Оценку здоровья человека осуществляют с использованием уровней. "общественное здоровье основные понятия, факторы риска, показатели оценки"

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://allbest.ru

1.Оценка и самооценка физического здоровья

тестирование здоровье физический

На необходимость количественной оценки физического здоровья впервые обратил внимание известный хирург, академик Н. М. Амосов. Он считает, что «уровень здоровья» - это интенсивность проявлений жизни в нормальных условиях среды, которая определяется тренированностью структурных элементов организма, а «количество здоровья» - это пределы изменений внешних условий, в которых еще продолжается жизнь. Непосредственно «количество здоровья» можно выразить в понятии «резервные мощности». По Н. М. Амосову, здоровье - это максимальная производительность органов при сохранении качественных пределов их функций.

Очевидно, уровень жизнеспособности организма, его физическое здоровье должны определяться количественно. Количественная характеристика индивидуального физического здоровья - составная часть науки об индивидуальном здоровье человека.

Энергетическая концепция профилактики соматических заболеваний, предложенная Г. Л. Апанасенко, - один из подходов, позволяющих осуществить это. Эта концепция позволяет перейти от планирования мероприятий по предупреждению факторов риска к планированию систем укрепления здоровья. В качестве первого направления работы эта система предусматривает диагностический этап - скрининг уровня здоровья людей. В основе этой концепции лежит биологическая закономерность, заключающаяся в том, что существует некий обусловленный эволюцией порог энергопотенциала биосистемы (резерв организма - glavsovet.ru), выше которого у людей практически не регистрируются ни эндогенные факторы риска, ни хронические соматические заболевания. Ниже этого порога (если исчерпаны резервные возможности) развиваются сначала эндогенные факторы риска, а затем и хронические соматические заболевания. Этот порог охарактеризован количественно по показателям максимальной аэробной способности, что позволяет при соответствующих мероприятиях исключить сам риск возникновения заболеваний.

Помимо непосредственной количественной характеристики физического здоровья о нем можно судить и по физическому развитию (его характеристике), и по оценке физического состояния и физической работоспособности организма. Безусловно, эти показатели несут информацию о состоянии физического здоровья.

Все методические приемы оценки физического состояния раскрывают границы приспособительных реакций организма, но именно диапазон этих реакций характеризует здоровье. Поэтому для объективной оценки физического здоровья наиболее соответствуют методики балльной и процентной оценки состояния здоровья, в которые включены как морфологические, так и функциональные показатели и результаты нагрузочных тестов.

Очевидно, количественная оценка функциональных резервов организма весьма затруднительна. Предложены два пути исследования резервных возможностей организма: один связан с определением диапазона функций органа, системы органов и целостного организма при воздействии на организм тестирующих нагрузок, а второй - с исследованиями способности организма человека совершать работу в условиях нарушения гомеостазиса (определение допустимых степеней гетеростазиса).

Учитывая, что при любом функциональном тестировании организма мобилизуется лишь часть физиологических резервов, прямое определение потенциально имеющихся физиологических резервов невозможно - glavsovet.ru. Однако поскольку изменения функций физиологических систем взаимосвязаны механизмами нейрогуморальной регуляции, для оценки функциональных резервов адаптации организма используются косвенные методы в виде дозированных и предельных физических нагрузок с регистрацией различных показателей функционального состояния организма (частота сердечных сокращений, потребление кислорода, секреция гормонов, биопотенциалы головного мозга и т.д.). Такой подход позволяет количественно оценить реальный вклад тех или иных физиологических резервов в формирование физического состояния организма, а поскольку подсистема физиологических резервов является центральной в системе резервов адаптации и от ее функции зависит работа других подсистем, это позволяет приблизиться к оценке возможности мобилизации системы функциональных резервов адаптации организма в целом.

К методам оценки функциональных резервов организма, составляющих основу физического здоровья, относят различные функциональные пробы. По мнению исследователей, для выявления диапазона функциональных резервов организма человека должны применяться интенсивные, кратковременные, строго дозированные физические и умственные нагрузки.

Оценка уровня гибкости

Ниже приведены несколько тестов для оценки уровня гибкости, которые хоть и не покажут филигранную точность, но помогут представить общую картину вашего спортивного здоровья.

Плечевые суставы 1:

Сядьте на стул спиной к партнеру, положив, сцепленные в замок руки, на затылок. Разведите локти в стороны, сильно сведя лопатки. Теперь пусть партнер, упираясь вам в спину корпусом или коленом, плавно и аккуратно потянет ваши локти назад. Когда почувствуете среднюю степень дискомфорта, остановитесь и зафиксируйте результат.

Хорошо: локти прошли линию плеч.

Отлично: плечевые кости расположены под прямым углом другу к другу.

