Витамины или лекарства для улучшения памяти школьнику. Витамины для школьников

Улучшить мозговую деятельность и память можно при помощи некоторых полезных веществ. Определенное количество можно получить из продуктов питания. Однако этого не всегда достаточно, поэтому возникает необходимость принимать витамины для мозга и памяти. Сегодня поговорим о веществах, которые стимулируют мозговую активность и разберем виды наиболее эффективных препаратов для взрослых и детей.

Одной из основных функций головного мозга является память. Причины возникновения повышенной забывчивости достаточно разнообразны. Часто временное ослабления внимания и памяти наступает из-за переутомления, недосыпа, эмоционального стресса либо повышенной тревожности. Подобные нарушения памяти называются «функциональными».

Обычно из-за повышенной забывчивости страдают студенты, пожилые люди, дети с синдромом СДВГ, а также работники, чья деятельность сопряжена с постоянными умственными и физическими растратами. Чтобы от этого избавиться, необходимо устранить причину и пропить курс витаминов для улучшения памяти и мозговой активности. К самым важным витаминам для ума относятся:

  1. Витамин В1 . Влияет на способность мозга запоминать информацию. Его нехватка провоцирует появление физической и психической слабости, быстрой утомляемости и депрессивного состояния.
  2. Витамин В2 . Снабжает организм энергией.
  3. Витамин В3 . Способствует выработке энергии в нервных клетках, в результате чего улучшается память и сама работа головного мозга.
  4. Витамин В5 . Отвечает за долговременную память, а также способен подавлять негативное влияние алкоголя и никотина на человеческий мозг.
  5. Витамин В9 . Улучшает скорость мышления и качество запоминания.
  6. Витамин В12 . Влияет на состояние организма человека во время засыпания и пробуждения.
  7. Витамин С . Защищает организм от психического и физического перенапряжения, а также влияния внешних негативных факторов.
  8. Витамин Е . Это мощнейший антиоксидант. Его действие направлено на устранение свободных радикалов, действие которых значительно замедляет работу мозга.
  9. Витамин D . Предупреждает развитие различных расстройств ЦНС и ускоряет мозговую активность.

Данные вещества иначе называют «витамины для памяти». Далее разберем в каких продуктах питания они содержатся в наибольшем количестве.

Питание для мозга: основные принципы

Для обеспечения нормальной работы головного мозга необходимо соблюдать определенные правила. Самые важные из них:

  1. Нельзя переедать. На усвоение лишней еды расходуется много кислорода. Это приводит к образованию свободных радикалов, разрушающих клетки мозга.
  2. Придерживаться дробного питания. Кушать по 5-6 раз в сутки небольшими порциями.
  3. Включить в рацион рыбу хотя бы 3 раза в неделю.
  4. Употреблять сложные углеводы (крупы).
  5. Каждый день кушать овощи и фрукты в свежем виде.
  6. Питание должно быть правильным и сбалансированным.
  7. Отказаться от вредных для работы мозга продуктов (алкоголь, кофеин, жирная пища, сладости).

Витамины, отвечающие за работу мозга, помогают предотвратить снижение его активности и возникновение когнитивных нарушений. В определенном количестве они содержатся в некоторых продуктах питания. Данную пищу необходимо включить в свой ежедневный рацион:

  • мясо – говядина, курица;
  • субпродукты – свиная печень и сердце;
  • рыба – форель, лосось, сардина;
  • морепродукты – устрицы, моллюски;
  • зерновые продукты – цельная пшеница, овсянка, пшено, коричневый рис;
  • овощи – чеснок, шпинат, краснокочанная капуста, брокколи, сладкий перец, помидоры, картофель, лук, свекла, спаржа;
  • ягоды и фрукты – ежевика, черника, малина, красные яблоки, апельсины, бананы, гранат, авокадо, хурма;
  • орехи – миндаль, грецкие, лесные;
  • яйца – куриные, перепелиные;
  • натуральные специи – куркума, орегано, мускатный орех;
  • масла – оливковое, льняное, кокосовое;
  • черный шоколад (75%);
  • зеленый чай, молоко, йогурт.

Витаминные комплексы для мозга и памяти

Чтобы улучшить активность мозга, недостаточно обогатить рацион питания полезными продуктами. Периодически необходимо пропивать курс специальных витаминно-минеральных комплексов. Сейчас препараты для улучшения памяти представлены огромным ассортиментом. Рассмотрим несколько эффективных средств, которые можно принимать взрослым людям:

1. Память Форте

Улучшает концентрацию внимания и память, сохраняет ясность мышления. Необходимо принимать при возрастных снижениях памяти, при рассеянности и в случае высокой интеллектуальной нагрузки. Содержит в своем составе витамины, экстракты лекарственных растений, РНК и ДНК.

Цена: 300-320 рублей.

2. Витрум Мемори

Данный комплекс улучшает мозговое и периферическое кровообращение. Его рекомендовано принимать для долговременной памяти, улучшения умственной активности и повышения интеллектуальных способностей. Назначают при возникновении стрессовых ситуаций и сильного переутомления. В составе содержатся витамины группы В, витамин С и экстракты растений.

Цена: 470-500 рублей.

3. Ревьен

Данный комплекс активизирует кровообращение в мозге, тем самым повышая его активность. Необходимо принимать при хронической усталости, депрессии и с целью стабилизации эмоционального состояния. Имеет в своем составе витамины и минералы, дрожжи, а также растительные экстракты.

Цена: 3500 рублей.

4. Фостфатид-комплекс Аструм

Препарат стабилизирует обменные процессы в клетках мозга, влияет на память и умственное развитие. Рекомендуется принимать при переутомлении, тревожных состояниях, астении, а также для улучшения мыслительных способностей и памяти. Содержит в своем составе лецитин.

Цена: 1400 рублей.

Витаминные комплексы для студентов и школьников

Студенты и школьники старших классов много времени посвящают обучению, поэтому часто подвержены стрессам. Сессии, зачеты, выпускные экзамены требуют сильных умственных нагрузок. В этом случае врачи рекомендуют принимать специальные витаминные комплексы. Для студентов и школьников подойдут такие препараты:

1. Брейн бустер

Цена: 2500 рублей.

2. Глицин+В Витамины

Препарат способствует улучшению настроения, повышает умственную работоспособность и уменьшает психоэмоциональное напряжение. Рекомендовано принимать до и во время сессии либо экзаменов. Содержит в своем составе витамины В и глицин.

