть специальный термин: «островок трупного разложения». Им описывается участок почвы щедро, гм, удобренный мертвым телом.

Как гласит медицинская энциклопедия, смерть - это необратимое прекращение жизнедеятельности организма, закономерная и неизбежная заключительная стадия его индивидуального существования. У теплокровных животных и человека она прежде всего связана с полной остановкой дыхания и кровообращения.

На самом деле смерть может состоять из нескольких стадий и терминальных состояний. А признаки биологической смерти (когда все физиологические процессы в клетках и тканях прекращены) с развитием медицины постоянно уточнялись. Вопрос этот жизненно важен в прямом смысле слова. И дело не в том, что человека могут похоронить заживо (в наше время такое представить уже трудно, а вот раньше происходило регулярно) - от точной констатации смерти зависит, когда можно прекращать реанимационные мероприятия, а также изымать органы для их дальнейшей трансплантации. То есть спасать чьи-то жизни.

Что же происходит с телом, когда все процессы жизнедеятельности прекращаются? Самыми первыми умирают клетки мозга. Они наиболее чувствительны к нехватке кислорода. Тем не менее некоторые нервные клетки способны жить настолько долго, что учёные не вполне уверены, а стоит ли считать такого человека умершим? Ведь он, похоже, продолжает что-то воспринимать и (как знать!), возможно, думать!

Шведские учёные из Каролинского института проводили исследования и пришли к выводу: мозговая активность умершего сильно колеблется. То она находится около нуля, что свидетельствует о наступившей смерти, то вдруг поднимается до значения, соответствующего состоянию бодрствования. А затем вновь падает. Что при этом происходит в мозге покойника, остаётся неясным. Не исключено, что у него возникают какие-то мысли и чувства даже после того, как сердце перестало биться.

Учёные предполагают, что нервные клетки мозга в этот момент испускают последний импульс. Этим же объясняют феномен переживаний в состоянии клинической смерти - ощущение полёта, свет в конце туннеля, встречу с высшим существом и пр. «Маловероятно, что человек находится в сознании во время такой активности мозга, - считает исследователь из Каролинского института Ларс Ульссон. - Единственные, кто приблизился к этому и может хоть что-то об этом рассказать, - это те, кто пережил состояние, близкое к смерти». А по мнению верующих, вспышка мозговой активности соответствует тому моменту, когда душа умершего покидает тело.

Если спросить покойника, о чём он думает, не представляется возможным, то увидеть его движения и услышать звуки вполне реально. Дело в том, что после смерти тело дёргается пару секунд, в нём возникают спазмы. Затем мышцы расслабляются, возвращаясь в первоначальное состояние, и это может восприниматься как шевеление или подёргивание конечностей. Бывали случаи, когда человек испустил дух, а его грудная клетка двигалась, создавая впечатление, будто он ещё дышит. Причина же в том, что после кончины нервная система ещё какое-то время посылает спинному мозгу сигналы «по инерции».

Порой мертвецы издают странные звуки, что, конечно, повергает в ужас родственников и собравшихся проводить его в последний путь. Эти звуки похожи на стон, свист, вздох или сдавленный плач. Никакой мистики тут нет: тело каждого человека наполнено жидкостями и газами. Как только тело начинает разлагаться, образуются дополнительные газы, которым нужен выход. Они находят его через трахею. Отсюда и звуки.

Случается и вовсе «неуместное поведение» со стороны покойников-мужчин, когда присутствующие замечают у них эрекцию. Неловкость и недоумение вполне объяснимы, но объяснимо и само это явление. После остановки сердца кровь может переместиться в область таза и привести к временному набуханию полового органа.

Разгадать - и побороть!

