Занятия с использованием аудиовизуального и светозвукового стимуляторов. Использование аудиовизуальной стимуляции мозга в процессе обучения

Метод аудиовизуальной стимуляции мозга основан на знаниях об особенностях работы нашего мозга. Он имеет сложнейшую, в норме идеально функционирующую структуру, где миллиарды клеток, взаимодействуя друг с другом, способны регулировать все существование человека, от его физиологических неосознаваемых процессов до сложнейших эмоций, построения мысленных продуктов, образов и идей.

То, что мозг имеет собственную электрическую активность, было открыто и зарегистрировано в начале 20-го века (так психиатром Г. Бергом (Германия) был изобретен метод электроэнцефалографии). Именно этот метод позволил определить, что те электрические сигналы, которые продуцирует мозг, имеют несколько разновидностей (ритмов), которые бывают характерны для людей в разных состояниях (покоя, возбуждения, глубокого сна, расслабленности).

Таким образом, причины изменений нашего самочувствия и различных имеющихся симптомов можно определит при помощи исследования волновой активности мозга. Но не только для диагностики может стать полезным такое исследование. Давно стало известно, что волновую активность мозга можно изменять, тем самым помогая лечить многие заболевания.

Достоверно известно, что при различных видах расстройств нервной системы, психических заболеваниях волновая активность мозга искажена. Так, например, недостаток волновой бета-активности может быть , поскольку бета-активность бывает выражена при готовности решать интеллектуальные задачи, быть активным, что, как известно, при депрессии весьма затруднительно.

КАК ВОЗДЕЙСТВУЕТ НА ВОЛНОВУЮ АКТИВНОСТЬ МОЗГА МЕТОД АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ?

Простым языком говоря, аудиовизуальная стимуляция - это способ инструментального, лечебного воздействия на мозг при помощи специально подобранных слуховых и зрительных стимулов/раздражителей.

При наличии какого-либо расстройства наш мозг даже при сохранности его структур может работать разлажено, разбалансированно. Соответственно меняя, нормализуя биоволновую активность мозга, мы тем самым влияем положительно на течение болезни или расстройства. Так можно нормализовать сон, убрать ощущение усталости и апатии, резких и нежелательных колебаний настроения и проч.

КАК РАБОТАЕТ ПРИБОР ДЛЯ ПРОВЕДЕНИЯ АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ?

Внешне прибор представляет из себя наушники и очки, подключённые к специальному аппарату. Пациент при проведении процедуры воспринимает пульсирующий звук и мерцающий свет. Казалось бы, все просто… Но дело в том, что эти звуки (они разные) и световые стимулы, в зависимости от состояния здоровья человека и показаний, способны по-разному влиять на работу мозга. Существуют альфа-, бета-, дельта- и тэта- ритмы, которые, при их воздействии на органы чувств через специальные приборы способны задавать нужный ритм мозговой активности.

МЕТОД АУДИОВИЗУАЛЬНОЙ СТИМУЛЯЦИИ МОЗГА В КЛИНИКЕ «ПСИХИЧЕСКОЕ ЗДОРОВЬЕ»

И в амбулаторном центре, и в круглосуточном загородном мы проводим комплексное лечение психических расстройств у детей и взрослых.

Аудиовизуальная стимуляция - один из методов инструментальной терапии, который может применяться как самостоятельно (в профилактических и оздоровительных целях), так и быть частью комплексного лечения. Метод безопасен и для детей, и для взрослых, не имеет побочных эффектов и приносит быстрые результаты.

Важно: для проведения любого вида лечения, сколь безопасным оно ни было бы, необходимо обследование и рекомендация . Даже самые безопасные методы лечения, проводимые без показаний, могут нанести существенный ущерб здоровью.

В нашей практике мы всегда предельно точно проводим комплексную диагностическую работу, на основании результатов которой и строится индивидуальный план лечения каждого пациента.

Мозг человека содержит около 100 миллиардов нейронов, которые взаимодействуют посредством электрических сигналов.
Фактически мозг представляет собой систему электрических цепей, сложным образом взаимодействующих друг с другом. В этих цепях, напоминающих электрическую систему большой страны, есть свои «электростанции», «линии электропередач», «трансформаторные станции», «распределительные щиты» и конечные потребители электроэнергии – «лампочки», «холодильники», «радиоприемники» и т.п.


