Как выявить нарушения слуха в раннем возрасте, особенности лечения тугоухости у детей. Снижение слуха у ребенка - причины и лечение

Слух – одна из главных составляющих нормального развития ребенка. От слуха зависит, как малыш сможет усвоить знания необходимые в жизни, сумеет приобрести навыки и умения. Слух необходим для развития абстрактно-логического мышления.

Но случается, что вследствие определенных причин, способность воспринимать звуки ослабевает или вовсе утрачивается. Частичная потеря слуха, называемая тугоухостью, встречается чаще. Полная потеря слуха, глухота, когда ребенок не слышит вообще ничего, наблюдается реже и может быть связана с разными причинами.

Почему происходит полная потеря слуха у ребенка, как определить глухоту у ребенка? Как проводится лечение? Поговорим об этом. А также уточним, как научить полноценному общению ребенка с патологией слуха:

Причины глухоты у детей

Причины патологии подразделяют на три основные группы:

Наследственность: Хромосомные нарушения передаются от родителя.

Врожденная глухота у детей: Возникает от негативного воздействия на плод в период беременности. К таким факторам, в частности относят: курение, алкоголь, наркотики, различные инфекционные процессы матери, а также повреждения во время рождения: гипоксия, либо наложение щипцов и др.

Приобретённая глухота: Может развиться вследствие травм, длительного шумового воздействия. Причиной могут быть заболевания, перенесенные в раннем возрасте: паротит, отит, а также корь или менингит.

Признаки глухоты у ребенка

Глухота заметна у младенца с самого рождения. Ее признаки можно определить без специальных приборов. Перечислим их коротко:

Слышащий ребенок вздрагивает от внезапного звука, громкого голоса.
Если малыш не слышит, он на это никак не реагирует, на замирает, прислушиваясь к спокойному голосу.

В возрасте 4 мес малыш не реагирует на источник звука, не поворачивает в его сторону голову, не ищет глазами. У него не появляется гуление (произнесение малышом различных звуков);

До 5 мес не появляется лепет. К 6 мес он никак не реагирует на произнесение его имени.

К 10 мес он не может произносить слоги, не говорит простые слова к году жизни.

Если ребенок страдает тугоухостью в той или иной степени, то есть, слух не утрачен полностью, малыш старше года часто переспрашивает, как можно ближе подходит к источнику звука, чтобы лучше его расслышать.

Лечение глухоты у детей

Лечение тугоухости в большинстве случаев проводится весьма успешно. С полной потерей слуха все гораздо сложнее.

Если возможно устранить причинный фактор, проводят комплексную терапию с применением лекарственных препаратов и методов физиотерапии. Нормализуют поврежденные структуры уха, проводят дезинтоксикацию.

Используют терапевтические методики, направленные на улучшение кровообращения структур мозга и слухового анализатора. Используют специально разработанные методики, упражнения на приобретение и улучшение речевых навыков.

Кохлеарная имплантация

Данную технологию часто используют для реабилитации глухоты или тяжелой нейросенсорной тугоухости. При проведении операции, ребенку вживляют кохлеарный имплантант, который доставляет на область слухового нерва электрические импульсы. После этого слух частично, либо полностью, но восстанавливается.

Как общаться с ребенком ?

Родителям, родственникам и всем людям, которые общаются с не слышащим, либо слабо слышащим малышом очень важно разговаривать с ним, как можно активнее. Следует прикладывать как можно больше усилий, чтобы преодолеть барьер непонимания и наладить контакт. Вот что советуют специалисты:

Никогда не кричите на глухого малыша. Он не слышит, что вы ему говорите, но видит искаженное криком лицо и это может его сильно испугать.

При разговоре используйте жесты. Жестикулируйте не резко, а обычно, но более подробно, чтобы малыш научился понимать что вы от него хотите. Впоследствии он научиться соотносить артикуляцию с жестами и ему будет проще научиться общаться.

Старайтесь говорить не обрывочными фразами, а произносите полные предложения. Встаньте или сядьте так, чтобы ребенок хорошо видел ваше лицо, после чего четко артикулируйте каждое произнесенное слово.

Посещайте занятия с сурдопедагогом. Этот специалист обучит ребенка и вас технике чтения по губам и жестам, что значительно облегчит общение.

Если вы обнаружили, что ваш малыш полностью не воспринимает звуки, либо очень слабо слышит, обратитесь к врачу. После проведенного обследования врач определит, какое лечение необходимо.