В теле человека обитает огромное количество бактерий - учёные насчитывают около 10 тыс. их видов, а масса этих микроорганизмов может достигать 3 кг. Когда с нашим последним вздохом перестаёт функционировать иммунная система, эти несметные полчища «маленьких друзей» уже ничто не сдерживает. Микрофлора начинает пожирать покойника изнутри. Бактерии свободно перемещаются по всему организму, поглощают кишечник, а затем и окружающие его ткани, вторгаются в кровеносные капилляры пищеварительной системы и лимфатические узлы. Они проникают сначала в печень и селезёнку, а затем в сердце и мозг.

Одновременно с деятельностью микробов идёт образование трупных пятен - они возникают там, где оседает в тканях остановившаяся кровь. Через 12-18 часов пятна достигают своего максимального охвата, а через несколько суток становятся грязно-зелёными. Но оказывается, в это же время некоторые части тела покойного остаются вполне жизнеспособными.

К примеру, несмотря на то что сердце давно остановилось, его клапаны могут ещё сохраняться. Дело в том, что в них есть клетки соединительной ткани, которые живут долго. А значит, сердечные клапаны можно использовать для трансплантации. И это по истечении полутора суток после смерти!

Ещё дольше живёт роговица - наиболее выпуклая прозрачная часть глазного яблока. Оказывается, её можно использовать в медицинских целях на протяжении 3 суток после того, как человек умер. Причина в том, что роговица непосредственно контактирует с воздухом и получает из него кислород.

Все эти факты указывают: человеческое тело умирает не в один момент, а постепенно. И смерть как биологическое явление - несмотря на то что нам не очень-то нравится думать о ней и говорить - ещё таит в себе множество загадок. Как знать, может, разгадав их, мы поборем и саму смерть?

Похороны — это место, где присутствует дух умершего, где живой и загробный мир соприкасают-ся. На похоронах следует быть крайне осмотрительным и осторожными. Не зря говорят, что беремен-ным женщинам нельзя ходить на похороны. Не родившуюся душу легко перетянуть в загробный мир.

Похороны.
По христианским правилам усопшего следует хоронить в гробу. В нем он будет покоиться (храниться) до будущего воскресения. Могила усопшего должна соблюдаться в чистоте, уважении и порядке. Ведь даже Богородицу положили во гроб, а гроб оставили в могиле до того дня, когда Господь призвал Свою Мать к Себе.

Одежду, в которой умер человек, не следует отдавать ни своим, ни чужим. В основном ее сжигают. Если же родные против этого и хотят постирать одежду и положить, то это их право. Но следует помнить, что 40 дней эту одежду ни в коем случае не надевают.

ОСТОРОЖНО: ПОХОРОНЫ...

Кладбище - одно из опасных мест, в этом месте нередко наводят порчу.

И часто это происходит неосознанно.
Маги рекомендуют держать в памяти несколько практических советов и предупреждений, тогда вы будете надёжно защищены

  • К одной знахарке пришла женщина и рассказала, что после того, как по совету соседки выбросила постель покойницы (сестры), в её семье начались серьёзные проблемы. Ей не следовало так поступать.

  • Если вы увидели покойного в гробу, машинально не касайтесь своего тела - могут появиться опухоли, которые трудно будет вылечить.

  • Если на похоронах встречаете знакомого, то здоровайтесь кивком головы, а не прикосновением или рукопожатием.

  • Пока в доме покойник, не следует мыть полы и подметать их, можно таким образом накликать беду на всю семью.

  • Некоторые рекомендуют для сохранения тела покойного положить ему на губы иголки крест-накрест. Это не поможет сохранить тело. А вот иголки эти могут попасть в нехорошие руки и будут использованы для наведения порчи. Лучше положить в гроб пучок травы шалфея.

  • Для свечей нужно использовать любые новые подсвечники. Особенно не рекомендуется для свечей на похоронах использовать посуду, из которой едите, даже использованные пустые банки из-под консерваций. Лучше купите новые, а использовав, избавьтесь от них.