Цена: 200 рублей.

3. Брейн-о-флекс

Биодобавка восстанавливает клетки мозга, успокаивает нервную систему, увеличивает объем работающих мозговых клеток. В составе имеется омега-3, витамин Е, бета-каротин и экстракт гинкго билоба.

Цена: 1200 рублей.

Для дошкольников и школьников младшего возраста подойдут такие витаминные комплексы, как Пиковит, ВитаМишки, Алфавит Школьник, Витрум Бэби. Данные препараты, кроме усиления мозговой активности и улучшения памяти, способствуют укреплению иммунной системы ребенка. Выпускаются в виде желейных мармеладок, благодаря чему дети с удовольствием их съедают.

Меры предосторожности

Все вышеперечисленные препараты не относятся к лекарствам, а являются биологически активной добавкой к пище . Несмотря на это, прежде чем начать прием, следует обязательно проконсультироваться с врачом.

Многие комплексы имеют обширный список противопоказаний. Также есть риск появления побочных эффектов. При приеме данных витаминных комплексов, следует прекратить прием других средств, которые содержат в своем составе витамины, улучшающие деятельность мозга. В противном случае возможна передозировка. Переизбыток какого-либо витамина так же вреден, как и недостаток.

  • хороший сон (для эффективного отдыха нужно спать не меньше 8 часов);
  • постоянно читать развивающую литературу (не только улучшает память, но и пополняет словарный запас);
  • учить стихи наизусть;
  • играть в стратегические компьютерные игры на логику (достаточно 30 минут в день);
  • работать с числами (это эффективная тренировка памяти);
  • постоянно познавать новое (например, изучать иностранные языки);
  • заниматься спортом (хорошая физическая форма повышает способность воспринимать и запоминать новую информацию);
  • хорошо и правильно питаться (особенно важно завтракать каждый день).

Если у вас начались проблемы с памятью, а также вы чувствуете, что быстро устаете, то первое, что надо сделать – наладить питание и пересмотреть свой образ жизни. Важно принимать и витамины, повышающие мозговую активность. Однако для этого придется обратиться к специалисту, который подскажет, что лучше принимать индивидуально вам.

Экология жизни. Дети: Плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться...

Вопросом, как улучшить память ребенка, рано или поздно задается любой родитель. Чаще всего такой момент наступает, когда малыш отправляется в школу, и на него сваливается разом огромное количество информации. Однако существуют несложные способы, при помощи которых вы не только сможете улучшить память своего ребенка, но, возможно, и сами избавитесь от забывчивости.

Стоит помнить, что плохая память у детей бывает очень редко, чаще всего она просто недостаточно развита, а с этой проблемой справиться не так уж и сложно.

Способ 1. Спрашивайте, как прошел день ребенка

Каждый вечер просите своего малыша рассказать, как прошел его день. Со всеми мельчайшими подробностями. Это отличная тренировка памяти. Такие монологи помогут вашему ребенку научиться выстраивать хронологию событий, анализировать их.

Сначала рассказ ребенка будет сбивчивым, но со временем его речь станет более связной, он будет вспоминать все больше подробностей и мелких деталей.

Чтобы помочь малышу, можно задавать ему вопросы «А что делала твоя подружка Катя, когда ты играла в доктора?», «Какого цвета на ней было платье?» и т.д.

Способ 2. Читайте с ребенком книги

Пока ребенок еще маленький, читайте ему, например, перед сном интересные запоминающиеся сказки или стихи. Пробуйте вместе учить небольшие четверостишия наизусть. Это самым благотворным образом скажется на словарном запасе вашего малыша. А когда он научится читать самостоятельно, постарайтесь привить ему любовь к этому делу.

Пусть книга станет хорошим другом для ребенка. Даже если ребенок не очень хочет, пусть для него обязательным правилом будет чтение нескольких страниц в день какой-нибудь книги. И обязательно просите его пересказать прочитанное и высказать свое отношение.

Способ 3. Играйте с ребенком в слова

  • Называйте малышу 10 слов и просите его повторить их. Можно выбирать слова определенной тематики (фрукты и овощи, еда, игрушки, деревья, цветы, какие предметы есть в комнате и т.д.). Все слова, которые ребенок не назвал, ему обязательно нужно напомнить. Считается, что если малыш 6-7 лет может повторить 5 слов из 10, у него хорошая кратковременная память, а если он называет 7-8 – его долговременная память тоже прекрасно развита.
  • Для развития зрительной памяти можно выкладывать перед малышом картинки (например, 5-7 штук) и просить запомнить их . Затем можно убрать одну или две и спросить, чего не хватает, либо перемешать все картинки местами и попросить малыша выложить их в изначальном порядке.
  • С детьми постарше можно играть в эту игру немного по-другому. Положите перед ними фотографию или картинку со множеством деталей. Пусть ребенок рассматривает ее в течение 15-20 секунд, стараясь запомнить как можно больше подробностей. Затем уберите изображение и попросите его написать на листе бумаги список всего, что он запомнил.


Способ 4. Тренируйте внимательность ребенка

Помните, в журналах нашего детства типа «Мурзилки» были задачки, в которых нужно было найти, чем отличается одна картинка от другой. Такие задания и сейчас можно легко отыскать в книгах по развитию ребенка, коих великое множество. Эти упражнения не только очень увлекательны, но и отлично тренируют память, внимательность и воображение.

Способ 5. Освойте метод Цицерона

Суть этого метода в том, чтобы мысленно расположить предметы, которые нужно запомнить, в хорошо знакомом пространстве – это может быть собственная комната, чердак или любое помещение, которое ребенок хорошо знает. Главное правило этого принципа запоминания – большие предметы мы мысленно уменьшаем, а маленькие – увеличиваем.

Например, ребенку надо запомнить 5 слов – зонт, медведь, апельсин, бегемот, море, стул. Все эти слова нужно мысленно разместить в комнате: зонт повесить на ручку двери, большой апельсин положить на подоконник, стул поставить перед кроватью, крохотного медведя отправить гулять под цветком на окне, а маленького бегемота – спать на кровати, а море – бушевать в телевизоре. После некоторой тренировки ребенку, для того чтобы воспроизвести цепочку слов, нужно будет всего лишь восстановить в памяти интерьер родного жилища.