Даже само устройство нервных стволов поразительно напоминает электрический провод: внутри проводник, снаружи миелиновая оболочка, служащая для изоляции. Также как в обыкновенной электрической системе в мозге есть и разрывы в цепи, где осуществляются переключения в направлении подачи энергии, такие места – это синасы.

В синапсах перенос электрических зарядов осуществляется также как в аккумуляторах с помощью специальных химических переносчиков заряда нейротрансмиттеров или нейрогормонов. Нейротрансмиттеров в организме большое количество и они разные: дофамин, адреналин, серотонин, ацетилхолин, гаммааминомасляная кислота, субстанция "Р» и т.д.

Различные психотропные вещества воздействуют именно на те или иные нейротрансмиттеры.
Химически взаимодействуя с определенным нейротрансмиттером они либо избирательно блокируют передачу электрических сигналов, либо, наоборот, усиливают ее. Вся современная фармакотерапия психических расстройств построена на этом принципе.

Есть другой способ влияния на работу мозга.

Это воздействие на работу электрической системы мозга с помощью физических методов. Электрическая активность мозга может быть зарегистрирована с помощью специальных электрических приборов. Наиболее разработанным к настоящему времени является способ регистрации с помощью электроэнцефалограммы (ЭЭГ).
ЭЭГ-метод базируется на том, что существует несколько типов электрической активности мозга.
Все типы мозговых волн генерируются мозгом одновременно, а доминирование конкретного типа изменяется в соответствии с состоянием сознания. Чем эффективней работа мозга, тем большая синхронность (когерентность) колебаний наблюдается во всех диапазонах в симметричных зонах обоих полушарий мозга.

- Дельта-волны (0,5 - 3,0 Гц) отвечают за состояние полной расслабленности, свойственной состоянию сна или бессознательному состоянию. Но некоторые люди могут находиться в дельта-состоянии, не теряя осознанности. Как правило, это ассоциируется с глубокими трансовыми состояниями. Примечательно, что именно в этом состоянии наш мозг выделяет наибольшие количества гормона роста, а в организме наиболее интенсивно идут процессы самовосстановления и самоисцеления. Кроме того, когда человек проявляет действительную заинтересованность чем-либо, то мощность электрической активности мозга в дельта-диапазоне значительно возрастает (наряду с бета-активностью). Стимуляция мозга в дельта-диапазоне позволяет, с одной стороны, избавиться от бессонницы, обеспечить глубокий отдых и полностью нивелировать эффект "выгорания", с другой, - повысить профессиональные способности психологов и психотерапевтов к подстройке к пациентам, то есть значительно ускоряет обучение этих специалистов.

- Тета-волны (4 - 7 Гц) соответствуют состоянию глубокой расслабленности и концентрации внутри себя, когда спокойное, умиротворенное бодрствование переходит в сонливость. Это состояние называют еще "сумеречным", поскольку в нем человек находится между сном и бодрствованием. Часто оно сопровождается видением неожиданных, сноподобных образов, сопровождаемых яркими воспоминаниями, особенно детскими. Считается, что так называемые удивительные человеческие подвиги духовных мастеров, которые ходят по раскаленным углям, контролируют функции тела, и т.д., достигнуты во время тета-стадий. И в самом деле, мистики утверждают, что когда мозговая активность замедляется, изменяется вибрация тела. Из-за якобы измененной вибрации тела многие невозможные вещи становятся возможными. В мистике считается, что существует обратная пропорция между волновой активностью мозга и вибрацией тела. Когда волновая активность мозга замедляется, то уровень вибрация тела увеличивается. Тета-состояние открывает доступ к содержимому бессознательной части психики, свободным ассоциациям, неожиданным озарениям, творческим идеям. Именно в тета-состоянии человеческий мозг продуцирует больше эндорфинов, отвечающих за радость, отдых и уменьшение боли. Таким образом, тета-волны связаны с повышенной мотивацией к достижению целей, озарением, новыми моделями поведения, быстрым научением и усвоением новой информации при высоком уровне запоминания (гипногогия).

Пристрастие некоторых людей к алкоголю и наркотикам объясняется тем, что мозг этих людей не способен по разным причинам генерировать достаточное количество альфа- и тета-волн в обычном состоянии, в то время как в состоянии наркотического или алкогольного опьянения, мощность электрической активности мозга, в этих диапазонах, у них резко возрастает. Тренировка мозга в тета-диапазоне значительно снижает потребность в алкоголе и наркотиках.