  • Никогда не кладите в гроб фотографии. Если послушаетесь совета, «чтобы он сам не был» и похороните вместе с покойником фото всей семьи, то вскоре все запечатлённые родственники рискуют пойти следом за усопшим.

и сточник

ПОХОРОННЫЕ ПРИМЕТЫ И РИТУАЛЫ.

Со смертью и последующим захоронением усопших связано множество поверий и ритуалов. Некоторые из них дожили до наших дней. Но подозреваем ли мы об их истинном значении?
Согласно христианскому обычаю, мертвец должен лежать в могиле головой на запад и ногами на восток. Так, по преданию, было захоронено тело Христа.
Еще в относительно недавние времена существовало понятие о «христианской» кончине. Она подразумевала обязательное покаяние перед смертью. К тому же, кладбища устраивались при церковных приходах. То есть на таком погосте могли быть похоронены только члены этого прихода.

Если же человек умирал «без покаяния» - скажем, сводил счеты с жизнью, становился жертвой убийства или несчастного случая, или просто не принадлежал к конкретному приходу, то для таких усопших нередко устанавливался особый порядок захоронения. К примеру, в больших городах их захоранивали два раза в год, к празднику Покрова Богородицы и в седьмой четверг после Пасхи.Под хранение таких останков отводились особые места, именовавшиеся Убогими Домами, жальниками, буйвищами, гноищами или скудельницами . Там ставили сарай и устраивали в нем огромную общую могилу. Сюда и свозили тела тех, кто умирал внезапной или насильственной смертью - разумеется, при условии, что не было никого, кто мог бы позаботиться об их погребении. А в ту пору, когда не существовало телефона, телеграфа и других средств сообщения, смерть человека в дороге могла означать то, что близкие никогда о нем больше не услышат. Что же касается странников, нищих, казненных, то они автоматически попадали в разряд «клиентов» Убогих Домов. Сюда же отправляли самоубийц и разбойников.
В царствование Петра I в скудельницы стали свозить и анатомированные трупы из больниц. Кстати, там же хоронили и незаконнорождённых и сирот из приютов, содержавшихся при Убогих Домах - такая тогда была практика… Охранял мертвецов сторож, называвшийся «божедомом» .
В Москве имелось несколько подобных «трупохранилищ»: например, при церкви Иоанна Воина, на улице, которая так и звалась Божедомкой , при церкви Успения Божией матери на Могильцах и при Покровском монастыре на Убогих домах. В назначенные дни здесь устраивались крестный ход с панихидой. Погребение «погибших без покаяния» производилось на пожертвования богомольцев.
Подобная кошмарная практика была прекращена лишь в конце XVIII столетия, после того как Москва подверглась чумной эпидемии и возникла опасность распространения заразы через незахороненные трупы… В городах появились кладбища, а порядок захоронения при церковных приходах был упразднен.Существовало также немало обычаев, примет и ритуалов, касающихся проводов усопшего в последний путь. У русских крестьян преставившегося клали на лавку, головой в «красный угол» , где висели иконы, накрывали белым холстом (саваном), складывали руки на груди, при этом мертвец должен был «держать» в правой руке белый платочек. Все это делалось для того, чтобы он мог предстать перед Богом в подобающем виде. Считалось, что если у покойника глаза остаются открытыми, то якобы это к скорой кончине еще кого-то из его близких. Поэтому мертвецам всегда старались закрывать глаза - в старину для этого клали на них медные пятаки.
Пока тело находилось в доме, в кадку с водой бросали нож - это якобы не давало духу покойного проникнуть в помещение. До самых похорон никому и ничего не давали в долг - даже соли. Держали плотно закрытыми окна и двери. Пока в доме находился покойник, беременным женщинам нельзя было переступать его порога - это могло плохо сказаться на ребенке… Зеркала в доме принято было закрывать, чтобы в них не отразился покойник…
В гроб положено было класть исподнее, пояс, шапку, лапти и мелкие монетки. Считалось, что вещи могут пригодиться покойнику на том свете, а деньги послужат платой за перевоз в царство мертвых… Правда, в начале XIX в. этот обычай принял иной смысл. Если во время похорон случайно выкапывали гроб с ранее захороненными останками, то полагалось кинуть в могилу денежки - «взнос» за нового «соседа». Если же умирал ребенок, на него всегда надевали поясок, чтобы он мог собирать за пазуху плоды в райском саду
Когда гроб выносили, полагалось трижды коснуться им порога избы и сеней, чтобы получить благословение от усопшего. При этом какая-нибудь старуха осыпала гроб и сопровождающих зернами. Если умирал глава семьи - хозяин или хозяйка, то все ворота и двери в доме обвязывали красной нитью - чтобы хозяйство не ушло вслед за хозяином.