Способ 6. Научите ребенка методу ассоциаций

Такой способ отлично поможет запомнить информацию, если хаотический набор фактов не желает укладываться в стройную классификацию. Научите ребенка выстраивать взаимосвязи между запоминаемым словом и чем-то очень знакомым и понятным ему. Спросите у малыша, с чем у него ассоциируется то или иное слово или вместе придумайте. Ассоциации могут быть привычными или смешными, знакомыми каждому или понятными только вам и малышу.

Способ 7. Изучайте с малышом иностранный язык

Это прекрасная тренировка для памяти, как и любой новый навык, например, игра на музыкальном инструменте или даже обучение танцам. 10 новых иностранных слов в день или пара простых фраз – запомнить их не отнимет много времени, зато это очень полезно и в будущем этот навык ребенку точно пригодится. И обязательно повторяйте выученное накануне на следующий день.

Способ 8. Отдайте ребенка на спорт

Подружите ребенка со спортом. Казалось бы, где связь с памятью? Однако любые физические нагрузки, особенно на свежем воздухе, стимулируют кровоток и способствуют лучшему кровоснабжению головного мозга, что, в свою очередь благоприятно сказывается и на памяти. Не пренебрегайте прогулками с малышом, чаще проветривайте его комнату, особенно перед сном.

Способ 9. Приучите малыша напрягать память

Самым простым способом развития памяти является тренировка . Звучит банально? Да, но без регулярных нагрузок ничего не получится. А в наш век планшетов, смартфонов и Интернета напрягать память становится все труднее, ведь проще всего поискать что-то забытое на просторах всемирной паутины. И дети овладевают этими навыками едва ли не с пеленок.

Поэтому так важно приучить ребенка, если он что-то забыл, пусть сначала постарается вспомнить самостоятельно, и только если ничего не выйдет в течение нескольких минут, пусть лезет в словарь или Интернет.

Способ 10. Составьте правильный рацион питания

Конечно, одним правильным питанием хорошую память у ребенка не развить, но есть базовые продукты, в которых содержатся вещества, необходимые для улучшения мозговой деятельности, а значит, и для улучшения памяти.


Поэтому включите в рацион питания своего ребенка:

– да, дети не в восторге от некоторых из этих продуктов, но они хотя бы в небольших количествах должны присутствовать в меню ребенка. опубликовано

Средства для улучшения памяти и работы мозга: препараты, витамины, народные методы

Можно особенно не вникать в тонкости сложных мыслительных процессов, если с памятью пока все благополучно, поэтому улучшение памяти с помощью различных медикаментозных средств молодежь мало заботит. Однако все поменяется, как только будет поставлена определенная цель, требующая немалых умственных усилий: в короткий срок усвоить огромный объем информации, нужный для овладения новой профессией, подготовиться к сложным экзаменам, нацелившись на блестящий результат, принять участие в интеллектуальных состязаниях. Тогда молодые люди начинают лихорадочно вести поиск действенных средств, способных быстро прояснить в голове, выкинуть ненужное, освободив место новому. Между тем, начитавшись различных рекомендаций и получив советы «знающих» друзей, можно в иной раз навредить своей памяти, а не улучшить ее.

Но все же, в основном, препараты и средства для улучшения памяти вызывают интерес у определенных слоев населения: они нужны и назначаются чаще всего людям среднего возраста и пожилым людям, интеллектуальная деятельность которых идет на спад не только по причине патологии, но и естественным образом.

Препараты для улучшения памяти

Прежде чем приступить к описанию препаратов для улучшения памяти и работы мозга, хотелось бы предупредить читателя, что хорошо было бы согласовать их применение с доктором, которого называют неврологом (невропатологом). Он лучше других специалистов знает, какое лекарство подойдет в том или ином случае, поскольку изучение проблемы нарушения памяти входят в область его профессиональной компетенции. К тому же, далеко не все таблетки для улучшения памяти можно взять и запросто купить в аптеке. На некоторые потребуют рецепт.

Кроме этого, самостоятельный выбор препаратов или приобретение их по совету знакомых может обернуться нежелательными реакциями со стороны организма и еще большим нарушением нервной системы.

К синтетическим лекарственным формам без особой надобности вообще не желательно обращаться, для начала можно попробовать попить витамины или, еще лучше – настои и отвары, то есть, те лекарства, которые мы называем народными средствами. Однако многие препараты для улучшения памяти почти постоянно находятся на слуху, так как ежедневно рекламируются средствами массовой информации, поэтому пациентам кажется, что нет ничего проще для улучшения мозговой деятельности, чем зайти в аптеку и купить, что нужно. В связи с этим, в первую очередь мы опишем средства, назначаемые врачом и выдаваемые после предъявления рецепта.

Придется зайти к врачу

Решительно настроившись воспользоваться достижениями современной фармакологии в области улучшения памяти, придется иметь в виду, что лекарство в аптеке без такого документа, как рецепт, могут не отпустить, поэтому необходимо посетить врача, который после осмотра, а иногда и обследования, возможно, выпишет рецепт на один из лекарственных препаратов, называемых ноотропами.

Ноотропы

Ноотропы – это психотропные лекарственные средства, которые отличаются от других представителей данной группы тем, что нейтрально относятся к биоэлектрической активности ГМ, не оказывают воздействия на двигательную активность, не изменяют условно-рефлекторную функцию и вегетативную иннервацию. Вместе с тем, они улучшают память, интеллектуальную работоспособность, стимулируют познавательную деятельность, то есть, восстанавливают процессы, которые могли нарушиться в результате повреждающего действия неблагоприятных факторов.

Ноотропный эффект препаратов данной группы заключается в воздействии на функциональные возможности ЦНС (интеллектуальные способности, речевые навыки) за счет стимуляции окислительно-восстановительных реакций, увеличения скорости биохимических циклов (оборот аденозинтрифосфата, утилизация глюкозы), то есть, участия в дыхании тканей и метаболических процессах, происходящих в нервных волокнах. Стимуляция данных процессов способствует:

  • Изменению в лучшую сторону питания тканей мозга;
  • Позитивному влиянию на ясность ума, сознание, повышение концентрации внимания, обучаемость;
  • Увеличению устойчивости к негативным воздействиям окружающей среды, лекарственных препаратов, экстремальных факторов;
  • Снижению выраженности астенических проявлений (заторможенность, инертность);
  • Активации функционирования нервной системы;
  • Наращиванию интеллектуально-мнестических возможностей;
  • Восстановлению эмоционально-волевых функций или, проще говоря, улучшению памяти и внимания.