- Альфа-волны (8 - 12 Гц) характерны для состоянии спокойствия или мечтательного состояния при бодрствующем сознании. Альфа-волны усиливаются, когда мы закрываем глаза и начинаем пассивно расслабляться, не думая ни о чем. Если мы продолжим расслабление без фокусировки своих мыслей, альфа волны начнут доминировать во всем мозге, и мы погрузимся в состояние умиротворенности. На электроэнцефалограмме (ЭЭГ) здорового, не находящегося под влиянием стресса человека альфа волн всегда много. Недостаток альфа-волн может быть признаком стресса, неспособности к полноценному отдыху, нарушений в деятельности мозга или соматической болезни. Альфа волны также являются своеобразным «мостиком», обеспечивают связь сознания с подсознанием. С помощью электроэнцефалографических исследований установлено, что люди, пережившие психотравмирующие события (особенно в детстве), насилие, военные действия или катастрофы имеют подавленную альфа активность мозга (в психологии этот феномен получил название "эффект вытеснения").

- Бета-волны (13 - 34 Гц) - самые быстрые, обычно связаны с бодрствованием, логическим, аналитическим и интеллектуальным мышлением, вербальной коммуникацией и осознанием окружающей обстановки, пробужденностью, сосредоточенностью, познанием а, в случае их избытка, - с беспокойством, страхом и паникой.

Они делятся на три подкатегории:
- высокие бета-волны (19 - 34 Гц) соответствуют состоянию тревожности и напряжения;
- средние бета-волны (15 - 18 Гц соответствуют состоянию активности с фокусировкой сознания на внешнем окружении;
- бета-волны сенсорно-моторного ритма (СМР) (13 - 15 Гц) - сознание также фокусируется на внешней обстановке, но при этом человек более расслаблен, чем при доминировании бета-волн средней частоты.

Недостаток бета волн связан с депрессией, плохим избирательным вниманием и проблемами с запоминанием информации. Стимуляция мозга в бета-диапазоне позволяет избавиться от депрессивных состояний, повысить уровень осознанности, внимания и кратковременной памяти.

- Гамма-волны (35 - 40 Гц) - частоты высокого диапазона, соответствующие состояниям максимальной производительности, наивысшей умственной, эмоциональной и физической активности или максимального возбуждения. Большинство светозвуковых приборов могут вырабатывать эти волны. Некоторые исследователи считают, что они являются частью диапазона бета-волн.

Способы физического воздействия на мозговую активность.

Можно разделить способы целенаправленного физического воздействия на мозговую активность на два типа:

1) непосредственная стимуляция мозговой активности в диапазоне дельта, тета, альфа, бета или гамма волн.
2) опосредованная стимуляция мозговой активности с помощью сенсорной депривация привычных фоновых стимулов.

- Электростимуляция мозга (CES)
Суть которой в воздействии электрическими токами определенной формы и частоты с помощью наружного наложения электродов на определенные области головы без их имплантации в мозг. Для ТЭС используют импульсные токи малой амплитуды (до 3мА) с прямоугольной биполярной ассиметричной формой импульса.

- Звуки высокой частоты.
Существует прямая связь между диапазоном слухового восприятия человека, диапазоном вибраций его голоса и его уровнем здоровья. Воздействие на психику человека звуком высокой частоты (выше 8000 колебаний в секунду) создавался электрический потенциал, который передается в кору головного мозга, заведующую высшими функциями сознания. Таким образом, звук высокой частоты стимулирует мозг, а вместе с ним и все тело.

- Бинауральные ритмы.
При прослушивании звуков близкой частоты по разным каналам (правому и левому) человек ощущает так называемые бинауральные биения, или бинауральные ритмы.
когда одно ухо слышит чистый тон с частотой 330 колебаний в секунду, а другое - чистый тон с частотой 335 колебания в секунду, полушария человеческого мозга начинают работать вместе, и в результате он “слышит” биения с частотой 330-335=5 колебания в секунду, но это не реальный внешний звук, а “фантом”. Он рождается в мозгу человека только при сложении электромагнитных волн, идущих от двух синхронно работающих полушарий мозга. Установлено что, накладывая бинауральные ритмы друг на друга в несколько “слоев”, можно формировать ритмическую активность мозга в необходимом направлении, и таким образом вызывать у человека соответствующую картину ЭЭГ (т.е. картину биоэлектрических колебаний мозга), а вместе с ней и состояние сознания, которому свойственна эта картина.