Хоронили на третий день, когда душа уже должна была окончательно отлететь от тела. Этот обычай сохранился и сейчас, как и тот, что предписывает всем присутствующим бросить по горсти земли на опущенный в могилу гроб. Земля - символ очищения, в древности считалось, что она принимает всю скверну, которую человек накопил за свою жизнь. Кроме того, у язычников этот обряд восстанавливал связь новопреставленного со всем родом.
На Руси издавна считается, что, если во время похорон пойдет дождь, то душа усопшего благополучно отлетит на небо. Мол, если дождь плачет по покойнику, значит, тот был хорошим человеком
Современные поминки когда-то называли тризной. Это был особый ритуал, призванный облегчить переход в мир иной. Для тризны готовились специальные поминальные кушанья.кутья, представляющая собой круто сваренный рис с изюмом. Кутьей полагается угощаться на кладбище сразу после погребения. Русские поминки также не обходятся без блинов - языческих символов Солнца.
И в наши дни во время поминок ставят на стол рюмку водки, накрытую корочкой хлеба - для усопшего. Есть еще поверье: если на поминках со стола упала какая-нибудь еда, то ее нельзя подбирать - это грех.
На сороковины перед иконами ставили мед и воду - чтобы у покойного на том свете жизнь была слаще. Иногда пекли из пшеничной муки лестницу длиной с аршин - чтобы помочь усопшему взойти на небо… Увы, сейчас этот обычай уже не соблюдается.

Меняется мир, меняемся и мы. Многие за утешением и надеждой возвращаются к христианской вере. Стало привычным отмечать христианские праздники.
Рождество, Крещение, Святая Троица, Родительские дни... Однако то ли по незнанию, то ли по иным причинам зачастую старые традиции подменяются новыми.

К сожалению, нет сегодня вопросов, более окутанных всяческого рода домыслами, предрассудками, чем вопросы, связанные с погребением усопших и их поминовением.
Чего только не наговорят всезнающие старушки!

А ведь есть соответствующая православная литература, приобрести которую не составляет труда. К примеру, во всех православных приходах нашего города продается
брошюра "Православное поминовение усопших", в которой можно найти ответы на многие вопросы.
Главное же, что ДОЛЖНЫ мы уяснить: усопшие близкие люди прежде всего нуждаются
в молитвах за них. Слава Богу, в наше время есть, где помолиться. В каждом районе го-
рода открылись православные приходы, строятся новые храмы.

Вот что говорится о поминальной трапезе в брошюре «Православное поминовение
усопших:

В православной традиции вкушение пищи - продолжение богослужения. С первохристианских времен родственники и знакомые усопшего в специальные дни поминовения собирались вместе для того, чтобы в совместной молитве испросить у Господа лучшей участи душе умершего в загробной жизни.

После посещения церкви и кладбища родственники покойного устраивали поминальную трапезу, на которую приглашались не только близкие, но главным образом нуждающиеся: бедные и неимущие.
Т. е. поминки — это, своего рода, милостыня для собравшихся.