Кроме этого, ноотропы уменьшают возбудимость и раздражение, несут антидепрессивный, успокаивающий, слегка снотворный, противоэпилептический и противопаркинсонитический эффекты. Вместе с тем, они малотоксичны, неплохо сочетаются с медикаментозными средствами других фармакологических групп, однако иной раз в качестве побочного действия имеют развитие пристрастия .

В иных случаях нежелательный эффект от приема ноотропов может идти от психостимулирующих способностей препаратов , что проявляется излишним возбуждением, беспокойством, нарушением сна и развитием бессонницы . Каждый из ноотропных препаратов имеет и другие побочные эффекты и противопоказания, которые подробно описаны в аннотации к лекарственному средству, поэтому нет смысла перечислять все подряд.

Представители ноотропов

За способности повышать умственные возможности ноотропные препараты получили название «стимуляторов познания». К ним относятся:

  1. Пирацетам. Недорогой российский препарат, обладающий позитивными сторонами (улучшает кровоток, способствует ускорению утилизации глюкозы, увеличивает энергетический потенциал и др.) и противопоказаниями ноотропов, что неудивительно, ведь данное лекарство было первым и осталось главным представителем данной группы (действующее вещество – пирацетам). Препарат, полученный в 1972 году, первоначально был рекомендован преимущественно пожилым пациентам, пережившим нарушения мозгового кровообращения и имеющим функциональные расстройства центральной нервной системы. Благодаря своим свойствам способствовать улучшению памяти и работы мозга, пирацетам стал родоначальником целого класса лекарственных средств, которые сейчас успешно применяются во всем мире. Это лекарство, наряду со специфическими медикаментозными средствами, действительно хорошо подходит для взрослых, имеющих проблемы с нервной системой, психическую патологию, алкогольную, наркотическую и лекарственную зависимость, но, как оказалось, кроме этого, он позитивно влияет и на психику детей, переживших , получивших родовые травмы и их последствия, имеющих другую патологию нервной системы.
  2. Ноотропил (действующее вещество – парацетам). Ноотропил используется при , интоксикациях, затронувших важнейшие структуры головного мозга, состоянии после перенесенного (после кровоизлияния – с осторожностью!), . В педиатрической практике ноотропил применяют с целью ликвидации последствий родовых травм, внутриутробных инфекций, гипоксии, а также для лечения детей с ДЦП, задержкой умственного развития, тяжелым течением и гиперактивности (СДВГ).
  3. Фезам комбинированный препарат (действующее вещество: пирацетам с циннаризином), применяемый при нарушении мозгового кровообращения, энцефалопатии, травмах ГМ и интоксикациях, синдроме Меньера, мигрени. Детям до 5 лет фезам противопоказан, после пятилетнего возраста может назначаться для улучшения мозговой деятельности у детей с задержкой интеллектуального развития.
  4. Винпоцетин – таблетки для улучшения памяти при цереброваскулярной недостаточности, вазовегетативных проявлениях климакса. Винпоцетин – лекарство для взрослых, препарат противопоказан до наступления совершеннолетия.
  5. Церебролизин выпускается в инъекционных формах, применяется при когнитивных расстройствах и нарушении процессов запоминания (болезнь Альцгеймера, последствия , черепно-мозговые травмы, задержка интеллектуального развития, СДВГ у детей).
  6. Энцефабол . Недешевый ноотропный препарат (до 1000 рублей), назначаемый молодым, пожилым, маленьким детям и беременным женщинам. Список показаний включает широкий круг патологических состояний, в том числе, снижение интеллектуальных способностей, речевые расстройства, дефицит внимания.
  7. Фенотропил тоже недешевые (от 370 до 1100 рублей) таблетки для улучшения памяти, которые, применяют для поддержания организма в случае предстоящих или перенесенных чрезмерных физических (спортсмены) и умственных нагрузок (студенты), а также при самых различных заболеваниях центральной нервной системы, связанных с поражением сосудистых стенок, нарушением метаболизма в ГМ, травматическим воздействием, интоксикацией. Полезным считают использование препарата при невротических состояниях, депрессиях, судорожном синдроме, гипоксии, хроническом алкоголизме. Фенотропил, улучшая мозговую деятельность, память и внимание, облегчает процессы запоминания и обучения, но, вместе с тем, способен вызывать психомоторное возбуждение и нарушение сна, поэтому его не принимают после 3 часов дня. Лекарство при всех его достоинствах не назначают женщинам в период кормления грудью, при тяжелом течении гипертонической болезни, выраженном атеросклерозе, панических атаках и тревожных состояниях. Препарат также противопоказан в детском возрасте.

Кроме перечисленных лекарственных средств, способностями улучшения памяти и работы мозга обладают и препараты, близкие им по свойствам: кавинтон, циннаризин, фенибут, пикамилон, пиридитол… К сожалению, перечислить все названия, аналоги, синонимы, а также достоинства и недостатки данной фармакологической группы не представляется возможным, что, впрочем, вполне поправимо – каждое конкретное лекарство имеет свою собственную инструкцию, которую легко найти как в упаковке с капсулами или таблетками для улучшения памяти, так и на просторах Интернета.

Таблетки для улучшения памяти, свободно отпускаемые в аптеке

Самыми безопасными и доступными лекарственными средствами, за которыми не обязательно ходить к врачу, считаются витамины (группа В, С, Е), некоторые микроэлементы (магний), экстракты растений:

  • Витамин Е (токоферола ацетат) по 1000 ЕД является замечательным антиоксидантным средством и, помимо этого, позитивно влияет на мышечную работоспособность, репродуктивную функцию организма, психическую деятельность;
  • Ундевит витаминный комплекс, содержащий 11 витаминов, особенно полезен для улучшения памяти и работы мозга людям среднего возраста и пожилым пациентам;
  • Глицин – популярный, недорогой, доступный, вкусный лекарственный препарат, применяемый для лечения взрослых и детей;
  • Витрум мемори – таблетки для улучшения памяти на растительной основе;
  • Аминалон – старый, но не утративший своей актуальности, препарат для улучшения мозговой деятельности у лиц любой возрастной категории, очень хорошо подходит пожилым людям, страдающим сахарным диабетом, так как способствует снижению глюкозы в крови;
  • Билобил – хотя и отпускается без рецепта, но относится к лекарствам для взрослых (билобил противопоказан детям и подросткам);
  • Интеллан – препарат произведен исключительно из экстрактов представителей растительного мира;
  • Гинкго билоба – название всем известное, полученное от названия дерева, экстракт листьев которого дает жизнь препарату для улучшения интеллектуально-мнестических возможностей.