- Световая стимуляция.
Этот подход позволяет стимулировать визуальное корковое вещество на частоте, отличной от других. Например, человек, который действует преимущественно под воздействием левого полушария мозга, может получать стимуляцию на частоте 8 Hz правого визуального поля обоих глаз (а значит левого полушария мозга), чтобы замедлить работу левого полушария, и получать стимуляцию на частоте 16 Hz левого визуального поля обоих глаз, чтобы усилить функцию правого полушария. Наоборот, человек, страдающий от депрессий, может получать бета стимуляцию левого полушария и альфа стимуляцию правого полушария.

- Комбинированная свето-звуковая стимуляция мозга.
Стимуляция в альфа диапазоне (8-14 колебаний в секунду) идеально подходит для усвоения новой информации, тета-диапазон (4-7 колебаний в секунду) идеален для некритического принятия внешних установок, поскольку его ритмы отключают защитные психические механизмы и дают возможность трансформирующей информации проникнуть глубоко в подсознание. Тета-диапазон также идеален для запоминания иностранных слов, при изучении языков. Наиболее эффективными приборами для комбинированной свето-звуковой стимуляции являются майнд-машины.

- Сенсорная депривация.
Ограничение или полное прекращение поступления разнообразных стимулов из внешней среды. Дефицит привычного фонового сенсорного потока в условиях сенсорной депривации компенсаторно активизирует мозговую активность практически во всем диапазоне мозговых волн.

- Флотационная камера.
«Изоляционная» или «флотационная камера» позволяет максимально отключить мозг от сенсорной информации (до 90% ее общего объема).
Аналогичные с флотационной камерой условия сенсорной депривации получали с помощью аппарата «железные легкие» – респиратора, применяемого для лечения полиомиелита.

- Генератор единого поля (ganzfeld).
Когда мозг сталкивается с бесконечным полем зрения, лишенным каких-либо контрастных деталей, зрительный анализатор отключается, а мозг переходит на "любование" самим собой. В результате значительно "тормозится" отвечающее за логику левое полушарие, компенсаторно активируется правое, отвечающее за образное мышление и интуицию. Ganzfeld эффект позволяет отключить зрительный анализатор, одновременно обеспечивая хорошую релаксацию, значительно усиливает экстрасенсорную чувствительность человека.

В настоящее время признано, что наиболее эффективными оказываются комбинации различных способов опосредованного и непосредственного влияния на мозговую активность.

Реально существующие способы включают светозвуковую стимуляцию (LS), бинауральные ритмы, электростимуляцию мозга (CES), двигательные системы, акустические системы, флотационную камеру, генератор единого поля (ganzfeld), электроэнцефалограф (ЭЭГ), биологическую обратную связь (биофидбек).

Все эти комбинации осуществляются в майнд-машинах.

Рынок современных майнд-машин во всем мире огромен и каждый производитель естественно хвалит свою продукцию. Не хотел бы останавливаться на достоинствах и недостатках конкретных моделей, хотел бы только резюмировать, что к настоящему времени в мире полным ходом идет серьезная техническая работа по неуклонному улучшению качества и расширению спектра технических возможностей майнд-машин.
Это позволяет надеяться на то, что в ближайшие 10-15 лет регулярная искусственная активация мозговой активности займет в нашей жизни такое же место как сотовые телефоны или телевизоры.

Психотехнологии, а искусственное влияние на мозговую активность – это безусловно область психотехнологий, входят составной частью в техническое обеспечение информационных войн.
Информационные войны, в широком смысле этого слова - будущее человечества.
Поэтому усилия всех развитых стран в 21 веке будут направлены на исследования и использование различных психотехнологий в военных целях. На самом деле это уже давно происходит, поэтому коммерческие майнд-машины – всего лишь отходы военного производства.

Что же касается действительно эффективных психотехнологий, уверяю Вас, они есть, но пока составляют государственную тайну, может быть к счастью!

Аудиовизуальная стимуляция (АВС) – это специальный метод психотерапевтической работы с пациентом, активно применяющийся в рамках . Суть методики заключается в создании для пациента индивидуального светозвукового пространства, структурированного в соответствии с задачами терапии. Для реализации данного пространства применяется импульсный светозвуковой терминал, наушники и очки со встроенными светодиодами.