Сурдопедагоги в детском дошкольном учреждении для глухих, либо слабо слышащих детей помогут научить малыша общаться с окружающими, читать и писать, использовать голос для общения.

Проявление тугоухости у ребенка – это серьезная проблема, которая может негативно сказаться на его развитии и создать массу неудобств в жизни. Раннее или врожденное снижение слуха нарушает психоэмоциональное и интеллектуальное становление личности. При значительных отклонениях от нормы нарушается восприятие звуков, что отражается на познании окружающего мира, общении с людьми и других немаловажных аспектах жизнедеятельности. Чтобы вернуть ребенка к полноценной жизни, необходимо направить максимум усилий на его лечение и чем раньше это будет сделано, тем лучше.

Симптомы

Чтобы остановить или хотя бы замедлить снижение слуха, нужно своевременно выявить наличие подобной проблемы. Тугоухость у детей может быть врожденной или возникать по мере взросления из-за дисфункции определенных элементов органа или под влиянием различных заболеваний.

Чтобы выявить наличие тугоухости у новорожденного, обратите внимание на следующие симптомы:

  • отсутствие реакции на резкие звуки;
  • игнорирование голоса родных, отсутствие реакции на обращение мамы;
  • примерно в трехмесячном возрасте малыш должен реагировать на свое имя;
  • невозможность определить направление и источник звуков;
  • отсутствие лепета и попыток повторить услышанное;
  • отсутствие словарного запаса к возрасту 1-2 года.

На наличие тугоухости у детей в старшем возрасте указывают такие симптомы, как:

  • ребенок не различает тихие звуки и определенные частоты;
  • просит сделать телевизор громче;
  • часто переспрашивает;
  • не всегда реагирует на обращение к нему;
  • испытывает трудности в распознавании речи;
  • дисграфия и дислексия;
  • фонематические дефекты;
  • слабый словарный запас.

У младенцев выявить подобные отклонения достаточно сложно. Для того чтобы , следует посетить сурдолога. В более старшем возрасте симптомы проявляются при общении с ребенком. К тому же он может жаловаться на определенный дискомфорт, например, шум или заложенность в ухе. Все это указывает на возможное наличие проблемы.

Классификация

Чтобы лучше понимать суть и всю серьезность проблемы, необходимо рассмотреть . В первую очередь, различают такие её типы, как:

  • Кондуктивная. Развивается при нарушении функционирования звукопередающей системы, в которую входят наружное и среднее ухо, а также барабанная перепонка.
  • Нейросенсорная. Возникает при дисфункции звуковоспринимающей системы. Она затрагивает слуховой нерв, воспринимающие сигналы участки головного мозга, а также внутреннее ухо.
  • Смешанная. Сочетает первые два типа тугоухости.

Чаще всего наблюдается нейросенсорная тугоухость у детей, причем в виде врожденной патологии.

Кроме того, для определения тяжести случая и методов устранения проблемы, производится диагностика состояния для выявления насколько интенсивным является снижение слуха. На основании этих данных выделяют несколько типов патологии:

  • Тугоухость 1 степени . Шепот и удаленная речь различаются плохо, но четкие тихие звуки и разговор воспринимаются вполне адекватно. Уменьшение остроты слуха отмечается в пределах от 25 до 40 Дб. Наличие фоновых звуков и шумов осложняет восприятие.
  • Тугоухость 2 степени . Значения повышаются до 55 Дб. Для разговора достаточно нескольких метров, но шепот воспринимается не более, чем с 1 метра.
  • Тугоухость 3 степени . На этом этапе у ребенка пропадает способность различать шепот. Для разговора собеседник должен находится в 1-2 метре от него. Слуховой порог повышается до 70 Дб.
  • Тугоухость 4 степени . Порог значений достигает 90 Дб. У детей отсутствует возможность нормального общения из-за неспособности различать разговорную речь.

Снижение слуха на уровень более 91 Дб расценивается, как глухота. Если она не является врожденной, необходимо выяснить причины прогрессирования патологии и принять меры для остановки процесса. В любом случае существует определенный риск того, что заболевание будет усиливать свое влияние, даже если нарушения малозаметны и не выходят за пределы первой степени. Даже современное лечение не всегда способно остановить течение процесса.