К лидерам по укреплению не только памяти, но и других функций организма относят гинкго билоба, из листков которого некоторые люди приловчились делать лекарство в домашних условиях. Оказывается, все не так сложно: нужно взять купленные в аптеке листья гинкго билоба (1 столовую ложку), насыпать их в термос, залить стаканом кипятка, герметично закрыть и оставить на пару часов, а потом пить приблизительно по 100 мл трижды в день за полчаса до еды.

Улучшаем память без лекарств

Начнем с питания

Некоторые люди, отдавая предпочтения тем или иным блюдам, всегда отмечают, что выбор не случаен – отдельные продукты улучшают мозговую деятельность:


Кроме питания, в деле улучшения мозговой деятельности могут быть использованы уникальные свойства того, что растет вокруг нас, но в пищу в качестве традиционного обеда или ужина не употребляется, то есть, настало время обратиться к проверенным веками средствам, которые от природы имеют способности улучшать память и работу мозга.

Народные средства для всех профессий и почти всех возрастов

Народная медицина в плане улучшения памяти никак не могла оставаться в стороне, ведь влияние отдельных растений на ЦНС было замечено еще во времена, когда человек нынешних методов лечения не знал и не предполагал. Травники и народные целители предлагают вниманию пациентов, стремящихся добиться ясности ума и высокой способности переносить умственные нагрузки, свойства следующих представителей растительного мира:

  • Имбирный чай с мелиссой и мятой: кусочки имбиря (10 г) заварить в стакане кипятка (250 мл), добавить мяту и мелиссу. Улучшить работу мозга можно с помощью 1 – 2 чашек в день;
  • Чай с шалфеем и мятой: вечером засыпать в термос емкостью не менее 0,5 литра по 1 столовой ложке мяты и шалфея, залить кипятком (500 мл) и оставить настаиваться. Утром процедить и принимать по 50 мл 3 – 4 раза в день перед едой (за полчаса);
  • Чесночное масло: головка чеснока измельчается и заливается подсолнечным или оливковым маслом (1 стакан), настаивается от 2 до 3 недель, употребляется по 1 чайной ложке с таким же количеством лимонного сока (свежевыжатого) 3 – 4 раза в день до приема пищи. Попить такое лекарство можно не более 3 недель;
  • Кора рябины красной: 1 ст. ложка коры дерева заливается стаканом кипятка (250 мл) и ставится на маленький огонь на 10 минут. Процеживается отвар через 6 часов и принимается по столовой ложке трижды в день около месяца. Отвар коры красной рябины считается хорошим профилактическим средством против развития атеросклеротического процесса и отложения холестериновых бляшек;
  • Сосновые почки: их желательно употреблять в свежем виде (весной), когда они набухли, но еще не раскрылись (тогда в них содержится очень большое количество различных полезных компонентов) – без всякой дополнительной обработки 2 – 3 раза в день до приема пищи.

Для улучшения интеллектуальных способностей и просветления в голове рекомендуют готовить отвары из смеси крапивы, корня ириса, золотого корня, гвоздики красной и семян подорожника большого. Или смешать листья малины и брусники по 3 столовых ложки, добавить 4 ст. ложки монгольского чая (бадана) и одну ложку орегано, перемешать, из смеси отобрать столовую ложку, заварить в 0,5 л кипятка, еще раз прокипятить (10 минут), дать постоять пару часов и процедить. Полученного отвара хватит, чтобы попить 1 день (стакан – утром, стакан – вечером), а назавтра заварить новый, ведь смесь листьев еще осталась?

Только для взрослых

Если по состоянию здоровья не противопоказан алкоголь и человек не занят в профессии, требующей абсолютной трезвости, то в качестве профилактики нарушений памяти можно использовать народные средства, приготовленные на спиртосодержащих жидкостях (водка, коньяк, чистый спирт):

«Гимнастика» для ума

В этом разделе хотелось бы обратиться к тем читателям, которые желают улучшить память, но по каким-либо причинам не идут к врачу, не считают нужным приобретать лекарство в аптеке и, тем более, не верят народным средствам. В подобных случаях можно посоветовать заняться тренировкой ума. Упражнения для улучшения мозговой деятельности несложные, а, порой, очень даже интересные, если подойти к ним творчески, например:

  • Быстро вспоминать и произносить слова, на первую, вторую, третью (и так далее) букву алфавита: «А» – айсберг, «Б» – барбарис, «В» – винегрет… и так до 20-ой буквы алфавита;
  • Вспоминать иностранные слова, заученные в школе (счет, глаголы);
  • Попробовать посчитать в обратном порядке от какой-то цифры (например, от 100 до 0);
  • Поиграть в города, придумывая их по алфавиту: Астрахань, Берлин, Вологда, Гданьск и так далее. А можно пригласить в игру кого-то из близких и играть вместе. Назвав любой, существующий в реальном мире город, продолжить ряд, где название каждого последующего населенного пункта будет начинаться на последнюю букву предыдущего (Москва – Антверпен – Новгород – Донецк…);
  • Можно придумывать синонимы к выбранным произвольно словам (чем больше, тем лучше) или слова на одну букву, например, «Ж» – журавль, жук, жрец, жернова… до 20-ти слов.

Упражнения для повышения умственных возможностей можно придумывать самостоятельно и сколько угодно: заучивать стихи, решать задачи, разгадывать кроссворды, в общем, при желании «поломать голову» найдется над чем.

Чего только не придумает народ?!

В данной статье хотелось бы затронуть еще одну важную тему, связанную с лечением различных заболеваний нетрадиционными методами, которые их изобретатели нередко называют народными (вероятно, потому, что придуманы они кем-то из народа?). Последнее время появляются новые и новые рекомендации в отношении борьбы с онкологической патологией, болезнями сердца и сосудов, не остается без внимания «новоиспеченных эскулапов» и улучшение памяти и работы мозга. Мы не станем особо критиковать или осуждать новые методики, хотя иной раз они просто абсурдны, не станем отговаривать от употребления каких-то вновь изобретенных средств, просто предоставим читателю возможность подумать самому, так сказать, заняться мозговой гимнастикой, а заодно обратиться к знаниям, полученным в школе.