Плечевые суставы 2

Лягте на край обычной скамьи (как в тренажерных залах) так, чтобы ваши плечи чуть-чуть свисали по краям. Ноги согните и поставьте ступнями на скамью. Сильно и жестко прижмите поясницу к скамье. Не отрывая спины от скамьи, не допуская прогиба в позвоночнике, поднимите прямые руки перед собой и медленно опустите их за голову как можно дальше. Руки прямые, в локтях не сгибать! Для увеличения точности возьмите в руки легкую палку.

Хорошо: обе ладони прошли ниже плоскости скамьи.

Отлично: оба локтя прошли ниже плоскости скамьи.

Вращатели плеча:

Сядьте на стул боком к зеркалу. Разведите руки в стороны и согните в локтях под 90 градусов. Не меняя угла сгиба в локтях, разверните руки вверх и назад, стараясь отвести ладони как можно дальше за голову. Теперь максимально разверните руки в другую сторону, опустив их вниз.

Хорошо: ладони поравнялись с уровнем головы в верхней точке и осевой линией корпуса в нижней. Причем оба крайних положения симметричны друг относительно друга.

Отлично: ладони прошли вертикальную линию, проходящую вдоль корпуса и головы в обеих точках. Причем оба крайних положения симметричны друг относительно друга.

Сгибатели бедра:

Лягте на скамью так, чтобы таз оказался на самом крае скамьи. Одна прямая нога свешивается со скамьи, вторую согнуть в колене и руками потянуть к себе, полностью прижав к груди. Одновременно пробуйте опустить прямую ногу (в колене не сгибать!!!) к полу.

Хорошо: колено прямой ноги поравнялось с плоскостью скамьи.

Отлично: колено прямой ноги прошло плоскость скамьи.

Разгибатели бедра:

Сядьте на скамью, положив одну ногу на нее. Корпусом развернитесь в сторону прямой ноги, носок приведите в нейтральное положение - не натягивайте на себя и не оттягивайте от себя. С идеально прямой спиной наклонитесь вперед.

Хорошо: пальцы рук касаются пятки прямой ноги.

Отлично: пальцы держаться за пятку прямой ноги, локти касаются скамьи.

Приводящие бедра:

Встаньте на колени и руками примите позу Сфинкса, положив локти и ладони на пол перед собой, направив их вперед. Теперь разведите колени, как можно шире. Не двигайте таз вперед или назад, при взгляде сверху ваши бедра должны представлять сплошную линию. Голени согнуты под прямым углом по отношению к бедрам. Также можно попробовать вариант, когда руки ставите на фитбол.

Хорошо: бедра располагаются чуть больше прямого углу относительно друг друга (100 -- 110 градусов).

Отлично: бедра под углом 130-150 градусов относительно друг друга.

Snatch-тест:

Этот тест самый сложный, так как зависит не только от гибкости суставов, но и от многих других факторов. На взгляд многих тренеров-методистов его идеальное выполнение свидетельствует о великолепной гибкости тех регионов тела, хорошее состояние которых в первую очередь отвечает за отсутствие спортивных травм у людей, занимающихся силовым тренингом.

Встаньте прямо, ноги поставьте чуть шире бедер и немного разверните ступни в стороны. В руки возьмите палку максимально широким хватом. Поднимите ее над головой, отведя чуть далее за осевую линию корпуса, сведите лопатки и в этом положении глубоко присядьте вниз.

Хорошо: неполный присед, при этом спина прямая, палка не сместилась вперед, ощущается легкий дискомфорт в районе тазобедренных суставов и низа спины.

Отлично: полный присед, прогнутая в пояснице спина, палка не сместилась вперед, отсутствуют дискомфортные ощущения в пояснице, легкое напряжение в середине спины.

Оценка быстроты реакции

Известно, что возраст оказывает прямое воздействие на скорость реакции. Так, реакция пожилых людей по сравнению с молодыми медленнее. Каков механизм реакции человека на внешнее воздействие? Происходит раскодирование перцептивной (поступающей через органы чувств) информации, активизация памяти, принятие решения, выбор ответа (реакции) и исполнение ответа. Конечно, редко удается просчитать количество времени, затрачиваемого накаждую ступень процесса.Для того чтобы улучшить скорость реакции до уровня, скажем, ниндзя, необходимо две вещи: тренировать мышцы, чтобы быстро сокращались их волокна, и увеличить скорость активизации и общения нейронов мозга. Последнее можно представить как повышение скорости работы процессора компьютера. Это будет промежуток времени между посылом сигнала из мозга и получения его мышцами. Если вы будете тренироваться и контролировать результаты, это поможет вам в любом аспекте вашей жизни -- особенно в те моменты, от которых будет зависеть ваша жизнь.Следует натренировать мышечные волокна сжиматься быстрее. Для этого отлично подойдут упражнения с «реактивными» движениями. Обычно все реакции связаны с руками. Именно на увеличение скорости реакции рук вам следует обратить внимание. Помогут в этом отжимания схлопками. С их помощью вы сможете тренировать скорость реакции ваших рук.Немаловажно также увеличить скорость умственных сигналов для ускорения трансмиссии нейропередатчиков. Это можно сделать с помощью некоторых упражнений, развивающих скорость хватки и блокировки (защиты). В боевых искусствах тренер особое внимание уделяет умению ученика выставлять защиту против нападения. Это действие должно дойти до уровня автоматизма, стать бессознательным. Можно тренироваться смячом: резко ударить его об стену, а затем поймать. Особенно хорошо, если стена неровная и таким образом вам будет сложно просчитать траекторию отскока.Для улучшения реакции очень важно развивать умение замечать объекты периферийным зрением. Попросите друга, чтобы он неожиданно напал на вас сзади или сбоку. Полезны в этом плане компьютерные игры -- обычные 2D или 3D. В Интернете можно найти массу игр, направленных на тренировку рефлексов.