Причины нарушений

Спровоцировать снижение слуха у маленького ребенка могут самые разнообразные причины. Чаще всего наблюдается тугоухость врожденного типа у новорожденных. На её развитие влияют следующие факторы:

  • недоношенность;
  • вредные привычки матери;
  • наследственность;
  • хронические заболевания матери;
  • перенесенные тяжелые инфекционные заболевания, в особенности в начале развития плода;
  • внутриутробные инфекции;
  • воздействие токсических веществ;
  • родовые травмы;
  • асфиксия;
  • гемолитические заболевания;
  • врожденные пороки органов слуха.

Диагностика

Чтобы выявить наличие и степень тугоухости или глухоты у младенцев-грудничков, проводится комплексная диагностика с помощью специальных аппаратов. Такие процедуры необходимы при выявлении даже малейших подозрительных симптомов. Самостоятельно выяснить тип проблемы и её причины невозможно.

Для ознакомления с состоянием маленького пациента производится первичный осмотр врачом, также врач выясняет какие симптомы заметны в повседневной жизни. Далее, проводится диагностика посредством следующих методов:

  • Аудиометрия. Подача волн разной частоты для определения остроты слуха. Малышам проводят игровую аудиометрию, более старшим детям – тональную и речевую.
  • Тимпанометрия. Выявляет функциональное снижение слуха за счет исследования чувствительности слуховых косточек и барабанной перепонки.
  • Камертоны. Восприятие звуков разной высоты через воздушный путь и костный.
  • Отоакустическая эмиссия. Выявляет патологии улитки внутреннего уха.
  • Регистрация слуховых потенциалов. Производится постановка звука и проверяется наличие соответствующей реакции мозга на раздражитель.
  • Электрокохлеография. Электростимуляция слухового нерва для исследования его реакции.

На основании полученных результатов и проведенных при необходимости дополнительных исследований (КТ, МРТ, рентгенография и т. д.) производится соответствующее лечение.

Лечение тугоухости

Чтобы приостановить прогрессирование болезни и обеспечить полноценное развитие ребенка, необходимо как можно раньше начать лечение. Оно охватывает целый комплекс мероприятий.

В первую очередь, лечение тугоухости у маленьких детей должно быть направлено на устранение негативных факторов влияния и максимальное восстановление утраченных функций организма. Для этого применяются:

  • медикаментозная терапия;
  • физиопроцедуры;
  • тимпанопластика;
  • слухопротезирование;
  • слуховые аппараты.

Крайне сложно вылечить глухоту у детей 4 степени. Для устранения дефектов требуется замена поврежденных участков слухового анализатора, если есть такая возможность. Обычные слуховые аппараты здесь бессильны, поэтому рассматривается вопрос об установке имплантатов.

Также лечение включает комплекс мероприятий по развитию и обучению маленького пациента. Обязательная часть – постановка правильных звуков при тугоухости. Речевые дефекты – это обычное явление у людей с тугоухостью. Постановка звуков позволяет устранить эту проблему и облегчает общение с людьми.

Для деток с проблемами слуха необходимо общение с психологами и психоневрологами. Эти специалисты учат их принимать свои недостатки и контролируют их психоэмоциональное развитие, что снижает риск возникновения отклонений на этом уровне.

Прогноз и методы профилактики

Полноценная диагностика и своевременное лечение повышают шанс на нормализацию слуха. Если симптомы были связаны с последствиями заболеваний функциональной системы, есть вероятность полного восстановления органов. Если же причины глухоты связаны с сенсоневральными расстройствами, такой эффект возможен только при проведении имплантации сенсоров. Чем раньше будет произведена операция, тем выше шансы на положительный исход.

Не исключается и риск прогрессирования тугоухости, в частности, у новорожденных с хроническими патологиями. Если снижение слуха невозможно остановить, нужно научить ребенка жить с этим недостатком, а самому ребенку уделять максимум вашего внимания и заботы. Полезной практикой будет обучение чтения по губам и жестам.

Чтобы снизить риск ухудшения восприятия звуков, необходимо бережно относиться к своему здоровью во время беременности, не допускать инфицирования, правильно питаться. Также важно следить за здоровьем ребенка в постнатальный период и вовремя лечить простудные заболевания.