Первым блюдом отведывают кутью — сваренные зерна пшеницы с медом или отваренный рис с изюмом, которые освящаются на панихиде в храме

На поминальном столе не должно быть спиртного. Обычай употреблять спиртное— отголосок языческих тризн.
Во-первых, православные поминки — это не только (и не главное) еда, но и молитва, а молитва и нетрезвый ум — вещи несовместимые.
Во-вторых, в дни поминовения мы ходатайствуем перед Господом об улучшении загробной участи почившего, о прощении ему земных грехов. Но прислушается ли Верховный Судья к словам нетрезвых ходатаев?
В-третьих, «питие - есть веселие души». И после выпитой рюмки ум наш рассеивается, переключается на другие темы, скорбь о почившем уходит из нашего сердца, и довольно часто случается так, что к концу поминок многие забывают, для чего они собрались,— поминки заканчиваются обычным застольем с обсуждением бытовых проблем и политических новостей, а иногда мирскими песнями.

А в это время томящаяся душа усопшего напрасно ждет молитвенной поддержки от своих близких, И за этот грех немилосердия по отношению к усопшему взыщет с них Господь на Своем суде. Что, по сравнению с этим, осуждение от соседей за отсутствие спиртного на поминальном столе?

Вместо расхожей атеистической фразы «Пусть земля будет ему пухом» помолитесь кратко:
«Упокой, Господи душу раба Твоего новопреставленного (имя), и прости ему все согрешения его вольные и невольные, и даруй ему Царствие небесное».
Молитву эту нужно совершать перед тем, как приступить к очередному блюду.

Не нужно убирать со стола вилки— в этом нет никакого смысла.

Не нужно и ставить в честь усопшего столовый прибор или того хуже — перед портретом ставить водку в стакане с куском хлеба. Все это грех язычества.

Особенно много пересудов вызывает занавешивание зеркал, якобы для того, чтобы избежать отражения в них гроба с покойным и тем самым уберечься от появления в доме еще одного покойного. Абсурдность данного мнения в том, что гроб может отразиться в любом блестящем предмете, а все в доме не зачехлишь.

Но главное — наша жизнь и смерть не зависит от каких-то примет, а находится в руках Божиих.

Если поминки совершаются в постные дни, то и пища должна быть постной.

Если поминки пришлись на время Великого поста, то в будние дни поминки не совершаются. Они переносятся на ближайшие (вперед) субботу или воскресенье...
Если поминальные дни пришлись на 1-ю, 4-ю и 7-ю недели Великого поста (самые строгие недели), то на поминки приглашаются самые близкие родственники.

Поминальные дни, пришедшиеся на Светлую седмицу (первую неделю после Пасхи) и на понедельник второй пасхальной седмицы, переносятся на Радоницу — вторник второй недели после Пасхи (Родительский день).

Поминки 3-го, 9-го и 40-го дней устраиваются для родственников, близких, друзей и знакомых умершего. На такие поминки, чтобы почтить усопшего, можно приходить и без приглашения. В другие же дни поминовения собираются лишь самые близкие родственники.
Полезно в эти дни раздавать милостыню нищим и нуждающимся.

По закону «О погребении…», на разложение человеческого тела отводится 15 лет. Эта цифра основывается на том факте, что в умеренном климате, при среднем механическом составе почвы, на глубине около 2 м для разложения человеческого тела до чистого скелета требуется от 10 до 12 лет. В большинстве случаев этого действительно хватает, чтобы от тела не осталось почти ничего, ведь кости скелета тоже не вечны и активно разлагаются почвенными кислотами. Тем не менее, достаточно побеседовать с археологами, криминалистами, да и просто с могильщиками, чтобы понять, насколько часто они сталкиваются со всякого рода аномалиями. Процессы, происходящие с телом человека после погребения, настолько сложны, а порой и непредсказуемы, что дали начало целому научному направлению – тафономии. Среди основных факторов, влияющих на разложение человеческого тела, – температура, доступ кислорода, бальзамирование, причину смерти, способ погребения, характер ран и травм, влажность, характер одежды и поверхности, на которой лежит тело. Исследования в этой сфере имеют серьезное прикладное и академическое значение, однако наука до сих пор не может объяснить многие загадочные явления, происходящие с останками людей. В этом случае на помощь охотно приходят теологи различных направлений.
Ферма мертвых