Для того чтобы проверить скорость реакции, вам понадобится помощь друга и линейка. Попросите друга держать линейку прямо перед вами, примерно на уровне солнечного сплетения. Выдолжны стоять с опущенными вдоль тела руками. Затем он должен отпустить ее без предупреждения. Успеете ли вы поймать ее прежде, чем она упадет напол? Если успели, не все так плохо. Теперь посмотрите на расстояние, которое пролетела линейка до того, как вы ее поймали. Регулярно тренируйте скорость реакции, чтобы сократить ее падение до минимума.

Тест на психическое состояние

Предназначен для интегральной экспресс-оценки психического состояния в ходе массовых психопрофилактических (скрининговых) и индивидуальных обследований. Разработан в Научно-исследовательском психоневрологическом институте им. В. М. Бехтерева (Гурвич И. Н., 1992).

Выполнение теста занимает 10--15 минут. Бланки обрабатываются работником среднего медицинского персонала или другим специально проинструктированным лицом. Обработка сводится к подсчету общей суммы набранных обследуемым баллов и занимает не более одной минуты.

Инструкция: В данной анкете представлены явления, которыми, как правило, психика человека отвечает на трудные жизненные ситуации. Внимательно прочитайте и оцените по следующей шкале то, насколько каждое из этих явлений представлено в Вашей жизни:

4 -- есть и было всегда;

3 -- есть уже длительное время;

2 -- появилось в последнее время;

1 -- было в прошлом, но сейчас нет;

0 -- нет и не было.

1. Бессонница, расстройства сна.

2. Ощущение, что окружающие люди относятся к Вам недоброжелательно.

3. Головные боли.

4. Изменение настроения без видимых причин.

5. Боязнь темноты.

6. Чувство, что Вы стали хуже других людей.

7. Плаксивость, склонность к слезам.

8. Ощущение комка в горле.

9. Боязнь высоты.

10. Быстрая утомляемость, чувство усталости.

11. Неуверенность в себе, в своих силах.

12. Сильное чувство вины.

13. Опасение по поводу возможного возникновения тяжелого заболевания.

14. Боязнь находиться одному в помещении или на улице.

15. Опасение покраснеть на людях.

16. Трудности в общении с людьми.

17. Беспричинный, необоснованный страх за себя, за других людей, боязнь каких-либо ситуаций.

18. Дрожание рук, ног, всего тела.

19. Невозможность сдерживать проявления своих чувств.

20. Сниженное, плохое или подавленное настроение.

21. Учащенное сердцебиение.

22. Беспричинная, необоснованная тревога, предчувствие, что может произойти что-то неприятное.

23. Безразличие ко всему происходящему.

24. Повышенная раздражительность, вспыльчивость.

25. Повышенная потливость.

26. Чувство общей слабости, вялости.

Тест позволяет распределить обследуемых на пять групп (уровней) психического здоровья:

I группа, здоровые -- сумма баллов менее 10;

II группа, практически здоровые с благоприятными прогностическими признаками -- 11--20 баллов;

III группа, практически здоровые с неблагоприятными прогностическими признаками (предпатология) --21--30 баллов;

IV группа, легкая патология -- 31--40 баллов;

V группа с существенными признаками патологии -- более 40 баллов.

Заключение

Становление здоровья определяется взаимодействием большого числа факторов - социальных и биологических, внешних и внутренних, материальных и духовных, которые сложно и противоречиво взаимодействуют друг с другом.Главным условием сохранения здоровья, бесспорно, является активный образ жизни, который включает в себя личную гигиену, закаливание, рациональное питание, отказ от вредных привычек и, конечно же, активный образ жизни.Здоровый образ жизни и физическая культура органически едины в своей гуманистической направленности, ориентированы на конкретную личность. Физическая культура создает необходимые предпосылки и условия для здорового образа жизни, однако, не следует думать, что занятия физической культурой и спортом автоматически гарантируют хорошее здоровье. Исследованиями установлено, что из общего числа факторов, оказывающих влияние на формирование здоровья студентов, на занятия физической культурой и спортом приходится 15-30%, на сон - 24-30%, на режим питания - 10-16%, на суммарное воздействие других факторе - 24-51%.Систематические занятия физической культурой благотворно воздействуют на все системы функции организма: сердечно-сосудистую, дыхательную, на деятельность опорно-двигательного аппарата и т.д.