Как известно, здоровые люди воспринимают окружающий мир с помощью пяти чувств: зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. Степень выраженности того или иного чувства может довольно сильно отличаться. Например, у одного человека острое обоняние, позволяющее вычленять отдельные компоненты из большого количества ингредиентов, составляющих духи, а другой не слышит запаха испорченной пищи. Среди пяти чувств для человека важнее всего зрение и слух: именно через них мы получаем максимальную информацию об окружающей обстановке. Если по какой-то причине человек, привыкший опираться на все свои пять чувств, утрачивает какое-то из них, то у него появляется, особенно на первых порах, острое чувство нехватки информации. Но бывают ситуации, когда по той или иной причине человек лишен полноценного восприятия мира уже с момента своего рождения или с раннего детства. Это ситуации, когда ослаблены зрение или слух. Число детей с нарушениями слуха в Российской Федерации превышает 600 тыс. Считается, что на 1000 нормально слышащих новорожденных приходится один ребенок с выраженной степенью тугоухости(так специалисты называют ослабленный слух). Если к этому числу детей с врожденной тугоухостью прибавить тех детей, которые рождаются с нормальным слухом, но по тем или иным причинам утрачивают его полноту, становится ясна актуальность этой проблемы. В этой статье мы затронем тему врожденной или приобретенной в грудном возрасте тугоухости.

Татьяна Савинова
Врач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центромВрач высшей категории, заведующаяДетским городским сурдологическимконсультативно-диагностическим центром

Что такое тугоухость и почему она возникает

В зависимости от места повреждения слухового анализатора врачи подразделяют тугоухость на сенсоневральную (звуковоспринимающую) и кондуктивную (звукопроводящую).

Сенсоневральная тугоухость обусловлена повреждением слухового нерва и внутреннего уха, иными словами – той части слухового анализатора, которая ответственна за восприятие и передачу импульсов в головной мозг.

Кондуктивная тугоухость возникает из-за нарушения нормального анатомического строения, вследствие чего нарушается проведение звуковых колебаний по наружному и среднему уху к внутреннему. В частности, к кондуктивной тугоухости относится повреждение барабанной перепонки, звуковых косточек среднего уха – осложнения острого отита, который мог протекать даже бессимптомно.

Снижение слуха может быть выражено в разной степени: от незначительного снижения слуха на одно ухо и до полной глухоты.

Какие дети обычно страдают тугоухостью? Перечислим факторы, которые могут привести к нарушению слуха:

1. Инфекционные и вирусные заболевания матери во время беременности, особенно в первые три месяца беременности, когда происходит закладка органа слуха (краснуха, грипп, цитомегаловирус, герпес, токсоплазмоз).

2. Инфекционные заболевания в раннем возрасте: сепсис, вирусные инфекции, болезни ЛОР- органов, в т.ч. патология наружного и среднего уха.

3. Использование матерью во время беременности и ребенком медикаментов, обладающих токсическим воздействием на орган слуха (антибиотики группы аминогликозидов – стрептомицин, канамицин, гентамицин и др., фуросемид, аспирин).

4. Наследственные заболевания у родителей, сопровождающиеся поражением слухового анализатора. Вероятность развития тугоухости у ребенка, один из родителей которого болен, при некоторых формах тугоухости составляет до 50%.

5. Токсикозы беременности.

6. Асфиксия новорожденного.

7. Внутричерепная родовая травма.

8. Гемолитическая болезнь новорожденных.

9. Недоношенность (вес при рождении менее 1500 г).

10. Поражения внутреннего уха, возникшие в результате контузии.

11. Алкогольная и иная интоксикация во время беременности.

Диагноз- чем скорее тем лучше

Определять состояние слуха у детей первых месяцев жизни должны врачи или медсестры комнат здорового ребенка городских поликлиник с помощью прибора под названием «звукореактотест», который производит звуки определенной частоты.

При этом фиксируются реакции ребенка на сигналы. Такое исследование должно проводиться наравне с проверкой прибавки массы тела, полноценности питания ребенка, т.е. в ходе традиционного медицинского наблюдения ребенка первых месяцев жизни. Однако надо иметь в виду, что иногда этот тест в поликлинике не проводится. В этой ситуации родители сами могут, наблюдая за развитием ребенка, заподозрить какие-то отклонения, одной из причин которых может быть сниженный слух.