Во время проведения АВС пациент пребывает в собственном психологическом пространстве, которое создаётся сочетанием мерцающего света и музыки. АВС полностью загружает слуховой и зрительный каналы восприятия, ориентируя пациента на собственные переживания и впечатления, а не на окружающий мир. Больному необходимо абсолютно расслабиться, позволить ритму пульсаций захватить своё воображение, увлечь себя.

Некоторые пациенты считают эту задачу крайне сложной ввиду того, что идея смены собственных биоритмов под влиянием какой-либо программы рассматривается ими как кощунственная. Такие люди привыкли к чрезмерному самоконтролю, в результате чего они всеми способами сопротивляются действию АВС. После первых же секунд действия программы у таких пациентов возникает напряжение, которое не проходит во время терапии. Подобная реакция должна указывать врачу на необходимость беседы с пациентом по поводу этого напряжения и психологических факторов, которые его провоцируют – без такой работы эффективность АВС будет близка к нулю.

Процедура АВС предназначена для усвоения пациентом терапевтических внушений. Сам факт пребывания больного в настолько необычной для него свето-звуковой среде настолько потрясает, что предварительно сформированная установка на редуцирование симптоматики существенно усиливается. В итоге мотивация пациента, направленная на устранение болезненных симптомов, подкреплённая доброжелательными и уверенными словами терапевта, становится действенным лечебным фактором.

Процедура лечения

Сначала терапевт проводит сеанс рациональной психотерапии – объясняет пациенту психофизиологические принципы, по которым работает АВС. После этого больному предлагается надеть наушники и очки, чтобы убедиться в том, что свет мерцает в точности так, как описывал врач, а очень реалистичные цветовые картины, которые спонтанно возникают в поле зрения, соответствуют тому, что обсуждалось в беседе.

С течением времени пациент убеждается в том, что слова врача о приятных переживаниях и необычных впечатлениях, получаемых в ходе АВС, подтверждаются его личным опытом. Это становится причиной того, что он начинает верить в скорое исчезновение болезненных симптомов, также обещанное врачом. Именно это является залогом эффективности использования данной терапевтической установки.

С целью углублённого внушения такого рода полезных установок применяются специальные программы АВС, которые были созданы с преобладанием ритмов, относящихся к тета-диапазону. Данная программа применяется с целью обеспечения доступа к трансовому состоянию, в котором саногенные установки усваиваются лучше всего. Усилению тета-активности сопутствует появление сонливости, снижение мышечного напряжения, подавление ярких образов. Тета состояние сопровождается также появлением гипногогических эффектов.

АВС в тета-диапазоне усиливает творческие способности пациента, снимает его эмоциональную зацикленность, увеличивает выработку бета-эндорфинов и создаёт анальгетический эффект. Применение тета-диапазона идеально для некритического принятия внешних психотерапевтических установок, ввиду того, что его ритмы ослабляют действие защитных психических механизмов и позволяют трансформирующей информации глубоко проникнуть в подсознание.

Практикующие гипнотерапию врачи знают, какое количество времени уходит на погружение человека в гипнотический транс. Наличие прибора, предназначенного для проведения АВС, даёт возможность существенно сократить участие терапевта в процедуре. Врачу необходимо лишь воспользоваться наибольшей открытостью пациента к внушению, дав ему необходимые установки. Такая терапия является своеобразной методикой сенсорной депривации, что позволяет погружать в транс даже больных, которые мало восприимчивы к гипнозу.

Аудиовизуальная стимуляция мозга — уникальный метод аудиовизуальной стимуляции применяется к достижению личных, профессиональных, учебных и терапевтических целей. Под ведением психолога уже при втором или третьем сеансе, достигается уровень при котором, можно ожидать реакции нервной системы. Положительные изменения настают в результате действия альфа частот мозговых биотоков.

  • С освобождением интуиции, устранением препятствий для запоминания, обучение происходит более успешно.
  • Повышенная выработка эндорфина приносит больше оптимизма, улучшению настроения, преодоление депрессивного состояния.
  • Уменьшает психосоматические и невротические признаки, боли головы или желудка, бессонницы, снижает кровяное давление.
  • С усилением частот тэта открывается доступ к подсознанию, позволяющий активно использовать аутосугессию.

Указанная программа стимулирует зрительные и слуховые центры, правое и левое полушарие мозга, направляет центральную нервную систему к оптимизации обмена информации между полушариями, к устранению, возможных частотных колебаний биотоков правом и левом полушарии.