Список использованной литературы

1. Виноградов П.А., Физическая культура и здоровый образ жизни. Москва, 2007.

2. Физическая культура: Учебное пособие для подготовки к экзаменам / Под ред. В. Ю. Волкова и В. И. Загоруйко. СПб.: Питер, 2009. - 224 с.

3. Физическая культура студента: Учебник/Под ред. В.И. Ильинича.-М.: Гардарака, 2008-448с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Рассмотрение различных определений здоровья человека - отсутствие болезней: состояние полного физического, душевного и социального благополучия. Формирование культуры здоровья. Навыки эксплуатации технических средств обучения и бытовых приборов с ЭМИ.

    реферат , добавлен 13.12.2011

    Профилактика заболеваний и укрепление физического и психического здоровья как основы здорового образа жизни человека. Соблюдение правил личной гигиены. Закаливание организма. Польза для здоровья прогулок на свежем воздухе. Нарушение режима питания.

    презентация , добавлен 18.01.2013

    Факторы, определяющие состояние здоровья, показатели физического развития в основе определения его уровня. Программа формирования культуры здоровья. Знания и навыки эксплуатации технических средств обучения, бытовых приборов с электромагнитным излучением.

    реферат , добавлен 11.12.2011

    Здоровье как состояние физического, духовного, социального благополучия. Кератин как основа ногтевой пластинки. Основные разновидности форм пластинок, их цвет. Профилактика и коррекция здоровья по состоянию ногтей. Общие правила ухаживания за ногтями.

    презентация , добавлен 27.11.2013

    Понятие и сущность здоровья человека. Классификация факторов, влияющих на здоровье человека. Современные факторы риска для здоровья человека. Пути формирования здорового образа жизни. Основные причины смерти населения России. Культура здоровья людей.

    реферат , добавлен 09.03.2017

    Описание типового проекта детского комбината. Характеристика служебно-бытовых помещений. Гигиеническая оценка сетки занятий детей. Микроклимат помещений и световой режим. Гигиеническая оценка режима дня. Комплексная оценка состояния здоровья ребенка.

    курсовая работа , добавлен 24.07.2009

    Здоровье как естественное состояние организма. Изучение отличительных признаков нравственного, психического и физического здоровья человека. Составление распорядка дня, правильного питания, избавление от вредных привычек. Посещение спортивных секций.

    дипломная работа , добавлен 28.10.2014

    Понятие здоровья и здорового образа жизни, характеристика его составляющих: требования к правильному питанию, признаки психического здоровья, виды закаливания, режим труда и отдыха, необходимость физической активности и отказа от вредных привычек.

    презентация , добавлен 22.06.2015

    Определение сущности здоровья, его основные виды: соматическое, физическое, психическое. Влияние генетических факторов, состояния окружающей среды и медицинского обеспечения на показатели здоровья. Позитивная роль закаливания, личной гигиены и спорта.

    реферат , добавлен 15.12.2011

    Значение физической культуры для человека. Закаливание как своеобразная тренировка терморегуляторных процессов организма. Значение воздушных ванн для укрепления здоровья. Этапы закаливания водой. Польза инсоляции и правила принятия солнечных ванн.

Способ относится к области медицины и его осуществляют на основании сравнения фактической потребности (дефицита) в аммиаке и/или его солей организма человека и его максимально возможной величины и определяют на единицу минус отношение фактической величины потребности (дефицита) в аммиаке и/или его солях организма человека к максимально возможной потребности (дефицита) в аммиаке и/или его солях организма человека, определенной с учетом разведения аммиака и/или его солей. Способ обеспечивает упрощение оценки состояния здоровья человека. 2 ил.