Для того, чтобы родители могли правильно оценить ситуацию, приведем этапы нормального развития грудного ребенка:

  • в возрасте 2-3 недель ребенок вздрагивает при громких звуках;
  • в возрасте 2-3 недель – замирает при звуке голоса;
  • в возрасте 1 месяца – поворачивается на звук голоса, звучащего позади него; в
  • возрасте 1-3 месяцев – оживляется, слыша голос матери;
  • в возрасте 1,5-6 месяцев – криком или широким открытием глаз реагирует на резкие звуки;
  • в возрасте 4 месяцев – поворачивает голову в сторону звучащей игрушки или голоса;
  • в 2-4 месяца появляется гуление;
  • в возрасте 4-5 месяцев гуление переходит в лепет, который становится более эмоциональным, когда в комнату входят родители;
  • в возрасте 8-10 месяцев ребенок осваивает произнесение новых звуков;
  • в 1 год – начинает произносить простые слова;
  • в любом возрасте – проявляет беспокойство во сне при громких звуках и голосах.

Ранняя диагностика тугоухости чрезвычайно важна, поскольку первые два года жизни во многих отношениях являются самыми важными для развития ребенка, в частности для развития его речи, интеллекта, эмоциональности. Ребенок как слышит, так и говорит. Не получая из_за тугоухости полной звуковой информации, ребенок воспроизводит ее по аналогии с услышанным. Кроме того, отсутствие коррекции сниженного слуха в первые два года жизни может оказать необратимое воздействие на способность использования остаточного слуха. Иными словами, без коррекции ребенок утрачивает способность использования звуковой информации.

Поэтому, заподозрив у ребенка нарушение слуха, родители должны обратиться в специализированное медицинское учреждение. В Москве это Детский городской сурдологический центр. Здесь с помощью современнейших диагностических методов ребенок даже первых дней жизни может быть обследован на предмет состоятельности слухового анализатора.

На всех этапах аудиологическое (инструментальное) обследование обязательно проводится параллельно с педагогическим. Данные аудиологического и педагогического обследования сопоставляют между собой, и только при их согласовании можно быть уверенным, что состояние слуха малыша определено объективно.

Как уже было сказано, ранняя диагностика на первых этапах опирается на наблюдения родителей (педагогический аспект обследования) и результаты обследования с помощью звукореактотеста.

Далее на приеме у ЛОР-врача или в специализированном сурдологическом учреждении состояние слуха у детей первого года жизни оценивается на основе выявления поведенческих реакций на разные звуковые стимулы по специальной методике. Таких методик существует несколько. В качестве звуковых стимулов используются звучащие игрушки (погремушки, резиновые пищащие игрушки, дудка, барабан и др.), тоны аудиометра, голос и шепот. Диагностика основана на выявлении тех частот звуковых сигналов, на которые ребенок демонстрирует поведенческую реакцию. Дело в том, что чем ниже частота звука, тем субъективно более громким он воспринимается; чем выше частота, тем звук кажется тише. Как правило, при тугоухости страдает восприятие высокочастотных звуков. Также в методике учитывается расстояние, с которого подается звук. Частота звучания каждой игрушки, голоса, шепота заведомо известна, поэтому, предъявляя ребенку звуки разных игрушек и отслеживая поведение и физиологические реакции малыша, врач может определить те частоты, которые ребенок воспринимает хуже.

К методам объективного исследования сохранности функции внутреннего уха относятся компьютерная аудиометрия, акустическая импедансометрия, метод отоакустической эмиссии и другие. Эти исследования проводятся с использованием новейших технологий и являются очень результативными и полезными в диагностике, особенно у грудных детей.

Окончательный аудиологический диагноз ставится на основании результатов нескольких методов исследования слуха, которые дополняют друг друга.

Лечение и реабилитация

Дальнейшая судьба ребенка с нарушенным слухом определяется следующими обстоятельствами:

  • возрастом, в котором произошло нарушение функции слуха;
  • сроком обнаружения тугоухости;
  • степенью снижения слуха;
  • правильностью оценки потенциальных возможностей остаточной слуховой функции, иными словами – тех возможностей слухового анализатора, на которые можно опираться в лечении и педагогической коррекции;
  • своевременностью начала ответных лечебных и педагогических шагов.

20 процентов всех случаев тугоухости относятся к кондуктивному типу и являются следствием острых и хронических отитов, к этой группе относятся и врожденные пороки развития наружного и среднего уха. В настоящее время оториноларингология обладает достаточно эффективными возможностями для лечения этих заболеваний и восстановления функции слуха. В этих случаях показано лечение основного заболевания, например антибактериальная терапия антибиотиками последних поколений при отитах и хирургическая коррекция врожденных или произошедших вследствие воспаления анатомических дефектов.