Этот необычный полигон, известный специалистам как Body Farm, находится в американском штате Теннеси, в нескольких милях от местечка Ноксвилл, и принадлежит медицинскому центру местного университета. Основал его для научных исследований по разложению человеческого тела антрополог, доктор Вильям Басс. Здесь, в роще, на площади чуть больше гектара находится несколько сотен тел. Любопытно, что более 300 тел были переданы для полигона добровольцами при жизни. Остальные – невостребованные трупы. Часть тел лежат в разных позах на поверхности, часть – закопаны на разной глубине. Некоторые оставлены внутри старых машин, другие – помещены в склепы. От случайных гостей полигон отгорожен колючей проволокой. Тем не менее, посетители сюда приходят регулярно. Основную их часть составляют группы стажеров ФБР, которым наглядно демонстрируют процессы разложения человеческих тел в зависимости от многочисленных внешних условий.

Опыт «Фермы мертвых» внимательно изучается специалистами во всем мире. Ведь серьезных научных исследований по тафономии человеческих останков, да еще подкрепленных длительными опытными исследованиями, по–прежнему недостаточно. Характерный случай в этой связи произошел в 2002 г. в Израиле, где родители погибшего солдата Даниела Геллера потребовали эксгумации тела сына, заподозрив, что в институте судебно–медицинской экспертизы у него без разрешения была изъята часть органов. Тело было эксгумировано через два года после захоронения. На суде оппонентами друг друга выступили два светила науки – директор Института судебно–медицинской экспертизы «Абу–Кабир» в Тель Авиве Иегуда Гисс и профессор–патологоанатом из Дании Юрген Томпсон, представившее диаметрально противоположные экспертные заключения по вопросу о том, могли ли за два года сохраниться в земле при заданных условиях останки легких, печени, почек, мозга, сердца и языка.
Болотные люди

В северной Европе издавна известны многочисленные находки так называемых «болотных людей» (bog people). Речь идет о периодически обнаруживаемых в торфяных сфагновых болотах прекрасно сохранившихся человеческих тел, которым несколько сотен, а в некоторых случаях – до десяти тысяч лет. Из–за кислой среды, создаваемой сфагновыми мхами, низкой температуры, а также отсутствия кислорода у «болотных людей» прекрасно сохранены мягкие ткани (включая кожу и внутренние органы) и одежда. В некоторых случаях ученым удалось изучить даже содержимое их желудка. А вот скелет у болотных людей, как правило, отсутствует полностью, так кислоты очень быстро съедают костные останки. Любопытно, что древние европейцы, в частности кельты, без сомнения, знали о консервирующих свойствах торфа и иногда умышленно делали захоронения на болотах, добиваясь, таким образом, естественного бальзамирования.

Самым известным из болотных людей является человек Линдоу, найденный в торфяном болоте близ Манчестера в 1984 г. и хранящийся ныне в Британском музее. Прославился человек Линдоу не столько из за хорошей сохранности своей верхней части (головы, рук, груди), сколько из–за способа его убийства, которое состоялось во 2 в. до н.э. и которое удалось восстановить с достаточной долей достоверности. Сначала несчастному нанесли три удара по голове, потом ударили ножом в горло, потом выпустили кровь, затем ритуально удушили, сломав при этом шейные позвонки, и «утопили» лицом вниз в болоте. Наличие в желудке большого количества пыльцы омелы позволяет предположить, что человека Линдоу перед казнью, имевшей ритуальный характер, еще и отравили.