Способ оценки общего состояния здоровья человека предназначен для использования в медицине при диагностике человека, оценке качества лечения, определения влияния различных излучений, в том числе геопатогенных зон. Известные способы оценки общего состояния здоровья предусматривают определение этой величины по 10-25 показателям, на основании которых по бальной системе рассчитывается общая величина. Недостатком этих способов является их длительность и недостаточная обоснованность общей величины. Наиболее близким аналогом является способ, предусматривающий исследование биологически активной жидкости на содержание в ней аммиака. Недостатком этого способа является то, что необходимость получения биологически активной жидкости и ее исследование предусматривает наличие биохимической лаборатории. Вторым недостатком является невозможность определения резерва жизненных сил. Отличительной особенностью предлагаемого способа является оценка общего состояния здоровья по потребности организма человека в аммиаке. Известно, что аммиак содержит в биологически активной жидкости человека и с мочей выводится из организма, что предусматривает его пополнение наряду с различными минеральными веществами. Аммиак представляет собой бесцветный газ, легче воздуха почти в 2 раза, поэтому определить его потребность можно только при его разведении. Аммиак хорошо растворим в воде. В одном объеме воды при 20 o C растворяется 700 объемов аммиака. 10% раствор аммиака в воде называется нашатырным спиртом. Исследованиями установлена связь потребности организма в аммиаке и его состояние здоровья. Состояние здоровья определялось по методу Фолля с помощью прибора биотест и экспертным оценкам на основании ряда медицинских показателей. Потребность в аммиаке определялась с помощью прибора Биотест, методом биолокации и с помощью использования электромагнитных датчиков. Наиболее наглядно прослеживается связь состояния здоровья и потребности в аммиаке при диагностике практически здоровых людей и онкологически больных в последней стадии. Указанная зависимость определялась при различных степенях разведения аммиака в виде - 1 десятичное, 3 десятичное, 3 сотинное, 6 сотинное, 9 сотинное, и 12 сотинное гомеопатическое разведения. Изготавливался аммиак и его соли и в виде гомеопатических шариков (растирание с молочным сахаром). Установлено, что для каждого разведения имеются свои зависимости, причем для мужчин и женщин они отличаются. В качестве примера на фиг. 1 даны зависимости изменения состояния здоровья мужчин и женщин от потребности в аммиаке при определении ее в 6 сотинном разведении. По предлагаемому способу оценки проводятся в следующей последовательности. Выбирается степень разведения аммиака, при которой будет определяться общее состояние здоровья, и оптимальное его состояние - разведение в воде, растирание разведенного аммиака или его солей в виде гомеопатических шариков или плата с осажденным на ней солью аммиака. Выбирается прибор или метод определения дефицита аммиака в организме (прибор Биотест. Метод биолокации, прибор с использованием электромагнитных датчиков). Далее определяется потребность организма в аммиаке (П ф) и по фиг. 2 выбирается максимально возможная его величина (П м) при принятой степени разведения и по формуле 1 оценивается общее состояние здоровья (3) З = 1 - П ф / П м (1) Потребность организма в аммиаке определяется следующим образом. При использовании прибора Биотест (метод Фолля), который разрешен Минздравом Р.Ф. для использования в медицинской практике, в одну руку берется пассивный электрод, подключенный к микроамперметру, а к биологически активной точке, характеризующей общее состояние здоровье, на другой руке подводится активный электрод. Определяется состояние здоровья в условных единицах (норма 50 усл. ед.). При отклонениях от указанной величины рука с активным электродом подносится к аммиаку в сравниваемой форме и степени разведения, постепенно увеличивая его количество до показателя по амперметру 50 у.е. Это количество аммиака и характеризует потребность организма при принятой степени разведения. Использование прибора Биотест приведено как один из возможных менее точных методов определения потребности. Наиболее точным методом определения потребности организма в аммиаке является использование прибора с электромагнитными датчиками. При их использовании определяется величина электромагнитного поля на определенном расстоянии от тела человека напротив сердца или напротив мезинца (меридиан сердца). Задача подбора - добиться максимального значения величины электромагнитного поля при контакте человека с различным количеством аммиака. При максимальной величине определяется потребность организма в аммиаке. Значительная часть населения при определенном обучении и тренировке может определять величину биополя с помощью маятников и рамок, на ряд конструкций которых выданы патенты. В данном случае метод определения потребности в аммиаке аналогичен при использовании приборов с электромагнитными датчиками. Оценка потребности в аммиаке возможна и другими методами. Например, использование тепловых датчиков (тепловизоров) по частоте пульса (оптимальная величина при необходимой потребности). При использовании в качестве диагностического средства солей аммиака фактическая величина пересчитывается с учетом молекулярного веса. Пример оценки общего состояния здоровья человека. Пациент К. , 42 года, жалоба на общую слабость. Потребность организма в аммиаке, определенная с помощью гомеопатических горошинок 6 сотинного разведения методом биолокации, с учетом наполнителя, составила 20 г, контрольная проверка с помощью прибора Биотест - 19,6 г, прибора, улавливающего электромагнитное поле человека - 20,3. Средняя величина 20 г. По таблице 2 для 6 сотенного разведения максимальная потребность составляет 25. По формуле (1) 3 = 1 - 20/25 = 0,2, т.е. общее состояние здоровья составляет 20% от величины здорового человека. Источники информации 1. Способ диагностики состояния здоровья человека и животных, качество пищевых продуктов и различных материалов, состояние окружающей среды. Заявка N 94937/14 МКИ A 61 B 5/02, опубл. 10.10.96, БИ N 28, с. 87. 2. Способ определения интенсивности биополя. Патент РФ 1826863, МКИ A 61 B 5/04.