АВС относится, таким образом, к системам «on brain — единый мозг». Организует условия для равномерного включения «логический, рациональный» и » эмоциональный, интуитивный» возможности мозга. Это одно из предложений супер — учения, быстрого запоминания полученной информации.

АВС — метод очень доступный, практически без противопоказаний.
Интенсивная стимуляция мозга может стимулировать образование новых нервных окончаний, повысить менталитет на уровне сравнительных тестов IQ.

Показания к применению аудио-визуальной стимуляции. Модели диагностики и лечения психических поведенческих расстройств.

1.Расстройства, обусловленные повреждением и дисфункцией головного мозга или соматической болезнью
2. Органические расстройства настроения (аффективные)
3. Органическое тревожное расстройство
4. Органическое эмоциональное лабильное (астеническое) расстройство
5. Легкое когнитивное расстройство
6. Постконтузионный (посткоммоционный) синдром
7. Депрессивный эпизод легкой степени
8. Депрессивный эпизод средней степени
9. Депрессивный эпизод тяжелой степени без психотических симптомов
10. Депрессивное расстройство
11. Устойчивые (хронические) расстройства настроения (аффективные расстройства)
12. Циклотимия
13. Дистимия
14. Рекуррентное кратковременное депрессивное расстройство
15. Расстройства настроения (аффективные расстройства) у детей
16. Невротические, связанные со стрессом и соматоформные расстройства
17. Социальные фобии
18. Специфические (изолированные) фобии
20. Паническое расстройство (эпизодическая пароксизмальная тревожность)
21. Генерализованное тревожное расстройство
22. Смешанное тревожное и депрессивное расстройство
23. Обсессивно-компульсивное расстройство
24. Реакция на тяжелый стресс и нарушения адаптации
25. Острая реакция на стресс
26. Посттравматическое стрессовое расстройство
27. Расстройство приспособительных реакций
28. Кратковременная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
29. Пролонгированная депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
30.Смешанная тревожная и депрессивная реакция, обусловленная расстройством адаптации
31. Смешанное расстройство эмоций и поведения, обусловленное расстройством адаптации
32. Соматоформные расстройства
33. Соматизированное расстройство
34. Ипохондрическое расстройство
35. Соматоформная дисфункция вегетативной нервной системы
36. Устойчивое соматоформное болевое расстройство
37. Неврастения
38. Нервная анорексия
39. Нервная булимия
40. Бессонница
41. Расстройство режима сна и бодрствования
42. Отсутствие или потеря сексуального влечения
43. Сексуальное отвращение
44. Отсутствие чувства сексуального удовлетворения
45. Недостаточность генитальной реакции
46. Оргазмическая дисфункция
47. Преждевременная эякуляция
48. Вагинизм неорганического происхождения
49.Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте
50. Гиперкинетические расстройства
51. Расстройства поведения
52. Смешанные расстройства поведения и эмоций
53. Транзиторные тики
54. Хронические моторные тики или вокализмы
55. Энурез неорганической природы
55. Энкопрез неорганической природы
56. Заикание (запинание)

Противопоказания к использованию аудио-визуальной стимуляции:
эпилепсия;
острые воспалительные заболевания глаз;
опухоли головного мозга;
острое психотическое состояние;
тяжелое обострение соматического заболевания;
состояние после трансплантации органов и тканей;
беременность;
возраст до пяти лет;
индивидуальная непереносимость мерцающего света и звука.


Несмотря на кажущуюся внешне простоту конструкции человека (подумаешь — две руки, две ноги, одна голова…), до сих пор не придумано ничего совершеннее и не существует ничего сложнее, чем человеческий мозг. Пусть Вас не смущает внешняя, кажущаяся простота описанных упражнений — ведь для их выполнения Вы пользуетесь мозгом, этим совершеннейшим аппаратом, на много порядков превосходящим по сложности и совершенству современные творения техники. И все же справедливости ради нужно упомянуть о том, что веяние технического прогресса неизбежно коснулось и такой специфической области, как снятие и предупреждение стресса, негативных эмоций. В помощь страждущим наука создала ряд приборов (в современном мире они применяются с начала 80-х годов).