80 процентов, иными словами – подавляющее большинство всех больных, страдают сенсоневральной тугоухостью, для лечения которой до сих пор не найдено достаточно эффективных средств. Хотя делаются попытки восстановления слуха, утраченного в результате острых инфекций, таких как грипп, менингит и другие, с помощью лекарственных средств и гипербарической оксигенации. К сожалению, приходится констатировать, что в подавляющем большинстве таких случаев лечение также малоэффективно. В этой ситуации следует в срочном порядке обратиться к сурдологам, поскольку дети младшего возраста на фоне ослабления слуха быстро утрачивают речевой навык и потом для его восстановления требуются большие усилия. Важнейшим и нередко единственным способом социальной реабилитации детей с поражением слухового анализатора является слухопротезирование в сочетании с длительной педагогической коррекцией.

Необходимость слухопротезирования определяется специалистом после инструментального обследования ребенка. Оно проводится сразу после определения показаний, в том числе на первом году жизни ребенка.

Необходимость быстрого слухопротезирования после диагностики тугоухости определяется стремительным замедлением речевого, интеллектуального и эмоционального развития на первом – втором году жизни при отсутствии у ребенка звуковой стимуляции. Слуховые аппараты бывают трех типов: карманные, заушные и внутриушные. Наиболее часто для детей применяются заушные слуховые аппараты. Особые сложности возникают при слухопротезировании маленьких детей, потому что они не могут рассказать врачу о своих ощущениях. Если усиление звука очень велико, то появляется опасность травмы внутреннего уха, если недостаточно –слуховой аппарат не будет выполнять свою функцию. Поэтому очень важно, чтобы ребенок был тщательно обследован в специализированном учреждении.

Для соединения уха малыша со слуховым аппаратом используется специальный ушной вкладыш. Он помещается в ушную раковину и слуховой проход. Вкладыши бывают стандартные и индивидуальные. Индивидуальные вкладыши формуются из специальной массы по слепку уха ребенка, что обеспечивает максимальное соответствие формы вкладыша строению наружного уха. При этом создаются оптимальные условия для коррекции слуха, эффективность слухопротезирования увеличивается. В нашем Центре детям со сниженным слухом с первых месяцев жизни и до 16 лет современный слуховой аппарат выдается бесплатно.

После изготовления и начала применения слухового аппарата наступает очередь сурдологопедического этапа, во время которого сурдопедагог обучает ребенка говорить, при необходимости читать по губам, применяются методики, стимулирующие речевую функцию, в частности пальчиковые игры. В Москве есть 12 детских садов и 7 школ для детей со сниженным слухом. В детских садах занятия проводятся настолько интенсивно и эффективно, что слабослышащие дети подчас опережают по своему интеллектуальному развитию детей с нормальным слухом. Дети даже при полной глухоте научаются говорить достаточно чисто.

В заключение подчеркну: очень важная роль в своевременной диагностике тугоухости и ее дальнейшей коррекции отводится родителям пострадавшего ребенка. Именно родители подчас являются той движущей силой, которая в конечном итоге помогает ребенку адаптироваться в обществе и максимально реализоваться. Чем раньше родители заметят отклонения в нормальном развитии ребенка и выявят снижение слуха, тем эффективнее будет дальнейшая работа врачей и педагогов. Помните: диагноз «тугоухость» не является приговором, препятствующим реализации потенциала, который заложила в ребенка природа.

Теги:

В медицинской практике тугоухость определяется, как болезненное состояние, связанное со снижением слуховой активности и трудностями, возникающими с восприятием звуков. Чаще всего тугоухость встречается у , но может быть диагностирована также и у детей, в том числе, у новорожденных.

Причины глухоты могут быть различными. Чтобы лечение было эффективным, необходимо правильно установить .