В России торфяные сфагновые болота часто преподносят неожиданности иного рода. В Ленинградской и Новгородской областях до сих пор находится немало непогребенных солдат последней войны, забальзамированных естественным способом. Даже на участников различных поисковых групп, народа не пугливого, такие находки производят неизгладимое впечатление.

Условия для многовекового сохранения мягких тканей тела могут существовать не только в торфяных болотах. Эффективно предохраняют от распада и дубовые колоды, широко применяемые для погребения на Руси в допетровские времена. Такие захоронения, относящиеся к XVI–XVII вв., неоднократно обнаруживались в центре Москвы. Дубильные вещества древесины и плотно закрытая крышка обеспечивают сохранность мягких тканей на протяжении трех–четырех столетий.
Забальзамированные при жизни

Наблюдая за процессами разложения эксгумированных останков людей, захороненных в последние три десятилетия, профессор Райнер Хорн из немецкого города Киля пришел к неожиданному выводу, что срок пребывания в земле наших современников существенно удлинился. Среди причин замедленного разложения профессор Хорн называет употребление в пищу большого количества консервантов и использование при жизни косметики, то есть фактически – прижизненное бальзамирование.

Подготовка к переходу в другое состояние, характерное для йогической практики, также часто приводит к особому ходу процессов в теле после физической смерти. Так, например, в 1952 г. директор лос–анджелесского морга Гарри Роу в течение 20 дней проводил наблюдение за телом умершего Парамаханс Йогананды, не отмечая никаких признаков физического распада, запахов и высушивания. Отсутствие признаков естественного разложения настолько потрясло доктора Роу, что он детально записал и нотариально заверил все свои наблюдения.

Случаи аномальной консервации покойных многими религиями рассматриваются как свидетельства особых духовных качеств, святости покойного. Упомянем об одном из них, сравнительно недавнем. В 1927 г. скончался Даши–Доржо Итиглов, Пандито хамбо–ламы, духовный глава всех буддистов России. Смерть свою он предсказал, к ней готовился и незадолго до ухода в мир иной попросил учеников проверить его тело через 30 лет. Скончался хамбо–лама в позе лотоса, в состоянии медитации. В этой позе и был похоронен в особом саркофаге. В 1955 г. группа бурятских лам тайно раскопала могилу, вскрыла саркофаг и обнаружила Итиглова по–прежнему сидящим в этой же позе без следов разложения. Вторичная эксгумация была проведена в 1973 году. Итиглов выглядел как живой. В 2002 г. его тело было окончательно извлечено из–под земли и в настоящее время находится в одном из ламаистских храмов Улан–Удэ. В 2004 г. тело Итиглова обследовали сотрудники Российского центра судебно–медицинской экспертизы при Минздраве РФ. Существенных изменений в ткани волос, ногтей и кожи выявлено не было. Внутренние органы присутствовали. Следов бальзамирования не наблюдалось.
Погребенные заживо?

Кому из нас не доводилось слышать об ужасных историях о заживо и по ошибке погребенных. Например, о Гоголе, перевернувшемся в могиле, о поцарапанных изнутри крышках гробов и прочих леденящих душу историях. Специалисты, исследующие костные останки, могут добавить немало фактов относительно необъяснимых процессов и неведомых сил, буквально перекручивающих некоторые из погребений. Из рациональных объяснений здесь, пожалуй, можно привести только работу газов, выделяющихся при разложении, и мерзлотные процессы в толще грунта, ведущие к частичным его смещениям.

А может, эти мрачные слухи – просто наш подспудный и подсознательный, на генетическом уровне, протест против ухода в мрачную яму? Ведь обычай захоронения в земле пришел на Русь сравнительно поздно. Наши славянские и финно–угорские предки тяготели к другим, более визуализированным, а посему менее загадочным вариантам прощания с родными и близкими: кремацией в челнах и неглубоких кострищах, погребением в надземных лабазах и «домиках мертвых», а иногда вообще просто и экологично скармливали покойников зверям и птицам.