Золотая вода?

Не беремся судить, насколько повышается мозговая работоспособность от употребления «золотой» воды, но люди, испробовавшие ее действие на себе, утверждают, что попить ее нужно обязательно (в дополнение к питанию). Однако прежде чем привести рецепт приготовления такой «волшебной» воды, хотелось бы напомнить читателю некоторые школьные уроки химии, на которых учителя говорили, что золото не вступает во взаимодействие с сильными кислотами, кроме «царской водки» (смесь концентрированных сильных неорганических кислот – соляной и азотной). Так неужели обычная вода, даже если ее кипятить много часов подряд, вдруг приобретет необычные для себя свойства, позволяющие растворить хоть какое-нибудь количество этого стойкого во всех отношениях металла? Может быть, «серебряную» воду легче сделать? Или еще лучше – «алюминиевое» лекарство изготовить, оно, возможно, и получится? Но «золотая», так «золотая», все равно пациенты, стремящиеся улучшить память народными средствами без особых материальных и трудовых затрат, найдут данные рекомендации на каком-нибудь форуме. Готовят «золотую» воду просто: берут любое золотое украшение (серьги, цепи, кольца) без камней, опускают в емкость с водой (вода – 500 мл), ставят на плиту и кипятят, пока половина объема воды не испарится (250 мл). «Золотое» лекарство почему-то пьют очень малыми дозами – 1 чайная ложка (наверное, в большей дозе опасно?) 2-3 раза в день. Говорят, что через две недели не только в голове прояснится, но и сердечная мышца укрепится. Очевидно, что данные рекомендации могут заинтересовать того, кто плохо учился в школе.

“Массаж мозга”?

Не пробовал автор на себе и распространяемый в Интернете диск «Массаж мозга». Люди покупают, слушают на высоких частотах по утрам по 45 минут – отзывы противоречивые. Одни утверждают, что, входя в состояние медитации подобным образом, и концентрация внимания, и память, и работоспособность, и обучаемость заметно повышаются. Другие же утверждают, что, кроме головокружения и разбитости, ничего от нового метода не получили. Отдельные люди устраивают массаж мозга без всяких дисков: просто занимаются интенсивным полосканием рта в течение 5 – 10 минут, вызывая активизацию процессов возбуждения, которые, в свою очередь, могут обернуться самым непредсказуемым образом (???).

Примеров различного нетрадиционного и даже не народного лечения во Всемирной паутине последнее время крутится множество. Два из них мы привели лишь для того, чтобы наши постоянные читатели знали заранее нашу точку зрения в отношении тех или иных, порой, весьма сомнительных, методов воздействия на центральную нервную систему, с которой, как известно, следует обращаться бережно и осторожно. Проведение экспериментов над собственной головой, своим умом и интеллектом может грозить еще большим нарушением памяти и внимания, появлением головокружения, головных болей и даже судорог. Хочется надеяться, что читатель к улучшению своих умственных способностей будет подходить обдуманно и взвешенно, советуясь с лечащим врачом.

Видео: улучшение памяти – мнение специалиста

Проблема развития памяти, внимания и способности концентрироваться на задачах в случае с развивающимся мозгом школьника может возникать как результат действия нескольких факторов: психологического, физиологического, поведенческого и др.

  • В одних случаях для развития памяти и работы мозга для школьников предлагают изменить образ жизни и деятельности, обогатить рацион (в том числе с помощью биодобавок).
  • В других - по медицинским показаниям применяют комплексное лечение стимулирующими препаратами и ноотропами.
  • В третьих - решение ищут в индивидуальном подходе, учитывающем особенности восприятия и запоминания конкретного школьника, вследствие чего родители под своего ребёнка корректируют школьный курс обучения.

Факторы, которые надо учесть в работе по улучшению работы мозга школьника

Медицинский фактор

Чаще всего в контексте рассмотрения действия этого фактора говорят о синдроме дефицита внимания и гиперреактивности (СДВГ). Не все медики, учителя и родители признают существование этого невралогическо-поведенческого расстройства, однако для большинства СДВГ - медицинский факт, полного способа избавления от которого пока не найдено.

Считается, что у мальчиков синдром встречается чаще, чем у девочек. Но разнообразие критериев постановки диагноза, методик исследования и способов локализации групп не дают возможность установить не только точную пропорцию, но даже распространённость СДВГ. Называются числа от 3:1 до 9:1 соотношения мальчиков и девочек с этим синдромом. Общая же оценка распространённости расстройства колеблется в пределах от 1 до 30 % от всего населения. Также считается, что треть детей от числа тех, у кого зарегистрирован СДВГ, перерастает синдром или приспосабливаются к нему. Сложность классификации возникает ещё и из-за того, что некоторые из признаков СДВГ проявляются эпизодически и время от времени.

Феноменологическая характеристика включает такие диагностические критерии, как:

  • неспособность удержать внимание на деталях, а также сконцентрироваться на выполнении заданий и на поставленных во время игр целях,
  • забывчивость и рассеянность в повседневных ситуациях, что также сопровождается частой потерей вещей,
  • избегание вовлечения в процессы, которые требуют сохранения длительного умственного напряжения и др.

Признание у ребёнка СДВГ позволяет внести корректные поправки в стимулирование мозговой деятельности школьника, что в будущем даёт ему возможность рассчитывать на успех в профессиональной сфере, избавляет от проблем с адаптацией в коллективе, сложностей в межличностных отношениях.

Несмотря на то, что подходы к работе с расстройством разнятся в разных странах, общепризнанным считается комплексный подход, который включает немедикаментозную психотерапию и индивидуальную модификацию поведения с помощью психостимуляторов и ноотропов (если не помогает педагогическая и нейропсихологическая коррекция).

Опасность назначения стимуляторов детям связана с тем, что завышенные дозы препаратов могут вызывать привыкание, вследствие чего фиксируются случаи, когда подросток использует высокие дозы для достижения наркотических эффектов. Частично привыкание связано и с краткосрочным действием препарата, который из-за этого нужно принимать несколько раз в день. Так действие большинства из них длится не более 4 часов, но и метилфенидат или декстроамфетамин с продолжительностью действия до 12 часов сохраняют опасность привыкания.