Основаны они на воздействии на головной мозг электрических импульсов определенной частоты (электротранквилизация, трансцеребральная электронейростимуляция, она же центральная электронейростимуляция) или ритмического света и звука, что официально именуется аудиовизуальной стимуляцией — А В С (аппараты Voyager, Minds Eye, Dreamer, Theta+ и другие). Эффект их обьясняется действием на организм внешнего стимула в ритме, связанном с собственными частотами мозга, в ритме, вступающем в резонанс с его собственными биологическими ритмами (Помните нашу модель организма как пирамиды маятников?) Когда же подобные методы применимы? Возьмем, к примеру, метод центральной электронейростимуляции (имеетс в виду воздействие на центральные нервные структуры, на головной мозг)…

Среди показаний к применению метода:
— снятие стресса и повышение стрессоустойчивости;
— снятие усталости;
— нормализация сна;
— ликвидация нарушений церебрального сосудистого тонуса;
— уменьшение метеочувствительности;
— нормализация самочувствия при гормональных перестройках у женщин (менструальный цикл, климактерический синдром).

Даже незаметное, подпороговое воздействие центральной электронейро-стимуляции, когда применяется ток очень малой силы, практически не ощущаемый пациентом, оказывает положительный противострессорный эффект, повышая возможность организма сопротивляться стрессовым воздействиям (реакция тренировки или адаптации.

Что интересно, наряду со стрессом, с психоэмоциональным напряжением подобное электроимпульсное воздействие снимает… похмельный синдром. Причем закономерность здесь более глубокая, чем может показаться на первый взгляд. Электрические импульсы определенной частоты «раскачивают» очень важный внутренний мозговой маятник, запускающий выработку собственных морфиноподобных веществ организма — эндорфинов. Тот же эффект может давать и АВС. Но если в методах электро-стимуляции используется небольшое число жестко фиксированных частот лечебного воздействия, то А В С — более тонкий и сложный метод, использующий более широкий диапазон частот, более гибко моделирующий работу мозга, используя известный физиологический феномен усвоения ритма. И когда мозг усваивает частоту внешнего ритма, начинает ее повторять, подстраивать под нее собственную активность, то постепенно мозг переходит в такое функциональное состояние, для которого подобный частотный режим характерен.

Краткий, неполный перечень достигаемых при АВС режимов — различных функциональных состояний мозга:
— сон (полезный режим при бессоннице, особенно в частых поездках);
— покой, расслабление, отдых;
— медитация;
— активизация, концентрация, повышение умственной работоспособности, мобилизация резервов мозга;
— стимулирование памяти, ускоренное обучение (Twighlight Learning) — и, как без ложной скромности утверждают разработчики приборов для АВС, повышение «творческих способностей»…

По данным Т.Будзински (США), АВС применяется и в медицине, в частности:
— для снятия приступов мигрени и головной боли иного происхождения;
— для уменьшения других болевых синдромов;
— для стимуляции иммунитета;
— для снижения симптомов депрессии
— К сведению интересующихся медицинскими аспектами этой проблемы: в «не нашей» медицине критерии депрессии более широкие. «У них» все просто: если у человека в течение двух недель стойко пониженное настроение — пора к врачу.
— При этом АВС, при кажущейся внешней простоте, оказывает глубокое воздействие на организм, в частности, как показали опыты тех же американцев, приводя к повышению содержания в спинномозговой жидкости ряда биологически активных веществ, таких как серотонин, эндорфины.

Нейрофизиологическая наука и ее практические приложения — разработка методов и приборов для снятия стресса , релаксации, активизации и использования резервных возможностей мозга — не стоят на месте. На повестке дня — создание еще более совершенных технических средств для борьбы со стрессом, сложных компьютерных систем из области так называемой «мнимой реальности». Консультация психолога онлайн


Полное описание

Наши глаза устроены таким образом, что левая сторона визуального обзора (тотального видения обоих глаз) связана с правой стороной мозга, а правая - с левой.

На своём пути к мозгу нервные импульсы из каждого глаза спускаются по оптическому нерву. Оптический нерв расщепляется на зрительный перекрест. Зрительный перекрест - это сеть нервов, передающая визуальный образ с правой стороны визуального обзора обоих глаз к нейронам. Это означает, что визуальные данные с обеих сторон обзора поступают как в левое, так и в правое полушарие мозга.

Клетки боковой сетчатки глаза напрямую соединяются с главным сенсорным «механизмом» мозга - таламусом. Таламус задерживает сенсорную информацию, и визуальные импульсы распределяются в коре головного мозга. Часто это стимулирует активность мозговых волн в передней и центральной областях мозга. Именно эти области мозга затрагивают проблемы, касающиеся повышенного возбуждения и всевозможных дисфункций.