В зависимости от протекания заболевания выделяют 4 степени сложности:

  1. Тугоухость 1 степени. В целом ребенок хорошо слышит. Проблемы с восприятием звуков возникают в толпе, при сильном шуме и работающей технике. Произнесенные при этом слова звучат тихо. Малыш плохо воспринимает речь незнакомого человека.
  2. Тугоухость 2 степени у ребенка диагностируется в ситуациях, когда малыш не может услышать слова, произнесенные хорошо знакомым голосом в практически абсолютной тишине. Проблемы со слухом возникают при попытке услышать слова, произнесенные тихо, либо со средней громкостью.
  3. Тугоухость 3 степени , по достижению которой имеет смысл говорить о серьезных проблемах со слухом. Ребенок не слышит большую часть слов, произнесенных вслух с обычной интонацией и громкостью.
  4. Тугоухость 4 степени - самая тяжелая. Больной способен хорошо различать лишь громко произнесенные слова, причем источник данного звука должен располагаться на максимально близком расстоянии. В противном случае он ничего не услышит. Данная степень предшествует полной глухоте, потому нуждается в срочной диагностике и лечении.

Как показывает практика, при наличии у пациента 1-2 степени тугоухости, можно добиться значительного улучшения слуха, а у некоторых из них и полного его восстановления

В зависимости от того, что именно послужило причиной тугоухости, выделяют следующие разновидности данного заболевания:

  1. тугоухость возникает, как результат имеющихся патологий слухового органа, и связана с нарушением способности к проводимости звуков.
  2. Нейросенсорная тугоухость появляется у детей, как следствие повреждения нервных клеток внутреннего уха, слухового центра и слухового нерва. В результате у ребенка утрачивается способность к восприятию звуков. Окружающий мир звуков перестает для него существовать, что легко понять по отсутствию реакции на звуковые раздражители.
  3. Смешанная тугоухость. Явление редкое. У пациентов нарушаются обе функции. Слуховой аппарат утрачивает способность и к проводимости звуков, и к их восприятию.

Важно ! Своевременное определение степени и вида тугоухости позволяет подобрать соответствующее лечение и предотвратить дальнейшее негативное развитие заболевания.

Причины

Тугоухость нельзя назвать редким явлением. Специалисты выделяют следующие причины возникновения тугоухости у детей:

  1. Патологическое развитие беременности. Токсикоз, нефропатия, анемия, гестоз и другие патологии, возникающие у беременных женщин, могут нарушить нормальное развитие организма ребенка, в том числе и той его части, что отвечает за слух.
  2. Заболевания, перенесенные беременной женщиной. Причиной тугоухости у ребенка может стать даже обычная простуда, потому беременной женщине необходимо избегать всего, что может негативным образом отразиться на плоде.
  3. Осложнения при родах. Беременность может протекать без видимых осложнений, но это не значит, что ребенку действительно ничего не угрожает. Самым ответственным и опасным временем являются роды. Любые ошибки и патологии, возникающие при родах, могут стать причиной нарушений в области слухового аппарата.
  4. Заболевания, перенесенные в младенческом возрасте . Отит, корь, краснуха и герпес для взрослых людей не представляют особой опасности, но могут стать причиной развития серьезных патологий у младенцев.

Во время беременности следует встать на учет в женскую консультацию, поскольку постоянное наблюдение у врачей поможет вовремя заметить тревожные признаки

Тугоухость у новорожденного совсем непросто распознать. В этой связи малыши подвергаются тщательной диагностике еще на период пребывания в родильном отделении. Такая диагностика крайне важна, потому молодые мамы не должны протестовать против многочисленных обследований новорожденных.

Симптомы

Первым тревожным симптомом является отсутствие у ребенка реакции на родительский голос . Подобная реакция имеется у всех детей, вне зависимости от возраста. Голос мамы и папы узнают даже новорожденные младенцы, потому если ребенок не реагирует на издаваемые звуки, его необходимо срочно показать специалисту.

Тревогу следует испытывать также и в том случае, если ребенок не слышит шепота и звуков средней громкости . В случае, когда заболевание достигло последних степеней тяжести, дети перестают реагировать на падающие предметы, уличный шум, гудки автомобилей и иные, в достаточной мере, громкие звуки.

Игнорировать такую реакцию ни в коем случае не следует. У детей, испытывающих трудности со слуховым восприятием мира, возникают сложности с обучением чтению и письму. Возможны нарушения речи и проблемы с запоминанием новых слов и звуков.

Справка! Если речь идет о нейросенсорной разновидности заболевания, то признаки тугоухости у ребенка следует искать в нарушениях координации движений и головокружениях.