Альтернативой таким препаратам становятся средства растительного происхождения типа HeadBooster, BrainRush, Optimentis, которые оказывают влияние на улучшение питания головного мозга, кровообращение, энергообмен и тонус коры не сразу, а постепенно, по мере улучшения состояния тканей и коммуникативных функций в нейросетях. Благодаря своему «мягкому» действию эти же препараты чаще других используют в коррекции физиологического характера.

Физиологический фактор

Самой распространённой физиологической причиной, мешающей мозгу школьника в полной мере раскрыть свой потенциал, считается нарушение кровообращения мозга, а также нехватка питательных веществ и кислорода. Такая ситуация может возникнуть вследствие:

  • генетических факторов,
  • родовых и послеродовых травм, связанных с повреждениями шейного отдела, асфиксиями, кровоизлияниями,
  • болезней, перенесённых ребёнком или матерью во время беременности,
  • несбалансированного питания и сложной экологической обстановкой,
  • привычек, благодаря которым школьник систематически нарушает правила здорового образа жизни и поведения.

Два последних пункта относятся к тем, на которые можно и нужно повлиять, чтобы улучшить работу мозга своего ребёнка.

Социально-психологический фактор

Успехи или неудачи ребёнка в получении новых знаний могут напрямую зависеть от степени психологической комфортности среды обучения и методики преподавания, соответствующей индивидуальным особенностям восприятия. Так, ребёнок, обучающийся во враждебно настроенном коллективе, в принципе не может быть сосредоточен на усвоении знаний, поскольку занят собственным «выживанием». При всей сообразительности школьника и активности работы мозга, его формальная результативность будет оставаться на низком уровне.

Ребёнок-«визуал», склонный с большей лёгкостью воспринимать информацию подданную в виде изображений, схем, визуальных образов, печатных текстов, будет хуже запоминать устную речь и попытку донести информацию в вербальном диалоге. И наоборот - ребёнку-«аудиалу» легче увидеть информацию, чем услышать её, что тоже нужно учитывать при оценке индивидуальных способностей ученика и процессах стимуляции работы его мозга.

Наконец, ребёнка нужно просто научить некоторым приёмам запоминания, для того, чтобы его эффективность и обучаемость резко выросли. Большинство таких приёмов задействуют ассоциации, эмоции, ритмику в качестве помощников в обучении. Так яркий эмоциональный образ, ассоциативно связанный с объектом запоминания и встроенный в пространство последовательной истории запомниться намного лучше.

Средства по улучшению работы мозга ребёнка

Препараты и биодобавки, которые влияют на состояние памяти, способность к концентрации и качество сна делают это опосредованно - через улучшение микроциркуляции и снабжения мозга, а также через «включение» нейромедиаторов. Нейромедиаторы - это биологически активные вещества разных групп (пептиды, аминокислоты, моноамины), выступающие посредниками в передаче электрохимического импульса от нейрона. Большинство препаратов, созданных для активизации мозговой деятельности, имеют в своём составе такого «посредника».

«Глицин ». Препарат с названием нейромедиаторной аминокислоты, которая уменьшает выделение возбуждающих аминокислот и вызывает тормозящее действие. Препарат способствует нормализации сна и повышению умственной работоспособности. Для улучшения сна применяется за 20 минут до засыпания по 0,5 таблетки детям до 3-х лет и по 1 таблетке после трёхлетнего возраста. В аналогичных дозах - 0,5 и 1 таблетка соответственно возрасту, но 2-3 раза в сутки - применяется для снятия психоэмоционального напряжения, повышения памяти и умственной работоспособности ребёнка. Длительность приёма - 14 дней. При необходимости и при согласовании с врачом время продолжительность приёма можно увеличить до 30 дней. При этом при пролонгированном приёме дети до 3-х лет сокращают дозу (до раза в сутки) и период (до 7-10 дней).

«Пантогам ». Здесь в качестве действующего вещества используется гамма-аминомасляная кислота, относящаяся к важнейшим нейромедиаторам ЦНС. Средство назначается при нарушениях внимания, речи, ослаблении памяти и снижении умственной работоспособности. Маленьким детям «Пантогам» назначается в виде сиропа с постепенным увеличением дозировки. При длительном употреблении средства прекращается приём препаратов этой группы, чтобы избежать чрезмерной стимуляции ЦНС. «Глицин», упомянутый выше, усиливает терапевтический эффект «Пантогама».

«Биотредин ». В комплексе с «Глицином» рекомендуют принимать ещё один ноотроп - «Биотредин», который пьют курсами по 7-10 дней в режиме «трижды в день по 1 таблетке». Средство содержит витамин В6, активизируя когнитивные функции мозга, улучшая внимание и память школьников. Однако витаминный комплекс группы В более широко и полноценно представлен в растительном препарате «Optimentis».

«Optimentis ». Природно-растительное средство, в составе которого, помимо пиридоксина (В6), улучшающего метаболизм и увеличивающего работоспособность мозга, и биотина (В7), нормализующего обмен веществ, представлены и другие витамины этой группы. За улучшение кислородного питания отвечает токоферол, а за энергетический уровень и кровообращение - растительная основа, состоящая из композиции экстракта Гинкго Билоба и женьшеня.

Перейти на официальный сайт .

». Главным конкурентом «Optimentis» в группе природно-растительных ноотропных средств называют «ХэдБустер», который благодаря своему составу компенсирует нехватку и витаминов, и полиненасыщенных жирных кислот. При этом в нём тоже содержаться экстракты женьшеня и Гинкго Билоба, отвечающие за микроциркуляцию тканей головного мозга. Дети с 12 лет могут принимать эту биодобавку наравне со взрослыми за полчаса до еды три раза в день в течение месяца.

Перейти на официальный сайт HeadBooster .

Активная работа мозга очень важна человеку для нормальной жизнедеятельности: учебы, работы, правильного развития. Современный ритм жизни накладывает на нас огромную нагрузку, поэтому особенно необходимыми становятся стимуляторы мозгового кровообращения. Таблетки для улучшения памяти помогут адаптироваться к большим объемам работы, при этом поддерживая работоспособность мозга на должном уровне.

Какие таблетки пить для памяти и улучшения концентрации внимания

Препараты для памяти и внимания пользуются большим спросом на рынке лекарств, самые популярные из них:

  • Ноотропы. К ним относятся: «Ноотропил», «Пирацетам», «Фенотропил», «Луцетам», «Ноопепт».
  • Препараты, способствующие улучшению свойств крови («Трентал», «Вазонин», «Флекситал», «Агапурин», «Кавинтон», «Телектол»)
  • Растительные препараты на основе растения гингко билоба («Витрум мемори», «Мемоплант», «Гингко Билоба», «Гингкоум», «Доппельгерц».