Формула изобретения

Способ оценки общего состояния здоровья человека, отличающийся тем, что общее состояние здоровья человека оценивают на основании сравнения фактической потребности (дефицита) в аммиаке и/или его солях организма человека и его максимально возможной величины и определяют на единицу минус отношение фактической величины потребности (дефицита в аммиаке и/или его солях организма человека к максимально возможной потребности (дефицита) в аммиаке и/или его солей организма человека, определяемой на фиг.1, с учетом разведения аммиака и/или его солей.

Состояние здоровья

"...17) состояние - изменения организма, возникающие в связи с воздействием патогенных и (или) физиологических факторов и требующие оказания медицинской помощи;..."

Источник:

Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 25.06.2012) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации"


Официальная терминология . Академик.ру . 2012 .

Синонимы :

Смотреть что такое "Состояние здоровья" в других словарях:

    состояние здоровья - здоровье, самочувствие, здравие Словарь русских синонимов. состояние здоровья сущ., кол во синонимов: 3 здоровье (10) … Словарь синонимов

    Состояние здоровья населения - I Состояние здоровья населения комплексная социально гигиеническая характеристика состояния жизнедеятельности населения. Проводится изучение С. з. н. как всей страны, области, края, района, города, так и его отдельных групп (половых, возрастных,… … Медицинская энциклопедия

    состояние здоровья населения - (син. санитарное состояние населения) комплексная социально гигиеническая характеристика здоровья населения, содержащая или обобщающая ряд демографических показателей, уровень заболеваемости и физического развития населения … Большой медицинский словарь

    I группа практически здоровые граждане, не нуждающиеся в диспансерном наблюдении, с которыми проводится профилактическая беседа и даются рекомендации по здоровому образу жизни;... Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н О… … Официальная терминология

    II группа граждане с риском развития заболевания, нуждающиеся в проведении профилактических мероприятий. Для них составляется индивидуальная программа профилактических мероприятий, осуществляемых в учреждениях здравоохранения по месту жительства; … Официальная терминология

    III группа граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании для уточнения (установления) диагноза (впервые установленное хроническое заболевание) или лечении в амбулаторных условиях (ОРЗ, грипп и другие острые заболевания, после лечения… … Официальная терминология

    IV группа граждане, нуждающиеся в дополнительном обследовании и лечении в стационарных условиях заболевания, выявленного во время диспансеризации;... Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N 80н О проведении в 2008 2009 годах… … Официальная терминология

    V группа граждане с впервые выявленными заболеваниями или наблюдающиеся по хроническому заболеванию и имеющие показания для оказания высокотехнологичной (дорогостоящей) медицинской помощи... Источник: Приказ Минздравсоцразвития РФ от 20.02.2008 N … Официальная терминология

    улучшивший состояние здоровья - прил., кол во синонимов: 2 оздоровивший (12) сделавший более здоровым (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин … Словарь синонимов

    состояние - СОСТОЯНИЕ1, я, ср Внутреннее самочувствие, расположение духа, настроение, чувство, испытываемое кем л. Я уехал домой в каком то непонятном состоянии. Я испытывал смешанное чувство беспокойства и азарта (Довл.). СОСТОЯНИЕ2, я, ср То же, что… … Толковый словарь русских существительных

Книги

  • Демографические факторы здоровья , М. С. Бедный. В монографии с позиций системного анализа рассматриваются такие проблемы, как продолжительность жизни, состояние здоровья супружеских пар. Показана зависимость числа детей в семье от… Купить за 280 руб
  • Язык - зеркало здоровья. Диагностика по языку , Дао Хаолян. Китайской медицине давно известны приемы диагностики различных заболеваний по внешнему виду языка. Ведь язык - зеркало здоровья. С помощью осмотра языка можно: понять и оценить состояние…

АНАЛИЗ ЗАБОЛЕВАЕМОСТИ НАСЕЛЕНИЯ

под ред. з.д.н. РФ, проф. В.С. Лучкевича

Учебно-методическое пособие

Санкт-Петербург


УДК 312.6001.8

Анализ заболеваемости населения : учебно-методическое пособие / под ред. В.С. Лучкевича. – СПб.: СЗГМУ им. И.И. Мечникова, 2015. – 47 с.

Авторский коллектив: В.С. Лучкевич, П.Н. Морозько, Г.М. Пивоварова, Н.И. Пустотин, В.П. Панов, И.Л. Самодова, А.Ю. Ломтев, Э.В. Миронченко, Е.А. Абумуслимова, Г.Н. Мариничева, Т.В. Самсонова, А.Ш. Каличава.

Рецензент: зав. кафедрой социальной гигиены, управления и экономики здравоохранения ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова, доктор медицинских наук, профессор Филатов Владимир Николаевич

Учебно-методическое пособие посвящено методическим аспектам изучения, расчета и анализа показателей различных видов заболеваемости, необходимых для комплексной оценки здоровья отдельных групп и контингентов населения административной территории, для определения эффективности лечебно-профилактических, гигиенических и противоэпидемических мероприятий.