Часто дети не могут в полной мере объяснить свои чувства; заметить отклонения в развитии своего чада могут только родители

Указанные симптомы могут проявиться не сразу и не у всех детей, страдающих тугоухостью, поэтому в первые месяцы жизни младенца молодые родители должны уделять вопросу возможного развития данной патологии повышенное внимание .

Не умеющий говорить младенец не способен никому рассказать о тревожащих его проблемах, но опытный врач может определить их наличие, едва ребенок появится на свет. В этой связи рекомендуется не пропускать ни одного осмотра у педиатра. Тугоухость у ребенка, симптомы которой не заметили родители, может причинить немало неприятностей.

Диагностика

Диагностикой тугоухости у детей занимаются одновременно несколько специалистов - неонатолог, сурдолог, отоневролог, слухопротезист, отоларинголог и педиатр .

Повышенное внимание со стороны родителей и врачей должно уделяться обследованию детей, причисленных к так называемой группе риска. Сюда относят малышей с наследственными заболеваниями в этой области и детей, испытывающих трудности в процессе родов.

Справка. Для у новорожденных используют громкий голос, погремушки, пищалки и любые предметы, издающие громкие звуки. Хорошо слышащие малыши реагируют на звук расширением зрачков, подмигиванием и плачем, больные - лишь на движение, но не на звук.

Начиная с 4-х месяцев, малыши не просто слышат звуки, но и стараются найти их источник. В случае отсутствия реакции на звуки младенцев обследуют на предмет наличия патологий в строении барабанной перепонки и наружного уха, для чего проводится отоскопия .

Отоскопия у детей первого года жизни довольно сложна из-за узости наружного слухового прохода

Обследование малышей дошкольного возраста производится с помощью игровой аудиометрии , школьники обследуются с использованием речевой и тональной пороговой . Также производится камертональное обследование слуха .

Производимая объективная аудиологическая диагностика предполагает в качестве основных методов использование:

  • тимпанометрии;
  • регистрацию основных вызванных слуховых потенциалов;
  • отоаккустическую эмиссию.

Для выявления месторасположения патологии производится электрокохлеография .

Лечение

Эффективность лечения тугоухости зависит от степени и вида заболевания. В лечении используют физиотерапевтическое медикаментозное, хирургическое и функциональное лечение .

Если нарушение слуха не связано с патологией, проблема устраняется обычным очищением ушей от серных пробок, либо удалением попавшего в ухо инородного предмета. Сенсоневральная тугоухость у детей требует комплексного лечения.

Внимание! Если у ребенка выявлены патологии в строении барабанной перепонки и слуховых косточек, без операции не обойтись.

Восстановление слуховых функций возможно после приема лекарственных средств, оказывающих воздействие на церебральную гемодинамику и кровоснабжение внутреннего уха. В случае, если причиной болезни является инфекция, пациентам назначаются антибиотики .

Тугоухость у детей, лечение которой протекает слишком медленно, либо безрезультатно, становится причиной установки слуховых протезов .

Настройка слухового аппарата для ребенка должна осуществляться очень тонко и точно, чтобы малыш максимально полно и ярко воспринимал звуки, при этом не испытывая дискомфорта

В некоторых случаях лечебного эффекта удается достичь при:

  • регулярном массаже барабанной перепонки;
  • иглорефлексотерапии;
  • магнитотерапии;
  • использовании электрофореза и ультрафонофореза.

Лечение нейросенсорной тугоухости

Нейросенсорная тугоухость у детей, лечение которой занимает немало времени, является серьезным заболеванием. Лечится оно с большим трудом и нередко ограничивается установкой слуховых протезов.

Справка. В ситуациях, когда тугоухость приводит к полной потере слуха, детей обучают языку жестов.

Профилактика

Предупредить тугоухость 1 степени у ребенка практически невозможно. Единственное, что остается - это внимательно относится к собственному здоровью в период беременности , своевременно проходить все обследования, следовать рекомендациям врача.

Глухота у детей может возникнуть и как следствие воздействия на барабанную перепонку звуков повышенной тональности, потому подобного следует остерегаться.

Тугоухость у детей не является приговором . Данное заболевание может иметь временный характер. Нередко дети вырастают, и слух восстанавливается самостоятельно, но не исключены случаи, когда лечение занимает несколько месяцев и даже лет.

Благодаря использованию современных методов лечения и диагностики, заболевание не считается опасным для жизни и нормальной социализации ребенка в обществе. Но не стоит забывать, что риск тугоухости у новорожденных всегда остается.