Выбирая лекарства для улучшения мозгового кровообращения, памяти, внимания, нужно помнить о противопоказаниях, побочных действиях. Чтобы избежать проблем, связанных с приемом средств, необходимо консультироваться с врачом. Специалист оценит особенности вашего организма и даст свои рекомендации. Без рецепта препараты можно приобрести, но в конкретном случае они могут оказаться неэффективными или нанести вред.

Взрослым

Работающие люди нуждаются в подпитке мозга не меньше других. Особенно в категорию риска попадают взрослые старше 40 лет и те, чья работа связана с умственным трудом. Большие нагрузки на мозг приводят к ухудшению памяти, снижению концентрации внимания, повышенной утомляемости, стрессам, другим симптомам. Чтобы восстановить работоспособность, активность необходимо принимать различные витамины, лекарства. Для взрослых подойдут: «Глицин», «Фезам», «Витрум Мемори», «Ноотропил» и др.

Детям и подросткам

В этом возрасте организм нуждается в дополнительной подпитке, потому что дети и подростки очень активны. Чтобы становление психических процессов шло правильно, детям хватало энергии на учебу и игры, необходимо дополнительное питание. Девочки и мальчики могут получить недостающие элементы, принимая «Глицин». Лекарство обладает успокаивающим эффектом. Кроме того, оно поможет справиться со школьной программой, улучшая память и внимание, снижая утомляемость при нервных, психических нагрузках.

Студентам

Большое перенапряжение как умственное, так и психологическое студенты испытывают во время сессии. Им приходится прорабатывать и усваивать большие объемы информации, поэтому память и внимание должны находиться на продуктивном уровне. Ноотропные препараты произведут необходимый эффект. Принимать стимуляторы мозговой деятельности надо начинать за 2 недели до начала сессии, чтобы при подготовке действие таблеток для улучшения памяти началось.

Пожилым людям

Эта возрастная категория нуждается в дополнительном питании мозга больше всего. Человек старше 60 лет часто испытывает нарушение сна, головокружения, повышенную утомляемость, вызванную заболеваниями сосудов. Людям пожилого возраста нужно применять препараты, которые улучшают мозговое кровообращение. К таким лекарствам относятся, например, «Танакан» и «Кортексин».

Самые лучшие лекарства для улучшения памяти и работы мозга

Самыми распространенными, лучшими с точки зрения специалистов таблетками для улучшения памяти являются:

При снижении умственной и физической работоспособности хорошо себя зарекомендовал безрецептурный препарат Милдронат 250мг, который оптимизирует обмен веществ внутри клеток организма при нагрузках, защищает их от повреждения. Применение Милдроната помогает преодолеть последствия умственных и физических перегрузок, увеличить эффективность спортивных и интеллектуальных тренировок, и в целом, улучшить качество жизни. Важен курсовой прием препарата, который составляет 10 – 14 дней.­­
  • «Глицин»

Состав: микрокапсулированный глицин, стеарат магния, водорастворимая метилцеллюлоза.

Показания: уменьшает психическое напряжение, улучшает настроение, нормализует сон, повышает работоспособность мозга, применяется при вегетососудистой дистонии.

Применение: принимать препарат нужно подъязычно по 1 таблетке 2-3 раза в день. Дозировка может отличаться в зависимости от заболевания.

  • «Фенибут»

Ингредиенты: аминофенилмасляная кислота, лактоза, крахмал, кальций стеариновый.

Действие: оказывает влияние на мозговое кровообращение, улучшает состояние мозга, психические показатели, купирует тревогу, напряженность, нормализует сон.

Как применять: доза для взрослых – 20-750 мг, детям – 20-250 мг. Дозировка зависит от заболевания и возраста больного. Принимать препарат необходимо внутрь.

  • «Ноопепт»

Состав: ноопепт, крахмал, моногидрат лактозы, стеарат магния, микрокристаллическая целлюлоза.

Показания: препарат улучшает память, способность к обучению, развивает устойчивость мозга к повреждениям.

Применение: внутрь, после еды по 10 мг 2 раза в день.

  • «Пирацетам»

Ингредиенты: пирацетам, стеарат кальция, крахмал, повидон К-25.

Использование: применяется при нарушениях памяти, концентрации внимания, обменных процессов в мозге, обучаемости, при хроническом алкоголизме.

Дозировка: взрослым – 30-160 мг/кг в день (2-4 приема), детям – 30-50 мг/кг в день (2-3 приема). Таблетки принимаются внутрь.

  • «Ноотропил»

Состав: пирацетам, диоксид кремния, стеарат магния и др.

Когда принимать: для укрепления памяти, при головокружениях, снижении концентрации внимания, активности, изменениях настроения, поведения, при дислексии.

Инструкция: принимать таблетки для мозговой активности и памяти нужно внутрь во время еды или натощак. Дозировка зависит от заболевания и особенностей организма.

  • «Фенотропил»

Состав: фенотропил, моногидрат лактозы, стеарат кальция, крахмал.

Показания: нарушение процессов обучения, заболевания центральной нервной системы, ухудшение памяти, внимания.

Применение: дозировка индивидуальна, принимать после еды, внутрь.

Где купить и сколько стоят

Многие аптеки Москвы предлагают средства для улучшения памяти и работы мозга. Лекарства есть во всех точках продаж медицинских препаратов.

  • «Самсон-Фарма» по адресу: Алтуфьевское ш., 89, имеет в наличии все препараты («Глицин», «Фенибут», «Ноопепт», «Пирацетам», «Ноотропил», «Фенотропил»). Цены: 35,85-442,15 рублей.
  • В аптеке «Солнышко» (ул. Шипиловская, 25, корп.1) есть все препараты по стоимости от 29,00 до 444,00 рублей.
  • «Планета здоровья» не продает только «Пирацетам». Остальные лекарства в наличии есть. Цены: 31,60-455,00 рублей. Адрес: ул. Суздальская, 34а.
  • На интернет-ресурсах (Еаптека.ру и Аптека.ру) есть каждый из препаратов по ценам от 13,60 до 427,00 рублей.

Аптека