Учебно-методическое пособие содержит основы заболеваемости населения как важнейшего показателя общественного здоровья, критерия оценки качества и эффективности оздоровительной работы, объективного и чувствительного индикатора медико-социального благополучия. В учебно-методическом пособии отражены причины и факторы риска заболеваемости, определены последствия влияния болезни на состояние здоровья.



Учебно-методическое пособие предназначено для обучающихся по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» и 060105 «Медико-профилактическое дело».

Утверждено

в качестве учебно-методического пособия методическим советом ГБОУ ВПО СЗГМУ им. И.И.Мечникова МЗ РФ


ТЕМА : Анализ заболеваемости населения.

КОНТИНГЕНТ УЧАЩИХСЯ – обучающиеся по направлению подготовки (специальности) 060101 «Лечебное дело» и 060105 «Медико-профилактическое дело».

ПРОДОЛЖИТЕЛЬНОСТЬ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ – 4 часа (в академических часах)

ЦЕЛЬ ЗАНЯТИЯ: изучитьосновы медико-социального и клинико-статистического анализа заболеваемости различных групп населения и научиться использовать данные о состоянии здоровья для оценки эффективности лечебно-оздоровительных мероприятий, а также для обоснования организационных форм профилактических мероприятий.

В результате изучения темы студент должен знать:

1. Понятие здоровья населения. Критерии здоровья. Комплексную оценку здоровья населения.

2. Определение понятия заболеваемости, болезненности, патологической пораженности.

3. Виды заболеваемости. Методы и источники изучения заболеваемости.

4. Заболеваемость по данным обращаемости.

5. Заболеваемость по данным медицинских осмотров.

6. Заболеваемость, изучаемую на основе данных регистрации причин смерти.

7. Состояние, тенденции и прогноз изменения показателей здоровья различных групп населения с учетом влияния социально-экономических условий.

8. Заболеваемость по данным изучения причин инвалидности.

9. Основные понятия Международной статистической классификации болезней (МКБ).

В результате изучения темы студент должен уметь:

1. Уметь правильно регистрировать отдельные виды заболеваемости с определением единиц наблюдения для каждого вида заболеваемости.

2. Уметь анализировать данные сводных статистических форм (отчетов), оценивать уровень и структуру зарегистрированной заболеваемости.

3. Уметь оценивать заболеваемость по данным госпитализации стационарных больных.

4. Уметь анализировать данные о впервые выявленной патологии и накопленных хронических форм заболеваний по результатам комплексных медицинских осмотров.

5. Уметь рассчитывать и анализировать показатели заболеваемости (структуры, уровня, динамики), с построением графических изображений, выявлением взаимосвязей заболеваемости и факторов риска.


ЗДОРОВЬЕ

По определению Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ): «Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов».

В соответствии с Федеральным законом от 21. 11. 2011 г. N 323-ФЗ) Здоровье – состояние физического, психического и социального благополучия человека, при котором отсутствуют заболевания, а также расстройства функций органов и систем организма».

В медико-социальных исследованиях при оценке здоровья целесообразно выделять четыре уровня:

1. Здоровье отдельного человека – индивидуальное здоровье.

2. Здоровье социальных и этнических групп – групповое здоровье.

3. Здоровье населения административных территорий – региональное здоровье.

4. Здоровье популяции – общественное здоровье.

1. Отчисление валового национального продукта на здравоохранение.

2. Доступность первичной медико-социальной помощи.

3. Охват населения медицинской помощью.

4. Уровень иммунизации населения.

5. Степень обследования беременных женщин квалифицированными специалистами.

6. Состояние питания детей.

7. Уровень детской смертности.

8. Средняя продолжительность предстоящей жизни.

9. Гигиеническая грамотность населения.

Исходя из материалов ВОЗ, Минздрав РФ предлагает следующие определения здоровья.

Общественное здоровье – медико-социальный ресурс и потенциал общества, способствующий обеспечению национальной безопасности.

Здоровье населения – медико-демографическая и социальная категория, отражающая физическое, психическое, социальное благополучие людей, осуществляющих свою жизнедеятельность в рамках определенных социальных общностей.

Более полным является определение общественного здоровья, разработанное на семинаре заведующих кафедрами организационного профиля:

Общественное здоровье – это важнейший экономический и социальный потенциал страны, обусловленный воздействием различных факторов окружающей среды и образа жизни населения, позволяющий обеспечить оптимальный уровень качества и безопасность жизни людей.

Здоровье – это такое состояние, которое обеспечивает оптимальное взаимоотношение организма с окружающей средой и способствует активизации всех видов жизнедеятельности человека (трудовой, хозяйственной, бытовой, рекреационной, планирования семьи, медико-социальной и т.д.).