Что происходит, когда мы видим? Как изображение, к примеру, стула попадает к нам в мозг?
Информация об изображении обрабатывается правым и левым глазом сначала раздельно и параллельно, а затем синтезируется в мозгу в зрительный образ. Визуальные сигналы из боковой сетчатки глаза поступают в визуальную область коры головного мозга. Первичная визуальная область чрезвычайно сложна. Она содержит примерно сотню тысяч нейронов на 1 квадратный миллиметр. Но благодаря своему относительно большому размеру, первичная визуальная область коры может влиять на смежные области мозга в процессе стимулирования световыми сигналами.

Ассистент «psiq« оснащен светодиодами. Светодиоды посылают вспышки в левую визуальную область глаз, затем отдельные вспышки - в правую визуальную область обоих глаз. Это позволяет, во-первых, генерировать разные состояния стабилизации и диссоциации (избавление от неприятных переживаний), и, во-вторых, стимулировать визуальное корковое вещество на частоте, отличной от других.

Например, человек, который действует преимущественно под воздействием левого полушария мозга, может получать стимуляцию на частоте 8 Hz правого визуального поля обоих глаз (а значит левого полушария мозга), чтобы замедлить работу левого полушария, и получать стимуляцию на частоте 16 Hz левого визуального поля обоих глаз, чтобы усилить функцию правого полушария. И наоборот, человек, страдающий от депрессий, может получать бета стимуляцию левого полушария и альфа стимуляцию правого полушария (подробней о частотах мозга читайте в разделе бинауральные ритмы).

Другая область применения такой визуальной стимуляции - это лечение расстройств внимания. Таким образом, совместно с бинауральными ритмами, световая стимуляция позволяет настроить работу мозга на желаемые частоты и вызвать нужное состояние сознания.

Но есть и ещё один приятный момент воздействия светодиодов на человека. Специалисты из университета Ульма в Германии выяснили, что светодиод, излучающий свет с длиной волны около 670 нанометров, может разглаживать морщины. Экспериментаторы ежедневно освещали кожу вокруг глаз добровольцев в течение 90 секунд и обнаружили, что через десять месяцев морщин стало намного меньше. Эластичность кожи зависит от находящегося в ней белка эластина. У молодого организма этот белок проявляет гидрофобные свойства, то есть отталкивает воду. Однако с возрастом между волокон эластина начинают встраиваться молекулы жирных кислот, аминокислот и солей кальция, что придает этому белку гидрофильные свойства. Волокна эластина окружаются водой, приобретают клеящие свойства и теряют эластичность. Как установили специалисты, свет от светодиода делает молекулы воды вокруг эластина более подвижными, что возвращает гидрофобные свойства этому белку, поэтому кожа становится эластичнее.

Показание к проведению Аудиовизуальная стимуляция

Непосредственно улучшить способность к обучению и развивать умственные способности, позволяет управлять состоянием центральной нервной системы за счет воздействия периодическими импульсами света (вспышки) на зрительный анализатор (глаза) и звука (бинауральные биения) на слуховой анализатор (уши).

Противопоказания к проведению Аудиовизуальная стимуляция

Эпилепсия, острые воспалительные заболевания глаз, опухоли головного мозга, острое психотическое состояние, тяжелое обострение соматического заболевания, состояние после трансплантации органов и тканей, беременность, возраст до пяти лет, индивидуальная непереносимость мерцающего света и звука.

Люди, имевшие приступы, галлюцинации, предрасположенность к эпилептическим припадкам и другие физические или умственные проблемы, должны использовать прибор только под медицинским наблюдением.


Мы очень внимательно относимся к Вашему здоровью,
поэтому
перед началом процедур, обязательная консультация врача физиотерапевта

При себе иметь:

  • Паспорт
  • Результаты ЭКГ(не позже 1 года)
  • Общий анализ крови(не позже 2 мес)
  • Общий анализ мочи(не позже 2 мес)
  • для женщин консультация гинеколога (не позже 1 года)
Данные обследования можно пройти в Вашей поликлинике по месту жительства бесплатно или данные обследования можно будет сделать и на месте в ФизиоКлиник по предварительной записи (Консультация гениколога 1129р, общий анализ крови - 436р, общий анализ мочи - 354р, ЭКГ - 436р.