Критерии здоровья.

Основными критериями, характеризующими общественное здоровье, являются:

1. Медико-демографические (рождаемость, смертность, естественный прирост, младенческая смертность, частота рождения недоношенных детей, ожидаемая средняя продолжительность предстоящей жизни.

2. Заболеваемость (общая, инфекционная, с временной утратой трудоспособности, основными неэпидемическими заболеваниями, госпитализированная, по данным медицинских осмотров).

3. Первичная инвалидность.

4. Показатели физического развития.

5. Показатели психического здоровья.

Все критерии оцениваются в динамике.

Комплексная оценка здоровья населения.

При комплексной оценке состояния здоровья взрослых распределение на группы здоровья производится следующим образом.

Первая группа – здоровые лица (не болевшие в течение года или редко обращающиеся к врачу без потери трудоспособности).

Вторая группа – практически здоровые лица, с функциональными и некоторыми морфологическими изменениями или редко болевшие в течение года (единичные случаи острых заболеваний).

Третья группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (более четырех случаев и 40 дней нетрудоспособности в год).

Четвертая группа – больные с длительно текущими хроническими заболеваниями (компенсированное состояние).

Пятая группа – больные с частыми обострениями длительно текущих заболеваний.

Однако, разделение, как взрослых, так и детей на группы здоровья довольно условно.

Для оценки индивидуального здоровья используется ряд весьма условных показателей: ресурсы здоровья, потенциал здоровья и баланс здоровья.

Ребенка невозможно. Ведь здесь должны быть учтены не только физические параметры, по и Ребенок должен развиваться гармонично, а это во многом зависит от условий, в которых он проживает: здесь важна и психологическая обстановка в семье, и финансовое положение родителей, и даже уровень их образования.

Оценка ребенка - важное мероприятие, по результатам которого определяется к которой он принадлежит. В свою очередь знание группы здоровья позволяет определить физическую нагрузку, которая подходит данному ребенку, и меры профилактики заболеваний, которым он подвержен.

Такая оценка направлена на своевременное выявление и устранение имеющихся патологий, ведь только так можно добиться улучшения здоровья нации.

Критерии оценки здоровья

Состояние здоровья ребенка определяется многими критериями, разделенными на 2 группы: определяющие и характеризующие.

К определяющим относят генеологический, социальный и биологический анамнез.

Параметры социального анамнеза:

  • Полнота семьи.
  • Уровень образования семьи.
  • Жилищно-бытовые условия семьи.
  • Психологический климат.
  • Материальное обеспечение.
  • Уровень санитарно-гигиенических условий.

Параметры биологического анамнеза:

  • Как протекала беременность.
  • Как протекали роды.
  • Каково было здоровье ребенка после рождения.

Генеологический анамнез определяется по каждому заболеванию, насколько вся семья предрасположена к каким-либо патологиям.

Все эти параметры врач должен выяснить на первой встрече, а далее приступить к критериям, характеризующим состояние здоровья ребенка:

  • Состояние и психики.
  • Функционирование внутренних органов и систем (пульс, давление, и т. д.)
  • Наличие (или отсутствие) пороков и аномалий развития.

После изучения и осмотра по всем пунктам врач дает заключение, определяя, к какой группе здоровья относится ребенок.

Всего существует 4 группы

В первую группу включаются здоровые дети, не имеющие каких-либо отклонений или минимальные пороки развития (строение ушной раковины, аномалии ногтей, стигмы и т. п.), которые не могут повлиять на состояние его здоровья.

Ко второй А группе относят тех, кто имеет минимальные риски по развитию и формированию хронических заболеваний, т. е. у них отягощен социальный, гинеологический или биологический анамнез. Например, алкоголизм у родителей, профессиональные вредные факторы или аномалии течения беременности.

При наличии функциональных отклонений, но отсутствии каких-либо хронических процессов в организме детей включают во вторую В группу.

К третьей группе принадлежат дети с хроническими заболеваниями, а к четвертой - дети-инвалиды.

На основании длительного наблюдения группа здоровья может меняться, хотя часто этого делать не стоит (только по прошествии 9 месяцев). Основанием к переводу может служить улучшение функциональных показателей, излечение от острого заболевания, снятие с учета по поводу хронического заболевания.

Диагностика состояния здоровья необходима для того, чтобы каждому ребенку были даны эффективные и необходимые рекомендации по здоровому образу жизни. Так, дети первой группы нуждаются лишь в профилактических рекомендациях. Они должны соблюдать хорошо питаться и закаляться. Дети второй группы уже нуждаются в оздоровительных мероприятиях для того, чтобы их состояние здоровья улучшилось, и они могло бы перейти в первую группу. Дети из третьей и четвертой группы здоровья обычно находятся под наблюдением врачей и получают необходимое лечение в зависимости от имеющейся патологии.